Новозыбков.Ru

Градостроительное развитие Новозыбкова

М.Е. Комарова, главный архитектор города

Слобода Зыбкая

Новозыбков относится к древним поселениям Брянской области с богатой и своеобразной историей. По данным Румянцевской описи Малороссии 1765 года, на территории Новозыбкова возникли поселения уже в середине XVII века. По изгнании поляков владельцами Тростани в 1655 году заселено село Людковщина вдоль правого берега р. Карна в северной части современной территории города и село Замишево. В 1685 году на левом высоком берегу р. Карна возникает поселение беглых раскольников из Ярославской губернии. Урочище получило название Зыбкое.

В 1701 году был издан Универсал Стародубской полковой канцелярии полковника Миклашевского "О поселении старообрядцев в урочище Зыбком", узаконивший поселение как слободу. В 1715 году слобода Зыбкая, находящаяся с 1704 года в личном владении полковника Миклашевского, передана в "вечное владение" старообрядцам. В 1716 году в слободе насчитывалось 70 дворов. В 1718 году было учреждено бургомистерское управление. Быстрый рост слободы в середине XVIII века связан с пополнением раскольниками в 1735 году и "Ветковской выгонкой" 1766 года.

По данным Румянцевской описи, в 1767 году население слободы составило 931 человек. К началу XIX века в слободе работали мыловарни, бойни, кузни, кожевенные и гончарные мастерские, велась торговля пенькой, конопляным маслом, кожей и мылом. Проводились 4 ярмарки в год и еженедельные торги.

В XVIII веке застройка ведется вдоль реки Карна, ручья Зыбкого и вокруг двух ярмарочных площадей в центральной части города. Сооружаются три церкви, часовня, ратуша.

Развитие города в XIX веке

30 января 1809 года слобода получает статус города Черниговской губернии, получившего название Новый Зыбков с населением 6930 человек, утверждается магистрат. 17 июля 1826 года утверждается план города с радиальной полукольцевой планировкой и прямоугольной сеткой улиц, характерных для торговых ремесленных поселений.

По данным годового отчета за 1837 год, по уездному городу Новозыбкову Черниговской губернии, в городской черте находилось 12576,2 тыс. квадратных сажень (572,3 га) земли, из них 727,3 тыс. квадратных сажень (331,1 га) под застройкой. Численность населения составила 5714 человек.

В городе на 1837 год объявлено было 4 купеческих капитала второй гильдии и 48 третьей гильдии. Главным предметом занятий купечества являлась торговля пенькой, салом, свечами, маслом, хлебом и рогатым скотом, которые отправлялись сухим путем в Вильно, Ригу, Варшаву. В городе насчитывалось 62 купеческих лавки, 8 питейных домов, 188 ремесленных мастерских, 2 училища, больница, 3 церкви, часовня. Работало 26 фабрик и заводов: суконных, парусиновых, салотопных, кожевенных, мыловаренных. Сбыт производился в Риге, Одессе, Санкт-Петербурге, Вильно.

По данным "Памятной книжки Черниговской губернии" 1861 года, Новозыбков простирался на 3,4 версты, население увеличилось до 7493 человек.

По плану 1865 года Новозыбкову принадлежало 3122,77 десятин земли. Селитебная площадь города составила 337 десятин.

Интенсивное развитие города в 60-х годах XIX века вызвано строительством в 1862 году спичечной фабрики в Барках и в 1864 г. спичечной фабрики Максима Волкова, вызвавших расширение границ застройки города в юго-восточном направлении по плану 1865 года. Кроме спичечных фабрик, действуют 109 мелких предприятий: парусиновые, кожевенные, винокуренные, свечные, кирпичные, салотопные и мыловаренные заводы, 94 мастерских и 37 заведений обслуживания. С 60-х годов город вошел в "границу оседлости". В 70-80 годах были основаны крупные учебные заведения: 1875 г. - реальное училище (ныне педагогическое); 1879 г. - женская прогимназия (школа N 1); 1887 г. - сельскохозяйственное техническое училище (ныне техникум).

На ярмарочной площади строится здание торговых рядов. В 1886 году сооружаются пруды на р. Карна и ручье Зыбком, повлиявших на формирование городского центра. В 1885 г. через Новозыбков прошла Полесская железная дорога, а к началу XX века построена ветка на Новгород-Северский, соединившая Полесскую дорогу с Киево-Воронежской. В юго-восточной части современного Новозыбкова создается автономная система управления и обслуживания железной дороги, примыкающая к уже сложившемуся городу, что утверждает юго-восток как приоритетное направление развитие жилой застройки, не обеспечившей четкой планировочной связи привокзальной площади с центром. 70-е годы характерны появлением около 15 новых ремесел. К 1895 году население города составило около 14936 человек, к 1898 г. население города составило 20445, к 1914 г. - до 22345 человек.

Новозыбков в первой половине XX века

К началу XX века произошло укрупнение промышленных предприятий и сокращение их числа. Сложилась торговая сеть (150 магазинов и лавок), сеть обслуживания, включающая мастерские, финансовые учреждения, 7 гостиниц, кинематограф. На улице Красной сформировался административный центр города. Определились основные городские магистрали: ул. Чугуновская (ул. Ленина), ул. Долгоруковская (ул. Коммунистическая), ул. Красная. Действовали 7 учебных заведений, 9 обществ, 3 библиотеки, 9 церквей и 3 синагоги.

Основные улицы города в начале века были вымощены.

В послереволюционный период и в годы гражданской войны происходят структурные изменения и сокращения промышленного производства, ремесленничества и торговли. Значительно меняется сословная структура за счет оттока высших сословий. Сокращаются жилые площади и площади земельных участков до утвержденных нормативов. Селитебная зона сохраняет свои границы до середины 20-х годов. Ряд бывших промышленных и складских территорий занимают военные городки и воинские склады. Предприятия пришли в упадок и были полностью разорены, и только после окончания гражданской войны часть полукустарных производств восстанавливается.

В 1922 году в связи с передачей городских земель был составлен план города с точным очертанием границ. В 1926 году селитебная зона города составила 657 десятин (718 га), принят в ведение Горкомхоза лес площадью 808 га.

В довоенное время в городе строятся новая больница, здания школ, стадион, дом отдыха в урочище Карховка.

Развиваются традиционные промышленные производства. На базе спичечной фабрики "Максим Волков и сыновья" создается крупнейшее в стране производство спичек. К 20-й годовщине революции строится фабрика "Малютка" по выпуску уникальных спичек.

Ведется нарезка новых кварталов усадебной застройки площадью 15-20 десятин (1772 га) с участками 1/8-1/4 десятины (14-27 соток). Проводится разбивка огородной земли и пашни для сдачи в аренду. Постепенно налаживается благоустройство улиц.

К началу 40-х годов население города составило около 30 тыс. человек.

В годы Великой Отечественной войны Новозыбков сильно пострадал. Было разрушено большинство промышленных предприятий, комплекс зданий железнодорожной станции, торговые ряды, более 600 жилых зданий, медицинские учреждения, учебные заведения и другие постройки различного назначения, что нарушило сложившуюся структуру обслуживания. Погибло 4890 человек и около 2000 человек депортировано.

В послевоенный период на месте уничтоженных предприятий строятся новые: механический завод, швейные фабрики, восстанавливаются предприятия пищевой промышленности. Силами военнопленных возводятся первые группы благоустроенных жилых домов по ул. Ломоносова, а также на месте разрушенных торговых рядов. От механического завода по ул. Ленина прокладываются первые трассы водопровода и канализации. Из кирпича разобранных торговых рядов возводится электростанция на 500 кВт по ул. Чапаева.

При сохранении размещения промышленных и складских территорий, в военные и послевоенные годы была нарушена сложившаяся структура обслуживания.

По всему периметру существующей селитебной зоны нарезаются новые жилые улицы с участками от 3 до 6 соток, уплотняются существующие кварталы. Ограничение площади приусадебных участков привело в дальнейшем к нарушению традиционного уклада жизни населения города, лишив возможности заниматься огородничествам и садоводством.

Ведущей идеей схемы генплана 1948 года была пробивка магистрали от вокзала к центру города с реконструкцией разрушенных в период войны юго-восточных кварталов. Идея не была реализована как экономически нецелесообразная. На сегодняшний день все кварталы, по которым предполагалось пробить магистраль, реконструированы по сложившейся планировочной структуре. Таким образом возможность создания четкой планировочной связи привокзальной площади с центром упущена.

В 1948-1954 гг. Гослесфонду передано 100 га леса.

К 1956 году уровень производства превысил уровень 1940 года более, чем в 2 раза.

В 1959 году выполнен опорный план города с изменением городской черты. К этому времени население города составило 29,5 тыс. человек.

Генплан 1962 года

Генеральный план 1962 года был разработан институтом "Брянскгражданпроект" с учетом роста населения с 26,7 тыс. до 45,0 тыс. жителей к 1970 году и 78,0 тыс. - к 1980 году, согласно планам развития промышленности в малых городах.

По проекту территория, занятая жилыми кварталами, сокращалась за счет повышения плотности жилого фонда, обеспечивающей более экономичный вариант в прокладке подземных коммуникаций и транспортного обслуживания. Компактная городская территория располагалась по одну сторону железной дороги. Поселок Людково и залинейный район не получали дальнейшего развития. В Карховке предполагалось оставить только население, связанное с обслуживанием РТС. Проектом предусматривалось четкое распределение городской территории по видам ее использования. Предполагался вынос промышленных предприятий, размещенных в приспособленных зданиях и оказавшихся в результате роста городской территории внутри жилых кварталов, во вновь формируемые промышленно-складские узлы. Так, на территорию хлебоприемного предприятия по ул. Мичурина выносилась вальцевая машина с ул. Ленина, жерновой завод и гречецех с ул. Советской; пищевые предприятия сосредоточились на площадке крахмального завода по ул. Интернациональной; кустарные предприятия горпромкомбината объединялись на территории по ул. Чапаева; склады райпотребсоюза - на ул. Садовой. Переносимые цеха деревообделочного завода, кожзавод и ремстройуправление формировали северо-западный промышленный узел. За северную границу города предлагалось вынести ветлечебницу и птицеферму. Вокруг завода "Волна революции" (НСПО) развивался восточный промышленный узел с предполагаемым размещением новых предприятий Совнархоза. У маслосырозавода создавалась южная коммунально-складская зона.

Для улучшения транспортных связей планировалось строительство двухуровневых пересечений железной и автомобильной дорог по ул. Мичурина (с выносом нефтебазы) и по дороге на Чуровичи.

Сохраняя радиально-кольцевую архитектурно-планировочную структуру города, многие существующие улицы селитебной территории предполагалось закрыть, укрупняя кварталы до размеров микрорайонов с рациональной организацией и равномерным размещением учреждений обслуживания. Микрорайоны группировались в два жилых района - северо-западный и юго-восточный - с границей по ул. Коммунистической. На перспективу основным направлением расширения селитебной территории было выбрано северное и северо-западное направление.

К концу расчетного срока (25 лет) жилой фонд должен увеличиться в 6 раз. Планируя повышение уровня благоустройства города, дальнейшее развитие инженерных коммуникаций, проектировщики предлагали преимущественное строительство капитальных 4-этажных жилых домов на месте существующих кварталов, дополненное к концу проектного срока 2-этажными блокированными домами кооперативов частных застройщиков. Из 600 га застроенной территории предлагалось 242 га занять 4-этажной застройкой со сносом 1-этажных домовладений и освоения их приусадебных участков, площадь которых составляла 12-15 соток и более. При этом соотношение сносимого жилого фонда к вновь сооружаемому не превышало 10%. В течение первых 10 лет планировалось выборочное строительство на территориях, полученных без сноса путем урезки приусадебных участков до 6 соток.

Для размещения нового индивидуального строительства намечалось уплотнение кварталов существующей 1-этажной застройки и использование свободных территорий юго-западной части города с перспективным переходом к блокированным 2-этажным домам с приквартирными участками. Предполагалось, что доля индивидуального строительства не должна превысить 15%.

Основная территория учреждений общегородского значения размещалась в центре города, имеющем транспортные связи с жилыми и промышленными районами, изолированном от транзитного движения предполагаемым созданием обходной кольцевой транспортной магистрали. Освобождая от индивидуальной застройки территорию у озера Карна, предполагали разбить парк с учреждениями отдыха и спорта. Центр юго-восточного жилого района планировался во вновь проектируемом парке около вокзала. В центре юго-западного жилого района намечалось строительство спортивного комплекса. Санаторий "Карховка" в сосновом лесу залинейного района после ликвидации туберкулеза как "опасного заболевания" предполагалось сделать домом отдыха. Наиболее крупным зеленым устройством должен был явиться пейзажный парк со стадионом и аттракционами к юго-западу от города в зоне существующего лесопарка.

В 1958 году была сдана в эксплуатацию первая очередь водопровода в дополнение к водопроводным сетям предприятий. К 1961 году система водоснабжения включала 20 артезианских скважин и 4,35 км разводящих сетей. Проектом предусматривалось создание централизованной системы водоснабжения с размещением водозаборных сооружений на северной или западной окраине города. Водоснабжение из р. Ипуть для питьевых и технических целей было признано экономически нецелесообразным.

Канализование города предусматривалось по раздельной системе с очисткой стоков на проектируемых очистных сооружениях, расположенных на северо-западной окраине города.

Центральное теплоснабжение не проектировалось. Предусматривалось теплоснабжение от районных котельных.

Для электроснабжения города планировалось строительство районных подстанций.

Территория города имеет плоский рельеф, супесчаный слабофильтрующий грунт, высокий уровень стояния грунтовых вод. Поэтому в проекте особое место заняли проблемы, связанные с инженерной подготовкой территории. Капитальная застройка в восточной части города требовала проведение мероприятий по понижению уровня грунтовых вод.

Значительную роль в дальнейшем развитии Новозыбкова сыграло строительство завода электротермического оборудования в восточном промышленном узле, начатое в 1969 году. Со строительством завода связан рост населения, расширение строительной базы, сравнительно большие объемы жилищного строительства, создание системы очистных сооружений и канализационных сетей, системы водопровода с водозабором. Возводятся группы 5-этажных кирпичных и панельных домов. В северной части города возникает район усадебной застройки.

В 1978 году по землям Новозыбковского района прошел участок магистрального газопровода, положивших начало газификации города.

Генплан 1982 года

Генеральный план 1982 года явился корректурой проекта 1962 года, необходимость которой была вызвана завершением проектного срока генплана и потребностью в расширении селитебной зоны, так как реальная доля индивидуального строительства в 3 раза превысила планируемую. Население города по численности подходило к параметрам, намечаемым в 1962 году на первую очередь, и составило 43,2 тыс. человек (вместо 78,0 тыс. человек). Менее интенсивный рост вызван тем, что вместо двух заводов был построен один завод "Индуктор", а также перенесли в областной центр педагогический институт.

Развитие градообразующей базы, определенное схемой районной планировки Брянской области, предполагала проектную численность города Новозыбкова к 1992 году - 52,0 тыс. человек и к 2000 году - 62,0 тыс. человек. После проведения анализа структуры генплана 1962 года, сложившейся ситуации, условий трудового тяготения основным направлением развития в 1982 году определены свободные территории северо-восточного направления и реконструкция центральной части города при сохранении 1-этажной застройки на западе. Уменьшен процент сносимых домовладений. Доля индивидуального строительства получила реальное отражение.

Отдельно рассмотрим, как структурируется городская территория на практике и как она районировалась в проекте генплана 1982 года. По проекту намечались следующие крупные районы: центральный, северо-западный, южный, восточный, которые предполагалось развивать комплексно. В действительности для городской ткани Новозыбкова характерно разнообразие мелкомасштабных планировочных образований, отличающихся по историко-генетическим, архитектурно-художественным признакам и составляющих мозаичный ряд, в котором даже индивидуальная застройка на каждой улице друга как в зоне центра, так и в новых кварталах на окраине, очевидно, что структурирование такой территории правомерно осуществлять в соответствии с реальной типологией застройки, сложившейся в городе.

В 1974 году институтом "Белхимпроект" выполнена схема восточного промышленного узла - основного промышленного района города, а в 1980 году - южного промышленного узла.

В системе районной планировки Новозыбков рассматривался как один из центров Клинцовско-Новозыбковского узла сосредоточенного строительства; схемой предусматривалось к размещению в Новозыбкове завода химически стойкой арматуры, деревообрабатывающего комбината, комбината железобетонных изделий, но эти предложения не нашли подтверждения со стороны министерств и ведомств. Поэтому рост экономической базы связывается с расширением и реконструкцией существующих предприятий, а для возможного размещения новых предусматривается резерв.

Одной из важнейших задач развития транспортной сети остается строительство путепровода на пересечении автодорог с магистральными железнодорожными путями. Поскольку по расчетам института ГипродорНИИ две трети грузоперевозок приходится на северное и северо-западное направления, генпланом ставилась задача объединения этих направлений на подходе к городу, с выходом на объездную дорогу, проходящую вблизи складов и баз, обслуживающих Новозыбковский район.

Для хранения индивидуальных машин выделялись территории в коммунальных зонах и на специальных участках жилых районов. К началу 80-х годов получила значительное развитие система водоснабжения города. На территории станции 2-го подъема была построена станция обезжелезивания; водопровод из поселка Заря. Промышленные предприятия города были подключены к городской системе водоснабжения. Строится технический водозабор на р. Ипуть по проекту 1978 года. Генпланом предусматривалось развитие водоснабжения за счет расширения существующего водозабора и использования подземных вод нового водоносного горизонта в районе п. Заря.

Планировалось расширение очистных сооружений, ликвидация полей фильтрации маслосырозавода, реконструкция канализационно-насосной станции перекачки, развитие системы напорно-самотечных коллекторов.

В общегородскую систему инженерного обеспечения предусматривалось включение котельной и подстанции завода "Индуктор". В 1981 году был разработан проект полигона твердых бытовых отходов в районе п. Мамай, после ввода которого планировалось закрыть свалку в северной части города.

К настоящему времени генеральный план в значительной мере реализован. За время с 1983 по 1993 год Новозыбков развивался относительно интенсивно, активно велась целевая реконструкция, снос ветхого жилого фонда, корректировалось зонирование - на месте индивидуальной застройки в центре появилась капитальная, благоустраивались территории не только в центре, но и на периферии. В период с 1986 по 1990 год при осуществлении реабилитационных мероприятий по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС резко увеличилось количество городских дорог с улучшенным покрытием. За время действия генплана 1982 года территория жилой застройки увеличилась на 602 га, в т. ч. утроилась территория капитальной застройки, более, чем наполовину - зона индивидуальной застройки. Значительно расширилась территория, занятая промышленными, коммунально-складскими предприятиями за пределами селитьбы. Город продолжает развиваться как довольно компактное планировочное образование, в котором по-прежнему преобладает индивидуальная застройка, занимающая свыше 60% его территории.

Важнейшим структуроформирующим элементом во взаимосвязи всех функциональных зон города является общегородской центр. Планировочный каркас центра Новозыбкова образуется центральной площадью, ул. Ленина, Первомайской, Урицкого, Красной, пл. Советской, ул. Воровского, Комсомольской. Эти улицы образуют полукольцевую планировку, которая переходит в регулярную прямолинейную сеть улиц. И хотя на плане города центр почти не удален от всех других его районов, практически планировочные связи его с севером, северо-востоком и югом города усложнены. По современному состоянию он может быть оценен как моноцентрическое планировочное образование с разветвленными, отводящими от главного центра, связями-улицами, на которых пока нет полноценных подцентров, обслуживающих другие зоны города, примыкающие к его центральной части. По существу, городского центра как системы в городе пока нет.

Генплан 1993 года

Авария на Чернобыльской АЭС стала важнейшим событием, роковым образом повлиявшим на дальнейшее развитие города.

Неопределенность концепции проживания в зоне, пострадавшей от аварии, в которую попал Новозыбков, приостановила планомерное развитие территории. Необходимость проведения срочных дезактивационных мероприятий явилась одной из причин осложнения гидрогеологической ситуации. В условиях радиационного загрязнения территории возникла потребность в экологическом подходе к развитию градостроительной ситуации. Кроме того, изменилась экономическая политика в республике и статус города, вошедшего в приграничную зону.

Эти условия легли в основу раздела "Строительство и дезактивация" программы реконструкции и развития города Новозыбкова, разработанной во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 20.01.92 г. "О дополнительных мерах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы на территории Брянской области".

В создавшейся обстановке стало очевидным, что для дальнейшего развития города необходимо было обосновать и выработать новый стандарт его планировочного развития, отличный от того, который формировался до катастрофы.

Проект "Градостроительно-экологическая паспортизация территории города Новозыбкова с целью его радиационной реабилитации. Корректура генерального плана" разработан институтом БелНИИградостроительства по заданию администрации г. Новозыбкова в соответствии с утвержденными мероприятиями по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Исходной базой проекта принят 1993 г., первая очередь строительства - 1993 - 2000 гг., расчетный срок - 2015 г.

Разработанная корректура генерального плана является основой для последующей градостроительно-экологической паспортизации территории. Главной задачей разработки корректуры генплана - формирование застройки, благоустройства и инженерное оборудование на основе совмещения градостроительного и экологического подходов к реабилитации территории города.

Радиационно-экологическая ситуация, усложнившаяся в городе в результате действия последствий аварии, привела к тому, что население росло замедленными темпами, отставая от перспективных прогнозов генерального плана 1982 года. В связи с этим проект не предусматривает резкого увеличения численности населения города, которое на момент разработки корректуры генерального плана составило 43 тыс. человек. Его рост на первую очередь прогнозируется до 46 тыс. человек, а на расчетный срок - до 55 тыс. человек.

Территориальное развитие намечается с учетом создания условий безопасного проживания на территории города. Разработанные в проекте планировочные и инженерно-технические меры направлены на радиационную реабилитацию территории. Мероприятия рекомендуется проводить по этапам, в зависимости от уровня загрязнения территорий радионуклидами. При этом в первую очередь реабилитируются те из них, где показатели загрязнений свыше 40 Ки/кв.км., и где проживает или бывает наибольшее количество людей.

Проект предусматривает дальнейшее территориальное развитие города в восточном и северо-восточном направлениях на свободные и более благоприятные в экологическом отношении территории. Предусматривается также реконструкция и новое строительство на территории центра и других районов города с сохранением и активным включением в зону городского центра зданий XIX и начала XX веков.

Предусматривается завершение формирования основных промышленно-складских районов города - восточного и южного. Их развитие будет идти за счет выхода на новые территории, а также модернизации и внедрения экологически безопасных технологий. На предприятиях, размещенных в жилой застройке, предлагается также совершенствование производств и устройство санитарно-защитных зон по периметру промышленных и коммунально-складских объектов.

При определении расчетных показателей нового жилого строительства, реконструкции и дезактивации существующих жилищ одной из важнейших ставилась задача оптимизации структуры жилого фонда по квартирному составу путем формирования его по наиболее оптимальному в условиях реабилитации города Новозыбкова принципа: каждой семье квартиру или дом с количеством комнат, равным численному составу семьи.

Кроме того, в качестве важнейшего реабилитационного мероприятия предусматривалось значительное увеличение доли усадебного строительства, а также предусматривались новые виды среднеэтажного (2-4 эт.) жилищного строительства. Обеспеченность населения общей жилой площадью намечается увеличить до 20 кв.м./чел. на первую очередь и 24 кв.м./чел. на расчетный срок.

Развитие системы общественного обслуживания предлагается осуществлять за счет усложнения функций ядра общегородcкого центра, расширения числа его подцентров и центров местного значения во всех планировочно-экологических зонах, размещая в них комплексы предприятий и учреждений обслуживания, обеспечивающих предоставление полного набора услуг и работ повседневного и периодического спроса. Предусматривается совершенствование функционального зонирования и организации планировочной структуры в соответствии с современными требованиями градостроительной науки, с учетом сложившейся типологии территорий и радиационно-экологической ситуации, с ориентацией на создание наиболее комфортных условий проживания в городе, пострадавшем от последствий аварии на ЧАЭС.

Планировочная организация территорий строится с учетом структурных взаимосвязей 16 планировочно-экологических зон, с полным их обеспечением всеми видами обслуживания. На каждую зону разработаны паспорта, включающие полный перечень мероприятий по реабилитации территорий и осуществлению нового строительства с организацией удобных пешеходных и транспортных связей с центром города и местами приложения труда.

Предусматривается упорядочение планировочной организации промышленных районов, устройство в них общественных центров, новых магистральных и пешеходных связей, мест отдыха и спортивно-оздоровительных устройств.

Проектируется усовершенствование системы озеленения в целом по городу и в каждой планировочно-экологической зоне с организацией ежедневного отдыха и оздоровления населения всех возрастных групп, варианты длительного отдыха и оздоровления горожан с учетом загрязнения территорий, предполагаемых для этих целей генпланом 1982 года. До 2000 г. предусматривается регулирование русла р. Карна и руч. Зыбкий, а также благоустройство озер с перехватом поверхностных вод, предотвращающим их попадание в водоемы.

Проектом предусматривается реконструкция и развитие комплекса станции Новозыбков, а также размещение прирельсовых промышленно-складских объектов в юго-западной части города с подключением к ним подъездных путей. Формируется кольцевой автодорожный обход города путем строительства северо-восточной полукольцевой дороги. Трансформируется дорожная сеть на прилегающих к городу территориях из радиальной системы в радиально-кольцевую. Магистральная уличная сеть города реконструируется с включением связей между основными автомобильными входами.

Планируется разгрузка улиц в жилой застройке от внутригородского и внешнего транзитного и целевого грузового автотранспорта, организация новых маршрутов городского транспорта, строительство комплекса гаражей для индивидуальных владельцев и транспортных обслуживающих устройств.

Проект предусматривает увеличение доли природного газа в структуре топливно-энергетического баланса города, централизацию системы теплоснабжения с ликвидацией или реконструкцией маломощных котельных.

Планируется дальнейшее развитие централизованной системы водоснабжения города, от которой, с учетом сложной радиационной обстановки, должно осуществляться все хозяйственно-питьевое водоснабжение населения и промпредприятий.

Канализирование города предусматривается по раздельной системе с очисткой стоков на общегородских сооружениях полной биологической очистки, с реконструкцией главной насосной станции и подключением всех пользователей и индивидуальных застройщиков. Ливневая канализация строится с учетом геоморфологических особенностей с проработкой вариантов локальных систем и устройством системы ловушек по ходу естественных водотоков.

Понижение уровня грунтовых вод осуществляется путем организации сети открытых и закрытых водотоков, устройства искусственных водоемов.

Стоимостная оценка предложенных мероприятий теряет свою важность как показателя реальности их воплощения. В условиях реабилитации жизненная необходимость осуществления положения генплана выдвигает задачу поиска методов их реализации с привлечением, наряду с централизованными субсидиями, всех других источников: личных средств граждан, специальных благотворительных акций, общественных фондов и т. д.

Корректура генплана рассмотрена всеми заинтересованными службами города и области и одобрена экспертной комиссией Государственной экспертизы 25 сентября 1995 года.

1 августа 1996 года проект был вынесен на утверждение коллегии администрации города Новозыбкова, как основного юридического градостроительного документа.

Реконструкция и строительство города - длительный процесс, поэтому задачей генплана является не столько создание лучших условий для современников, сколько реализация мероприятий, связанных с проблемой будущего, с учетом развития общественных и утилитарных потребностей будущего населения.

другие статьи...

к началу страницы © А. Карпов. Novozybkov.Ru. 2003-2017.
Все права на материалы, размещенные на сайте, принадлежат их авторам и защищены Законом РФ "Об авторском праве и смежных правах". При цитировании материалов сайта прямая активная гиперссылка на сайт Novozybkov.Ru обязательна. Использование материалов сайта в любых печатных изданиях возможно только с письменного разрешения правообладателя. Контактный адрес электронной почты - karpov@novozybkov.ru