Новозыбков.Ru

Византийский стиль в Новозыбкове

А.Сухорученко

Часто нам хочется чего-то особенного, удивительного. Тогда взгляд обращается вдаль, то в столицу, то в другие страны. И не всегда замечаем, что рядом с нами. И не надо ехать в столицу, чтобы приобщиться к необычному, ибо в нашем городе оно есть, например, чудесная дореволюционная архитектура. Экспериментируя, я показывал фотографии Новозыбковских церквей и других зданий своим знакомым, не бывавшим у нас, и спрашивал, где могут находиться эти памятники. Наверное, в Петербурге, – отвечали некоторые, они не предполагали, что такая красота построена в уездном городе на окраине России.

Попробуем немного отвлечься от будничной суеты и спокойно посмотрим вместе на некоторые наши жемчужины, скажем, на удивительные деревянные храмы, придающие центру города неповторимый облик.

Наша уникальная архитектура появилась из-за трагедии раскола Русской Православной Церкви, случившегося в середине 17-го века. Реформа продолжалась.

Древнее Православие являлось духовным фундаментом русских, оно сплачивало народ на громадной Восточно-Европейской равнине в единый этнос и цивилизацию. Любые изменения в Православии задевали национальные чувства значительного числа людей, тем более в то тревожное время. Как сказано в Древлеправославном календаре 2003 года, русские люди думали, что «это временное диавольское наваждение... однако царская власть не внимала... произошла трагедия разделения». Тех верующих, кто не согласился с нововведениями Никона, стали называть старообрядцами. Часто царские власти убивали их, часто гноили в острогах.

Спасо-Преображенский собор. Фото 2000 г. из книги "Новозыбков. Историко-краеведческий очерк", Брянск, 2001. В то время в наши края стали проникать старообрядцы. Крепки оказались они в вере, раз выстояли в репрессиях. Кажется, что характер у этих людей должен быть суровый и консервативный. Но посмотрим на Древлеправославный храм Новозыбкова, в нем нет никакой суровости, нет и консерватизма, а есть верность русским и византийским традициям. Направимся на ул. Первомайская, 7, к Спасо-Преображенскому кафедральному собору Русской Древлеправославной Церкви. Взглянем на него и сразу вспомним описанные в книгах старинные и велесые терема. Стены храма рублены из бревен и обшиты снаружи тесом. Еще большую схожесть с теремом придают нарядные паперти (крылечки) с двухскатными кровлями с округленными боками и заостренным ребром – «бочками», установленными на струганных столбиках. Уж очень все русское, чтобы назвать эти столбики колоннами. А где же Византия?

Православие и храмы пришли к нам в 10-м веке из Визиантии – Восточной Римской империи. Еще во времена единого Древнего Рима под христианские храмы приспособили базилики – вытянутые с востока на запад, прямоугольного плана здания. Внутреннее пространство храма делилось и делится сейчас на три основных блока: в восточной части здания располагается алтарь, в западной находится притвор или по-другому нартекс, либо трапезная; между ними – средний храм, святилище. Алтарь находится на небольшом возвышении. С него священники проводят проповедь. В средней части храма пребывают верующие – миряне, а притвор был отведен для согрешивших и оглашенных – людей, которые поверили в Бога, но еще не изучили необходимый минимум догматов веры.

В 5-м веке в Византии появились купольные храмы. Исследователь православного зодчества Г.Лаврецкий отмечает, что храм явился символом Мира, Вселенной. Земное пространство – реальное, недвижимое, символом его является куб. Воздух динамичен, его символ – шар. Эти две простые фигуры – куб и шар, бывшие в древнем сознании символами вселенной, широко использовались в православном искусстве, а в архитектуре воплощены с наибольшей очевидностью: кубообразный объем с возвышающимся над ним куполом.

Сохраняя византийскую основу, т.е. куб и купол, наши храмы приобрели русские черты. Величественный вид византийских церквей преобразовался на Руси в богатырский. В 12-м веке купол снаружи принял форму луковицы. Она стала неотъемлемым элементом русского храма и даже одним из символов России.

Соорудить большую наружную оболочку купола в виде луковицы сложно, поэтому в 17-м веке малую луковицу стали устанавливать на большой купол. Луковицу, увенчанную крестом, называют главой.

Смотрим на Спасо-Преображенский собор. Мы видим собственно церковь и примыкающую к ней башню-колокольню. Основная, преобладающая часть здания церкви – куб, на котором установлены характерный для деревянных церквей восьмигранный барабан с куполом и пять башенок с луковицами – главами, одна из них прямо на куполе – основная. Между кубом и колокольней находится внутренний притвор, четко здесь выделяющийся. Например, у Чудо-Михайловской церкви на Красной площади Новозыбкова такого явного притвора не заметно.

Украшен собор нарядно, по-русски: под всеми карнизами здание опоясано вырезанными из дерева ажурными узорами (декоративные пояса под карнизами архитекторы именуют фризами), угловые пилястры (так называют плоские вертикальные выступы на стене по всей ее высоте) здесь узкие, что делает здание изящнее, над гранями барабана по периметру купола сооружены ложные закомары с килевидными верхами, килевидные (т.е. заостренные сверху) решетчатые окна не кажутся узкими, как во многих других церквях, на фронтонах папертей ярко изображены религиозные сюжеты. Способ покрытия тесом типичен для нашей местности: часть поверхности стен обшита горизонтально, часть – «в елочку». Цоколь обложен розовыми каменными плитами.

Весь облик собора живописный, яркий, выразительный. Это характерный образец неорусского стиля – направления в русском зодчестве, развивавшегося в конце 19-го - начале 20-го веков, когда мастера по-новому осваивали приемы древнерусской строительной культуры. И в нашем уездном городе зодчие, возводившие в 1911-1914 годах Древлеправославный храм (казалось бы, оплот консерватизма), придерживались современных им архитектурных течений, но их создание позволяет нам заключить, что они творили как душа велит, а не подражая модному течению. Душа велела создать русскую красоту.

Неорусский стиль сформировался на основе ретроспективно-русского стиля, в котором в 1860 - 1880-х годах использовались формы московско-ярославской архитектуры. Стилеобразующими элементами этого направления зодчества являлись шатровые завершения колоколен и церквей, столпообразные (башенные) формы зданий. Колокольня Спасо-Преображенского собора полностью выполнена в этом стиле. Трехъярусная башня с грушевидным шатром, близким по форме к форме колокола. Само же здание церкви имеет некоторые формальные отступления от русского стиля и частичный возврат к ранней Византии. Еще в 11 - 12 веках на Руси повелось, что основная глава сооружалась хотя и крупнее остальных глав, но всего раза в полтора, да и форму все главы имели одинаковую. Тут четыре угловых главы намного меньше главкой. Связано это с тем. что купол по отношению к кубу имеет значительные размеры, так что внутри среднего храма большая часть пространства является подкупольным. Такой способ строительства храмов называется центрально-купольной системой, она преобладала в Византии до 9-го века, затем преобразовалась в крестово-купольную, которую позаимствовала Киевская Русь. Чудо-Михайловская церковь выполнена в крестово-купольной системе. Из-за относительно больших размеров купола Спасо-Преображенского собора угловые башенки над средним храмом маленькие, закрыть такой купол шатровой крышей невозможно, поэтому средний храм лишен традиционного для московско-ярославского стиля шатра. Зато угловые главы выполнены в этом стиле, есть и грушевидный шатер, и кубический постамент. Угловые башни появились в западнорусской архитектуре в 12 веке вместе с постаментом – специальным четырехгранным объемом, на котором устанавливался барабан купола. Башнеобразность композиции была востребована в Московском государстве в 16-м веке. Барабан купола Спасо-Преображенского собора постамента не имеет, но он имитирован: куб среднего храма горизонтально сверху разделен на две части декоративным поясом и ложным карнизом так, что верхняя часть куба зрительно образует постамент для барабана купола и угловых башенок.

Все луковицы установлены на узеньких цилиндрах, получивших название шея. В архитектуре храма есть названия, повторяющие наименования частей человеческого тела – глава, шея. Это не случайно, храм не только образ Вселенной, но и человека. Начало русским храмам положено в 10-м веке в Киевской Руси, имевшей в отличие от Московского государства демократический политический режим. Князь тогда являлся не столько властелином, сколько лидером, прежде всего он лидировал в своей дружине. Первые храмы строили князья, церкви и обрели богатырский вид во многом за счет луковичного многоглавия. напоминающего князя с дружиной, а листовое покрытие куполов напоминает доспехи у богатырей. У Спасо-Преображенского собора над средним храмом высится пятиглавие, которое символизирует Господа Исуса Христа и четырех Евангелистов (имя Господа написано в древлеправославной традиции через одно «и»). Всего у собора семь глав - еще над алтарем и над колокольней. Семь глав символизирует число церковных таинств.

Назван этот храм в честь праздника Преображения Господа Бога и Спаса (Спасителя) нашего Исуса Христа, когда он на горе Фовор (Палестина) предстал перед тремя своими учениками не человеком, а Богом в сопровождении пророков Моисея и Ильи. Праздник отмечается 19 августа, известен еще как яблочный Спас.

В книгах по православному зодчеству описано такое чудесное свойство православного храма, как устремленность ввысь всего его архитектурного облика. Отойдем теперь от Спасо-Преображенского собора и обозреем его издали. Да, есть и у него устремленность ввысь. Для этого храма этот эффект даже более ценен, чем для громадных княжеских храмов, для строительства которых имелись большие средства. Новозыбковский купец Кублицкий и другие горожане, пожертвовавшие деньги на этот собор, возможностями князей не обладали. Одним из способов достижения устремленности ввысь явилось для малых приходских церквей соединение башнеобразной колокольни со зданием самой церкви. Первоначально колокольня в облике храмов не выделялась, затем стали строить колокольни рядом с храмами. В 17-м веке жанр архитектуры приходских церквей достиг расцвета, тогда башни-звонницы уже примкнули с запада к храмам, что оказалось удачной архитектурной находкой.

Мы осмотрели храм только внешне, а сколько удивительного обнаружили. Но основное культурное богатство церквей внутри. Если будет интересно читателям, об этом в следующей статье.

Опубилковано в газете «Маяк» (Новозыбков) от 17 и 19 июля 2003 года.

другие статьи...

к началу страницы © А. Карпов. Novozybkov.Ru. 2003-2024.
Все права на материалы, размещенные на сайте, принадлежат их авторам и защищены Законом РФ "Об авторском праве и смежных правах". При цитировании материалов сайта прямая активная гиперссылка на сайт Novozybkov.Ru обязательна. Использование материалов сайта в любых печатных изданиях возможно только с письменного разрешения правообладателя. Контактный адрес электронной почты - nzb@inbox.ru