Наша древняя земля. Каташинский монастырь

Колокольня бывшего Николаевского Каташинского монастыря

В нашем Новозыбковском районе есть один интересный объект, о котором знает большинство жителей, однако далеко не все там бывали. А ведь у этого места очень интересная, даже драматическая история! Речь идёт о сохранившихся остатках древнего Каташинского Николаевского монастыря, построенного в конце 17 века, после вхождения Украины в состав России. Мне хочется думать, что здесь, на окраине старой Малороссии, на территории Стародубского полка, наши предки захотели видеть нерушимый и величественный знак этого важного события. Официальной датой основания монастыря считается 7 марта 1692 года.

Колокольня. Вид издалека. Снимок 2012 года.
Колокольня. Вид издалека (фото из моей предыдущей поездки, 2012 г.)

К сожалению, до наших дней от всего монастырского комплекса сохранились лишь нижние ярусы колокольни. Но даже и в полуразрушенном виде каташинская колокольня доминирует над окружающим пространством и издалека привлекает к себе внимание.

Световое окно в стене колокольни
Световое окно в стене колокольни

Главным же сооружением монастыря был Собор во имя Сошествия Святого Духа. К сожалению, от огромного храма ныне остались одни руины.

Руины собора
Руины собора

Монастырь был закрыт указом Екатерины II в 1786 году. Собор с этого времени стал обычным приходским храмом.

Руины собора

Последнее богослужение в монастырском соборе было совершено в 1923 году, после чего храм был закрыт и в его здании устроено зернохранилище. Во время хрущёвских гонений на Церковь, в 1960 году, храм был взорван.

Остатки монастырского собора, взорванного в 1960 году. Ниша для иконы
Остатки монастырского собора, взорванного в 1960 году. Ниша для иконы

Была в Каташинском монастыре и местночтимая чудотворная икона — Каташинский список Казанской иконы Божьей Матери. Как пишет О.Вечорко в своём очерке «Невидимый благовест», «история явления и прославления Каташинской иконы Богоматери теряется в веках. Доподлинно известно, что чудотворная икона явилась в 1622 году, в роще близ села Белого Колодезя, тамошнему священнику и хранима была в Белоколодезской церкви. В 1692 году она была передана в Николаевский монастырь. Во время нашествия на Россию шведов с Карлом XII икона была перевезена в Стародуб, в Вознесенскую церковь, откуда после Полтавской битвы снова возвращена в Каташин. И, как написано в одном из дореволюционных агиографических трудов: где и теперь находится в каменной церкви». После закрытия храма следы иконы теряются…

Остатки главного собора, взорванного в 1960 году. Поклонный крест с рушником в центре храма.
Остатки главного собора, взорванного в 1960 году.
Поклонный крест с рушником в центре храма.

В 2001 году по благословению о. Владимира Похожая, благочинного Новозыбковского округа, в центре бывшего собора был установлен поклонный крест, обвязанный рушником. Здесь ежегодно совершается молебен 21 июля, в день празднования Казанской иконы Божией Матери.

Фото: pravoslavest.ru
Богослужение на территории разрушенного собора 21 июля 2015 года. Фото: pravoslavest.ru
Остатки главного собора, взорванного в 1960 году. Поклонный крест с рушником в центре храма.

О восстановлении монастырского собора речи пока не идёт — это потребовало бы огромных денежных средств. А колокольню, которая сохранилась в гораздо большей степени, чем собор, местные жители пытаются потихоньку восстанавливать. Несколько лет назад была оцинкована шатровая башенка.

Колокольня Каташинского монастыря Колокольня Каташинского монастыря
Фрагмент стены колокольни
Фрагмент стены колокольни
Сквозная арка нижнего яруса колокольни
Сквозная арка нижнего яруса колокольни
Старые стены
Старые стены
Остатки сооружения, построенного, похоже, в более поздние годы
Остатки сооружения, построенного, похоже, в более поздние годы
Клопы-солдатики греются на древних камнях
Клопы-солдатики греются на древних камнях
Стена колокольни с остатками штукатурки
Стена колокольни с остатками штукатурки
Так должна выглядеть колокольня «в разрезе». Рисунок на земле А.В.Чирка. Это Мальтийский крест.
Так должна выглядеть колокольня «в разрезе». Рисунок на земле А.В.Чирка. Это Мальтийский крест.
Монастырь имел большое хозяйство. Каскад рыбных прудов. Рыбу там ловят и сейчас.
Монастырь имел большое хозяйство. Каскад рыбных прудов. Рыбу там ловят и сейчас.
Руины собора. А.В.Чирок показывает, как выглядели кирпичи, из которых был построен монастырь
Руины собора. А.В.Чирок показывает, как выглядели кирпичи, из которых был построен монастырь
Мать-и-мачеха. Трогательный весенний первоцвет в монастырских руинах
Мать-и-мачеха. Трогательный весенний первоцвет в монастырских руинах
Аллея, видимо, проложенная по следам древней монастырской дороги
Аллея, видимо, проложенная по следам древней монастырской дороги
Древний ясень, монастырский старожил Ещё одно очень старое дерево
Очень старые деревья на территории монастыря

После посещения монастыря мы проехали по улицам самого села Каташин. Здесь мало что напоминает о древности селения. В центре села — добротные дома советской и более-менее современной постройки. Встречаются и заброшенные здания (как, например, большой торговый центр на главной улице).

Жилые дома села Каташин
Прогулка по улицам села Каташин. Жилые дома

Жилые дома села Каташин

Жилые дома села Каташин

Заброшенный торговый центр в Каташине
Заброшенный торговый центр

Жилые дома села Каташин

Жилые дома села Каташин

Жилые дома села Каташин

Очень хочется пожелать мира и благополучия жителям старинного села Каташин, и возрождения древней обители! Мы сейчас путешествуем по разным местам и странам, так не будем же забывать и того, что рядом с нами!

См.также:

30 комментариев:

  1. Александр Карпов говорит:

    С большим удовольствием благодарю Анну за прекрасный фоторепортаж! Устранена большая несправедливость, состоявшая в том, что на нашем сайте не было ни одного материала о Каташине — одном из самых интересных мест района!

    На всякий случай сообщаю также, что фотографии в этой публикации увеличиваются до 1200 пикселов по длинной стороне.

    • Anna Дмитроченко говорит:

      Александр, спасибо! Хочу сказать нашим читателям, что участие редактора в оформлении материалов всегда значительно улучшает качество публикуемых мной заметок, придаёт им необходимую точность и завершённость.

  2. Igafum говорит:

    Подземный ход нашли?

  3. Тарас говорит:

    Каташин….Новое Место…все села в округе древней и интересней самого Новозыбкова.

    • Александр Карпов говорит:

      Чем же Новое Место интересней Новозыбкова? (Не говоря уже о «всех сёлах в округе»). Вы были в Новом Месте? Поделитесь впечатлениями и интересными находками!

    • Анна Дмитроченко говорит:

      Некоторые сёла древней, да. Но Новозыбков имеет свою собственную и очень интересную историю. А не можете ли сказать, остались ли в Новом Месте какие-то свидетельства того времени, когда оно было городом и центром Новоместского уезда, правда, недолго, с 1781 по 1809 годы?

  4. Борис говорит:

    Интересна этимология названия «Каташин». Кто-то знает, может быть? Очень уж оно созвучно названиям польских деревень и местечек.

    • Anna Дмитроченко говорит:

      Боря, наш краевед и исследователь каташинской истории, В. Злобов, в своей книге «По волнам моей памяти» приводит несколько версий происхождения названия села, мне понравилась одна, что название его происходит от речки Каташинки, которое, в свою очередь, когда-то звучало, как Каташна, т.е., передвигающая силой своего течения, сдвигающая все на своём пути. Прежде встречалась и форма Коташин, поэтому народная этимология возводит его название, как к котам, так и к катам, жестоким людям. В общем, как и у большинства географических названий, корни его скрыты временем.

  5. Антонина говорит:

    Спасибо, Анна, за интересный репортаж.
    Монастырь и собор были уничтожены довольно поздно. Странно, что нет старых фотографий этих сооружений, или рисунков местных живописцев, любителей. Вообще-то должны быть. Будем надеяться, что найдутся.

    • Anna Дмитроченко говорит:

      Спасибо, Антонина! Несколько старых фотографий каташиеского храма и окрестностей можно увидеть в книге В. Злобова «По волнам моей памяти».

  6. Анна Дмитроченко говорит:

    Вот фотографии храма Сошествия Святого Духа, стоявшего в Каташине, из книги Виктора Злобова «По волнам моей памяти». Снимки были сделаны в 1914 году фотографом Михайловым.

  7. Борис говорит:

    Посмотрел для интереса карту Польши, и нашёл деревню Katarzyn, в Люблинском воеводстве, дистрикт Гмина Михув (Gmina Michow). На польском это звучит как Катажин, но -жи-ши это дело такое, «как слышим, так и пишем». Конечно, это ничего не значит, в принципе, но, зная, что округа будущего Новозыбкова была некогда частью Речи Посполитой, и такая версия не кажется невозможной. Речка Катажинка в Польше тоже есть… Катеринка, то есть… Катюша… :)

    • Anna Дмитроченко говорит:

      Боря, может быть! К тому же у нас общие праславянские корни. Насколько я знаю, идея Катажинки-Каташинки ещё никому у нас не приходила в голову. А мне она кажется очень симпатичной, уж всякого лучше ката-палача! :-)

      • Борис говорит:

        Эти места были много лет уделом Речи Посполитой (не путать с Польшей, РП была империей от моря до моря), и я не удивился бы наличию польских или старобелорусских топонимических рудиментов в названиях. Названия сёл и городов на Брянщине тоже говорят об этом: Датьков, Рогов, Климов, Вышков словног перекликаются с белорусскими Шкловом, Быховом, Чериковом и так далее. То же самое в Польше и даже в Германии, в той её части, что издревле населена славянскими народностями зорбами и вендтами, или лужичанами. Вот несколько названий окрестных сёл в этих полабских краях: Сандов, Мадлов, Гаглов, Дребкау, Зеелов, Зилов, Заспов, Дрохов… Поняфтно, что это арнии одной и той же топонимической оперы. Москвичи, например, на землях которых Речь Посполита никогда не властвовала, произнести Климов, Новозыбков или Вышков не могут в принципе, добавляя в конце букву «о». Так что, созвучие Каташина брянского и люблинского не случайно, скорее всего. Этимология от «ката» мнится мне крайне сомнительной.

  8. Раиса говорит:

    На руины — символ 70-летнего воинствующего атеизма, смотреть, как всегда больно. Но вот почему заброшен торговый центр, словно в Чернобыльской зоне, мне совсем не понятно? Где же селяне отовариваются? Неужели такое большое здание нельзя было приспособить под что-то полезное? Удивительная бесхозяйственность.
    Женское имя Катаржинка очень распространённое в Польше. Так что эта версия небезосновательная.

  9. Иван говорит:

    А вот к какой церкви принадлежал монастырь, никто и не напишет.
    По ходу данных не сохранилось…
    В одном только месте увидел, что основан старообрядцами. И то что закрыла Екатерина в 1786 г., сразу после второй Ветковской выгонки, говорит за это же. А вот что дальше было?
    Храм однозначно, по фотографиям, с алтарём. Значит или старообрядческий(беглоповский) или же официальной церкви(хотя сомнительно). Австрияков тогда ещё не было..
    А ведь это довольно интересная сторона истории развития Новозыбкова и района и малоосвещённая…
    Основное то направление понятно, бегство старообрядцев из центральных районов России в 17-м, начале 18-го веков, репрессии со стороны центральной власти, передача церквей и монастырей Господствующей церкви(без поддержки населения), организация единоверчества(так же без поддержки), свобода вероисповедания(только уже поздновато), ну и вообще гибель России…

    • Александр Карпов говорит:

      А где написано, что он основан старообрядцами? Везде, где я видел информацию о Каташинском монастыре (например, на официальном сайте Новозыбковского благочиния), написано, что монастырь основан по благословению архиепископа Черниговского и Новгород-Северского Лазаря (т.е. получается, что т.н. «официальная церковь», а не старообрядцы).

  10. Иван говорит:

    Ну вот например, похоже это и есть то единственное упоминание: http://www.kray32.ru/novozybkovskiy002_01.html

    • Александр Карпов говорит:

      Очень сомнительная компиляция из разных источников без указания и самих источников, и автора компиляции. Не стал бы доверять этому тексту. Рядом написаны два противоречащих друг другу факта. Сначала сказано, что монастырь основан старообрядцами, а через пару предложений — что монастырь основан по благословению правящего архиерея Черниговской и Новгород-Северской епархии Московского Патриархата (архиепископа Лазаря).

  11. Anna Дмитроченко говорит:

    Церковь там была не старообрядческая, соответственно, и монастырь, основанный казаками и поселенцами Стародубского полка, был православным. Там даже протесты от старообрядцев были, они, переселившись в наши места, хотели видеть только старообрядческие монастыри и храмы, а тут столкнулись с никонианами, от которых бежали.

  12. Иван говорит:

    Я как бы не спорю, может и никонианский монастырь был…
    Но старообрядцы тоже разные были. Были старообрядцы приемлющие священство(беглопоповцы) и соответственно признающие апостольскую преемственность архиепископа. Вот вполне они и могли бы получить благословение от архиепископа. Благословение дело не сильно хитрое, вот финансирование это да…
    А в общем это выглядело так: есть допустим монастырь старообрядческий, у властей начинается очередной всплеск борьбы с раскольниками, монахов разгоняют, монастырь передают господствующей церкви, поддержки от населения нет, монастырь приходит в упадок.
    Тоже и с церквями было. Отобрали у старообрядцев, отдали никонианам, а население не ходит… Церковь ветшает и закрывается.
    По времени я немного ошибся, на 30 лет.))) Через 30 лет после второй ветковской выгонки, закрыли этот монастырь.

    • Алексей говорит:

      Каташинский монастырь никогда не был старообрядческим , старообрядцы никогда его не основывали и не жили в Каташине . Ссылку которую вы приводите мало сказать сомнительная она совершенно исторически безграмотно составлена- смешана вся история и люди . К черниговским архиереям старообрядцы никогда не обращались , и благословение им не нужно было .

  13. Евгений говорит:

    Спасибо за репортаж Анна.
    А есть какие-либо данные о Малино-Островском монастыре в Вышкове?
    Правда ли, что старое здание больницы построено из кирпича этого монастыря?

    • Аnnа Дмитроченко говорит:

      Евгений, кроме знания самого факта, что когда-то был такой монастырь, мне ничего больше неизвестно. Но, судя по тому, что все старинные храмы и постройки приходилось взрывать, т.к. разобрать их было невозможно, думаю, что остатки монастыря могли пойти только на фундамент, как щебёнка, но не как кирпичи для строительства. Но это только моё предположение. Может быть, ответит кто-то знающий.

  14. Людмила говорит:

    Спасибо Анна за фоторепортаж о Кашанском монастыре. Как всегда интересно, познавательно и волнующе. Люблю читать комментарии под Вашими очерками, сколько увлекающихся, неравнодушных историей края людей. Я родилась и живу в другой теперь стране, но мои предки с этого края и я с удовольствием посещаю Ваш сайт.

    • Аnnа Дмитроченко говорит:

      Людмила, спасибо Вам огромное за дружескую поддержку!

  15. Евгений говорит:

    когда взрывали церковь. пытались и колокольню взорвать, но не получилось. В итоге решили хотя бы крест с колокольни сорвать. Говорят что все 3-е солдат которых отправляли за крестом, разбились насмерть.

  16. Анатолий Рощин говорит:

    Уважаемые создатели сайта! К вам пишет потомок старинного рода запорожских казаков Рощин. Я заинтересовался историей своего рода из старожитной украинской знати в горбачёвскую перестройку, когда узнал от своего отца начальную информацию в виде старта о своём роде, и сейчас являюсь как бы собирателем и летописцем по своему роду. Именно из нашего старинного рода происходит игумен Каллист Рощина, который был настоятелем Николо-Каташинского монастыря в период его расцвета 1701-1720 гг. На Вашем сайте есть много любопытной для меня информации. Недавно были с женой в Свято-Сергиевской Лавре и я сподобился с подсказки одного из старцев Лавры подать прошение к руководству Лавры на ознакомление с архивами Богатейшей библиотеки Московской Духовной Академии. Надеюсь получить доступ. У меня есть некоторая информация по течению жизни Николо-Каташинского монастыря в XVII — XVIII веках из довольно старых источников, но она на старославянском и поэтому для меня трудно воспринимается. Может будем полезны друг другу в самом интересном деле изучению истории своего рода и своей страны? Если у Вас появится интерес к общению, даю мои координаты:
    Рощин Анатолий Александрович, 70 лет, пенсионер. Раньше занимался научной работой в области Гражданской авиации. Кончил в 1972 г. МГУ, мех-мат. Тел: 8-916-265-5489, Email: roschin-a@yandex.ru. Проживаю в г.Лобня, Московской области. Бываю в с.Солова, Стародубского района, поддерживаю отношения с боковыми ветвями нашего рода Рощин. Несколько раз собирались на семейные сборы потомков нашего рода. Считаю именно так нужно развивать патриотические настроения в России. Ведь слово Родина происходит от слова РОД!

    • Anna Дмитроченко говорит:

      Уважаемый Анатолий Александрович, спасибо за Ваш комментарий!
      Я думаю, что Вам было бы самое правильное познакомиться с нашим писателем-краеведом Злобовым Виктором Ивановичем. Он живет в селе Каташин и занимается его историей. Я постараюсь узнать, как можно с ним связаться и тогда Вам напишу. Очень понимаю и поддерживаю Ваше стремление стать летописцем и собирателем истории своего рода. Удачи Вам!

  17. Людмила говорит:

    Добрый вечер, Анатолий Александрович. Пишет вам Людмила . Моя мама была родом из села Каташин..мне кажется ,что более правильно будет познакомиться со многими старожилами нашего села. А сделать это можно на светлый праздник Радоницу. У нас ещё живы 11 человек в возрасте более 90 лет.. быть может у них наиболее достоверная информация. Решать вам. Приезжайте..милости просим!

Добавить комментарий для Иван Отменить ответ

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *