Наша древняя земля. Старый Мглин и Новая Романовка

Покровская церковь в Новой Романовке

Самое интересное в путешествиях – это те сюрпризы и неожиданности, которыми они сопровождаются. Наши летние поездки по окрестностям завершились посещением города Мглина и старинного села Новая Романовка — мест, где я еще ни разу не была. Оказалось, и в самом городе, и в его окрестностях есть немало такого, чем хотелось бы поделиться с читателями моего блога.

Древний Мглин

Наша Брянская область, созданная в 1944 году, как лоскутное одеяло включила в себя немало разнообразных по культурно-историческому происхождению мест. Одним из них является древний город Мглин.

Церковь Святой Варвары и Успенский собор на центральной площади Мглина

Как и многие территории нашего края, Мглин был частью разных государств, и это придает ему особый шарм. Сейчас этот город с богатым прошлым уступает по численности и значимости многим, более успешным и молодым, городам-соседям , в том числе, Клинцам и Новозыбкову, а ведь ещё в сравнительно недавнем XIX веке Мглин был известен как экономический центр, где даже одно время действовало Магдебургское право. Город до сих пор поражает своими величественными соборами и хранит память об именитых владельцах и гостях мглинских старинных усадеб.

Амбар (кон.XIX в.)
Старинный амбар во Мглине (кон. XIX в.)

Вообще, город известен с XIV века, но городище, находящееся на его территории, датируется еще более ранним периодом – IX–X веками нашей эры. Название города некоторые исследователи производят от слова «мгла», которое, помимо «тьмы», имеет значение «облако, туча, туман», другие считают, что в названии города отражено старинное название мельницы – «млин», во всяком случае, название столь же древнее, как и сам город, расположенный на холмах и омываемый речкой Судынкой, притоком Ипути. Возможно, городку, в котором никогда не было более 9000 жителей, удалось сохранить свою самобытность еще и потому, что проложенные на территории нашего края железные дороги обошли его стороной, и он так и остался, отчасти, в прошлом. Наше путешествие по Мглину было не очень продолжительным, но кое-что мы увидели и запечатлели.

Старые дома на центральной площади Мглина

Привет от новозыбковского кваса

Город небольшой, но старые соборы и здания, построенные предками нынешних его жителей заставили меня вдруг вспомнить слова древней летописи – «О светло светлая и красно украшенная земля Русская! Многими красотами дивишь ты: озерами многими, дивишь ты реками и источниками местночтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями дивными, зверьми различными, птицами бесчисленными, городами великими, селами дивными, боярами честными, вельможами многими, — всего ты исполнена, земля Русская, о правоверная вера христианская!»

Когда-то во Мглине располагалась Мглинская сотня Стародубского полка, потомку одного из казаков того времени наши современники поставили памятник. Это героей Первой Мировой войны, полный Георгиевский кавалер Иван Зайцев.

Памятник казаку И.С.Зайцеву (1886-1916) на центральной площади Мглина

Расположенные рядом два храма – Успенский собор и церковь Святой Варвары притягивают взгляд своей красотой и благородством форм.

Церковь Святой Варвары

Успенский собор

Большое впечатление произвел городской парк, деревья в котором разрослись, сохранив ту тишину и уют, которых нам теперь так не достает в нынешнем, вырубленном и потерявшем собственное лицо, Новозыбковском горпарке.

Скульптура в городском парке

Скульптура в городском парке

Городской парк

Заброшенное колесо обозрения

Дом культуры

Деревянная скульптура в городском парке

Старинная усадьба в Новой Романовке

Но самым ярким впечатлением от поездки оказалось посещение старинной и плохо сохранившейся усадьбы Дуниных–Борковских, находящейся в селе Новая РоманОвка.

Главный дом усадьбы в Новой Романовке

Само село было основано в 1694 году сотником Иваном Романовским, отсюда и ударение — не РомАновка, как подумали мы, прочитав название на указателе, а именно РоманОвка! Как и многие старые имения, усадьба переходила из рук в руки, переживая периоды взлетов и забвения.

Художник В.Л.Боровиковский

Портрет В.Боровиковского работы И.С.Бугаевского-Благодарного (1825) Некоторые важные события в этой усадьбе и ее окрестностях связаны со временем жизни и творчества знаменитого русского художника Владимира Лукича Боровиковского (1757–1825), одного из первых портретистов России.

Художник родился в Миргороде. Его отец, Лука Боровик, принадлежал к местной казачьей старшине, владел домом и двумя небольшими участками земли. Следуя традиции, четверо его сыновей служили в Миргородском полку, но Владимир в чине поручика вышел в отставку и посвятил себя живописи.

Отец, писавший иконы для сельских церквей, обучил иконописи детей, и династия Боровиков славилась в местной художественной артели. В Киевском музее украинского искусства и в Русском музее хранятся иконы, написанные молодым живописцем.

Счастливый случай позволил Владимиру отличиться перед императрицей. Он написал две аллегорические картины для одного из «путевых дворцов», которые понравились Екатерине II, и она пригласила художника в Петербург учиться в Академии художеств. Его наставником и учителем стал сначала русский художник-портретист Д.Г.Левицкий, а потом австрийский живописец, работавший при дворе, И.Д.Лампи.

Боровиковский быстро стал популярным и модным портретистом, его картины хранятся в крупнейших картинных галереях России и Украины, на них мы можем увидеть лица его знаменитых современников – Императрицу Екатерину II, Императора Павла I, их царедворцев, знатных людей того времени.

Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке. 1794 Портрет Павла I в костюме гроссмейстера Мальтийского ордена. 1800. Образ святителя Димитрия Ростовского. 1825

Портрет Павла I, российского императора. 1796 Портрет Марии Ивановны Лопухиной. 1797 Портрет Марии Николаевны Яковлевой. 1812

Особенно лиричными и запоминающимися были его женские и детские портреты – Марии Лопухиной, сестер Гагариных и др. На своих портретах художник почти всегда находил и место милому его сердцу малороссийскому пейзажу. Глубоко верующий человек, Боровиковский писал и иконы.

Церковь Покрова

Церковь Покрова в Новой Романовке

Знаменитый художник в начале XIX века для строящейся каменной церкви Покрова написал иконостас с 26 иконами, они все были выполнены маслом на больших деревянных досках.

Иконостас церкви Покрова  (Свод памятников архитектуры и монументального искусства России) План храма (Свод памятников архитектуры и монументального искусства России)

К нашему времени сохранилось пять икон работы Боровиковского из Покровского храма в Новой Романовке – «Спаситель», «Богоматерь с младенцем», «Архангел Михаил» находятся в Государственной Третьяковской галерее, ещё одна – «Архангел Гавриил» — в Алма-Ате, в Государственной Казахской галерее, а икона «Царица Александра и архидьякон Стефан» находится в Брянском областном художественном музее (данные из «Свода…»).

Икона «Спаситель». 1814–1815. Холст, масло. ГТГ Икона «Богоматерь с младенцем». 1814–1815. Холст, масло. ГТГ Икона «Архангел Михаил» (с северной двери иконостаса). 1814–1815. Холст, масло. ГТГ Икона «Архангел Гавриил» (с южной двери иконостаса). 1814–1815. Холст, масло. Государственный музей искусств им. А.Кастеева. Алма-Ата Икона «Св. Юлиания и Василий Пресвитер». 1814–1815. Холст, масло. Брянский областной художественный музейно-выставочный центр

Непонятно, бывал ли сам Владимир Лукич в Новой Романовке, точных сведений я не нашла, а на несохранившейся главной иконе храма Покрова, как свидетельствуют источники, была надпись: – «В сем храме иконы написаны Императорской Академии художеств советником Владимиром Лукичом Боровиковским в С. П. Бурге 1815 г.»

Покровская церковь в Новой Романовке

Сама церковь Покрова имела очень интересное архитектурное решение. Построенная в стиле позднего классицизма, она имела крестообразную композицию, что придавало ей простоту и гармоничность. Оштукатуренная внутри и снаружи, с благородными пропорциями, церковь была видна издалека.

Церковь Покрова

Церковь Покрова

Церковь Покрова

Церковь Покрова

Церковь Покрова

Церковь Покрова

27

Но, как и многие другие культовые здания, церковь, хоть и не была, к счастью, разрушена, долгие десятилетия пребывала в запустении. Лишь недавно местные жители взялись за ее восстановление. Старые стены все ещё демонстрируют завидную крепость, так что, со временем, она станет радовать наших современников, как прежде радовала их предков. Вот только иконостаса работы Боровиковского там уже не будет…

Главный дом

Главный дом усадьбы в Новой Романовке

Руины прекрасной старинной усадьбы Дуниных-Борковских годятся сейчас разве что для съемок фильма ужасов о вампирах. А ведь ещё относительно недавно она была почти в полной сохранности, избежав разрушения и став на довольно продолжительное время сельской школой, о чем свидетельствуют сохранившиеся на стенах остатки панелей. Вероятно, после постройки в начале 70-х годов новой школы, эта старая усадьба начала разрушаться по – настоящему и сейчас представляет из себя печальное зрелище!

Главный дом усадьбы в Новой Романовке

Главный дом усадьбы в Новой Романовке

Можно только догадываться, какие помещения были в ней прежде! А ведь там были и бальный зал, и парадные гостиные, и спальни, и кабинеты. Все это было заполнено красивой мебелью, украшено картинами, возможно, что и работами известных художников, да и просто наполнено жизнью семьи, ее гостей и духом времени!

Парк

Сейчас среди зарослей сорняков и кустарников и деревьев, заполнивших всё пространство, былые аллеи парка уже невозможно угадать. Да и вообще, из всех посещенных нами бывших помещичьих усадеб и парков, эта удручает больше остальных. Уже невозможно себе представить, чтобы ее кто-то взялся восстанавливать.

Водоём на территории усадьбы

А вот что рассказывает «Свод…» о былой красоте этого места:

«Главной композиционной осью усадьбы является липовая аллея, вдоль которой расположены основные постройки. Она начинается от пристани на берегу прежде существовавшего большого пруда и проходит с востока на запад более 0,5 км. В начале аллеи расположен дом, главным фасадом ориентированный на водное зеркало пруда. На полого спускавшемся к воде склоне перед домом был устроен парадный партер, не препятствующий обзору здания из-за пруда.»

План усадьбы. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область.

Тем не менее, это знакомство с прошлым нашего края было интересным и важным, ведь несмотря на нынешнее запустение я узнала о великолепной усадьбе, о неизвестном до сих пор творении Владимира Боровиковского, да и город Мглин теперь не будет для меня лишь точкой на карте!

См.также:

29 комментариев:

  1. Раиса говорит:

    Познавательная и грустная виртуальная экскурсия. А есть ли реальные экскурсии по тем местам, о которых Вы нам поведали в серии очерков? Проводят ли их научные сотрудники краеведческого музея или только хранят экспонаты, знакомые мне с раннего детства? Ау, музейщики, отзовитесь!

    • Анна Дмитроченко говорит:

      Раиса, спасибо за комментарий! :-)
      Насколько я могу судить, дело в отношении экскурсий обстоит по-разному. В Ляличах экскурсии бывают, а в остальные места, как мне показалось, приезжают лишь путешественники — энтузиасты. Наш краеведческий музей не особенно богат на исторические подробности о новозыбковских окрестностях, в Клинцах я однажды была, там музей беднее нашего, а вот, как в Мглине, не знаю, в музей мы не заезжали. Надеюсь, кто-то из музейщиков прочитает этот материал и отзовётся.

  2. Татьяна говорит:

    Очень интересная статья! Я сама интересуюсь усадьбами, заброшками и историей Брянска и области. К сожалению времени не так много и удалось посетить только усадьбу князей Тенишевых в с.Хотылево, но благодаря Вам, думаю летом обязательно съезжу!

    • Anna Дмитроченко говорит:

      Желаю удачных поездок! Только слово «заброшки» по отношению к этим старым усадьбам , мне кажется неуместным, уж извините.

      • Татьяна говорит:

        «Заброшки» -это не про усадьбы конечно (я через запятую написала.)

        • Anna Дмитроченко говорит:

          Жалко мне усадьбы… Вот и реагирую чересчур эмоционально. Не обижайтесь!))

          • Татьяна говорит:

            Я не обижаюсь. Мне тоже очень жалко! После Хотылево я вообще неделю спокойно спать не могла и часто вспоминаю до сих пор. Я много читала про усадьбу, владельцев и как-то невольно стала частью этой истории. Даже создала фотоотчет после поездки с описанием. Приятно, что после этого некоторые мои знакомые тоже туда съездили, значит всё таки не зря мы так переживаем по усадьбам, рассказываем о них. Может быть у властей когда-нибудь найдутся средства на памятники архитектуры, хотя бы на их охрану, про восстановление наверное даже и говорить не стоит. Много печальных историй, когда в годы войны уцелели многие памятники, а наш народ и власть сами всё разрушили. Так что надеюсь у нас появится много единомышленников.

            • Anna Дмитроченко говорит:

              Да, Татьяна, будем надеяться, что появятся единомышленники, и старые усадьбы еще получат шанс на возрождение, или, хотя бы, удастся сохранить то, что уцелело.

  3. Дмитрий Шевцов говорит:

    Спасибо автору за такую шикарную статью.

  4. Boris говорит:

    Жаль, очень жаль. В стране деревянного зодчества мало осталось памятников старины и понятно, что именно эти руины не восстановимы. Памятники ушедшей цивилизации… Памятники, хранящие её дух, той, другой, докатастрофной России в местах на стыке двух, мощных тогда, империй.

    • Anna Дмитроченко говорит:

      Да, Боря, все так!..

    • Раиса говорит:

      Борис, Вы, наверное, имеете ввиду отсутствие финансирования, говоря о невозможности восстановления руин. Потому что с технической стороны они легко восстановимы. Для этого есть и технологии, и материалы, и специалисты. Единственное, чего нет — денег. Мы уже как-то говорили о том, что в Европе есть и меценаты, и патриоты, вкладывающие средства в культуру. Патриоты и у нас есть, но нищий нищему не помощник. По-видимому, нет государственной программы восстановления и сохранения культурного наследия. И это в богатейшей стране — вот что печально!
      После войны дворец Паскевичей в Гомеле был в худшем состоянии, чем здания на фотографиях, но его восстановили. Восстановили Несвижский, Мирский, Лидский замки и другие дворцы и усадьбы. Из интереса прочитайте статью российского туриста Александра «Замки и крепости Беларуси», в ней много интересных фотографий. Сравните отношение к культурному наследию в богатой России и в «бедной» /как Вы изволили как-то выразиться/ Белоруссии.

      • Boris говорит:

        Разумеется, дело в деньгах. Восстановить можно что угодно, в полном великолепии, как восстановили Константиновский дворец, например. или поближе-церковь на Комсомольской улице Новозыбкова. Мне трудно сравнивать положение с восстановлением объектов в Белоруссии и России, я ведь пятнадцать лет как уехал, но рискну предположить, что будь усадьба под Мглином ближе к туристическим маршрутам и имейся рядом туристическая инфраструктура, деньги, может быть, и нашлись бы. Усадь бу Паскевича реставрировали сколько я себя помню, это не показатель, да и не так уж масштабна была эта работа. Что до фотографий Анны, то руины на них таковы и в таком состоянии, что дешевле построить новодел. Впрочем, это абстрактные рассуждения. Такое может поднять только федеральный бюджет, а не дотационный областной. Бюджет же свёрстывается и так с трудом в этом году.
        О бедности Белоруссии даже относительно России говорит всезнающая статистика, это не моё приватное мнение. Эфемерное её благополучие висит на ниточке дешёвой нефти и газа из России. Это общеизвестно.

    • igafum говорит:

      Спасибо дедушке Ленину и компании! Кстати товарищи из ваших ))))

  5. Раиса говорит:

    Анна, Вы собрали интересный материал. Не хотите ли представить его на Брянск ТВ? Всё-таки телезрителей больше, чем интернет-пользователей. Да и работники областного отдела культуры, может быть, выскажутся по поводу погибающих культурных ценностей. Есть у них хотя бы каталог значимых историко-культурных объектов? Сердцу больно смотреть на эти снимки, словно это не в России, а где-то в Сирии после бомбёжек.

    • Anna Дмитроченко говорит:

      Раиса, не-не-не! Я пишу для себя и близкого круга. Никакой другой уровень меня не привлекает.

  6. Boris говорит:

    Хочу добавить, что в богатой Германии полно руин, которые никто не собирается восстанавливать. Например, десятки баронских замков средних веков по течению реки Мозель. Деньги на реставрацию найти можно, но кто будет это содержать? То же и с поместьем Романовка: допустим, отстроили. А деньги на содержание? Турист не потянет. Область тоже. Не хватает на уже существующие объекты. Вопрос этот очень сложен.

    • Раиса говорит:

      Борис, какую странную и хитрую позицию Вы занимаете: как о позитивном, так я, мол, 15 лет там не был и судить не могу. Зато со смаком судите о негативе. Ваши журналюги ещё продажнее наших, они вам мозги промывают, а Вы всему верите. Я предложила посмотреть статью независимого, незашоренного, русского туриста, но Вы не хотите знать истину, которая не укладывается в прокрустово ложе выдуманной лжетеории о бедности Белоруссии.
      Известно ли Вам, что в СССР из 15 союзных республик только две не были дотационными: РСФСР и БССР? Все остальные получали из союзного бюджета больше, чем туда вносили. В Белоруссии не было войны, как на Украине или в Грузии. В Белоруссии никто не растащил общенациональную собственность, как в России. Полностью сохранилось сельское хозяйство. Экономический потенциал сохранён и приумножен. Таких дорог, как в Белоруссии, нет ни в России, ни тем более на Украине. О стерильной чистоте вообще молчу. Построено огромное количество спортивных сооружений, жилых домов, дворцов, больницы, культурные учреждения и т.д.
      Примерно четыре сотни памятников истории и культуры на учёте, многие из них восстановлены. Ну не поленитесь, посмотрите «Замки, дворцы и усадьбы Беларуси» — это музейщики составили. В белорусские санатории и агроусадьбы в течение всего года едут россияне, прибалты, и сами белорусы.
      Да, сегодня положение в экономике сложное, уменьшились зарплаты и пенсии. А в России и на Украине лучше? Я общаюсь и с украинцами, и с прибалтами — стонут люди. Но вы этого на Западе не видите. Снимите шоры и не вбивайте клинья между славянами.

      • Boris говорит:

        Раиса, я бы поговорил в вами обо всём этом, конкретно, с цифрами и графиками, с аргументами и контраргументами, но вы изволили перейти на личности, встали в прокурорскую позу, назвав меня хитрым вбивателем клиньев меж славянами с шорами на голове. После этого мне остаётся только горько посмеяться над вашим, ничем не спровоцированным пылом и прекратить с вами всякое общение как с явной начётчицей и кликушей. Примите и проч.

        • Раиса говорит:

          Борис, вот уж никак не ожидала от умного мужчины такой девичьей реакции и обиды. Прочтите внимательно два моих последних предложения — обращение не лично к Вам, а во множественном числе, то есть к тем, кто на Западе старается вбить клин между Россией и Белоруссией. Такое уже было в конце 80-х годов, и привело это к распаду Союза. Но я не столь эмоциональна, чтобы обращать внимание на ярлыки типа «явная начётчица и кликуша». Я не кисейная барышня. Какие могут быть обиды в нашем возрасте на пороге вечности!

  7. Антонина говорит:

    Да что все о государстве. Есть состоятельные люди, которые вполне ценят и любят нашу культуру. Далеко ходить не надо, новые хозяева дома Осипова из таких. И большие усадьбы тоже в частном порядке восстанавливают. В Тверской области заезжала как-то в Знаменское Раек (архитектор Львов). Нынешний хозяин (или арендатор, точно не знаю) там очень много делает. Прилетает на вертолете отдохнуть. Усадьба при этом вполне открыта для посетителей. К флигелю, где хозяин в тот день был, охранник тактично не рекомендовал подходить, но вполне доброжелательно рассказывал об усадьбе, о парке (почти экскурсию провел). В парке свадьбы проводят. На конюшне нас с удовольствием покатали. И свадьбы, и катание на лошадях, конечно, платное. И у нас все возможно. Богатые люди — это уже давно не «малиновые пиджаки», много вполне цивилизованных.

    • Анна Дмитроченко говорит:

      Антонина, согласна с Вами! Государству со всем не справиться, да и не все проблемы требуют именно государственного вмешательства. Было бы отлично, если бы каждый состоятельный человек хоть немного сделал для восстановления наших исторических мест, вроде старинных усадеб.

      • Раиса говорит:

        Про дом Осипова все знают, а других примеров нет. Может быть, кто-то подскажет? Что касается усадьбы, которую Вы, Антонина, посетили, то в Белоруссии таких десятки. Да, там устраивают свадьбы с катанием на лошадях, на лодках и пр. Это бизнес, который под силу богатым и очень богатым людям. А вкладывать просто так, не имея ввиду отбить вложенные средства и получать прибыль, я таких примеров не знаю. Может быть, я ошибаюсь, и вы знаете таких альтруистов?

        • Антонина говорит:

          Что такое усадьба Знаменское Раек, Раиса, Вы легко можете посмотреть в сети. Ее восстановление и содержание никакими свадьбами не «отбить». Это, по-моему, чистый альтруизм и бескорыстная радость владельца.

          • Раиса говорит:

            Антонина, благодаря Вашей подсказке прочитала несколько статей об усадьбе «Знаменское-Раёк», посмотрела множество фотографий, как старинных, так и современных, до реставрации и после того, что удалось сделать. Также прочитала отзывы побывавших там туристов, радостные и одновременно грустные. Дело в том, что в октябре 2015 года был расторгнут договор аренды с АО «Строительно-инвестиционная компания «Конкор». Штат сотрудников распущен, отель закрыт, отключено отопление и освещение. АО
            «Конкор» /Кононов-Королёв/ находится в процессе ликвидации.
            Вот и получается, что даже такие богатые меценаты без поддержки государства не в состоянии возродить даже часть былого величия России.
            Зато я узнала, где находятся бюджетные деньги, посмотрев на ютубе многочисленные ролики о дворцах высшего руководства.

  8. Людмила говорит:

    Анна, как всегда интересно путешествовать с Вами по Брянской земле. Спасибо за возможность увидеть на экране фотографии в полном обьеме.

    • Аnnа Дмитроченко говорит:

      Людмила, надеюсь, что летом мы ещё где-нибудь побываем! Спасибо, что Вы с нами)

Добавить комментарий для igafum Отменить ответ

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *