История женской гимназии — нынешней первой школы — в фотографиях и документах. Часть I

Это вид на первую школу, такой знакомый каждому горожанину! Даже те, кто там не учился, обязательно скажут, что первая — самая старая средняя школа Новозыбкова, что она была построена в дар городу на средства княгини Долгоруковой в память об умершей дочери. До революции там располагалась женская гимназия, открытая 12 октября 1880 года. Это было первое женское учебное заведение во всём уезде, где учились девочки из города и окрестностей. В момент открытия гимназия была двухэтажной, что видно на старых фотографиях. Так выглядела гимназия до 1900 года, когда был надстроен третий этаж:

А так это здание выглядит с тех пор, как его надстроили:

Когда думаешь о гимназистках, то представляешь девочек в форменных платьях, строгих классных дам и что-то такое неуловимое, изящное, что связано с этим словом. Чему же учили в гимназии? В учебный план включались предметы: Закон Божий, русский язык с церковнославянским, латинский и греческий языки, математика с физикой, математической географией, естествознание, география, французский язык. Кроме того, большое внимание уделялось эстетическому развитию девочек, были уроки музыки и пения, рисования и танцевания, обучение основным принципам ведения домашнего хозяйства. Курс обучения был семилетним, но для желающих получить специальность домашней учительницы, учительницы начальных классов был дополнительный, восьмой класс, который назывался педагогическим.

Недавно, совершенно случайно, я нашла темы сочинений, которые предлагались гимназисткам в разных классах. Удивилась, насколько же они побуждали к размышлению, поиску собственных суждений, учили видеть мир глубже и ярче. Вот о чём предлагали поразмышлять учащимся гимназий в конце 19 – начале 20 века:

Для младших классов:

  • О том, что видела птичка в дальних землях
  • История постройки дома и разведения при нем сада…
  • Великаны и пигмеи лесного царства

для детей 12-13 лет:

  • Замирание нашего сада осенью
  • Река в лунную ночь
  • Встреча войска, возвратившегося из похода
  • Лес в лучшую свою пору
  • Дедушкин садик

Для старших гимназисток (и гимназистов)

  • Слово как источник счастья
  • Почему жизнь сравнивают с путешествием?
  • Родина и чужая сторона
  • О скоротечности жизни
  • Какие предметы составляют богатство России и почему?
  • О высоком достоинстве человеческого слова и письма
  • О непрочности счастья, основанного исключительно на материальном богатстве
  • О проявлении нравственного начала в истории
  • На чем основывается духовная связь между предками и потомством?

В архивах кое-кого из горожан ещё хранятся старые фотографии, с которых их юные родственницы в гимназической форме смотрят на нас спустя многие десятилетия.

Это фрагмент старинной открытки с видом гимназии. Здесь мы видим группу людей, часть из которых одета в форменные платья. Форменные платья носили и учителя, и ученицы гимназии. Чаще всего для учениц форма была коричневого, а для учительниц – синего цвета. Учителя-мужчины носили особые мундиры.

А это аттестат об окончании гимназии, полученный моей бабушкой. Есть и ещё один – об окончании 8-го, педагогического класса, но он сейчас не у меня. Бабушка потом работала учительницей начальных классов в Климове и Новозыбкове.

В гимназии – первой школе учились четыре поколения нашей семьи, а моя тётя, Анастасия Борисовна Федосенко, больше 30 лет проработала там учительницей математики.

После революции сословное учебное заведение (доступ в гимназию представителям низших сословий был ограничен) было преобразовано в единую трудовую школу второй ступени, т.е. дающую право поступления в вузы. Многое в ней изменилось, но состав преподавателей частично остался прежний, да и первые выпускницы школы начинали учиться в ней, когда она ещё была гимназией. В первые послереволюционные годы вся советская школа стала экспериментальной площадкой, новые власти отказались буквально от всего, что было в старой школе, «школе муштры и зубрёжки» (Ленин). В школах ввели совместное обучение мальчиков и девочек, перевод учащихся в старшие группы стал осуществляться по решению общественного совета. Исчезло такое понятие, как «класс», вместо него появились «группы», где дети разбивались на бригады и вводилась коллективная ответственность за результаты обучения, исчезла оценка, роль учителя значительно снизилась, большую часть материала ученики должны были усваивать посредством самообразования, вся воспитательная работа осуществлялась через школьное самоуправление, вместо стабильных учебников использовались учебные комплексы, издающиеся к началу каждой четверти, учебные предметы объединялись в концентры и т.д.

Вот удостоверение об окончании школы им. Калинина выданное в 1925 году (из-за ветхости на сгибе в середине не читается предмет «математика»). Имя Калинина школа носила вплоть до 1934 года, когда она стала средней общеобразовательной школой №1.

Я ещё продолжу свой рассказ о первой школе. Интересные сведения об истории школы можно почерпнуть из книги одного из ее директоров Л.М. Выкочко «Как это было».

42 комментария:

  1. борис говорит:

    Понятно, почему выпускницы гимназии были сложившимися интеллигентными людьми: гуманитарная составляющая преобладала, был высокий уровень требований… А нынче словесность просто пятое колесо в школьной программе, написать стандартное сочинение проблема для большинства, а орфография просто вопиет… О иностранных языках и говорить нечего, «фэйсом об тэйбл». Моя мама выпускница первой школы двадцатых годов. «Мы синеблузники, мы профсоюзники», пирамиды, тайный фокстрот, каток на озере, парусиновые туфельки, набеленные зубным порошком, Мэри Пикфорд, Дуглас Фербенкс, бедность и большие надежды, страшные времена впереди…

    • Анна Дмитроченко говорит:

      Спасибо за отклик! Мне тоже мои родственники рассказывали о тех временах нечто подобное, а грамотность, интеллигентность, воспитанность выпускниц гимназии отличали их всю жизнь. А нет ли у Вас каких-нибудь фотографий тех лет, связанных с первой школой?

      • Ольга говорит:

        Здравствуйте!
        Моя прабабушка училась в этой гимназии, закончила 10-й класс в 1914 году. У меня есть несколько её фотографий в школьной форме. Ищу информацию о её родителях. Вижу, что давно никто ничего не писал под этим постом. Есть кто живой на этом форуме?

  2. борис говорит:

    Увы, Анна… Война, эвакуация, смерть двух детей по дороге… Не до фотоархива было моей маме. Сохранилась одна фотография: её портрет времён выпуска. Не знаю, нужно ли выставлять её на публику, да и интересно ли это? Наврядли…

    • Анна Дмитроченко говорит:

      Уважаемый Борис — комментарий ниже — для Вас! Не так его отправила…

  3. Анна Дмитроченко говорит:

    Ужас войны, общий для всех, каждая семья пережила по-своему, а уж у нас, на оккупированной территории, вдвое бедЫ пришлось и для тех, кто в эвакуацию уезжал, и потом вернулся к руинам прежней жизни, и для тех, кто здесь остался… У каждого свои скорбные воспоминания. У нас, вообще почти у всех, не так много материальных свидетельств довоенных лет, поэтому, мне кажется, каждая фотография, каждый документ представляют ценность, поэтому, стоит ли размещать фотографию Вашей мамы в интернете, решать, конечно, Вам, но почему бы нет? У нас сейчас на форуме появилась историческая страничка, фотография Вашей мамы с небольшим рассказом о ней, думаю, была бы кстати.)

  4. Const говорит:

    Летом Новозыбковский краеведческий музей выпустил буклет, посвященный истории гимназии. Там очень много интересных сведений. А на «монументе» в июне делегация города ставила инсценировку «гимназистки», к которой пришлось переворошить кое-какой материал. Буклет и стал итогом этой работы.
    Но вот хочу дать историческую справку, часть которой почерпнул еще у Кублицкого. В гимназии учителем рисования работал до революции Бонифатий Матвеевич Сангурский, по некоторым сведениям, ученик Репина. Затем он женился на жительнице Святска (может быть и раньше), учительнице и работал позже в этом селе. Писал картины. Я видел несколько его крымских пейзажей. Один из них был у Кублицкого. Так вот, он устраивал передвижные выставки своих работ, грузил на воз со специальными щитами и ездил по соседним селам. Художник он был известный. Умер в 1926 или 1927 году. Киевский музей русского искусства даже организовывал выставку его работ где-то в 60-х годах прошлого века (т.к. Новозыбков входил в Черниговский уезд). К сожалению в городе сейчас ни одной его работы не осталось. Будучи в Святске видел могилу его жены (она умерла уже после войны), а рядом холмик без креста. Возможно это и есть могила Б.М.Сангурского.

    • алексей говорит:

      константин- простите — ВНИФАНТИЙ САНГУРСКИЙ.
      могила его и его жены- в Святске на мещанском кладбище- Олег Каменецкий что- то писал о нем .

    • Анна Дмитроченко говорит:

      Костя, на форуме, в теме » В начале жизни школу помню я..», очень интересное дополнение к твоему рассказу о Сангурском. Посмотри, пожалуйста, если не видел.)

  5. Анна Дмитроченко говорит:

    Костя, спасибо огромное за дополнение! Я так и надеялась, что в комментариях к моим записям люди будут добавлять новые сведения, личные воспоминания. Несложно переписать сюда готовый буклет, но особую ценность имеют вот такие дополнения, как твоё, или как у Бориса. Очень интересно было узнать об этом учителе — художнике, думаю, не только мне. А тот факт, что Новозыбков входил в состав Черниговской губернии и относился к Малороссии делает наше прошлое просто уникальным!

  6. Const говорит:

    Преподавателями в таких заведениях часто работали выпускники академий и университетов. Кроме того, там был прекрасный рисовальный класс с гипсами, по академическому образцу. По-моему, можно было сдавать экзамены экстерном и даже мальчикам. Во всяком случае известно, что свидетельства об окончании нашего учебного заведения имели член Академии наук СССР и Украины Патон и министр обороны Родион Малиновский.

    • Анна Дмитроченко говорит:

      Интересно! про Патона слышала, про Малиновского никогда. А мне что-то помнится, на каком-то вечере старшеклассников, И.В. Пизюков говорил о том, что на этой сцене аттестат об окончании гимназического курса экстерном получал будущий академик Петровский, именем которого теперь наш бывший институт прозывается. Больше упоминаний об этом факте не встречала.

  7. Const говорит:

    Про Петровского я не слышал, а вот с Малиновским был такая история. В 1988 году я был на творческой даче художников РСФСР в Горячем Ключе. Там в библиотеке, сотрудница, узнав, что я из Новозыбкова, неожиданно сказала: «Я знаю про ваш город, мне о нем Родион Яковлевич рассказывал. Он Маршал Советского Союза, мой родственник и учился в Новозыбкове.» К сожалению, тогда его уже не было в живых. В нашем краеведческом музее знают об этом, но нигде, по-моему, не упоминалось.

    • Анна Дмитроченко говорит:

      Как интересно! Дело в том, что моя дочь училась в МГУ у Натальи Родионовны Малиновской, жаль, мы тогда не знали, что её отец был связан с Новозыбковом.

  8. алексей говорит:

    напишите свой иейл- я вам переброшу сканы некоторых документов

  9. mitrith говорит:

    Большое спасибо за публикацию. Темы школьных сочинений просто потрясли. Вы, пожалуй, подтвердили то о чем я давно подозревал. Царская гимназия выпускала всесторонне развитых, думающих людей. В советской школе, в общем-то тоже учили неплохо, но она была политизирована сверх всяких разумных пределов. Все на свете от взаимоотношения с противоположным полом, до конструкции унитаза нужно было рассматривать сквозь призму классовой борьбы и революционный порыв масс. Еще раз большое спасибо, жду продолжения темы.

    • Анна Дмитроченко говорит:

      Спасибо Вам за тёплый отзыв!:) Да, теперешняя школа во многом проигрывает той школе, в которой учились мы, а уж тем более старой гимназии, это, прежде всего, касается качества обучения и образования, хотя в ней есть свои преимущества, особенно для тех, кто считает, будто знания бывают лишними и ненужными, отсюда и все издержки. Эту тему обязательно продолжу, тем более, есть чем.)

  10. алексей говорит:

    кстати . я в атестате не нашел подписи Сангурского.

    • Анна Дмитроченко говорит:

      Если Вы имеете в виду аттестат моей бабушки, то, наверно, Сангурский просто у неё не преподавал, или к тому времени ещё/уже не работал.)

  11. Марина Лебедева (Стельмах) говорит:

    Мои родители учились в 1-й школе Дмитрий Стельмах и Клара Ястребова. (Выпускники 1946 или 1947 ?). Они были в одном классе с Виктором Тюпичем. А бабушка Евгения Митрофановна Рунская преподавала там немецкий и французский. Она с отличием закончила женскую гимназию в Киеве ещё до революции и поступила на Высшие женские курсы, но закончить их не удалось, пришлось бежать из Киева от революционных ужасов («Дни Турбиных» Михаила Булгакова — это и про её семью тоже) сначала в Бахмач, а потом — Новозыбков. Я как-то не спросила — почему Бахмач. А потом много лет спустя после её смерти, глянув на карту железных дорог России, поняла — просто это была последняя станция на этой дороге…

    • Анна Дмитроченко говорит:

      Уважаемая Марина, спасибо за такой интересный отклик! Я предполагаю позже написать и о послевоенной первой школе, может, Вы поделитесь какими-либо сканами документов, фотографий? Было бы чрезвычайно полезно дополнить слова интересными иллюстрациями. :)) Удивительно, но Вы не первая подтверждаете наблюдение, что наш неприметный город оказывался каким-то узловым в судьбах самых разных людей, казалось бы, совсем далёких поначалу от него.

    • вИКТОР тЮПИЧ говорит:

      Мой отец Тюпич Станислав Николаевич из Новозыбкова и Клинцов. ЗАканчивал школу в конце сороковых годов. А я Виктор Станиславович.

      • Анна Дмитроченко говорит:

        А не родственники ли Вы с Виталием (Виктором) Ивановичем Тюпичем, который остался в памяти новозыбковцев как замечательный учитель, директор школы, а также участник мужского певческого трио, украшавшего в своё время все концерты городской самодеятельности? Именно о нём пишет в своём комментарии Марина Стельмах.

        • Виктор Тюпич говорит:

          Думаю, что родственники. Кстати мой дед, Николай Тюпич тоже был директором школы. в 1937 году был по доносу арестован по 58 статье на 10 лет.

  12. .. говорит:

    А я помню Анастасию Борисовну Федосенко. Она у нас в классе временно замещала нашу учительницу математики. Это было в начале 70-х. Она любила приглашать своих учеников к себе домой, а жила она недалеко от школы. Я была у нее дома на улице Замишевской. Жила она одна, но была добродушной, всегда улыбалась, такая маленькая, кругленькая. Ученики называли ее «Коробочка». Воспоминания о ней только позитивные.

    • Анна Дмитроченко говорит:

      Спасибо за добрые слова о моей тёте, она была очень хорошей учительницей и добрым человеком. Тётя, действительно, жила недалеко от школы, на Замишевской, только не одна, а со своей тётей и двоюродной сестрой. Тетя не обижалась, что её прозвали «Коробочкой», а говорила, что, когда смотрит на себя в зеркало, то понимает, что она очень эту Коробочку напоминает. ))

      • old fox говорит:

        Всем добрый день,
        Школа №1 замечательное учебное заведение 70 годов (учился сам) И преподавательский состав (понимание приходит со временем) , и само место расположение. Классы — огромные, высокие потолки и окна, старые скрипучие двери, парадная лестница -шедевр, большой двор, учебные мастерские, и позднее построеный спортивный зал. Дежурство по школе — но это отдельная тема. И рядом со школой парк с вековыми деревьями, в котором проводились занятия, да и не только.
        Школу отремонтировали. Замечательно! А теперь решается вопрос о переименовании.

        Мое мнение, которое может не совпадать но имеет место быть —
        Вернуть ВЕСЬ парк, высадить деревья на места в том же количестве, а школу сделать гимназией, так как она ШКОЛА, была построена меценатом и нового меценатства тут неуместно (иначе масло-масляное).

        ГИМНАЗИЯ — это уже имя!

        PS Хотел разместить на форуме но к моему сожалению при входе ник есть но вхождение не осуществляется (тоже интересный вопрос)

        Во имя добра

        • Анна Дмитроченко говорит:

          Спасибо, добра никогда не бывает много!
          Относительно Ваших предложений о возвращении первой школе и пришкольной территории былого облика, а так же чтобы вновь назвать её гимназией и проч., могу сказать, что не всё зависит только от нашего желания. Парк, думаю, уже восстановить не удастся, вырублен он был зря, теперь это понятно, по крайней мере, огромные дубы у школы ещё могли бы простоять не один десяток, если не сотню лет. Меценаты нынешние пусть приходят на смену прежним, что в этом плохого?)) А увековечить имя ПЕРВОГО мецената, графа Долгорукова в названии школы, я считаю, необходимо!))

  13. Анна!Очень понравились»рассып,бусы»Нашел себя на фото выпускников 10-х классов выпуска 1966г,Помню КПопова,вас,к сожалению нет,Очень благодарен Вашей тете Анастасии Борисовне -отличному педагогу добрейшей души человеку!меня Вы должны помнить,так как я играл в духовом оркестре,жил в Коммунистическом переулке,Есть у меня стихотворение посвященное Новозыбкову,Отдавал в 90-е годы в «Маяк»,но не напечатали,

    • Каким я помню город мой?-И вековым и молодым,Гудок забытый заводской и паровозов вечный дым.Озер таинственная гладь,Деревьев многолетних сень.Церквей божественная стать.Венчающих вчерашний день.Прохлада парковых аллей,Хранящих смех,признанья,боль.В тени высоких тополей старообрядчества юдоль.Домов купеческих резьба,Дыбенко захудалый дом.Непроходящая мольба В глазах чернобыльских мадонн.Мосты над мелкою рекой И скверов небольших уют.А над озерною волной В мечту плывущий институт. и тат далее.

    • Anna Дмитроченко говорит:

      Виталий, очень рада, что Вам понравились мои записи. Сомневаюсь, чтоб Вы могли меня вспомнить, училась я на год позже, а тогда учеников в школе было много, всех не запомнишь, разве что случайно был знаком ещё и помимо школы с кем-то. Я вот тоже Вас не помню, Вы в каком из 10-х классов учились? Духовой оркестр вспоминается как что-то выдающееся, но кроме Гриши Александрова других музыкантов не помню. Я всегда любила и люблю всякие вальсы и марши именно в исполнении духового оркестра! Спасибо за добрую память об Анастасии Борисовне))

  14. НОВОЗЫБКОВ-город юности моей
    Каким я помню город мой?-
    И вековым и молодым.
    Гудок забытый заводской
    И паровозов вечный дым.

    Озер таинственная гладь,
    Деревьев многолетних сень,
    Церквей божественная стать,
    Венчающих вчерашний день.

    Прохлада парковых аллей,
    Хранящих смех,признанья,боль.
    В тени высоких тополей,
    Старообрядчества юдоль.

    Домов купеческих резьба,
    Дыбенко захудалый дом.
    Непроходящая мольба
    В глазах чернобольских мадонн.

    Мосты над мелкою рекой
    И скверов небольших уют.
    А над озерною волной
    В мечту плывущий институт.

    На танцах -ярмарка невест,
    Их глаз манящий перегляд.
    Старинный духовой оркестр
    Преобразивший летний сад.

    Под танго томных радиол
    И под церковный перезвон
    Народ,спешаший на футбол,
    Битком забитый стадион.

    Весной Гагарина приезд
    Сквозь коридор цветов с трудом,
    Когда всем не хватило мест
    На стадионе городском.

    Маевок летних забытье,
    На праздник-яркий феерверк!
    И кажется нам то житье,
    Как золотой минувший век!

    Не погрешу,сказав того
    Из глубины минувших дней,
    Что нет прекраснее его-
    Города юности моей!

  15. Извините,Анна,за предыдущий текст.Во-первых только начинаю работать с компъютером,во-вторых,писал ночью.Но рад буду получить оценку своего стихотворения.

    • Anna Дмитроченко говорит:

      Виталий, спасибо за стихи! Мне в них понятна каждая строчка, каждая метафора! Наша школа встречала Ю.А. Гагарина в начале ул. Ленина, примерно на том месте мы стояли, где потом появился памятник Дыбенко. Самое яркое воспоминание ранней юности, а может, и всей жизни!

  16. Зинченко Виталий говорит:

    Я учился в 10-омА классе вместе с Плехановой ЗИ,ИващенкоНВ,ВыкочкоИЛ,АнищенкоНВ.С ГРИШЕЙ Александровым мы дружили,оба играли в оркестре на трубе и в баскетбол.учился в параллельном классе.Встречались с ним в 90-е годы.ПриездЮАГагарина остался в памяти на всю жизнь.Запомнился он и забавным случаем.Мы стояли с будущей женой,студенткой НГПИ,около горкома партии.Она бросила букет цветов в УАЗик,но случайно попала ему в лицо.ЮГагарин поднял букет,улыбнулся своей незабываемой улыбкой и приветственно помахал им в нашу сторону.Потом мы слушали его на стадионе.Пользуясь случаем,хочу поздравить землячку с наступающей весной!Улыбок!Тепла!Здоровья!

  17. Тамара говорит:

    Доброго время суток, моя свекровь закончила с золотой медалью «Новозыбковскую женскую гимназию, как узнать, существует ли личное дело? Малкова — Широкова — (девичья Басина…) София Никоновна….? Пожалуйста ответьте на эл. ящик я не помню как сюда вышла спасибо….!

  18. Сергей говорит:

    Здравствуйте.Благодарю за проделанную работу,информация собранная вами уникальна.Возможно ли найти список преподавателей,женской гимназии в дореволюционный период ?

    • Анна говорит:

      Спасибо за отзыв! Информацию об учителях Новозыбковской женской гимназии можно прочитать в книгах Л. М. Выкочко «Как это было», они есть в городской библиотеке. Возможно такие данные имеются и в краеведческом музее.

    • Анна говорит:

      Здесь, на сайте, есть заметка об учителе рисования гимназии Сангурском
      http://www.novozybkov.ru/retroscope/archives/452

    • Сергей Дунин говорит:

      Списки всех лиц, имеющих отношение к гимназии, включая учителей, можно найти в «Памятной книге Киевского учебного округа, 1901 год. Часть IV. Черниговская губерния.»
      Она доступна по адресу:
      https://www.calameo.com/books/00205596803a910aef880

  19. Сергей Дунин говорит:

    Моя бабушка и ее сестра учились в этой гимназии. Знаю, что жили они при этом в гимназическом пансионе. Известно ли в каком здании он находился? Есть ли фотографии (современные и начала XX века)?

    • Сергей Дунин говорит:

      Отвечу себе сам. Я ошибся. Жили они не в гимназическом пансионе, а в разные годы пансионах, которые содержали родители их соучениц по гимназии, Тони Куриленко и Лили Блау. Никто не кто-нибудь знает, где жили Новозыбкове семьи Куриленко и Блау в 1900-х годах?

Добавить комментарий для Зинченко Виталий Отменить ответ

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *