«На вечернем сеансе в небольшом городке…»

Никак не схожу в наш обновлённый кинотеатр… Там теперь, говорят, всё стало по-другому, лучше и интереснее, чем в прежние времена. Возможно. К сожалению, проверить этот факт никак не получается: посмотреть хороший (т.е. не боевик, не мистику, не «ужастик» и пр.) фильм не удается. Афиши предлагают картины, рассчитанные на о-о-очень молодежную аудиторию, как будто не имеющую родителей и дедушек с бабушками, которые с удовольствием тоже бы сходили в кино. Попытка просто зайти в кинозал, чтобы сфотографировать, как он теперь выглядит, также не удалась. Слышала, что зрителей в зале на иных сеансах бывает всего по нескольку человек. А ведь раньше кино, это самое демократичное зрелище, было очень любимо и востребовано! Посмотреть новую картину ходили практически все, истинные любители не пропускали ни одной премьеры, а на самые любимые фильмы ходили несколько раз, знали там каждый кадр, каждое слово, каждую мелодию!

Вспомним историю развития кинематографа в нашем городе. Краеведы утверждают, что первый синематограф появился в Новозыбкове в начале 20 века. Назывался он «Модерн» и находился на первом этаже дома Певзнера, там, где сейчас зал заседаний районного отдела образования. Здесь кинотеатр был до тех пор, пока в 1954 году в городе не появилось специальное здание для него по улице Коммунистической. Молва утверждает, что здание кинотеатра «Октябрь» построили военнопленные, однако к 1954 году военнопленных уже не было. Может, они начинали строить, а завершили строительство уже без них, своими силами.

Чем был кинотеатр в далёкие 50-60 годы? Для неизбалованных зрелищами жителей города кинотеатр был очень привлекательным местом. Да и то сказать, сколько шедевров было создано в 50-60 годы в советском и в мировом кинематографе! До сих пор эти старые фильмы волнуют и привлекают всё новых и новых поклонников. Хорошо, что и теперь их можно увидеть по телевизору или в записи.

По воспоминаниям тогдашних зрителей, поход в кино мог быть спонтанным: выдалась пара свободных часов, вот и сходил человек, посмотрел новый фильм. Обычно это бывало днём, фильмы начинали показывать с 9 утра, и сеансы были через каждые два часа. Но утром в 11 часов обязательно был детский сеанс, показывали какую-нибудь сказку, сборник мультфильмов или другое детское кино. Билет на все дневные сеансы стоил 25 копеек, для детей – 10. Дневное время заканчивалось сеансом в 17 часов. На два вечерних сеанса билеты были дороже, от 30 до 50 копеек. Позже, кажется, сеанс в 17 часов тоже стал считаться «вечерним», с более дорогими билетами. Если зрителей было немного, то можно было сесть на любое свободное место. В фойе тоже показывали фильмы для детей. В то время, как взрослые смотрели фильм в зале, их дети могли посмотреть какой-нибудь мультсборник или детский фильм в фойе. Ещё в фойе был буфет, правда, ассортимент был небогатым – пирожные, коржики, соки, лимонад…

На последний сеанс, в 21 час, люди шли как в театр, одевались понаряднее, предвкушая удовольствие от встречи с фильмом (и со знакомыми, которые тоже могли оказаться в кинотеатре). Особенно это касается 50-х годов, тогда на премьеру приходило всё городское начальство вместе с жёнами, а зрители потом долго обсуждали, кто во что был одет, как держался, даже какими духами/одеколоном благоухал. Позже начали говорить, что для начальства устраивают особые «закрытые показы», причём не только тех фильмов, что идут для всех, но и других, «не для всех». Я сомневаюсь, что так было. Во-первых, зал был занят с утра до вечера, последний сеанс заканчивался около 23 часов, некогда было устраивать «закрытые просмотры». К тому же, запрещённые и спорные фильмы вряд ли рассылали по маленьким городкам вроде нашего.

Какие же фильмы были самыми популярными в те годы? Все невозможно даже перечислить, но было много незабываемых картин! На весь мир прославились фильмы 50-х годов «Летят журавли» и «Баллада о солдате», «Война и мир» в 60-е принес международное признание С. Бондарчуку. Зрителям тех лет полюбилась экранизация «Овода», где заглавную роль сыграл молодой красавец Олег Стриженов. «Свадьба с приданым» значительно обогатила наш песенный репертуар. Вообще говоря, «с экрана в жизнь» тогда перешло немало песен и мелодий! Ведь ещё были «Карнавальная ночь» с юной Людмилой Гурченко и неувядаемым Игорем Ильинским, «Человек-амфибия», собравший в кинозалы десятки миллионов зрителей, сделавший популярными и любимыми актёрами молодых В. Коренева, М. Козакова, А. Вертинскую. Поклонники смотрели этот фильм десятки раз! К 150-летию Отечественной войны 1812 года вышла «Гусарская баллада» молодого режиссёра Э. Рязанова, тоже восхитившая многих. Юная Лариса Голубкина и Юрий Яковлев, уже известный зрителям по фильму «Идиот», где он великолепно сыграл князя Мышкина, мелодии Тихона Хренникова и стихи Александра Гладкова побудили обратиться к истории той, уже почти забытой, войны.

Вполне заслуженно в те годы наши фильмы получали награды самых престижных кинофестивалей!

Вот небольшое воспоминание зрителя тех лет, нашего постоянного читателя и автора Бориса Фельдмана:

Наверное, когда его (кинотетр) построили, на первых посетителей он произвёл впечатление: покатый пол, люстра, погружение в темноту при помощи реостата, занавес из бархата… Для меня это сакральное, как теперь модно говорить, место потому только, что в нём я увидел несколько фильмов, повлиявших на моё мироощущение, восприятие искусства или просто поразивших чем-то. Таких фильмов немного: «Карнавальная ночь», «Человек-амфибия», «Великолепная семёрка» (первое свидание с Голливудом), «Мой младший брат» и «Коллеги» по Аксёнову, «Брак по итальянски» и «Развод по-итальянски» с Мастрояни, Лорен и Сандрелли, «Фанфан-тюльпан», «Мужчина и женщина» да «Фантомас».

Некоторые зарубежные фильмы тоже оставили особую память у горожан. В середине пятидесятых впервые показали индийские кинокартины «Бродяга» и «Господин 420» с обаятельнейшим Раджем Капуром в главной роли. Это была любовь с первого просмотра! Все распевали «Авара я, бродяга я, никто нигде не ждёт меня!», женщины влюбились в актёра, а мужчины по достоинству оценили весь фильм. После войны на экраны советских кинотеатров постепенно проникали и другие зарубежные фильмы. Показывали трофейные кинокартины «Тарзан», «Девушка моей мечты», «Большой вальс», «Серенада солнечной долины» и ещё много других, в основном, музыкальных и комедийных. Потом пришёл черёд фильмов, снятых в стиле неореализма, экранизаций зарубежной классики, вестернов и других приключенческих фильмов. Американское кино появлялось реже, чем франко-итальянские фильмы и фильмы киностудий социалистических стран. Показывали и советскую классику, фильмы, снятые в довоенные и военные годы – «Весёлые ребята», «Антон Иванович сердится», «Три танкиста» и другие.

В 1965 или 1966 году у нас в кинотеатре показали французский фильм «Шербурские зонтики». Мы с подругой пошли на 13-часовой сеанс, опоздали на занятия и были так очарованы картиной, что наша классная даже не стала нас ругать, видя, в каком мы состоянии.

Впечатление от фильма «Фантомас», показанного в конце 60-х, было оглушительным! Его герой стал персонажем детских игр, анекдотов, а где-то и примером для подражания. В криминальных историях тех лет фигурируют преступники, выбравшие себе такую кличку и стремившиеся походить на героя в жестокости и неуловимости. Вероятно, поэтому фильм с тех пор долго не показывали.

Но этот рассказ не просто о достоинствах кинокартин, а о нашем кинотеатре. Со времени постройки он и примыкающая к нему территория сделались любимым местом горожан. Сохранилось много фотографий, запечатлевших сам кинотеатр в разные годы. Его облик за 60 лет не претерпел особенных изменений, а вот пространство вокруг него заметно изменилось с 50-х годов.

И сам кинотеатр, и территория вокруг него были очень посещаемыми местами. Небольшая аллейка в скверике называлась «стометровкой» и служила для городской молодёжи чем-то вроде клуба, любимого места общения и отдыха. Здесь завязывались знакомства, решались разнообразные проблемы, здесь появлялись «нужные» люди, кипела скрытая от глаз большинства жизнь. Не вхожие в эту «тусовку» люди даже не догадывались о ней.

Остальные жители тоже любили этот скверик, здесь было уютно, нешумно, можно было не спеша съесть мороженое, выпить газировки из автомата, или у какой-нибудь «тёти Шуры»: продавщиц газированной воды часто знали по именам, а они запоминали предпочтения постоянных покупателей. Сиропы были разными – клубничный, малиновый, грушевый, яблочный, лимонный, и за три-четыре копейки можно было получить стакан холодной и вкусной воды с любым сиропом из тех, что были в продаже. Без сиропа газированная вода стоила копейку.

Рядом был киоск «Союзпечати». Любители газет собирались к полудню, когда привозили свежие газеты и журналы, иные тут же садились на скамейку, читали, а потом обсуждали новости друг с другом. Помню, однажды пенсионерка спрашивала в киоске «Правду», а киоскёрша ответила, что из сегодняшних газет остался только «Труд». Стоявший сзади мужчина пошутил – «Правды нет, только труд остался», чем очень развеселил и эту пенсионерку и киоскёршу, да и всю очередь. Я потом читала подобные истории в сборниках анекдотов, видимо, такие остроумцы попадались не только у нас.

В 1966 году кинотеатр обзавёлся широкоэкранной киноаппаратурой и усилителем со стереофоническим звуковоспроизведением, зрители получили возможность смотреть самые современные фильмы с качественным звуковым сопровождением. Когда появлялась афиша нового кинофильма, обязательно обращали внимание на то, присутствует ли на ней слово «широкоэкранный». Если да, то тем более надо посмотреть картину. В кинотеатре работали настоящие профессионалы. Один из них, технический руководитель и старший инженер кинотеатра М. И. Титков, в 1970 году готовил советский павильон «ЭКСПО-70» на Всемирной выставке в японском городе Осака, затем работал на этой выставке в течение семи месяцев.

В разные годы директорами кинотеатра были И. Н. Филичев, А. Москвитин, Б.Г. Любан.

Вспоминается, что в середине 60-х в кинотеатре во время новогодних каникул устраивали детские утренники для малышей и танцевальные вечера для старшеклассников. На Новый, 1966 год, школьный ансамбль первой школы выступал под музыку Чарли Чаплина. Наши мальчишки, среди которых были Вова Воронин, Валик Дранёв, Алик Сидоров, других не помню, были одеты, как Чарли и исполняли песенку, в которой были строки: «И в вечер новогодний вам шлёт привет огромный весёлый Чарли Чаплин из старого кино!» Сейчас, кажется, эта традиция проводить в кинотеатре разные мероприятия для школьников сохранилась, что очень хорошо!

Будет несправедливо не упомянуть о том, что в те годы можно было смотреть кинофильмы и в заводском ДК им. Калинина, там показывали 2-3 сеанса в дневное и вечернее время, но не каждый день, и в Доме культуры железнодорожников («Желдоре»), там фильмы тоже показывали в вечернее время довольно часто.

Надеюсь, что наши читатели дополнят этот небольшой рассказ своими воспоминаниями и подробностями.

См. также:

59 комментариев:

  1. Андрей говорит:

    Очень интересная статья, сам факт её существования очень важен! Реальные воспоминания реальных очевидцев, спустя много лет такая статья может быть почти историческим документом.
    За нынешний репертуар конечно обидно, рыночная экономика дала нам рыночные условия. За что боролись на то и напоролись, один из её минусов это те фильмы, которые призваны собрать деньги, чем больше денег, тем лучше. Законодатель мировых вкусов и тенденций сегодня — это Голливуд. К сожалению большая часть населения планеты по природе не привыкли рассуждать и питаются всегда тем, что модно. Вот и получается, реально чтобы заработать деньги на кино, необходимо показывать то, что в моде. Иначе кино не окупается, а в моде сегодня шутокчки ниже пояса, «невероятно» смешные падения на банановой кожуре и всё в этом духе. В целом индустрией кино раньше правила партия, а теперь деньги… всё ради них и всё за них, больше нет никаких целей. Хотя сегодня министерство культуры заказывает фильмы на нужные темы, но этого пока недостаточно. Я верю, что в будущем мы сможем предложить миру свою моду на кино, которая переплюнет Голливуд!

    • Анна Дмитроченко говорит:

      Андрей, спасибо за отзыв!))
      Согласна с Вами!
      Мне кажется, что сейчас, действительно, нам всем, не только старшему поколению, не хватает умных и душевных фильмов, без насилия, таких, которые могут и развлечь, и научить чему-то, в которых чувствуется уважение авторов к своим зрителям.

  2. Мария говорит:

    Спасибо автору, прекрасная статья, я прямо в детство и юность вернулась, хоть и росла в другой союзной республике, но все так близко, так похоже. Написано хоронологически точно и, в то же время, душевно, эмоционально. Афиши и фотографии — ах! , за них отдельный поклон

    • Анна Дмитроченко говорит:

      У нас было общее культурное пространство, поэтому и наши воспоминания похожи. Спасибо Вам за отзыв!

  3. Валечка говорит:

    Прочитала вашу заметку о кинотеатре. Хочу немного дополнить.Первый кинотеатр в нашем городе назывался «Модерн» и располагался он возле старой бани. Это здание и теперь стоит. Там кажется теперь приёмная нотариуса. Собственником кинотеатра были Шишкины. Жена владельца сидела в кассе и продавала билеты. Она была красавица и некоторые шли в кинотеатр посмотреть не только фильм, а взглянуть на красавицу в шляпе, которая продавала билеты.

  4. анонимус говорит:

    Анна, Вы летописец. Очень интересно всегда стараетесь донести о простом и многим напомнить о былом. А Мне ещё запомнились, фотограф в Журавлях и пельменная (но это было гораздо позже). Желаю Вам, творческих успехов на данном поприще.

  5. boris говорит:

    Очень хорошо получиось у тебя, Аня! И фото к месту, и афиши. В дотелевизонную эпоху, кинотеатр был и зрелищем, и клубом, и местом променада, всё так. Кино тогда было не только недорогим развлечением, но и встречей с искусством, что в маленьком городе, гастролями не слишком избалованом, было просто отдушиной иногда. Конечно, фильмы у нас шли не «первым экраном», фестивальные шедевры доходили до провинции редко, тем не менее, на экране была не одна только забубенная жвачка, и это заслуга администрации кинотеатра, не ленившейся ездить аж в Брянск за свежими копиями.
    Что мне ещё вспомнилось: по рассказам отца, киношка была до войны и в горпарке, где тапёром служила Селезнёва, известная в городе пинистка, аккомпаниатор успешного мужского трио Тюпич-Прупес-Чернобаев, лауреатов конкурсов самодеятельност в Москве.
    Должен также заметить, из дотошности, что «Девушка моей мечты» и впрямь фильм трофейный, немецкий, с Марикой Рёкк, что до «Тарзана», «Серенады…» и «Большого вальса», то это фильмы родом из Голливуда, то есть, американские, союзнические, от них в СССР и попавшие.
    …»Похоронили» кинотеатр, в прежнем качестве, видеосалоны, предложившие материал «на новенького», а добила массовая продажа видеомагнтофонов. Гоорить о каком-то возрождении тяжело, потому что, даже при наличии хороших отечественных фильмов, а они есть, и достаточно много, кинотатр не может конкурировать с интернетом, где эти фильмы выкладываются ещё до премьеры, зачастую. Для примера: с огроным удовольствием помотрел фильм режиссёра Мирзоева «Борис Годунов», онлайн, прямо с киносайта, но представть его на экране к/т «Октябрь» сейчас просто невозможно. Зритель избалован откровенным барахлом, снятым для стран третьего мира… А когда-то на «Гамлета» был полон зал.

  6. igorrod говорит:

    Да…! Ходили практически на каждый новый фильм! А однажды, помнится, перед сеансом мы там на баянах играли. Ну, от школы музыкальной. А ещё были походы всем классом: и спонтанные, и организованные. С обсуждениями на уроках литературы.

    • Андрей говорит:

      Вот обсуждения фильмов да ещё и на уроке литературы это мега правильная вещь! На сегодняшний день, для многих, звучит наверно бредом, но как же этого не хватает — ведь такое обучение дети будут воспринимать легко и с удовольствием. А ещё с детства научатся рассуждать, что в свою очередь изменит в лучшую сторону всю их жизнь.

  7. boris говорит:

    В конце шестидесятых прошёл культовый, как сейчас говорят, для молодёжи тех лет , чехословацкий фильм «Старики на уборке хмеля». Музыка, одежда стиля «битник», элементы мюзикла, актуальная для юных тема школьной любви… Я посетил несколько сеансов, чтобы запомнить слова титульной песни, идущей лейтмотивом фильма, и заметил вдруг, что в зале, на каждом просмотре, одни и те же лица!
    …Вот обсуждение этого фильма в классе я себе никак не представляю. Есть вещи заветные, есть пространство, куда юные взрослых не пустят никогда.

  8. Анна Дмитроченко говорит:

    Друзья, спасибо за ваши отклики!
    У нас у всех общие воспоминания, но с индивидуальным оттенком, и это самое замечательное! Я помню, как в нашем кинотеатре смотрела фильм- победитель Московского кинофестиваля «В сельве нет звёзд», о нём много писали, снят он был в Южной Америке, там была история о не очень хорошем человеке, с грузом золота пробиравшемся сквозь сельву к цивилизации, и погибшем. В общем, я рассчитывала на что-то более занимательное, однако, фильм оставил сильное впечатление! Татьяну Зиновьевну Селезнёву помню, её муж, Олимпий Матвеевич, преподавал физвоспитание в нашем пединституте, но не знала, что она была до войны тапёром в кинотеатре. Фильмы «Тарзан» и другие, может, трофейными и не были, но так их называли, так и запомнилось. Из них я видела «Серенаду солнечной долины», его нам «перепоказали», когда я училась в старших классах.
    Собственно, о причинах «гибели» кино в прежнем виде, всё понятно, но ведь в больших городах залы кинотеатров не пустуют, как, к сожалению, у нас. Надеюсь, люди придут и в Новозыбковский кинотеатр, когда почувствуют, что там можно получить что-то большее, чем просто «занимательную картинку» на большом экране. Но для этого мало усилий только администрации кинотеатра, тут нужны и другие фильмы и реклама соответствующая.
    Мы тоже обсуждали фильмы в школе, особенно снятые по произведениям, которые изучали, это было очень полезно и интересно. Но я согласна с тобой, Боря, были такие фильмы, которые обсуждать можно было только со сверстниками, но никак не со взрослыми.

  9. boris говорит:

    Насколько я в курсе, сейчас посещение московского кинотеатра вполне себе «элитное» удовольствие, по степени ритуальности, ставшее близким посщению театрального или оперного театра. Дресс-код, стоимость билета, буфет или бар, поп-корн, напитки-всё это вмете лишает поход в кино прежней демократичности. Разумеется, и качество демонстрации иное: «цифра», «долби», псевдо-квадро… В какой-то степени это напоминает реанимированый интерес к виниловым дискам и «игольным» проирывателям на новом уровне. Хорошая «вертушка» около 1000 евро стоит… С другой стороны-дешевеющие панели в полтора метра по диагонали с качеством избражения, не уступающим кино и пркрасным звуком. Так что, перспективы провинциальных стареньких киношек туманны… Другая эпоха на дворе.

    • Анна Дмитроченко говорит:

      Боря, это не совсем так. Билет в московский кинотеатр стоит 400 руб., это вполне нормальная цена. Дресс-кода никакого нет, а в буфет можно ходить, а можно и не ходить. Так что пока кино остаётся зрелищем вполне демократичным.
      Я думаю, что и у нас начнут больше ходить в кинотеатр, если появятся такие фильмы, которые вызовут интерес у многих, в том числе и немолодых, зрителей. Конечно, усилий только работников кинотеатра по привлечению зрителей, недостаточно. Вот я думаю, что если бы наши городские власти вдруг объявили бы, что вся администрация и депутаты горсовета будут смотреть фильм и приглашают горожан присоединиться, то это могло бы сработать.
      Телевизор, даже самый-самый не заменит того эффекта, который появляется в зале, когда многие люди испытывают одни и те же эмоции, смеются или грустят вместе над фильмом. Так что будущее у кино и кинотеатров есть, это, для меня, несомненно!

    • Надежда говорит:

      Борис, я как москвичка с удивлением от Вас сейчас узнала, что кино в Москве это «элитный» отдых :) смею Вас уверить, что кино у нас очень и очень демократично. кинотеатры забиты. особенно на качественные фильмы. и я не имею в виду только голливудские. очень многие фильмы хочется посмотреть именно на большом экране и с хорошим звуком.
      по поводу цены на билеты… цена тоже очень разная. но в среднем билет в кино доступен и школьнику и студенту.
      а бар и попкорн это просто приятное дополнение к просмотру :) тут уж каждый решает сам и по своим возможностям :)

      • boris говорит:

        Надежда, цена за билет, названая Анной в 400 рублей совсем недавно равнялась, соответстаенно, 10 евро. Сравнивая с ценами в кино нашего Новозыбкова прошлых лет в 50 копеек максимум, я и написал о «элитном»-в кавычках!-мероприятии посещения кино. Я не уверен, что 400 рублей за сеанс общедоступная цена, разве что для москвичей. Знаю, что в цифровых к/т цены повыше. По-любому, каждый примеряет на себя. А поход в кино с девушкой?

        • Надежда говорит:

          Борис, мне кажется не совсем корректным сравнивать цены в кинотеатры в советское время и сейчас. я тоже помню кино и в Новозыбкове и в Москве в советское время. думаю, Вы со мной согласитесь, что сейчас абсолютно на все другие цены. почему-то мне кажется, что там, где Вы сейчас живете, в кино за 50 копеек да еще и с баром тоже вряд ли сходишь :)
          если Вы вдруг захотите сходить с девушкой в кино в Москве, но не захотите особенно тратиться, то выбор цен на билеты у Вас будет от 100 рублей и до …))) ну уж, думаю, 100 рублей-то для девушки найдете? :)
          и, кстати, не «цифровые» кинотеатры в Москве сейчас очень сложно найти. Подозреваю, что их не осталось вовсе.
          на этом предлагаю закрыть нашу такую интересную дискуссию, т.к. обсуждать тему московского кино на новозыбковском сайте с человеком, который (как я поняла) давно живет в другой стране и в Москве не часто бывает и не знает, чем эта самая Москва живет… ну согласитесь, это будет не совсем честно с моей стороны :)

          • boris говорит:

            Я не затевал дискуссию, я вопросы задал. скорее, и удивлён вашей, несколько разражённой, реакцией. Разговор-то шёл именно о советских «киновременах», которые сравнивали с нынешними. Разумеется, поход в кино в Германии удовольствие не дешёвое, особенно туда, где современная аппаратура и свежий нашумевший фильм, но я слабо представляю, что зрелище подобного класса стоит в Москве сильно дешевле, особенно, имея ввиду уровень доходов населения. Кино по цене в сто рублей? Мм-дя…

            • Анна Дмитроченко говорит:

              Боря, художественных фильмов я в Москве не смотрела, а вот документальный, в рамках недели итальянского документального кино в Москве, посмотрела. Билет стоил 200 руб. Кстати, в этом фильме обсуждалась очень интересная тема. Тебя, как музыканта, она бы привлекла.) Речь шла о том, почему итальянскую эстраду так любили в России? Фильм снят в виде монологов зрителей, наших и итальянских музыкантов и певцов. Назывался он «Итальяни вери», режиссёр — Марко Раффаини. Недостатком этого кино, на мой взгляд, является то, что там отсутствует авторский текст. Собственно, не очень понятно, для чего он был снят? Но послушать знакомые итальянские мелодии было интересно. )

              • boris говорит:

                А мне нравяся док. фильм без авторского текста, они лишены того, что я терпеть не могу-назидательности.
                Популярность итальянской музыки в СССР и России не удивтельна, потому что именно итальянцы «завезли» музыкальную культуру, самую передовую тогда, в век просвещения. Именно итальяская опера, итальянская музыкальная школа была эталонной, сама современная музыкальная грамота, ноты, теория музыки, теория гармонии была импорирвана итальянцами, сам термин «маэстро» итальянский, и большинство преподавателей музыки и придворных дирижёров были итальянцами. В песнях итальянской эстрады нам слышались с детства знакомые напевы, дети в муз. школах изучали итальянские термины, а слова «форте» и «пиано» знает вообще любой и каждый. О популярности Робертино Лоретти в СССР и напоминать не буду-она была сокрушительной, при том, что мальчик в СССР не приезжал на гастроли, его песни обожали п одной-единственной пластинке с «вырезаной» песней «Аве, Мария». Итальянский язык хорошо ложится на русский фонетически, в нём отсутствуют сложные для русскоязычных звуки как английском, фрацузском, немецком. Мелодии итальянских песен сладки, гармонически благозвучны, исполнители мастеровиты и разнообразны, а песен типа идеолоической заказухи у итальянцев не было и нет. Отсюда и популярность итальянской эстрады восьмидесятых. Сейчас такого успеха России у итальянцев нет, причин тому много и это совсем другая история.

  10. boris говорит:

    Пару лет назад, мы с Славой Гончаровым написали песню про кино нашей юности, он музыку, я текст. Увы, я пока не удосужился записать эту песню, но выложу текст, раз такая пья… э-э-э… тема пошла.
    Слёзы в её глазах
    Море в её слезах
    Картонный Зурбаган
    Уходит в океан.
    Закончилось давно,
    Старенькое кино,
    Стёр в зале вспыхнувший свет,
    Ультрамаина цвет.
    Румбы над обрывом боль,
    Гуттиэре Ассоль,
    Ихтиандра трубный зов,
    Вид рассветных алых парусов,
    Миражами корабли
    В Лиссе в сонный дрейф легли,
    Скрылось солнце в голубой дали…
    Лазурный океан,
    Отблеск далёких стран…
    Пьяные кабаки,
    Друзья или враги
    Пьют, под гитарный звон,
    Самый дешёвый ром,
    Чтобы принёс рассвет
    Жемчуга белый цвет.
    В море солнце упадёт,
    Бриг от пристани уйдёт,
    Рыбака опасный путь,
    Дьявола морского жуть,
    В небе Млечный Путь пыльцой,
    Звёздочкой блестит кольцо
    И Ассоль счастливое лицо.
    Волшебный луч попал
    В сумрачный кинозал
    Окошко прорубил
    В наш чёрно-белый мир.
    Гривенник за билет
    Детских наивных лет,
    Пеенка «Эй, моряк!»
    Третий сеанс подряд.
    Песенка из мира грёз,
    Песенка счастливых слёз
    В море юный капитан
    Курс берёт на Зурбаган.
    Откупорено вино,
    И кончается кино,
    Это было так давно…
    Было так давно…
    Ну, это песня, и под музыку звучит получше…

    • Анна Дмитроченко говорит:

      Великолепная песня, Боря! Надеюсь, что как-нибудь ты её запишешь и мы её услышим. :-)

  11. boris говорит:

    Аня! Если бы лично меня администрация города призвала личным примером посетить кино, я бы точно не пошёл! :)

    • Анна Дмитроченко говорит:

      Ну, это-то понятно! ;-) А я бы сходила, не ради начальства, а ради кинотеатра.

  12. boris говорит:

    Помню, сгоняли нас, шольников, на обязалово, двухсерийный фильм «Русское чудо» (Das russische Wunder), какого-то немецкого режиссёра, про воронежскую АС, и своё уныние и докуку на этом принудительном сеансе с педагогическим коллективом у выхода в качестве вертухаев… :) Потом на «Индукторе» облагодетельствовали нас билетами на что-то типа «Малой земли», но идеологический контроль уже не был столь жёсток, и удалось слинять. Так что, мухи (начальство) отдельно, котлеты (кино) отдельно. :)
    …А помнишь, как в пафосные моменты на экране в зале подавали голос тогдатошние приколисты, и зал начинал ржать? Был такой чувак, по кличке «Цимус», так он мог даже из индийской мелодрамы кинокомедию сделать.
    …Вообще, хорошее кино, а не «киношку», как и читать хорошую книгу, лучше смотреть в камерной обстановке. Но не в камере! :)

    • Анна Дмитроченко говорит:

      Боря, видишь ли, дело в том, что моё самоуважение и личное пространство не столь легко разрушить даже участием в каких-то обязательных мероприятиях.) Про «Русское чудо» не знаю, мне этот фильм не знаком, а вот книги Брежнева, кстати, написанные небесталанными журналистами и писателями, как и снятые по ним фильмы, читала и смотрела с интересом. Брежнев Брежневым, но там было много реальных фактов о событиях нашей истории, да и актёров выбирали достойных.
      А вот зрителей, вроде «Цимуса», помню. Иногда их реплики смешили, иногда раздражали, но, в целом, если картина была талантливой и захватывала, то они сами успокаивались и давали смотреть кино. А в других случаях, зал мог и присоединиться к их веселью.)
      Просмотр кинофильма — это как быть «наедине со всеми», можно совсем отрешиться, а можно попасть на одну «волну» с залом и получить дополнительное удовольствие от совместно переживаемых эмоций.)

  13. boris говорит:

    Не-а. Самый большой кайф от просмотра кино я получил, наблюдая фильм «Щит и меч» в гордом одиночестве на балконе ДК станкозавода. Все четыре серии подряд. С винцом и сигаретой. В партере сидели с десяток зрителей, но киномехник на количество проданых билетов не смотрел: «Фильм состоится при любой погоде.»
    …Что до талантливости брежневской трилогии, то это комментировать не стану, ибо без непристойностей не обойтись, а сегодня Сочельник и Рождественкая ночь чудес… Да и не актуально. Уже новые таланты пишут новые мемуары нового пожизненого галерного раба.
    П.С. Про «Русское чудо» ты просто забыла, как и я, впрочем. Вспомнилось по неясным ассоциациям. Гоняли всех поголовно.

  14. igorrod говорит:

    Ну что вы всё спорите? Борис давно оторвался от наших реалий. Хотя, надо признать, поучает из-за кордона довольно корректно. (В смысле — бывает и хуже). С наступающим Новым годом вас, спорщики! С очередной «Иронией судьбы»! (Её ведь тогда под Н.г. по ТВ показали, не в «Октябре»!)

    • boris говорит:

      Игорь, я никого никогда не поучаю, а лишь высказываю своё скромное мнение, по-возможности корректно, без базарных интонаций, присущих многим коллегам по форуму, к сожалению. Всегда готов допустить, что моё мнение далеко от истины в последней инстанции. Информации о российских реалиях у меня более чем достаточно, а неточности и ошибки в мелочах мелочи и есть. Полемика, это именно то, что придаёт жизни обсуждению, а сироп и благорастворение воздухов наоборот. мертвит.
      С Новым годом и всех благ землякам!

      • Анна Дмитроченко говорит:

        Боря, отвечаю здесь, потому что в предыдущей ветке ответы закончились ;-) Да, итальянская эстрада очень хорошо сочеталась с нашей музыкальной культурой, поэтому и была так любима и популярна. У нас была пластинка Робертино Лоретти, там было несколько песен, мы её часто слушали. Надо поискать, может, она ещё уцелела.
        Я, когда посмотрела этот фильм, так и подумала, что тебе бы он понравился! Там как раз и нынешнего Роберто Лоретти показали, и других итальянских певцов. Так что в качестве иллюстрации к воспоминаниям он вполне годится. Сейчас я даже не знаю, есть ли у нынешних молодых любимые эстрадные певцы-итальянцы, теперь, похоже, «другие юноши поют другие песни», мне неизвестные. В музыке я ни в какие времена не разбиралась, но то, что звучало тогда всё же часто радовало мой слух, однако, суждений на этот счёт никаких не буду выносить, не компетентна)
        Спасибо огромное за поздравление с Новым годом! Я к нему присоединяюсь и поздравляю всех читателей блога с этим замечательным праздником, дающим новые надежды на будущее! Всем желаю весёлого и счастливого Нового года, здоровья и успехов во всех делах!

        • boris говорит:

          Мода на итальянскую эстраду давно позади… Ведь началась она с саундтреков неореалистических фильмов, где вовсе не сладкоголосые неаполитанцы распевали, а хриплые герои из народа, и Адриано Челентано отец их! :) Огромное поколение было, фестиваль в Сан -Ремо смотрел весь мир, как ЧМ по футболу, миллиарды. Помнишь, суперхиты «Марина» Клаудио Вилла и «Селена» Доменико Модуньо? Вся советская песенная индустрия была бессильна соперричать с этими синглами! Вторая «волна» итальянцев пронеслась, когда в моду вошёл стиль диско, в семидесятые. До сих пор постаревшие «дискачи» подвизаются в Москве, поют дуэтами с родимыми поп-звёздами. Что сейчас нравится российской молодёжи, то есть, детям лет, эдак, двенадцати-четырнадцатия не представляю. В Германии, если по звукам из всяких гаджетов, то англоязычная смесь рока и рэпа, а также регги. Судя по всему, таких стилевых революций, как пережили мы, от твиста начиная, уже не будет. Поскольку я живу недалеко от Польши, их радио хорошо слышно и дома, и в мобиле, и в авто, и я с удовольствием слушаю польскую популярную музыку, которую всегда любил и ценил. Времена меняются, а их мелодичнось, шарм и исполнительское мастерсто на месте. Недаром в СССР так любили Анну Герман и «Червоны гитары»

          • Анна Дмитроченко говорит:

            Боря, такой пласт воспоминаний всколыхнул!..)) Столько песен вспомнилось, и то, как танцевали под них, как слушали, как пластинки мечтали иметь, а их было трудно достать, заказывали знакомым и родственникам в больших городах, а там тоже было непросто их купить.

          • Анна Дмитроченко говорит:

            О, да! «Марина, Марина, Марина!» Я даже карикатуру в «Крокодиле» помню — идёт рассерженный человек и срубает столбы вдоль улицы, а из каждого эта «Марина» звучит.
            И «Селена» помнится…

            • boris говорит:

              Было как бы три пика популярности итльянской песни: первая-неаполитаской песни «О, соле миа», «Санта-Лючия». Вторая в пятидесятые: «Эй, мамбО, мамбо ту италиана…», «Чао, чао, бамбина», «Ариведерчи, Рома», Лоретти. И третья: Моранди, Модуньо, Вилла, Челентано (с большим опозднием), Кутуньо, Мина, Рикки и Повери… У моего старшего дв. брата всё было «на костях», то есть, нарезаные на рентгеновских снимках хиты. «Мамбо» так запилили на вечеринках, что один скрип стоял. Когда я услышал «Мамбо» в фильме «Маленький гигант большого секса», с Хазановым, едва ли не подскочил! :) Аромат прошлого так и хлынул экрана.

    • Анна Дмитроченко говорит:

      Игорь, спасибо большое за комментарий и поздравление с Новым годом!))
      Мне кажется, что здесь прошла небольшая дискуссия, все её участники вполне доброжелательно высказались, никаких некорректных «шпилек» я не усмотрела. А что мнения разные, так именно богатство мнений и даёт самую объективную и полную картину! Когда все друг с другом соглашаются, то что-то всегда остаётся недосказанным.
      «Ирония судьбы» — телефильм, его только потом адаптировали для кинотеатров, это совершенно правильно Вы нам напомнили. Правда, мой рассказ о старых фильмах не касался фильмов 70 и более поздних лет.
      А вот в 60-х в одном телеспектакле герои пели:
      И пусть капризен успех,
      Он выбирает из тех,
      Кто может первым посмеяться над собой!
      Не будем бояться никакой «иронии судьбы»!
      С Новым годом!)

  15. Людмила говорит:

    Здравствуйте Анна. Я постоянный читатель Вашего сайта и сегодня вместе с Вами с большим удовольствием окунулась в прошло, которое как поется в песне «это было недавно, это было давно…». Вы пишете так, будто все это время я была рядом с Вами, хотя я живу теперь в другой стране. Особая благодарность за фотографии Новозыбкова и афиши к фильмам. Новогодние поздравления всем форумчанам, любящим и хранящим историю своего края.

    • Анна Дмитроченко говорит:

      Людмила, здравствуйте!
      Большое Вам спасибо за комментарий и за поздравление с Новым годом!
      Очень рада, что Вам понравился наш рассказ о городском кинотеатре. Вы- одна из тех читательниц, которые с нами все годы существования блога, Вы всегда находите добрые слова. Надеемся, что и дальше мы с Вами будем вместе вспоминать наше общее прошлое и историю нашего края!
      С Новым годом!

  16. Константин говорит:

    Павел Прагин, бывший новозыбковец, ныне член Союза писателей, имеет в своем послужном списке, так сказать, вот эти строки. Конечно же это и про кинотеатр «Октябрь». Перефразируя Гете (его «толкли» все, кому не лень, в том числе генерал Лебедь и президент Путин, так что я в этом не первый) — кто не сожалеет о прежнем кино, у того нет сердца, а кто хочет возврата в прошлое — у того нет головы. Впрочем, люди творчества все видят не так как все остальные, потому из них чаще получаются пророки. которых, как известно, нет в своем Отчестве.

    * * *
    А помнишь, как любили мы кино –
    там, заражаясь судьбами чужими,
    мы пялились из тьмы на полотно
    и, подражая виденному, жили.

    Но нам всегда важней – что поновей.
    Поэтому сменили в настоящем
    волшебный луч на жлобское ТВ –
    дабы с тахты смотреть удобней в ящик.

    Меняем всё – язык, штаны, пальто,
    героев, убеждения и лица.
    Мы разменялись сами. Но при том
    кто нас нутром заставит измениться?

    Какой же уморительный сеанс
    из космоса в налёте дымки зыбкой
    просматривает Тот, Кто создал нас!
    …И на лице печальная улыбка…

    Павел ПРАГИН

    • Анна Дмитроченко говорит:

      Костя, спасибо, что поделился стихотворением Павла Прагина. Очень точные строки!)

  17. Константин говорит:

    Конечно, Аня, это очень образно, емко и точно. После этого, кажется, и сказать больше нечего. Паша — талант! Тебе тоже спасибо за воспоминания. В качестве небольшого добавления, в Новозыбкове кино еще пускали в клубе глухонемых, это на Набережной, за каменными воротами (на них всегда афиши вешались). Туда тоже иногда ходили смотреть, хотя фильмы там шли с субтитрами. Был еще кинотеатр в Людково, он потом сгорел. На лужайке напртив церкви. Это была страна кино….

  18. igorrod говорит:

    Ну так можно вспомнить еще и автобус, который развозил по городу мультфильмы для детей. По 5 копеек.

  19. Константин говорит:

    Автобус — не стационарная точка, не имеющая юридического (почтового) адреса. Посему в данную категорию не втискивается. Можно условно считать филиалом от ДК, а так — пролет. Была ведь еще фильмотека для школ и каждая СОШ, ССУЗы и тем более ВУЗ имели свою киноустановку. Крутили учебные, научно-популярные и даже худ. фильмы и не только на уроках. Так что, как писал Борис — мухи это одно, а котлеты совсем другое.

    • boris говорит:

      …А потом пришёл великий и ужасный Эдик Урецкий, со своим видео магнитофоном, ТВ марки «Рубин» с декодером (забытое слово?), поставил к/ф «Челюсти» и «Греческую смоковницу» и… Директор к/т «Октябрь» Любан плюнул, слюной, и ушёл в мона… э-э-э… на пенсию. :) Могучая киноиндустрия пала. Все матерно кроют Голливуд, но его же и смотрят. Сужу по афише на сайте НВЗ.ру… :)

      • Анна Дмитроченко говорит:

        Борь, судя по низкой заполняемости зала, не-а, и Голливуд не смотрят!)

        • boris говорит:

          Так сейчас иные времена, Анна! Если дома блю-рейчик, плазменная панель в полтора метра, стереоустановка, а скорость интернета позволяет скачивать кино очень быстро, то фильмы сами приходят к вам домой, и фильмы новейшие! А старьё просто «крутят» вечерами на первом анале: «Уорнер Бразерс».

          • boris говорит:

            Пардон, букву «к» не допечатал.

            • Анна Дмитроченко говорит:

              :-) Как передали вчера по Новозыбковскому ТВ, в новогодние каникулы в кинотеатре народу было много! Я всё же задумываюсь, что надо бы туда как-то сходить, посмотреть. Но ты прав, конечно, сейчас есть много способов увидеть самые популярные фильмы дома. Однако, остаюсь при своём мнении, совместный просмотр в кинотеатре создаёт особую атмосферу, да и на большом экране фильм лучше выглядит.

              • boris говорит:

                Ну, не знаю… Сам я не киноман, всегда предпочитал книжку, а чтение-занятие интимное. Последний раз в кинотеатре «Октябрь» я был в девяностые годы, на фильме «Окно в Париж», ныне тщательно забытом. В Германии уже помотрел «Высоцкий. Спасибо, что живой», при высочайшем качестве, вот и всё. Почти уверен, что ты, посетив сеанс «живьём», будешь разочарована. В одну реку дважды не войдёшь.

            • Анна Дмитроченко говорит:

              «Окно в Париж» иногда по ТВ показывают, мне это кино кажется глуповатым, хоть и смешным, моментами. Так и я тоже «книжная душа», хорошую книгу предпочитаю всему прочему. А в нынешний кинотеатр пойду как исследователь, поэтому и готовлю сей эксперимент так долго))

              • boris говорит:

                По «Окну» не согласен. Кино фестивального уровня, что доказали и многочисленые призы. Самоирония и вера в то, что и у нас будет не хуже, а вместо окна в Европу будет открытая дверь. Наивно? Наверное, ведь эту дверь тщательно заколачивают.

              • Анна Дмитроченко говорит:

                Да, Боря, заколачивают. Например, вот так : http://www.kp.ru/daily/26327/3211450/

  20. Людмила говорит:

    Дорогая Анна, спасибо Вам за прекрасные фотографии и особенно за историческую тематику о г. Новозыбкове.

    • Анна Дмитроченко говорит:

      Спасибо, Людмила! Очень приятно получать такие отзывы, как Ваш.
      Фотографии во всех записях не только мои, со мной ими делятся многие горожане, как живущие здесь, так и уехавшие.)

  21. Раиса говорит:

    Спасибо автору статьи за приятные воспоминания о кино нашего детства. Кино тогда было самым доступным и любимым видом искусства. Деньги на кино от родителей были наградой за хорошую оценку в школе или какую-то работу по дому. Получив 10 копеек на кино и 13 на мороженое, мы спешили в кинотеатр «Октябрь». В фойе на стенах висели портреты всеми любимых актёров, а перед началом сеанса всегда показывали «Новости дня». Каждый фильм был событием, люди пересказывали друг другу сюжет, делились впечатлениями, смеялись и плакали, искренне переживая за героев картины. Покупали журнал «Советский экран» и открытки известных киноартистов. Иногда в город приезжали на встречу со зрителями артисты — это было событие! Помнится такая встреча с Олегом Анофриевым. До сих пор с удовольствием смотрю советские, французские, итальянские фильмы 40-80гг.

    • Анна Дмитроченко говорит:

      Спасибо, Раиса, за прекрасный комментарий! У меня, да и моих подружек, было любимое занятие пересматривать журналы о кино и любоваться коллекциями фотографий любимых артистов. Кроме «Советского экрана» у нас в киоске иногда был ещё болгарский журнал о кино «Филмови новини», если удавалось его купить, то это было целое событие!
      А я помню встречу с Михаилом Кузнецовым!)

  22. Hast говорит:

    Очень интересно, такие качественные старые фото. Спасибо вам.

  23. Дмитрий говорит:

    Кинотеатр конечно очень жалко. Но тут как говорится, чистый бизнес. Либо реклама, либо ничего.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *