В парке нашей памяти

Жарким днём или прохладным вечером уже несколько поколений новозыбковцев любят приходить в городской парк, куда мы и совершим своё новое путешествие.

Наш парк носил имя первого советского наркома образования Анатолия Васильевича Луначарского, что было естественно, ведь Новозыбков отличался от прочих маленьких городков тем, что здесь был пединститут. Горпарк всегда привлекал горожан своей праздничной атмосферой и теми детскими радостями и взрослыми удовольствиями, которые мог предложить.

Для маленьких гостей там было несколько аттракционов, из которых помнится карусель с фигурками животных и небольшие детские лодочки-качели, остальные аттракционы появились уже позже. Кроме этих, платных, в парке было несколько бесплатных уголков, где дети могли развлекаться. Помнится «бум» — узкое бревно, укреплённое на небольшой высоте, на нём можно было научиться держать равновесие, крутящийся барабан, на котором можно было бежать, быстро перебирая ногами, какие-то лестнички, скамеечки, уютные уголки среди зелени, красивый фонтан.

Очень интересно было подойти к клумбе у выхода на Шеломовскую улицу (ныне – Гагарина): там был «живой» календарь, в котором буквы и цифры были выложены из растения, похожего на сочную зелёную шишку, потом я узнала, что оно называется молодило. Каждый день работники парка пересаживали эти шишечки, выкладывая сегодняшнюю дату и день недели. Кроме календаря, были ещё и часы со стрелками!


То самое место, где была клумба с ежедневно обновляемым календарём

Вспоминает Борис Фельдман:

Помните замечательные парковые часы, выполненные в виде наклонной клумбы, с выложенными молодыми сосновыми шишечками цифрами «циферблата»? А приходило в голову представить, как работают эти часы, что за механизм исправно отсчитывает минуты и часы, находясь под землёй? Я узнал о человеке, запустившем этот «проект», как сейчас говорят, тогда, когда сам пришёл на работу в часовую мастерскую и познакомился с конструктором этих часов лично. Мастером, подарившим новозыбковцам эти дизайнерские часы, был Виктор Васильевич Смирнов, ставший часовым мастером ещё в тридцатые годы прошлого века, прошедший всю войну водитель-фронтовик, кавалер нескольких орденов. Собственно, трудно представить земляка-новозыбковца, не видевшего Виктора Васильевича в киоске «Ремонт часов» на городском рынке, что стоял недалеко от центрального входа с правой стороны. Наверняка многие пользовались и его услугами. Виктор Васильевич и сконструировал подземный механизм на базе настольных часов с двухнедельным заводом, удлинив часовое и минутное колесо и соорудив герметичный корпус. Неспециалисту трудно объяснить сложность задачи, стоявшей перед мастером, особенно теперь, когда кварцевый механизм способен исправно функционировать полный календарный год, но, поверьте, это было классное инженерное решение. Сам Виктор Васильевич до конца дней гордился своим подарком городскому парку.

В парке было весело, звучала музыка, поход туда всегда сопровождался покупкой мороженого, газированной воды, какого-нибудь коржика или вкусной булочки.
Посещение парка сопровождалось своеобразным ритуалом гуляния по его аллеям. Сначала совершали несколько кругов по парку, выясняя, кого сегодня здесь можно увидеть, потому что гуляющие распределялись на два потока – одни шли по часовой стрелке, а вторые — против. Потом, описав пару кругов, обычно поворачивали в обратную сторону и шли навстречу первоначальному потоку. Но часто случалось так, что поворот этот совершали сразу многие, так что навстречу снова попадались те же самые люди…

Вспоминает Борис Фельдман:

Наверное, у каждого, кто вырос в Новозыбкове, кто провёл в нём детство, юность, молодость, среди воспоминаний наш городской парк занимает весьма значительное место. Особенно, разумеется, для тех, кто рождён в дотелевизионную эпоху, когда нравы были просты, развлечения бесхитростны, а примером для подражания являлись вовсе не тёти и дяди из телевизионного «ящика». Народ жил летом попросту во дворах и на улицах: голубой экран не манил к себе словно окно в широкий мир…

Воспоминания детства всегда отрывочны, это не плавная череда событий, а словно нарезка киноленты с неожиданными стоп-кадрами. Попробую прокрутить обрывки этой киноленты и я…

Начало мая где-то в середине пятидесятых, но день по-летнему жаркий. Пыльно: до первого асфальта в городе ещё добрый десяток лет… Сегодня открытие летнего сезона в городском саду, или в парке, как привычнее для жителя Новозыбкова. Народ, группами и в одиночку, потянулся в сторону парка, за мостиком, на Шеломовской, толпа становится достаточно густой. Одеты все по-праздничному. Мужчины в пиджачных парах, многие в шляпах, на некоторых, несмотря на жару, надеты плащи-пыльники, уже тогда — китайские. На молодых парнях рубашки с закатанными рукавами, широкие брюки с высокой талией, поэтому руки, засунутые в карманы брюк, кажутся погружёными по локоть — и это высокий шик! Брюки с отворотами загребают пыль, но практичные, зауженные и короткие, ещё считаются «стиляжными», и смеют их надевать только единицы — лидеры моды. Женщин мне описать труднее, уж очень разнообразно они одеты, от весёлого ситчика на молоденьких до сурового панбархата на матронах. Очень многие ведут с собою детей…

Вход в парк платный, недавно сооружена новенькая ограда из металлических пик, достаточно частая, чтобы человек затруднился пролезть меж прутьев, и достаточно высокая, с устрашающими остриями, чтобы и лихой парень призадумался. Раздвинуть прутья силушкой молодецкой пока никому не пришло в голову, это «открытие» ещё впереди. Купив билетики на вход и на аттракционы, толпа движется по дорожкам парка, по основной аллее, делая круг, дабы себя показать, на других посмотреть, раскланяться со знакомыми, поприветствовать друзей. Этот поток будет двигаться до закрытия, беспрерывно, и как помнится мне, против часовой стрелки. В буфетах толкотня, ещё продаётся в розлив водка, знатоки помогают буфетчице откупорить бочку с пивом и вбить в неё кран, папаши бросаются на амбразуру буфета, детишки в предвкушении сладостей сглатывают слюну… До сих пор помню противный вкус лимонада, который я не любил… Работают аттракционы: карусель, лодки, самолёт, тир. В деревянной ротонде, которую ещё не перенесли на танцплощадку, играет духовой оркестр полного состава под руководством ещё молодого Наума Шустина, который привёз с войны не обычные для того времени «трофеи», а папки с нотами для оркестра, поэтому музыка тоже «трофейная», включая знаменитый фокстрот «Розамунда». Солнце скрывается в кронах лип, струи фонтана становятся прохладными. Отец мой, чуть «подшофе», заходит в тир, просит у работника одну, только одну, пульку, снимает шляпу, очки, выцеливает самую сложную мишень -«самолётик», стреляет точно, самолётик «летит» по проволочке, врезается в барьер, слышен капсюльный взрыв… Папа кладёт ружьишко на прилавок, гордо оглядывает публику, и говорит: «Вот так нужно стрелять!» Кривовато надевает очки, шляпу, и покидает тир ковбойской походочкой. Я испытываю сложное чувство: радость за попадание в цель и неловкость за мальчишество отца… Глупое детство. Сейчас ничего, кроме любви и обожания не осталось…

Все собираются потихоньку на полянку у центрального входа, ждут фейерверк. Сейчас, когда пиротехника продаётся на каждом углу, цветными взрывами и всякими шутихами никого не удивишь, а в те годы это было заманчивое, яркое и редкое зрелище, да и пиротехники были мастерами своего дела. Ночное небо просто взрывалось звёздными росчерками, восторгу толпы не было предела, лица, освещённые вспышками, светились, иного слова не подобрать. Потом людская лава, мигая огоньками сигарет или папирос, потихоньку рассасывалась в рукавах улиц…

Парковые «затеи»

Так в старинных парках назывались уголки, где были спрятаны фонтаны, ротонды, укромные скамейки, клумбы, всё то, что должно было радовать и услаждать зрение гостей. Наш парк, хоть и не был старинным и с самого начала был общедоступным, такие уютные уголки тоже имел. В парке были скамейки, небольшие беседки, уютные дорожки, спрятанные в глубине его зарослей.

Почти с самого основания городского парка там был фонтан. Фонтан этот долгие годы работал, а теперь мы видим только место, где он был. Лишь на старых фотографиях можно полюбоваться его прежним обликом. У фонтана стояли скамеечки, там было тенисто и прохладно. Горожане любили у фонтана фотографироваться, а молодые люди назначали там свидания, ведь в сумерках было очень романтично встречаться под непрерывный плеск текущей воды.

В парке в разные годы были клумбы, иногда очень богатые, были декоративно постриженные кустарники, были интересно оформленные композиции из цветущих растений. Долгие годы оформителем этой парковой красоты был Семён Ермольчик (1890 – 1968), человек, известный многим горожанам. С ранней юности он увлёкся садоводством и цветоводством, стал садовником. В нашем парке он проработал много лет, начиная с довоенного времени. Именно благодаря ему наш парк считался одним из самых зелёных и красивых по всей России в то время, он даже получал за своё озеленение специальные дипломы. При С. Ермольчике были не только оригинальные клумбы, засаженные самыми разными цветами, он ещё создавал удивительные композиции из цветов. Жаль, что они остались лишь в памяти горожан старшего поколения.

«Амфора» Однако благодаря сохранённому семейному архиву, у его внука, Игоря Ермольчика, остались фотографии парка и огромной цветочной «амфоры», стоявшей возле Летнего театра. Эта «амфора» делалась так – изготавливался металлический каркас, внутрь засыпалась почва, а бока обкладывались свежесрезанным дёрном. Внутрь сажали цветы. Дёрн приживался, и при нужном уходе такая «ваза» служила много лет. В центре её росли высокие, заметные издалека, цветы, а с краю – невысокие, часто это были такие, которые вечерами начинали сильно пахнуть. Медовый запах цветов на клумбах добавлял дополнительное очарование старому парку. После ухода С. Ермольчика на пенсию, эта красота ещё сохранялась некоторое время, а затем уступила место новым «затеям». Сейчас, кажется, садовники не слишком балуют нас разнообразием цветов на клумбах в парке. Но, возможно, я ошибаюсь.

Ещё одной приметой парка были разнообразные скульптуры и скульптурные группы, располагавшиеся в разных местах. Как правило, они были скрыты деревьями, кустарниками, и лишь свернув с главной аллеи, можно было неожиданно обнаружить эти объекты. Старые фотографии донесли до нас изображения некоторых из них. Как правило, они служили фоном для снимка. К сожалению, до наших дней не дожила ни одна. Из таких «малых форм» сегодня можно увидеть только ракету, взмывающую ввысь, установленную в те годы, когда Советский Союз был лидером в космосе.

С тех далёких лет парк стал менее заросшим, часть старых деревьев вырубили, но оставшиеся по-прежнему создают своими кронами притягательную тень в жаркие летние дни.

Танцплощадка

Но по-настоящему парк я узнала уже в юности, когда мне исполнилось 16 лет, я окончила 9 классов и родители, совершенно официально, разрешили мне ходить на танцы в парк. В те времена такого понятия, как «дискотека» у нас ещё не появилось, мы танцевали под ВИА и под грампластинки.

Танцплощадка в парке работала с мая по октябрь, но самые лучшие месяцы были с середины июня до сентября. У нас был замечательный оркестр, группа называлась «Акварели», одно время там играл совсем ещё юный Борис Фельдман.


Группа «Акварели» выступает у колеса обозрения. 1977 год

На эти танцы в парке всегда собиралось много людей. Моя мама, «бегавшая» на танцы в сороковые годы из сельхозтехникума, где она тогда училась, рассказывала, как весело и интересно было там в её время. Там всегда было множество кавалеров: военнослужащих, демобилизованных, лётчиков из располагавшейся в городе военной части, юношей, обучавшихся в пединституте и сельхозтехникуме, других учебных заведениях, командировочных. Тут завязывались знакомства и возникали отношения, часто заканчивающиеся созданием семьи. В её годы танцевали под грампластинки, иногда кто-то играл на баяне или аккордеоне, нередко выступал духовой оркестр.

Позже, в 60-х — начале 70-х годов, на танцплощадку иногда приходили и не очень молодые люди, семейные пары, решившие вспомнить молодость, было много студентов-заочников нашего пединститута, но, конечно, большинство составляли молодые люди: приехавшие на каникулы студенты, старшеклассники, военнослужащие, только что демобилизовавшиеся из рядов Советской армии, или призывники, готовые вот-вот туда отправиться. Самая разная публика собиралась на этой закрытой и вознесённой над землёй деревянной чаше. По всему периметру располагались лавочки, пол был истёрт и отшлифован тысячами ног, по правую сторону от входа располагалась небольшая раковина эстрады, где находился оркестр. Репертуар был разный, но в то время танцы всегда заканчивались одной мелодией, это была песня «Ты на прощанье мне сказал : — До завтра!» , под её звуки пары кружились в последнем танце, молодые люди наблюдали за девушками, которых хотели бы проводить до дома, девушки тайком посматривали, где стоит потенциальный кавалер, чтобы «невзначай» пройти рядом, отправляясь домой. Но это, конечно, в случае, если они только что познакомились. А уже состоявшиеся пары с последним звучанием мелодии отправлялись домой через открытые два выхода из парка. Не следует считать, что на танцплощадке всегда царили «тишь да гладь», бывало, что вспыхивали потасовки, споры, но, в целом, всё заканчивалось мирно. Особенно много посетителей было на танцплощадке в выходные дни, а в будни случалось так, что и никого не приходил.

Что мы танцевали? Самым распространённым танцем, доступным каждому, даже не очень умеющему танцевать, было «топтание» почти на одном месте, это было совсем просто. Но умельцы танцевали и вальс, и танго, и другие бальные танцы, когда звучала соответствующая мелодия. Была и весёлая «летка-енка» и ещё какие-то общие танцы. В середине 60-х до советской молодёжи дошла мода на твист, очень интересный и подвижный танец, требующий гибкости и виртуозного умения владеть своим телом, чтобы выполнять его основные па. На нашей танцплощадке своим умением танцевать твист выделялся парень, которого звали Вовкой, фамилии я не помню. Высокий, очень гибкий, всегда необычно одетый «по-заграничному», он был представителем исчезающего поколения «стиляг». Как же вдохновенно он танцевал твист! Он сгибался назад так, что голова почти касалась пола! Когда он танцевал, все остальные стояли и смотрели, а потом аплодировали его мастерству! Тут надо сказать, что подобные танцы не поощрялись, нашими идеологическими отделами они считались одной из форм «преклонения перед западом», поэтому всегда была вероятность того, что появятся дружинники и задержат танцоров за нарушение общественного порядка. Но я не помню ни одного случая такого вмешательства.

Эта круглая чаша танцплощадки существовала до конца 70-х годов. Однажды там случилась довольно неприятная история, когда то ли по случайности, то ли из-за чьей-то шалости, рухнула часть ограждения. К счастью, обошлось без жертв или травм, но танцплощадку на время закрыли, а потом её снесли и построили новую. На мой взгляд, прежняя, из-за её «вознесённости» над землёй и закрытости от взглядов снаружи, была лучше, а теперь сквозь прутья ограды все танцующие видны всему парку, нет былой уединённости.

Такой виделась танцплощадка мне, не слишком частой её посетительнице. Но с эстрады происходящее на ней выглядело немного по-иному.

Вспоминает Борис Фельдман:

Если впечатления детства о нашем горпарке хоть и отрывочные, но яркие, то в период моей юности они, скорее, смазаны, тусклы, даже скучноваты. Восприятие ли тех лет виновато или аберрация памяти, или тинейджерский возраст тому виной, когда обычная жизнь вокруг мнится вялой, скучной, неинтересной… Бог весть…

Парк 1964-1966 годов словно стал олицетворением перехода эпох, случившегося в столицах ранее, в больших городах немного позже, а в маленьких и вовсе опоздавшего на годы… Построили танцполощадку «рюмка», как её в молодёжной среде называли, прилепили к ней деревянную ротонду, в которой играл духовой оркестр, уже к тому времени непопулярный из-за новых музыкальных веяний, но пустовато было на ней, и хилый оркестрик из солдат срочной службы местной воинской части не наполнял звучанием даже четверти танцпола. несмотря на золотую трубу рядового Димы Шендарова, тянувшего срочную в родном городе… Когда темнело, исчезали мамаши с ребятишками и допившие своё пиво почтенные отцы семейств, пустели аллеи, и нам, вчерашним пацанам, было не очень-то уютно на знакомых тропинках и в укромных закоулках… Декорированные пиджачными парами, «построенными» в ателье КБО по модным тогда лекалам, в нейлоновых сорочках и галстуках на резинке (да, да, в те годы костюмы были рядовой униформой юных «пижонов» и «битников»!), сидели мы на скамеечках, смоля сигарету за сигаретой… Выпитое вино слегка бодрило, обещая приключения, которых и быть не могло по определению. Ни легендарных хулиганов, ни стычек по поводу, ни самих поводов не было… Девчонки, с которыми мы ещё вчера отплясывали на школьных вечерах, принимали ухаживания совсем взрослых парней, а наши карманные деньги заканчивались после парочки аттракционов да бокала пива… А золотая труба Димы Шендарова выводила грустный блюз «Guarda che Luna»…

Атмосфера в нашем горпарке здорово изменилась в начале семидесятых, когда я стал приезжать на летние каникулы из Херсона, где учился. Рассказывали, что эти изменения, к лучшему, разумеется, произошли при директоре парка Гуревиче, к сожалению, не помню его имени-отчества. Было проведено благоустройство территории, закуплены новые аттракционы, стали приглашаться профессиональные артистические бригады, как эстрадного плана, так и театрального, а главное, на танцплощадке заработал ВИА «Друзья песни», под руководством всё того же Дмитрия Шендарова. Это был уже не собраный с миру по нитке составчик, с аккордеоном, акустической гитарой и «пионэрским» барабаном, а полноценно звучащая группа, с приличной аппаратурой, прекрасными музыкантами и популярными солистами. Кроме Дмитрия Шендарова в нём работали тромбонист Владимир Аграновский, саксофонист Валерий Акуленко, барабанщик Михаил Шендеров, гитарист Андрей Сулоев, басист Владимир Степанченко, клавишник Юрий Осипков… Пели Леонид Олефиренко, Александр Любич, Евгений Ощепков… Ребята рассказывали мне, что когда директор Гуревич составил с ними договор, и они в первый раз подключили интструменты, не только на танцполе никого не было, но и в самом парке не было видно ни одной души.

-Кому играть?- вопросили Гуревича музыканты.

-Липам — ответил тот, — играйте липам, и чтобы им ваша игра нравилась!

Когда я приехал в 1971 году на каникулы, танцплощадка была полна, у билетных касс толпился народ, а аллеи заполонило новое поколение, та молодёжь, что под радиолу уже не танцевала…

Когда я закончил учёбу, отработал своё на северах и вернулся в родной город, в парке был уже свой состав, своя аппаратура, и меня приняли в роли бас-гитариста в группу «Акварели» вместо уехавшего в Брянск Павла Прагина. Мы отработали с 1975 по 1980 год этим составом, работали успешно, это было время расцвета парка, высокой посещаемости, хорошей, «экологически чистой», музыки… Руководил нами Вячеслав Гончаров, известный в городе музыкант и аранжировщик. На соло-гитаре играл Владимир Исакович, талантливый импровизатор и мотор нашего состава. За барабанами сидел неподражаемый Коля Кулешов, на тенор-саксе играл Алексей Евженко, с нами пела совсем юная Люда Якушева… Этим составом мы становились лауреатами областного конкурса «Хрустальная Лира»… Горжусь, что играл рядом с такими музыкантами! Хорошее время было: молодость, драйв, рок-н-ролл…


«Акварели», 1976 год

Летний кинотеатр

До сих пор, когда мой взгляд натыкается на пустое пространство в конце парка, я невольно мысленно дополняю его красивым зданием Летнего театра, что не так давно здесь находился. Построенное в 1954 году, высокое, просторное, очень уютное внутри и выразительное снаружи, оно было подлинным украшением горпарка.

Здесь проходили концерты и конкурсы художественной самодеятельности, выступали артисты народного театра, летние гастроли приезжих артистов тоже были здесь. Здание арендовали разные учреждения и организации, у которых не было собственного актового зала, чтобы проводить торжественные мероприятия. К слову сказать, диплом об окончании биофака пединститута я тоже получила на его сцене. В институтском актовом зале в то время был выпускной вечер другого факультета, занимавшегося в главном корпусе, а мы, всегда живущие на отшибе от него, пришли сюда.

Любимое горожанами, это здание, тем не менее, дважды горело, ведь оно было деревянным. Последний пожар уничтожил строение и его снесли.

Вспоминает Борис Фельдман:

Приметой «парковой» жизни пятидесятых были смотры художественной самодеятельности городских предприятий и учебных заведений. Собственно, это был общегородской конкурс, с жюри, победителями и награждениями. В дотелевизионную эпоху на эти сборные концерты или даже спектакли набивался полный зал Летнего театра. Мне кажется, что традиция представлений в таких летних театрах сохранилась ещё с дореволюционно-дачных времён, когда на летнем отдыхе у образованного сословия самодеятельные театры и концерты своими силами были очень популярны. Мои родители трудились на деревообделочном заводе, поэтому мне помнится именно их концерт и спектакль в Летнем театре горпарка. Концерт был незамысловат, конечно: чтение стихов, пение соло и хором под баян, причём пелись не популярные песенки, или жанровые, как их тогда называли, а композиции патриотического звучания и даже оперные арии. Трижды на «бис» выходил исполнитель куплетов Дон-Кихота, например. Абсолютный восторг публики вызывала немудрящая песенка под названием «Четыре Ивана», где в каждом куплете самый младший и хитроумный Иван Кузьмич «разводил», говоря по-нынешнему, Иван Иваныча, Степаныч и Ильича Вот последний припев этого шлягера, оставшийся у меня в памяти, цепкой памяти детства:

Провожал Иван Иваныч.
Руку жал Иван Степаныч.
Целовал (а-а-а-а-а-а-л) Иван Ильич,
А в ЗАГС пошёл Иван Кузьмич!

Потом, в «кулуарах», закуривая папироски, мужики предполагали, посмеиваясь, что Кузьмич-то сам себя перехитрил…

Спектаклем в постановке ДОЗа был нехитрый водевильчик под названием «Тёща». В нём обыгрывалась история с путаницей совершенно невероятной фамилии главного героя, милиционера Тёщи, и его натуральной будущей тёщи, т.е., невестиной мамы. Ни очевидное волнение артистов, ни неестественно громкие и писклявые голоса, ни ошибки в тексте, ни змеиный шёпот суфлёра не могли испортить впечатление зрителей от комедийных ситуаций, наивно-предсказуемых, как последняя серия «мыльной оперы» после просмотра серии первой. После аплодисментов, поклонов и цветов закрывался занавес, и на импровизированных столах собирали традиционный банкет: «белое», «красное» (разнообразия напитков тогда не наблюдалось), консервы в томате, хлеб, сырок да притащенный из дома винегрет помогали актёрам снять напряжение и обсудить свой успех…

Помню концерт ансамбля цыган, проходивший с таким аншлагом, что народ искал «лишний» билетик и даже готов был переплачивать. Сквозь толщу лет мне трудно оценить профессиональный уровень ансамбля и его солистов, но приём был совершенно потрясающий. Цыганские артисты на голубом глазу (если так можно сказать о черноглазых цыганах) выдавали за свои народные песни старинные русские романсы и даже одну популярную тогда композицию поэтессы Новеллы Матвеевой, но это никого не волновало и не возмущало. Скрипач и два гитариста играли просто виртуозно, я уже учился тогда на скрипочке и понимал, что уровень музыкантов очень высок. После концерта я подошёл полюбопытствовать, какой инструмент у скрипача. Он охотно продемонстрировал мелкому «коллеге» свою потрёпанную, но от Альбани, скрипку. Затем снял парик и усы, превратившись, к моему изумлению, из знойного брюнета, стройного, в атласной розовой рубахе, в типичного представителя русской равнины. На мой немой вопрос он сказал, посмеиваясь: «А где, по-твоему, настоящий цыган может научиться хорошо владеть инструментом?»

Функционировала в парке и библиотека с читальным залом, где дачного вида мужчины читали печатную прессу, журналы, играли в шахматы, иногда и на интерес… Работала биллиардная, для меня, мальчишки, полная ощущением порока, ведь там играли на деньги, выпивали, курили, не стеснялись в выражениях, а иногда и выясняли отношения на кулаках. Бригадмила, предшественника «народных дружин», никто не опасался, но авторитет самих милиционеров был высок, суровые времена закончились тогда совсем недавно…

Думаю, именно тут будет уместно добавить рассказ ещё об одной летней площадке, располагавшейся рядом с Летним театром. Сейчас, если обратить внимание на здание, находящееся слева от Летнего театра, то за ним можно увидеть развалины, среди которых виднеется полуразрушенная сцена и небольшое, покрытое асфальтом, пространство. В нынешний День города я постаралась сфотографировать эти руины:

Там прежде был зрительный зал под открытым небом, со сценой, на которой тоже проходили выступления артистов художественной самодеятельности и гастроли приезжих, проводились конкурсы, смотры, отчётные концерты танцевальных и хоровых коллективов. Иногда поздно вечером показывали кино, бесплатно. Однако помню только документальные фильмы, наверно, художественные фильмы бесплатно показывать не полагалось.

Аттракционы

В прежнем парке их было не так и много. Для детей долго функционировали, как я уже говорила, лишь карусель и качели. В кинофильмах того времени подобные карусели можно увидеть – они представляли собой фигуры животных, на спину к которым и садились дети. «Бег по кругу» продолжался 5 минут.

Качели-лодочки для детей были небольшими, они высоко не раскачивались, да и родители часто заходили внутрь аттракциона, чтобы следить за детьми. Рядом с детскими были взрослые качели. Любители раскачивались иногда очень высоко, но служитель парка наблюдал за этим и обязательно притормаживал, чтобы не случилось несчастья.

Немного позже появилось два новых аттракциона – колесо обозрения и «самолёт». Первое колесо обозрения было, как мне кажется, немного ниже нынешнего. Кататься на нём любили люди самого разного возраста. Удобные кабинки, небольшая скорость; несколько минут – и ты оказываешься на высоте птичьего полёта и можешь сверху видеть почти укрытые сплошной зеленью улицы любимого города! Некоторые фотографии, снятые с колеса обозрения, сохранились. Продолжительность катания на аттракционах была 5 минут, время, за которое колесо обозрения делало полный круг, не знаю. Билеты стоили от 5 копеек для детей, до 10-20 для взрослых.

Вид с колеса обозрения Вид с колеса обозрения Вид с колеса обозрения

Особый интерес вызывал новый, появившийся во второй половине 60-х, аттракцион — «самолёт»! В его кабину усаживались два человека, поэтому кататься было лучше парами, чтоб не попасть с незнакомцем в одну «команду». Смотритель застёгивал ремни, проверял крепления, и постепенно самолёт «поднимался» в воздух. Сначала он, словно большой маятник, раскачивался туда- сюда, а затем доходил до высшей точки и несколько раз прокручивался вокруг поперечного крепления, как огромный пропеллер! Ощущения были незабываемо-восхитительными! Чистый адреналин! Надо ли говорить, что это был мой любимый аттракцион! А вот некоторые боялись на нём кататься… А кое-кто любил, в дополнение к ощущениям от «полёта», ещё и визжать на весь парк.

На все аттракционы по выходным была очередь, а в будние дни людей бывало гораздо меньше, поэтому я любила с подружкой зайти туда летним вечером, чтоб прокатиться на «самолёте».

Вспоминает Борис Фельдман:

Разумеется, и сам городской сад, и всё красивое, хорошее и памятное нам, создано конкретными людьми. Иных уж и не вспомнить. а иные имена многим из нас прекрасно знакомы… Кто-то высадил эти замечательные липовые аллеи, сам воздух в которых чист и свеж, наполнен ароматом цветов этого благородного дерева, кто-то составлял дизайн парка, когда и слова этого в ходу не было, кто-то конструировал и строил фонтан, Летний Театр, эстраду. танцплощадку, причём, до новейших времён это было в едином стиле, выражающем ту эпоху. Наша ностальгия-то ведь именно отсюда, из живого воспоминания, которое дарит нам парковая неизменность. Именно потому кажутся нам чужеродными, эклектичными новые постройки или аттракционы.

Современный вид на парк с колеса обозрения. Фото: К.Карпов

Да, нынешний парк выглядит по-другому, но ведь и время стало другим! И об этом, новом парке, расскажет в своё время тот из его гостей, кто решит вспомнить своё время и свою молодость и «проведёт» дорожками парка своей памяти новых читателей…

Благодарим Александра Фаранова, Игоря Ермольчика, Игоря Родионцева и других наших постоянных читателей за предоставленные фотографии.

23 комментария:

  1. igorrod говорит:

    Какой замечательный рассказ! И не рассказ даже, повесть! Спасибо огромное!

  2. Константин говорит:

    Парк в нынешнем виде давно не удовлетворяет никаким современным требованиям. Он должен быть либо чисто зеленой зоной, какой и задумывался 250 лет назад на Соборной центральной площади и без стадиона, либо со всеми его атрибутами должен быть перенесен в другое место, где площади побольше. Напихивание на единицу зеленых насаждений в десять раз больше атракционов, забегаловок, танцплощадок и пр. мишуры давно превратило парк в пародию на зону отдыха. Единственное , что тут вписывалось в комплекс — это летний театр. Сейчас хотят на его место поставить крятый каток — это будет конец парку. По генеральному плану ГИПРОГОРа 70-х гг. парк и стадион планировалось перенести на другое место, где сделали лесопосадки. Наше городское начальство само себе архитекторы и лучше знают чем московские, поэтому наплевали на все эти проекты и продолжают гробить и захламлять Красную площадь — исторически задуманный центр города Новозыбкова. Съездили бы и посмотрели на городские сады Петербурга или других городов. Там вековые деревья (каждое на учете), дорожки, скульптуры, красивая ограда. Люди приходят в городские сады побыть в тишине наедине с природой. Наш парк вначале тоже был таким.Зачем было убирать скульптуры, спиливать дубы, кому они мешали? Невежды и временщики правят бал. И на этом воспитывается молодое поколение.

    • boris говорит:

      Застройка парка аттракционами и забегаловками-попытка сделать муниципальное предприятие «Парк» рентабельным. Как и все начинания подобного рода коммерциализации под муниципльным управлением, она провалилась.
      Мне трудно судить издалека, но очень похоже, что это дело рук людей, для которых Новозыбков город не родной. Они не чувствуют его изюминок, подгоняют под общий «райнный» стандарт. Пожарный сквер ведь тоже «облагородили» как армейский парикмахер голову новобранца.
      Что до планов громадья перенести парки стадион чёрт на кулички, по новозыбковским меркам, то и слава Богу, что она не состоялась, иначе и того, что осталось от парка, не было бы.
      Сравнение нашего парка с питерскими не корректно, конечно, но вот в Трубчевске, например, парк помнится мне очень живописным. О парке Паскевича в Гомеле и не говорю…

  3. Раиса говорит:

    Интереснейшие ностальгические воспоминания о парке нашего детства, нашей юности осмелюсь дополнить своими впечатлениями. Ежегодно в начале августа в парке проводились праздники цветов. Дачники, цветоводы-любители демонстрировали свои достижения: изумительные цветочные композиции, а также фрукты, овощи и даже художественно выполненные закатки своего урожая в стеклянных банках. Можно было полюбоваться и на панно, выполненные из различных зёрен, гороха, фасоли, семечек. В конце дня жюри объявляло победителей и тогда можно было покупать экспонаты. Зимой аллеи в парке заливали водой и он превращался в каток. Зимы тогда были морозные, поэтому катались мы вечерами шесть дней в неделю, в понедельник лёд чистили, обновляли. Раздевалка была возле открытой эстрады, недалеко от летнего театра. Катались и поодиночке, и парами, и паровозиком. Сколько было смеха, когда паровозик врезался на повороте в сугроб! Счастливое, радостное, беззаботное время. К величайшему сожалению, единственный в городе парк обветшал, захирел, зачах. По-хорошему, городу нужен ещё один парк, ближе к центру. Идеальным местом могла бы стать территория вокруг озера Карна. Вот посмотрела на фотографии домов по улице Рошаля — это же хибары, лачуги, трущобы, которые давно надо бы снести, а на их месте посадить деревья, проложить прогулочные аллеи, дорожки для велосипедистов, поставить лавочки и скульптуры малых форм, пустить по озеру катамараны и лодки. С глубоким прискорбием прочитала о планах властей застроить домами территорию у озера со стороны Приозёрной улицы пятиэтажками. А ведь там всегда была зона отдыха. В пострадавшем от радиции городе почти нет зелёных зон, теперь решили уничтожить последнюю. Константин, Вы правы — городом правят временщики.

    • Анна Дмитроченко говорит:

      Раиса, огромное спасибо за Ваш комментарий!)
      Я помню, конечно, праздники природы в парке, это было очень интересно! Там было всё так, как Вы рассказываете: и прекрасные цветочные композиции, и букеты, и плоды со своих огородов и дачных участков!.. Потом эти праздники стали замещаться Днём города, а так как он проводится последнее время в конце сентября, то разнообразие «экспонатов» значительно уменьшилось, а в 2014 году на Дне города этой выставки природы и вовсе не было.
      И каток помню. Я кататься не умела, но сопровождала подружек. Какие зимы были во времена нашего детства!
      К сожалению, в одной статье всего не опишешь, да и фотографий прежних праздников природы и этого катка я не нашла.
      Но я очень рада, что Вы дополнили наш с Борисом Фельдманом рассказ своими воспоминаниями.
      Относительно зоны отдыха вокруг озера Карна я полностью Вас поддерживаю. Это был бы великолепный подарок горожанам!

  4. boris говорит:

    На правом берегу пруда Карна дома может быть и можно назвать халупами, да только это частные строения, снести которые можно только компенсировав хозяевам снос. И получить нормальный пустырь, который для превращения его в луна-парк потребует солидных инвестиций от города. Частный инвестор очень наврядли заинтересуется подбным проектом. Проще рекультивировать тот парк, который давным-давно существует. Или разбить новый, как планировали во времена оны, на городской окраине. Всё это мнится мне утопией… Другие врмена-другие развлечения.

    • Анна Дмитроченко говорит:

      Утопия, Боря, согласна! Но такая симпатичная утопия!:))

      • boris говорит:

        Вообще-то, я с Констом согласен: проще найти место для стадиона, а площадь существующего отдать под разбивку липового парка. Плюс тюремный комплекс снести. Но это тоже утопия.

  5. Раиса говорит:

    Говорят, Москва не сразу строилась. Конечно, за снос домов надо платить владельцам. Но это не значит, что всё надо сделать одномоментно. Можно начать облагораживать территорию со стороны Приозёрной улицы, на нынешнем пустыре, а не строить там пятиэтажки. Можно заинтересовать предпринимателей — прокат лодок, катамаранов, велосипедов, детских электромобилей и другой парковой техники. Помнится, когда-то там было кафе-мороженое, тоже можно возродить. В Климове на озере катаются на катамаранах, а почему в Новозыбкове нельзя? На улице Рошаля напротив ПТУ были снесены дома несколько десятилетий тому назад, тогда поговаривали, что это будет зона отдыха и там высадили деревья. Почему бы на этом пустыре не оборудовать детскую площадку с теми же надувными горками, машинками и прочими забавами — за разумную плату. А вот парк на окраине, по моему разумению, не будет востребован — кто же пойдёт гулять на другой конец города, а ночью транспорт не ходит, да и проезд стоит дорого. Как говорится, за кусок кишки семь вёрст пишки. Парк должен быть в шаговой доступности, как в Гомеле, например, где буквально во всех районах и микрорайонах есть парки, скверы, бульвары с лавочками, аллеями, фонарями, дворниками и т.д. Парк Румянцевых-Паскевичей реконструируется несколько лет, каждый год на несколько десятков метров увеличивается выложенная плиткой набережная Сожа, то есть парк расширяется по мере финансирования. Почему же этот принцип нельзя применть в Новозыбкове? А старый парк должен тоже функционировать и развиваться, вокруг него много улиц. Так что это вовсе не утопия — глаза боятся, а руки делают. Почему бы не вынести этот вопрос на обсуждение общественности города?

    • boris говорит:

      Раиса, мне не хочется влезать в конкретику, не в тему, флуд. Но так, навскидку: стоимость проекта, плата разработчикам, пробы грунта, экологическая экспертиза, подрядчики, инвесторы, планировка, озеленение… Вопрос нескольких миллионов рублей. Мнится мне-неподъмные деньги для города на проект не первой, не второй и не десятой необходимости.
      С Гомелем сравнивать некорректно, это второй или третий, после Минска, город страны Белоруссии, а наш Новозыбков дай бог трёхтысячный город России. Ландшафный парк Гомеля благоустроеным был ещё в позапрошлом столетии, это усадьба графа Паскевича, дело наследников было просто его не испортить. А в Новозыбкове умудрились испортить готовое. Известно даже кто.

      • Александр говорит:

        > а наш Новозыбков дай бог трёхтысячный город России.

        В России гораздо меньше городов — чуть больше тысячи. Новозыбков среди них занимает примерно 400-ое место по численности населения.

        • boris говорит:

          Спасибо за справку, Александр, но это не принципиально. Разница всё равно на два порядка.

  6. Раиса говорит:

    Конечно, Новозыбков и Гомель разные по масштабам города, но я ведь говорю об общих принципах, которые применимы к любому городу. Если хотите, обратимся к районным городам Белоруссии: Добруш, Речица, Глубокое, Полоцк, Туров и так далее, их много, но везде идеальный порядок, отличные дороги, благоустроенные парки, скверы, дворы. То же самое и в деревнях, и в агрогородках. Один человек, ксендз Юозас Булька, царствие ему небесное, из обычной деревни Мосар сделал такой цветущий оазис, что туда хлынули вереницы автобусов с туристами. Он не приглашал никаких разработчиков, подрядчиков, изыскателей и т.п. Один учёный в Глубоком создал уникальный парк, а жители вышли на субботник и посадили почти полторы тысячи вишнёвых деревьев. Это вишнёвая столица Белоруссии, там проводятся вишнёвые фестивали, туда едут туристы. Таких примеров множество. И это, заметьте, в маленькой стране, где нет нефти, газа, золота, алмазов. Зато есть порядок. Было бы желание — всё можно сделать. Патриоты нужны, хозяева, а не временщики-хапуги.

    • boris говорит:

      Видите ли, Раиса, весь мой прошлый опыт жизни и работы в Новозыбкове говорит о том, что описываемые вами белорусские чудеса в нашем городе наврядли возможны. Можно долго сравнивать, обсуждать что и почему, но это тема выходит за рамки предложеной на форум публикации. Скажу только, что для сравнений лучше бы найти маленький город в Нечерноземье, а не в РБ, Украине, Прибалтике и.т.д. Не потому, что там порядок, менталитет и традиции, а потому, что городки российского Нечерноземья сплошь дотационные. Это мягко говоря. А жёстко-просто банкроты. Энтузиазм масс-это замечательно, если он подкреплён материально. Видели дворы многоэтажек, разумеется? А ведь люди там по полвека живут, как на чемоданах…

  7. Яков Раскин говорит:

    Я редко посещаю Новозыбков, поскольку уже много лет живу заграницей. Но каждое мой посещение вызывает во мне чувство обиды за город. Несмотря на то, что в послевоенные годы город выглядел не очень нарядно, всё же он остался в памяти красивым и любимым. Благодаря директору городского парка Гуревичу, он был по праву один из лучших парков Сов.Союза районного масштаба с таким населением. Мне несколько раз довелось встречаться в разных странах с людьми, которые помнили довоенный Новозыбков, и все в один голос говорили, что у них в памяти остался именно городской парк. Остальное они плохо помнили.
    Я жил на углу Шеломовской(Гагарина) и Набережной улиц и был свидетелем всего, что происходило в парке, будь то строительство аттракционов или гастроли заезжих артистов, и тогда можно было видеть нарядно одетых горожан, которые спешили в летний театр. Кстати,должен заметить, что летний театр , как мне кажется, был построен ещё до войны, а в 1954 г. он сгорел и его выстроили заново. В парке помимо цветов и клумб росли фруктовые деревья: яблони и груши какого-то очень вкусного сорта. И куда это всё исчезло? Неужели администрации города это всё безразлично? Так зачем выбирают таких нерадивых хозяевов города? И это всё приведёт к такому же концу, как с домом Осипова? Очень жаль.

    • boris говорит:

      У городской адмиистрации полно первоочередных забот, если говорить о благоустройстве города, притом, что город глубоко дотационный. Нельзя сказать, что Новозыбкв не благустраивается, отремонтирован дом Певзнера, сквер у кинотеатра выглядит просто по-европейски. В парке, кроме сгоревшего летнего театра, ничего необратимого не произошло, точечый ремонт и рекультивация, вот и всё, что там требуется. Времена, когда парк был средоточием развлечений давно прошли, и очень трудно представить нынешнюю молодёжь степенно прогуливающейся по парковым аллеям…

    • Никодим говорит:

      При Гуревиче на аллеях прка вывешивались «Окна ТАСС» с цветными изображениями, одно из них гласило: «Сегодня он играет (танцует) джаз, а завтра — Родину продаст» Как в воду глядел.

  8. Раиса говорит:

    Вот и у меня, как у Якова Раскина, возникает чувство обиды за город и за парк, в частности. В этом парке после войны познакомились мои родители, тогда в городе стояли две лётные части и многие девушки благодаря этому нашли свою судьбу, так что своим рождением я обязана парку. В юные годы в летнем театре я пересмотрела все оперетты, тогда приезжал на гастроли музыкальный театр, уже не помню, из какого города. Парк был средоточием культурной жизни горожан, поэтому старшее поколение вспоминает его с теплотой. И в этом, несомненно, была заслуга директора и администрации города. А вот ссылки на дотационность и на то, что другие города ещё хуже, несостоятельны — они лишь оправдывают бездействие властей. Пример надо брать с лучших, а не с худших. По поводу энтузиазма масс, который, якобы, надо поддерживать материально — не всегда. Не такие уж у нас алчные люди. Если поверят лидеру, убедятся, что дело доброе, нужное, полезное для всех горожан — выйдут на субботник. Мы в своё время и деревья сажали, и макулатуру с металлоломом собирали, и на школьном огороде работали, и парты красили, и стены в классах мыли. Вот у белорусов испокон веков существует понятие «толока», то есть совместный безвозмездный труд. Заметьте, это не коммунисты придумали, так было всегда, задолго до Ленина с легендарным бревном. Эта традиция жива поныне, ежегодно весной большинство горожан выходит поразмяться в парки, скверы, леса, на стройки. Первым выходит президент, за ним «вся королевская рать», и так от Минска до последней деревни. Что в этом плохого? Почему не позаимствовать доброе? При этом должен соблюдаться принцип добровольности, а не так как бывало в советские времена — придут инженеры в чистой одежде на работу, а им — метлу в руки: «Иди улицу мети». И в Новозыбкове есть яркие примеры безвозмездного труда — какие красивые церкви поднялись из руин, вокруг каждой ухоженная территория с цветами. Всё это сделали прихожане своими руками и за свои деньги. Борису трудно представить степенно прогуливающихся по аллеям парка молодых людей. Действительно, степенно в парках гуляют пенсионеры, обмениваются новостями, сидят на лавочках с книгами, газетами — не сидеть же им взаперти в «скворечниках». Сколько молодых мам с колясками, с маленькими детьми гуляют ежедневно в парках — это же лучше, чем дефилировать по пыльным улицам. В парках проводят уроки физкультуры — школьники и студенты бегают наперегонки. По утрам и вечерам люди всех возрастов делают гимнастику, пробежки. Все желающие катаются на четырёхколёсных велосипедах, подростки — на досках. В парках проводятся дни города, массовые гуляния, всевозможные выставки. Зимой в парках катаются лыжники, а дети на собаках. Парки нужны всем, парки — это лёгкие города.

  9. boris говорит:

    Раиса, я тоже за всё хорошее и против всего плохого, не сомневайтесь, и в парке я работал в его лучшие годы, но вы нарисовали столь идиллическую картину, что хочется повторить слова Жванецкого: «Ребята, это из жизни голубей». Время недорогих удовольствий давно прошло, парковая культура стала анахронизмом, в городском саду давно не играет духовой оркестр, а скамейки свободны и аллеи пусты. Энтузиам хорош на сборе металлолома, любую работу должны делать профессионалы, в идеале-хорошо оплачиваемые профессионалы. Как в ЦПКО им. Горького в Москве, как в парке графа Паскевича в Гомеле, как везде, где есть успех, красота и популярность.
    …Восстановление храмов потребовало массу квалифицированого труда, материалов и много, очень много денег. Произошла смена эпох, и можно сколько угодно сладко ностальгировать по прошлому, по юности, но этого не вернуть, увы… Как было раньше-я помню, как сейчас-знаю, как будет-не ведаю… Удачи!

  10. Яков Раскин говорит:

    Хочу ещё добавить, что головотяпства у администрации достаточно. Я бы посоветовал главе города или главному ЛЮБИТЕЛЮ, именно любителю, а не инженеру (настоящий инженер должен был сдать свой диплом после такого решения вопроса реконструкции), чтобы он с детской коляской проехал по отведённой дорожке для пешеходов по мосту после реконструкции, соединяющему ул. Наримановскую с центром города. Там даже два человека не могут разойтись. А ведь сделать всё по-человечески ничего не стоило.

  11. Светлана говорит:

    Прочитала все коментарии и хочу добавить что все мое сознательное детство 17 лет прошло в Новозыбкове Я жила на улице Набережной напротив моста который соединяет речк с озером и выходя на улицу помню как толпы людей народа шли в парк Я еше окда была подростком но запомнилась музыка которая постоянно лилась с парка помню на танцплощадек я еще была маленькая меня не пускали играл на трубе помню его имя Зяма мне это очень запомнилась музыка Вообще мое детство с парком не разделимы и прочитав все все коментапии воспоминаний на меня нашла настольгия Была несколько лет назад в этом парке конечно почти ничего похожего не осталось только вековые деревья лип напоминают о прежнем парке

  12. Глеб говорит:

    Ух ты! Спасибо за упоминание моего покойного дедушки Наума Шустина. Он был бы рад, так много лет отдал духовому оркестру…

Добавить комментарий для Никодим Отменить ответ

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *