Прощание со старым домом: Советская, 40

В нашем городе сносят ещё один старый дом по улице Советской, 40. Это был двухэтажный особняк, простоявший на этом месте не менее ста лет.


31.12.2006. Фото: Александр Карпов

Дом был построен в последней трети XIX — начале XX вв. В соответствии с проектом охранных зон памятников истории и культуры, он относился к числу выявленных объектов культурного наследия.


29.08.2013. Фото: Александр Карпов

Но дома ветшают, им приходится уступать своё место на улицах Новозыбкова новостройкам. Процесс этот закономерный, людям хочется жить в современных благоустроенных жилищах, пользоваться всеми благами цивилизации в полной мере. И было бы лицемерием пытаться остановить этот процесс. Лишь в отдельных случаях эти старые дома ещё могли бы послужить, но, как правило, сносят дома, где ремонт обойдётся дороже, чем строительство нового здания.


13.02.2014. Фото: Дмитрий Шевцов

И всё же невозможно просто равнодушно окинуть взором этих отживших своё старожилов без чувства утраты чего-то важного и дорогого для исторической памяти каждого жителя города.


14.02.2014. Фото: Анна Дмитроченко

Попрощаемся и с этим домом и скажем ему слова благодарности, за то, что он долгие годы охранял под своей крышей жильцов, терпеливо ожидал, когда они вернутся с работы, а иногда и с войны, зажгут свет, затопят печи, сядут вокруг стола за семейной трапезой… И тогда дом приветливо и радостно сиял всеми своими окошками, окутывал крышу седоватым дымом, уютно поскрипывал половицами. А если в доме ставили высокие, под самый потолок, ёлки, он отмечал вместе с людьми наступление Нового года.


14.02.2014. Фото: Анна Дмитроченко

Несколько поколений выросло в этих стенах, кто-то давно уехал из города, но, наверное, вспоминает дом своего детства с нежностью.


14.02.2014. Фото: Анна Дмитроченко

Теперь этот дом остался лишь на старых фотографиях да здесь, в интернете, чтобы мы помнили, каким он был…


31.12.2006. Старые дома Советской улицы. Фото: Александр Карпов
Запись опубликована в рубрике Фотофакт. Посмотрите все публикации или предложите свои фотографии и видеоролики для размещения в блоге.

37 комментариев:

  1. Иван говорит:
    Thumb up 2 Thumb down 2

    А чей это был дом до революции?

  2. Kirill Karpov говорит:
    Thumb up 12 Thumb down 15

    Ну как всегда, строим веками, а сносим за секунды, всем плевать на историю в том числе уважаемым чинушам, которые пополняют свой карман, а все остальное это так, пустяки…!
    Обидно за державу, обидно…!

    • Anna Дмитроченко говорит:
      Thumb up 7 Thumb down 3

      Кирилл, я бы не стала обвинять неких «чинуш», которые «пополняют карманы», снося старые дома, где уже невозможно жить. На мой взгляд, снос таких ветхих домов и строительство новых — единственное разумное решение. Я очень сожалею, что облик привычного мне города так изменился в последние несколько лет, но большинство подобных изменений вызвано необходимостью сноса или серьёзной перестройки старых зданий.
      А вот стену в детском скверике жалко по-прежнему, её сносить было нельзя!

    • Неуч говорит:
      Thumb up 11 Thumb down 2

      прямо маниакальное желание видеть во всём проделки подленьких чинуш с волшебными карманами…:)
      Кирилл, а может быть всё намного проще? У дома есть хозяин и он решил его снести…:)

      • Kirill Karpov говорит:
        Thumb up 9 Thumb down 6

        Историю надо сохранять не на фотоснимках, а в реальности. Старый дом, как видим XX век, если все так сносить и уничтожать то от Истории ничего не останется.
        Ладно, снесли, пусть снес сам хозяин, вопрос, что появится на месте этого дома уже завтра? Коттедж? А нет, новый магазинчик наверно…!

        • Неуч говорит:
          Thumb up 4 Thumb down 1

          Ключевое в фразе: «старый дом».
          Понятно, что старый… однако, он не имеет архитектурной, культурной или иной ценности. Это просто старый дом. Внешний вид его, надо признать, довольно убитый. …то ещё украшение для города…
          пускай коттедж… пускай магазинчик… а что тут плохого, если люди построились?

          • Anna Дмитроченко говорит:
            Thumb up 7 Thumb down 1

            Вы не совсем правы, этот дом относился к числу выявленных объектов культурного наследия. Следовательно, снести его просто так было нельзя, видимо, всё же, какие-то основания для сноса отыскали. И дом был красивым, он прекрасно смотрелся на улице, украшал собой наш город. А тот вид, что на фотографиях, он приобрёл лишь в последние годы, но и по этим фотографиям видно былое благородство и изящество старого дома.

        • ден говорит:
          Thumb up 0 Thumb down 0

          Кирил ,да какая вам разница,что появится на этом месте,ведь вам говорят ,что ремон на много дороже ,да и ремонтировать там нечего,там осталось одна труха да гниль,это я вам скажу как строитель,на фото видно.Да и если говорить справедливости ради ,вы знаете сколько такой рухлити в стране ,так называемые памятники архитектуры,где людям на голову падают потолки на голову.Да и чтоб ты знал ,что вечного ничего нет!Надо строить всё новое,современое,потому как люди хотят жить настоящим а не прошлым……….

  3. Галина говорит:
    Thumb up 2 Thumb down 1

    Грустно…если людям нельзя было жить…и просто не сохранить, некому средства вкладывать? Дом-то с характером и своей историей… Дома как люди..
    Дома, как люди, тоже умирают

    Дома, как люди, тоже умирают
    И знаете — дома об этом знают.
    Сегодня в старенькой больнице был
    И тет на тет с больницей говорил.
    http://stihidl.ru/poem/240992/

    • Anna Дмитроченко говорит:
      Thumb up 1 Thumb down 1

      Да, Галина, к сожалению, средств на то, чтобы отреставрировать эти дома, или хотя бы сохранить их внешний облик, вероятно, найти нельзя ( или сделать это в наших условиях сложно). Вот и приходится, с огромным сожалением, с ними прощаться. Однако, хотелось бы знать, что решения о сносе подобных домов принимаются лишь тогда, когда ничего иного не остаётся, а не просто по прихоти хозяев. Почему-то такой информации у нас не публикуют. А ведь это было бы правильно. Если уж публикуют сведения о том, что такой-то участок продаётся под застройку, то было бы логично сообщать горожанам и о том, что такой-то дом признан ветхим, аварийным и будет снесён. Вдруг, найдётся желающий его спасти?

  4. Александр Карпов говорит:
    Thumb up 12 Thumb down 1

    Очень жалко! Это был один из самых представительных (в плане архитектуры) домов Советской улицы.

    Боюсь, та же участь может постигнуть и дом 72 по улице Рокоссовского. Кажется, его уже расселили.

    Где-то мне попадалась информация, что собираются расселять и дома 46-48 по Набережной (два дома, соединённые арочными воротами). В отношении этой городской усадьбы ещё в 90-е годы ставился вопрос о консервации, но средства так и не были выделены. Очень колоритные дома! Нельзя допустить, чтобы и они были снесены!

    • Anna Дмитроченко говорит:
      Thumb up 12 Thumb down 1

      Я бы очень хотела воспрепятствовать сносу этих домов. Готова примкнуть к любой законной акции по их защите, обратиться в Общественную палату, городской Совет и администрацию города, если найдутся люди, которые организуют такие обращения.

    • Галина говорит:
      Thumb up 1 Thumb down 0

      Я так хорошо знала этот дом и помню еще его лучшие времена! Наверное, летом я его уже не застану, а так жаль. Рядом когда-то (70) жил-был и мой родной дом, в котором я родилась и выросла!

  5. okorok говорит:
    Thumb up 4 Thumb down 1

    При сносе дома ,была обнаружена коробка с монетами , одна из них Екатерининская ,десять копеек .огромная и массивная.

  6. Евгений говорит:
    Thumb up 7 Thumb down 4

    Ну давайте теперь всё спасать, тратить миллиарды на восстановление, которое долго не продержится в связи с нашей почвой. Давайте асфальт подымим, ведь там брусчатка насколько помню по улице красной, ведь это история!!! Нужно понимать что спасать а что нет. Третью школу со временем тоже снесут, может кто то из вас возьмется за восстановление? Эти здания не спасти, дешевле будет новые копии отстроить и то вопрос сколько продержится. Моему дому тоже за 100 лет, тоже достояние? Стены и потолок просели, в ближайшее время придется построить новый, аварийно ведь достоится что придавит кого. Так и эти здания- ничто не вечно.

  7. чело-век говорит:
    Thumb up 4 Thumb down 1

    О чем бы Вы здесь не спорили, и что бы Вы здесь не говорили, результата будет один – умирание и безразличие к городу и его народу. Ведь Власти не сделали НИЧЕГО, для того, что бы не допустить этого. Нет комиссии по охране архитектурных памятников, закона о правилах их использования и их сохранению. Нет закона об охране историко-архитектурной зоны и её застройке. А это дело Власти и депутатов а они, как известно за портфели дерутся, действую так от нашего с вами имени. От того вывод простой и однозначны – всех к стенке. Да вот стенку они уже и предусмотрительно снесли. Ведать знали, что иной стены для этого дела в городе нет. Так что теперь осталось одно – сожалеть, плакать да сокрушаться, ностальгируя о прошлом. И принимать как должное, их Власть и их дела. Ведь – «собака лает а караван идёт».

    • Anna Дмитроченко говорит:
      Thumb up 2 Thumb down 2

      Согласна с Вами, что-то надо делать, иначе былой облик города исчезнет безвозвратно! Правда, я не согласна с такими радикальными мерами, вроде «к стенке», но, как я понимаю, в Ваших словах звучит горький сарказм…

      • чело-век говорит:
        Thumb up 1 Thumb down 1

        Это не сарказм, а горькая правда реальности и эффективности бытия.

  8. boris говорит:
    Thumb up 3 Thumb down 1

    Этот дом, как и многие, на него похожие, срапботанные в том же стиле есть облик того патриархального Новозыбкова, который дорог, хотя бы, моему поколению. Патриархальность покидает наш родной городок, и это хорошо, с одной стороны, а с другой-слава Богу, что покидает очень медленно. Понятно, что в ХХI веке нельзя жить без современных средств коммуникации, без отопления, осуществляющегося при помощи реакции окисления древесины или торфа, без тёплого ватерклозета, наконец. Срок службы деревянных домов недолог, увы, даже если сруб обложен кирпичом. Другими словами, их кончина естественна. Об экономической подоплёке сноса подобных строений говорить не стану, ибо не знаю конкретных реалий, но наверняка и эти соображения сыграли свою роль. А привычного пейзажа жаль, конечно, но без надрыва. Падают листья, падает снег, а весной опять всё по-новой… Не остановишь…

    • Anna Дмитроченко говорит:
      Thumb up 1 Thumb down 1

      Это всё понятно, Борис, всё так! Жалко эти домики и дома, но время не остановить. Единственное, чего хотелось бы, это бОльшей гласности, чтобы о сносе каждого подобного дома была информация, почему его сносят, была ли проведена экспертиза и проч. Я думаю, что в некоторых случаях можно было бы сохранить хотя бы внешний вид этих домов. После уничтожения стены в детском скверике как-то нет доверия, что снос — это единственная альтернатива, что были рассмотрены все другие варианты. Город становится иным, появляются и интересные новые здания, но часто безликие современные постройки лишают его индивидуальности. Вот о чём я сожалею… Идут, например, разговоры о том, что будут уничтожены ворота, объединяющие два дома на Набережной, вместе с этими домами. Я вчера там побывала, верх ворот уже полуразрушен. Такое впечатление, что намеренно довели эту постройку до того состояния, когда отремонтировать почти невозможно, а ведь это, насколько я себе представляю, были последние такие ворота у нас. Все остальные утрачены безвозвратно. А помнишь, ведь их было несколько? Возле бывшего универмага, почти на берегу озера, в сквере возле пединститута, сбоку от «институтского» магазина, о котором ты писал? Ну вот слов нет, до чего жалко… Хоть бы уж эти оставили. Вот как они сейчас выглядят — http://fotki.yandex.ru/users/a-dmitrochenko/view/1331486/?page=4

      • boris говорит:
        Thumb up 1 Thumb down 1

        Да, Анна, я помню ворота, о которых ты вспоминаешь, и безусловно, они создавали точечный такой колорит. Набережная, точнее, тот участок её, что над озером, сохранилась единостильно, и было бы здорово отреставрировать этот типично новозыбковский уголок, да только наврядли физическое состояние этих строений и их «центровое» расположение позволят им устоять. Жаль.

  9. Евгений говорит:
    Thumb up 1 Thumb down 2

    Вы видать в общественно-административном здании (Дом купца Б.И.Певзнера) небыли. С виду облепили нормально, а вот внутри я бы не рискнул работать. По моему мнению здание вполне аварийное. Чуть что произойдёт вы же потом будете говорить куда власть смотрела, что здание не оградили и не снесли. Отреставрировать дом в вашем понятии — вложить 200 тыс рублей и он будет новым, и ещё простоит 100 лет. А на самом деле- это покрасить и побелить стены, максимум заменить кровлю. А несущие конструкции интересно каким чудом вы замените?

    • Anna Дмитроченко говорит:
      Thumb up 2 Thumb down 1

      Я прекрасно осознаю, что настоящая реставрация таких домов стоит дорого, а в доме Певзнера я была, даже подвалы посещала. Поэтому и пишу столь осторожно о разных возможностях спасения этих домов, помимо сноса, и о том, чтобы общественность получала подробную информацию об их состоянии. Собственно говоря, мне понятно, что подобное обращение никто всерьёз рассматривать не будет, дома, как сносятся, так и будут сноситься без всякого публичного оповещения жителей города об этом…

  10. Неуч говорит:
    Thumb up 1 Thumb down 2

    Анна, а имеется ли какой-либо официальный реестр этих самых вновь выявленных объектов культурного наследия и какие ограничения налагаются на собственника подобного объекта?
    …уж не знаю, что этот самый дом там украшал…. но сколько я себя помню, он всё время выглядел довольно пакостненько. Конечно, ежели его постоянно поддерживать «в форме» и пр…., то было бы намного приятнее…, но, что имеем, то имеем.
    Касаемо собственника дома…. собственность — есть собственность. Если собственник был физическое лицо, то он волен распорядиться своим имуществом. Если нет, то ему должны были бы предложить компенсацию… как-то так… Я бы тоже снёс сие строение, потому как слишком уж дорого обойдутся реставрационные работы…

    • Anna Дмитроченко говорит:
      Thumb up 1 Thumb down 1

      Уважаемый Неуч! Да, такой реестр имеется, согласно ему дом относится к выявленным объектам культурного наследия. Здесь, на сайте, есть каталог подобных объектов — http://www.novozybkov.ru/architecture/, дом этот под номером 91 в каталоге. Думаю, что более подробный ответ мог бы дать редактор сайта, о том, какие существуют ограничения в сносе подобных домов, относящихся к памятникам архитектуры нашего города.
      Кому принадлежал дом, перед тем, как его снесли, я не знаю. Сомневаюсь, что подобную информацию вот так, запросто, могли бы сообщить частному лицу, которым я являюсь. Я узнала, что дом сносят и в этой записи выразила сожаление, попрощалась с ещё одним старым домом, украшавшим наши улицы в течение более, чем столетия. Если мы хотя бы не будем пытаться привлечь внимание к тому, как безжалостно уничтожают даже такие дома, признанные объектами культурного наследия, то получим, в конце концов, совсем другой город. Дом Певзнера, утратив в результате последнего ремонта рельефные выступы на фундаменте, другие элементы старого декора, получивший новые элементы из современных материалов, уже утратил часть своей идентичности. Если дело так пойдёт дальше, то, постепенно замещая его элементы не вписывающимися в его прежний облик новоделом, мы дойдём до того, что он потеряет свой сегодняшний статус — памятника архитектуры, а уж тогда за его сносом дело не станет. Скажут, что он уже так изменён, находится в таком состоянии, что перестал соответствовать своему статусу, что его проще снести, чем по-настоящему реставрировать, а реставрировать его в прежнем виде невозможно по причине исчезновения документации о его былом облике. Ну, или что-нибудь аналогичное, я не очень знаю специальные термины. Такие истории уже не раз случались в других городах, когда там сносили уникальные дома под подобными предлогами. Вот я и считаю, что жители имеют право хотя бы знать о том, почему сносят старые постройки. А собственность, конечно, дело важное, но в других странах ведь и собственник не имеет права просто снести старый дом и построить новый просто так.
      Исчезновение старых домов продолжится, дерево недолговечно, но почему бы не попытаться оставить будущим жителям города хотя бы несколько домов того, прежнего города, по улицам которого ходили несколько поколений горожан? Историческая память — вещь необходимая, иначе в кого мы превратимся?

    • Александр Карпов говорит:
      Thumb up 3 Thumb down 1

      Вроде это был многоквартирный дом, а не индивидуальный. Жильцов расселили по другим квартирам, а дом снесли.

      Что касается статуса «выявленного памятника архитектуры», то этот статус означает, что объект требует дальнейшего изучения специалистами и (при необходимости) постановки на учёт и охрану в качестве памятника архитектуры. Если я правильно понимаю, никаких серьёзных охранных мер статус «выявленного памятника» не влечёт.

  11. Яков Раскин говорит:
    Thumb up 6 Thumb down 1

    Я полностью. согласен с ЧЕЛО-ВЕКОМ. Нужно научиться беречь свою историю. К сожалению, этому в школах и университетах не учат, а надо было бы. Когда заболевает человек, он первым делом бежит к врачу, а когда заболевает здание, которое нужно только вовремя подлечить, чтобы сохранить его на века — никому до этого дела нет, тем более, что это здание чужое. Вот поэтому и приходится жалеть о том, что потеряли. А можно было и не терять. В своё время хоры тоже можно было сохранить, ведь во многих городах России и Европы таких зданий можно пересчитать по пальцам.

  12. Олег (тот самый) говорит:
    Thumb up 8 Thumb down 1

    Эскадроном ветер шёл,
    Рысью.
    Сабель в сто, а может быть,
    В двести.
    На берёзах всполошил
    Листья,
    Ржаво звякнул старый дом
    Жестью.

    Заворочались его
    Брёвна,
    Заелозило стекло
    В раме,
    Дом согнулся, дом умолк,
    Словно
    В ожидании конца
    Замер.

    Вот посыпалась труха
    С крыши,
    Дом усталые напряг
    Сваи,
    Тонко пискнули под ним
    Мыши,
    Захлебнулся пёс в саду
    Лаем.

    …За окном беззвучно клён
    Плакал,
    Заполошно бил в стекло
    Веткой…
    Дом, ты видел на веку
    Всяко,
    Но такого не держал
    Ветра.

    Ну же! Стой, да не вались
    Пьяно
    И полами не гуляй
    Шатко,
    Ведь тебе ещё на слом
    Рано,
    Мне тебя, мой старый дом
    Жалко.

    …Ночь иссякла.

    (из стих. Ефима Хазанова, арт-клуб Новозыбков.Ру)

    • Anna Дмитроченко говорит:
      Thumb up 1 Thumb down 1

      Здорово как!))
      Спасибо, Олег! Без Вас мы бы и не вспомнили это замечательное стихотворение, а оно как раз о том, о чём надо…

  13. Vic говорит:
    Thumb up 1 Thumb down 0

    Всё очень печально. Дом уже за малым 100 лет стоял, в нем жили люди. А дом-то не ремонтировался, ветшал. Кто-то ведь деньги за проживание собирал, почта за сто лет можно было наверное его не то, что отремонтировать, а и крышу золотой сделать. Теперь — сносят. Вечный вопрос российский: кто виноват?

    • boris говорит:
      Thumb up 1 Thumb down 0

      В данном конкретном случае, ответ на сакральный русский вопрос прост: виновато отсутствие хозяина. Частного собственника, построившего этот дом, и передавшего его по наследству. Государство-не хозяин. Как это называлось-эксплутационная жилконтора? Вот, с неё, родимой и спрос. Выходите, дорогие, как портные-закройщики у Райкина, хочу только в глаза им посмотреть! Кто это сшил? Ответ: мы!
      Маленькое фэнтэзи: как бы выглядел сейчас дом Познера, в каком бы состоянии он находился, если бы сто лет он был в собственности его наследников, а не «эксплутационников»? Вот именно… Как праздничный тортик. Его бы даже достроили.

  14. Сергей Полежаев говорит:
    Thumb up 1 Thumb down 0

    Да, дерево, а на наших болотах и камень очень быстро разрушаются.
    Этот дом реставрировать явно было не возможно.

    На мой взгляд, здесь проблема стоит иначе. В городе нет даже малейших попыток сохранить сложившийся архитектурный стиль. На месте разваливающихся в труху купеческих домиков можно и нужно создавать объекты купеческой же неповторимой архитектуры. Это, конечно же, будет новодел, но он сохраняет облик улицы, города и страны.

    А у нас — снесут трухлявый шедевр и построят размалеванную коробку из пеноблока и стекла и хлопают в ладоши: «Дешево и ярко!» А барыши-то какие!
    Дикий капитализм в головах…

  15. Марина говорит:
    Thumb up 1 Thumb down 0

    Эх, всё потому, что хозяев не было у дома, только жильцы.
    Я сама купила квартиру в мансарде двухэтажного дома 1880г. постройки. Так называемый «викториан» — по стилю постройки времён королевы Виктории. Их сносить вообще запрещено. Большинство их — красавцы с великолепным декором. Мой скромный. Деревянный (они все деревянные), покрыт сайдингом. Фундамент — огромные обтёсанные каменные глыбы. Т.е. практически эти два дома- ровесники. Наш дом без особых изысков. Большинство их — красавцы с великолепным декором. Но в нём всегда жили хозяева! Я не знаю сколько раз он капитально ремонтировался. Мне известно точно, что это было в 50-е годы прошлого века и в 2007 (утеплили стены и крышу, заменили проводку, сделали кое-какую перепланировку). В моей квартире — часть штукатурки 19-го века! Я это обнаружила месяц назад. Крыша, конечно менялась чаще (раз в 30 лет). Дом — жив в добром здравии и со всеми удобствами. Включая кондиционер в моей квартире. Как говорит моя соседка с хрестоматийной фамилией «семейки Адамс» — дом требует любви, а старый дом — много любви. Если любишь — заботишся. Если бы в подвале не была поставлена помпа для откачки воды, которая просачивается сквозь фундамент весной и после ливней, дом давно бы сгнил, и был съеден термитами (они любят сырую древесину). Последние лет 10 летом ещё и дехьюмидифайер работает. И каждый год мы с соседями (3 семьи) что-то подправляем — улучшает.
    А Новозыбков навсегда останется в моей памяти с этими исчезнувшими и исчезающими домами, когда и старые деревья около них были ещё живы…

    • Thumb up 0 Thumb down 0

      Марина,восстанавливать для проживания его было нецелесообразно.Большой процент износа.Если память не изменяет,общий процент 90.Это на 2009 год.А вот как памятник архитектуры можно было бы сохранить.Только администрации города выгоднее было продать участок в центре города за большие деньги,чем тратиться на реставрацию.Вот так и теряем историю.Все решают деньги.А то что сносят памятники архитектуры,отдельный вопрос.

  16. Thumb up 0 Thumb down 0

    Родной дом…Бывший…Больно смотреть эти фото.Щемит сердце от детских воспоминаний…Я тебя никогда не забуду,старенький любимый дом.

Добавить комментарий для Anna Дмитроченко Отменить ответ

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>