Воры проникли в двухэтажное здание при Спасо-Преображенском соборе и унесли семь старинных икон. Похищенные иконы предназначались для Одигитриевского женского монастыря, помещение для которого построено рядом с собором.
Спасо-Преображенский собор до 2001 года был главным храмом Русской Древлеправославной Церкви. В двухэтажном деревянном здании рядом с собором находилась Древлеправославная Архиепископия Новозыбковская, Московская и Всея Руси. В отличие от самого собора, это строение не было оборудовано сигнализацией.
Напомним, что год назад нападению грабителей подвергся еще один старообрядческий храм Новозыбкова — Никольско-Рождественская церковь.
Новозыбков давно стал меккой иконопотрошителей. А первую утряску-утруску провела московская экспедиция по изучению старообрядческого наследия еще в 70-х гг, когда старопечатные книги и иконы привозили на центр сбора из сел и частного сектора возами. Сейчас они все в Москве, даже в Третьяковке есть. А эти, даже если и найдут, все равно назад не вернутся — точнее не вернут о-очень заинтересованные лица.
Конечно, такие кражи всегда заказные, на 90%, но в нашем милом городе могли найтись и обыкновенные воришки, которым всё равно, что красть, и куда залезть для кражи. В Новозыбкове мне не раз предлагали иконы, картины, статуэтки за банальную бутылку…
и как всегда никто ничего не найдет . у меня есть знакомый милиционер- я спросил у него ну что с кражей а он в ответ- дак это свои , местные …
— говорю а кто такие?
— да есть тут у нас продавцы икон .
и это представитель органов , вот так просто — да это наши , местные . меня просто ужас взял .
Более того, когда милиция что-то находит, она зовет посмотреть на найденное отнюдь не пострадавших, а тех, кто контролирует рынок краденых икон. Чтобы выбрали себе, что поценнее. Грамотно распорядились. Все друг друга знают.
Что имеем — не храним, потерявши — плачем. Рыба гниет с головы, была бы заинтересованность вверху в нашем историческом и культурном наследии, давно бы создали что-нибудь вроде того, что сделали в Ветке (музей народного творчества), где, к примеру, половина собрания из Новозыбкова. В Брянске (в художественном музее) также большая часть икон из наших мест, о чем они прямо говорят. Нет у нас и местных научных исследований по этой теме. Все что написано по старообрядчеству сделано «не в своем отечестве», где, как известно, «нет пророков». Зато про становление колхозной жизни в районе — это нас хлебом не корми, только открывай и читай сборники «научных» трудов. Через много лет спросят нас потомки -«А где же вы были?». Немая сцена (рты открыты, туловище в полуприседе, руки разведены в стороны).
Вы правы. С 14 ноября Москва открывается десятая конференция по истории и культуре старообрядчества. Конференция очень представительная, историки, филологи, философы, искусствоведы со всей России, из Гомеля есть. Стародубье не представлено совсем. Смотрела программы прошлых конференций (они проходят раз в два года), кто-то из Брянского университета попался один раз. А по-хорошему, эту конференцию вполне можно было бы в Новозыбкове провести. В прошлые годы она проходила в Новгороде, в Боровске. Если бы организаторам предложили Новозыбков, с выездом в Ветку, думаю они такую идею рассмотрели бы с интересом.
Так уголовное дело-то заведено, или это на уровне «бла-бла»? Я к тому, что если заявы нет, то начинают терзать смутные сомнения…
а толку заявы? ну писали мы эти заявы .. — когда ограбили нашу церковь — никольскую . а толку с того
В нашей семье иконы грабили два раза. Заявления писали. Результата никакого. А вот общение со следователем вызвало стойкое чувтво, что главный интерес был, а нет ли у вас еще чего-либо.
антонина вы совсершенно правы- таже самая история-пришли посмотрели — а второй раз пришли и говорят- а у вас тут другая икона висела- где она?( а мы некоторые иконы убрали ) — вот и все стало ясно . я больше не стал ходить к следователям — толку . а то и последнее вынесут .
Был на презентации книги Марины Викторовны Кочергиной, в которой она прямо написала, что в таком уникальном районе компактного проживания старообрядцев никто палец о палец не ударил, чтобы это своеобразие сохранить и что-нибудь сохранить для будущего. Вся постреволюционная история — это сначала прямое уничтожение уникальной культуры а затем косвенное, в том числе попустительство разграблению и воровству, даже на государственном (т.н. археографические экспедиции) уровне. Естественно, раз тем свыше можно, то и сошкам помельче не возбраняется.
Свои и вынесли, было уже такое…