Клинцы: вместо Ленина — фонтан

На площади Ленина в Клинцах этим летом снесён памятник вождю мирового пролетариата. На его месте обустроен фонтан влюблённых.

Памятник Ленину на площади Ленина в Клинцах. Фото: А.Карпов, 2005 г.
Памятник Ленину на площади Ленина в Клинцах (2005 год)

Снос памятника. Фото: vashedelo.net, июль 2012 г.
Снос памятника (июль 2012 года)

Фонтан влюблённых. Фото: vashedelo.net, сентябрь 2012 г.
Фонтан влюблённых на месте памятника (сентябрь 2012 года)

Снесённый монумент был первым в Брянской области памятником В.И.Ленину. Он был сооружён вскоре после смерти вождя, в середине 1920-х годов на главной площади фабричного микрорайона Стодол. Позднее, в 1950-х, в Клинцах появился ещё один памятник Ленину — на центральной площади города, у Дома Советов. Два клинцовских Ильича давно стали частью городского фольклора. Каждому клинчанину известна шутка:

— Где в городе холоднее — в центре или на Стодоле?
— В центре. Там Ленин в пальто, а на Стодоле — в пиджаке.

Решение о сносе памятника было озвучено администрацией Клинцов в июне 2012 года, когда горожанам был представлен план реконструкции и благоустройства площади Ленина. В июле монумент был демонтирован. После проведения реставрационных работ его планируют установить в другом месте, а площадь теперь украшает фонтан, торжественно открытый в День города, который клинчане праздновали в конце сентября. В центре чаши нового фонтана — скульптурная композиция, изображающая танцующую влюблённую пару под зонтиком (примечательно, что в день открытия фонтана в Клинцах шёл дождь).

Отметим, что годом ранее в Клинцах благоустроили и площадь 60-летия Октября, на которой остался теперь уже единственный в городе памятник Ленину. Там тоже был построен большой фонтан с диаметром чаши в 12 метров. По информации местных СМИ, эксплуатация этого фонтана обходится клинцовскому водоканалу весьма недёшево: за год расходы предприятия составили около 600 тысяч рублей.

Фото: bryansktowns.ru, vashedelo.net, видео: Sergej1273, Мария Отряскина

32 комментария:

  1. Волчок говорит:

    да пофиг ваще на Ленина. нужно жить НАСТОЯЩИМ а не прошлым…

    • Неуч говорит:

      Народ, не знающий свою историю обречён на вымирание. И пофиг на будущее; пропьём всё сегодня! А книги — зло!!! Там непонятными словами написано про прошлое и какая-то муть!

      • Волчок говорит:

        не спорю историю знать нада… но ЗНАТЬ!!! и не более… а не памятники ставить. такой бред. в жопу еще поцелуйте этих правителей

  2. Олег говорит:

    Ну вот. И никакого коммунистического восстания, которым столько пугали. Давно пора снести товарища и в Новозыбкове, да и Красную площадь в Москве очистить.

  3. Вадим Фельдман говорит:

    Слава Богу. Вот увидите — Клинцы сразу вперед пойдут и экономически и морально. Сбросить со своих улиц убийц и подонков — много значит

    • Неуч говорит:

      От сноса памятника колбаса в магазинах не подешевеет и люди работать лучше не начнут. А фонтанчик симпатичный. Стало красивее. Плюс вижу только в этом.

      • Олег говорит:

        Не хлебом единым, не работой и не колбасой ограничивается жизнь. Памятников убийцам и мерзавцам НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ нигде, кроме музеев пыток и ужасов — мне странно, что эту элементарную истину приходится объяснять. Это как нельзя плевать на улице — хотя колбаса от этого не подорожает, работы меньше не станет, да и засохнет через минуту. Ничто не должно наводить на мысль, что к убийцам и мерзавцам можно относиться равнодушно или положительно — а памятники Ленину прямо наводят на эту мысль.
        Представьте, что немцы сохранили бы памятники Гитлеру. Обязательно нашлись бы идиоты, которые до сих пор носили бы туда цветы (а что — памятники-то легально стоят, значит, и цветы можно). Как выглядел бы немецкий народ, позволяющий подобное? Что должны были бы думать дети, которым в школе объясняют, что Гитлер — скотина, а на улице стоят его памятники, и их еще и чистят от голубиного помета? Что были бы должны ощущать жертвы гитлеровского режима? Что думали бы туристы — слева стоит мемориал жертвам режима, а справа памятник его главарю?
        А разница-то с Лениным лишь в том, что Гитлер нагадил всему миру, а Ленин уничтожил лишь собственную страну. Ах, да: и в том, что в российских школах детям редко объясняют, что Ленин — скотина.

        • Антонина говорит:

          Убедительно, особенно в сравнении с Гитлером. Но что-то во мне сопротивляется. Я к этим памятникам отношусь как к экзотике и турресурсу. В Тихвине, например, с двадцатых годов есть улицы Пролетарской диктатуры, МОПРа (Международная организация помощи революционерам) и пр. Их не переименовали, дописали в скобках старые названия, типа Преображенская, Вознесенская. И ничего, живут. А со стороны, «прикольно», как говорится.
          Может быть не памятники сносить, а объяснять детям историю получше.

          • Антонина говорит:

            Да, забыла сказать, а фонтан действительно хорош.

          • Неуч говорит:

            Антонина, история — вещь такая… её пишут победители. Я считаю ошибкой, когда история преподается с чётким разделением на чёрное и белое. Необходимо излагать факты, причинно-следственные связи происходящих событий, последствия происшедшего. Помню из уроков истории: красные — хорошо, белые — плохо, СССР — хорошо, Западные страны — плохо. Сейчас всё просто поменяли местами. А ведь красные и белые не «хорошо» и «плохо», это две противоборствующие идеи, война и положительные/отрицательные последствия для страны. В истории всё имеет свою причинно-следственную связь и приход к власти Ленина, Гитлера, Сталина и их деяния стали возможны благодаря ряду обстоятельств. Вот про это и надо рассказывать. История, всё же, должна быть наукой, а не инструментом для политиков. Мы же стремимся к свободному обществу?

            • Олег говорит:

              Не вопрос, Вы правы, историю нужно изучать комплексно.
              Но сути дела это не меняет.
              Какие бы причины ни привели к власти убийц, это не повод ставить им памятники или сохранять их на площадях. В музеях — пожалуйста.

              • Неуч говорит:

                Олег, я и не призываю оставлять подобные памятники. Только, вот, убирать их надо так, как сделали в Клинцах и не политизировать эти вопросы, искать здесь какую-либо подоплёку, списывать на деятельность американских агентов, последствия мирового еврейского заговора и прочую муть.

        • Неуч говорит:

          Это лишь часть нашей истории и ничего с этим не поделать. Большевики тоже крушили церкви и прочие неугодные им памятники архитектуры, строения. В чём же тогда разница?
          В Клинцах поступили правильно. В подходящем месте удалили памятник и заменили его фонтаном. Зачем же с фанатизмом крушить всё, что относится к коммунизму? А что мы будем крушить завтра, если у нас закончится капитализм? Кроме того, если тут все такие уж сторонники демократии… а как же та часть населения, пенсионеры, оставшиеся в живых участники войны, которые до сих пор считают Ленина человеком великим? Их мнение тоже надо учитывать. Это же относится к одному из основополагающих принципов демократии.
          Постепенно, да, можно производить подобную замену, но не надо уничтожать историю.

          • Олег говорит:

            Разница, уважаемый Неуч, звучит так: волкодав — прав, людоед — нет.
            Именно потому, что большевики — убийцы и разрушители, памятники им должны быть снесены и переданы в музеи ужасов, снабженные соответствующими комментариями.
            Мнение тех, кто до сих пор считает Ленина великим, следует игнорировать по той же причине, по какой в Германии игнорируется мнение нацистов. Нацисты ведь тоже не все эсэсовцы, наверняка есть и мирные старички, без задней мысли тепло вспоминающие Гитлера, потому что «при нем был порядок», «Германия вставала с колен», «нас все боялись и уважали», «это Польша на нас напала», «какие камеры в концлагерях? это бани были!», и т.д.. Носителей подобного мнения следует обходить стороной, а если они начнут бузить — можно и полицейской палкой по спине. Демократия должна уметь защищаться от убийц, которые ею же (демократией) прикрываются. Да, порой трудно обозначить убийц в политическом спектре, они выглядят как приличные политические силы. Но уж деятельность Ленина известна прекрасно, все на поверхности.
            Вы спрашиваете, что будем крушить завтра, если закончится «капитализм»? (Беру в кавычки, так как слово «капитализм» не является исчерпывающим определением нынешнего строя). Ну, во-первых, «капиталисты» себе памятников практически не поставили. А во-вторых, что придет за «капитализмом»? Если новый строй будет вменяемым — ничего крушить не будем, будем изучать историю, делать выводы и действовать соответственно. Если невменяемым — вопрос теряет смысл, убийцы и психи могут разрушить все на свете, и им будет неважно, что было до них, снос памятников или массовый молебен на памятники.

            • Неуч говорит:

              Олег, Николая 1, в этом случае, тоже стоит поместить в этот гипотетический музей. Благодаря его правлению сложилась ситуация, которая способствовала приходу к власти большевиков. Поместить его в зал под наименованием «пособники» или что-нибудь подобное, но никак не признавать святым.
              Рассматривать личности в истории можно под всяким углом, потому я и против каких-либо глобальных сносов памятников и считаю, что Ленина и пр. необходимо рассматривать лишь как исторических персонажей без навешивания ярлыков и прочего. Да, были кровавые события и забывать этого не надо, но и ломать дрова не стоит. А ещё совсем недавно мы считали Ленина гением, а Николая тираном, сегодня они местами поменялись. По мне — они оба … нехорошие люди. Один довёл до бардака, а второй его устроил.

              Олег, а когда у нас был «вменяемый строй»? При Петре 1?:)

              Если наш капитализм сменится на какой-нибудь модный капитализм, то мы ничего не будем ломать? Это когда же такое было? И памятники «капиталисты» себе уже поставили. Вспомните, не так давно в новостях обмусоливали тему, как какое-то общество меценатов выставляло в каком-то парке Москвы свои бюсты. :) Клоуны, конечно, но всё же :)

              • Олег говорит:

                А я и не возражаю. Канонизация Николая Второго, по моему мнению — идиотизм высшей пробы. Разница, однако, в том, что памятников Николаю нет, а канонизация — это дело церкви, а не государства. Тогда как памятники Ленину — государственные.
                Рассматривать массовые убийства, грабежи и террор нормальные люди могут только под одним углом.
                Ну, а то, что надежда на вменяемый строй в России слабовата, дела не меняет. Вы полагаете, гипотетические невменяемые правители будущего погладят всех по головке за то, что памятники Ленину уцелели, и не станут ничего крушить, усовестившись и взяв пример? Как бы не так. Они-то как раз снесут и Ленина, и «капиталистов» — не испытывая никаких интеллигентских сомнений, просто, чтобы освободить место для себя. Наша задача в связи с этим — пока еще Россия строем не ходит — разобраться с прошлым, как разумные люди, перенести Ленина в музей и дать ему (и ему подобным) строгую историческую оценку, как сделали с Гитлером. Это и есть лучшее средство от прихода новых невменяемых «вождей».

                А общество меценатов — это на здоровье. Главное, чтобы не за госсчет, и чтобы не убийцы и террористы.

                • Неуч говорит:

                  Олег, кровавые события тоже можно рассматривать под разными углами. Французская революция и пр. демократические революции гуманностью не отличались, но, в целом, эффект был положительный. Мараты, Дантоны, Робеспьеры были далеко не святые — головы рубили всем подряд. Разница лишь в том, что эти события произошли очень давно и нас мало коснулись.
                  Дела государства и церкви в последнее время сливаются.
                  А Ленину место уже давно в музее. Покойничка, вообще, надо похоронить, а то нехорошо как-то…
                  Наше правительство будет вменяемым тогда, когда вменяем станет народ. Мы сами не ходим на выборы, не реагируем на правонарушения (это касается не только выборов), не любим работать, позволяем плевать на своё мнение и не боремся за свои права, да и делать этого не умеем и учиться не хотим. Памятники Лениным, Николаям 1, Дыбенкам здесь ни при чём. Большинству просто начхать есть они или нет.

                  • Олег говорит:

                    Нет, простите: эффект от Великой Французской революции в целом был положительным, но конкретно деятельность Робеспьера и Марата — отрицательной. Смена сгнившего монархического строя — это хорошо, а вот развязанный после этого террор — ничего хорошего. Именно поэтому памятников Робеспьеру нет, кроме как в музеях, да еще в Москве в 1918 году поставили.
                    Ну, а в революции 1917 года положительного нет вообще ничего. Российские Робеспьеры не попали на собственную плаху, а удержались у власти надолго.
                    Дела государства и церкви действительно сливаются, но это другая проблема, которая тоже требует решения. К счастью, государство пока еще не заставляет граждан молиться на всех, кого церковь канонизировала. Если же дойдет до такого, то проблема памятников и впрямь отойдет на третий план. Какая разница, что стоит на площадях банановой теократии, застрявшей в средневековье?
                    Что касается народа, то Вы правы, увы. Но это другая сторона тех же памятников. Народу плевать на то, что вокруг стоят памятники убийцам. Поставь власть завтра того же Гитлера — тоже никто слова не скажет. Вот так и живем…

                    • Неуч говорит:

                      В целом, от революции 17-го года эффект отрицательный. Здесь спорить трудно. Хотя, после февральской революции всё могло сложиться и иначе… но, это из разряда «могло быть».
                      … почему же не попали на плаху? Сталин, за малым исключением, туда всех и отправил. Сам, правда, прожил долго. Ленину не так повезло.
                      … живём уж так, как получается… всё это вопрос времени. Постепенно, думаю, ситуация нормализуется, «нехорошие памятники» снесут, поставят ангелов, паровозы и пр. :)

                    • Олег говорит:

                      Поля для ответов закончились, напишу здесь.
                      1) Февральская революция — это не октябрьская, это совершенно разные вещи.
                      2) Пока ленинская свора попала на плаху, террористический режим успел устояться и пустить глубокие корни. Ленинских робеспьеров заменили сталинские — шило на мыло. Во Франции этого не произошло.
                      3) Ох, боюсь, как бы со временем хуже не стало. Равнодушие к наличию памятников Ленину и равнодушие к тому, что делают со страной нынешние власти — это стороны одной медали, которая неизбежно ведет к пропасти.

              • Антонина говорит:

                Это было то же самое общество, которое поставило Ангела в Новозыбкове. В Новозыбкове вокруг Ангела поместили таблички с именами, а в Москве сделали покруче, вокруг Ангела стояли бюсты.

          • Артёмка говорит:

            А что? Кто-то сомневается что Ленин был великим человеком?

            • Неуч говорит:

              Не более, чем Марат, Робеспьер, Гитлер, Сталин и некоторые другие исторические личности. Это смотря, что Вы понимаете под «великим»? Если то, что его деятельность привела к гибели огромного количества людей, единовременной потерей интеллигенции, учёных, врачей и прочей «буржуазной швали», то — да, безусловно, человек великий. Я не умаляю его достоинств. Организовать такой захват власти в огромной и сильной стране… это сильно… эту работоспособность да на дело бы благое направить…

      • Вадим Фельдман говорит:

        Вы просто не мистик. А я вот вижу, что именно там, где преступные символы уничтожены — Эстония, Польша и пр, там и колбаса дешевеет:) Конечно, Вы правы, этого одного недостаточно — но это очень важный шаг.

        • Неуч говорит:

          Вадим, мистика вещь такая… ранее я уже предлагал заменить на памятниках Ленинскую голову на Путинскую, а ещё можно и на Денинскую, в последнем случае лишь пару букв поменять придётся. … и вот, мы мистическим образом меняем символы преступные на праведные :) … плюс — экономия бюджетных средств!

        • paranoid android говорит:

          О! Мракобесы!!! Хде моя шапочка из фольги?

  4. Вадим Фельдман говорит:

    Я все-таки поясню разницу между теми памятниками, которые крушили коммуняки и теми, которые надо крушить либералам и в чем разница. Ну и потом пройдусь по необходимости учитывать мнение пенсионеров в этом вопросе.

    Да что там, начну с пенсионеров и пионеров. Желание видеть Ленина в центре города в положительном образе есть желание преступное. Это открытое поощрение убийств и преступлений, которые он совершал. Желать этого можно либо по старческому слабоумию (а зачем слушать слабоумных?), либо по причине своего отношения к карательной системе. То есть, проще говоря, товарищи, которые при коммуняках питались в спец-распределителях и родственников не теряли, вполне могут быть за памятник Ленину. Так вот по каждому из них неплохо бы проводить прокурорскую проверку и факт пользования спец-распределителями выяснять. На старость скидок никаких не делать — если ты был активным сторонником коммунистического режима и жил за счет спец-распределителя — в тюрьму, там грехи замаливать.

    Мои слова могут показаться жетскими, но примеры выше уже приводились. Это если бы немецкие пенсионеры вздумали возжелать Гитлера на пьедестале — чтобы это было? Как минимум, с каждым бы провели беседу в полиции. И посадили бы несколько вскрывшихся таким образом членов гитлер-югенда.

    Иш ты их, Ленина они хотят — надо же какие цацы! Может, ещё и памятник Чакотило прикажут установить?

    Теперь о разнице между либералами и коммунистами и разнице в крушении памятников. Так вот простите, если бы коммунисты просто церкви рушили, Бог был бы им судья. Основная их вина не в разрушении материального имущества, а в уничтожении верующих и священников. Говоря о материальном же, их следует судить за уничтожение памятников высокой культуры.

    Мы же никого расстреливать не собираемся, мы только памятник предлагаем убрать, названия улиц изменить, да города и области переименовать. Ну ещё хотелось бы позорный прах из Мавзолея перенести в урну или взорвать над морем. Но это уже частности.

    Проще говоря, мы хотим очистить улицы от образов убийц и паачей, а вовсе не убрать память о самих палачах. Это разные вещи. Ну а то, что памятник Ленину в Клинцах не является предметом искусства — это уже и доказывать не надо. Достаточно узнать его цену в Каталоге Лувра или Дрезденской Галереи. Если есть желение у директора Эрмитажа — пусть приедет и забирает. Но я уверен, что этот лом просто придется плавить за невостребованностью.

    Вот тут я готов на компромисс. Отдадим памятники пенсионерам? Пусть в своих садах держат это чудо, чистят и ухаживают:)

    Государство же должно дистанцироваться от этого ужаса.

    • Неуч говорит:

      Нууу, Вадим, любимая тема… :)

      Вадим, старшее поколение в большей своей части не поощряет преступления. Они очень много работали, воевали, терпели лишения и теряли здоровье за свою страну и народ. Именно так они и считали. В один момент им сказали, что всё не так. А теперь Вы называете их слабоумными и говорите, что необходимо проводить проверки. А большинство из этих людей простые работяги. У кого были возможности, те ими пользовались. А разве это не нормально? «На старость скидок не делать»… Очень некрасиво звучат Ваши слова.

      Как только дело касается Ленина-Сталина-Путина, Вы перестаёте быть демократом… и куда девается европейская толерантность? По сути, Вы выдвигаете идею об организации гонений на ту часть населения, которая в советские времена стояла у руля, сторонников компартии. Вот так и начинается террор. В чём разница? Вчера садили противников советской власти, завтра её сторонников. Кто же в этом случае преступник? По моему мнению — и те, и другие. Какая разница, кого садить? Маховик террора будет раскачан и под пресс попадут все. Таким образом, критикуя политику Сталина, Вы предлагаете действовать его же методами.

      Вадим, по моему мнению, те, кто крушат памятники (в широком смысле слова) в зависимости от настоящей политической ориентации, являются варварами и не вижу разницы кто они: либералы, коммунисты, фашисты. Мотивы у них одни и те же. Я могу понять действия в 1991году, в 1917, когда эмоции, неразбириха и т.п., но не по истечение двадцати лет. Сейчас уже пора действовать осмысленно, а не крушить всё, что под руку попадается.

      Названия улиц и пр. можно и поменять. Ничего плохого не вижу. Однако, считаю, что здесь необходим референдум, а не очередная директива сверху. Ленина, как я писал выше, надо захоронить. Делать мумию и выставлять её на всеобщее обозрение — это не в наших традициях. ПРОСТО похоронить, не использовать взрывчатку, утопление и пр. Вадим, Вы меня удивляете… публичное надругательство над трупом умершего восемьдесят лет назад человека — это уже слишком…

      В целом, государство, безусловно, должно осудить эту политику. Но, это уже и так сделано и не раз. Сколько можно головой об пол биться и каяться? В настоящее время в нашей стране необходимо восстановить доверие и терпимость людей друг к другу, к чужим идеям. Все эти размахивания шашкой к положительному результату не приведут. Именно потому и следует удалять «плохие символы» постепенно, без ажиотажа, политической и идеологической подоплеки, заменяя их чем-то нейтральным, как, например, это сделано в Клинцах.

  5. Вадим Фельдман говорит:

    Неуч, призыв поставить памятник Гитлеру в центре города, или сохранить его, — это преступление. Ленин ничем от Гитлера не отличается. Слабоумие было бы не оскорблением с моей стороны, а попыткой найти в этом преступлении смягчающие обстоятельства.

    Что до моей демократической сущности — лемократия ведь, кроме всего прочего, есть торжество закона. Поэтому я не предложил расстреливать всех, кто против сноса Ленина, а провести по их делам прокурорскую проверку. Чувствуете разницу? Этот призыв основан на презумпции невиновности, то есть на основном демократическом принципе. Совершенно необязательно кидать этих людей в КПЗ, арестовывать их банковские активы, просто разобраться — почему они за Ленина.

    Тут есть два варианта. Первый я озвучил — слабоумие. Простой работяга, о котором идет речь — не синоним слова «идиот». Если он находит в себе силы заступаться за режим убийц и маньяков, то его следует либо просветить, либо лечить. Немцы тоже многие говорили «а мы-то думали, что евреев просто увозят в другие места жить». И искренне заставляли себя в это поверить. Когда твоих соседей садят без суда и совести — нельзя быть простым работягой. Понять трусость, неспособность выступить против государства я могу — тут никто из нас не знает, что было бы…. А вот понять привязанность к Ленину в то время, когда его хулить не страшно — этого я не могу. Поэтому к работягам никакой симпатии не испытываю. Надо книги было читать в самиздате и по сторонам смотреть.

    Второй вариант связан с тем, что государству, как Вы говорите, хватит биться головой об пол. Тут вы правы — биться не надо. Надо сажать и наказывать. Покание — это действие. До сих пор на свободе массы палачей и убийц, пусть и в престарелом возрасте. И пока это так — мы ни в чем не покаялись и ничему не научились.

  6. Дурень говорит:

    Тот, что в пальто у Дома Советов сегодня, не на своём месте стоит. Это пьедестал нёс изначально Сталина, Пушкина и только потом Ленина… Кстати, Пушкина установили немцы в первый год оккупации (скинув Сталина с постамента, как и «наши» его — из мавзолея вынесли). Хорошо бы опять Пушкина, только самим…

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Получать новые комментарии к этой статье по электронной почте.