Словесность и образование региона: международная научная конференция в Новозыбкове

25—26 октября 2016 г. при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) в филиале Брянского государственного унирверситета в г. Новозыбкове состоялась международная научная конференция «Духовно-нравственные концепты русской словесности в современной языковой, культурной и образовательной практике Российско-Белорусско-Украинского пограничья» (научный руководитель проекта – профессор С.Н.Стародубец).

К началу научного мероприятия участники получили опубликованный за счёт средств гранта РГНФ сборник материалов объёмом более пятисот страниц. Открытие началось с приветственных слов генерального директора Центра геостратегических исследований, депутата скупщины Сербии Драганы Трифкович, которая в докладе «Отношения России и Сербии с начала ХХI в. и перспективы дальнейшего сотрудничества» выразила надежду на продолжение и расширение российско-сербского научного взаимодействия, и председателя конференции, доктора филологических наук, профессора С. Н. Стародубец, которая, в частности, отметила: «Духовно-нравственное воспитание средствами русского языка и русской литературы есть наиболее эффективный путь, определяющий качественную составляющую русской национальной языковой культуры. Наиболее продуктивным инструментом реализации такого направления является регионоведение, погружённое в изучение истории, культуры, литературы и языка».

Первый день работы научного мероприятия был определён рамками пленарного заседания, в котором приняли участие известные исследователи из России, Беларуси и Украины: В. Л. Кляус (г. Москва); С.П.Праведников, И.С.Климас (г. Курск); Т.Г.Трофимович (г. Минск); А.А.Станкевич, Е.Р.Маликов (г. Гомель); А.А.Пригарин, О.К.Лунёва (г. Одесса).

В докладе доктора филологических наук, профессора, заведующего отделом фольклористики Института мировой литературы им. А. М. Горького РАН Владимира Леонидовича Кляуса поднимался вопрос о перспективности изучения старообрядчества.

Доктор филологических наук, профессор Гомельского государственного университета им. Ф. Скорины Александра Александровна Станкевич рассмотрела функционально-семантическое поле эмоционально-оценочной коннотации в фольклорном дискурсе пограничья Гомельщины и Брянщины.

Александра Анатольевича Пригарина, доктора исторических наук, доцента кафедры археологии и этнографии Одесского национального университета им. И. И. Мечникова, привёл в Новозыбков интерес к личности и деятельности уроженца нашего города, старообрядца белокриницкого согласия, духовного писателя Фёдора Евфимьевича Мельникова (1874—1960). На пленарном заседании учёным были рассмотрены эсхатологические рукописи старообрядцев Полесья.

О перспективности применения понятия «фольклорный мегатекст» при выявлении территориальной и национальной специфики произведений устного народного творчества сообщил доктор филологических наук, профессор Курского государственного университета С.П.Праведников.

Гостья из г. Минска, доктор филологических наук, профессор Белорусского государственного педагогического университета им. М. Танка, заведующая кафедрой белорусского и русского языкознания, Тамара Григорьевна Трофимович рассказала об особенностях гражданско-патриотического воспитания младших школьников Беларуси посредством русского языка и русской литературы.

Роль экономики старообрядчества в языковой ситуации поликультурного региона выявила Ольга Константиновна Лунёва, кандидат исторических наук, доцент кафедры общей экономической теории и экономической политики Одесского национального экономического университета.

Большой интерес присутствующих вызвал доклад «Традыцыi разьбянога дэкору ў народнай архiтэктуры паўднёва-ўсходняй Беларусi» Е.Р.Маликова, кандидата искусствоведения, старшего преподавателя, заместителя декана факультета «Промышленное и гражданское строительство» Белорусского государственного университета транспорта.

О методике выявления мотива в корреляции с нравственным понятием в рамках работы над исследовательским проектом 2016 г., поддержанным РГНФ, рассказала Н.И.Колодина, доктор филологических наук, профессор Воронежского государственного педагогического университета.

Директор Унечского краеведческого музея, Н.А.Голик, раскрыла организацию культурно-досуговой деятельности в Унече в I-ой трети ХХ в.

Завершилось пленарное заседание докладом «ПИР в курском фольклоре» доктора филологических наук, профессора Курского государственного университета И.С.Климас.

В этот же день, 25 октября, была организована экскурсия по Новозыбкову, проведённая Н.М.Афониной. Участники конференции благодарят Наталью Михайловну за незабываемый рассказ об истории города.

Второй день работы международной конференции был представлен заседаниями в четырёх секциях — «Историко-культурные и краеведческие аспекты изучения славянской провинции пограничья», «Российско-Белорусско-Украинское пограничье как лингвокультурный феномен», «Отражение в языке и художественных текстах истории и культуры восточных славян», «Теория и практика реализации лингвокультурных аспектов в духовно-нравственном воспитании личности», в которых также принимали участие исследователи России, Беларуси, Украины и Сербии.В рамках работы секций обсуждались разнообразные научные проблемы: в первой секции — белорусско-российские культурные связи, исторические вопросы, связанные с Россией, Беларусью и Украиной, работа политических учреждений Сербии, досуг провинции конца 50-х — начала 60-х гг. ХХ в. и др.; во второй секции — вопросы региональной лингвистики, фольклористики и лингвофольклористики пограничья Брянской и Гомельской, Смоленской и Могилёвской, Смоленской и Витебской областей, а также Курской области, Тульской области, Брестчины; в третьей секции — лингвистические и литературоведческие вопросы, преломлённые в русских народных сказках, в произведениях А.С.Пушкина, М.Горького, Н.С.Лескова, А.А.Фета, А.П.Чехова, Б.Л.Пастернака, Е.А.Евтушенко, В.С.Короткевича и др., а также наших земляков Ф.И.Тютчева, А.К.Толстого и И.А.Швеца; в четвёртой секции — лингвокультурологические особенности межкультурного общения, вопросы интеграции учебных дисциплин (физики и литературы, русского языка и математики, русского языка и информатики, русского языка и физики) для развития на Российско-Белорусско-Украинском пограничье языкового сознания и грамотной русской речи.

По окончании секционных заседаний была принята резолюция конференции, в которой отмечено: «Русский язык и русская литература продолжают оставаться богатством и гордостью славянских народов. Русский язык является вторым государственным языком в республике Беларусь, языком международного общения на постсоветском пространстве. Близкая этнокультурная дистанция, длительные контакты и взаимодействие русского, белорусского и украинского народов – все это, как бы то ни было, обусловило достоверную близость фактов восточнославянской лингвокультуры, ценностной и конфессиональной (старообрядчество) ориентации, смешение и интерференцию языков. Именно поэтому репрезентация и актуализация историко-культурных духовно-нравственных концептуальных основ, с одной стороны; обобщение современного опыта (регионоведение, лингвокраеведение) и веское обоснование глубинного последующего изучения восточнославянской общности языка и культуры на пограничной территории, с другой стороны, определит высокий уровень этнолингвистической и гражданской идентичности молодого поколения. И потому актуализация обозначенного сегодня направления исследований особенно важна на территории Российско-Белорусско-Украинского пограничья, так как в первую очередь необходимым представляется сохранение этнической идентичности в этноконтактных районах».

С. М. Пронченко,
кандидат филологических наук, доцент кафедры социально-экономических и гуманитарных дисциплин филиала БГУ в г. Новозыбкове

37 комментариев:

  1. Boris говорит:

    Швец попал в достойную компанию, однако… :)

    • Историк говорит:

      А что, по Вашему, Иль Швец не достоин быть упомянут, как поэт- земляк? В Вашем комментарии проскользил ветер желчи и яда. Думаю и надеюсь , что Ваше имя в этом списке не будет упомянуто.

      • Boris говорит:

        Гос-споди. да что ж вы так серьёзны все? Я и смайлик поставил, типа, дядя шутит-все равно не угодил. Я глубоко уважаю И. Швеца, вообще всех творческих людей. но в обойме с Толстым. Тютчевым, Пастернаком. Евтушенко, Чеховым и Лесковым его имя невольно вызывает улыбку. Масштаб ведь совсем не тот.
        Что до моей скромной персоны, коей вы предсказали полное забвение, так я на вечную память и не претендую и фамилию свою через запятую после Маккартни и Леннона не ставлю, выпейте брому и успокойтесь.

  2. алексей говорит:

    хорошее мероприятие, вот только закономерный вопрос -говоря о перспективности изучения старообрядчества, о изучении Мельникова — старообрядческого писателя и апологета , а вот самих представителей старообрядчества не пригласили .

  3. Константин говорит:

    По-моему, вход был свободный. Приходи и участвуй. Безо всякой предварительной записи.

    • Дм Шевцов говорит:

      Константин,
      согласитесь «пригласили» и «вход был свободный» очень разные вещи.

    • алексей говорит:

      Нет , я не о входе . По небольшому опыту , но все же — всегда приглашают ОФИЦИАЛЬНЫХ гостей . Например речь о старообрядчестве- пригласите представителей и дайте слово, от Фольклористов — так же пригласите . А то получается изучают на расстоянии , где то они вот есть а мы их изучаем . я без претензий , просто это мне кажется красиво по отношению к той культуре которую изучают и к тем людям .Ну и как то так всегда происходит . Простите если кого то обидел .

  4. Константин говорит:

    Конференция, как известно, это не рабочая площадка этнографов, лингвистов или филологов. Когда изучают, то выезжают с рабочей группой на места. А это просто место общения, обмена опытом именно тех людей, которые занимаются наукой, а не тех, кого изучают.

    • алексей говорит:

      Хм … странно , а зачем же тогда на все более или менее крупные круглые столы, съезды и конференции приглашают тех или иных представителей? Не , я конечно могу ошибаться, чего то не знать или не разбираться — я ни в коей мере не претендую . А может быть в Новозыбкове как то все совсем по другому проходит . к сожалению я не владею информацией об организационной стороне , поэтому не могу утверждать .

    • алексей говорит:

      да, и почему конференцию вот как раз и не сделать площадкой для работы? Как мне думается вот как раз это было бы и интересно, и познавательно- в первую очередь для самих горожан .

  5. Константин говорит:

    Я не могу понять, при чем тут старообрядцы? Если вдруг будут делать доклад о писателе А.Маневиче (тоже нашем земляке), то прослушать его обязательно нужно приглашать иудейскую общину города? Так, что ли. Наука и религия у нас по разные стороны должна быть, это совершенно несовместимые институты. А вот когда на все праздники и освящения памятников, всячсеских центров и выставочных залов приглашают только и исключительно представителей РПЦ, вот здесь и нужно возмущаться. Самыми подобострастными ревнителями бить себя в лоб давно показали бывшие коммунисты (ныне опять стоящие у руля), хотя ничего в этом по-прежнему не смыслят. Так и прошибить башку недолго (следуя известному афоризму)

    • алексей говорит:

      Да , можно и иудейскую общину пригласить — это я думаю будет красивым жестом в сторону людей. я говорю не только о старообрядцах . ведь там же и фольклористы, и лингвисты — наша земля богата материалом для ученых.
      по поводу возмущений — Да , это бывает уж совсем не лепо — » по плодам их узнаете их .. » поэтому мне думается что каждый делает выводы ЛИЧНО сам , и те кто приглашают , и те кого приглашают , ну и конечно же — мы , сторонние наблюдатели .

  6. Anna говорит:

    Историческая секция пригласила участников клуба краеведов на свою секцию. Было интересно! Спасибо им!

  7. Константин говорит:

    Отвечу тоже библейским — «Много званых. да мало избранных».

  8. Константин говорит:

    А что тут понимать? Ученые степени и звания, научные труды, участие в научных сообществах, наконец, доклады по теме конференции, имели совсем немногие. Остальные просто присутствовали, для массовости, наверно. Раньше на бракоразводные процессы в суды советские пенсионерки так ходили. Ради интереса.

    • Anna говорит:

      А что не так с присутствием и с массовостью? На исторической секции мы не просто доклады выслушали, но и немного обсудили их, поговорили. А что, неужели было бы правильно, если бы учёные делали бы сообщения только друг для друга? Я не поняла смысла последней реплики.

  9. Константин говорит:

    Аня, ученые не только делают сообщения, но и публикуют свои труды. Неужели считаешь, что обсуждения и замечания простых посетителей как-то повлияют на этот процесс? У них свой мир, в котором идет защита диссертаций, получение званий, от которых зависит продвижение по служебной и научной лестницам, получение вознаграждения и пр. Или считаешь, что все такие же бессеребренники как и ты и живут только благими намерениями?

    • алексей говорит:

      Константин , конечно слушатель может внести какие то поправки — если есть неточности а тем более ошибки . и я знаю массу примеров когда в дисертациях были не точности и людям делали замечания и поправки — конечно не криком ты такой да рассякой а вот как раз в ходе обсуждений . И ничего в этом не предосудительного .

  10. Anna говорит:

    Костя, я так не считаю, конечно, чем занимаются учёные, я представляю. Но мне интересно послушать отдельные доклады, высказать своё мнение, не для того, чтоб его включили в сборники научных статей. Есть разные темы, некоторые интересны обычным людям тоже. Кстати, в докладе Т. А. Мищенко были использованы материалы из моих публикаций на нашем сайте. Обратная связь нужна учёным не меньше, чем поэтам и писателям.)

  11. Константин говорит:

    Аня, не кажется ли тебе, что слово «использовали» здесь звучит в своем исконном первородном смысле. Вот и мне тоже. В научной работе можно пользоваться только зафиксированными архивами документами, подлинными фотографиями, ранее изданными работами, книгами и т.д. Социальный сайт никак не может служить источником и ссылкой в серьезной исследовательскеой работе. точно также как и газетный материал. В крайнем случае они должны были прийти к тебе и зафиксировать твои воспоминания, как это делел, например Кублицкий, заверить твоей подписью и пр. юридическими искусами. Наш краеведческий клуб поэтому всего лишь кружок любителей истории, и все, что от него «вылетает» — это ненаучный пшик. Так, забавляются себе взрослые дяди и тети. Ну что он, к примеру, издал, опубликовал, выставил? Поэтому приглашение его на конференцию всего лишь видимость участия. К примеру, мне известно выступление одного из его участников, над которым просто посмеялись. Так что не надо тешить себя излишней значимостью. «Се ля ви».

  12. Антонина говорит:

    Ну, Константин, жизнь все же меняется. Это к нашим бабушкам приходили и фиксировали воспоминания. Сейчас почти все сами способны свои воспоминания записать, и пишут очень активно. Дневники всегда были источником информации для историков. И если сейчас дневники стали электронными — это по-сути мало что меняет.

  13. Константин говорит:

    Антонина, поэтому наверно и гуляют ссылки американского департамента на соцсети как доказательства коварного российского вероломства, действующего на психику толерантного и гуманного европейского обывателя.

  14. Anna говорит:

    Костя, ты на что-то обиделся? Или за что-то? Не пойму, почему тебя так озаботило то, что мы были на заседании исторической секции? Татьяна Александровна мои заметки использовала с полного моего согласия. Ее научная добросовестность и точность мне известны. Чей доклад вызвал смех, не очень поняла. Доклады были разного уровня, да, но каждый содержал интересную информацию. А лично я всегда подчеркиваю, что рассказываю о том, что и как помню, и делаю это не ради известности, а потому что мне самой интересно. Мне тут недавно поступило предложение — подумать над составлением книги по материалам записей на сайте. Отказалась, это не моё.

    • Anna говорит:

      исправляю — Костя, ты на что-то обиделся? Или на кого-то?

      • Раиса говорит:

        К сожалению, не все умеют радоваться чужим успехам. Землякам надо быть доброжелательнее друг к другу.

    • Антонина говорит:

      По-моему (хоть Вам и не нравиться эта моя оговорка), Вы, Анна, зря отказались от создания книги. Да, там еще много пришлось бы работать, но могло получится очень хорошо. Можно было бы подключить кого-то еще из краеведов. Я как-то в Тихвине купила замечательную краеведческую книгу. Идея ее была в том, что она строилась на старых фотографиях, в начале рассказали о первых фотографах, открывших в городе фотоателье, а потом о жизни города, иллюстрируя ее фотографиями. Получилось замечательно. Там правда и издание очень приличное: бумага, печать, твердый переплет и пр.

      • Anna говорит:

        Спасибо, Антонина, но дело в том, что до уровня по-настоящему краеведческих мои заметки не дотягивают, я ведь ни на какие исследования не опираюсь, это личные субъективные записи, возможно, интересные в блоге, но неуместные в книге. Я так считаю. Да и дорогое это дело, книга. А про «по-моему» не помню. Извините, если обидела когда-то)))

  15. Константин говорит:

    Аня, успокой Раису и подтверди, что два дня назад при встрече мы с тобой расцеловались. Я всего-навсего приучаю к оппозиционному мнению. Оппоненты неизменная часть защиты всех диссертаций, а вы все хотите беальтернативного елея. Поэтому и требуете с меня справки по анализам. Привыкайте.

    • Раиса говорит:

      Иуда тоже Христа целовал. И сегодня видим иудины поцелуи политиков и артистов, ненавидящих друг друга. «По делам их судите», а не по поцелуям. Чем целоваться кулуарно, лучше поздравить коллег прилюдно, искренне, от души.

      • Константин говорит:

        Все. Приехали. Аргументы истощились в ход пошли женские эмоции (в качестве подтверждения своей демонизации добавлю, что не только из невинных девушек фарш делаю, но еще с вечера не чищу свою обувь). В общем иду намыливать веревку. Кому завещать свои законные тридцать серебреников?

      • Anna говорит:

        Раиса, не обижайте Костю! У нас с ним очень хорошие отношения, давние и дружеские. Эта пикировка в интернете не значит вообще ничего!

  16. *** говорит:

    Ох. и наговорили же вы гадостей друг другу при людно много. А ведь Научно-практическая конференция, как и всякое дело, имеет свой формат, как и Интернет. То, что краевед участвовал в прениях это хорошо, если это только уместно и по делу, и в рамках регламентного времени. Ведь у каждого есть что сказать на минут так сорок, а то и боле. Как мне известно как раз этот принцип был нарушен на этот раз, одним из местных краеведов. Поэтому — ребята давайте жить дружно.

    • Anna говорит:

      На пленарном заседании я не была, как и на других секциях, кроме исторической. У нас все прошло мирно, душевно и уютно)

  17. Anna говорит:

    Мы с Костей — друзья, действительно, даже целуемся при встречах. И наша полемика здесь не несет никакого негатива, это просто обмен мнением. Не обязательно, чтоб оно полностью совпадало. Несовпадение мнений, в данном случае, свидетельствует о внимании друг к другу и взаимном уважении. Мы не опасаемся спорить!))

Добавить комментарий для Anna Отменить ответ

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Получать новые комментарии к этой статье по электронной почте.