Годовщина Холокоста в Новозыбкове

Памятными мероприятиями отметили в Новозыбкове 75-ю годовщину начала уничтожения немецкими оккупантами и их пособниками еврейского населения города 18 января 1942 года. Открылись они с митинга на месте массовых расстрелов мирных жителей в Карховском лесу, где сейчас стоят памятник и мемориал, возведенный в сентябре прошлого года при содействии еврейских общественных и благотворительных организаций, администрации города, краеведов и поисковиков.

У памятника

Сюда пришли ветераны войны, учащиеся школ и учебных заведений, представители городского руководства, краеведческого музея, жители города.

Мемориал

Перед собравшимися выступили Глава города Александр Матвеенко, руководитель поисковой группы школы №6 Галина Выкочко, ветеран войны и труда Фаина Этина, По окончании митинга обравшиеся возложили цветы к мемориалу безвинно погибшим в годы оккупации.

Выступает А.Матвеенко

Выступает Ф.Этина Возложение цветов Открытие митинга

Участники митинга

Продолжился День памяти в центральной городской библиотеке. Программу «Боль памяти», подготовленную отделом краеведения ЦГБ, открыл руководитель клуба «Новозыбковский краевед» и поэт Владимир Виноградский, который прочитал отрывок из поэмы Мусы Джалиля «Варварство».

открытие меропрЦГБ

Учащиеся школы №6 подготовили литмонтаж о событиях 75-летней давности, рассказали о своей поисковой работе. Старший научный сотрудник Новозыбковского краеведческого музея Елена Филонова поделилась документами о деятельности государственных и местных органов по выяснению обстоятельств карховской трагедии, зачитала отрывок из постановления комиссии по расследованию этого злодеяния, привела воспоминания единственной выжившей свидетельницы той расправы Анны Лифшиц-Сухановой.

Выступает А.Матвеенко

Выступают учащиеся школы №6 Г.Выкочко Е.Филонова Ф.Этина

Участники мероприятия почтили минутой молчания память жертв Холокоста.

Минута молчания

См.также:

32 комментария:

  1. Игорь терентич говорит:

    Мы невинноубиенных поминаем в церкви, а не возводим им памятники, памятники в вашем городе выполнены на примитивном художественном уровне. Такие памятники способствуют воспитанию дурного вкуса. Вдохновение по

  2. Игорь терентич говорит:

    Мы невинноубиенных поминаем в церкви, а не возводим им памятники, памятники в вашем городе выполнены на примитивном художественном уровне. Такие памятники способствуют воспитанию дурного вкуса. Вдохновение получают через молитву от Бога. Вот мнение кандидата архитектуры. Вы помните московские памятники Калинину, Дзержинскому, а их демонтировали. Учитесь памятники

  3. Игорь терентич говорит:

    В нашей традиции возводят поминальную часовню в память жертв. Здесь имеет место другой народ. Традиции другие. У них стена плача. Значит надо перенести здание синагоги для их собраний. Вот и помогите им. Пусть дизайнер Игорь Гержидович им поможет проектом. Я помню его по занятиям в далёком детстве в кружке Петра Акимовича. Новозыбковский чиновники не хотят голову напряч.

  4. Константин говорит:

    Что значит другой народ? В войну был один народ — советский. И сейчас один — российский. И тогда и сейчас большая часть атеисты. Религиозные чувства — дело сугубо личное. Есть еще гражданская панихида. Или Вы думаете, что новозыбковские евреи исключитекльно камни на могилы носят. Нет, благоуважаемый, как и все — цветы.
    Теперь о памятниках. Тот, что стоит с 63-го года — действительно тиражный, такие стоят на местах расстрелов мирных жителей по всему бывшему СССР. У нас в Брянской области таких несколько. В частности на месте расстрела цыган под Дубровкой. Но выполнены они профессиональными московскими скульпторами. Все дело в том. что серебрянкой памятники не красят, они должны быть в естественном материале. Действительно, невозможно представить, чтобы памятник, например, Пушкину в Москве покрасили. Сочтут вандализмом. А у нас это культура.
    Что касается второго, мемориального камня, то его проект тоже разрабатывался не у нас. Сделано просто, но красиво. Одним словом — профессионально, вполне вписывается в общий ландшафт. Конечно, недостает в этом же месте еще памятного знака расстрелянным здесь партизанам и их семьям, так что поисковикам на будущее есть работа и возведение в будущем , например, часовни вполне будет оправдано.
    Ну а Игорь Владимирович Гержедович уже не в этом мире. Царство ему небесное.

    • Игорь терентич говорит:

      Советский народ партизанил. Я в Минске общался с еврейскими партизанами Беларуси. Там прожил 20 лет. Получил образование. Потом как член научного совета по русской культуре защищал наши

  5. Константин говорит:

    При всем уважении в Вам, не могу согласиться. По вашему, если в годы оккупации человек не ушел в партизаны, то ему нужно отказать в патриотизме? У меня мать и бабушка прожили в оккупации. И таких — сотни. Большую часть новозыбковских ребят, призванных в сентябре 43-го (после освобождения) уложили пушечным мясом под Гомелем, как штрафбат. Только потому, что они были в оккупации. Им даже оружия не выдавали, шли с голыми руками на окопы у Сожа. На всех их памятниках так и стоит одна дата смерти. И это по-советски? И неужели Вы считаете, что партизаны тоже делились на неевреев и евреев? А куда было деваться старикам и детям, которых просто бросили под немцами. Про просчеты высшего советского руководства я уже не говорю, об этом горы книг написаны.

    • Boris говорит:

      Никаких вопросов к архитектору, Спасибо. что сделали, что память не умерла. За то, что упомянули то, что и так все знали: это захоронение расстрелянных евреев. На тиражном мемориале этого упоминания не было. Было нацарапано слово «Жыды», и это «ы» как-то утешало: ну, дебил резвился…

  6. Константин говорит:

    Боря, не так страшен черт, как его малюют, как говорится. Еще попадается настеное «малюванне», вроде «хахлы», «маскали», «чюрки», «дерьмократы» и пр. Те, кто этого испугался, уже давно на берегах Днепра, Иордана, Гудзона и прочих Рейнов. А кому черт не страшен, спокойно свою порцию икры (черной, красной или «заморской») ложкой в рот запихивают. У меня был знакомый, который после третьей рюмки бил себя в грудь и кричал, что он хохол. Я тоже стукал себя по голове и вспоминал, что я коцап (в отличие от тебя не знаю, как правильно писать, через «о», или «а»). Наутро, протрезвев никто уже не вспоминал, кто есть «ху». С тобой такого не случалось?

    • Boris говорит:

      Да ведь история с надписью «жыды» на памятнике в Карховке давняя, после её лицезрения я жил на родине ещё десятилетия. поглощая икру разного формата, ловко пользуясь глаголом «доставать». Ей-богу, родину свою я люблю не за её калачи.
      Что до выяснения расовой и национальной принадлежности в процессе бухалова, то такого не припомню. Мои собутыльники разного происхождения всегда были предельно толерантны, а еврейские анекдоты рассказывал я сам. Как говорил мой папа, неважно, что пить, неважно где, а важно с кем.
      Единственно, светлой памяти друг мой Лёня Олефиренко иногда вспоминал свои украинские корни, брал гитару и исполнял чудесно украинские песни, которым научил его отец, тоже обладавший красивым голосом.

  7. Игорь терентич говорит:

    Научились отражать символику. Не обрезайте пальцы и ладони. Участвуйте в архитектурном обсуждении местных проектов. Население разделяю по признаку вандал, враль, корукционер, умный,осторожный, трус, конюнктурщик, дилетант, мастер.

  8. Игорь терентич говорит:

    Хохол, кацап, москаль, лях, бульбаш, Житель Иудейской Долины все это классификация по прическе, месту жительства. Принадлежать к любой из них не стыдно.

  9. Игорь терентич говорит:

    Главное постоянно совершенствовать своё мастерство и трудится. Все может только БОГ. Совершенство мастерства это исправление ошибок. Знаешь ошибки стремиться исправить.

  10. Игорь терентич говорит:

    Карховский мемориал можно исправить дополнением здания синагоги.

    • Игорь терентич говорит:

      Крышу-навес, в наших краях часто дожди.Мемориал композиционно и функционально не завершон

  11. Константин говорит:

    Никто не спорит, этот проект многих рзочаровал. Ожидали большего, тем более в заранее разрекламированном пресс-релизе мемориал выглядел совсем по другому. Все решила нехватка средств. Почти все материалы и финансы представили еврейские благотоврительные и общественно-религиозные организации. Доля участия администрации города — минимальна до сожаления. Нужно понять, что таких мемориалов по стране насчитываю поставить около пятисот, и если грохать десятиметровые монументы известных скульпторов и архитекторов, то живым можно без штанов остаться, условно говоря. Поэтому давайте радоваться тому, что есть.
    Что касается возведения здесь других сооружений, типа молелен (синагога, часовня) то нужно обратиться к другим подобным примерам — Пискаревское кладбище, Бабий Яр, Хатынь, Хацунь под Брянском, Речечка под Клинцами. Будет ли здесь такой же приток народа как на известные мемориалы, ставшие по сути туристическими объектами. Вряд ли местные будут здесь частыми посетителями, тем более правоверные иудеи (половина наших евреев давно уже православные или вообще атеисты, что отнюдь не парадоксально). А для проведений каких-то значимых дат территорию мемориала просто нужно обустроить: проложить дорожки, поставить туалет, установить поясняющий стенд, указатели и пр. Все начинается с простого.

  12. Игорь терентич говорит:

    Актуальность обоснована. Далее письмо от городских властей в местный филиал учебного заочного заведения реализовать тему выпускной баклаврской работы по кафедре дизайна.

  13. Игорь терентич говорит:

    Актуальность обоснована. Далее письмо от городских властей в местный филиал учебного заочного заведения реализовать тему выпускной бакалаврской работы по кафедре дизайна.

  14. Яков Раскин говорит:

    Хотелось бы ответить Игорю терентичу ( так я и не понял — это отчество или кликуха. Конечно, антисемитизм исходит от каждой его публикации, что ему, как
    «кандидату архитектуры» (первый раз слышу такую научную степень) должно быть стыдно. Кроме высшего образования нужно иметь хотя бы среднее соображение и как минимум начальное воспитание. Хочу привести отрывок из письма Ваалама Шаламова(человека православного) в переписке с Пастернаком:
    «Отец провинциальный священник, счёл нужным привести меня, мальчонку, в Вологде с синагогу и сказал:» Смотри, сын, — вот люди, которые нашли Бога раньше нас». Он водил меня по городу, стараясь по мере сил научить доброму. Так мы долго стояли у здания городской синагоги и отец объяснял, что люли веруют в Бога по — разному и что для человека нет хуже позора, чем быть антисемитом.» Так что, неуважаемый терентич, к интеллигентам вы не относитесь. Интеллигенция не приобретается — она должна быть врождённой. Теперь о памятнике. Да, памятник поставленный в 1963 г. не очень удачный, но хорошо что хоть такой. А ведь ещё недавно были времена, когда о Холокосте нельзя было публично говорить, а этот памятник был собран населением по копеечке, как собирали когда-то на православный храм, и не нужно его хаять. Вы не имеете никакого отношения к нему, а возможно, имеют ваши предки, когда расстреливали несчастных. И если сегодня еще не найдено лекарство против рака, так то потому что те из 12 миллионов ( а это последние данные) евреев, кто должен был это сделать, лежат в братских могилах.

  15. Константин говорит:

    Яков, в создании ядерного оружия участвовали как с американской, так и с советской стороны физики-евреи. Причем их было большинство. Следуя твоей логике можно предположить, что вину за атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки как раз несут они. И если бы не было их, то и угрозы ядерного уничтожения человечества тоже не существовало. И я и ты понимаем, что и в твоих и моих рассуждениях 100% схоластики, но… к случаю можно вставить. Вдруг кто-нибудь да поймается.

    • Boris говорит:

      За всё для евреев найдётся судья:
      За живость, за ум, за сутулость.
      За то, что еврейка стреляла в вождя.
      За то, что она промахнулась. :)

      И. Губерман

  16. Раиса говорит:

    Игорь терентич! Памятники в Москве сносили не по причине «примитивного художественного вкуса», а потому что это были памятники палачам. В Новозыбкове соорудили мемориал жертвам фашизма. Поэтому сравнивать их некорректно.
    Конечно, сколько людей, столько и мнений, всем понравиться невозможно. Но ведь Новозыбков — это не Москва, а Карховка — не Новодевичье кладбище. У нас нет таких финансовых возможностей, чтобы возводить высокохудожественные шедевры мирового уровня. Наш мемориал строгий, лаконичный, без помпезности, но из хорошего материала — из гранита, и простоит не одну сотню лет. А самое главное — это неугасающая память жителей города, жертвы названы поимённо.
    Вы считаете, что памятник воспитывает «дурной вкус», а я думаю, что он воспитывает патриотические чувства, сострадание к чужому горю. Это напоминание нынешним и будущим поколениям, чтобы такой ужас никогда не повторился.

  17. Яков Раскин говорит:

    А где был Игорь в 50-70-х годах? Почему тогда не поставили памятник? Может, потому, что модно было произносить фамилию заслуженного человека именно
    ГерЖидович? Мне противен сам тон его комментариев. Возможно, что я где-то очень резок, но имею право на это, потому что в Карховском лесу лежат и мои родственники с малолетними детьми. И это у меня болит по сей день.

    • Boris говорит:

      Уважаемый Яков, ну зачем полемизировать с человеком из серии «говорящий помидор»? Пустые хлопоты. И уж совсем ни к чему, простите, напоминать неблагодарному человечеству о полезности евреев. Это унизительно, мнится мне, именно для нас самих.

  18. Игорь терентич говорит:

    Жертвы крещения Руси ведь тоже надо увековечить. Монахи крестили мечом и крестом! Рекордное количество убиенных. Староверы до сих от страха прячутся в лесах Беларуси и Сибири.

  19. Игорь терентич говорит:

    Просматриваю со смартфона улицы новозыбкова некоторые с оозеленением напоминают улицы академгородка под Новосибирском. Это радует душу. Его ваш мемориал зрительным эмоциям не способствует. Старость мешает.4

  20. Игорь терентич говорит:

    р.с. Зодчество искусство выразительное. Кто то это забывает.

  21. Яков Раскин говорит:

    А кто мешает Игорю терентичу поставить памятник жертвам крещения? Пусть он, как архитектор-скульптор, представит общественности свой проект памятника и соберёт по копеечке со всей России нужную сумму, как это сделали евреи в Новозыбкове. Россияне народ сердобольный и откликнется. Я лично пожертвую 100 $, что я уже однажды сделал в Новозыбкове, пожертвовав на православный храм, несмотря на то, что представитель другой религии.

  22. Игорь терентич говорит:

    Уважаемый Яков, дефицит времени мешает. Спасите здание бывшей спичечной фабрики на территории обанкротившегося станкозавода. Здание памятник промышленной архитектуры. Вам нетрудно придумать сценарий спасения.

  23. Игорь терентич говорит:

    Самый лучший памятник насыпать курган. Проверено временем. Эх Яков, если бы не дефицит времени. Поучаствовал бы. Когда в в подобных мероприятиях участаствуешь как мухи слетаются мешающие благожелатели. Имею опыт яминска.

  24. Яков Раскин говорит:

    Ответ Игорю терентичу. Вокруг какая-то галиматья и ничего конкретного. Кому нужна сегодня спичечная фабрика? А вот дом купца Осипова очень нужен, поскольку в отличие от спичечной фабрики этот дом — настоящий памятник архитектуры, а таких домов по всей России сегодня можно по пальцам пересчитать. Вот тут нужно бросить клич и собрать деньги всем миром на его восстановление. А курган насыпать не надо. Он насыпан и высится выкопанной землёй из карховской могилы и многих тысяч могил, разбросанных по необъятным просторам Европы и …

  25. Игорь терентич говорит:

    Строение фабрики из дореволюционного прочного кирпича. Подобные дореволюционные пром. Строения в стиле лофт возрождают по новому использованию в Москве, и других городах России в престижных районах. Это обосновано искусствоведческих и экономически даже в богатых городах.

  26. Игорь терентич говорит:

    Собрать деньги купить ящик водки, продать его, а вырученные деньги пропить вот русский бизнес. Реставрировать нужно самим жителям города, молодым студентам волонтерам. Конечно под руководством историков краеведов из музея.

Добавить комментарий для Игорь терентич Отменить ответ

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Получать новые комментарии к этой статье по электронной почте.