С чего начинается Родина

«С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.»

М.Матусовский


У въезда в город

На въезде в Новозыбков со стороны Брянской трассы, возле памятника танкистам, висит через дорогу большой баннер — «Слава России!». Прикрепленный к уродливой «триумфальной» арке теплопровода (возможно, именно чтобы прикрыть этот архитектурный срам) и украшенный государственной символикой он показался уж как-то слишком навязчивым, во многом даже неуместным. Как будто не в родной город въезжаем, а границу «железного занавеса» пересекаем. Сразу вспоминается аналогия с недавним прошлым и его навязчивой атрибутикой: «Слава КПСС!». Подобный, лозунг, по мысли его создателей, наверно, должен пробуждать в нас гордость за страну, возбуждать патриотическое чувство, звать к новым достижениям. Только так ли это на самом деле?

Ведь, по большому счету, «Россия» — это не просто название государства со всеми его атрибутами — гербом, флагом, гимном, портретом главы страны, а именно все то, что мы и зовем Родиной, ее природой, языком, культурой, близкими людьми, своим домом и еще многими другими дорогими и ясными нам понятиями. Почему никому в голову не приходит сообщать всем: слава моей семье, слава моему дому, слава моему земельному участку, слава моим родным и т.д? Ведь патриотизм во многом глубоко личное, даже в некотором роде интимное чувство и начинаться Родина должна вовсе не со славословия в ее адрес. Об этом мне и хотелось бы высказаться.

Вопросы патриотизма как в старые времена ныне довольно часто стали появляться не только в нашей прессе, программах политических партий или материалах педагогических конференций, но и активно ставятся во главу угла на самом высоком уровне, включая заявления высших лиц государства. Очевидно, что это стало одной из попыток очередной консолидации нашего общества, разделенного ныне десятками социальных, экономических, политических и культурно-этнических барьеров.

Только так ли уж все плохо? Мир ныне ушел дальше и глубже как в понимании роли человека в природе и обществе, так и перспектив их развития. Попытки законсервироваться в рамках государственности, пусть и такой обширной и исторически продолжительной как наша, все же не совсем соответствует возникшим реалиям рубежа третьего тысячелетия. И не слишком ли мы опасаемся за снижение своего величия ,что как известно сродни надувательству. Нашу историю никто у нас уже не отнимет. И вот здесь появляется главный вопрос, что же такое патриотизм — безудержное восхваление и превознесение достижений страны, государства (зачастую однобокое), или все же что-то немножечко другое? И не стали ли мы путать, как говорится, вопреки кодексу офицерской чести слова «Отечество» и «Ваше превосходительство»?

В своем главном значении слово патриотизм обозначает всего лишь любовь к родине. Спекуляция же на этом и попытки решить проблемы старыми способами – ныне у некоторых ревнителей явно «чешутся руки». Вот и комиссия по борьбе с фальсификациями отечественной истории появилась недавно, и количество кинематографической продукции на телеэкранах с актерами в свежесшитых и ни разу не стиранных (прямо «от кутюр») гимнастерках возросло, и число раскрытых шпионских сетей обнародуется все больше… Школьные учебники на редкость стали похожи на те, по которым учились еще в 60-е годы прошлого века. Что поделаешь, «суверенная демократия» потребовала и «суверенной» истории.


Родные просторы

Один из первых домов в городе

Центр Слободы
 

Хотя что уж там выдумывать, русская литература давно в лице своих лучших представителей тонко и точно выразила настроения любви к родине. Можем ли мы отказать, к примеру, в патриотизме Николаю Гоголю, знаменитое произведение которого «Мертвые души» многие его современники восприняли как пародию на российское общество и Россию в целом. Сейчас таких вопросов не возникает. Пожалуй, ни один из русских писателей так не любил свое Отечество (а значит и был патриотом), как Гоголь, достаточно для этого просто перечитать его. Показателен же в этом отношении тот факт, что написав по совету «доброжелателей» второй том, где писатель вывел сплошь положительные образы он так и не довел его до читателей, а рукопись сжег, чтобы, не дай Бог, не унизиться на псевдопатриотизме.

Не об этом ли тогда же сказал и современник Гоголя, известный литературный критик и публицист Николай Добролюбов: «В недавнее время патриотизм состоял в восхвалении всего хорошего, что есть в отечестве; ныне уже этого недостаточно, чтобы быть патриотом». Другой знаменитый русский мыслитель Виссарион Белинский, констатируя глубокие изменения в содержании понятия, писал: «Нападки… на недостатки и пороки народности есть не преступление, а заслуга, есть истинный патриотизм.» Верно и точно понимали это слово великие предшественники и нам завещали. Ведь «гордиться своим народом, — по меткому сравнению уже нашего современника, — это все равно, что гордиться тем, что ты родился во вторник». Любить же свою Родину, не впадая в заблуждение, что мы лучше и выше всех, — главное и фундаментальное понятие патриотизма, его краеугольный камень.


Старообрядческий хор

Берёзы

Река Ипуть
 

У нас же, сейчас, почему-то больше в моде примитивно-безаппеляционное и безыскусное «Слава…», хотя и на первый взгляд яркое и запоминающееся. Есть такое выражение, характеризуещее непритязательное, пошлое и вульгарное произведение искусства, предназначенное на потребу невежественному потребителю — «китч». Вот таким «китчем» и является неразборчивый патриотизм с его плакатно-лубковой атрибутикой. И подвизающиеся на подобной стезе, не понимают, что прежде всего, это характеризует их самих не с самой лучшей стороны. Впрочем, в этом, скорее всего, есть и сознательный расчет.

Вспомним известную еще с конца 60-х годов прошлого века песню на слова Михаила Матусовского «С чего начинается Родина?». Не буду приводить здесь ее начальные проникновенные строки, многие их хорошо знают (хочу только заметить, что, насколько помнится, в моем букваре первой картинкой был портрет «дедушки» Сталина). Но, исполняя мелодию дальше, и дойдя до «буденовки, что в старом шкафу» (невинная, на первый взгляд, строка), мы скатываемся в прежнюю яму замены чистых и ясных понятий подхалимским и искусственным почитанием государства с подправленной в нужную сторону историей, его идеологии, вооруженных сил и органов правопорядка, проводимой им политики. И, как вершина казуистики, – мудрым и заботливым вождям страны, региона, города. Такая вот любовь к родине получается.

Жаль что автор из сиюминутных побуждений и угодничества, либо просто без видения перспективы (что для творца непростительно), просто подсластил идеологическую пилюлю и лишил свое стихотворение (и песню) бессмертия, каким и должно быть истинное произведение искусства (не дорос еще до Гоголя). Но это мы уже проходили, с воодушевлением исполняя подобные произведения, хотя до конца всю обширность настоящего чувства так и не осознали.


Памятник на Красной площади

Взять, к примеру, памятники Гражданской войны, которых у нас в городе несколько. Сейчас всем уже ясно, что за Россию, ее будущее боролись по обе стороны тех баррикад, и любили ее также беззаветно не только большевики и коммунисты. Только вот нет у нас памятника расстрелянным крестьянам села Великой Топали бывшего Новозыбковского уезда, восставшим против красной продразверстки. Зато тем, кто подавлял их выступление, удосужились такой чести и, по-прежнему, возле него принимают в детские организации юных «ленинцев», а в день Победы(?) выставляется почетный караул.


Памятник Дыбенко

Высится у нас и монумент (даже два) военмору первого советского правительства Павлу Дыбенко, названному по воспоминаниям знаменитого русского писателя Ивана Бунина «матросом Кошкодавленко» за творимые им зверства в Одессе в 1919-м году, и, возможно, за это (есть и Божий суд) расплатившемуся собственной жизнью через двадцать лет. Существует в городе и улица Моисея Урицкого (кощунственно переименованная из Богородицкой), запятнанного после Октябрьского переворота кровью сотен невинных жертв застенков Петроградского ЧК. По прежнему простирает руку на центральной площади памятник Владимиру Ульянову-Ленину, из той же когорты, не имеющий к тому же никакого отношения к истории нашего города, об имя которого уже спотыкаются нынешние школьники, а к подножию молодожены давно перестали приносить цветы.

А как было бы хорошо, в том же смысле патриотического воспитания, если бы там стоял монумент добровольцам Новозыбковского ополчения, дошедшим в 1812 году с боями до Парижа, или первым горожанам, основавшим нашу слободу Зыбкую. Поставили же подобный в соседних Клинцах, причем отлитый в бронзе — не пожалели денег, собрали всем миром. И такое увековечивание никто бы в дальнейшем не подвергал сомнению, и цветы бы здесь всегда лежали.

В Соединенных Штатах на равных давно стоят рядом памятники героям гражданской войны Севера и Юга. У нас же и произнести вслух имена Белой гвардии боятся – а вдруг… Можно ли представить, чтобы в городе наряду с Красногвардейской появилась бы улица, например, в честь Добровольческой армии? Вот в том то и дело. И местных героев Отечественной войны 1812 года не упоминают, не говоря уже о Первой мировой (тоже, кстати, именовавшейся до 1917 года «Отечественной»). Их что, не было? Были, и имена можно найти в архивах. И восстановление в городе прежних названий улиц было бы истинно патриотической акцией. Только вот зачем, когда можно проехаться накатанной колеей. Формальное же и бездушное отношение к такой тонкой и глубокой духовной материи как любовь к Родине несовместимы как с человеческой моралью, так и с настоящей педагогикой. Поэтому и патриотическое воспитание у нас такое однобокое и ущербное. На «ура!».


Брошенное кладбище

Безымянный памятник

Снос старинного дома
 

На местах же, зачастую, все многообразие патриотической деятельности сводится к узкому кругу уже набивших оскомину понятий — верность боевым и революционным традициям. Как на дрожжах растет и в городе число военно-патриотических клубов. К войне мы, что ли, готовимся. Героизм воинский, даже в высшем своем проявлении, самопожертвовании, и патриотизм — вовсе не одно и то же. Сколько воинов, даже героев и участников Великой отечественной войны ныне стали гражданами других государств, покинули страну. Достаточно понаблюдать военные праздники в Израиле, Германии, США, когда убеленные сединами, увешанные орденами и медалями наши бывшие сограждане красуются на почетных трибунах или еще даже шагают в строю.

Чьи же они теперь патриоты, и можно ли с них брать пример молодому поколению? А воевавшие на территории России в так называемых горячих точках — разве не сродни участникам гражданской войны? Или стрелявшие там, куда их не звали а направляли «партия и советское правительство» (отнюдь не Родина). Все не так однозначно и далеко не бесспорно, и упрощенная подмена патриотического воспитания на военное, на первый взгляд логичная, может обойтись очень дорого.

В контексте местных реалий можно привести и недавний факт присвоения средней школе №1 имени Давида Драгунского, человека хоть и знаменитого (дважды Героя Советского Союза), но имеющего весьма косвенное отношение к образованию. А вот непосредственного учредителя ряда новозыбковских учебных заведений, первого почетного гражданина города князя Николая Долгорукова до сих пор не удосужились отметить, проигнорировав даже его имя в ряду нынешних почетных граждан. А все потому, что дворянин и настоящий патриот, а значит не совсем укладывается в наше боевое и революционное прошлое, а значит и в русле нынешнего ура-патриотизма не совсем перспективная фамилия.

Попытки узурпировать и приватизировать патриотизм как естественное чувство человека отдельными государственными и общественными объединениями, политическими партиями, органами власти и взошедшими «на трон» руководителями различного уровня чревато весьма серьезными последствиями. Врать и приукрашивать собственные достижения через обращение к нашему историческому прошлому — дело весьма неблаговидное. Льстя самим себе мы не должны забывать,что «льстец — по меткому выражению Диогена, — самое опасное из домашних животных» и что только «страх рождает лесть» (Демокрит). Из чего, как заметил режиссер Владимир Бортко, следует неукоснительный вывод: «Если власть начинает врать самой себе, значит конец ее близок».

Дело, конечно, не только во власти. Власть приходит и уходит, остается же мнение о конкретных ее представителях, начальниках от патриотизма, вершителях судеб и носителях непререкаемых истин. Посему потомкам будет кому предъявлять счет за наше нынешнее одурачивание, тем более что, на самом деле, именно они направо и налево распродавали наше общее достояние, заводы и фабрики, землю, природные богатства и минеральные ресурсы, пускали на ветер целые отрасли промышленности и агропрома, разрушали исторические памятники и культурные учреждения, все то, что имеет непосредственное отношение к благоденствию и процветанию нашей большой и малой Родины.

Именно эта политика двойных стандартов, когда одной строкой задаются вроде бы высокие нравственные и патриотические планки, а второй пишутся распоряжения, нивелирующие наши патриотические чувства, причем в настолько откровенно издевательской форме, что невольно просится еще одна цитата: «В знаменитом словаре д-ра Джонсона патриотизм определяется как последнее прибежище негодяя. Мы берем на себя смелость назвать это прибежище первым» (Амброз Бирс).

О каком патриотизме (в истинном его значении) местных руководителей можно говорить, если было пущено с молотка одно из градообразующих предприятий города — станкостроительный завод, остановлены и растащены ряд других производств, продан и разрушен новыми хозяевами Дом культуры швейной фабрики с прекрасным, лучшим в городе зрительным залом, сожжен по разгильдяйству Летний театр, снесено самое высокое в городе архитектурное сооружение — водонапорная башня, срублены многовековые дубы, свидетелей нашего прошлого на улицах города, в скверах и в парке, не сохранен наш городской исторический раритет — дом первых поселенцев по улице Нижней (Синицына), готовится к продаже и перепрофилированию кинотеатр «Октябрь»… И этот список можно еще долго продолжать. В то же время показушных мероприятий с флагами и транспарантами ничуть не уменьшилось.


Крона городского дуба

Была в городе башня

Дом первых поселенцев

Безусловно, положительные примеры тоже есть. Вот установили в сквере на улице Нерасова монумент исторического плана «в память обретения иконы Одигитрии» (автор Михаил Чирок). Хотя и сюжет из области легенд, да и материал недорогой, но все же эта «первая ласточка» обещает приход «весны» в нашу официальную общественно-краеведческую жизнь и окостеневшее от новоидеологического зомбирования сознание. Довелось как-то побывать на краеведческих чтениях памяти А.Г.Кублицкого в педколледже, послушать выступления студентов, молодых людей, только вступающих во взрослую жизнь. Простые, но проникновенные их работы повествовали о родных селах, родовых династиях, культурных традициях родных мест. Как разительно все это отличалось от заорганизованных и бездушных псевдопатриотических мероприятий.


Монумент на ул. Некрасова

На Кублицких чтениях

Под новыми флагами

Думается, что уже не станут они таскать по официальным тусовкам флаги, которые предложат им «дяди» от политикии и о том, с чего начинается Родина будут знать точно. Вселяет хоть какой-то оптимизм и ряд других знаковых событий, хотя происходят они не столько «благодаря», а скорее «вопреки». Поэтому и хочется завершить выводом популярного современного автора афоризмов Михаила Мамчича, что все-таки «надо любить свою страну, как бы этому ни мешало государство».

23 комментария:

  1. Юрий говорит:

    Полностью поддерживаю автора!Хотя понятно,сколь потребуеться денег на переименование и замену записей в док-х!

  2. GLADoS говорит:

    И возразить нечего… А проблема, действительно, не только местная, но и общероссийская. Дома книга одна детская имеется. Вроде бы 1985г. Так там все начинается с дедушки Ленина.
    Даже не знаю, хорошо это или плохо. Все не однозначно.

  3. Anna говорит:

    Спасибо, Константин Фёдорович! С главным — согласна! ))

  4. Александр Карпов говорит:

    Константин, сохранился ли дом, изображённый на фотографии с подписью «Один из первых домов в городе»? Где он находится (виден номер 74, а названия улицы нет)? Что вообще известно об этом доме?

  5. Const говорит:

    Этот дом находится на улице Некрасова, рядом с домом моих родственников Белугиных. Тот тоже один из старейших, но его ныне обложили кирпичом. А вот самый старый (с одним окном на ул. Нижней) не спасли, а ведь могли сохранить. Хозяева участка просто снесли его на дрова. Очень жаль, что музей и руководство города «прошляпили» такой раритет, — его можно было просто разобрать и перенести на новое место, он был совсем небольшой.

  6. Константин.
    Как всегда — галеры нашей страны идут «против течения». Ты назвал очевидные парадоксы России на примере нашего города. Вот ты, плохой человек, почему-то заметил большой баннер – «Слава России!», прикрепленный к уродливой (как тебе показалось) «триумфальной» арке теплопровода. А по замыслу управленцев — идеологов сюда в Новозыбков может в конце какого-нибудь июня заглянуть Высокое Лицо. А ещё вдруг — с иностранными гостями (!)
    И тогда всем будет видно, что именно здесь начинается Родина. А ты, наверное, считаешь, что невдомёк этим горе-организаторам нашей жизни, что До этой арки и после неё гости зарубежные обратят внимание совершенно на иные стороны, вещи. Они, например, увидят пустые «глазницы» кособоких хижин по пути в Климовском районе или, не дай Бог, сфотографируют надгробья на наших деревенских кладбищах. «Через культуру кладбища видна культура народа» — так думает европеец. Как им не увидеть качества наших дорог или поросших берёзами полей вдоль дорог до самой Москвы?
    В прошлом году с брянским другом-профессором Владимиром Аверченковым (БГТУ) заехал я в августе на Селигер (не ко сну помянутый). Так вот меня поразили издали абсолютно белые поля, тянущиеся на десятки километров, Это было похоже на цветущую гречиху, но неужели столько много? Да и к чему молодой лесок на этих полях? Когда одно из полей подошло поближе, я ужаснулся. Это были поля, переполненные осотом, который уже отцвёл и был готов выпустить миллиарды своих семян-парашютиков. Осот сопровождал нас сотнями гектаров и в самые верховья Волги, и в окрестности лагерей участников смен очень патриотического Их движения на Селигере. В десятке километров от Завидова (одна из резиденций Президента страны) заканчивается зона элитных посёлков и начинается осотная «держава». Понимаю, что наши Великие движутся из Москвы на отдых в Завидово и обратно чаще всего на вертолётах. Но нужно держать по фанерке в каждой руке, чтобы случайно не увидеть заросшие деревьями и осотом поля по маршруту движения. А может быть, полёты планируются ночью?
    О какой модернизации страны можно рассуждать, имея руинированную страну под лопастями вертолёта? Вот уж поистине «кремлевские мечтатели (серия 2.0)».
    Создаётся впечатление, что части управленцев разного калибра в России кроме определённого набора лозунгов на каждой сотне километров, на каждую пятилетку ничего и не нужно. У них время другой жатвы.
    Константин, ты пишешь:
    «Слава КПСС!». Подобный, лозунг, по мысли его создателей, наверно, должен пробуждать в нас гордость за страну, возбуждать патриотическое чувство, звать к новым достижениям.
    — Мне же показалось, что наша нынешняя «КПСС» пришла к ситуации, когда такой лозунг вызывает аллергию у значительной части даже аполитичных людей, поэтому значительная часть энергии «партактива» занята уже иным. Нужно найти врага внутри страны и обезвредить его. Раньше искали и внешнего врага, но сегодня это чревато. А ну-ка скажи, что враг, это США, или Германия, например. А они возьмут, да и откроют информацию о счетах наших чиновников, государственных мужей, депутатов, рассуждающих о патриотизме, находящихся в банках этих стран. Беда может быть. Безопаснее давить доморощенных «тараканов». И они их уже находят.

    Константин. Ты настолько прав в своих высказываниях: что же такое патриотизм — безудержное восхваление и превознесение достижений страны, государства (зачастую однобокое), или все же что-то немножечко другое? И не стали ли мы путать, как говорится, вопреки кодексу офицерской чести слова «Отечество» и «Ваше превосходительство»? — что мне стало казаться, что тебя тоже надо бы занести в списки чьих -либо агентов. Мы тут с участниками дискуссии немного почитаем тебя ещё и определимся в скором времени, на каком из пароходов-теплоходов найти местечко и тебе.

    Но пока мы с тобой не на корабле или не путешествуем по просторам Родины в сторону восточных сопок, полагаю, нужно нам с тобой в рамках работы в общественной палате города ставить эти вопросы. Думаю, что ты высказал ряд идей, которые должны прорасти в дело. И о памятнике сопротивляющимся продразвёрстке крестьянам, и о названиях улиц, и о добровольцах Новозыбковского ополчения 1812 года, героях Первой мировой. Печально, что коллектив нашего музея не становится коллективным инициатором таких простых и нужных для города вещей.

    Ты всё очень верно сказал о псевдопатриотических организациях, плодящихся в школах страны. Патриотов может растить только в ситуации, когда каждый ребёнок видит вокруг себя жизнь справедливых, достаточно честных, распорядительных людей, у которых хочется брать пример. Эти люди — соседи по лестничной клетке или по сельской улице, в школе и кабинетах власти. Ребёнок должен иметь шанс видеть, что идущий рядом с ним по жизни взрослый не пройдёт мимо потерявшего сознание человека, уступит дорогу другому прохожему, поможет открыть дверь пожилому человеку. В каждом случае поздоровается, извинится, даже когда это и не очень явно нужно. Взрослеющий человек должен видеть Законы правды не в том, что взрослых, высказывающихся против конкретных чиновников или против несправедливых законов своей страны, начинают делить на внутренних врагов и агентов иностранного влияния. Он должен видеть вокруг себя республику добра и справедливости. И тогда он просто любит свою деревню, свой город, свою страну. Даже если и не употребляет наше гордое слово ПАТРИОТ.
    У нас же ребёнок видит двойную мораль жизни с первых шагов жизни до кладбища, с утра до вечера, от действия папы или мамы до действия чиновника — управленца. И это, к сожалению, не создаёт предпосылок любви к Родине.
    Патриотическая работа значительно шире и глубже, чем представляется некоторым администраторам. Организация молодых людей в швейцарской школе (да и в школах других стран) занимается, например, помощью в социальных приютах для пожилых людей, уходом за бездомными животными, очисткой пригородного леса, а у нас, как ты правильно подметил, маршировкой под знамёнами партий, чьи действия через полтора десятка лет другие российские политики назовут антинародными по сути и сомнительными по существу.

    Ты пишешь о «патриотизме» бывших и нынешних чиновников местного «разлива». Да, наш чиновник — наша беда. Здесь убрать ничего нельзя, да и добавить нечего.

    Я благодарен тебе, Константин, за постановку вопроса. В таких статьях, как твоя (да и иных толковых авторов) происходит накопление информации для тех неглупых людей города, которым приходить во власть в следующих каденциях.
    Правда, когда слышу, что Иван Нестеров снова формирует команду для возврата во власть, думаю о том, что вместе с его Вторым Пришествием придёт Его величество Месть. Месть тем, кто когда-то в чём-то не поддержал, кто не так, не то сказал, не с тем общался, кто «разорил город». Плохо то, что имеем сегодня, но приход «светлого» позавчерашнего дня — это, на мой взгляд — ужасно. Поэтому бы посоветовал молодым: идите во власть. Будьте светлее мыслью. Старайтесь работать для города, а не для зарплаты. Делайте со смыслом и хорошо (плохо иногда, а, может, и чаще чем нужно, само получится).
    Мы ждём вас. Приходит ваше время.

    Думаю, нынешнему человеку с рулём в руках и текстом бюджета города под мышкой читать твои статьи, дорогой Константин, очень противно.
    Ох, как я понимаю его, их. Он, они о любви к государству (читай — к власти), а ты со своим примитивным: «надо любить свою страну, как бы этому ни мешало государство».
    Нельзя Так, Константин Фёдорович. Всё более мы с тобой, сдаётся мне, становимся похожи на … .

    С уважением П.Вдовиченко

  7. Const говорит:

    Павел, во-первых спасибо, впрочем, наше единодушие формировалось еще на заседаниях Клуба избирателей во время подготовки первых свободных выборов в Верховный Совет в 1989 году, кажется. Интересное было и обнадеживающее время. Но, как говорит другая «афоризма», «революцию готовят идеалисты, делают фанаты, а плодами пользуются негодяи». Жаль не был на последнем заседании ОП, там было конкретно указано в каком направлении должна работать палата и какие вопросы решать…

    • Хорошо всё-таки, что у нас управляемая демократия. То Законом подправят, то указующим перстом на местах.

      Не заблудимся, не набедокурим чего-нибудь… .

  8. Александр Киркоро говорит:

    Константин. Большое спасибо за статью. Я согласен на 99% с твоими выводами. С уважением Шурик.

  9. Boris говорит:

    Да, лозунг «Слава России!», написанный как декорация на уродующей город опоре внешней теплотрассы, безусловно символичен. Он словно кожаная заплатка на дорогих порванных джинсах времён дефицита. И ни к какому не патриотизму взывает надпись сия, а к имперскому сознанию, к имперскому синдрому, ко временам, когда если и не уважали, то хоть боялись. Представь, Костя, лозунг «Heil, Deutschland!» в Германии, на растяжке… Что совершенно немыслимо… А немцы любят свою страну, эмиграция из Германии-ноль. Просто есть понимание-что годится на стадионе, где играет твоя сборная, то ни к чему посреди улицы, над проезжающими машинами. Просто дурь подвыбили, в своё время. А у российских чинуш эта дурь в полной сохранности, да ещё лизоблюдством разбавлена.

    • Олег (тот самый) говорит:

      Борис,
      во-первых, по поводу эмиграции немцев Вы не совсем правы. Выезжают они довольно охотно, не знаю, правда, навсегда ли (см., например, http://en.wikipedia.org/wiki/Germans_Abroad#cite_note-3). В Моске живет большое комьюнити натуральных (не российских) немце), издается даже несколько газет на немецком. Но, не сомневаюсь, что родину они любят. Причем в банальном, примитивном смысле, а не в нашем, сермяжном, — чем больше люблю, тем больше поношу.
      Во-вторых, Борис, вы подспудно допустили некую предпосылку, которая уже повсеместно распространена в Европе, а сейчас получила распростанение и в России. Что разницы между советским строем и коричневой чумой не было никакой (мол, из немецких нациков дурь выбили, а из наших — нет). Борис, от Вас, как потомка пострадавшей от Холокоста нации, такое слышать странно. Конечно, тридцать серебряников могут перевернуть мировоззрение, но надеюсь, я просто Вас неправильно истолковал.
      Как раз комиссия по противодействию фальсификации истории старается заниматься этим вопросом. В этом ее главная функция, а не в ура-патриотизме. Естественно, европейскую трактовку истории нам не изменить, но может быть хоть до нашей молодежи удастся что-то донести.

  10. Олег (тот самый) говорит:

    Как всегда не согласен на 99%. Прежде всего тональностью.
    То, что ура-патриотизм это чушь, вообще говоря, не новость. Более того, это банально, избито и старо.
    Перетяжка «Слава России», конечно, тоже не образчик высокого искусства, но давайте предложим автору придумать лучший слоган и уместить его на этот убогий акведук: «Родная Карна — люблю тебя», «Чистый двор — чистый город» (такой уже есть), «Вас приветствует город работяг», «Радиация не помеха»? Да ничего не придумаешь кроме банальности. Тем более, этот слоган надо было еще связать с Днем России. Короче, нечего раздувать из пустяка вселенский факт.
    Что более всего расстраивает, так это совершенно рабская, совковая философия, которая разделяет понятие мы (простые люди) и они (власть). От нас ну совершенно ничего не зависит, а вот власть она такая-сякая. И вот все свое время мы посвящаем бесконечному скуляжу (от слова скулить) и самобичеванию.
    Хотя местная власть она даже называется местное самоуправление, государство — это мы. И он нас зависит, какой у нас город и какая страна. Пока не особо красивая, ну, так и на зеркало неча пенять… Гоголь потому и великий, что он обличал не убогую власть, а убожество в нас самих «доедет ли это колесо до Киева..»
    Избирайтесь в местную власть и пришпильте слоган, который вам понравится.
    Конечно, расстраивает не наличие такой психологии у автора, которая объективно детерминирована крахом казавшейся непобедимой страны и коренной ломкой идеологии, а расстраивает передача этой психологии молодому поколению, которое продолжает также скулить вместо того, чтобы исправить ситуацию.
    Короче, нет никакой проблемы с казенной идеологией. Хочешь голосуй за белых, хочешь за красных. В советское время поливали грязью царское время, в пост-советское – поливали грязью советское прошлое. Сейчас, как мне кажется, как раз наступил баланс – давайте брать лучшее, что было в нашем прошлом, советском, досоветском, любом и на этих примерах воспитывать молодежь.
    Предлагаю Вам Константин, как члену Общественной палаты, внести следующее предложение: разработать дизайн табличек с названием улиц таким образом, чтобы под текущим названием фигурировала также старое дореволюционное название. Это будет очень хорошая инициатива, которая позволит сделать маленький шажок по связи времен. И он не потребует бумажной волокиты по изменению документов и т.п. Можно вначале улиц прибивать еще специальное табличку с происхождением названия (так делается в Москве). И вынести это на рассмотрение местных депутатов, ведь Общественная палата обладает правом законодательной инициативы?

    • Уважаемый Олег.
      В данном случае Вас, как мне представляется, занесло (что, впрочем, бывает с каждым из рассуждающих вслух участников обсуждений).
      И по тональности, выбранной Вами, и по другим вещам.
      «То, что ура-патриотизм это чушь, вообще говоря, не новость». Так ведь Константин и не размещал свою «писанину» в разделе «Новости нашего края»?
      Я читаю Ваши мысли: «давайте предложим автору придумать лучший слоган…», «нечего раздувать из пустяка вселенский факт» и другие фразы, и мне вспоминается, почему-то советский райкомовский инструктор славных 70-х годов, который «разбирает» клубного художника, сгоряча назвавшего перекладину уродливой, а лозунг «Слава труду» — примитивным.
      Поэтому не расстраивайтесь, куда бы мы ни убегали, наша, говоря Вашими точными словами «совершенно рабская, совковая философия», проступает в каждом из нас, независимо от места нынешнего пребывания (я на себе это время от времени замечаю).
      А Ваша фраза: «все свое время мы посвящаем бесконечному скуляжу (от слова скулить) и самобичеванию» вообще — времён колхозного строительства (начало 30-х годов), где Вы, Олег, распекаете сомневающихся, требуете от всех быстрого решения вопросов, Так и напрашивается Ваша следующая фраза: «Партия правильно требует от нас ускорения хода колхозного строительства и мы не вправе расслабляться перед слёзами разных прихвостней — подкулачников. Верно говорит товарищ Сталин: Лес рубят, щепки летят!»
      Мне неловко это Вам говорить, но несогласных «на 99%» я уже побаиваюсь. Жизнь научила.

      И ещё. Быть может, Вам тоже стоит Избраться в местную власть и помочь Константину пришпилить слоган, который Вы с ним выберете?
      Говоря Вашими словами: Это будет очень хорошая инициатива.

      • Олег (тот самый) говорит:

        Павел, спасибо за комментарий.
        1. Меня действительно занесло, но в данном случае я дискутирую не только с конкретикой этой статьи, но, в-целом, с философией автора и сочувствующих, которая проступает во всех его публикациях и комментариях. Вы, может быть, смотрели фильм Данелии «Слезы капали», в котором главному герою (Е. Леонову) в глаз попал осколок зеркала и он во всех людях стал видеть только дурное. Так вот наш автор видит мир как раз через призму такого зеркала: и архитекторы дураки – построили парк и высадили березовую рощу на месте (никому ненужной) площади, и для спорта ничего не делается, хотя спортивные сооружения сдаются с регулярностью, невиданной даже в советское время.
        2. Т.о., если бы моих комментариев не было, то следовало бы их придумать. Просто, чтобы сбалансировать чернуху.
        3. Впрочем, как я уже написал, авторская философия детерминирована историческим процессом. Важно не транслировать ее потомкам. Слава богу, хоть спортсмены стали иногда радовать, и мы потихоньку избавляемся от этого комплекса неполноценности, унаследованного из потерянного десятилетия (90-х, да и конца 80-х). К нам возвращается психология победителей. Хотя заметьте, если мы выигрываем, то это просто случайность, даже вообще, если что-то хорошее получается, то только вопреки, а не благодаря. Конечно, разве чиновники и власть любят свою родину? Нет, это прерогатива блогеров и творческой интеллигенции.
        4. Сравнение с политруком меня развеселило, спасибо. Но совсем не задело, поскольку автору этих строк всего-то тридцать лет, а потому вся эта колхозно-агитационная тематика для меня не имеет негативных коннотаций. Я с ней не знаком, не пережил ее Вашим опытом, поэтому политрук, ну, политрук. Знамена на площади, ну, и нормально, всяко лучше – веселей, чем без знамен.
        5. После прочтения блога К. Попова прочитал заметку Игоря Надточея по борьбе с ямами. И, честно говоря, от сердца отлегло. Какие же все-таки они молодцы! Нет, врешь, скулеж мы оставим пенсионерам с проеденными совдепией мозгами. Ведь посмотрите, власть, по существу, дала весь инструмент, чтобы изменить жизнь к лучшему, вот вам местное самоуправление, управляйтесь. Нелегко, конечно, ведь гораздо проще критиковать абстрактную власть и ни за что не отвечать. И вместо того, чтобы сделать хоть какое-то малое дело, причем в рамках своих компетенций (например, таблички со старыми названиями улиц и историческими экскурсами), лучше давайте возьмем убогий плакат и снова покритикуем власть, которую мы сами же и выбрали.
        6. Павел, странно, однако, что мы оказались с Вами в разных лагерях, ведь судя по Вашему профайлу, Вы как раз человек дела, т.е. маленьких дел. И возраст в данном случае совершенно не определяет принадлежность к определенному лагерю. Вот, Вадим Фельдман, мой ровесник, а с Константином, наверняка, они бы спели в унисон.
        7. Что касается Вашего предложения пойти в местную власть, наверное, я им воспользуюсь в будущем. Тем более опыт гражданской деятельности у меня есть. Например, недалеко от дома, где я живу (это город Москва), должны были пробить трассу и расширить дорогу. В ответ на это собралась инициативная группа (в том числе Ваш покорный слуга), собрали подписи, пошли в управу, в управе, кстати говоря, тоже работают вполне приличные думающие люди, а не прозаседавшиеся абстрактные тупые головы. Генплан поправили, строительство отменили. Короче, все в наших руках, нужно только не скулить, а что-то делать.

        • Нет, Олег, мысли вслух Ваши либо мои ничегошеньки не говорят, близки ли мы по существу своему.
          Но даже если представить, что мы — разные, из-за этого разбегаться нам не стОит. Делаем всяк своё дело. Стараемся, получается когда-то — очень хорошо, а в другой раз просто скверно. В общем, по-разному. Так ведь?

          Не думаю, что неглупые люди должны исподлобья друг на друга поглядывать и думать: «Ишь ты, гадость, критиковать меня вздумал». Обычные мысли другого человека, поэтому они и другие. Спасибо, что Вы восприняли именно так.
          А уж в лагеря я и вовсе не пойду. Из одних я вырос, в другие — не хочу (хотя — а кто нас когда спрашивал?)

          Я знаю Константина давно. Конечно, есть у нас с ним большие различия, но многое и объединяет. И то, и другое радует.

          О статье.
          Жизнь меня научила следующему подходу: прочитав те или иные мысли человека, я начинаю в первом прочтении представлять, во-первых, в чём Он Не прав (как это сделали и Вы, Олег. В этом мы похожи).

          Но потом я перехожу на обратную позицию, стараюсь представить Его Правоту. И только поболташись пару раз в разные стороны на таких «качелях», я делаю какие-то предварительные выводы. После этого могу и накалякать что-либо по предложенному поводу

          Хотя после озвучивания (описания) своего мнения через неделю читаю заново свой текст и (бывает) думаю, что был я, конечно же, не совсем прав. Иногда — очень не прав.
          У Вас так бывает?

          Вы, Олег, приличный человек, поэтому послушайте этого динозавра (меня, т.е.): никогда не говорите о том, что Вы сегодня, сейчас на 100% в чём-то уверены, соласны (не согласны). Не торопитесь. Категоричность нас часто заводит в тупики, из которых выходить приходится, пряча глаза и, если мы воспитаны, извиняясь.

          За цифрой 100% (чему бы ни была посвящена такая жёсткая оценка), как правило, царит зияющая пустота.

          Как правило, это означает, что здесь имеет место недознание, недопонимание, недомыслие человека -заявителя.
          Воспринимайте мнение иного человека на сайте просто как его желание выразить себя относительно окружающего мира. Если Вы хотите убедить его в силе иной позиции, не рвите рубаху на груди ни себе, ни ему… .
          ………………
          P.S.: Я помню при этом, что у Вас было не 100, а 99%.
          Вы молодец, Олег. Вы всё предусмотрели,
          Вас спасает стратегически важный контрольный процент!

          С уважением Павел Вдовиченко

  11. Const говорит:

    Павел, все-таки у нашей бывшей партноменклатуры был непререкаемый положительный момент — они никогда не отвечали анонимам. Принимали к сведению, да, но ввязываться в диалог — этого себе не позволяли. Здесь (я имею ввиду в Интернете) надписей вроде «Здесь был Вася», как и на заборах в жизни, хватает. Хотя попытка приоткрыть паранджу может тоже кончиться так же как и в известном фильме — и на «Гюльчатай, открой личико» тебе явится такая до боли приевшаяся физиономия, что потом просто пожалеешь. В принципе же, ничего такого, чтобы доказывать, что ты не верблюд, здесь не вижу, чего бисер метать… Это ведь всего лишь мое мнение и определенной части единомышленников. В появлении же иной точки зрения даже нахожу много положительного Что это за публикация без оппонентов, даже жаль, что пока их маловато. Ведь время действительно покажет, кто был прав, в этом с тобой согласен полностью.

    • Дорогой аноним.
      Чем наш с тобой «здесь был Const» отличается от «здесь был Вася»?

      Выходи, аноним Константин, из этого коридора в чистое поле. Там тебя ждут многие.

      • Да, на выходе из коридора анонимщиков прихвати с собой фото Александра Карпова. ЛюдЯм показать.
        Сколько ещё времени посетителям сайта изучать его теменно-затылочную часть?

  12. Вадим Фельдман говорит:

    Патриотизм в наши дни это уже не последнее убежище негодяя, как было раньше. В Германии это слово вообще было под запретом, по понятным причинам. Негодяям было запещено его применять — опасно. Слово-то какое — большинство злодеяний этого мира было сотворено именно под предлогом обозначения своей социальной принадлежности, вхождения в стаю. «Патриотизм» это слово, которое следует применять осторожно, как автомат Калашникова, или как знания, которым сопротивляется вселенная (кто не понял, читаем Страгацких).

    А вообще, мало кто задумывался над тем фактом (при мне точно мало), что границы этого мира поделены без нашего участия. Вот ты родился — и на тебе систему границ и языков, которую ты не просил. Я что, добровольно согласился бы на то, чтобы отрезать себе часть земли а доступ к остальному миру получать по визе и проходить под пристальными взглядами часовых?

    «Слава России» это всего лишь лозунг, во многом правильный. Но никакой плакат не висит просто так, вырванный из контекста времени. Если раньше его не было — значит что — и славы не было? А теперь появился — ее больше стало? Патриотическое воспитание (на заметку педагогам), это элемент воспитания интернационального, а точнее — его следствие. Нельзя полюбить себя, не понимая других. Поэтому лично мне всегда дороже самовлюбленные, чем скромники. Что-то в этих скромниках есть опасное…

    Сам по себе плакат погоды не портит, а вот пустота под ним превращает его в хлам.

    • Олег (тот самый) говорит:

      Вадим, в этот раз Вы так глубоко завернули мысль, что с ней невозможно не согласится. В любом случае, несмотря на ее витиеватость, в ней столько корректности и толерантности, что наша предваряющая ее переписка представляется перебранкой троллей.
      Что касается патриотизма, то лично для меня он выражается в простонародном «где родился, там и пригодился». Это элемент иррационального, однако, придающего человеческой личности ее индивидуальное лицо.
      «Времена не выбирают, в них живут и умирают», равно как не выбирают и родину. Ведь не всем так повезло с национальностью, чтобы считать своей родиной весь мир. Нам придется уж как-нибудь ее обустраивать.

      • Вадим Фельдман говорит:

        Олег, нет такой национальности, которая может считать своей Родиной весь мир, в то время, как остальные не могут. Это и есть толерантность, не стоит ее хвалить в начале поста и потом пинать ногами в конце поста. Но простите меня, моя теория не отменяет патриотизма, описанного Вами, то есть желание обустроить свою Родину, она его только укрепляет. Видите ли, если считать своей Родиной не случайно собраный историческими предшественниками клочек земли, а всю Планету (а что тут считать — так оно и есть), то и обустраивать намного проще. Нам ведь в этом обустройстве сильно мешают межнациональные распри, религиозная ненависть, прочие дрязги. Если знать, что кавказцы не разрушают Новозыбков, а делают это, (в основном) русские, то ведь можно и начать лечение с правильного диагноза.

        Так что никаких противоречий наших теорий, простите, не вижу. Равно как и противоречия патриотизма и проживания в другой стране. Но об этом мы можем говорить долго и отдельно.

  13. Const говорит:

    Насчет лозунга «Слава России!» должен добавить, что это первая часть многозначительной фразы, которую довелось встретить несколько раз на самодеятельных «граффити» в том же Новозыбкове (могу представить фото). Полностью она звучит так: «Слава России!. Россия — для русских!».

  14. светлана говорит:

    Уважаемый Константин! Я ученица Рошаля / МГИК / Делаю фильм о нем. Если я правильно поняла у вас есть аттестат Григория Львовича. Очень просила бы вас сканировать его и выслать мне. fotoburo@mail.ru

Добавить комментарий для Олег (тот самый) Отменить ответ

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>