Литературная жизнь города — проблемы и перспективы

Новозыбковские литераторы В.Петроченко, Н.Щипакина, В.Басова, Л.Стародубец, Т.Пожиленкова, А.Вагабов
Новозыбковские литераторы В.Петроченко, Н.Щипакина, В.Басова, Л.Стародубец, Т.Пожиленкова, А.Вагабов

Члены клуба «Зыбчане» с юными литераторами из клуба «Пегас» (2003 год)
Члены клуба «Зыбчане» с юными литераторами из клуба «Пегас» (2003 г.)

Вручение Галине Сытобудской (руководитель клуба «Вдохновение») премии «Серебряный колокольчик» (2009 г.)
Вручение Галине Сытобудской (руководитель клуба «Вдохновение») премии «Серебряный колокольчик» (2009 г.)

Читает В.Корытко (2008 г.)
Читает В.Корытко (2008 г.)

Н.Кожевникова на вечере поэзии
Н.Кожевникова на вечере поэзии

Т.Пожиленкова на своей презентации (2003 г.)
Т.Пожиленкова на своей презентации (2003 г.)

Читает И.Радченко (2012 г.)
Читает И.Радченко (2012 г.)

А.Краевой на вечере В.Басовой
А.Краевой на вечере В.Басовой

Е.Хазанов на творческом вечере
Е.Хазанов на творческом вечере

Е.Мосягин в День Победы (2012 г.)
Е.Мосягин в День Победы (2012 г.)

На празднике в Белом Колодце (2011 г.)
На празднике в Белом Колодце (2011 г.)

И.Анисимов и другие литераторы на празднике в Белом Колодце
И.Анисимов и другие литераторы на празднике в Белом Колодце

В.Кухаришин
В.Кухаришин

Вручение общественной премии В.И.Анисимову (2002 г.)
Вручение общественной премии В.И.Анисимову (2002 г.)

В.Филонов (2001 г.)
В.Филонов (2001 г.)

А.Кублицкий и Е.Мосягин (2008 г.)
А.Кублицкий и Е.Мосягин (2008 г.)

Встреча литераторов с Ю.Ивановым (2004 г.)
Встреча литераторов с Ю.Ивановым (2004 г.)

Литература как часть духовной составляющей общественного бытия давно и вполне обоснованно включена в культурную орбиту Новозыбкова. Условно её можно разделить на две части — литература, созданная нашими земляками, занявшими определённую и признанную на региональном или даже российском уровне нишу, и литература, пока не известная за пределами города или области. Есть и небольшая прослойка земляков, — поэтов и прозаиков, проживающих в таких же удалённых от больших центров городах и весях, но работающих, печатающихся и не теряющих связи со своей малой родиной.

Понятно, что разделение это, по чисто разумным доводам, совершенно условное. Однако вряд ли кто станет оспаривать тот факт, что отмеченная столичными изданиями, а тем более подкреплённая званиями и членством в «союзах» литература ставится в нашем, да простится мне это сравнение, обывательском понимании, гораздо выше той, что создана людьми, живущими рядом с нами. Тут уж ничего не попишешь — нет пророков в своем Отечестве. Безусловно и то, что признание — вещь не сиюминутная и, как любое произведение искусства, написанное слово, по меткому выражению писателя Даниила Гранина, должно «отстояться». Увидеть же за непритязательными на первый взгляд строками «вечное и нетленное», дано, увы, далеко не каждому. Да и появление у нас хотя бы достаточно компетентных литературоведов и критиков (не говоря уже о специалистах высокого уровня) и без которых пока откладывается расширение местного литературного пантеона — дело, думается, не самого ближайшего будущего. Хотя вещи это взаимосвязанные, ведь хорошо известно, что «белинские» и «добролюбовы» без «пушкиных» и «гоголей» не рождаются.

Прошедшее десятилетие было отмечено рядом событий в литературной жизни города. Прежде всего нужно сказать о вышедших из печати поэтических сборниках и книгах новозыбковских авторов. Известный у нас прозаик, член Союза писателей России Владимир Петроченко познакомил читателей с двумя своими новыми произведениями, романами «Ташкентский разлом» и «Дым на горизонте». Второй сборник стихов Татьяны Пожиленковой «Комплекс полноценности» также стал продолжением поэтической серии этой интересной поэтессы, начавшейся на литературных страницах газеты «Маяк», где она долгое время работала. Несомненно, привлекли внимание любителей поэзии книги стихов Антонины Радченко («Оставленное и ожидаемое»), Вячеслава Корытко («Чаша бытия»), Натальи Муталибовой («Птицы к небесам»), Надежды Кожевниковой («Пролески»), Дмитрия Толкача, Марии Мухиной. Небольшим сборником стихов для детей отметилась Людмила Стародубец. Несмотря на то, что все они изданы на средства спонсоров и заботами авторов, а при аналитическом видении оказались не свободны от многих недостатков, присущих провинциальным редактуре и полиграфии, всё же они свидетельствуют, прежде всего, о развитии нашей культурной среды, активности живущих в городе поэтов и прозаиков.

Областные литературные издания также публиковали труды местных авторов. В журнале «Десна» «засветились» стихами и прозой Д.Толкач и Н.Кожевникова. Здесь же, а также в возобновлённом областном альманахе «Литературный Брянск», были напечатаны рассказы В.Быковой.

Появились произведения новозыбковцев и в двух вышедших номерах межрайонного альманаха «Славянское поле», объединившего под эгидой фольклорно-литературного праздника «Злынковская криница» любителей и профессионалов «изящной словесности» всего юго-запада области, а также наших земляков. Прописались на его страницах А.Радченко, В.Корытко, Т.Пожиленкова, Л.Стародубец, Л.Федорова. В литературном альманахе «На земле Бояна», издаваемом в Трубчевске и представленном брянскими литераторами, также можно было встретить знакомые имена новозыбковских авторов.

Несмотря на некоторые сбои, вызванные сменой литредактора и рядом других причин, в объединенной (городской и районной) газете «Маяк», продолжается выпуск традиционной «Литературной страницы», хотя о прежнем уровне, былой периодичности и регулярности остается только вспоминать. Вместе с хорошо известными у нас ранее поэтами и прозаиками здесь появился ряд новых имен. Среди них Владимир Виноградский, отметившийся уже несколькими авторскими сборниками. Стал активным участником страницы и переехавший в наш город на постоянное место жительства член Союза писателей России, известный брянский поэт Иван Радченко. К сожалению, в других печатных органах появление материалов о наших мастерах художественного слова и их творчество — пока большая редкость. Компенсируют подобную диспропорцию современные технологии. Интернет-сеть становится прибежищем и литераторов. На популярном и известном сайте «Стихи.ру» можно найти и фамилии авторов-новозыбковцев, нынешних и бывших. Здесь, на общественном сайте «Новозыбков.ру», открылся раздел «Арт-клуб», где можно прочитать стихи и рассказы земляков, написать отзывы и комментарии к ним. И эта тенденция вытеснения литературной продукции из печати в виртуальное пространство, — по всей видимости, объективная реальность нашего времени. Несомненно, что тут нас ждёт много неожиданных и приятных открытий, однако, с другой стороны, такой неконтролируемый поток чреват засилием произведений весьма отдаленно напоминающих художественную литературу, особенно среди начинающих и претендующих на широкое признание авторов.

Центральная городская библиотека организовала и провела ряд творческих вечеров местных литераторов, приуроченных к юбилейным датам. С успехом прошли встречи с Евгением Свистовым (М.Владимирским), Валентиной Басовой, Антониной Радченко, Любовью Фёдоровой, Алексеем Краевым, были выпущены буклеты о их творчестве. Проходили здесь презентации сборников и встречи с земляками, в частности с поэтом из Самары Ефимом Хазановым. Подарил библиотеке и краеведческому музею свои книги и другой наш земляк — москвич Евгений Мосягин. Отметились за эти годы выходом авторских сборников, книг прозы и целый ряд литераторов, проживающих в других городах, жизнь и творчество которых также были связаны с Новозыбковом. Среди них В.Мегре (В.Пузанков), И.Бисев, А.Кудрявцев, П.Прагин.

На празднике в Белом Колодце (2006 г.)
На празднике в Белом Колодце (2006 г.)

Литературный праздник в селе Белый Колодец, посвящённый И.А.Швецу, ежегодно собирает в день его рождения жителей города и района, гостей из области, всех, кто любит и почитает творчество нашего земляка. Значительный вклад в его проведение продолжают вносить районный отдел культуры и районная библиотека.

Местные творческие объединения и клубы, такие как «Зыбчане», «Родник», «Вдохновение», «Поэтический шатёр» в настоящее время значительно снизили свою активность, снизошли до уровня кружков и заочных секций, что стало объективно закономерным результатом на фоне разобщённости литературных сил, прекращения существования собственных печатных органов, отсутствия заинтересованности и поддержки со стороны местной администрации, отдела культуры. Да и трудно говорить о каких-то отдельных группах со своими взглядами и творческими установками, если они только декларируются подборками на газетных полосах. К тому же многие авторы публикуются под эгидой нескольких «союзов», нисколько не стесняясь частой сменой «партийной» принадлежности, вызывая со стороны читателей усмешки по поводу такой неразборчивости местных «пиитов» и критические выпады в сторону творческих «центров». Вот и новой редакцией городской «Литстраницы» в последнее время уже не приветствуется подобная «групповщина» и все публикуемые авторы представляются вместе.

Желание же объединиться на новой основе пока должного результата не принесло и дальше деклараций о намерении не продвинулось. Нет пока лидера и авторитетного организатора этого движения, способного объединить, сплотить и возглавить такой разноликий контингент. Попытки же организовать их волевым решением, как бы это ни вуалировалось, заранее обречены на неудачу — не те ныне времена. Сказывается на этом и отъезд из города известных и авторитетных людей, связанных с литературным творчеством, многих ранее популярных авторов, в частности В.Корытко, В.Фельдмана, В.Кухаришина и др.

С.Пашкова на открытии выставки (2003 г.)
С.Пашкова на открытии выставки (2003 г.)

Одной из главных причин, повлиявшей на нынешнее состояние городского литературного сообщества, стал уход из жизни ряда известных наших деятелей литературы, цементировавших, если можно так сказать, её. Это, прежде всего, В.М.Филонов и Г.И.Писаревский, оказавшие на творческую жизнь города особо значимое влияние, а также Л.А.Черкасова, выпестовавшая немало литературных талантов. Несомненно, символом высокого служения творчеству, хранителем памяти о муже, писателе А.А.Жаренове, была С.И.Пашкова, со смертью которой оборвалась та нить, которая связывала нас с живыми свидетелями нашего прошлого. Велика была роль в литературном краеведении А.Г.Эпштейна, В.И.Анисимова, А.Г.Кублицкого. Такие потери восполнить, во многом, просто невозможно.

Участники Андреевских чтений 2004 г.
Участники Андреевских чтений 2004 г.

Тяжело отозвалась и смерть известного литературоведа и литературного критика, члена Союза Российских писателей, преподавателя БГУ, профессора Ю.П.Иванова. Ведь именно с формированием в Новозыбковском филиале БГУ объединения молодых литераторов, знатоков поэзии и ныне связываются основные надежды на возрождение прежнего уровня местной литературы, существовавшего ещё со времён НГПИ. Проводимые здесь научные конференции, как например, посвящённые Ф.И.Тютчеву и Д.Л.Андрееву (Андреевские чтения), становятся залогом серьёзной исследовательской работы литературоведческого направления, затрагивающей в перспективе и творчество писателей, жизнь и деятельность которых была связана с Новозыбковским краем. Именно наличие в городе серьёзной прослойки учёных-филологов, чьё мнение и авторитет не будут подвергаться сомнению, предотвратит сползание местной литературы в болото дилетантства, повысит её профессиональный и общественно-значимый уровень. А недавнее присуждение областной литературной премии им. П.Проскурина преподавателю филиала БГУ М.А.Мухиной как раз и говорит об этом.

Несомненно, что городу недостаёт и крупного литературного праздника, подобного районному, организация и проведение которого вдохнули бы жизнь в нашу местную литературу, подняли интерес к литературному краеведению и уровень культуры в целом. У нас ведь были и очень известные земляки — писатели, в честь творческих достижений которых и мог бы осуществиться такой проект.

Одним из направлений, о котором хотелось бы здесь сказать, ибо оно напрямую связано с воспитанием патриотизма, — стало бы создание литературных музеев или хотя бы музейных уголков, посвящённых нашим самым известным мастерам слова. То, что в городе упустили создание музея-квартиры А.А.Жаренова, к чему были объективные предпосылки, — явная недооценка значения духовного влияния литературы на мировоззрение подрастающего поколения, культурного просвещения. Нет у нас мемориальных досок, других памятных знаков там, где родились, жили, бывали Фёдор Мельников, Мирра Хенкина, Виктор Губарев, Артём Маневич, Григорий Куренев, Лев Куклин, Константин Титов, Николай Водневский, другие известные писатели и поэты. Не только подвигами на поле брани славятся отчие края, и, наряду с аллеей воинской славы, должна существовать, пусть и не в таком виде, аллея славы культурно-исторической, где роль писателей, целителей человеческих душ, должна быть отмечена первостепенно. Ведь именно духовные наставники оставляют в сердцах поколений наиболее яркий след, пусть и не украшена была их грудь государственными наградами. Только при таком уважительном отношении к известным предшественникам, изучении их наследия, беря с них пример, можно быть уверенным, что и среди нынешнего поколения наших молодых поэтов и прозаиков зажгутся в будущем яркие литературные звёзды.

Хочется надеяться, что литературная жизнь Новозыбкова продолжится и будет развиваться, несмотря ни на какие перипетии. Залогом этого станут традиции культуры нашего города, его неиссякаемые творческие силы.

Обложки книг, изданных новозыбковскими литераторами за последние годы

55 комментариев:

  1. Руслан говорит:

    ужас,как мало молодёжи=( никто книги не читает, следовательно, не развивается… одни автомобили на уме и синька((

  2. Вадим Фельдман говорит:

    У меня есть несколько замечаний по этому тексту, если я их сразу все запишу, то Ваш текст превратится в мой:) Поэтому просто буду подбрасыват дрова в печь, посмотрим, что выгорит.

    1. Противопоставление творчества местного и центрального, как мне кажется, не является ценным аргументом. Есть творчество хорошее и плохое. Люди стремятся читать классные книги, и не находят времени на второсортную продукцию новозыбковского литературного бомонда. То, что она второсортная — тут согласны все. И именно в этом надо искать причину непопулярности литстраниц, а не в чем-то другом. Но это колесо ведь крутится в две стороны — литературная элита новозыбкова на 90% страшно, критически неначитана хорошими текстами и не занимается ими на своих собраниях. Отсюда и падение качества собственного творчества. Если не читать хорошей литературы — ее и не будет. Я предлагал соотношение 70 к 30, то есть 70 процентов времени говорить о мастерах своего дела и только 30 процентов о себе. Увы, к моменту моего отъезда соотношение было 0 к 100, сами знаете, в какую сторону. Торговаться по процентам можно — но ноль к 100! это перебор.

  3. Boris говорит:

    Вадим, ты не дров в печь подкинул, а керосину плеснул, К. Попов хорошо знает разницу.:) Ты слишком категоричен, нельзя так к людям творческим, даже если они просто любители-литераторы. Ну и диалектика: количество переходит в качество, есть же среди новозыбковцев очень прилично владеющие пером, тебе ли их не знать.

  4. Anna Дмитроченко говорит:

    Мне представляется, что занятие творчеством достаточно симпатичное и хорошее дело, пусть люди самовыражаются, как умеют. Среди наших авторов люди разного уровня таланта, есть вполне достойные профессионалы, есть крепкие любители, есть и дилетанты. Но их всех объединяет тяга к прекрасному и желание доставить радость своим читателям. Спасибо им всем! Согласна с Костей — у города должен появиться свой собственный литературный праздник, у нас немалый выбор имён для этого, также всецело поддерживаю его мысль о том, что учёные — филологи Новозыбкова могли бы выступить в качестве литературных критиков наших разнообразных и разноталантливых авторов.))

  5. Вадим Фельдман говорит:

    Если бы я был категоричен, то цифры были бы другими:) Я достаточно либерален, как ни странно. Но слово «любитель» предполагает не страсть к своему творчеству, а нежные чувства к литературе как таковой, в которой надо искать себе место. Попытка писать стихи мимо «теории литературы» — это самолюбование, а не любительское творчество. Если человек играет любительски, скажем, в карты, это же не значит, что он не должен понимать общих правил игры? Человек, который туза не отличает от шестерки — не любитель, он живет по собственным, им созданным правилам. С таким играть в карты неинтересно.

    Теперь о критике. Это был пункт номер два.

    В Новозыбкове есть филологический ВУЗ. Это уже упоминалось. В начале его работы в город каждую неделю приезжали доктора наук, кандидаты наук, каждый год выходили из ВУЗа несколько десятков филологов. И что? Кто-нибудь из поэтов вообще решился на филологическую экспертизу своего текста? Не важно, за деньги ли, за бесплатно ли, — можно было попробовать анонимно. Вместо этого все шли прямо в Маяк. Там работали люди (не будем называть фамилий), к литературе непосредственного отношения не имевшие. Некоторые из них считали Пастернака, Маяковского, Блока плохими поэтами, не стеснялись об этом говорить громко. Из литературных направлений поддерживали только реализм, плохо понимая, что это такое. Печатали они всегда одних и тех же, художественный уровень не контролировался.

    Ни «Маяк», ни сами литераторы не пошли по правильному пути — пригласить экспертов для публикации стихов. Почему? Да потому что настоящая филологическая экспертиза — это страшно. Это же надо в глаза реальности смотреть. Проще пройтись по верхам и напечататься.

    Я уже когда-то писал — готов работать на новозыбковскую литературу бесплатно. Присылайте свои стихи — получите рецензию. Она будет честная. На анонимность я согласен.

    Так что второй тезис статьи — о том, что в городе нет литературной критики — это неверно. Есть несколько кандидатов фил. наук, есть поэты с победами в крупных конкурсах, есть просто талантливые поэты — так что с этим намного лучше, чем со стихами.

    • Anna Дмитроченко говорит:

      Вадим, ведь и Ваши стихи не всем понятны, некоторым они активно не нравятся))! В оценке поэзии, как нигде, велика доля личных предпочтений, поэтому, мне кажется, для наших начинающих авторов был бы уместен «поэтический ликбез», т.е. небольшие статьи об основах стихосложения, о ритме и рифме, о видах поэтических строф и проч. А для сложившихся авторов, для тех, кто считает, что его поэтический голос вполне определился, это послужило бы просто дополнительным стимулом к самообразованию и самосовершенствованию. Если некогда заниматься самому этим «ликбезом», думаю, что даже Ваши авторитетные ссылки на теоретические источники, кому-то помогли бы увидеть свои недостатки. Мне кажется, что напрямую, даже на условиях анонимности, к Вам решатся обратиться лишь немногие авторы.

      • Вадим Фельдман говорит:

        Анна, меня опередили.

        Вопрос о том, нравится ли моя поэзия, или нет — второстепенный. Я филолог с высшим образованием, у меня есть очень большой опыт рецензирования, я делаю это очень неплохо. Свое личное творчество рецензировать нельзя — это понятно.

        Вы совершенно правы, когда говорите о личностном в оценке произведения. Но субъективная сторона оценки имеет значение только тогда, когда заложена объективная база — то есть когда у него есть определенный уровень. В остальных обстоятельствах все познается объективно. Проще говоря, не надо быть супер-профессионалом, чтобы понять, где есть уровень, а где его нет. Это видно по реакции публики.

        Например, никакого субъективизма нет в понятиях общей теории литературы — грамотность речи, штамповка образов, плагиат, полу-плагиат, идейная наполненность, образы героев. Никакого субъективизма нет и в том, чтобы обвинить автора в слепом подражании, в плохой стилистике и т.д. И вот когда этого нет — тогда можно начинать субъективничать.

        Что до меня. то меня всегда радовало активное неприятие моих стихов определенной группой населения. Это отличное состояние — когда тебя не любят. Намного хуже, когда тебя не узнают. Плохо не иметь своего лица. Уж что-что, а стихи Вадима Фельдмана свое лицо имеют.

        • Anna Дмитроченко говорит:

          Вадим, всё же я думаю, что начинать надо с просвещения, а не с рецензирования. Вот тут Ваше филологическое образование пригодилось бы в первую очередь, а уж рецензии — потом, когда Вам поверят.)

          • Вадим Фельдман говорит:

            А, мы путаем термины. Я и предлагаю просвещение. Я не занимаюсь субъективной оценкой литературного творчества — я не приемлю литкритики. А вот про форму стихотворения я могу говорить годами.

            С другой стороны, а кто должен мне «верить»? Я на стихах. ру имею 19 000 читателей, на стихии ру. около 10 000. Рецензии на 80% положительные. Меня публиковали в Питере, Москве и Чикаго (не за мой счет), я был номинантом двух-трех конкурсов с несколькими тысячами участников. Вел рассылку на стихии ру на 30 000 человек. На главной странице стихиры был несколько раз. Мои стихи перепечатывали крупные блоги и Члены Союза Писателей РФ. Не думаю, что мне уж так экстренно необходимо признание начинающих новозыбковских поэтов:)

            • Anna Дмитроченко говорит:

              «Я на стихах. ру имею 19 000 читателей, на стихии ру. около 10 000. Рецензии на 80% положительные. Меня публиковали в Питере, Москве и Чикаго (не за мой счет), я был номинантом двух-трех конкурсов с несколькими тысячами участников. Вел рассылку на стихии ру на 30 000 человек. На главной странице стихиры был несколько раз. Мои стихи перепечатывали крупные блоги и Члены Союза Писателей РФ.»

              Ну, подождём, возможно, кто-то и обратится к Вам за советом. Я разве против?))

              • Вадим Фельдман говорит:

                Анна, так все дело-то в том, что не обращаются. Не только ко мне — Бог со мной — вообще никуда и никогда. Просто не обращаются, и все. Об этом и разговор:)

                • Anna Дмитроченко говорит:

                  Вадим, мне ведь всё ясно с публикациями, и с авторами — графоманами. Никогда они не согласятся, что пишут совсем не стихи, а что-то иное, никогда и за помощью не обратятся, за критикой, соглашаются только на комплименты. Это беда, конечно. Просто я не вижу выхода, пусть свою бездарность сублимируют в то, что они считают поэзией, чем в какую-нибудь агрессию по отношению к окружающим))

                  • Вадим Фельдман говорит:

                    Вот это верно:) Другой вопрос — как должны реагировать редакторы.

  6. Boris говорит:

    Но, Вадим, не всегда гамбургский счёт уместен. Нет предмета для дискуссии: не перелопатив всё мировое литературное наследие, настоящим профессионалом не стать, но ведь многие и не стремятся сталь высокими профессионалами. Люди просто получают удовольствие от собственного творчества, хотят поделиться им с окружающими. Это ведь испокон веку идёт, от домашнего музицирования, стихов в альбомы дамам, общественных театров… Чем плохи такие вещи, как народный драмтеатр, духовой или эстрадный оркестр, выставка художников-любителей? Почему бы и не существовать соответствующему изданию для любителей поэзии и прозы? Конечно, нужен достаточно жёсткий отбор, радакторкая правка, отсечение совсем уж явных графоманов, но сама идея хороша. Между прочим, бывает, хотя и редко, абсолютно природный дар, как говорят-Бог поцеловал, и маленький человечек, дитя, в сущности, пишет невероятно выразительные стихи. А ведь прочесть многое из предшественников такой юный поэт просто не мог, в силу возраста. Возможность увидеть свои опусы напечатанными, заставили бы многих иначе, ответственнее относиться к своему творчеству, научить отделывать стихи и прозу, повышать технику версификации. И вообще, «артиста обидеть не трудно…» :)

    • Anna Дмитроченко говорит:

      Истина, Борис! Я недавно где-то прочитала, (в интернете, разумеется), что настоящими стихами должны считаться те, у которых есть хоть один ценитель, кроме автора. В конце концов — стихосложение вполне безобидная деятельность, не нравится — не читай! :)

      • Вадим Фельдман говорит:

        Понимаете, Анна, в конечном итоге хобби — это дело хорошее. Да, безобидно, да — можно классно провести время. Читатели найдутся у любого — тоже верно. Все, казалось бы, хорошо. Но Вы себе не представляете, что такое «медные трубы». Это нам тут кажется, что сам любитель внутренне понимает свою поэтическую ограниченность и ни к чему не стремится. На самом деле, все не так.

        Слабые поэты, если их вовремя не останавливать, начинают организовывать общества, управлять ими, добиваться государственных субсидий. Пользуясь тем, что администрация города, мягко говоря, далека от изящной словесности, они выбивают себе из нее средства на сборники, становятся таким центром, к которому обращаются по вопросам поэзии банки, чиновники, ценители литературы, посетители платных и бесплатных концертов. Создается такое искаженное представление о литературной реальности.

        На личном фоне у них тоже возникают отклонения. Например, бесконечная публикация собственных сборников — для кого? Для сотни читателей? Хорошо, если за свои деньги. А то ведь за казенные:) То есть за наши с Вами.

        Все это не так безобидно, если человек прибавляет к своему хобби некоторую общественную активность.

        • Вадим Фельдман говорит:

          А главное (это ответ на Ваше замечание Историку) — нельзя печатать это все в газетах, так как газета — это ориентир. Это же дети читают, — будущие потребители литературы. И воспринимают это за уровень. Да и жителям города тоже неплохо бы прививать хоть какой-то литературный вкус….

        • Anna Дмитроченко говорит:

          Вадим, я это понимаю, согласна с Вами, что, когда стихи никакой критики не выдерживают, то нужно посоветовать автору заняться другим делом и не сажать его на
          «иглу» тщеславия, не соблазнять «медными трубами». Но для этого и необходимо просвещение, не у всех есть врождённый поэтический слух.

    • Вадим Фельдман говорит:

      Идея отличная, проблема в ее администрировании. Да, любительский литературный театр нужен, — так как людям нужно самовыражение. Но этот шаг в городе Н. сделал давным-давно. Я же не призываю его закрыть:) Есть Зыбчане, Родник и пр. Ради Бога — самореализуйтесь.

      Но проблемы начинаются на уровне администрирования. Ведь никакой редакторской правки-то и нет. Никакого отсечения графоманов — тем более. Есть всеобщий доступ к публикации благодаря членству в Клубе. Администрирование страдает на этапах отбора произведения для сборника (нет редактора, есть устные договоры друзей), на этапе выдачи поощрений (те же и тем же), на этапе привлечения молодежи, на этапе проведения мастер-классов, на этапе популяризации идеи, на этапе вовлечения местного творчества в рамки общего литературного процесса.

      А итог таков — очень часто в результате этих местечковых признаний в любви друг другу и страха перед конфликтом лидирующие позиции как в Сообществах так и на первых полосах литературных страниц местных газет занимают самые слабые поэты и очень слабые стихотворения. И этот итог печален.

  7. ИСТОРИК говорит:

    И так началось. Как говориться закипело.
    1. Я согласен с Вадимом Фельдмоном. Во многом поэзия местных поэтов — ОТСТОЙ. Авторы не работают над стихосложением. Не развиваются. Не учаться писать стихи, а пишут и издаются. Даже если у них есть первоначальные способности, то через лень свою они их утрачивают. Становяться баналыми стихоплетами.
    2. Анна. Филолог — это профессия. А поэзия — это душа. Филолог и поэт — две разных весовых категории. Это Ваше столь великое заблуждение поражает и даже шакирует. Не понимать это, значит не понимать поэзию.
    3. Помните «В чем сила брат? — В правде !». А правда в том, что утрачена литературная школа. Духовно-нравственная среда в городе находиться ниже плинтуса. И кто её будет подымать,когда вся страна в дерьме по самые …не ясно даже в ближайшей перспективе.

    • Anna Дмитроченко говорит:

      Филолог, конечно, профессия. Но это такая профессия, которая позволяет оценивать поэзию по вполне строгим научным критериям, как и указывает Вадим Ф. Другое дело, каждый ли, кто думает, что он пишет стихи, может считаться поэтом?.. Есть стихи, не нуждающиеся ни в каких рецензиях, настолько они оказываются далеки от того, что Вы называете «душой». Вот я и говорю, что к стихам наших местных поэтов нужно относиться так, как этого хотят их авторы. Если кто-то из них хочет расти, то должен, конечно, изучить некоторые разделы филологии, а если кто-то считает себя совершенством, то пусть остается со своей душой. Главное, чтоб были желающие им внимать.))

      • ИСТОРИК говорит:

        И так:
        1. филолог ИЗУЧАЕТ, а не ОЦЕНИВАЕТ (как пишите ВЫ). И не поэзия, а её язык и т.п.
        2. Стихотворец который публикует своё творчество должен понимать свою ответственность за то какие идеи он проповедует в своём творчестве. А вы пишите что у Вас глубокое презрение к этому посылу. Пусть пишет в стол, для друзей. А если решился на публикацию, то будь добр соответствовать ПОЭЗИИ.
        3. Изучив Ваше мнение понимаю что Вы:
        — человек который не написал не строчки,а все туда же — в Поэзию.
        — и для которого обозначать себя любым способом — Ваше призвание и преднозначениев жизни.
        Все.

        • Anna Дмитроченко говорит:

          Филолог старается изучить, чтоб сделать выводы, насколько творчество конкретного человека соответствует общим требованиям к поэтическому слову, т.е., в конечном итоге оценить.
          Про презрение не поняла. Я пишу о реальной ситуации, а не предполагаемой. Моё личное мнение — большинство из того, что печатается в нашей прессе не заслуживает даже того, чтоб храниться «в столе», но уж коль печатают, то с какой радости я буду переживать? Я этого просто не читаю, лишь скольжу глазами, поэтому меня и не задевает уровень публикаций. Если кому-то это приятно, то пусть радуется публикациям! По крайней мере, это не моя проблема, почему эти опусы печатаются.
          Да, я никогда не считала, что пишу стихи и никогда их не пыталась печатать, за исключением одного-единственного раза в арт-клубе, на этом сайте.
          Конечно, пока я жива я и буду обозначать себя, правда, не любым способом, это мне никогда не требовалось, а таким, который я считаю уместным.

        • Александр Карпов говорит:

          Господин аноним, вместо того, чтобы хамить участникам разговора, Вам было бы полезнее заняться грамматикой. А то, чего доброго, вдохновишись дискуссией, напишете что-нибудь душой, а филологи не только изучат, но и оценят. Начните хотя бы с этого простого правила: тся/ться.

        • Вадим Фельдман говорит:

          Я заступлюсь за Анну. Она очень тонкий и корректный собеседник. Наши взгляды часто не совпадают, но она точно хочет всем добра. Да, всем добра желать невозможно — но это сила женщины. Поэтому не стоит с глобальными обобщениями подходить к ее рекоммендациями. Все-таки мы тут не о спасении Руси говорим, а о литературе — она должна объединять. Надо держать себя в рамках приличия.

    • Boris говорит:

      О какой утраченной литературной школе вы говорите? Если в глобале, о большой русской поэзии, то не согласен, ничего подобного! Русская поэзия жива-живёхонька, другое дело, что публичный интерес к ней очень невелик-есть эпохи, когда поэзия не востребована. Да, это связано и с политико-экономической обтановкой в стране, иначе и быть не может. Если же вы о новозыбковской литературной школе, то её никогда и не было, просто масштаб города не тот.
      К словам «душа», «вдохновение», по отношению к литературному труду я отношусь чрезвычайо скептически. Литературная работа-это тяжёлая пахота, причём, достаточно неблагодарная, ежедневная и круглосуточная. Впрочем, это совершенные банальности. Борис Стругацкий, недавно ушедший от нас, писал об этом, о трудной и противной, тягомотной и выматывающей работе, и предупреждал: коли вам нравится сам процесс написания-осторожно, велика опасность, что вы графоман. Ну, Вадим-то, как я понял, и предупреждает об опасности графомании, в напечатанном виде. Я, честно сказать, не вижу в этом проблемы. Стихи-такое дело-или торкает, или нет. :)

  8. Boris говорит:

    А, забыл: очень многие стихи Вадима мне нравятся, если не формой, то мыслью, интеллектом. и вовсе не потому, что он мой сын. Он свидетель-я, в оценках его творчества никаких поблажек-скидок не делаю, хотя для него это всего лишь хобби.

    • ИСТОРИК говорит:

      Да будет Вам известно что она в городе была, да Вы её просрали…
      С чем Вас и поздравляю.

      • Boris говорит:

        «Просрали»-это вы мне? Какая простота нравов на форуме! :) Просто родным повеяло, мокренькой портяночкой.

  9. Вадим Фельдман говорит:

    Третья тема, которую хочется обсудить — это сборники. Является ли выход сборника поэта литературным событием? Вы знаете, большинство этих сборников часто являются исключительно знаковыми событиями в жизни самих писателей и их родственников. Книги не продаются, да и не выставляются на продажу. Изданные за свои деньги, они, конечно, отправляются во все библиотеки, но там и гниют. Конечно, это дело каждого. Но литературное событие — это не само появление книги в переплете, а реакция на этот сборник в обществе.

    Я не скромный человек, это всем известно. Поэтому самым большим событием поэзии Новозыбкова считаю выход из принтера сборник «У подножья несказанных слов», в котором мы в рамках самиздата опубликовали стихи Марии Мухиной, Сергея Чувина, Дмитрия Козлова и др. Во-первых, там был контроль качества и предисловия со стороны. Во-вторых, это был сборник, на который реакция последовала незамедлительно — общество его приняло и обсуждало. Это издавалось не для галочки, не для библиотеки Ленина, а именно для дискуссии. В этом сборнике была поэтическая программа, идея — и это не было сборником одного человека.

    Это было тоже сделано за свои деньги — но сделано с любовью к большой литературе. И это знаково. А то, что вышел сборник какого-то там…. Не думаю, что это так интересно.

    Самые же важные литературные события года связаны с именем Марии Мухиной.Она получила Проскуринскую премию (об этом почему-то упоминается вскользь) и была победителем в одной из номинаций «Золотой строфы». Но это уже другой вопрос – вопрос приоритетов, о котором я буду говорить позже.

    • Anna Дмитроченко говорит:

      Если серьёзно, а разговор этот очень серьёзный, то, я думаю, что сборники качественных стихов (простите за полупромышленный термин) можно было бы распространять по подписке, как это делалось когда-то давно в России. Все, желающие поддержать нового автора, а заодно и приобрести его сборник, всё равно, прозы или стихов, сдавали бы какую-то сумму на его издание, думаю, что от 500 руб. до 1000 можно было бы найти почти каждому любителю литературы и патриоту города, а дальше уже печатали бы любым способом, хоть и на принтере, и всем было бы хорошо. Сборники бы не оседали только в библиотеках, авторы бы знали, что у них есть заинтересованные читатели и литературная жизнь города оживилась бы. Думаю, что два сборника в год наша общественность бы осилила. ))

      • Вадим Фельдман говорит:

        Совершенно верно. Но Ваша идея закруглится на уровне редактора сборника. Это уже проходили. Дело моментально оседлает главный графоман, который будет публиковать своих друзей. Так что в цену обязательно надо включить зарплату литературного редактора со стороны.

        • Anna Дмитроченко говорит:

          Значит, надо приглашать редактора, не связанного со «своими да нашими»!:))

          • Вадим Фельдман говорит:

            Вот я и предлагаю Константину, как человеку авторитетному, этим озаботиться.Надо обратиться в ВУЗ и попросить г-жу Стародубец, например, или ту же Марию Мухину, провести отбор для сборника, чтобы там было качество. Если будет приличный сборник — то я лично оплачу часть его стоимости, — вне зависимости от того, буду я в нем, или нет.

  10. Олег (тот самый) говорит:

    Вадиму Фельдману
    Вадим, благодаря Вашему само-пиару я, наконец, познакомился с Вашим творчеством. На сайте стихи.ру. И оно мне понравилось (особенно про немецкую девушку). Так что можете добавить еще одну положительную рецензию к хору Ваших почитателей. Почему же Вы не публикуетесь на сайте родного города? Добавляя качества и стереофонии литературной странице на портале родного города. И что за мода пренебрегать орфографией и пунктуацией (это верно и для Ваших постов)? Это приводит к сложности восприятия: порой непонятно, то ли это неологизм, воля автора или просто банальная описка.

    • Вадим Фельдман говорит:

      Спасибо. Само-пиар — это качество человека искусства, — в искусстве нельзя быть скромным, тебя просто затопчут и съедят:)

      О моей грамотности уже много говорилось. Дело вот в чем. Я могу контролировать свою грамотность и писать качественные диктанты. На «грамоте.ру» у меня почти нет ошибок, да и ВУЗ я закончил с отличием (по филологии). Вузовские диктанты я писал, в среднем, на «4». Но стоит мне прекратить намеренный контроль грамотности текста и начать импровизировать — я тут же теряю половину своих умений в этой области. Проще говоря — я не способен писать грамотно, если я расслаблен или не думаю об этом. Не знаю, то ли это просто какая-то логопедическая слабость, то ли три языка, которые я активно использую каждый день, влияют на этот процесс… Словом, я уже к этому привык, но важные посты стараюсь проверять.

      Спасибо за добрые слова.

  11. Const говорит:

    Вот, кажется, и сгорели все дрова, даже, вроде, искры погасли . Попробую обобщить здесь сказанное (где, Борис, и пригодится «керосин»). Вообще литературная тема почему-то всегда «больной» вопрос, о который ломается все, что попадает под руку. Причем не только на местном уровне. Что поделаешь, «Поэт в России больше чем…». Данная статья (за некоторыми изменениями) — вступительное предисловие к готовящемуся к печати альманаху. Размер 2,5 страницы не позволяет углубиться в подробности или критический разбор. Да и такой цели здесь не ставилось. Задача статьи всего лишь зафиксировать уходящее время, ведь через несколько лет многие подробности просто забудутся. Очень жалко, что мы очень мало знаем о литературной жизни города довоенной, послевоенной, середины прошлого века… Единственный по сути источник, это «Литстраница» городской газеты, которую не ругает ныне, как говорится, только ленивый. А зря, хотя бы только по причине ее архивной и литературно-краеведческой ценности.
    Любой литературный или журналистский продукт интересен, прежде всего, индивидуальностью, как творческой, так и редакторской. Рейтинг новозыбковских литераторов произвольно взятого «литературоведа», на основании каких бы мнений он ни был составлен, безусловно, будет отличаться от того же пронумерованного «списка Шиндлера» других интересующихся этим любителей или специалистов литературы. Вообще же критерий отбора на 2/3 всегда личное мнение, а объективность в оценке творчества — всего лишь совокупность личных т.е опять же субъективных мнений. Объективность же подлинная, буквально говоря, это то, что можно оценить реальными цифрами: метрами строк, временем работы, величиной гонорара и т.д. Вот и делайте выводы.
    Спасибо, Вадим, за доверие включиться в работу по изданию сборника, но пока этому есть причины отказаться. Во-первых, сейчас, как указал выше, уже занят редакторской работой и, по всей видимости, не одноразовой — есть планы продолжить ее еще на несколько выпусков. Во-вторых, сейчас не вижу объединительной идеи, которая стала бы концепцией такого издания, хотя в истории города уже было три сборника. Два представляли творческие объединения (НАПП, «Родник») и одно — творчество молодых (упомянутое в комментариях выше). В третьих, это далеко не коммерческий вариант — приобретать и читать насильно никого сейчас не заставишь. Более интересен в этом смысле проект литературного журнала или альманаха, где можно разбавить однотонность художественного текста другими публикациями, к чему склоняюсь и я.
    Есть еще одна интересная идея, которую здесь впервые высказываю, но как к ней подступиться пока не представляю — это создание антологии новозыбковской поэзии (возможно вообще литературы, если взять шире). Вариантов несколько, но, прежде всего, это кропотливый архивный труд, на который не каждый согласится.

    Postscriptum: По поводу ошибок в комментариях. Как-то нашел в «Паутине» «Заповеди посетителя Интернета» (жаль не записал). Так вот, золотое правило под №2 гласит (воспроизвожу по памяти, произвольно):
    «Если нету аргумента, проверь грамматику у оппонента!». И еще убийственный «аргумент». Как известно, отсутствие грамотности один из объективных признаков гениальности. Многие великие элементарно, по причине неординарного устройства мозгов, не могли следовать точной грамматике языка. Ни больше, ни меньше.
    Надеюсь некоторых взбодрил?

    • Вадим Фельдман говорит:

      Спасибо:) А кто будет в альманахе?:) И не стоит ли туда включить верных родному городу апатридов?

  12. Const говорит:

    Оказалось много юбилеев, классиков местных. Посему получилось, в основном, без ныне проживающих в г.Н. Но, кое что будет, всего 11 авторов. Плюс статьи о них, еще художники, фотографии (они в основном уже здесь представлены). Всего пока разглашать не буду. Есть апатриды, как заграничные, так и внутрироссийские. насчет их верности, также как и Вашей, я никогда не сомневался, но… что поделаешь, объем не резиновый. Сейчас издатель, он же спонсор ищет типографию с более низкими ценами. Новозыбковскую решили не использовать, в прошлом издании они своей полиграфией всю малину испортили… В общем, отбили надолго охоту печатать, хотя, как говорится, время лечит. По мере развития событий буду держать в курсе.

  13. ИСТОРИК говорит:

    Мне всегда нравилась Ваша Костя самостоятельность в любом литературном процессе. Да у нас в этом году много историко-культурных юбилеев связанных с людьми родившимися в нашем городе. Но, это не повод для выхода очередной «солянки» прошлого. Ведь, как я полагаю Вы разместите все те же статьи 5-ти или 10-ти летней давности?
    Поэтому от этого радости не будет. Над этим должен работать в городе наш министр культуры, а не Вы. Вот если б этого министра можно было за его бездеятельность народом снять с должности тогда б и разговор был да и литературный процесс был бы другой. Но этот процесс увы уже не городской, в областных литературных журналах то же самое. Кризис. И в России кризис.

  14. Const говорит:

    Главное — передовица будет новой, хотя ее уже тут изрядно обсмаковали. Насчет же свежины, то у меня свое мнение. Уж лучше консервы хорошей фирмы, чем свежеприготовленное поварами сомнительной квалификации. Да и ставить оценки заранее и делать выводы не имея на руках предмета спора, я бы поостерегся. Вот, между прочим, с удовольствием смотрю телеканал «Время» — в прошлом больше ответов на сегодняшние вопросы.

    • Вадим Фельдман говорит:

      Константин, при всем уважении, — мне кажется, что это будет ошибка. Если в этом сборике снова собраны люди (какого бы качества их стихи не были) которых публикуют «везде и всегда», так называемые «ветераны новозыбковской литературы», у которых юбилеи, в общем-то, каждый год:) то это снова прекрасные задумки, которые ни к чему не приведут. Это снова отказ от творчества молодых, это снова неправильная расстановка приоритетов (не победители серьезных конкурсов, не люди, добившиеся реальных результатов на уровне областной и федеральной литературы, а просто представители местного бомонда), это снова отказ от отсечения графомании низшего пошиба — это никуда не приведет. И главное — это снова централизованная редактура одного-двух людей без филологического образования.

      Не примите за жесткую критику — я Вас очень уважаю и все такое прочее, но в Ваших силах было бы повлиять на этот процесс в сторону прогресса. Все это уже было, и такие сборники «для родственников» валяются по домам поэтов нечитанные и служат, в лучшем случае, для поднятия самолюбования. Деньги спонсоров жалко — они-то в литературе не разбираются, думают, что доброе дело делают, а получается — вкладывают в очередную зияющую пустоту

      Вы не обижайтесь, — я всегда об этом говорил, такая у меня точка зрения.

      • Anna Дмитроченко говорит:

        Поддержу Вадима! Хочется новых имён и новых открытий!)) При этом абсолютно не умаляю заслуг старшего поколения наших литераторов))

  15. Const говорит:

    Спасибо, Вадим, но давать сейчас советы по предстоящему содержанию издания, это все равно что наставлять в целомудрии бабу на сносях, к тому же уже с кучей детей. Альманах смакетирован и передан в дальнейшую обработку три недели назад, так что изменить уже ничего нельзя. Будем ждать появления на свет «дитяти». Принцип комплектации литературно-краеведческих изданий мне всегда виделся в следующем. Около половины материала должно быть рассчитано на массового читателя, — это известные имена, большое число иллюстраций, призывная обложка, понятное содержание. Хотим мы того или нет — коммерческую составляющую игнорировать никому не удастся, в противном случае будет артель «Напрасный труд». 30% — это познавательный материал для юношества и их наставников. Именно то, что может найти зайдя в библиотеку по заданию учителя старшеклассник по литературному краеведению. 15% можно выделить на потребу «высоколобой» интеллигенции — подобная литература в небольшом количестве каши не испортит. И, наконец , оставшиеся проценты материала идут на моральное возмещение затрат спонсоров — это, к примеру, стихи директора птицефабрики, реклама нового курятника и хвалебные строки в адрес не щадящих себя в работе на благо простых потребителей яиц и куриных ножек. Конечно, соотношение вариабельно и в разных условиях может колебаться в ту или иную сторону.
    Все это, безусловно, не ново. Подобный расклад можно найти во всех провинциальных литизданиях. Полистайте «Десну», хотя именно первые ее выпуски, а это было в середине 90-х гг. я брал за образец. Они между прочим, были очень интересные. Там тогда сотрудничал В.Парыгин, его статьи — это пока лучшее в брянском литературоведении. К сожалению, с тех пор много воды утекло.
    Постараюсь выложить то, что получилось в электронном виде (PDF формате) еще до выхода, хотя мне сдается, многие здесь еще не знакомы с предыдущими выпусками альманаха, а именно в контексте с ними и нужно будет рассматривать новый выпуск. Может быть, вообще предложить администратору сайта создать здесь виртуальную библиотеку местных изданий, чтобы спокойно скачать и не ссылаться на то, что когда-то было. Могу сделать первый взнос.

  16. Вадим Фельдман говорит:

    Подводя итоги — ситуация тоскливая.

    Ладно, предлагаю всем поэтам, иже есть на этом сайте следующее. Присылайте мне свои стихи для сборника новозыбковской поэзии. Я или найду спонсоров и помогу издать книгу, или сам ее оплачу.

    Условия такие.

    1. Десять стихотворений — не больше.
    2. Будет жесткая профессиональная критика.
    3. Спонсоры не будут участвовать в содержательной стороне книги
    4. В сборнике будет критическая составляющая с разными мнениями.

    Я готов рассмотреть эту идею и любую помощь.

    Городу нужен реальный сборник, отражающий лучших представителей новозыковской поэзии, а не творчество вечных юбиляров.

    Так давайте его сделаем. Можно и в виртуальном виде.

  17. Const говорит:

    Ну вот, Вадим, это уже мужской разговор, поздравляю! Засучили рукава и за дело. Свет клином, действительно, не сошелся на какой-то одной концепции. Чем больше у нас будет разных способов выражения творческих кредо — тем лучше. Как говорил один детский писатель : «Мамы разные нужны, мамы разные важны…» Критерий же истины по философскому определению — всегда практика. Насчет тоскливости — явно переборщили, как и насчет «лучшей реальности». Творчество все же это не спортивное состязание. А то могу предложить название на манер шоу Пугачевой — ФАКТОР В. Уж очень некоторые положения условий смахивают на реплики Аллы Борисовны. Насчет того же что все сразу бросятся посылать свои сочинения Вам, тоже сомневаюсь. Тут нужно и самому поработать. Конечно, жаль, что живете далековато, но ведь можно найти и помощника (помощницу) здесь. В общем, желаю успеха, тем более я давно уже намекал Вам на это. Дерзайте!

    • Вадим Фельдман говорит:

      Разговор всегда был мужской. Легко плыть по течению, трудно говорить правду. К сожалению, правду о творчестве новозыбковского бомонда давно уже говорю только я один. В частных разговорах получаю полную поддержку, мне господа поэты такого друг про друга наговорили за эти годы:) Вы не поверите.

      Но в моем предложении есть та черта, которую многим просто страшно будет перейти. Одно дело — любить свои стихи, печатать себя любимых и праздновать свои юбилеи в комфортной ситуации — другое дело — заниматься литературой по гамбургскому счету и показать свое творчетво профессиналам в рассчете на жесткую критику. Да, это Фактор 2, и даже Минута Славы, если угодно. За 10 лет только один поэт, не связанный со мной тесными узами дружбы, рискнул обратиться ко мне с просьбой оценить его творчество непредвзято. С тех же пор он со мной не общается:)

      Понять себя, свой уровень, — оценить свое место в литературе вне медных труб — это тяжелый труд и тяжелая работа. Это самое сложное.

      И именно поэтому мне не стоит боятся за свои деньги — не пришлют — я-то знаю, побоятся.

      Тем не менее, сегмент «гамбургского счета», как сказал выше мой отец, в городе отсутствует. Надо постараться его заполнить. Так что мое предложение серьезно. У меня есть материал на сборник молодых поэтов, есть материал для критической статьи, но я хочу выделить 15 процентов «юбилярам», ежели они готовы говорить о литературе открыто, а не прятаться за г-ном Филоновым.

      • ИСТОРИК говорит:

        1. Господина Филонова уже нет в живых как года два. Так, что прятаться им не за кого оттого и метаются они по моим наблюдениям в напраслину ибо привыкли прятаться за авторитет. Похоже готовы и за Ваш авторитет спрятаться.
        2. Да — Маша Мухина способна представлять Ваши интересы в городе при создании такого сборника. Она сама пишет стихи и не плохие, она филолог — способна профессионально произвести анализ стихотворения уровнево и не предвзята, и имеет не плохой духовно-эстетический контакт с Вами лично.

        • Вадим Фельдман говорит:

          Про смерть господина Филонова я не знал. Но поверьте мне, прятаться в литературе можно и за мертвыми — такой уж прекрасный этот мир., несколько мистический. Да и имя это я употребил как собирательное для всех литредакторов города Н.

          Что до Марии, то да — это был бы вариант. Но я не сторонник работы на основе энтузиазма, а в деловые отношения с близими людьми стараюсь не вступать принципиально, поэтому думаю, мы найдем «литературного негра», дни которого менее заняты. Принимаю заявки.

          Да и потом — кто же поручает ведущей поэтессе города черновую работу по созданию сборника? Это был бы перебор.

  18. Const говорит:

    Ну, Вадим, погодите! Теперь понятно, на какую роль Вы мне делали предложение. Делим-с, так сказать, литработников на «черных» и «белых». Хотя, должен сказать, редакторская работа действительно каторжный труд. Я, к примеру, два месяца сидел каждый день по несколько часов. Спина колом становится, это точно.

    • Вадим Фельдман говорит:

      Да нет, что Вы, Константин. Вы мне нужны совсем в другом качестве. К Вам прислушиваются — Вы- авторитет. Поэтому Вы могли бы мне помочь сгладить углы. «Литературным негром» вам быть ни к чему.

  19. Const говорит:

    Спасибо и на этом, Вадим. Жаль не пишу стихи, а то бы я этот льготный процент использовал сполна, как никак у меня в этом году тоже юбилей. Насчет эпитета (или звания) «ведущий поэт» я бы поосторожничал. Вот в администрации города есть ведущие специалисты, и то потому что ведут определенную тему в чиновничьем ранге. А вот, следуя Вашей логике, ведущий прозаик, живописец, критик, литературовед как-то все приравнивается к назначению. А литература и искусство все-таки — предназначение. Эпоху нужных стране (городу, области) и ненужных обладателей ранга свободных профессий мы худо-бедно уже прошли. И приласканные официально потом канули в лето, а вознеслись обруганные. Хотя вот и встречаются еще в нашей жизни ведущие учителя, библиотекари, музыканты — те кому не хватило в учреждении должностей и званий, так пусть хоть такое будет. Я ни в коем случае не пытаюсь чем-то умалить достоинства стихов Марии Мухиной, просто ей самой это, если она серьезно относится к своему творчеству, совсем не нужно.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>