Апологет слова и совести

К 140-летию со дня рождения Ф.Е. Мельникова

Ф.Е.Мельников Имя этого писателя и религиозного деятеля в СССР было под запретом. Заочно приговоренный революционным трибуналом к расстрелу, он и в подполье, и в эмиграции еще долго продолжал считаться врагом страны, хотя вся его вина заключалась лишь в том, что не мог он смириться с гонениями на святую церковь, служению которой посвятил всю свою жизнь, не мог принять власть, боровшуюся с верой.

В этом году исполняется 140 лет со дня рождения Федора Евфимьевича Мельникова (1874-1960). Новозыбков, где он родился, по праву может гордиться своим земляком, известным ныне далеко за пределами нашего края. В многочисленных старообрядческих общинах, разбросанных по всему миру, среди тысяч просвещенных читателей труды Мельникова остаются настольными книгами, к которым обращаются за верой и правдой, поиском пути к Богу, открытием своих исторических корней.

Точная дата рождения (месяц и число) Ф.Е. Мельникова неизвестна. Отец его, Евфимий Павлович, старообрядческий священник, прославился в городе миссионерской деятельностью, привлекая в ряды Белокриницкой церкви прихожан-беглопоповцев. Будучи также собирателем старопечатных книг, он преподал своему сыну первые уроки грамоты и богословия. Учителями Федора были известные на Стародубье просветители: священноинок Арсений (Анисим Швецов), будущий епископ Уральский, и Ксенос (Иларион Кабанов), старообрядческий писатель и богослов, проживавший тогда в посаде Клинцы.

Уже в юности Федор Мельников отличался своей начитанностью, умением разбираться в тонкостях богослужебных книг, знанием литературы и истории. Все это помогало ему с успехом участвовать в религиозных спорах со сторонниками «никонианской» церкви, не признававшей в то время старообрядцев и пытавшихся взять их под свое покровительство. Таких защитников древлего благочестия называли начетчиками. Его сподвижниками в этом деле были старший брат Василий и Иван Усов – будущий митрополит Белокриницкий Иннокентий.


Анисим Шевцов

Ксенос (Кабанов)

Митрополит Иннокентий (Усов)

Именно деятельность в рамках Союза старообрядческих начетчиков в конце 19-го, начале 20-го вв. и прославила Ф.Мельникова не только в Новозыбкове и Стародубье, но и на Кавказе, Алтае, в Бессарабии, Москве. Тогда же началась и его литературно-издательская деятельность. В г. Бриэла (Румыния) им с 1886 г. начинает издаваться газета «Слово правды» древлеправославного Братства Покрова Пресвятой Богородицы.

Вскоре он становится секретарем Петербургского старообрядческого епископа, а затем переходит на такую же должность в старообрядческую Архиепископию Московскую и Всея Руси. Именно в Москве, центре религиозной и культурной жизни страны, во всю мощь проявился его незаурядный организаторский и литературный талант. После выхода в 1905 году известного Указа императора Николая Второго «О началах веротерпимости», старообрядцы наконец получают возможность открыто издавать свою литературу, вести строительство храмов, свободно проповедывать свои взгляды. Мельников становится первым редактором газет «Утро» и «Народная газета», выпускаемых Архиепископией «Рогожского кладбища».

Он возглавляет начетническую комиссию при московском Братстве Честнаго и Животворящего креста, сотрудничает с редакциями старообрядческих изданий по всей стране, работает над выпуском своих книг, среди которых «Блуждающее богословие» (1911 г.) и «В тенетах ересей и проклятий» (1913 г.). Два раза за это время его выдвигают на должность епископа, а он сам получает негласный почетный титул «апостола Белокриницкой иерархии». Позже он назначается директором старообрядческого Учительского института. «Золотым веком старообрядчества» назовет впоследствии Мельников этот период.

Группа начетчиков, 1914 г. (Ф.Е.Мельников - второй справа)
Группа начетчиков, 1914 г. (Ф.Е.Мельников — второй справа)

Приход к власти большевиков круто изменил не только религиозную жизнь страны но и судьбу Федора Мельникова. Он еще продолжает участвовать в духовной и просветительской жизни. Выступает на диспутах с безбожниками и агитаторами, в том числе такими известными, как Бухарин и Троцкий. Однако в 1918 году его все же отстраняют от должности руководителя учебного заведения, запрещают его выступления. Он уезжает в Сибирь, где в то время была создано Правительство под руководством А.В. Колчака. В Барнауле, центре Томско-Алтайской епархии он организует первый выпуск журнала «Сибирский старообрядец» и становится его редактором.

В программной статье Ф.Е. Мельников пророчески пишет: «Россия может и должна возродиться только на религиозных основах и национальных началах. Без религии, без национальных чувств, не может существовать ни один народ в мире», считая главной задачей «укрепление христианства и возрождение великой, единой и независимой России». Он много ездит по сибирским городам, читает лекции, участвует в публичных диспутах, разоблачает и ниспровергает силой своей убежденности и знаний многие постулаты атеизма и безбожничества. Таковы его известные, в будущем изданные брошюрами лекции «Вера и наука», «Христианство и социализм», «Человек и религия».

Активная деятельность Ф.Е. Мельникова все больше раздражает захвативших бразды правления «строителей нового мира». Официально уже объявленный врагом советской власти, он в 1922 году Томским губернский судом за контрреволюционную деятельность заочно приговаривается к высшей мере наказания. Мельников вынужден скрываться в отдаленных лесных скитах, где ему помогают живущие там единоверцы. По-прежнему он продолжает писать. Его листовки, направленные против «безбожной» власти, распространяются по всей России. Насколько опасен он был для большевиков говорит тот факт, что несколько раз на его поимку выходят специальные отряды. Однако всякий раз ему удается спастись.

Ф.Е.Мельников (фото 1930-х гг.) В 20-х годах прошлого века Ф.Е. Мельников живет на Кавказе, продолжая скрываться от большевистского «правосудия». В эти годы им написаны многие в будущем известные произведения, в том числе такое, как «Откуда пошла вера в Бога», изданное позже (в 1935 г.) за границей. Однако дальнейшее нахождение в СССР становилось слишком опасным и он решается наконец эмигрировать. Летом 1930 года ему со всеми своими рукописями помогают переправиться через Днестр и он оказывается на территории Молдавии, входившей тогда в состав Румынии.

Годы эмиграции в православной стране, к тому же имеющей большое число старообрядческих приходов, стали для Мельникова наградой за многие годы лишений и преследований на родине. Он поселяется в Мануиловском монастыре Сучавского уезда, становится секретарем Белокриницкой епархии, активно включается в общинную жизнь старообрядцев, продолжая заниматься литературным трудом, Так, его стараниями, в середине 1930-х годов, написан Статут, в котором он излагает основы организации жизни старообрядческих общин, впоследствии ставший основополагающим документом для правительства Румынии. В годы войны Ф.Мельников входит в состав официальной церковной миссии, пребывавшей в Москве.

После войны им был написан самый известный труд: «Краткая история древлеправославной (старообрядческой) церкви». Писатель начал работать над ним еще в 1940-м году, привлекая для написания многие ставшие доступными ему материалы.

После прихода к власти в Румынии коммунистического правительства он оставался под надзором государственной службы безопасности до самой смерти в 1960-м году. Похоронен Ф.Е.Мельников в Мануиловском монастыре, где и прожил значительную часть своей долгой и многотрудной жизни.

Ф.Е.Мельников среди прихожан-старообрядцев (Кишинев, 1950-е гг.)
Ф.Е.Мельников среди прихожан-старообрядцев (Кишинев, 1950-е гг.)

Личность Федора Евфимьевича Мельникова давно интересует многих исследователей, начиная с 30-х годов прошлого века. Несмотря на это в современной России издание собрания его сочинений было предпринято только в самом конце ХХ века (до этого они издавались только за рубежом). В 1999 году издательство «Лествица» выпустило «Краткую историю древлеправославной (старообрядческой) церкви», ставшую первой книгой ныне хорошо известного восьмитомного издания трудов нашего земляка. Последовавшие вслед за этим повторные выпуски отдельных его сочинений, появление многочисленных статей о нем, лишь подтвердили все возрастающий интерес читателей, литературоведов, историков и богословов к его многогранной деятельности.

Всего же перу Федора Мельникова принадлежит множество изданных книг и брошюр, сотни статей в периодической печати, многочисленные выступления, подготовленные им самим или записанные современниками. Нужно отметить разносторонность его сочинений. Богословские труды у него перекликаются с публицистиой, а исторические работы и исследования также обычны, как и художественный жанр. Претендуя на многие иерархические посты в старообрядческой Церкви, он все же остался по призванию и духу своему мирским просветителем, считая, что пользы от такой деятельности может принести намного больше, чем перейдя на духовную службу.

В отличие от своих учителей и предшественников — епископа Арсения и Ксеноса, писавших еще полуцерковным слогом, Ф.Е. Мельников разговаривал с читателем современным ему литературным языком, что безусловно, способствовало его популярности и значимости как писателя. К тому же он был уже сыном нового века, понимая значение крупнейших научно-естественных открытий своего времени, а это делало его полемистические труды более привлекательными и понятными для образованного человека. Не утратили они своей актуальности и до настоящего времени.

Как и всякая значительная личность, проявившая себя в жизни, пастырском или государственном служении, науке, культуре и искусстве, этот человек по праву заслужил благодарную память потомков. Наследие Ф.Е. Мельникова еще до конца не раскрыто, много остается белых пятен и в его биографии, однако то, что сохранилось и продолжает появляться о нем в современных исследованиях, позволяет составить представление о нем, как о человеке, внесшем достаточно весомый вклад в русскую литературу.

Можно сказать, что со времен Аввакума не было на Руси просветителя и апологета религиозной совести, древлеправославного русского слова более известного и также преследуемого за свои убеждения, чем Ф.Е. Мельников. К его трудам, примеру жизни и деятельности еще долго будут обращаться все, кто ищет путеводную нить в сложном и меняющемся мире на пути к нетленной истине.

Вот только некоторые высказывания о Ф.Е. Мельникове:

«Этот человек по деятельности и знанию всех превзошёл в старообрядчестве, и ему бы быть даже митрополитом или патриархом достойно и праведно.»
(Епископ Амфилохий, 1913)

“Выдающийся ораторский талант Мельникова поставил его в первый ряд русских общественных деятелей”
(А. Панкратов. Газета «Русское слово», 1916)

«…Мельников искусный и находчивый диалектик. Он совершенен в технике знания диспута. Слушается и читается с особым удовольствием и, без преувеличения, с восхищением. […] Вторая особенность его писаний – особенно живой и легкий стиль. Его работы легко читаются и запоминаются и при случае могут быть прекрасно использованы. Третья положительная сторона у Мельникова – особенная способность упрощать вещи и представлять их разумно и ясно. Мельников умеет заинтересовать и держать в этом внимании до конца».
(«Православие». Белград, 1937 )

«…Книги писателя Ф. Е. Мельникова – исключительно значительное свидетельство о живом религиозном духе русского народа. Можно сказать, что из «одинокой кельи в сибирской тайге» (где писались Мельниковы творения) светло и мощно льется голос самой Святой Руси».
(«Возрождение». Париж, 1937)

«…Труды Ф. Е. Мельникова – это своего рода Богословско-философская энциклопедия, в которой собран лучший материал, веками накопленный и выстраданный великими мыслителями по вопросам о Боге и религиозных чувствах человека. […] Произведения Ф.Е. Мельникова, написанные простым, популярными доступным […] языком, могут служить лучшим украшением домашних библиотек по душеполезному чтению.и быть весьма полезными для всех нас: от архипастырей, пастырей и богословов, до умеющих читать по складам наших соотечественнико. […] Европа его уже давно оценила.»
(«Россия». Нью-Йорк, 1938)

«На протяжении всей своей многотрудной жизни он был не просто свидетелем, но и непременным участником многих событий, запечатленных им. […] Писатель Ф.Е. Мельников стремился прежде всего показать, что труд и вера в торжество Церкви Христовой способны творить чудеса, что им не могут противостоять никакие силы. Эту веру Ф. Е. Мельников пронес через всю свою жизнь, утверждая ее своей деятельностью и творчеством».
(Л.Дементьева. Из предисловия к 1-му тому сочинений. Барнаул, 1999 г.)

«О многом заставляет задуматься Ф.Е. Мельников, но он и предлагает. Вот другой путь, впрочем, давно известный человечеству, писатель лишь напоминает о нем. […] Мельников всеми способами пытался достучаться до современников, приводя аргументированные доказательства бытия Божия. Только за это он мог быть убит, […] только за то, что критиковал марксизм, но и нашел общий язык с «врагами» советской власти. Мельников не был безумцем, пытающимся навеять «сон золотой» измученному человечеству. Он сам и его герои приводят веские доказательства, основанные на различных областях знаний.»
(Л.Дементьева. Из предисловия к 6-му тому. Барнаул, 2005 г.)

Остается пожелать, чтобы и в нашем краеведении к истории жизни, творчеству и примеру служения своему народу Федора Евфимьевича Мельникова отнеслись адекватно его личности и деяниям. Увековечение каким либо образом памяти о нашем именитом земляке может стать посильным вкладом в историю города, полновесно пополнить нашу культурную аллею славы, достойно продолжить просветительские традиции Новозыбкова.

30 комментариев:

  1. boris говорит:

    Прочёл с интересом. Никогда раньше не слышал о таком выдающемя земляке. Большой труд проделан автором.

  2. Anna говорит:

    Костя, спасибо за статью! Какая судьба у человека!..

  3. Неуч говорит:

    Признаться, впервые слышу о таком человеке.
    Интересные вещи порою всплывают… Были у нас известные люди в городе и помимо Дыбенко

    • boris говорит:

      Известные люди с противоположным, нежели у Дыбенко, знАком. Интересно, в Румынии что, основная церковь древлеправославная, греческого канона? Не один Мельников эмигрировал в те края, спасаясь от преследования. Общеизвестно, что в дельте Дуная есть несколько русских деревень, потомков тех казаков, что древлеправославную веру сохранили.

  4. Антонина говорит:

    Спасибо за статью, Константин Федорович.
    Книги Ф.Мельников писал действительно очень хорошим языком, доступно, понятно, эмоционально. Человеку не очень хорошо знакомому со старообрядчеством лучше начинать с «Истории русской церкви со времен царствования Алексея Михайловича…» Это увлекательно. «Краткая история древлеправославной (старообрядческой) церкви» на самом деле довольно подробная, к ней стоит приступать уже кое-что зная о религии, церкви, старообрядчестве.
    Ф.Мельников был, конечно, очень интересным человеком.

  5. Олег Каменецкий говорит:

    Огромная Благодарность, Константин Федорович за великолепную статью!!!! Да, Федор Ефимович — Величина!!! Воистину, своими деяниями, он прославил не только Новозыбковскую землю!!!! Имя его широко известно в старообрядческой среде. Мне бы хотелось, немного добавить несколько слов об его отце — Ефимии Павловиче Мельникове. Он служил в белокриницкой (Шведовской ) моленной на Тростанской улице, где потом, 1912 году, был построен и освящён Храм Рождества Пресвятой Богородицы. Он был записан как Городнянский мещанин. Умер в 1907 году. Его личный архив и коллекция книг ныне включён в состав Отдела рукописей РГБ.

  6. Константин говорит:

    Признателен всем за отклики. То, что наша страна (краеведение в частности) с непредсказуемым прошлым — по видимому уже постулат. О Ф. Мельникове упоминается в книге «Новозыбков», лет 10 тому назад в газете «Н-вести» был мой материал о нем, здесь на форуме (раздел «История») тоже выкладывался материал о нем. Так что не все так однозначно.
    Больше всего знает о Мельникове историк из Барнаула Лариса Сергеевна Дементьева. Я пытался с ней связаться, делал запрос в Алтайский ГУ, с кафедры сообщили, что она уволилась, где искать — не знают.
    Борис, в Румынии находится с 19-го в. центр Белокриницкой иерархии (Русской православной старообрядческой церкви), потому старообрядцы туда и стремятся. Румынская православная церковь к ним отношения не имеет. У нас в городе их храм — Никольско-Рождественский. Спасо-Преображенская церковь относится к другой епархии — Русской Древлеправославной церкви. Хоть обряды одинаковы, да начальство разное. Олег, впрочем, это знает лучше и моржет объяснить подробнее. Насчет архива отца Ф.Мельникова — было бы хорошо узнать точную дату его рождения. Возможно где-то в святцах и записано. К сожалению, Рождественская церковь (на месте роддома) сгорела в 30-е гг., вместе с записями крещения. Там венчалась моя бабушка, почему я от нее это и знаю.

  7. boris говорит:

    Интересная. на мой взгляд, статья Николая Ускова, размещённая на ресурсе «Сноб», посвящённая истории древлеправославия в России, о виднейших фигурах в государстве-выходцев из старообрядческих семей, о том, почему именно они стали столь успешными в разных сферах деятельности, об аналогии русского старообрядчества и европейского протестантизма в этике… Рекомендую, Костя! Нагуглить статью труда не составит.

  8. Константин говорит:

    Угу, Боря, обязательно прочитаю (возможно она у меня уже сброшена), хотя об этом столько уже всего написано, и каждый считает своим долгом что-то открыть новое, посему прагматичный и непредвзятый взгляд выудить довольно трудно. Упрощенное и рациональное отношение к церковным обрядам действительно в чем-то роднит старообрядчество с протестантизмом и даже иудаизмом (давно отмечено, что старообрядцы и евреи часто селились вместе). Тем более испытывали прессинг со стороны официальной церкви. А это как раз и заставляет сплачиваться и обособляться (умрем за веру, как говорится). После официального признания Алексием II старообрядчества как легальной составляющей РПЦ, ассимиляция их неизбежна. Новозыбков тому пример. Нет гнета — нет протеста. Конечно, это процесс не одного поколения, но все придет к этому. Остается еще иудеям с христианами объединится на основе… буддизма — который как раз и признает разнобожие. Кстати, еще Эйнштейн мысля о единой мировой церкви на это намекал.

  9. Антонина говорит:

    Ну, Константин Федорович. Старообрядцы с Вами категорически не согласятся по всем пунктам. Другое дело, в любой религии людей верующих становится все меньше. А если не верить, а в храм иногда заходить так, на всякий случай, то действительно не важно в какой храм идти, или не в храм. Совершил какое-то ритуальное действие, посмотрев на соседа, и успокоился. В особенностях обрядов (рационально) разбираются очень не многие. Здесь важнее чувства.

  10. Константин говорит:

    Антонина, я тоже старообрядец (крещеный во всяком случае в три погружения) и считаю, что религия, прежде всего, часть культуры, этики, менталитета, элементарного мировоззрения. Но не научного. Наличие же десятков традиционных, не считая сотен забытых и языческих вероисповеданий как раз не в пользу сотворения мира стольким же числом вариантов. Да, конечно, религиозные чувства очень ранимы, туда, в душу, с простым набором правил не залезешь, это дело сугубо личное и никого не должно касаться. Если бы государство туда время от времени не совало нос, выискивая свои собственные выгоды — было бы совсем хорошо. Но у нас попривыкли понукать церковью, пусть не вожжами и кнутом, но «собинным» вниманием — обязательно. Пиар, одним словом.
    Ну а про то, в какой храм идти — это уже с детства закладывается, как родной язык. Человек же должен потом сам выбирать, кем он должен себя признавать — верующим или атеистом, христианином или иудеем, грузином или караимом. И здесь никаких препятсвий чиниться не должно — свободный выбор. Наличие же выбора — как раз не всем угодно. Тут -то и зарыта собака, как говорится. Поуправлять этим правом и порегламентировать его уж очень хочется. Этакое духовное крепостное право на совесть. Не верите? Тысяча примеров, но потом…

  11. boris говорит:

    Костя, я вовсе не имел ввиду упрощёное отношение к обрядам как отличие ДПЦ от РПЦ, я в этом мало что понимаю. Упоминая статью Ускова, я хотел показать тебе замечательные иллюстрации к определению русского старобрячества как русского же протестантизма, с похожей трудовой и нравственной этикой, с остранённостью от государства. Достаточно привести список заметных имён среди российского третьего сословия, что в статье Ускова, чтобы оценить правоту его смелого сравнения. С твоими выкладками я почти полностью согласен, только в моём понимании, ассимиляция старообрядцев проистекла от нежелания или неумения ДПЦ вести миссионерскую работу, как это делают те же протестантские течения, да хоть в Брянской области. Ну и желание прильнуть к большинству, конечно.

  12. Константин говорит:

    Боря, статью Ускова нашел (ее уже на другие сайты выложили), прочитал с интересом. Его концепция старообрядчества как народная реформа снизу, причем единственная в истории России, конечно, отдает экстравагантностью, особенно в сравнении с последней «верхней», которую он назвал «Правлславный уралвагонзавод». Любой историк разложит его не просто на лопатки, но и поставит в определенное неудобное положение. А вот с точки зрения журналистики и блогера, конечно, читается как детектив, на одном дыхании, хотя и большой объем, ибо собственный взгляд на вещи всегда ценился в этой профессии. Я когда-то составил и издал сборник, посвященный старообрядчеству, там всего понемножку. Недавно его выложили в Инет, это здесь: http://art.novozybkov.su/?p=2050 Там ничего нет личного, кроме вступительной статьи, могу приплюсовать сюда, что своим взглядам не изменил.

    • boris говорит:

      Спасибо, посмотрю с интересом. История вопроса всегда привлекала меня, ведь Новозыбков город старообрядческий, ими и основан. У меня есть хороший приятель, родом из Шеломов, который застал ещё домашние молебны беспоповцев, когда «спикер», обученый предками читать по-гречески, вёл богослужение, аудируя текст, совершенно не понимая смысла прочитаного. Не помню, современный ли это греческий, или древний, или средневековый… Ведь интересно-то как! Что до Ускова и историков, то мне, дилетанту, более доверительно излагаемое Николаем, интеллектуалом, эдитным журналистом и высокообразованым человеком, нежели мнение сто раз купленых и проданых «учёных», черпающих свои канонические версии исторических событий из недостоверных источников и вдохновляющихся «Кратким курсом истории КПСС», написаным сам знаешь кем. А уж в отсутствии логики Ускова никак не упрекнёшь. Старообрядческая этика легла на этику буржуазную паз в паз, как и протестантизм в европах.

  13. Константин говорит:

    Знаешь, Боря, что резануло у Ускова? Перечисляя места «обитания» старообрядцев, он «забыл», что Ветка давно уже город, а не остров на Соже, который уже сто лет как смыло в речку, а Стародубье у него описывается в лесах под Брянском (указано прямо — в Брянских лесах). После этого мне как-то стало неловко за такого умного и эрудированного товарища.

    • boris говорит:

      Учитывая, что статьи Ускована не претендуют на строго научный подход, что это, скорее, беллитристика, нежели монография или реферат, я бы такие неточности простил. Простил хотя бы за тот неподдельный интерес, что вызвали эти статьи в элитарном «снобществе» к вещам, практически позабытым, к одной из несостявшихся параллельных исторических и культурно-политических реалий, к пониманию того, где и как «потерялась» русская реформация, которой, если верить официозу, и не было вовсе. Видимо, статьи Ускова, издание Б. Акуниным своей версии «Истории России», первые два тома которых я уже имел удовольтвие прочесть, издание журнала «Дилетант», с неформальными историческими инвективами и обсуждениями, есть такая весёлая свеженькая травка, выбивающаяся из-под гранитной глыбы, которой пытаются накрыть любые альтернативые официозу подходы, в том числе и в виде единого учебника истории для школы, где отольют в бронзе представления об истории отечества очередного Первого Лица.

  14. Константин говорит:

    История, Боря, как раз и не является точной наукой. вариации в ту или другую сторону тут вполне допустимы. Как и в литературоведении наибольшее приближение к истине возникает через много лет, когда вскрываются архивы (да и то не все), становится больше авторитетных исследований и возникает определенное единомыслие среди них. Отдельные парадоксальные или необычные выводы здесь погоду не делают, хотя на ограниченной по политсоображениям территории могут стать господствующими. Не думаю, что это грозит тебе и мне, уже прошедшим период гласности 90-х, жаль только, что мы теперь по разные стороны баррикад :) Недавно вот подкинули мне еще самиздатовскую «Россию при старом режиме» Ричарда Пайпса — перепечатанную в АСУПе на «Индукторе» в 80-х. Смотрю и восхищаюсь — это ж надо какую работу проделали! Сейчас ее в сети можно прочитать. И все равно, взгляды будут разниться, ничего не попишешь. Помимо колбасы и черной икры человеку еще нужно ощущение величия своего прошлого. Вот тогда и возникает полное счастье от бытия. Посему школьные учебники истории были, есть и будут, причем в любой стране, работающими именно на это. Главное противодействие этому может составить только самостоятельно мыслящая личность, что генетически отмечается лишь у небольшого процента будущих граждан — дурака учить, как говорится, что мертвого лечить. Отсюда и появляются зомби. А для нормального человека информация открыта — только не ленись. Только опять же приходится думать — то что модно и кажется правдивым сейчас претендовать на истину все равно не может. Почему — смотри выше.

  15. boris говорит:

    Мне кажется, по-дилетантски, что при наличии достоверных источников, историческая наука хоть и не достигает точности и выверенности математики или физики, но определённые и явные закономерности находит. История России становится достоверной с более поздних дат, нежели история европейских стран, по причинам, которые тебе приводить не надо, я думаю. Разумеется, историческая наука не дура польстить, позитивировать, даже оправдать, ибо частенько была и есть конъюнктурна, тем не менее, «непредсказуемое прошлое» удел государств достаточно архаичных, оправдывающих «особым путём» своим обыкновенную автократию, а то и диктатуру. Парадоксы частного значения, которые ты упоминаешь как малозначимые, придают, тем не менее, живых красок в достаточно бедную палитру исторического официоза, что для читающей публики, испытывающей интерес к реалиям прошлого, очень и очень важно. По «Трём мушкетёрам» изучать историю французского средневековья в голову не придёт, но живое наполнение историческим событиям и историческим персоналиям книжка Дюма придаёт. несомненно.
    …Я даже знаю, чьими стараниями сработана на АСУП книжка Пайпса, и с этим человеком мы по одну сторону баррикад, как и с тобой, потому что масть не меняем, как образно изъясняется «братва». Кстати, книжка очерков по истории Германии, для таких «германистов», как я, с картинками, написана абсолютно отстранённо в плане оценок. Урок пошёл впрок. немцы поняли, что опасно делать свою историю пряничной и святочной, а история всех, без исключения, европейских стран одинаково жестока и кровава.

  16. Константин говорит:

    Я только это и хотел тоже сказать, тем более в век кино. «Белое солнце пустыни» как учебное пособие даже в разы сильнее, также и голливудские боевики, где «нехорошие парни» сплошь с русскими фамилиями и именами. Целомудренная Германия, по-моему, тоже не отстает. Киношку «Наши отцы и матери» ты наверно уже посмотрел? Так что пока будут существовать государственные границы, искусство, тесно связанное с историей (можно наоборот) будет зависеть от «просьб трудящихся» и запросов текущего политмомента. И тут ничего ни прибавить, ни отнять, се ля ви. А «яйцеголовые» пусть себе углубляются в труды архивариусов. Кстати, возвращаясь в тему, за кордоном очень много исследований по старообрядчеству. Мне даже как-то удалось пообщаться с одним британцем (себя особо позиционировал как шотландец), приезжал в Новозыбков в составе экспедиции Московского университета. Даже оставил визитку — Джон Салливан. Известный зарубежный исследователь русского раскола. Другой вопрос — больше ли им можно доверять, или опять же принцип «нет пророка в своем отечестве» будет довлеть. Вот недавний пример: новое издание книги Сергея Лихачева о Старой Руси перлюстрировали… знаешь кто? Наследники, живущие за границей. Обязали издателей вырезать главы. посвященные Украине, как не вписывающиеся в нынешнюю концепцию властей «Незалежной». Вот те маменька и Юрьев день.

  17. boris говорит:

    Неожиданый поворот, Костя! От истории и политке, к искусству кино. Кстати, сильно сомневаюсь, искусство ли оно, в принципе. Уж очень быстро стареют даже хорошие ленты, фильмы моей молодости я и пересматиривать не могу, раздражает всё: и ходульность сценариев, и архаика приёмов, и лапидарнейшие комбинированые съёмки… «Белое солнце пустыни» типичный вестерн, калька с Голливуда: герой-одиночка, хороший индеец, плохие индейцы, бремя белого человека, гибель героя второго плана, крайне симпатичного, финальный экшн, победа героя, поцелуй любимой женщины в перспективе… Можно истерном назвать, ибо у них там был дикий Запад, а у нас-дикий Восток. В Берлине, в универе им. Гумбольдта, мощный факультет славистики, с отделением русистики, истории Восточной Европы и всего такого прочего, и конечно раскол, его история вызывает большой интерес учёных, но я-то, кроме заголовков, залезть в материалы не могу, так как немецкий мой есть «штрассендойч», то есть, бытовой по уровню.
    …Что до позиции наследников Лихачёва, то их легко понять-они не хотят ни в малейшей степени навредить Украине, в которой существует сейчас одна концепция: сохранение суверенитета. «А ля герр ком а ля герр». Что там хавают «трудящиеся», в нашем возрасте, Костя, мало интересно. Слишком мало нам осталось, чтобы досадовать по столь незначительным поводам.

  18. Константин говорит:

    Какие уж тут неожиданности, Боря? Ты что, на встречу с Богом собрался? «Помирать собирайся, а хлебушек сей» — эту старую истину любил повторять мой дед, сгинувший в сибирском лагере. Только вырасти может лебеда да крапива, несмотря на «проверенные» семена. И предугадать нам не дано… хотя очень и стараешься. Вот, например, возвращаясь опять к нашей фильмографии. Есть такой современный «блокбастер» — «Охота на пиранью». Там имеется сюжет со старообрядческим (скорее псевдо…) поселением в тайге. Папахи, эполеты, шашки наголо, непрерывная пьянка, гонки за девками по лесу и пр. дребедень прерываемая иногда двуперстным знамением по лбу. За такие вещи режисера нужно было бы поставить… Ан нет, прошло. Кому это выгодно? И какие семена посеяны? Старообрядческие иерархи сглотили или сделали вид, что не заметили? А это вполне подсудное дело, за клевету можно подзалететь. Только опять же кто ж за художественный вымысел наказывать будет? Это тот же Иван Борщ, лазающий в шапке-ушанке со звездой по отсекам американской орбитальной станции с гаечным ключом 150х270. А вот призвать запретить этот фильм («Пиранью»), было бы вполне логично. Впрочем он и так довольно халтурно сделан.

  19. boris говорит:

    Да Бог с тобою, Костя! Если ставить режиссёров, снявших развесистую клюкву, к стенке, да запрещать все фильмы, где правит бал госпожа конъюнктура, то без кинематографа можно остаться. Мнится мне, что старообрядческим иерархам кажется богопротивным совать свой нос во все дыры и щели, подобно широко известному пресс-секретарю Патриархата РПЦ г. Чаплину, причём. с самыми мракобесными комментариями. Да при Хрущёве, во времена «оттепели», снимали фильмы, где подлые церковники разве что живых младенцев не ели без соли и лука. Нам ли с тобой, помнящим времена запретов всего того, что мы любили, склоняться к запрещению чего-либо вообще?
    Кстати, насчёт папах, шашек и штанов с лампасами: на Дону и в Ставрополье много старообрядческих станиц, уж не знаю, какого из толков, но факт. Так что авторам «Пираньи» было чем замотивировать появление подобных образов на экране.
    В современном кинематографе есть фильмы, гораздо более опасные, чем боевичок, тобою приведённый, и снимают их известнейшие режиссёры, и играют в них знаменитейшие актёры, и всё это для того только, чтобы нарисовать, задним числом, красивую и романтичную историю для страны России. отмыть добела самого чёрного кобеля.
    Как быть с этим? Да как в старом анекдоте: не хочешь видеть в окно женскую баню с обнажённой натурой-слезь со шкафа… :)

  20. Константин говорит:

    Эту статью напечатала «Брянская учительская газета»:
    http://bug-smi.ru/portal/portal/mz/default/CoreContentWindow?id=746269&cm=av&action=2
    Будем ждать откликов.

  21. Раиса говорит:

    Статья о Мельникове актуальна, интересна, познавательна, а вот комментарий от 02.11.14 меня очень огорчил. «Упрощённое и рациональное отношение к церковным обрядам… роднит старообрядчество с протестантизмом». Старообрядческая церковь — самая ортодоксальная из всех христианских, в этом плане ничего общего с протестантизмом нет и быть не может. Если говорить о сходстве, то оно касается истории — протестанты были гонимы католической церковью, а старообрядцы — никонианской. Вы утверждаете, что ассимиляция православной и старообрядческой церквей неизбежна — Новозыбков тому пример. Нельзя ли развернуть этот тезис — кто кого ассимилирует и как этот процесс происходит на практике в Новозыбкове?

  22. Мокроносова Марина говорит:

    Мой дед, Зайцев Александр Васильевич, работал под руководством Мельникова ФЕ в старообрядческой учительском институте. Семья деда жила здесь же на Рогожском поселке, здесь же наша семейная усыпальница. По воспоминанием моих тетушек, Олимпиады и Лидии ( им сейчас 92 и 93 года), Мельников был частым гостем в нашем доме и мой дед организовывал его побег сначала в Молдавию, а потом в Румынию. Поздно вечером он его провожал куда-то, было темно и он закрывал чем то лицо. Дедушка очень волновался, не спал всю ночь, бабушка молилась стоя на коленях перед иконостасом. Наутро кто то пришел в дом и сказал:»Все хорошо, Бог с нами, перешел через границу. Он уже там!» Дед лучезарно улыбнулся, перекрестился и был таким веселым целый день! Очень, видимо, за него переживал.
    Да, вот сам то не уберегся. Пять раз на Лубянке был, репрессирован. Чудом остался жив. Проходил по делу Бриллиантова, которого расстреляли почти сразу. Благодарю Вас за воскрешение имени Мельникова ФЕ!

  23. Константин говорит:

    Марина, у Вас очень важный источник, дополняющий страницы биографии Ф.Е. Мельникова. Я свяжусь с Вами и мы это обсудим подробнее.

  24. Людмила Николаевна Приль говорит:

    Константин Федорович, добрый день!
    Ваш сайт (блог) случайно нашла в интернете. Мне удалось найти несколько документов, уточняющих вехи жизни Ф.Е. Мельникова. Но остается много вопросов, т.к. иногда он приводил какие-либо сведения по памяти или не совсем точно (близко к тексту). Оказалось, что даже дата рождения, часто упоминающаяся в литературе, расходится с двумя документами, которые мне удалось найти, да и сами документы расходятся между собой. Один из д-тов — Анкетная депутатская карточка (Временной Сибирской областной думы), заполнен рукой Ф.Е. в августе 1918 г. Он пишет, что ему 39 лет (опубликован мной в журнале, см.: Приль Л.Н. Ф.Е. Мельников: вехи сибирской биографии // Старообрядчество. История, традиция, современность. – М., 2007. – С. 72-86.). Другой документ 1937 г., где указана точная дата рождения — 5 марта 1876 г. Сейчас готовлю этот текст к публикации в журнале Новосибирской старообрядческой епархии. Но хотелось бы проверить документально.
    Из материалов Вашего сайта (блога) поняла, что документы моленной, где служил отец Ф.Е., сгорели.
    Возможно, дату рождения Ф.Е. Мельникова можно уточнить по документам городского двухклассного училища, которое он окончил где-то близко к 1890 г. Возможно, именно в 1890. Как думаете, это можно сделать? Сохранились ли в Новозыбковском (или Брянском?) архиве документы училища?
    Сейчас в интернете ходит много информации не совсем точной, и она продолжает тиражироваться. Не хотелось бы и дальше плодить недостоверные версии.
    О тех, кто занимался и занимается биографией Ф.Е. Мельникова: Лариса Сергеевна Дементьева умерла в конце 2014 г. Над изданием Краткой истории древлеправославной церкви она работала совместно с Николаем Алексеевичем Старухиным, он сейчас живет и работает в Новосибирске. Собственно, новую публикацию для епархиального журнала готовлю по его просьбе. Собирают материалы также А.А. Пригарин (Одесса) и брянские историки.
    С уважением,
    Л.Н. Приль, зам. директора Центра документации новейшей истории Томской области

  25. Константин говорит:

    Людмила Николаевна, спасибо за сообщение, здесь много интересных вопросов поднято и обнародовано новых исследовательских данных, поэтому напишу личное письмо.

  26. Dormidont говорит:

    Как то был в Греции.На острове Корфу.И вот на пляже услыхал русскую речь.Прислушался и потом подошел и познакомился с молодым человеком.У него была большая борода которая ему очень была к лицу. Улыбающиеся и добрые глаза,какой то необычный говор…Настолько мне показался необычным человеком,что мне интересно было просто пообщаться с ним.И он в самом деле оказался из Румынии.Я был просто удивлён!Родом из России.Много интересного рассказывал о верующих Румынии и Молдавии.Я неожиданно узнал как много православных верующих в тех краях.Вот они параллели.

    • Раиса говорит:

      Встретить русского на Корфу не удивительно — тысячи людей едут поклониться Святому Спиридону. А мужчина из Румынии — старовер, наш единоверец, общины Рождественско-Никольского храма.

Добавить комментарий для Антонина Отменить ответ

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>