Первое мая 1902 года в Новозыбкове

Думается, многие соотечественники толком и не понимают, что празднуют ныне первого мая. Мы разыскали два свидетельства о том, как отмечали первое мая в маленьком городке, когда этот день воспринимался совсем по-иному.

bryanskie_rf_maevka

Часть новозыбковского общества аплодировала жандармам

«В течение всего последнего месяца полиция неистовствовала и своим поведением волновала всех. Никогда еще наш город не видел такого похвального усердия со стороны полиции. Первого мая весь город был свидетелем необузданных действий. День этот закончился арестами 20-ти человек, которых все же принуждены были освободить, т. к. взяли их на улице, так себе, здорово живешь. Глазам нашей полиции мерещатся всюду неблагонадежные лица, и она в течение целого месяца ловит нас, где только может, гоняется за людьми по полям и лесам — иных пугает, иных бесит. Как на грех, в мае много царских праздников, и полиция умножается и волнуется в ожидании демонстраций, По приказу самого губернатора наш город наводняется казаками и солдатами — вблизи Новозыбкова принимаются решительные меры к усмирению «крестьянского бунта». В присутствии губернатора и готовых к услугам полиции врачей — Буркова и Козинцева — надругались над тружеником — секли крестьянина…. Трудно допустить, чтобы нашлось у нас много людей, которые не послали бы своего проклятия палачам!.. Наш город находится в руках полицейской шайки, которая прямо разбойничает.

Усмиривши «бунт», она набрасывается с обысками и арестами к фабричным рабочим, угрожает засечь до смерти, если никого не выдадут, и таким образом вынуждает некоторых дать бессвязные, бестолковые показания. Разве это не пытка? Желания полиции вызвать беспорядки явно выразились в следующем: по ее настоянию поставлены «Контробандисты».

Русское правительство, чтобы отвлечь от себя гнев народа, старается затуманить его воображение, вызывая ненависть к евреям, полякам и другим национальностям. Поэтому оно везде поощряло постановку этой пьесы, которая написана с целью раздуть национальную вражду между русскими и евреями. Всем известно, что «Контробандисты» вызывали взрывы негодования в обществе. Новозыбков находится под действием обязательных постановлений губернатора, вследствие чего нарушение общественной тишины и спокойствия влечет за собой 3 месяца тюремного заключения. Полиция устроила эту ловушку и приготовилась к устранению беспорядков. Устранять было нечего, но она делала вид, что устраняет. Арестованных было 20 человек, из них только двое взяты в театре, а остальные на улице. Причем арестованных били…

Не знаем, известно ли всем, что в городе бесконтрольно властвовали городовые и разъяренные пьяные люди, готовые за водку продаться для какого угодно пошлого дела. Свист, оглушительные крики. А затем выскакивало несколько десятков людей-зверей на расправу с жертвой.

Не знаем, есть ли в Новозыбкове «общество», к которому в подобных случаях следует обращаться. Известно, что часть Новозыбковского общества аплодировала и кричала «браво» вместе с жандармами и пьяными шпионами. Неужели полиция не оскорбляет чувств нашего общества? По крайней мере, она надругалась над его сыновьями. И как только у нас обращаются с заключенными — бьют их, угрожают им розгами?!»

Из обращения Новозыбковской рабочей группы РСДРП (Государственный архив Российской Федерации).

Повсюду появились майские листки

Новозыбков. Черниговской губ. Разговоры о предстоящем майском празднике начались на здешней Волковской спичечной фабрике уже давно. В маленьком городке всевозможные толки о дне 1-го Мая вышли из пределов фабрики и распространились во всех слоях общества. Сами хозяева и фабричная администрация струсили не на шутку: когда, например, сторож обратился к управляющему Трошину с просьбой выдать дров для казармы, Трошин ответил: «Теперь нам не до дров, скоро настает 1-й Май — рабочие всю фабрику разнесут!».

С 26-го на 27-ое апреля рабочие разбросали в большом количестве майские прокламации. Тотчас же забегали жандармы и городовые, фабричный двор наводнился «блюстителями порядка». Рабочих вежливо уговаривали возвратить найденные ли¬стовки, в противном случае грозили тюрьмой. Некоторые рабочие из крестьян побоялись и возвратили, другие выдавали товарищей, не желавших отдавать листки. Но все же много осталось прокламаций и среди рабочих; читались также стихотворения: «Майский праздник» и «Восемь часов».

Начались допросы: рабочих таскали по нескольку раз каждого. Полиция вела себя как нельзя лучше: очень нашумела и заинтересовала и без того относящееся с участием к местному рабочему движению общество. Несмотря на усиленный надзор, на допросы и всю тревогу, которую подняла полиция на фабрике и в городе, 30-го апреля во время работ еще больше было разбросано прокламаций «Ко всем рабочим России», а также поздравлений с майским праздником. Листки быстро хватались и прятались. Рабочие говорят, что Трошин почернел от злости. Полиция была взбешена, насколько могла, — она усилила движение, этим очень смешила всех в городе.

В городе приказчики тоже разбросали по магазинам майские прокламации. Еврейские ремесленники, так как на них очень много подозрений и вся вина всегда падает на их голову, на этот раз осторожно передавали прокламации друг другу. И все же на разных постройках, среди железнодорожных рабочих, повсюду в городе появились майские листки — это волковские рабочие поделились своим избытком — сами разбрасывали.

В день 1-го Мая город имел праздничный вид: великолепный день, на улицах движение, нарядные городовые и жандармы группами расхаживают по улицам; городовые — с нагайками, конная полиция тоже с нагайками. У прохожих отбирают палки.

О том, как общество ожидало этого дня, можно судить по следующему факту: директор реального училища созвал старших учеников (сельскохозяйственников) и сказал им речь, в которой выяснил, чего требуют рабочие: он отнесся сочувственно (сердечное попечение) к рабочему вопросу, но выразил мнение, что добиваться своих прав рабочие должны легальным путем. Затем сказал, что сегодня рабочие хотят учинить беспорядки, и предупреждал своих учеников, чтобы они не ходили группами и особенно не заглядывали в городской лес.

Целый день ожидали от «демократов» каких-то необыкновенных действий. Полиция очень взбесилась, когда узнала, что городские рабочие, ремесленники не пошли на работу. Весь день был проведен ею в бесполезных поисках по полям; объездили и все леса, и к вечеру, измученные и обозленные, ни в чем не успевшие, «блюстители порядка», выведенные из терпения «демократами», стали производить аресты и обыски.

Между тем, на улицах (особенно на Мильонной и Чугуновской) было много публики, все еще ожидавшей демонстрации: молодежь даже слегка пела революционные песни: слышались упреки рабочим, не устроившим демонстрацию. Аресты происходили на глазах у публики. Все время полиция стерегла волковских рабочих: группами нельзя было уходить с фабрики.

Хотя майской забастовки не было, ко 1-е Мая подняло настроение как ремесленных, так и фабричных рабочих.

Из газеты «Искра», № 23, 1 августа 1902 г.

В дополнение. Ничего вроде тогда и не случилось в маленьком сонном городке. Куда более впечатляет само ожидание чего-то непонятного и страшного. И вот только три года пройдет, и, кто книжки по истории читал, вспомнит, как тогда в первый раз полыхнет Россия.

Источник — Брянские.РФ

12 комментариев:

  1. Anna Дмитроченко говорит:

    Хочу обратить внимание наших читателей, что упоминаемый в тексте врач Козинцев — это отец нашего знаменитого кинорежиссера Григория Козинцева. Вот справка из Википедии «Ранние детские годы Г. М. Козинцев провёл в Новозыбкове Черниговской губернии, где отец служил окружным санитарным врачом, а также врачом Новозыбковской женской гимназии и где Г. М. Козинцев поступил в первый класс новозыбковского училища.»
    Спасибо за этот интереснейший рассказ о прошлом нашего города!

    • Александр Карпов говорит:

      А у нас на сайте есть «Материалы к биографии князя Н.Д.Долгорукова», изданные доктором медицины М.И.Козинцовым в своей типографии в Стародубе в 1903 году (см. здесь, в правом столбце). Этот тоже же самый Козинцев/Козинцов?

      • Anna Дмитроченко говорит:

        Да, это отец Григория Михайловича, он известен не только как врач, занимался он также краеведческой и просветительской публицистикой. В 1896 году отдельным изданием была опубликована диссертация доктора медицины М. И. Козинцова «Серноспичечное производство в санитарном отношении» (санитарно-статистическое исследование серно-спичечных фабрик Новозыбковского уезда Черниговской губернии. Он был автором книг «Алкоголизм и общественная борьба с ним» (по поводу открытия попечительств о трезвости), и «Князь Николай Дмитриевич Долгоруков» (материалы к биографии) Ряд медицинских трудов М. И. Козинцова по лечению алкоголизма, клинике сифилитических артропатий и другим вопросам клинической медицины был опубликован в российских и немецких медицинских журналах. (информация из Википедии)

        • Александр Карпов говорит:

          Спасибо! Действительно, очень интересно! Честно говоря, я не знал режиссёра Козинцева. Стало быть, Новозыбков — родина не двух, а трёх знаменитых кинорежиссёров — Рошаля, Самсонова и Козинцева.

          • Anna Дмитроченко говорит:

            Да, это удивительно! Как будто наш город притянул к себе музу нового искусства кино, и она щедро оделила нескольких его жителей талантом.

  2. СВИСТОВ Е.В. говорит:

    ДА, Анна, вы правы. В листовке упоминается отец знаменитого кинорежиссера Козинцева — Моисей Исаакович Козинцев. Который жил в Новозыбкове с 1985 по 1913 года со своей семьёй, в том числе и дочерью – Любовью Михайловной (1900-1970), которая в последствие стала второй женой Ильи Эренбурга.
    Их же отец — Моисей Исаакович, был педиатром и терапевтом. При этом с 26 июля 1895 г. гл. попечитель Киевского уч. Округа, с 16 ноября 1896 г. — доктор медицины, надворный советник, член военно-медицинского ведомства. А 22 марта 1900 г — назначен городовым врачом г. Новозыбкова. Его перу принадлежит целый ряд книг, по медицине, и краеведческой публицистике. Его труды по вопросам клинической медицины публиковались в российских и немецких медицинских журналах
    При этом, как утверждает его сын — Александр Григорьевич Козинцев — Свидетельства о рождении Г. М. Козинцева и его старшей сестры не сохранились и факт их рождения в Киеве окончательно не установлен. Следовательно, Георгий Козинцев вполне, как и его сестра, родиться в г. Новозыбков.

  3. Раиса говорит:

    Видно, у царских опричников, был план на посадку неблагонадёжных элементов. /В 30-е годы НКВД тоже спускало планы на аресты «врагов народа»/. Чтобы таковых быстро выявить, надо людей спровоцировать. Вот и пришлась кстати пьеса Савелия Литвина /Шеель Калманович Ефрон из Молодечно/ «Контрабандисты». Пьеса первоначально называлась «Сыны Израиля», в ней повествовалось о том, что одни евреи занимаются контрабандой, а другие пишут на них доносы в полицию и получают за это деньги.
    В 1900 году пьеса была поставлена в Петербурге, а потом и в других российских городах. Всюду она вызывала беспорядки, особенно в черте оседлости. Вот и в Новозыбкове по настоянию полиции была поставлена эта пьеса.
    Обычный приём властей во все времена — перевести стрелки то на инородцев, то на негров в Америке, то на безработных в Европе, то на голодающих в Африке — лишь бы отвлечь людей от насущных экономических проблем, чтобы собственная жизнь казалась им мёдом. То же самое происходит и сегодня. Ума не хватает придумать что-нибудь более оригинальное.

    • борис говорит:

      Зачем же напрягать ум, ежели все эти вещи работали тогда, работают и сейчас? Из уроков истории никто и никогда не извлекает уроков, пардон за тавтологию. Дряхлеющая политическая система России начала ХХ века была беременна революцией и она состоялась. То же, в другой форме, произошло в СССР в 1991 году. Исторические параллели вещь в себе, но выводы, как бы, напрашиваются.
      …Что до праздника 1 мая, то его первопричины давным-давно некая абстракция. Забавно, что в Европу и Россию он пришёл из США…

  4. Раиса говорит:

    Советский Союз не рухнул бы в 1991 году, если бы коммунистическое руководство взяло пример с Китая. Мудрый Дэн Сяопин, сохранив власть в руках коммунистов, в 1979 году ввёл рыночную экономику. Он сделал упор на экономику, а Горбачёв на гласность, но ею сыт не будешь. Нашим тугодумам не хватило ума, прозорливости.
    Что касается 1 Мая, этому празднику исполнилось нынче 160 лет. В 1856 году его начали отмечать рабочие Австралии, а с 1886 — в США и Канаде. Но в США были жертвы, об этом стало широко известно . Поэтому Вторым Интернационалом было принято решение в память об этих событиях объявить 1Мая Днём солидарности рабочих всего мира.
    Не могу согласиться, что это абстрактный праздник. Его широко отмечают в мире, вот и вчера в Европе были даже беспорядки, столкновения с полицией. В России, как будто, всё было мирно, но люди шли с социально-экономическими лозунгами — требованиями достойной зарплаты и пенсий.

    • борис говорит:

      История не знает сослагательного наклонения. Да и для китайского пути нужны китайцы в больших количествах, согласных работать без выходных. отпусков, по десять часов в день за сто долларов в месяц. СССР распался. потому что сгнил экономически, проспал НТР и ИР и брал кредиты на покупку продовольствия у потенциального военного противника. Да и давно это было-то…
      Не знаю. как в Европе, она велика и разнообразна, но в городе, где процветаю я, ни малейших следов первомайского праздника обнаружить не удалось. День выходной, и все свалили на природу. Может быть, десяток смурноватых леваков и помитинговали с утречка, но и не более того. Открылись пивнушки, и…

  5. Раиса говорит:

    «История не знает сослагательного наклонения» — фраза Сталина, затасканная, неверная, современными историками не употребляется. Это примитивный подход к истории, когда события рассматривались в одной плоскости. На самом деле, история многовариантна. Современные учебники истории рассматривают альтернативные варианты развития исторических событий. Вы же не будете отрицать, что настоящее время альтернативно? Мы ежедневно и ежечасно находимся на перепутье, думаем, как поступить, куда пойти, что выбрать, что предпринять и т.д. Но ведь прошлое время было когда-то настоящим, значит, был выбор, были различные варианты развития событий. Почему был избран конкретный путь — на этот вопрос отвечают историки, проанализировав все возможные альтернативы. Не могу здесь приводить примеры, но это интересно, как кино в формате 3D.
    Борис, что значит «не знаю, как в Европе», Вы что — телевизор не смотрите, в интернет не заглядываете? В маленьких городах, типа Коттбуса, жизнь всегда более спокойна и размерена в сравнении со столицами. Все революции начинались, как правило, в столицах, а не в провинции.
    Чем лучше живут люди, тем менее они политизированы. В России тоже первомайские праздники традиционно проводят или на природе, или на дачах. Помнится, в мои юные годы проходили маёвки в Карховке. Несколько лет назад мне довелось встречать 1Мая в Будапеште. Тысячи людей собрались на площади Героев, веселились, танцевали в национальных костюмах, носили берёзки, украшенные цветными лентами, в общем, все были счастливы. Так что совсем не обязательно на 1Мая драться с полицией.

Добавить комментарий для СВИСТОВ Е.В. Отменить ответ

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>