Благотворительное общество в дореволюционном Новозыбкове

Будите убо милосерди, якоже и Отец Ваш милосерд есть. Дайте, и дастся вам: меру добру, наткану и потрясну и преливающуся дадят на лоно ваше: тою бо мерою, еюже мерите, возмерится вам.
(Евангелие от Луки, 6:36,38)

Дело благотворительности, при­званное облегчить чужое страда­ние, пробудить лучшие чувства в сердцах и душах людей, для нашей стра­ны не новое, но хорошо забытое. Долгие годы само проявление нор­мального человеческого милосер­дного чувства напрочь отвергалось казенной идеологией.

Даль В.И. в своем словаре оп­ределяет благотворение как «бла­годеяние, добродейство, делание добра; а слово благотворительный – как «склонный к благо­творению, готовый делать добро, помогать бедным».

А что, задаешься вопросом, собственно зна­ем мы о самой благотворительнос­ти в России? Заглянем в прошлое.

Благотворительность в дореволюционной России

В 1890-1894-е гг. в Российской империи рас­ходовали на дела милосердия за год: в Санкт-Петербурге – 1,9 млн. рублей, в Москве – 1,8 млн. рублей, в Одессе – более 700 тыс. рублей, Риге и Варшаве по 504 и 150,4 тыс. рублей соответственно.

В 1894 г. всего на эти цели затрачено более 7 млн. рублей, или 11 % всех городских рас­ходов. Невозможно сравнивать го­рода те и нынешние, ну и, конечно, покупательскую способность рубля. Напомним, что 7 — 9 рублей стоила корова, от 3 до 5 рублей – костюм-трой­ка. Зарплата квалифицирован­ного рабочего составляла 25 — 40 рублей.

К началу прошлого века в нашей стране существовала разветвленная система церковной, государственной и частной благотворительности, которой были охвачены почти все нуждающиеся.

Плакат о благотворительности в дореволюционной России Плакат о благотворительности в дореволюционной России Плакат о благотворительности в дореволюционной России

Одной из популярных акций в то время были так называемые «Дни цветков». Эти мероприятия устраивали общественные организации, вовлекая в их подготовку и проведение все население. С 1911 г. по инициативе Государя Николая II «Дни цветков» стали проводиться во многих городах империи, где для целей благотворительности специально организовывались концерты и базары. Дети ходили с шестами, увитыми символическими белыми цветами, и собирали пожертвования.

Цесаревич Алексей с царевнами в Ливадии на празднике Белого цветка

По состоянию на 1896 г. благотвори­тельных обществ, братств, попечи­тельств и так называемых благотво­рительных корпораций насчитыва­лось по всей России 3555, в т.ч. в Санкт-Петербурге – 683, Москве – 453.

Действовало благотворительное общество и в г. Новозыбкове.

Новозыбковское благотворительное общество

Датой его основания следует считать 9 сентября (все даты в тексте указаны по старому стилю) 1893 г. Именно в этот день Управляющий Министерства Внутренних дел сенатор В.К. фон Плеве подписал уста­в общества, которое со­стояло в ведении названного министерства.

Прямой целью этой организации являлось оказание материальной помо­щи нуждающимся, распространение грамоты среди бедняков, приискание им мест для проживания либо работы. В обязательном порядке исследовалось имущественное положение лиц, находящихся в тяжелом финансовом положении, определялся объем необходимой помощи. Затем выяснялись достигнутые результаты.
Общество также содействовало воспита­нию детей из малоимущих семей, помещая их в школу и мастерские для изучения ремесел.

Состояло об­щество из лиц мужского и женско­го пола, всех званий и сословий, за исключением: несовершеннолет­них; лиц, имевших классные и нижние воинские чины и юнкеров; учащихся учебных заведений и граждан, подвергшихся ограничению прав по суду.

Число участников было не ограниче­но. Они разделялись на почетных и действительных.

Делами в обществе занимались его совет и общее собрание. Председателем и одним из учредителей обще­ства была княгиня Мария Павлов­на Долгорукова, ее помощником – коллежский советник Абалешев П.А., казначеем – потом­ственный почетный гражданин Волков С.М., секретарем – Зо­лотарев И.Е. Членами совета состояли Колмаков С.А., Бельская Т.А., Иванова Т.А., Дебагорий-Мокриевич Е.Н., Бабиевский В.П., Клюковский П.С., Еременко П.М. и др.

К полномочиям председателя относились вопросы созыва общего собрания и заседаний совета, контроль за правильным ходом дел и исполнением устава.

На секретаря возлагалась обязанность составлять журналы решений общего собрания и постановлений совета, вести переписку и список обратившихся за помощью лиц.

Казначей заведовал кассой, принимал членские взносы и пожертвования, производил выдачу денег, составлял годовой отчет.

Календарь-справочник Весь Новозыбков на 1914 г. Календарь-справочник Весь Новозыбков 1914 г Календарь-справочник Весь Новозыбков 1914 г. Устав Новозыбковского благотворительного общества 1

Заседания совета созывались один раз в неделю и считались действительными, если на них присутствовало 6 членов, в т.ч. председатель или его товарищ, казначей и секретарь. Решения принимались простым большинством голосов. В случае равенства голосов, голос председательствующего давал перевес.

Все должностные лица и члены совета исполняли возложенные на них обязанности бесплатно.

Средства общества формировались из запасного, оборотного и специального капиталов.

Для пополнения кассы периодически устраивались любительские спектакли и концерты. Так, 3 апреля 1905 г. членом общества Бельской Т.А. горожанам была представлена комедия Николаева Н. «Наши ведьмы» и эпизод житейской прозы по сочинению Шевиль С. – «Ошибка».

Также в 1905 г. в пользу общества проведена беспроигрышная лотерея, давшая 1098 рублей чистой прибыли.

Столовая для бедных

При благотворительной организации действовала народная столовая для бедных с ночлежным приютом в память Дмитрия Максимовича Волкова. Открыта она была в 1900 г. по предложению главы Торгового Дома «Максим Волков и сыновья» Максима Марковича Волкова. Постройку и оборудование отдельного здания для этих целей Волков М.М. взял на себя.

Максим Маркович Волков и сыновья

Заявление Волкова М.М. о строительстве и открытии бесплатной столовой

Обеды в столовой были бесплатными, для чего Волков М.М. в течение первых пяти лет жертвовал ежегодно по 500 рублей.

Прием пищи включал в себя два блюда – борщ или суп и гречневая каша или жареный картофель с маслом, а также хлеб. Мясная пища выдавалась по праздникам. Средняя стоимость обеда составляла 6 копеек.

В ночлежном приюте ежегодно находили себе место свыше 8 тысяч человек.

Школа и библиотека

Обществом была создана школа для малолетних, где бесплатно обучались дети городской бедноты, а также жителей ближайших сел, деревень и хуторов. Заведовала школой Аноколова М.К. Преподавателями числились Богданова М.М. (учительница женской гимназии), Быков А.А. (учитель сельскохозяйственного технического училища), Василевский В.Ф. (инженер путей сообщения, начальник II участка Полесских железных дорог), Дейнека А.К. (учитель рисования реального училища), Дрибенцов Г.Д. (псаломщик Никольской церкви), Доброволенко Н.М. (учитель городского 3-х классного училища), Еременко П.М. и др.

Директор Добрушской писчебумажной фабрики бесплатно оказывал помощь школе, снабжая ее по мере надобности достаточным запасом разных сортов бумаги. В школе был создан музей.
По ходатайству Новозыбковского комитета попечительства о народной трезвости в помещениях школы периодически проводились народные чтения. За все время было организовано 25 таких мероприятий для более 7 тысяч слушателей.

Активное участие в жизни общества принимал директор Новозыбковских реального и среднего сельско-хозяйственного технического училищ, председатель педагогического совета женской гимназии Николай Трифонович Исаин. В разное время он занимал должности рядового работника в классах для взрослых, члена совета общества, а затем товарища председательницы. С его именем неразрывно связано возникновение и существование при школе специальных классов технического черчения и рисования, размещавшихся в стенах реального училища.

Без сочувствия и поддержки со стороны Исаина Н.Т., без его личного ходатайства перед Киевским учебным округом, появление названных классов было бы невозможно.

В связи с переездом в 1906 г. Исаина Н.Т. в другую местность, 14 ноября были устроены проводы, на которых прозвучало много теплых слов и добрых пожеланий в его адрес. Отмечены заслуги в части изыскания материальных средств, личное прошение перед отделом промышленных училищ о субсидии классам для взрослых.

От членов общества Исаину Н.Т. был поднесен памятный альбом, а от представителей родительского комитета следующий адрес:

Многоуважаемый Николай Трифонович!

Вы смотрели на учащихся, как на детей, сердца которых не испорчены грубостью жизни, а потому лаской и справедливостью заслуживали их расположение к себе и послушание. Видя в них будущих граждан дорогой родины, Вы своей нравственной, честной и трудовой жизнью подавали им наилучший пример.

Допустив воскресные классы для взрослых в здании реального училища и отдавая свободные воскресные часы на занятия со взрослыми, Вы учили наших детей бескорыстию, уважению и любви к трудящемуся люду, отдающему немногие часы досуга своему образованию, которого не могли получить своевременно.

Вы явились инициатором и первый организовали в Новозыбкове общеобразовательные экскурсии по России с нашими детьми, которые, благодаря Вам, побывали в столицах, где ознакомились с различными памятниками старины, музеями, театрами, побывали на крайнем севере – в Соловецком монастыре и, наконец, на крайнем юге – в Крыму.

Не было ни одной экскурсии чтобы Вы, несмотря на Ваш возраст, не сопровождали детей и не взяли на себя всецело, как ответственности за их здоровье, так и доставления им удобств и развлечений. Вы, как самый любящий отец, были окружены детьми, которые относились к Вам с полным доверием и любовью. Эти дружеские поездки с Вами на всю жизнь останутся светлым, радостным воспоминанием у учащихся и имя Ваше никогда не забудется ими.

Примите же от нас, многоуважаемый Николай Трифонович, самую искреннюю благодарность и пожелания полного счастья в Вашей дальнейшей жизни, которую да сохранит Бог на многие годы.

В результате стараний княгини Долгоруковой М.П. при обществе была построена и 14 сентября 1897 г. открыта бесплатная библиотека для населения, которая располагалась в специальной пристройке к зданию школы. На эти цели Мария Павловна пожертвовала 3 тысячи рублей.

Пожертвование княгини Долгоруковой М.П. на библиотеку

К началу 1899 г. в библиотеке насчитывалось 636 названий книг по истории, мироведению, богословию, а также 618 томов периодических изданий. Услугами библиотеки пользовалось 340 читателей.
В полном объеме работы по обустройству библиотеки были завершены в 1901 г. и обошлись обществу в 3295 рублей.

Много потрудился над созданием библиотеки и Петр Митрофанович Еременко, который единовременно внес 50 рублей на ее нужды. По предложению попечительства библиотеки был создан научный отдел имени Еременко П.М.

Близкое соседство народной столовой давало возможность устраивать для учеников школы горячие завтраки стоимостью в 1 копейку. Расходы на питание детей были покрыты за счет пожертвований почетного члена общества Волковой Валентины Дмитриевны. Эта женщина, скоропостижно умершая 11 августа 1907 г., принимала самое активное участие в деятельности Новозыбковской благотворительной организации.

В память о ней казначей Волков С.М. 2 февраля 1908 г. пожертвовал 20 тысяч рублей, за счет которого был создан капитал имени Волковой В.Д.

Особое место в жизни общества занимала его Председательница княгиня Долгорукова М.П.

Даже после того, как в 1896 г. князь Долгоруков Н.Д. был избран Губернским Предводителем Дворянства и семья переселилась в г. Чернигов, Мария Павловна не прерывала связи с благотворительным и другими просветительскими учреждениями уезда.

Она по-прежнему много помогала обществу деньгами, хлопотала в высших кругах о постройке для него собственного здания.

Отчет общества за 1899 г.

Во время русско-японской войны по инициативе Марии Павловны в помещении школы ученицы при содействии дам (членов общества) шили белье, которое затем отправлялось раненым солдатам и офицерам.
Вплоть до самой смерти в 1914 г. главной заботой княгини оставались общественные организации уезда.

Говоря на тему благотворительности, следует также вспомнить Новозыбковских купцов и промышленников Абросимовых, Шведовых, Осиповых, Петуховых, Кублицких. Представители этих славных родов отдавали много своих сил на обустройство не только школ, больниц и других светских учреждений. Немалые средства они жертвовали на строительство и благоукрашение святых Божиих церквей и монастырей, а также содержание богоугодных заведений. Это и Вонифатиевская церковь, и храм Рождества Пресвятой Богородицы, Рождественско-Никольская и Спасо-Преображенская церкви, Малино-Островский Рождество-Богородицкий монастырь под Злынкой и др.

Сердце сжимается от осознания того, что практически все эти храмы с их святынями и алтарями, находившимися при них могилами священников, именитых горожан, фамильными склепами бездумно и варварски уничтожены до основания в годы безбожной власти. Однако, Господь поругаем не бывает…

Что же касается благотворительного общества, то оно прекратило свою деятельность после октябрьского переворота 1917 г. Под лозунгом «мы наш, мы новый мир построим» большевики приняли решение ликвидировать все общественные учреждения как пережитки прошлого, а их имущество национализировать.

В России наступили окаянные дни. Жестокое время подмены понятий, беспамятства и ломки веками сложившегося образа жизни народа. Прежняя система духовно-нравственных ценностей новой властью была отброшена.

По словам философа Ильина И.А.: «…водворилась не «российская республика», как о том мечтала революционная полуинтеллигенция левых партий, а развернулось всероссийское бесчестие, предсказанное Достоевским, и оскудение духа; а на этом духовном оскудении, на этом бесчестии и разложении выросло больное и противоестественное древо зла, рассылающее по ветру свой яд всему миру на гибель».

Несмотря на то, что в стране в очередной раз произошла смена власти, проблем по-прежнему остается много. Один кризис следует за другим. И следует констатировать прежде всего кризис духовный.

Возрождение России и ее будущее зависит от каждого из нас. Необходимо ежедневно побеждать себя, идти на жертву, дабы принять чужие боль, нужду и страдание. Помогать друг другу и словом и делом, не взирая ни на что. Не оставаться в стороне, не молчать и не проходить мимо, не быть теплохладным.

Порой именно этого так не хватает всем нам. Ведь милосердие и искреннее делание добра ближнему преодолевают несправедливость и жестокость мира сего. И в конечном итоге не злом побеждается зло, а только любовью.

См.также:

25 комментариев:

  1. Раиса говорит:

    Очень интересная, познавательная и нравственная статья. Какие же добросердечные и отзывчивые люди жили в Новозыбкове до октября 1917 года! Для бездомных и бедных горожан была бесплатная столовая и ночлежный дом. Бесплатная библиотека, школа, в том числе для взрослых, экскурсии для детей по России — сколько полезных дел совершали жертвователи, меценаты. Очень жаль, что слово «милосердие» стало у нас запретным и презираемым в 20 веке, что утрачены традиции взаимопомощи.
    Автор в конце публикации призывает читателей к сочувствию и милосердию — это правильно. Нужно по возможности помогать нуждающимся делом и деньгами. И многие люди рады бы откликнуться на этот благородный призыв, но далеко не все могут быть полезными по той простой причине, что нищий нищему не помощник. Столько кругом горя, несчастья, бедных, увечных людей, бомжей, выброшенных котов и собак — сердце ежедневно рвётся на части. И нет ни для кого ночлежки, приюта — ни для людей, ни для животных. Негде этим несчастным хоть раз в сутки съесть миску горячего супа. И такая ситуация в каждом городе, в каждой деревне, по всей многострадальной России. Все богатства страны захвачены кучкой мерзавцев и вывезены за границу. Народ обобрали до нитки. И эти нищие люди собирают копейки на операции больным детям.
    Сегодня слушала доклад Зюганова на очередном пленуме ЦК КПРФ — волосы шевелились. Всем советую послушать и задуматься. Ситуация в стране катастрофическая как в экономике, так и в духовной сфере, растёт социальная напряжённость. Ощущение полной безысходности — хоть напейся, хоть матерись, хоть возьми верёвку с куском мыла и иди в сторону леса.

    • Александр Дудников говорит:

      Огромное спасибо за отзыв на статью, Раиса! Не будем отчаиваться.
      Как говорит апостол Павел — носите тяготы друг друга!

  2. Да, замечательная, глубокая статья!!! Словно в то время окунаешься… Были люди в это время — У вы, Богатыри, — не вы! Они думали о униженных, бедных людях. Старались им оказать всевозможную помощь. Делалось всё это с душой, без угрызения совести, не кичась своими званиями и титулами. Душевно благодарю автора за нравственную и необходимую статью, приоткрывающую нам страницу традиций Православной благотворительности.

    • Александр Дудников говорит:

      Благодарю, Олег Григорьевич! Да, нам есть с кого брать пример.
      Будем достойны памяти наших предков

  3. Anna D. говорит:

    Александр Петрович, огромное спасибо Вам за этот рассказ! Уверена, что многие лишь сейчас узнали о том, какой разнообразной была благотворительность в нашем городе в те далекие времена. Но еще ранее в Новозыбкове была открыта богадельня, располагавшаяся в здании, где теперь медицинский колледж. Сколько я ни пыталась выяснить подробности о том, на чьи средства она была открыта, кто содержался в ней, вообще, любые сведения, найти не смогла ничего. Возможно, когда-нибудь Вам удастся найти в архивах сведения об этом учреждении, думаю, читатели сайта были благодарны Вам за любую дополнительную информацию.

    • Александр Дудников говорит:

      Анна Петровна, спасибо Вам большое за поддержку и интерес к статье!
      Что касается богадельни, то была она построена на средства купца Шведова.
      Не смогу правда сказать какого именно Шведова — Афанасия Ивановича, либо его отца — Ивана Львовича???
      Во дворе богадельни располагалась баня, которая в начале прошлого столетия была перестроена в школу имени Петра Великого.
      Об этой школе я планирую написать в ближайшее время и разместить сведения на этом сайте (с приложением архивных документов).

  4. Неуч говорит:

    А что это за здание на фотографии : «Училище благотворительного общества»? Вроде что-то знакомое, а вроде бы и нет…

  5. Людмила Лебедько говорит:

    Александр Петрович!Огромное спасибо за замечательный материал.Удивляешься,как духовно были богаты люди несмотря на свой статус в обществе и материальное положение,сейчас это большая редкость.

    • Александр Дудников говорит:

      Спасибо за добрые слова!
      Да, имея материальный достаток, представители знати не забывали и о духовности.
      Прежде всего в вере православной они черпали силы и находили утешение в трудный момент

  6. Dormidont говорит:

    Спасибо господину Дудникову за статью!Теперь,вспоминания свои детские годы,когда мама водила нас в музей,я отчетливо вижу в прочитанном те экспонаты ,которые оставили неизгладимое впечатление на всю жизнь….Как голос из детства.С каким трепетом и удовольствием рассматривал старые раритеты.Фотографии,предметы быта,одежду того времени…Я был совсем юн,но меня охватывало какое то непонятное чувство де-жавю,может даже ностальгии,с чего бы казалось? Мне кажется,что всё-таки существует некое информационное мировое поле к которому, по воле Всевышнего, нам разрешают туда в какой то момент,кому на короткое,а кому на мгновение подключаться.Отсюда наверное и очень тонкое восприятие Того времени.Иногда,долго отсутствуя здесь,в Новозыбкове,а потом возвращаясь,не выдумываю для красного словца,скажу,что испытываю томное наслаждение от вновь увиденных знакомых улиц,старых домиков,Церквушек…На уроках истории,старые преподаватели,ещё Той школы,рассказывали о городе в дореволюционной эпохе.Класс всегда слушал с замиранием.Преподаватель,был такой Тюпич,к стыду своему не помню имени и отчества,рассказывал вот в таком ключе в котором пишет Александр Петрович.И о Волкове и его семье,о сыновьях,о его фабрике и о многом что может и стёрлось из памяти.Я даже помню где стояли огромные надгробные камни, из черного мрамора,с надписями и инициалами семьи Волковых.Это прямо напротив старой городской библиотеки и городского читального зала.Сейчас там всё мерзко разрушено,библиотеки уже нет,зачем она нам?!…Читальный зал,бывший,превращён в какую то контору по ремонту унитазов,а то ли их окраски в гармоничные цвета для отправки естественных нужд…Или ещё что то.Стены окрашены и забор окрашены в стиле -даешь комсомолу общественные туалеты!уверен,что можно было бы теплее относится к тому,что хоть что-то оставила нам история…В книге о истории Новозыбкова ещё много написано о сколько гостиниц ,сколько постоялых дворов,ночлежек,банков было в городе.Из истории нашего городка немало полезного было знать и предпринимателям!Вот где можно было почерпнуть информацию ЧТО на самом деле нужно жителям и в КАКОМ объёме!А и ещё КАК осуществлялась помощь нуждающимся и КЕМ!И КАК она контролировалась.Впрочем,в порядочности людей дореволюционного периода, мне кажется, сравнивать оголтелых рвачей не приходится.Я не строю иллюзий,и в Те времена было всё не так безоблачно.Например взять обеспечение арсенала Русской армии и флота в русско-японскую компанию.Тогда тоже процветало воровство,казнокрадство,прямо приведшее к поражению этой войне.Тогда снаряды не долетали,порох то ли в не тех колличествах был в них,то ли сырой,интендантская служба мерзко работала,это уже была предпосылка к восстанию на «Потёмкине»…И всё же!!!Россия была чище,душевной,сытой и добропорядочной!… Спасибо Вам за добрую статью!Она должна быть доведена до жителей,а может даже и проведен диспут или встреча с неравнодушными людьми.

  7. Dormidont говорит:

    А вот вопрос.У куда же делись эти огромные глыбы из черного мрамора с надписями в память о семье Волковых?Может кто то знает их судьбу?

    • Александр Дудников говорит:

      У меня такой же вопрос к Вам, как и у Антонины, относительно мраморных надгробий Волковых?

  8. Антонина говорит:

    А где находились эти огромные глыбы из черного мрамора? Вы их лично видели, и когда?

  9. Dormidont говорит:

    Привет!Да,я ЛИЧНО видел.А находились они чуть в стороне от Гор.библиотеки.Между библиотекой и спортзалом «Спартак».Но ближе к библиотеке.Два больших и одно маленькое.Все из черного мрамора.Если не изменяет память,то там даже надписи были с буквами Ять,если я правильно их называю.Ограды ,естественно не было.Один их них был чуть покоившийся.Жаль,в те времена как то не было принято увековечивать такие старинные надгробия,казалось,что они буду вечно стоять….Я помню случай когда был украден мраморный барельеф с еврейского кладбища.Его случайно нашли на огороде ,он служил соединительной «дощечкой» между туалетом и и грядкой….Веселился народ….После 17 года народ свихнулся!Не весь ,слава Богу!Но тот,что свихнулся потом кровью будет харкать.Всё рушили и сметали у себя на пути.Но самое большое богатство-Люди.Цвет и золотой генофонд были уничтожены,что уж там надгробия и памятники…

  10. Dormidont говорит:

    Покосившийся,а не покоившийся,прошу прощения.

    • Антонина говорит:

      Спасибо, очень интересно. Волковы, значит, были похоронены при храме, уничтожили храмы, и захоронения как-то незаметно исчезли. А когда примерно Вы их видели?

  11. Dormidont говорит:

    Здравствуйте!Точно ,абсолютно точно, не могу сказать,но примерно это было в 1967- 68 году.И было это летом.Надгробия были слегка заросшие травой. Такие вещи Нужно фотографировать.Неужели ни у кого не сохранилось хоть какой то фотографии.Нужно поспрашивать у знакомых своих.Если что то узнаю,то обязательно опубликую.

    • Александр Дудников говорит:

      Да,спросите об этом у своих знакомых. Быть может хоть у кого-нибудь остались фотографии надгробий и самого храма. Информацией и фотоматериалом никто не располагает,к сожалению. Спасибо Вам

  12. Антонина говорит:

    Храмов, кажется, было два, зимний и летний. Как я понимаю, спортивный зал и был в своем прошлом летней церковью, а остатки зимней и поныне стоят, переоборудованные во что-то. Или я ошибаюсь? Краеведы, наверное, лучше знают.

    • Александр Дудников говорит:

      Да, все верно. Я отправлял фотографию летнего храма (основного) редактору сайта Новозыбков.ру. Он должен ее разместить. Несмотря на то, что качество фото не очень хорошее, но достаточное для того, чтобы иметь хотя бы общее представление об этой церкви.
      А вот об истории храма, его настоятелях и прихожанах мне ничего неизвестно

      • Антонина говорит:

        По крайней мере известно, что его прихожанами были Волковы.

  13. Елена говорит:

    Уважаемые неравнодушные жители Новозыбково! Наступило время «собирать камни»- попытаться восстановить историю предков. Знаю, что большая семья Казачковых имеет корни в Новозыбково, на опубликованной фотографии выпускников школы им. Калинина 1936 г. есть девушка Казачкова Р. Мой же прямой прадед(Яков Романович) уже в это время точно жил в Москве, как и его брат(Лазарь). Но были еще братья. Можете ли помочь, скинув ссылку на какие-нибудь источники — архивы или что-то подобное. Спасибо за помощь и неравнодушие.

Добавить комментарий для Александр Дудников Отменить ответ

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>