О народном просвещении в Новозыбкове. Часть IV. Служение князя Долгорукова Н.Д. и других на пользу общего дела

В 1896 г. на очередном заседании Черниговской губернской управы рассматривался вопрос о состоянии народного просвещения. Отдельно шла речь о повсеместном открытии школ. Поводом к этому послужило письмо обер-прокурора Святейшего Синода Победоносцева К.П. с указанием мер к распространению грамоты в Российской империи. Князь Долгоруков Н.Д.

Для детальной проработки обозначенной темы была избрана особая комиссия под председательством князя Долгорукова Н.Д., деятельность которой заключалась в сборе информации о поселениях уездов с начальными училищами, опросе местного населения об уровне образования. Выяснялось, где должны быть устроены новые учебные заведения.

князь Долгоруков Николай Дмитриевич

Интересующие сведения комиссия получила от земских управ и училищных советов по особо разработанным и представленным на места бланкам (опросникам). На основании полученных данных составили карту как существовавших, так и предложенных к открытию школ. О результатах проделанной работы собранию представлен подробный доклад.

Доклад о деятельности губернской комиссии по народному образованию 1896 г.

Был поднят вопрос об устройстве земской учительской семинарии в г. Чернигове. Комиссия высказалась утвердительно по этому поводу, составила проект устава заведения и смету на строительство.

Сформированы каталог книг для сельских и школьных библиотек, а также программа вечерних занятий с лицами, окончившими курс народных школ, с указанием пособий для наиболее успешного их проведения.

Поскольку многие желательные по своему художественно-нравственному содержанию книги не состояли в списке разрешенных министерством народного просвещения, комиссия подготовила и направила ходатайство в названное ведомство для их включения в соответствующие каталоги. К числу таких книг относились издания на русском языке, а также труды писателей Малороссии.

В том же году губернской управой был образован специальный школьный фонд в 300 тыс. рублей. Принято решение выдавать крестьянским обществам ссуду на постройку школьных зданий на условиях ее погашения в течение 10 лет за счет средств уездных земств. Размер ссуды не превышал 1 тыс. рублей.

В случае признания уездным земством финансовой несостоятельности того или иного сельского общества или группы мелких поселений и выдаче по этой причине безвозвратной субсидии для строительства школы, губернское земство в свою очередь также оказывало такому обществу материальную помощь на тех же условиях.

В 1897 г. из школьного фонда выдано 36 ссуд в размере 30 480 рублей, из них: 34 – сельским обществам, 2 – уездным управам.

В результате принятых мер во многих селах Новозыбковского уезда были построены школы и народные училища.

Так, в с. Кривце открыта школа, носившая имя покойного гласного Силакова М.И. (основана 8 декабря 1897 г.). Обучались в ней 86 мальчиков и 33 девочки. Преподавали Атрошенко В.И., Ромаскевич Е.В. Законоучителем состоял священник Михаил (Говоров).

В с. Лобановке 18 января 1898 г. открыто начальное народное училище, в котором проходили обучение более 90 учеников. Учительницей в нем состояла Шакалова О.И., преподавал священник Иоанн (Шаблинский).

В 1895 г. в уезде действовали 9 церковно-приходских школ с 473 учениками и 26 школ грамоты, в которых обучалось 763 ребенка (Журнал Новозыбковского очередного уездного земского собрания сессии 1896 г.).

Согласно памятной книжке Киевского учебного округа (часть IV) в 1903 г. в Новозыбковском уезде функционировали 2 сельских двухклассных народных училища министерства народного просвещения – Новоропское (основано в 1867 г., заведующий Пирогов Козьма Яковлевич) и Семеновское (основано 15 декабря 1897 г., почетный блюститель – потомственный дворянин Ширай Сергей Александрович, заведующий – Кореняка Иван Степанович).

Действовало 46 сельских народных училищ – Барановское, Велико-Топальское, Внуковское, Добродеевское, Замишевское, Каменско-Хуторское, Каташинское, Климовское, Лысовское и другие.

Открытие школ на капитал Маслова И.И.

Особым образом губернское собрание обсуждало вопрос об открытии школ на капитал, пожертвованный титулярным советником Масловым Иваном Ильичем.

Умерший в 1891 г. Маслов И.И. завещал около 450 тыс. рублей на устройство народных училищ (школ) в память великих реформ Императора Александра II. Из этой суммы душеприказчики Маслова И.И. передали 90 тыс. рублей Черниговскому земству.

Получив указанные средства, руководство губернии решило выдавать уездным управам беспроцентные ссуды в размере 300 рублей для строительства школ имени Маслова на условиях их погашения за счет пожертвованных денег. Расходы на хозяйственные нужды школ производить из процентов на этот капитал.

Первая такая школа была открыта на родине Маслова – в с. Краснополье Кролевецкого уезда. После чего 23 ноября 1897 г. школу его имени открыли в с. Синем Колодце Новозыбковского уезда. О необходимости устроения школ также сообщили руководители Черниговского, Суражского, Стародубского, Мглинского и Городницкого уездов.

Постановление губернского собрания об устройстве школ на капитал Маслова И.И. 1896 г.

Особым условием для этих школ являлось ежегодное поминовение усопшего 14 ноября (день его смерти), служение панихиды, а также размещение в стенах учебных заведений портретов Маслова И.И.

В пользу каждой Масловской школы делался «вечный вклад» в государственный банк в размере 10 тыс. рублей.

Сапожная мастерская Гузарского Ф.М. при Кирилловской сельской школе

На рубеже XIX-XX вв. в сельской местности при некоторых школах создавались ремесленные мастерские.

Так, в с. Кирилловке Новозыбковского уезда 1 ноября 1893 г. одной из первых в губернии в помещении местной школы была открыта сапожная мастерская. Своим возникновением она обязана стараниям дворянина Гузарского Ф.М.

В мастерской обучались в основном крестьянские дети мужского пола в возрасте от 8 до 13 лет. Курс продолжался 4 года, после чего производилось испытание. Оканчивающий мастерскую должен был из предложенного ему материала самостоятельно выкроить и сшить пару сапог или башмаков.

Поскольку сапожное дело возымело успех и мастерская получала заказы от различных земств губернии на изготовление больничных туфель, Новозыбковская земская управа решила отчислять пособие на покупку материала.

На продажу выставлялась и детская обувь. Вырученные деньги шли на приобретение сырья, а также инструментов. Готовые вещи хранились в мастерской по описи.

По сведениям Новозыбковской управы «… Кирилловская мастерская снабжена необходимыми принадлежностями ремесла в достаточности. Годовой бюджет ее состоит из ассигновки уездного земства – 70 рублей, такой же ассигновки от губернского земства и около 20 рублей от местного сельского общества (на содержание и отопление квартиры).

Кирилловская сапожная мастерская

Что касается отчетности, то она организована так: мастер представляет отчет в израсходовании сумм учителю школы, который ведет книгу прихода и расхода сумм и представляет в конце года отчет по мастерской инспектору народных училищ. Почетным попечителем школы, а следовательно и находящейся при ней мастерской состоит местный дворянин Гузарский Ф.М.

Мастерская нуждается в организации дела и в постановке его на более рациональных основаниях и приемах. Быть может, этим обстоятельством объясняется и проявляющееся нерасположение к мастерской со стороны местного сельского общества, которое затрачивает известные средства на столь незначительное число учеников и по весьма понятной причине желало бы, чтобы мастерская при относительно меньшей затрате денежных средств выпускала бы по возможности большее число хорошо подготовленных мастеров сапожного дела».

Ходатайство дворянина Гузарского Ф.М. об открытии сапожной мастерской (1) Ходатайство дворянина Гузарского Ф.М. об открытии сапожной мастерской (2)

Ходатайство дворянина Гузарского Ф.М. об открытии сапожной мастерской (3) Ходатайство дворянина Гузарского Ф.М. об открытии сапожной мастерской (4)

О деятельности Долгоруковых на ниве народного просвещения

Большое внимание развитию образования в губернии уделяли предводитель дворянства князь Долгоруков Н.Д. и его супруга Мария Павловна. За заслуги в этом деле заведующие многих школ желали видеть Долгоруковых в числе своих попечителей.

Так, крестьяне с. Рубежное в 1897 г. представили в Новозыбковскую уездную управу прошение об избрании в их школу попечительницей Долгоруковой М.П. Она же с 26 февраля 1892 г. и до самой смерти состояла попечительницей Новозыбковской женской гимназии.

Избрание попечительницей школы с. Рубежное княгиню Долгорукову М.П. Княгиня Долгорукова М.П. - попечительница женской гимназии

На протяжении нескольких лет, начиная с 1894 г., почетным попечителем Новозыбковского реального училища являлся князь Долгоруков Н.Д.

Отмечая особый вклад князя в дело народного просвещения, Новозыбковское земство в 1897 г., рассмотрев прошение директора Коростышевской учительской семинарии, отчислило из фонда образования 5 тыс. рублей для учреждения в ней стипендии имени Долгорукова Н.Д.

Отзыв Новозыбковской управы об учреждении стипендии имени князя Долгорукова Н.Д. 1897 г.

Выделенный капитал хранился в г. Житомире в числе специальных средств губернского казначейства и считался неприкосновенным.

Стипендия составляла 150 рублей в год. Право избрания стипендиата принадлежало пожизненно князю, а по его смерти – Новозыбковской управе.

По окончании курса обучения выпускник-стипендиат должен был не менее 3-х лет прослужить учителем одного из земских училищ Новозыбковского уезда.

Проект положения о стипендии имени князя Долгорукова Н.Д. Проект положения о стипендии имени князя Долгорукова Н.Д. - 2

Сохранилась речь гласного Силакова И.И. об учреждении этой стипендии. Вот что он сказал, выступая 5 декабря 1896 г. на собрании Новозыбковского земства (пунктуация и орфография с текста оригинала сохранены):

Господа гласные! Высокоуважаемый сочлен настоящего нашего собрания, князь Николай Дмитриевич Долгоруков, за избранием его на пост губернского предводителя дворянства, является между нами теперь, увы! лишь дорогим гостем. Занимаемый им пост обязывает его перенести свою благотворительную общественную деятельность из пределов уезда, которому он ее отдавал до сего всецело.

Присутствующим в собрании, полагаю, нет надобности напоминать о его высоко-полезной земской деятельности в Новозыбковском уезде: сначала, как рядовой гласный, потом как руководитель земского собрания, он всегда был душою земства, носителем истинно земских интересов и идеалов. У всех, работавших с ним на земской ниве как рука об руку, так и под его высокоумелым и полезным руководством, неизгладимо запечатлелась его почтенная деятельность в интересах польз и нужд местных.

Памятники его общественной деятельности в нашем уезде не разрушимы, тем необходимее, тем справедливее сделать незабвенным его имя, не для нас – мы его не забудем, а для наших будущих заместителей, для потомства, которое и в далеком будущем будет пожинать добрые плоды из семян, насаженных им.

Я уверен, что все собрание, как и я, чувствует потребность связать, закрепить его имя с каким-нибудь общеполезным учреждением, хотя бы в одной из многообразных отраслей земского дела, которое он так славно вел и так энергично и умело двигал вперед.

Одной из таких отраслей, делу важнейшему не только с точки зрения земского, местного, князь Николай Дмитриевич, при всем своем редком безпристрастии, дарил свое особое внимание, уделяя ей наибольше труда и заботливости. Я говорю о великом деле народного образования, с этим неудержимо-развивающимся делом и должно быть на веки связано светлое имя князя.

Я убежден, что являюсь лишь выразителем единодушного желания всего собрания, предложив учредить стипендию имени князя Николая Дмитриевича Долгорукова при одной из учительских семинарий, предоставив князю Николаю Дмитриевичу выбор стипендиата из уроженцев Новозыбковского уезда, обязав этого стипендиата по окончании курса послужить нашему уезду не менее трех лет в звании учителя.

Для образования стипендии отчислить 5 тысяч рублей из запасного капитала.

Предложение гласного Силакова И.И. собрание приняло единогласно.

После чего в зал заседания был приглашен князь, которому сообщили общее решение. Николай Дмитриевич выразил собранию сердечную благодарность за оказанную ему честь.

Портрет князя Долгорукова Н.Д. с его личной подписью

По инициативе князя Долгорукова Н.Д. и при содействии Санкт-Петербургского комитета грамотности 29 октября 1895 г. в местечке Семеновке открыта бесплатная народная библиотека.

князь Долгоруков Н.Д. - об открытии бесплатной библиотеки в Семеновке

Кроме книг, высланных комитетом, для ее обустройства пожертвовано разными лицами 31 название книг в 39 томах на сумму в размере 53 рублей. Заведующим библиотекой являлся земский начальник Хитун Е.М. Выдачей книг заведовал Берг П.Э. Работала библиотека только по воскресным дням. Ее посетителями числилось более 100 человек. За порчу и утрату книг плата не взималась.

Из наблюдений отмечено, что публика главным образом интересовалась классическими произведениями Толстого А.Н., Пушкина А.С., Данилевского Г.П., Гоголя Н.В., Тургенева И.С., Лермонтова М.Ю. Сочинения Шиллера, Гете, Шекспира, Островского и других писателей практически не спрашивались. Объяснение тому – низкий уровень образования читателей. Все книги, включая религиозно-нравственный отдел, выписывались по каталогу комитета грамотности 1895 г.

Князь Долгоруков Н.Д. наряду с Силаковым И.И. и Небольсиным А.В. принял участие в открытии и содержании земской школы в с. Внуковичи. По его предложению в Большом Кривце построено кирпичное здание для вышеупомянутой школы (училища) имени Силакова М.И. с кузнечно-слесарным классом, на что из уездного фонда образования было выделено 5 тыс. рублей.

Голосовал князь за открытие в с. Синем Колодце школы им. Маслова И.И. и ежегодное отчисление в пользу этой школы 100 рублей на отопление, освещение и сторожа.

Число школ за время его предводительства в Новозыбковском уезде возросло с 19 до 43. Любимым альбомом князя был альбом школьных зданий.

На переустройство здания женской гимназии в г. Чернигове, пришедшего в ветхость и не соответствовавшего своему назначению, им пожертвовано 35 тыс. рублей.

В материалах для биографии князя Долгорукова Н.Д. (Стародуб, 1903 г.) доктор медицины Козинцов М.И. пишет:

Он (князь) с любовью устраивал курсы для учителей и учительниц земских школ, аккуратно посещал наравне с ними лекции руководителей курсов и близко сходился на этих курсах с народным учителем.

…Его любовь к народной школе вытекала из ясного сознания, что для улучшения материального и нравственного состояния нашего крестьянина, которого он так любил и уважал, ему необходимо просвещение и просвещение. Он определенно высказал это в своей превосходной и трогательной по простоте и откровенности речи, обращенной к волостным старшинам новозыбковского уезда, поднесшим ему на память икону святого его имени при переходе из уездных в губернские предводители дворянства:

— Принимая эту икону от вас, избранников крестьянства и казачества, я принимаю ее от всего крестьянского населения нашего уезда и тем дороже она для меня. Те из вас, которые ближе стояли ко мне по службе и по жизни, я думаю, поняли, что я искренно люблю нашего крестьянина, нашего вековечного труженика. Да и могу ли я иначе поступить при сознании, что я кормлюсь от той же земли, которую в поте лица своего обрабатывает крестьянин. Любя его, я не закрываю глаз на его недостатки; я знаю его грехи, но при этом всегда помню, что если крестьянин наш беден достатком, то богат темнотой и невежеством. А потому считаю своим святым долгом, как и долгом всех, поставленных в лучшие условия жизни, по мере сил своих работать на крестьянина, стремиться к улучшению его быта. Эта обязанность лежит на всех нас, равно на волостном старшине, как и на губернском предводителе и большой грех возьмем мы себе на душу, если не будем свято исполнять ее. Поднесенная вами икона будет всегда напоминать мне об этом долге и помогать выполнять его.

В качестве почетного попечителя Новозыбковского реального училища и председателя попечительского совета женской гимназии князь обратил свой личный праздник – день своего ангела 6-го декабря – в праздник учащихся в этих заведениях.

Обширные классы реального училища обращались в этот день в бальные залы, где несколько сот гимназисток и реалистов танцевало и веселилось до поздней ночи, занимая первенствующее место среди других приглашенных представителей общества.

Воскресные школы для взрослых сельского населения

В 1896 г. совет Московского общества грамотности направил письмо председателю Новозыбковской уездной земской управы с предложением оказать содействие устройству в сельской местности воскресных школ и вечерних классов с библиотеками при них для взрослого населения. На эти цели совет выделил 6 тыс. рублей, обязуясь оказывать единовременную помощь в размере от 50 до 65 рублей и учебными пособиями на каждую открываемую школу. При этом власти на местах должны были принять на себя все остальные расходы на содержание.

Отдельно оговаривалось формирование библиотек, на обустройство которых общество выделило 10 тыс. рублей и выразило готовность предоставить для каждой создаваемой школы книги на сумму от 10 до 50 рублей.

На это письмо уездная управа дала следующий ответ:

Уведомление Новозыбковской управы Московскому обществу грамотности

Уездная управа и училищный совет признали, что открытие школ и занятий в конечном итоге будет влиять на смягчение нравов местного населения, повышение уровня образования и понимания молодым крестьянином всякой популярной книги в области религии, истории, географии, сельского хозяйства и т.д.

Учитывая изложенное, уездный училищный совет выслал книги для Семеновской, Денисковичской, Хоромской и Великотопальской школ.

Кроме того, Новозыбковская управа приняла решение организовать воскресные занятия в Семеновке и Новом Ропске, на что выделить 100 рублей (по 50 рублей на каждую школу). При этом просила Московское общество грамотности оказать денежное пособие этому делу, за что выразила названной организации глубокую благодарность.

Также земская управа и училищный совет рассматривали всевозможные прошения общественных организаций и учреждений, преподавателей, священников, а также родителей учеников по вопросам образования, взимания платы за обучение, открытия и содержания школ и т.д. Большинство поданных ходатайств, как правило, удовлетворялись.

Так, положительным образом разрешено прошение учителя Сыто-Будской народной школы Волкова о выдаче ему вознаграждения за преподавание в 1895-1896 гг. Закона Божия.
Отмечая полезную деятельность и исключительность условий работы учителя Чуровичской школы Толстякова, уездная управа удовлетворила поданное им ходатайство и в 1896 г. единовременно выплатила 40 рублей.

Учителю Карповичского училища Манжолею Д. выдано 50 рублей в награду за усердные труды и отменные успехи, ежегодно обнаруживаемые учениками этого училища.

Уездное собрание 12 октября 1892 г. ассигновало 184 рубля на покупку волшебного фонаря (проектора), коллекцию картин к нему и полотна для экрана, которые были приобретены в оптическом магазине Рихтера в Санкт-Петербурге. Когда устройство было собрано, управа составила маршрут его передвижения по школам. Сперва фонарь доставили 28 декабря 1892 г. в Велико-Топальскую школу, откуда он был передан в с. Рубежное, Сачковичи, Рыловичи и другие населенные пункты.

В 1895 г. по заявлению уполномоченного попечительства училища Императрицы Марии Александровны для слепых в Черниговской губернии (располагалось в г. Чернигове) управой назначено пособие этому заведению в 100 рублей.

В том же году по просьбе крестьян открыта народная школа в Гетманской Буде.

На содержание и воспитание Черниговского детского приюта в 1896 г. уездная управа отчислила 100 рублей.

Благодаря стараниям членов уездной управы в Куршановичах, Климове, Великой Топале, Новом Ропске, Денисковичах, Гетманской Буде, Лакомой Буде, Тимоновичах, Брахлове и Новом Месте открыты библиотеки. Ответственными в них были князь Долгоруков Н.Д., дворянин Розенбах С.Н., Силаков И.И. и другие члены училищного совета.

Доклад Новозыбковской управы об устройстве в уезде библиотек

Отдельно хочется сказать несколько слов о результатах работы в деле народного образования гласного Силакова Михаила Ивановича, чье имя уже упоминалось.

По предложению Силакова М.И. в 1883-1887 гг. выстроены школы в Лакомобудской, Людковской, Белоколодецкой и Новобобовичской волостях, для чего земством выделено 3 тыс. рублей.

Свод постановлений Новозыбковского уездного земского собрания О деятельности гласного Силакова М.И. в деле народного просвещения

Силаков М.И. выступил инициатором проведения земскими врачами не менее трех раз в году профилактических мероприятий в школах с целью изучения их санитарного состояния. Члены управы обязаны были при разъездах по делам службы бывать в учебных заведениях, следить за непрерывностью занятий, исправностью зданий и их отоплением.

Силаков М.И. организовал работу по созданию педагогической библиотеки для сельских учителей и покупке для нее книг от процентов наличного капитала народного образования.

Новозыбковское землячество при Киевском коммерческом институте

Говоря на тему народного образования необходимо отметить, что при расположенных за пределами губернии учебных заведениях, в которых обучались уроженцы Новозыбкова и уезда, создавались землячества.

Одна из таких организаций была устроена в 1911 г. при Киевском коммерческом институте с целью удовлетворения материальных и культурных потребностей своих членов.

Киевский коммерческий институт

Деятельность землячества регламентировалась уставом, утвержденным директором названного института – Довнарь-Запольским М.В.

В землячество принимали как слушателей и слушательниц института, так и учеников других учебных заведений, уроженцев Новозыбкова, которым при необходимости выдавались ссуды. Малообеспеченным землячество оказывало материальную помощь, вносило плату за обучение. Из созданной при землячестве библиотеки во временное пользование выдавались книги и учебники. Также землячество оказывало помощь в приискании заработка.

Желающие поступить в землячество должны были обратиться с соответствующим заявлением в правление, которое выносило об этом постановление. Ежемесячный членский взнос составлял не менее 20 копеек. Лица, изобличенные в неблаговидных поступках, исключались из организации на основании решения общего собрания.

Средства землячества образовывались из взносов, процентов на капитал кассы, сборов с устраиваемых мероприятий (концертов, лекций, вечеров, спектаклей и т.п.), а также частных пожертвований.

Землячество во всем подчинялось распоряжениям директора института. Главным его органом являлось общее собрание, а все дела велись правлением.
В конце каждого полугодия правление обязано было представлять директору института отчет о проделанной работе, приходе и расходе денежных средств. Существовало землячество при наличии не менее 10 членов, в противном случае оно ликвидировалось.

См.также:

21 комментарий:

  1. Каменецкий Олег говорит:

    Уважаемый Александр Петрович!!! Прочитав Вашу новую статью получил огромный заряд бодрости. Статья великолепна!!! Она открывает для нас страницы неизвестного прошлого, указывает тонкости традиции Православной благотворительности. На Руси и в России благотворители были всегда. Совершать благие дела во имя Христово вплоть до позднего времени было естественной необходимостью. В настоящее время на щедрого благотворителя смотрят чаще с недоумением. Располагать миллионами и потратить их не на коллекцию автомобилей, не на виллу, а на … храм? Что этим приобретается? Для истинных благотворителей достаточно лишь награды на Небесах… Они осознанно действуют во имя любви ко Христу и ближнему своему. История христианского мира богата такими примерами. Ещё раз, благодарю Вас, за удивительный рассказ о том далёком и безвозвратно ушедшем времени. Желаю Вам в Новом году новых открытий и достижений на краеведческой ниве. Дерзайте юноша!!!

    • Александр Дудников говорит:

      Олег Григорьевич,спасибо Вам за внимание и живой интерес к обозначенной теме.
      Постараемся и в наступающем году радовать читателей замечательного сайта новыми открытиями из прошлого родного края

  2. Борис говорит:

    Хорошая работа, прекрасный очерк. Без излишнего здесь академизма, словно живая жизнь того времени предстаёт перед читателем. Не исключаю, что для кого-то это переворачивает все прежние представления о реалиях дореволюционной России. Моя тётушка была выпускницей новозыбковской женской гимназии. Хороший французский, приличный немецкий, латынь… Манеры…

    • Александр Дудников говорит:

      Благодарю за добрый отзыв на статью,Борис. Действительно с интересными и актуальными для нашего времени фактами сталкиваюсь,работая над архивными документами по истории Новозыбкова.
      Есть и другие темы,которыми можно и нужно заниматься.
      Вот только времени на все не хватает.
      Приходится выкраивать буквально по крупицам…

  3. Раиса говорит:

    Меня заинтересовали суммы — 10 тысяч пожертвование на школу, 150 рублей годовая стипендия и так далее. Что они означают сегодня, это много или мало? Поскольку не указано, в каких рублях — золотом, серебром или бумажными ассигнациями, и памятуя о том, что во всех учебниках по истории, экономике, социологии исследователи танцуют от 1913 года, я и обратилась к курсам на тот период.
    Средняя зарплата рабочего составляла 21,5 рублей, сегодня это 26 611 рублей. Квалифицированные рабочие получали 100 и даже 150 рублей, но таких было немного. Реальная зарплата рабочего в России составляла 85% от уровня США и была второй в мире после американской по своей покупательной способности.
    Служащий получал 88,17 рублей, сегодня это 109 133 рубля, учитель немного меньше — 85 рублей, или 105 209 рублей.
    Возникает вопрос: что можно было купить на те деньги? Один пример — многодетная семья тратила на продукты 20-25 рублей, покупая их на оптовом рынке, что было гораздо дешевле чем в розницу в магазине.

    • Александр Дудников говорит:

      О ценах того времени (стоимости рубля) говорится в моей статье о Новозыбковском благотворительном обществе. Приведенные Вами данные соотносятся с указанными в моем материале сведениями на этот счет.
      Спасибо

  4. Борис говорит:

    Сравнительные курсы имперских рублей, долларов САСШ и современных валют слишком условны, сложны в рассчётах и не учитывают сотни нюансов. Мы можем говорить только о покупной способности в сфере продуктов питания, ведь многих тогдатошних артикулов уже нет и в помине, а массы нынешних не было тогда. Вот, для примера: мой дед был главным бухгалтером филиала Азовско-Донского банка в Бердянске, имел чин коллежского асессора, 6000 рублей в год жалования, дом-небольшой, но двухэтажный особняк, прислугу и няню для троих детей. Жена не работала. Если считать по вышеприведённому курсу, то дед был сказочно богат, но нет, быт семьи был достаточно скромен. Вероятно, продукты были недороги, но одежда, обувь, утварь стоили дорого, ведь многое было ручной работы, а не массовое производство, как нынче. Дороги были и книги.

  5. Раиса говорит:

    Для нас, дилетантов, сопоставить курсы сложновато, но финансисты делают это легко, у них специальные методики и практика отработана. На Путиловском заводе средняя зарплата в 1904 году составляла 43 рубля. В 1913 году квалифицированный рабочий в Москве получал 80-90 рублей. Рабочие на строительстве транссибирской магистрали зарабатывали в день до 4,5 рублей.
    Цены в 1913 году: хлеб ржаной 6 коп. за кг, хлеб ситный — 15 коп., говядина — 54 коп., телятина — 40 коп., свинина — 51 коп., баранина — 14-48 коп., масло сливочное — 1, 22 руб., масло растительное — 1,22 руб., сахар — 29 коп., ситец — 18 коп. за 1 метр, ботинки — 5 руб., сапоги яловые — 7 руб., водка — 30 коп. бутылка, коньяк 1,5 рубля.
    Прожиточный минимум в столице составлял для одинокого мужчины 21 рубль, а для женщины 17 рублей, ля семьи от 32 до 38 рублей в месяц. Можно сделать вывод, что рабочие, имеющие специальность, и служащие не бедствовали.
    Богатые и зажиточные люди, как следует из рассматриваемой статьи, обладали социальной ответственностью. Меценат Маслов жертвовал на сельские школы по 10 тысяч рублей. Сегодня это примерно 12 миллионов 370 тысяч. В сегодняшнем Новозыбкове таких богатеев нет, но в России миллиардеры вывозят триллионы в оффшоры, а сирым и убогим ничего не дают.

    • Александр Дудников говорит:

      Большое спасибо за интересный комментарий,Раиса. Есть с чем сравнивать и чему нам всем поучиться

    • Антонина говорит:

      Цены дейсвительно за килограммы и метры? Тогда ведь такими единицами почти не пользовались. Мясо, масло и пр. меряли фунтами, ситец — аршинами, водку — четвертямт.

      • Раиса говорит:

        В современных учебниках и монографиях все меры длины, веса и другие указываются в метрической системе, иначе школьники, студенты и другие читатели сломают голову. Для этого есть специальная вспомогательная историческая дисциплина, называемая метрологией. Кроме неё есть ещё хронология /переводит даты с букв в цифры и со старого стиля в новый/, палеография /переводит с древнеславянского на современное правописание/, сфрагистика /печати/, геральдика /гербы/, нумизматика /монеты/ и некоторые другие.

  6. Раиса говорит:

    Классический пример, всем хорошо известный. Илья Николаевич Ульянов был инспектором народных училищ. Как сегодня инспектор РОНО. На его зарплату жила семья — 7 человек, кухарка, горничная. Я была в Ульяновске-Симбирске и в мемориале, и во всех домах, где они жили. Первый — двухэтажный, где родился Володя. Ещё два больших одноэтажных. Во дворе — большой сарай, где стоял экипаж, не пешком же они грязь месили. Значит, зарплата кучеру и овёс лошадям. Плата за аренду домов, за учёбу детей в школе. Все сытые, обутые и одетые.
    Закончил Володя школу, и вся семья переезжает в Казань, куда он поступил учиться. Вот и сопоставляйте, как жили учителя и инспектора тогда и сегодня.

  7. Свистов Е.В. говорит:

    Уважаемый Александр Петрович!!!
    Вы сослались на «Материалы для биографии князя Долгорукова Н.Д. »(Стародуб, 1903 г.) доктора медицины Козинцов М.И. так это отдельная книга и была она отпечатана в типографии его брата. О ней нам поведал краевед А.Поддубный в статье «Николай Дмитриевич Долгоруков» http://www.novozybkov.ru/news/nikolaj-dmitrievich-dolgorukov/ — Впервые опубликовано в газете «Маяк» 4 ноября 1999 г., в год столетия со дня смерти Н.Д.Долгорукова/. И дополнении к очерку А.Поддубного. на сайте Новозыбков.ру «Корреспонденция «Киевского слова» (1890 год)» http://www.novozybkov.ru/news/n-d-dolgorukov-i-zhenskaya-gimnaziya/
    Так же в своей статье вы ссылаетесь на «Свод постановлений Новозыбковского уездного земского собрания 1883-1885 гг.». Хотелось бы чтоб вы по возможности просмотрите «Свод постановлений Новозыбковского уездного земского собрания 1899 -1904» чтоб подтвердить документально присвоение Долгорукову Н.Д. звания «Почетный гражданин города Новозыбков», а то власть города без этого документа не может восстановить ему это звание. Мои поиски этого документа пока положительного результата увы не дали. Вполне резонно предположить, что книга доктора медицины Козинцов М.И. о князе нужна была для указания его заслуг для присвоения звания Почетного гражданина городов Новозыбков» ему.
    Как дополнение. Данное звание проходило согласование через МВД и губернатора. Без их согласия данное звание не утверждалось.

    • Раиса говорит:

      Я так понимаю, что Вы занимаетесь благородным делом увековечения памяти князя Н.Д.Долгорукова. Неужели в Новозыбкове, кроме Вас, никто не понимает значения этого великого гражданина, русского патриота! Читаю речь И.И.Силакова «Памятники его общественной деятельности не разрушимы…сделать незабвенным его имя …для потомства». Кровь закипает от возмущения — всё забыли, всё предали, ничего святого, поэтому и живём по-скотски. Мне очень обидно, что в моей школе не было портретов Долгоруковых, что она не носит имя князя или княгини. Нет улицы его имени, нет его среди почётных граждан, хотя он был Почётным гражданином раньше их всех и достоин этого звания больше всех их. В голове не укладывается, как можно этого не понимать! Неужели нынешние отцы города до такой степени тупые и безнравственные?

    • Александр Дудников говорит:

      Евгений Владимирович,спасибо за дополнение. С трудами краеведа Поддубного А.И. о князе Долгорукове я знаком.
      Замечу,что именно Поддубный А.И. благодаря своим стараниям первый открыл для всех нас из небытия имя Долгорукова Н.Д.

  8. Свистов Е.В. говорит:

    Раиса!!!
    Если я Вам Раиса расскажу каким оскорблениям и в какой форме за свое рвение (за собрание более 100 подписей за присвоение звания «Почетный гражданин города Новозыбков» князю, за подготовку документов для установки в год Кино памятника трем кинорежиссёрам, уроженцам города Новозыбкова, за изданную книгу «Новозыбков в годы Великой Отечественной войны: документы и воспоминания») я подвергаюсь со стороны тех, кто и сейчас у власти города, то вам не захочется не то что изучать историю, а жить в этом городе, дышать с этими иудами одним воздухом. Так что не бросайте бисер перед этими свиньями, они не поймут.

    • Раиса говорит:

      «Иван, не помнящий родства, подобен срубленной берёзе» — народная мудрость. Нынешним управленцам города стоило бы поучиться исторической памяти, например, в соседнем Гомеле. Здесь тоже жили князья-меценаты — Румянцевы и Паскевичи. Их дворец и парк отреставрированы, тщательно охраняются, являются визитной карточкой города. Перед дворцом установлен бюст Николая Петровича Румянцева.
      Улица Первомайская переименована в Ирининскую — в честь княгини Ирины Николаевны Паскевич, благотворительницы, последней из рода Паскевичей, владевшей городом. В начале улицы княгине установлен очень красивый памятник. Ещё есть Гомельская Ирининская гимназия, девизом которой стали слова Н.П.Румянцева «На благое просвещение».
      Новозыбковские краеведы уже сто раз доказали, что память князя Долгорукова должна быть увековечена. Архивные материалы А.Дудникова — ещё одно тому подтверждение.

      • Александр Дудников говорит:

        как верно сказано, Раиса! спасибо Вам за поддержку

      • Александр Дудников говорит:

        «Вот вопрос: почему наша память не задерживает больше одного поколения? Остальное — за пределами фактов,чистое агентство.
        Мераб Мамардашвили этот феномен определял как «выпадение из культуры».
        Не читаем, не помним, прошлое — круги на воде». Из книги Волковой П. «Портреты».

        • Раиса говорит:

          На мой взгляд, одна из причин забвения прошлого — сокрытие от детей, что в роду были священники, купцы, дворяне, казаки, белогвардейцы, раскулаченные, репрессированные, уехавшие за границу — чтобы дети не проболтались в школе. Домашние архивы сжигали.
          Мамардашвили — грузин, он относится к другому типу цивилизации — восточному. Там трепетное отношение к детям, старикам, родителям, почтительное отношение к матери, женщине. Очень тесные связи между родственниками, на свадьбу собирается вся родня, вся деревня, 300 человек и более. Все кавказцы знают предков до седьмого колена.
          «Портреты». С некоторых пор у нас стали не модными портреты на стенах, их поснимали и выбросили или на чердак отнесли. А вот, например, у греков портреты умерших родителей висят даже в офисах фирм, ими основанных. А в наших офисах висят портреты всяких лысых, волосатых, плешивых проходимцев, а потом их с садистским наслаждением рвут, оплёвывают, топчут и сжигают. Кстати, ещё Николай Первый запретил вывешивать свои портреты в общественных местах.
          Недопустимо при жизни человека развешивать его портреты, делать его почётным гражданином, ставить ему памятники, называть его именем что бы то ни было. Пусть потомки оценят. Иначе так и будут круги на воде.

  9. Александр Дудников говорит:

    Приветствую всех читателей и посетителей сайта и прошу обратить на новые архивные документы в тексте публикации.
    Огромная благодарность редактору — Карпову А.Н. за проделываемую работу.
    Созданная им и поддерживаемая интернет-площадка — пожалуй единственное место,где человек не только может разместить интересный материал по истории и текущей жизни города,но и обсудить ту или иную тему. Местным газетам прошлое города,увы, неинтересно(говорю это из своего личного опыта).
    Низкий Вам поклон,уважаемый Александр Николаевич!

Добавить комментарий для Александр Дудников Отменить ответ

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>