Уникальные фотографии: станция Новозыбков в конце 1880-х годов

В фондах Российской национальной библиотеки хранится уникальное издание – «Альбом видов Полесских железных дорог» (СПб., [188?][1]).

Министерство путей сообщения поручило сделать снимки известному фотографу, изобретателю фотомеханических способов репродуцирования, инженеру путей сообщения Николаю Александровичу Демчинскому (1851-1915). В коллекцию из трёх десятков видов станций и сооружений вошли и места, связанные с Брянским краем.

Как известно, участок Брянск-Гомель Полесских железных дорог был открыт в 1887 году. По всем косвенным признакам фотографии, выпущенные фотоателье Демчинского на Большой Итальянской улице, 37 в Петербурге, можно датировать концом 1880-х гг. Следы свежей кладки кирпичных зданий, нового покрытия крыш зданий, тщательно выбеленные печные трубы, неубранные рельсы возле полотна дороги – все это указывает на то, что дорога была только что введена в эксплуатацию.

Помимо станций и сооружений Брянска, Выгонич, Почепа, Клинцов, Злынки на фотографиях запечатлены станция Новозыбков, пассажирское здание вокзала со стороны двора и станционный жилой дом для железнодорожных служащих. Давайте внимательно рассмотрим эти фотографии.


Фото 1. Общий вид станции Новозыбков

На общем плане мы видим фасад вокзала со стороны путей[2].


Фото 1 (фрагмент). Пассажирское здание станции Новозыбков со стороны путей

На перроне стоят пассажиры. Слева – ряд товарных вагонов, еще левее – станционные постройки. Сразу же за вокзалом можно увидеть водонапорное сооружение. А вдаль – открывается потрясающий вид на город.


Фото 1 (фрагмент). Вид на город[3]

Кстати, пассажирское здание построено по типовому проекту. Такой же тип вокзала соорудили в Почепе и Клинцах (фотографии из этого же альбома):


Вокзал станции Почеп


Вокзал станции Клинцы

На следующем фото (оно явно постановочное) снят фасад новозыбковского вокзала со стороны города.


Фото 2. Пассажирское здание на станции Новозыбков

Стоит обратить внимание на облик пассажиров и служащих, стоящих на ступенях и под окнами – весьма колоритные персонажи. Нельзя не отметить интересное решение входа в вокзал с подъезда к станции – большой купол с круглыми окнами венчает флагшток. Интересно сравнить этот вид с современным:


Фото: oleg_BY, 2017, https://railwayz.info/

К западному торцу здания вокзала позднее была сделана двухэтжная пристройка, пострадавшая во время войны и перестроенная в советское время, а пока этой пристройки нет, а на боковом фасаде можно увидеть название станции.


Фото 2 (фрагмент). Западный боковой фасад пассажирского здания станции Новозыбков

А вот и жилой дом для служащих железной дороги с надворными постройками и палисадником. На крыльце, вероятно, стоят его обитатели, а из распахнутых окон выглядывают дети.


Фото 3. Жилой дом на станции Новозыбков

Таким образом, рассмотрев детально снимки и изучив историю их создания, можно сделать предположение, что перед нами старейшие фотографии Новозыбкова из известных на сегодняшний день.

Кирилл Гришин,
историк, краевед, редактор портала «Брянский Вестник»

Примечания
[1] Так указано в каталоге библиотеки.
[2] Как теперь стало понятно, двухэтажная часть здания (которую мы видели на недавно опубликованной открытке 1918 года) не была частью первоначального проекта, а пристроена позднее. (прим.ред.)
[3] По всей видимости, на дальнем плане справа — Преображенский (не сохранившийся) и Чудо-Михайловский храмы, а также тюремный замок, слева — Никольский храм. Ведь так? (прим.ред.)

См.также:

16 комментариев:

  1. Раиса говорит:

    Благодаря Кириллу Гришину мы видим самые ранние фотографии станции Новозыбков, сделанные Николаем Александровичем Демчинским, светлая ему память! Фотографии в то время были очень большой редкостью.
    1887 год — ещё не родились мои бабушки и дедушки, это время наших прадедов. Как же быстротечна и коротка человеческая жизнь! Несколько поколений сменилось, а здание вокзала стоит. Если бы не две страшных войны, так и стоял бы вокзал в первозданном виде.
    Стройка только что закончена, ещё не обустроена территория, нет ни одного кустика или деревца. Судя по одежде, публика на станции больше похожа на сельскую — подпоясанные белые рубахи на выпуск, сапоги и даже лапти, картузы. Служащие в белых форменных кителях, дворники в неизменных белых фартуках — берегли одежду.
    Что удивительно — водопровода не было, стиральных машин и моющих средств тоже не было, а люди ходили в белой одежде! Очень интересно окунуться в позапрошлый век. Вот мы видим своих предков, а им не суждено было увидеть потомков.

  2. Борис говорит:

    Мне доводилось держать в руках книжку «Устав новозыбковских железнодорожных мастерских», такой коллективный договор, если по современному. По содержанию, его подписал бы любой современный европейский профсоюз. Прекрасные условия труда, жильё, обучение, 8-часовой рабочий день, хорошее содержание, оплачиваемый отпуск. Свой «ведомственный» магазин. МПС в те годы был государством в государстве. Жаль, в семидесятые нечем было скопировать…
    Удивительно качество старых фотографий, ведь снимали примитивной камерой, на глазок, на опыте и интуиции. Увы, мы с младых ногтей приучены преувеличивать отсталость старой России. Прокладка Транссибирской магистрали и быстрое создание сети железных дорог позволило совершить экономический рывок невиданного масштаба. Мы и сейчас ездим по тем же дорогам, а вот повторить подобное…

  3. Константин говорит:

    Если снимки датируются 1880 годом, то не должно быть Чудо-Михайловского собора, построенного в 1896 году. Возможно он здесь в стадии строительства (что не так определённо), либо дата снимка более поздняя. То что нет Спасо-Преображенского (старообрядческого) собора, возведенного в 1911 г. утверждает дату снимка между этими годами. Крайняя слева церковь на дальнем плане скорее всего Рождества Богородицы (старообрядческая, будущий спортзал «Спартак»). Они все построены ранее даты, указанной автором. И ещё удивляет возможность фотоаппаратуры того времени. С такого расстояния и такой охват.

    • Александр Дудников говорит:

      По имеющимся в моем распоряжении сведениям Чудо-Михайловская церковь была построена к 1867 г. Строительство велось с 1860 (когда епархиальным начальством был создан специальный комитет) и по 1867 гг.
      Храм освятили 16 февраля (по старому стилю) 1867 г.
      Участие в богослужении принимали 12 священников.
      Местный помещик Михаил Уманец выделил капитал — до 30 тыс. рублей серебром. На эту сумму, «собственным своим попечением и заботами (М. Уманец) воздвигнул каменный храм, который, по своей архитектуре, внутреннему украшению и богатой утвари, не оставляет желать ничего лучшего и будет служить вечным памятником благотворительности г. Уманца и его супруги».
      Чуть левее, полагаю, располагается Преображенская церковь (которая находилась по нынешней улице Советской), на одной из дореволюционных фото она именуется Рождественской.
      Крайняя слева — колокольня деревянной Никольской церкви.
      Все перечисленные мной храмы построены до 1880 г.

  4. Александр Дудников говорит:

    Согласно трудам Черниговской губернской архивной комиссии 1906-1908 гг. (выпуск 7), стр. 29:
    — Преображенская единоверческая каменная церковь — построена к 1836 г.;
    — Никольская (деревянная) — к 1817 г.;
    — Чудо-Михайловская каменная церковь — к 1867 г.

  5. Александр Дудников говорит:

    А вот к 1896 г. купцом Шведовым Афанасием Ивановичем построен и освящен Вонифатиевский храм, уничтоженный в годы советской власти

  6. Раиса говорит:

    Постройка железной дороги и вокзала были выдающимся событием в жизни провинциального города. Наверняка в архивах сохранились сведения о торжественном открытии станции, кто, куда и по каким делам ездил, о персонале, стоимости билетов и так далее. Очень было бы интересно узнать от краеведов, что им известно по этому поводу.
    В конце 70-х годов вышел фильм «Безымянная звезда» о маленьком городке, где чуть ли не единственным развлечением горожан был вечерний поезд, проходивший вечером без остановки через их станцию. Это была их единственная связь с внешним миром, и они оживлённо обсуждали увиденных в окнах поезда пассажиров. Возможно, и в Новозыбкове было что-то подобное.

    • Борис говорит:

      В Новозыбкове сюжет типа «Безымянной звезды» не был возможен. Мой отец (1908 г.р.) жил рядом с вокзалом и свидетельствовал, что через ст. Новозыбков ходили поезда только местного значения и грузовые. В фильме же пролетает экспресс из столицы, бухарестский и направляется от в Париж, скорее всего… Варшавский же поезд на Москву ходил через Оршу-Смоленск-Вязьму.

  7. Константин говорит:

    В 1996 году Новозыбковским благочинием в содружестве с краеведческим музеем была издана брошюра к 100-летию Чудо-Михайловского храма. См. здесь: http://art.novozybkov.su/?p=2075 А на снимке скорее всего Петуховская церковь (Рождественская) что на Тростанской улице. Чудо-Михайловская должна быть рядом с тюрьмой, даже на таком расстоянии. А левее колокольни Никольского храма виднеется ещё одна. Её я и имел ввиду.

    • Александр Дудников говорит:

      Петуховская церковь построена к 1912 г.
      А музейные работники тоже иногда ошибаются. Пример тому я описал в своей статье о Петуховской церкви.
      Другими документальными подтверждениями постройки Чудо-Михайловского храма к 1867 г. являются Черниговские епархиальные известия того же года
      № 7 от 1 апреля (часть неофициальная) — стр.230-232 и № 8 от 15 апреля стр. 328-333.

      • Александр Дудников говорит:

        Даже если предположить, что на заднем плане фотографий один из храмов — Рождественская (Петуховская) церковь, тогда снимки должны быть датированы не ранее 1910 года.
        Альбом видов Полесских железных дорог с представленными фото вышел в свет в 188? (так указано Кириллом Гришиным).
        Таким образом, на снимках не может быть церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы (что на Тростанской улице), поскольку она построена значительно позднее.
        Вонифатиевской церкви тоже к 188? г. еще не было.
        Остается лишь Чудо-Михайловская и Преображенская (единоверческая) церкви. Ну и колокольня Никольской церкви.
        Какой храм расположен левее колокольни — сказать трудно. Можно предположить, что это старообрядческая церковь в честь Рождества Христова, которая была построена к 1818 г. (располагалась напротив Никольской церкви, где сейчас сквер памяти основателей города). По моим сведениям, в свое время ее разобрали и перевезли в с. Чуровичи.

  8. Александр Дудников говорит:

    А вообще представленные фото бесспорно уникальны и интересны.
    Автору этой находки огромное спасибо.

  9. Константин говорит:

    Александр, столетие Чудо-Михайловского храма широко отмечалось в Новозыбкове в 1996 году. Приезжали из Москвы и Брянской епархии. Материал, подтверждающий эту дату (освящения) и о строительстве организаторы юбилейных торжеств искали в разных источниках. Возможен вариант, так распространенный у нас до сих пор: отчитались раньше чем построили. В юбилейной брошюре сказано, что к запланированной дате 1867 г. ввиду отсутствия финансирования строители не уложились. Не из воздуха же они это взяли. Очевидно, что есть и другие исторические ссылки.

    • Александр Дудников говорит:

      Сомневаюсь, что в двух номерах епархиальных известий за 1867 г. допущена ошибка.
      1867 г. указан и в Трудах Черниговской губернской архивной комиссии (я писал об этом выше).
      Жаль, что в опубликованной брошюре к юбилею храма нет ссылок на источники, из которых почерпнута информация о 1896 г.
      Но все может быть…
      Спорить тут смысла нет никакого. Я лишь указываю те даты, которые имеются в печатных изданиях того времени, находящихся в моем распоряжении.
      Р.S. Есть общепризнанная дата, когда мы ежегодно отмечаем день освобождения Брянщины от немецко-фашистских захватчиков.
      Однако покойный краевед Поддубный А.И. установил и обосновал, что эта дата является ошибочной.

  10. Константин говорит:

    Хотя по силуэту она действительно, ближе всего к Чудо-Михайловской. Скорее всего собор (его стены) был уже построен, но ещё не действовал.

  11. Dormidont говорит:

    Не поверите.На месте где был Спартак,так называемый очаг физического оздоровления населения,прежде Церковь была и Цвинтар,кладбище священников и меценатов,и просто христиан.Так вот,там уже оттяпали кусок это Цвинтора и строят на нём…жилой дом.Просто народ ОХРЕНЕЛ!

Добавить комментарий для Раиса Отменить ответ

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>