В фондах Российской национальной библиотеки хранится уникальное издание – «Альбом видов Полесских железных дорог» (СПб., [188?][1]).
Министерство путей сообщения поручило сделать снимки известному фотографу, изобретателю фотомеханических способов репродуцирования, инженеру путей сообщения Николаю Александровичу Демчинскому (1851-1915). В коллекцию из трёх десятков видов станций и сооружений вошли и места, связанные с Брянским краем.
Как известно, участок Брянск-Гомель Полесских железных дорог был открыт в 1887 году. По всем косвенным признакам фотографии, выпущенные фотоателье Демчинского на Большой Итальянской улице, 37 в Петербурге, можно датировать концом 1880-х гг. Следы свежей кладки кирпичных зданий, нового покрытия крыш зданий, тщательно выбеленные печные трубы, неубранные рельсы возле полотна дороги – все это указывает на то, что дорога была только что введена в эксплуатацию.
Помимо станций и сооружений Брянска, Выгонич, Почепа, Клинцов, Злынки на фотографиях запечатлены станция Новозыбков, пассажирское здание вокзала со стороны двора и станционный жилой дом для железнодорожных служащих. Давайте внимательно рассмотрим эти фотографии.
Фото 1. Общий вид станции Новозыбков
На общем плане мы видим фасад вокзала со стороны путей[2].
Фото 1 (фрагмент). Пассажирское здание станции Новозыбков со стороны путей
На перроне стоят пассажиры. Слева – ряд товарных вагонов, еще левее – станционные постройки. Сразу же за вокзалом можно увидеть водонапорное сооружение. А вдаль – открывается потрясающий вид на город.
Фото 1 (фрагмент). Вид на город[3]
Кстати, пассажирское здание построено по типовому проекту. Такой же тип вокзала соорудили в Почепе и Клинцах (фотографии из этого же альбома):
На следующем фото (оно явно постановочное) снят фасад новозыбковского вокзала со стороны города.
Фото 2. Пассажирское здание на станции Новозыбков
Стоит обратить внимание на облик пассажиров и служащих, стоящих на ступенях и под окнами – весьма колоритные персонажи. Нельзя не отметить интересное решение входа в вокзал с подъезда к станции – большой купол с круглыми окнами венчает флагшток. Интересно сравнить этот вид с современным:
Фото: oleg_BY, 2017, https://railwayz.info/
К западному торцу здания вокзала позднее была сделана двухэтжная пристройка, пострадавшая во время войны и перестроенная в советское время, а пока этой пристройки нет, а на боковом фасаде можно увидеть название станции.
Фото 2 (фрагмент). Западный боковой фасад пассажирского здания станции Новозыбков
А вот и жилой дом для служащих железной дороги с надворными постройками и палисадником. На крыльце, вероятно, стоят его обитатели, а из распахнутых окон выглядывают дети.
Фото 3. Жилой дом на станции Новозыбков
Таким образом, рассмотрев детально снимки и изучив историю их создания, можно сделать предположение, что перед нами старейшие фотографии Новозыбкова из известных на сегодняшний день.
Кирилл Гришин,
историк, краевед, редактор портала «Брянский Вестник»
[1] Так указано в каталоге библиотеки.
[2] Как теперь стало понятно, двухэтажная часть здания (которую мы видели на недавно опубликованной открытке 1918 года) не была частью первоначального проекта, а пристроена позднее. (прим.ред.)
[3] По всей видимости, на дальнем плане справа — Преображенский (не сохранившийся) и Чудо-Михайловский храмы, а также тюремный замок, слева — Никольский храм. Ведь так? (прим.ред.)
См.также:
- Редкая фотооткрытка: вокзал станции Новозыбков в 1918 году (А.Карпов, 26.02.2019)
- Редкая фотография: вокзал станции Новозыбков в начале XX века (А.Карпов, 09.01.2013)
Благодаря Кириллу Гришину мы видим самые ранние фотографии станции Новозыбков, сделанные Николаем Александровичем Демчинским, светлая ему память! Фотографии в то время были очень большой редкостью.
1887 год — ещё не родились мои бабушки и дедушки, это время наших прадедов. Как же быстротечна и коротка человеческая жизнь! Несколько поколений сменилось, а здание вокзала стоит. Если бы не две страшных войны, так и стоял бы вокзал в первозданном виде.
Стройка только что закончена, ещё не обустроена территория, нет ни одного кустика или деревца. Судя по одежде, публика на станции больше похожа на сельскую — подпоясанные белые рубахи на выпуск, сапоги и даже лапти, картузы. Служащие в белых форменных кителях, дворники в неизменных белых фартуках — берегли одежду.
Что удивительно — водопровода не было, стиральных машин и моющих средств тоже не было, а люди ходили в белой одежде! Очень интересно окунуться в позапрошлый век. Вот мы видим своих предков, а им не суждено было увидеть потомков.
Мне доводилось держать в руках книжку «Устав новозыбковских железнодорожных мастерских», такой коллективный договор, если по современному. По содержанию, его подписал бы любой современный европейский профсоюз. Прекрасные условия труда, жильё, обучение, 8-часовой рабочий день, хорошее содержание, оплачиваемый отпуск. Свой «ведомственный» магазин. МПС в те годы был государством в государстве. Жаль, в семидесятые нечем было скопировать…
Удивительно качество старых фотографий, ведь снимали примитивной камерой, на глазок, на опыте и интуиции. Увы, мы с младых ногтей приучены преувеличивать отсталость старой России. Прокладка Транссибирской магистрали и быстрое создание сети железных дорог позволило совершить экономический рывок невиданного масштаба. Мы и сейчас ездим по тем же дорогам, а вот повторить подобное…
Если снимки датируются 1880 годом, то не должно быть Чудо-Михайловского собора, построенного в 1896 году. Возможно он здесь в стадии строительства (что не так определённо), либо дата снимка более поздняя. То что нет Спасо-Преображенского (старообрядческого) собора, возведенного в 1911 г. утверждает дату снимка между этими годами. Крайняя слева церковь на дальнем плане скорее всего Рождества Богородицы (старообрядческая, будущий спортзал «Спартак»). Они все построены ранее даты, указанной автором. И ещё удивляет возможность фотоаппаратуры того времени. С такого расстояния и такой охват.
По имеющимся в моем распоряжении сведениям Чудо-Михайловская церковь была построена к 1867 г. Строительство велось с 1860 (когда епархиальным начальством был создан специальный комитет) и по 1867 гг.
Храм освятили 16 февраля (по старому стилю) 1867 г.
Участие в богослужении принимали 12 священников.
Местный помещик Михаил Уманец выделил капитал — до 30 тыс. рублей серебром. На эту сумму, «собственным своим попечением и заботами (М. Уманец) воздвигнул каменный храм, который, по своей архитектуре, внутреннему украшению и богатой утвари, не оставляет желать ничего лучшего и будет служить вечным памятником благотворительности г. Уманца и его супруги».
Чуть левее, полагаю, располагается Преображенская церковь (которая находилась по нынешней улице Советской), на одной из дореволюционных фото она именуется Рождественской.
Крайняя слева — колокольня деревянной Никольской церкви.
Все перечисленные мной храмы построены до 1880 г.
Согласно трудам Черниговской губернской архивной комиссии 1906-1908 гг. (выпуск 7), стр. 29:
— Преображенская единоверческая каменная церковь — построена к 1836 г.;
— Никольская (деревянная) — к 1817 г.;
— Чудо-Михайловская каменная церковь — к 1867 г.
А вот к 1896 г. купцом Шведовым Афанасием Ивановичем построен и освящен Вонифатиевский храм, уничтоженный в годы советской власти
Постройка железной дороги и вокзала были выдающимся событием в жизни провинциального города. Наверняка в архивах сохранились сведения о торжественном открытии станции, кто, куда и по каким делам ездил, о персонале, стоимости билетов и так далее. Очень было бы интересно узнать от краеведов, что им известно по этому поводу.
В конце 70-х годов вышел фильм «Безымянная звезда» о маленьком городке, где чуть ли не единственным развлечением горожан был вечерний поезд, проходивший вечером без остановки через их станцию. Это была их единственная связь с внешним миром, и они оживлённо обсуждали увиденных в окнах поезда пассажиров. Возможно, и в Новозыбкове было что-то подобное.
В Новозыбкове сюжет типа «Безымянной звезды» не был возможен. Мой отец (1908 г.р.) жил рядом с вокзалом и свидетельствовал, что через ст. Новозыбков ходили поезда только местного значения и грузовые. В фильме же пролетает экспресс из столицы, бухарестский и направляется от в Париж, скорее всего… Варшавский же поезд на Москву ходил через Оршу-Смоленск-Вязьму.
В 1996 году Новозыбковским благочинием в содружестве с краеведческим музеем была издана брошюра к 100-летию Чудо-Михайловского храма. См. здесь: http://art.novozybkov.su/?p=2075 А на снимке скорее всего Петуховская церковь (Рождественская) что на Тростанской улице. Чудо-Михайловская должна быть рядом с тюрьмой, даже на таком расстоянии. А левее колокольни Никольского храма виднеется ещё одна. Её я и имел ввиду.
Петуховская церковь построена к 1912 г.
А музейные работники тоже иногда ошибаются. Пример тому я описал в своей статье о Петуховской церкви.
Другими документальными подтверждениями постройки Чудо-Михайловского храма к 1867 г. являются Черниговские епархиальные известия того же года
№ 7 от 1 апреля (часть неофициальная) — стр.230-232 и № 8 от 15 апреля стр. 328-333.
Даже если предположить, что на заднем плане фотографий один из храмов — Рождественская (Петуховская) церковь, тогда снимки должны быть датированы не ранее 1910 года.
Альбом видов Полесских железных дорог с представленными фото вышел в свет в 188? (так указано Кириллом Гришиным).
Таким образом, на снимках не может быть церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы (что на Тростанской улице), поскольку она построена значительно позднее.
Вонифатиевской церкви тоже к 188? г. еще не было.
Остается лишь Чудо-Михайловская и Преображенская (единоверческая) церкви. Ну и колокольня Никольской церкви.
Какой храм расположен левее колокольни — сказать трудно. Можно предположить, что это старообрядческая церковь в честь Рождества Христова, которая была построена к 1818 г. (располагалась напротив Никольской церкви, где сейчас сквер памяти основателей города). По моим сведениям, в свое время ее разобрали и перевезли в с. Чуровичи.
А вообще представленные фото бесспорно уникальны и интересны.
Автору этой находки огромное спасибо.
Александр, столетие Чудо-Михайловского храма широко отмечалось в Новозыбкове в 1996 году. Приезжали из Москвы и Брянской епархии. Материал, подтверждающий эту дату (освящения) и о строительстве организаторы юбилейных торжеств искали в разных источниках. Возможен вариант, так распространенный у нас до сих пор: отчитались раньше чем построили. В юбилейной брошюре сказано, что к запланированной дате 1867 г. ввиду отсутствия финансирования строители не уложились. Не из воздуха же они это взяли. Очевидно, что есть и другие исторические ссылки.
Сомневаюсь, что в двух номерах епархиальных известий за 1867 г. допущена ошибка.
1867 г. указан и в Трудах Черниговской губернской архивной комиссии (я писал об этом выше).
Жаль, что в опубликованной брошюре к юбилею храма нет ссылок на источники, из которых почерпнута информация о 1896 г.
Но все может быть…
Спорить тут смысла нет никакого. Я лишь указываю те даты, которые имеются в печатных изданиях того времени, находящихся в моем распоряжении.
Р.S. Есть общепризнанная дата, когда мы ежегодно отмечаем день освобождения Брянщины от немецко-фашистских захватчиков.
Однако покойный краевед Поддубный А.И. установил и обосновал, что эта дата является ошибочной.
Хотя по силуэту она действительно, ближе всего к Чудо-Михайловской. Скорее всего собор (его стены) был уже построен, но ещё не действовал.
Не поверите.На месте где был Спартак,так называемый очаг физического оздоровления населения,прежде Церковь была и Цвинтар,кладбище священников и меценатов,и просто христиан.Так вот,там уже оттяпали кусок это Цвинтора и строят на нём…жилой дом.Просто народ ОХРЕНЕЛ!
Hi there to every one, because I am actually eager of reading this blog’s post
to be updated on a regular basis. It carries pleasant information.