Из истории строительства каменного моста в Новозыбкове

Новозыбков. Мост. июль 2019 г. Фото Б.А. Мейкупа

Среди более чем десятка мостов Новозыбкова, перекинутых через речушки Зыбкая и Карна и вблизи одноимённых озёр, обращает на себя внимание старый арочный мост из красного кирпича, расположенный в самом центре города, между зданием городской администрации и школой № 1. По нему проходит полотно проезжей части Коммунистической улицы (бывшей Долгоруковской).

Новозыбков. Мост. июль 2019 г. Фото Б.А. Мейкупа

Этот мост, возможно старейший из сохранившихся в относительно первозданном виде, выделяется на фоне других подобных сооружений интересным архитектурным решением, основательностью и мощью.

Новозыбков. Мост. июль 2019 г. Фото Б.А. Мейкупа

О времени и обстоятельствах возведения моста до недавнего времени ничего не было известно. В феврале текущего года в газете «Новозыбковские вести» №8(1166) появилась публикация «Мост через озеро Карна отремонтируют», согласно которой «конструкция построена более 200 лет назад». Ради проверки этого утверждения мною в Российской государственной библиотеке (Москва) было изучено несколько архивных документов, содержащих сведения из истории возникновения объекта.

Информация по обозначенному вопросу обнаружена в Журналах Новозыбковского уездного земского собрания за 1909 и 1912 гг.

Журнал Новозыбковского уездного земского собрания за 1909 г. Выдержка из Журнала Новозыбковского уездного земского собрания за 1909 г. Журнал за 1912 г. Ведомость о ходе работ по строительству дорожных сооружений

Ведомость о строительстве дорожных сооружений за 1912 г.

Журнал Новозыбковского уездного земского собрания за 1912 г. Выдержка из Журнала Новозыбковского уездного земского собрания за 1912 г. Выдержка из Журнала Новозыбковского уездного земского собрания. Ноябрь 1912 г.

В частности, из Журнала за 1909 г. (стр. 233) следует, что решение о строительстве описываемого сооружения приняла Новозыбковская городская Дума 22 сентября 1909 г. (по старому стилю). На тот момент, впрочем как и сегодня, мост являлся стратегическим объектом, поскольку располагался на Стародубской военно-транспортной дороге.

Земский техник Цитович Н.А. составил смету на строительство и оценил стоимость работ в 7 тыс. рублей.

Вот цитата из Журнала за 1909 г. (орфография и пунктуация с текста оригинала сохранены):

Мост предполагается каменный арочной системы. Он будет замощен камнем. Городская дума, приняв во внимание, что строить теперь деревянный мост непрактично в виду и дороговизны дерева и требующагося постояннаго ремонта, вследствие значительнаго проезда, решилась, в этих видах, принять проект каменнаго моста с вышеупомянутой сметой, но, по неимению своих средств, просит земское собрание дать пособие в половинном размере стоимости моста, т.е. 3500 рублей.

Журнал Новозыбковского уездного земского собрания за 1909 г.

Поскольку обязанность по содержанию моста возлагалась на местное земство и городскую Управу, поданное городской Думой ходатайство о выделении денежных средств земством было удовлетворено. Решение обосновывалось тем, что…

… благодаря значительному движению, земская управа ежегодно и по нескольку раз производит ремонт настила, что требует значительных затрат. При постройке каменного моста, ремонта никакого не потребуется и с этим обстоятельством земское собрание должно считаться.

Журнал Новозыбковского уездного земского собрания за 1909 г.

Помимо этого, земство, отстаивая необходимость возведения каменного моста, конечной целью определяло благоустройство города и удобство вновь создаваемого сооружения для повседневного использования жителями.

При ведении своего обширного хозяйства, земству приходится иметь отношения к городскому управлению, почему земская управа полагает, что отношения эти и должны быть в том удовлетворительном виде, при котором только возможна плодотворная работа, направленная к общей пользе. Конечно, не в силу одного этого, и по соображениям вышеприведенным, земская управа находит просьбу городской думы подлежащей удовлетворению и докладывает, что при согласии земского собрания назначить пособие, деньги могут быть выданы из дорожного капитала, о чем следует сделать соответствующее представление губернскому земству.

Журнал Новозыбковского уездного земского собрания за 1909 г.

Согласно ведомости за 1911 г. о ходе работ по устройству дорожных сооружений, строительство моста продолжалось в течение 2-х лет, было завершено 5 ноября 1911 г. и обошлось городу в 2 тыс. рублей, т.е. дешевле(!), чем предусматривалось сметой.

С тех пор прошло уже более ста лет. На протяжении всего этого времени мост, будучи немым свидетелем ярких, драматических, а порой и трагических событий жизни Новозыбкова с завидным достоинством ежедневно выполняет свой долг непрестанного служения людям. Он своего рода проводник и неустанный помощник на жизненном пути каждого жителя города. А его качество на фоне современных построек и достопримечательностей последних лет («Добрый ангел мира», стела в честь 300-летия Новозыбкова и др.) говорит само за себя. Больше века мост стоит и, убеждён, прослужит еще столько же.

Фото из архива А. Фаранова

Мост. 50-60-е гг. XX в.

Старый мост

Новозыбковский мост. 1958 г.

Новозыбков. Вид с моста в сторону школы № 1. 1958 г.

Мост 60-е гг XX в.

Жаль только, что несмотря на свой возраст и заслуги перед городом, этот мост-богатырь и исправный служака до сих пор не получил даже собственного названия – ни официального, присвоенного властью, ни народом данного.

А ведь многие мосты, являясь результатом высокого полета инженерной мысли и человеческого энтузиазма, настоящими произведениями архитектурного искусства, со временем становятся узнаваемыми символами городов или целых стран. Это Дворцовый, Литейный и Аничков мосты в Петербурге, Бруклинский мост и мост Золотые ворота в США, Карлов мост в Праге, Гленфиннан Виадук в Шотландии и многие другие.

О мостах пишут стихи («Свирель запела на мосту…» А. Блок, «Мост» К. Бальмонт, «На разведенном мосту» А. Ахматова, «Прачечный мост» И. Бродский), слагают легенды и даже снимают кино («Мост Ватерлоо» 1940 г., «Шпионский мост» 2015 г. и др.).

Вокруг нашего моста нет ни легенд, ни сказаний, ни песен и стихов, ни каких-либо других повествований. По крайней мере, мне таковые неизвестны. Да что говорить, мы даже не ведаем имен его строителей, всех тех, кто напрямую причастен к его появлению.

Мост. Март 2009 г. Фото А. Дудников

Думается, что в первую очередь именно этот мост из всех остальных достоин человеческого внимания и бережного отношения к себе. Обидно будет, если по причине нашего собственного небрежения и безответственности, как это часто случается, мы утратим это уникальное, пусть внешне и не совсем примечательное, но единственное в своем роде историческое сооружение, один из символов Новозыбкова. А память о нем останется лишь на фотоснимках и в прискорбном постоянно пополняющемся списке-некрополе объектов и памятников архитектуры, навсегда ушедших в прошлое.

Новозыбков. Мост. июль 2019 г. Фото Б.А. Мейкупа

Новозыбков. Мост. июль 2019 г. Фото Б.А. Мейкупа

Новозыбков. Мост. июль 2019 г. Фото Б.А. Мейкупа

С юбилеем тебя, старый, добрый, милый мост! Бережных, неравнодушных и внимательных тебе хозяев!

Автор благодарит Бориса Анатольевича Мейкупа за отзывчивость, качественно сделанные и оперативно предоставленные фотоснимки, использованные при оформлении заметки.

32 комментария:

  1. Андреев К. говорит:

    Уникальный интересный материал, спасибо автору.
    По названию моста тут есть маленькая заметка, из жизни в городе, многие пенсионеры, старожилы города кличат его как «красный» мост или «красненький» мост, вероятно потому что он из красного кирпича.
    Сооружения уникально!
    Век стоит мост не шатается и века простоит, не шелохнется!

    • Александр Дудников говорит:

      Название моста » Красный» — а почему бы и нет.
      Как вариант, вполне подходит.
      Мост выполнен из красного кирпича и в другом смысле — красивый. Спасибо

  2. Anna D. говорит:

    Уважаемый Александр Петрович, огромное спасибо за новую интересную заметку об истории городского моста! Рядом с ним, в начале ул. Замишевской, (ныне, Рошаля) прошло мое детство. Мост был участником многих детских впечатлений и развлечений, мы любили забираться на деревянный помост, который выходил в сторону пожарного скверика и там устраивать свои игры. Летом поток воды был небольшим, но, вообще, помост был скользким, покрытым водорослями и забавы эти были небезопасны, но как-то все обходилось. Особенным удовольствием было наблюдать бурлящую воду, вырывающуюся из-под моста во время таяния льда или после сильных дождей. Стоишь сверху и бросаешь в этот бурлящий поток ветки, камни, комья земли или снега, что подвернётся, и смотришь, как вода тащит эти предметы с легкостью, и удивляешься мощи текущего потока! Еще зимой мы катались на санках, а то и просто так, с крутых берегов ручья, находящихся непосредственно у моста.

    Легенд про мост я не знаю, а одну трагическую историю помню. Весной 1965 года влюблённые юноша и девушка, студенты НГПИ, поздно вечером шли в общежитие, расположенное недалеко, на ул. Рошаля, 7 и задержались на мосту. Они уселись на перила ограды над самым помостом, это было то ли в конце февраля, то ли в начале марта, а внизу был лед, и беседовали. Одно неловкое движение, и оба упали вниз! Это было достаточно поздно, прохожие появились лишь ранним утром, когда и обнаружили пострадавших. Юноша погиб, а девушка получила серьезные травмы и воспаление легких, долго лечилась. Тогда об этом много говорили, а пятно крови под их телами было видно до самого таяния льда. В школе у нас провели беседу, чтоб мы никогда не садились на ограду! Вообще, очень было жалко студентов, такой трагедии никто не мог припомнить.

    Еще помню, как старшие родственники говорили, что в годы войны этот мост очень бомбили, ведь тогда через него проходила дорога на Клинцы, но ни одна бомба мост даже не повредила, а вот в самом озере остались невзорвавшиеся бомбы. В середине пятидесятых годов озеро Карна решили почистить, выгрести ил, сделать его полностью пригодным для купания. Привезли и поставили земснаряды, они всасывали придонный ил и выливали его на берег. Озеро отчасти спустили, уровень воды уменьшился. И однажды земснаряд засосал настоящий снаряд, оставшийся в озере. Этот снаряд взорвался! Хорошо, что событие случилось во время обеденного перерыва, когда никого рядом не оказалось, и никто не пострадал. Рабочие нарушили технику безопасности, оставив работать машину без присмотра, но этим, возможно, спасли себе жизнь. После этого события очистка озера прекратилась. Правда, история эта непосредственно к мосту отношения не имеет, земснаряды стояли напротив домов, на месте которых сейчас расположен Промышленный техникум и отель «Солнечный ветер». Но тоже вспомнилась мне, когда я прочитала об истории моста.

    Но само озеро-пруд ведь старше, чем мост, так получается? Интересно, какая переправа была до каменного моста? Там довольно серьезная дамба должна была быть, перепад высоты в этом месте и сейчас виден.

  3. Александр Дудников говорит:

    Уважаемая Анна Петровна, Ваше дополнение как всегда ценно и содержательно.
    Благодарю за интерес и внимание к этому материалу.

  4. Константин говорит:

    Александр, приветствую с новым изысканием! Меня заинтересовал следующий аспект. Оказывается журналы Новозыбковского Земского собрания, издаваемые, как известно со второй половины 19-го века, можно найти в Москве. Ранее материалами из них активно пользовался А.И. Поддубный, но он ездил для этого в Чернигов. Теперь это почти невозможно. Интересно, в каком объёме и за какие годы таковые имеются в РГБ.
    Что качается названия «Красный», то предыстория его такова: в начале 90-х я написал этюд этого моста и подписал «Красный мост». Потом подарил его местному поэту, моему ученику и соседу Александру Колмакову. Через некоторое время он сделал мне ответный жест: автограф своего стихотворения с посвящением под таким же названием. Позже оно было напечатано в «Маяке», появилось и в ряде сборников. Во всяком случае, именно с тех пор с его лёгкой руки мост в обиходе стали называть «Красным». Сейчас Александр живёт в Брянске, а это может подтвердить. Постараюсь стихотворение выложить здесь. Это будет в тему.

    • Александр Дудников говорит:

      Спасибо, Константин Федорович!
      Журналы Новозыбковского уездного земского собрания действительно имеются в Москве. Если не ошибаюсь, с 1864 по 1914 гг.
      Правда копирование этих материалов удовольствие не из дешевых.
      Последний раз за сканирование порядка 25 страниц я заплатил около 600 рублей.
      А объем каждого такого сборника приличный.
      По моим сведениям есть Журналы и в фондах Публичной библиотеки в Санкт-Петербурге. Какова стоимость изготовления копий у них — сказать не могу.
      Ждем стихотворение о «Красном» мосте. Если есть фото с этюда моста — поделитесь со мной через мэйл. Это интересно.

  5. Раиса говорит:

    Замечательная статья, навевающая ностальгические воспоминания. Единственное замечание: автор поздравляя мост с юбилеем, пропустил слово «с наступающим», поскольку 5 ноября 2021 года мосту исполнится 110 лет. Раз уж не отметили по незнанию 100-летие, то можно через два года отпраздновать это событие присвоением мосту имени. При чтении статьи у меня сразу возникла мысль «Красный». Да, красный, каменный мост, известный всем горожанам.

    Больше всего меня поразила в статье стоимость моста. Уникальное событие — вместо запланированных 3500 рублей строители уложились в 2000! В нынешние времена, когда при строительстве многомиллионных мостов воруют большую часть бюджетных средств, это невероятный факт.
    Несмотря на почтенный возраст наш мост прекрасно выглядит при колоссальной на него нагрузке. На фоне непрекращающегося мостопада по всей стране в последние годы наш ветеран достоин уважения, а его строители увековечения табличкой на мосту. Да что там мосты — вы посмотрите на облицовку пруда — четвёртая фотография с конца статьи. Ей всего-то лет 20 и горе-строители живы. Их бы заставить возместить ущерб и потребовать ответа, куда ушёл цемент!
    Печальную историю с парой на мосту я помню, тогда об этом много говорили. А вот земснаряд работал на озере не в середине 50-х годов, а примерно в 63-65 годах. Тогда и намыл гору песка на Приозёрной улице. Мы там плавали летом, а зимой катались с этой горки.

  6. Александр Дудников говорит:

    Спасибо, Раиса.
    Пара уточнений. По смете предусматривалось выделить 7 тыс. рублей. Именно эту сумму и направили на строительство объекта.
    В результате оказался перерасход средств в размере 3500 рублей(об этом говорится в архивных документах,размещенных на сайте).
    А в конечном итоге,израсходованная сумма составила лишь 2 тыс.рублей(см. ведомость о ходе работ).
    И второе. Говоря о юбилее моста, я исходил из даты,когда было принято решение о его строительстве — сентябрь 1909 г.

  7. Александр Дудников говорит:

    Раиса,полностью поддерживаю Ваше предложение о наименовании моста «Красный».
    На местном уровне разработано,принято и действует Положение «О порядке наименования,переименования улиц,скверов,площадей и иных территориальных единиц на территории муниципального образования «Город Новозыбков».
    В этом Положении описана процедура принятия соответствующего решения и порядок действий.

  8. Раиса говорит:

    Спасибо за разъяснение, Александр! Я всё прочитала — и про 7000, и про 3500, но главное, что уложились в итоге в 2000, значит, рачительные строители, значит был контроль за рабочими, чтобы ничто не ушло на сторону. И при этом без ущерба для качества, что время и доказало.
    Помнится, при Хрущёве тоже была борьба за экономию. Даже спектакль был на эту тему «Миллион за улыбку». Но та экономия часто шла во вред качеству, да и дома невзрачные — без крыш, без облицовки и покраски, маленькие квартирки. А вот сталинский ампир глаз радует и строился на века.
    Я поняла, что Вы ведёте отсчёт от сентября 1909, но на мой взгляд, правильнее считать от начала эксплуатации объекта. Ведь от проектной документации и до красной ленточки иногда лежит дистанция огромного размера.

  9. Раиса говорит:

    Мы, кстати, не знаем, что запланировал проектировщик на 7000. Не с потолка же он назвал эту сумму, была смета, были чертежи. Возможно, предполагалась капитальная ограда на мосту, чтобы никто не падал вниз — ни люди, ни лошади, ни машины. Может быть, нужда заставила сэкономить, а деньги пошли на другой объект.

  10. Свистов Е.В. говорит:

    Уважаемые !!!
    Это мост в начале своего строительства был деревянным, но в 1809 году (в связи с тем. что слобода Зыбкая стало городом Ново-Зыбкая) был разработан план развития города, который в 1826 году был утвержден и в котором архитектором Гостье был запроектирован мост-платина (согласно архивных данных Российского Государственного Исторического архива) Но это, не просто мост, а мост-платина. Именно после его строительства образовалось озеро. При этом берега, его были обложены глиной, для того что бы в намеченных для строительства домах, в частности в здании дома братьев Певзнеров (а не Певзнера, как везде пишут наши краеведы) и здании тогда Реального училища (сейчас Педагогического колледжа, а еще ранее Новозыбковского Педагогического института — НГПИ), не было воды. Поэтому при реализации ремонта моста нежен очень грамотный и профессиональный подход действий. А зная наших горе специалистов сегодняшнего дня, компетенция которых свези с повальным воровством во всяком деле, а особенно по объекту исторического наследия, которым он является по факту своего происхождения, будет нанесен колоссальный урон. Мое мнение ремонт моста-платины — это очередной объект для отмывания бюджетных денег себе в личный карман. От того контроль ремонта, а лучше реконструкции (а это разные не только понятия, но и подходы), должен быть всесторонним и профессиональным, и, следовательно, иметь статус, если не федерального контроля, то хотя бы Областного (регионального) подчинения. При этом это должны быть комиссия, а не отдельно взятые личности, подотчетные местной власти. Один тот факт, как осуществилось строительство дома для сирот ( р-н Корховка), что на сегодня возбуждено уголовное дело по статье халатность, говорит о многом.
    Мы же еще (пока живы) хорошо помним утрату дверей дома братьев Певзнеров с заверениями ВЛАСТИ (а это между прочим конкретные люди, а не мифические герои Гарри Поттера) что двери будут деревянными, а отнюдь пластиковые. А что на деле. Ложь, обман и лицемерье. За что их надо наказать народным судом (вечем), привязав к позорному столбу истории.
    Журнал Новозыбковского земства в виде Свода законов Новозыбковского земства действительно имеется в Публичные библиотеки СПБ, и я его читал и даже сделал ряд выписок т.к. являясь нищебродом (авторство выражение принадлежит Сении Сопчак) и не смог его ксерокопировать (более 600 стр. формата А4). Из него я частично подчерпнул выше изложенные исторические факты.
    Вывод: Сколько бы Вы, хором и отдельности, не кричали о утрате исторических объектов города, а воз приятия исторических решений принадлежит не Вам, а Власти, живущей в безнаказанности и сласти. ВЫ для Власти пыль. Власть боится не силу законна, а силу народного гнева (желтых жилетов, алых гвоздик) которого у наших горожан нет, так как этот гнев однозначно уничтожит власть физически. А поэтому принцип власти— разделяй и властвуй – работает как никогда эффективно в последние десятилетия. Так что поплачьте и порыдайте в последний раз взглянув на «Красный» мост-платину — творения наших предком. А утерев свои слезы и сопли сидите дома утишаясь извержением своих воспоминаний, во благо успокоения своей души.
    Факт, что сразу же после войны. озеро было спущено и жители города очищали его от мин, бомб и снарядив (порой не разорвавшихся), документально зафиксирован в картине, которая имеется в экспозиционных фондах городского музея.
    Может я тут и резок, как между прочим всегда в своих оценках, но пусть правда колит глаза раня сердце, чем розовые очки успокаивают его.

    • Раиса говорит:

      А ведь Ваш праведный гнев обоснован трагическими реалиями российской действительности. 21 век принёс уже десятка три катастрофических наводнений в результате разрушения дамб и плотин. Вот и последнее наводнение в Тулуне произошло из-за того, что построенная несколько лет назад плотина была сотворена из мусора и земли. Люди это видели, возмущались, но власть их игнорировала и заявляла, что плотина простоит 100 лет. Результат — 3000 человек лишились домов, а три десятка и жизни.
      Наши пращуры строили на века и тысячелетия, а нынешние ворюги живут по принципу «После нас хоть потоп». В Новозыбкове во время первого же ливня затопило пятиэтажки. Все «стройки века» развалились одна за другой. Такая же участь уготована и лучшему мосту города.

    • Патриот говорит:

      Полностью вас поддерживаю.С мостом и другими объектами истории проводят эксперименты по распиливанию бюджета.Но все это делается ,как вы заметили только с позволения ,молчаливого согласия народа.Народ до сих пор безграмотен и туп для понимания ,что все достояние России принадлежит народу,заводы и фабрики принадлежат рабочим,производящим прибавочную стоимость для своего работовзятеля.

  11. Константин говорит:

    КРАСНЫЙ МОСТ
    С тобой с детства знакомы,
    Красный мост, добрый день!
    Вот шагнул я из дома
    В изумрудную тень.

    Я потрогал перила,
    Их погладил рукой.
    Так давно это было,
    Только ты всё такой.

    Где же юность былая,
    Годы быстро бегут.
    Здесь провёл, размышляя,
    Очень много минут.

    Нынче жёлтые листья,
    Дома старого нет.
    Лишь художника кисти
    Твой напишут портрет.

    В лёгкой зыби вода.
    По мосту вновь и вновь
    Чья-то ходит мечта,
    Чья-то ходит любовь.

    Мы как птицы сейчас,
    Каждому – свой полёт.
    И лишь память о нас
    На мосту том живёт.

    Александр КОЛМАКОВ.

  12. Александр Дудников говорит:

    Сегодня на сайте «Зыбчане» обнаружил стихотворение нашего поэта-земляка Виктора Губарева «На мосту». Вот его текст:

    НА МОСТУ

    Мост тяжелый и покатый
    Перекинулся дугой
    От багрового заката
    К ночи бледно-голубой.
    Над водою слышу зов я
    Птиц, не ведающих сна.
    От верховьев до низовьев
    Разливается весна.
    Будто тучи, ходят клены
    Над водой и надо мной.
    Мир цветущий, мир зеленый,
    Мир, охваченный весной.
    В час такой за темным садом
    В полудреме, в полусне
    По тропинкам ходит радость
    И гадает о весне.
    Птицы радость окликают
    В наших песенных краях.
    Я не знаю, кто такая
    Радость вешняя моя.
    Или с черными очами,
    Или с буйными кудрями
    Та, которая ночами
    До рассвета, напролет,
    Снится в комнате забытой?
    Может, встанет у ракиты,
    Может, песню запоет…
    Жду. А песни все неслышно
    У задумчивой реки.
    Только возле белых вишен
    Свищут майские жуки.
    Тихие ложатся росы,
    Спит река, и в ней видны
    Отраженье папиросы,
    Диск раздробленной луны,
    Бледно-синие зарницы,
    Остов черный тростника…
    На плечо ко мне ложится
    Чья-то теплая рука.
    Неужели радость снится?
    Нет, живая предо мной!
    — О тебе кричали птицы
    Под затоном над водой,
    О тебе шумят ракиты
    До рассвета, до зари!
    Только радость мне сердито
    И сурово говорит:
    — Ни к чему ракиты трогать
    И закат упоминать.
    На мосту, товарищ, строго
    Запрещается стоять!
    По приказу папиросы
    Запрещается курить
    И по личному вопросу
    С часовыми говорить.
    Я ушел. И было тяжко.
    Как такое рассказать:
    Милицейская фуражка
    И — весенние глаза!
    Я ушел. Молчали клены,
    И лежал передо мной
    Мир цветущий, мир зеленый,
    Мир, охваченный весной…
    Стыли белые дороги,
    Руки подняли кусты.
    …В эту полночь очень строго
    Охраняются мосты.

  13. Борис говорит:

    В годы моего детства взрослые называли этот мост Пожарным.

  14. Константин говорит:

    В поэзии и вообще в искусстве не нужно искать конкретики. Это сплошь творческие образы. Хотя в мемуарной литературе есть исторические ссылки. В частности, Е.Мосягин и А. Литвинов почти в унисон упоминают о ковровых бомбардировках Новозыбкова нашими доблестными соколами. Это к тому, что бомбить этот мост могли не немцы, тем более взорвать его можно было как раз-два плюнуть. Обходных мест было предостаточно, в том числе для танков. Объект, явно не стратегический, с какой стороны не смотри. Кстати, на картине П.Чернышевского «Очистка озера» из нашего музея изображены работы на озере «Зыбкое» ( что возле гостиницы). И насколько помню, земснаряд наткнулся на снаряд как раз недалеко от моста, ибо все работы на другом конце озера были уже завершены. Что касается восстановления, то восстанавливать почти нечего. Тумбы с одной стороны снесены давно, ещё в советские годы, кованая ограда сдана на металлолом, вместо неё сейчас сплошной «фальшборт», сварка от базарной мастерской, тумбы в сторону озера уже из силикатного кирпича (с красным, наверно, был дефицит), поэтому закрашены масляной краской дикого цвета. Наши отцы города никогда не понимали что такое историческое наследство, поэтому такое же понятие у них о реставрации.

  15. Свистов Е.В. говорит:

    Константин!
    Вы как всегда профессионально не компетентны.
    Картина, которая располагается в одном из залов краеведческого музея, названная Вами как «Очистка озера Зыбкое» написана не Чернышевским, а сыном Шведова в 1947 году по заказу краеведческого музея с натуры. И не озера Зыбкое, что возле гостиницы «ИПУТЬ», а озеро Крана, где располагается Красный мост, которое и изображено на картине. Для чего Вам надо прийти в музей и посмотреть на нее, и Вы поймёте сразу, как глубоко Вы не правы.
    Теперь, что касается бомбежки и взрыва моста. То прошу Вас прочесть все же книгу «Новозыбков в годы Великой Отечественной войны: документы и воспоминания», (которая у Вас имеется) чтоб не ввозить добропорядочных граждан в историческое заблуждение. Там все на основе документов изложено.
    И отдельное «Спасибо» за альманах «Белый Колодец». В Вашем альманахе «Зыбь» я вроде бы не опубликовывался, если только по Вашей инициативе, без уведомления меня, как автора. При этом – год издания альманаха должен быть не «2018» год, а «2019» год.

  16. Константин говорит:

    Евгений, благодарю за внимание к моему скромному посту. Вы как всегда очень досконально их рассматриваете. Картину обязательно посмотрю. Непонятно, причем только здесь альманахи? Е.Свистов действительно в «Зыби» никогда не публиковался, а вот подборка М.Владимирского в №1 за 2002 г. действительно была. Советую пересмотреть, он у Вас имеется, и Вы поймете, как глубоко были не правы. «Белый Колодец», кстати тоже датируется 2018 годом. Это дело издателей.

  17. Свистов Е.В. говорит:

    Константин!
    В сборнике «Зыбь» № 1 /2001 публикации поэта «Май Владимирского» – нет. Издатель ОБЯЗАН указывать фактический год издания, а не заниматься самодеятельностью.

  18. Константин говорит:

    Евгений! Никак не возьму в толк, сначала хотели предъявить мне иск о нарушении авторского права, затем пытаетесь скрыть свою согласованную в Вами публикацию. Любой читатель библиотеки, взяв номер альманаха в руки, этот факт, от которого Вы хотите всеми силами откреститься, может подтвердить. А на картине в музее изображена чистка именно озера Зыбкое в конце 40-х годов, озера Карна там и близко нет ни по каким признакам. Сходите и посмотрите сами. Тук-тук. Меня моя память не подвела, и приходится теперь говорить о Вашей некомпетентности.

  19. Dormidont говорит:

    Умели же раньше строить!!!!А сейчас гломазду соорудили и в направлении Гагарина улицы,и По Урицкого.А возле гостиницы хорошо ,что хоть покрытие сделали.И прихожу к выводу,что в 19 веке и в начале 20 века люди отличались более изысканным вкусом ,более продумано относились к архитектуре.К сожалению,если и есть у нас в городе Красивые строения,то они явно не нашего поколения мастаками сделаны,как по дизайну,так и по качеству.И ещё.Какой то идиот разобрал асфальтное покрытие возле хлебного магазина в центре.Бред воспалённого ума наверное какой то.От многих слышал,что выглядит как украденный кусок покрытия для благоустройства дачного участка.Жесть!

    • Борис говорит:

      Это тоска по ностальгии. Кому-то сладко вспоминать, как он, в юности, спотыкался на этих булыгах. :)

    • Раиса говорит:

      Сегодня была поражена увиденным на улице Ломоносова — укладывают плитку поверх хорошего асфальта! Такого я ещё не видела нигде и никогда. Или я что-то не поняла, или это новозыбковское ноу-хау?
      Не только в 19 веке строили качественно, но и 20-25 веков назад. Например, в Помпеях дороги выложены огромными отшлифованными булыжниками. По ним идёшь легко как по плитке. То же самое в Риме, Иерусалиме. Этим дорогам более 2000 лет, но они будут служить вечно. По-моему, человечество стареет и деградирует.

      • Dormidont говорит:

        Есть такой городок в Хорватии ,называется Пореч.Там улицы города вымощены плитками которы …более 800 лет.И предмтавьте-они только отполировались от проходившими там людьми.Домики стоят,Церкви…Всё с такой любовью берегут и ХРАНЯТ как своё родное!Ну почему такие болваны городом нашим руководят???!!!!!

        • Раиса говорит:

          О, Хорватия великолепна! Но такое же можно видеть во Франции, Испании, Португалии, да во всём Средиземноморье, сохранившем великое наследие Древнего Рима. А вот болваны руководят не только нашим городом, но и всей страной.

      • Борис говорит:

        Зачем же за всё человечество? Нелепости, типа укладки плитки поверх асфальта возможны только там, где цель не благоустройство окружающего пространства, а распил бабла. Предположим, что под этим «сооружением» прорвало трубу. Снимаем плитку, дробим асфальт, копаем грунт и получаем совсем другую смету, нежели при съёме и обратной укладке только плитки. Короче, шерше ля деньги и любое недоумение объясняется.

        • Раиса говорит:

          Про человечество я, конечно, приукрасила от горечи. Стареет европейская цивилизация, Россия в том числе. Как пишут учёные, наш народ стареет по физиологическим и другим факторам. Поэтому и завезли в страну 18 миллионов азиатов, чтобы разбавить русскую кровь. Юго-Восточная Азия показывает фантастические успехи, не сравнимые ни с Европой, ни с США. Похоже, что будущее за ними.

          • Dormidont говорит:

            Вы правы Раиса…Ой как Вы правы……Ну как достучаться,как Им объяснить,что Эта Земля не должна быть испачкана…

        • Dormidont говорит:

          !!!!!!!!!!Зачёт!

Добавить комментарий для Константин Отменить ответ

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>