Самолётом из Новозыбкова в Брянск. Расписание 1964 года

Сегодня мы представляем читателям нашего сайта старое расписание движения самолётов по нашей области за 1964 год. Это очень интересный артефакт, говорящий о том, что, по крайней мере, в середине 60-х годов из Брянска до райцентров области можно было добраться на таком виде транспорта, как самолёт.

Некоторые из маршрутов связывали райцентры друг с другом, были и отдельные сёла и посёлки, куда тоже летал самолёт. Это были небольшие машины АН-2. Приведём здесь выдержки из расписания, имеющие непосредственное отношение к Новозыбкову:

Авиалинии и пункты Тип самолёта Время вылета Время прилёта
БРЯНСК — МГЛИН — СУРАЖ — КЛИНЦЫ — НОВОЗЫБКОВ АН-2
Брянск — Мглин 9:30 10:20
Мглин — Сураж 10:30 10:45
Сураж — Клинцы 10:55 11:10
Клинцы — Новозыбков 11:20 11:35
НОВОЗЫБКОВ — КЛИНЦЫ — СУРАЖ — МГЛИН — БРЯНСК АН-2
Новозыбков — Клинцы 11:45 12:00
Клинцы — Сураж 12:10 12:25
Сураж — Мглин 12:35 12:50
Мглин — Брянск 13:00 13:50

Как видим, перелёт из Новозыбкова в областной центр с тремя промежуточными посадками занимал 2 часа 5 минут. Но судя по воспоминаниям горожан, в другие годы были и прямые беспосадочные рейсы между Новозыбковом и Брянском. Разумеется, продолжительность полёта на таких рейсах была значительно меньше — не более часа. О наличии других внутриобластных маршрутов в более ранние годы косвенно свидетельствует и таблица тарифов, в которой присутствуют пункты, перелёт между которыми невозможен в рамках расписания 1964 года:

Маршрут Пассажир За 1 кг багажа За 1 кг груза
Брянск — Новозыбков 5 руб. 7 коп. 5 коп.
Климово — Новозыбков 1 руб. 1 коп. 1 коп.
Клинцы — Новозыбков 1 руб. 1 коп. 1 коп.
Новозыбков — Красная Гора 2 руб. 3 коп. 2 коп.

В нашем городе аэродром был на окраине, в районе сельхозтехникума. Долгие годы его директором был Михаил Юрьевич Шполянский, участник войны, очень хороший специалист и достойный человек. В годы войны это был военный аэродром — его можно увидеть на аэрофотоснимках, сделанных немецкой авиацией. После войны в Новозыбкове появилась лётная часть, которая использовала аэродром вместе с гражданской авиацией. Многие специалисты этой части нашли себе в нашем городе свою судьбу, да так здесь и остались. Новозыбковцам известно немало подобных историй, а кто-то и сам является сыном, дочерью, а теперь уже внуком или правнуком этих лётчиков. Потом эту лётную часть перевели, а аэродром остался.

Рейсов было немного, но они были востребованы, так как в те годы хороших дорог в области почти не было, а в весеннюю и осеннюю пору даже и они становились непроезжими, и тогда могли выручить только самолёт, да железная дорога. Внимательно изучив расписание, можно увидеть, что маршруты этих рейсов покрывали почти всю область, что полёт на самолёте был немногоим дороже поездки на поезде (для сравнения, на «рабочем» поезде билет в Брянск в те годы стоил 3 руб. 30 коп., а на самолёт – 5 руб.).

АН-2

Самолёт АН-2

АН-2, он же — «Кукурузник», — советский лёгкий многоцелевой самолёт, используется как сельскохозяйственный, спортивный, транспортный, пассажирский самолёт и состоит на вооружении ВВС многих стран. Сейчас в мире эксплуатируется около 2 тысяч самолётов АН-2. Занесён в Книгу рекордов Гиннесса как единственный в мире самолёт, который выпускается уже более 60 лет. Народное название «кукурузник» самолёт получил в наследство от По-2, поскольку заменил предшественника на сельскохозяйственных работах в период массового засева полей кукурузой. Будучи простым в эксплуатации, пригодным для работы с неподготовленных грунтовых площадок и обладая малым разбегом и пробегом, самолёт был незаменим для работ на малоосвоенных территориях Сибири, Крайнего Севера, Средней Азии, где применялся повсеместно.

Интересные воспоминания о порядках на аэродроме в 60-е годы оставил один из пассажиров. Тогда он учился в Новозыбковском пединституте, сам был родом из Брянска, поэтому часто пользовался рейсами «Брянск – Новозыбков» и обратно. Вот его рассказ об этом времени, пересказанный нам Яковом Раскиным из Германии:

Аэропорт Новозыбкова в начале 60-х годов представлял из себя полуразвалившуюся хибару, хозяин которой, Михаил Юрьевич Шполянский, был единственным служащим, носившим форму лётчика гражданской авиации. Кроме него там работала женщина по имени не то Клава, не то Глафира с постоянной метлой в руках, в обязанности которой входило встречать и провожать прибывший и отлетающий самолёт АН-2. Происходило это примерно так. Шполянского вызывали по радио из Брянского аэропорта, причём он всегда отвечал:

— «Фараон» слушает! – за что и получил кличку «Фараон». Затем, уточнив время прилёта самолёта, а весь полёт занимал всего 45 мин., а билет стоил 5 руб., он кричал через окошко:

— Клава! Освобождай взлётную полосу от курей. Прибывает самолёт!

Клава метлой выгоняла «курей» и следила, чтобы они не мешали взлёту или посадке самолёта.

Аэродром был местом, где горожане и жители окрестностей, ежегодно, в день Военно-Воздушного флота СССР, отмечавшегося в третье воскресенье августа, могли увидеть в воздухе представление: лётчики на небольших самолётах пролетали над аэродромным полем, демонстрируя разнообразные фигуры высшего пилотажа – «бочки», «мёртвые петли» и т.п. Однажды, в 1959 году такое представление закончилось трагически – лётчик выполнял «мёртвую петлю» слишком низко и задел крылом провода. Самолёт упал, пилот погиб. Свидетелями этой трагедии стали многие горожане, некоторые пришли с детьми. Люди очень переживали гибель лётчика.

Постепенно, с развитием дорог и появлением достаточного количества автобусных маршрутов нужда в аэродроме становилась меньше, а он сам переставал отвечать требованиям — ведь более совершенным самолётам требовалось и лучшее оснащение аэродромов. Но всё же ещё в конце 80-х годов он функционировал, именно там приземлялись вертолёты, привозившие высокопоставленных чиновников в нашу чернобыльскую зону. Одна из ярких страниц в истории аэродрома связана с визитом в наш город Юрия Алексеевича Гагарина в 1966 году, когда он, как кандидат в депутаты Верховного Совета СССР по Смоленскому округу, совершил поездку по городам Брянщины, побывав и в Новозыбкове.

Гагарин в Новозыбкове. Встреча на аэродроме. 1966 г. Гагарин в Новозыбкове. Встреча на аэродроме. 1966 г. Встреча Ельцина на аэродроме в Новозыбкове. 1992 год. Фото: Сергей Непша Встреча Ельцина на аэродроме в Новозыбкове. 1992 год. Фото: Сергей Непша

На этом поле и сейчас иногда приземляются вертолёты, если кто-то из областного или столичного начальства решает нас посетить.

26 комментариев:

  1. Николай Вележев говорит:

    Зимой 76 года НГПИ перевели в Брянск. Как всегда — физмат впереди., поехали сразу же после зимней сессии 75-76 учебного года достраивать институт и готовить его к приезду остальных факультетов. Ну, а аэропорт брянский, ведь, напротив находился. Вот сразу же и перезнакомились в местном аэропортовском ресторанчике с пилотами местных авиалиний (по месту летали на «кукурузниках» АН-2). Далее проблем с полетами в Новозыбков, Стародуб, Унечу, Мглин и т.п. никаких не было. Почти каждый месяц домой в Новозыбков и назад летал. Главное было прошмыгнуть на борт. Билет на автобус из Брянска до Новозыбкова стоил 3р.90 коп. и время в пути около 4-х часов, а на эроплане билет был 5 руб. и летела эта эта «этажерка» всеге 55 минут. Однажды даже, когда летел домой пилоты порулить дали! Во как было!

    А, вообще, аэродром в Новозыбкове находился всего в 1 км от нашего дома (район НСХТ). Так вот, когда парашютисты прыгали, мы в пацанами вседа бежали на аэродром, наблюдали за этим действом, помогали приносить и укладывать парашюты. Несколько раз присильном ветре парашютистов почти к нам во двор заносило..

    • Anna говорит:

      А я помню, что иногда там стояли самолёты, когда я проезжала мимо на автобусе, то видела. А вот летать не доводилось. Папа иногда летал. Вообще, странно представить, что когда-то малая авиация была доступна жителям нашей области, причём повсеместно, а сейчас резко уменьшилось даже число пассажирских автобусных маршрутов и количество рейсов. Конечно, сейчас у многих есть личные автомобили, но ведь и на автобусах многие ездили бы, если бы рейсы оставались регулярными.

  2. Igorrod говорит:

    «всё во имя человека, всё во благо человека»…

  3. Юлия говорит:

    Анна, большое спасибо за интересный артефакт) Cтатья родила в нашей семье неожиданное милое воспоминание: оказалось, муж школьником 4-го или 5-го класса в начале 70-х дважды летал на «кукурузнике»! На мотоцикле они с папой доехали до д. Несвоевка. Оставили мотоцикл на аэродроме, пересели на самолет и в восемь утра отправились в Гомель. В Гомеле зашли к родственникам, в магазине что-то купили, в шесть вечера — обратно. Полет произвел на мальчика настолько неизгладимое впечатление, что даже встреча с родственниками, по его словам, на этом фоне затерялась) Папа тогда очень старался, и сын сегодня, спустя сорок лет, говорил об их полете тепло и взволнованно. Еще раз — спасибо))

    • Anna говорит:

      Юлия, спасибо, что поделились этой историей! Я очень рада, что запись вызвала такие хорошие, интересные воспоминания у Вашего мужа. Думаю, что в 70-е годы полёт на самолёте представлял собой скорее развлечение, чем необходимость. До Гомеля тогда уже были регулярные автобусные маршруты и поезда ходили несколько раз в день. Я жалею, что мне не пришлось в те годы получить такое удовольствие — полёт на самолёте!)

  4. Иван говорит:

    …»я видел того человека».

  5. boris говорит:

    Мой дядя был из тех летунов, послевоенной в/ч. «Кожаные куртки, брошеные в угол…» и прочая романтика. В Гомель и мне довелось летать, впечатлило, и андреналинчик, опять же… В Новозыбкове пятидесятых проводилось первенство города по футболу, и «Звезда» с лётчиками было тогдатошним супердерби, кости трещали. Летуны играли в салатового колера футболках и небесно-голубых трусах, а их центр, Савин, если память не изменяет, поражал воображение пацанов повязкой на левой ноге: бить ею запрещено, смертельный удар! Он и взаправду, если мазал пенальти, то мяч долетал почти до тюрьмы. Народу битком было, до телевизионная эпоха… На трибунах втихую киряли, в картишки перебрасывались. это было нечто вроде мужского клуба. Взымалась и плата, поэтому мелкоте приходилось одолевать нехилый забор. А прихлопнуло эту малую авиацию ничто иное, как дерзкие попытки на «кукурузнике» свалить за рубеж из надежды всего прогрессивного человечества… А жаль. Есть, конечно, сейчас и частные самолёты, и арендуемые, но это уже вопрос серьёзных денег.

    • Anna говорит:

      Боря, твоя память — неисчерпаемый кладезь всяких любопытных и интересных фактов нашей городской истории! Спасибо за комментарий!:))))

      • boris говорит:

        Старость, ё… что вчера было-помню слабо, а скабки, как в НВЗ называли занозы от досок высоченного забора, который мы, пацаны, одолевали, дабы не башлять 20 копеек. помню. Крики «Дуня, рви!!!», в адрес будущего начальника сборочного цеха, маленького и кривоногого, помню. И рвал он, в белой маечке с красной «пятёрочкой» на спине, словно мотоциклист в культовом фильме «Покровские ворота», из пятидесятых в будущее… Если жив-здоровья ему…

  6. Константин говорит:

    Аня, твоя память как сундучок забытых вещей, вроде все про них знают. но хозяйка вытаскивает их оттуда с только ей присущим куражом. Наверно знала и последнего начальника местного аэропорта Шполянского (не помню имени отчества), но с его сыном Николаем мы учились в институте, а его мать преподавала немецкий в 5-й школе. Коля сейчас живет в Израиле, мог бы многое вспомнить. Насчет названия «кукурузник» хочу возразить. Самолет создан был в 1947 году, когда ни генсека Хрущева, ни его кукурузной эпопеей еще и не пахло. Конструктор Антонов свой последний в истории нашей авиации биплан создал как многоцелевую машину. А «кукурузником» звали фанерный У-2 (позже переименованный в ПО-2), который можно было замаскировать даже в кукурузе, но он в сельхозавиации не использовался никогда (!). Это мне еще мой отец, служивший офицером в местном авиаполку, школьнику-несмышленышу втолковал. А Ан-2 звали «аннушкой» — уважительно и ласково (Аня, тебе на заметку), тем более 11 пассажирских мест это как в президентском вертолете Ми-8. Так что не надо лапшу вешать про кукурузу, так как ее как раз и не опрыскивали, она очень устойчива к заболеваниям. Те, кто назвал так «аннушку», скорее всего досужие и неграмотные журналисты (слышат звон, да не знают где он), ничего в истории авиации не смыслящие. А между прочим, этот самолет-труженик стоит на постаментах во многих аэропортах и еще даже летает. Хотя в фильмах про войну, на которой этот самолет и не был, его снимают. Смотришь и думаешь, вот опять режиссер действует по принципу — дурак не заметит, умный промолчит.

    • Александр Карпов говорит:

      Константин, имя-отчество Шполнянского (Михаил Юрьевич) дважды упомянуто в статье. Про По-2 — тоже сказано, в боковой колонке с подзаголовком «АН-2″.

    • Anna говорит:

      Костя, я в технике не очень разбираюсь, но этот самолёт так и называли некоторые — «кукурузник». Возможно, что у этого прозвища не было никакой фактической основы, но люди так говорили. Теперь буду знать, что они ошибались, и к опылению кукурузных полей этот самолёт отношения не имел.
      М. Ю. Шполянского просто в лицо знала, знакома не была, его жену помню по институту, очень хорошим была человеком, судя по отзывам студентов, меня-то она не учила.

  7. boris говорит:

    Если бы кинематографическая достоверность определялась дотошным соблюдением реалий и только… Особенно в фильмах про войну. В большинстве из них столько клюквы-ягоды, что По-2 вместо У-2, Т-34 с фанерной башней, имитирующей «Тигр» и колер петлиц под «кубарями» просто простительная мелочь. Как Жванецкий говорил, «…и у ихних лошадей наши морды».
    Между прочим, пока существовал новозыбковский аэропорт, именно там «доставали» сухой бензин для чистки механических часов я и мои коллеги по часовому ремеслу. Бочка бензина уравновешивалась гораздо меньшим объёмом смеси с водой другого универсального растворителя.

    • Anna говорит:

      Боря, очень верное замечание, о «кинематографической достоверности»! Если бы наш кинематограф путался только в лычках-петличках и типах самолётов… Но сейчас он таков, что путается в смыслах и исторических акцентах. Иногда кажется, что понятие «художественный фильм» впору заменять на » антихудожественный».

      • boris говорит:

        Вообще-то, Ань, я о старых фильмах, точнее, о большинстве их. Современные фильмы о той войне я не смотрю: гламур, фэнтэзи и оперетка. Отношение к художественной правде ровно такое, как фильм «Гусарская баллада» к войне 1812 года. Видишь солдата в траншее, с откормленой ряшкой, в новенькой форме, с современной причёской, и ждёшь, что он сейчас смартфон достанет, и СМС милой на Урал пошлёт…

        • Anna говорит:

          Боря, старые фильмы, а были среди них и неудачные, хоть не пересматривали итоги войны, не меняли акцентов, не сочиняли не существовавших реалий, вроде как недавний фильм «Сволочи», даже получивший какую-то награду на одном из кинофестивалей.

  8. Константин говорит:

    Был на местных авивлиниях (для спецрейсов) еще один самолетик — ЯК-12, четырехместный, похожий на «аннушку», но моноплан. Хотя использовался больше в аэроклубах и… как раз в сельхозавиации. Участвовал во всех авиационных праздниках в Новозыбкове (еще один повод вспомнить местный аэродром), таскал на себе флаги и акробатов. Кстати, в 60-х годах здесь на празднике разбился спортивный ЯК-18, на глазах многочисленной публики: слишком позно , уже у самой земли, стал выходить из штопора и зацепил крылом о землю. Помню несли окровавленного пилота в скорую. Не знаю его судьбу, тогда никаких официальных сообщений об этом не было. У меня до сих пор кусок пропеллера в сарае валяется — взял на память. Может, кто-нибудь об этом случае вспомнит подробно.

  9. Константин говорит:

    Извиняюсь за еще один повтор. Об этом случае Аня уже написала. Только мне помнится, провода не имели отношения к аварии. А вот тренировки парашютистов, в Новозыбкове была еще и секция при ДОСААФ, собирали тоже любопытствующих. Впрочем, это можно было наблюдать из любой точки города. Сиди на улице и считай точки, выпадающие из самолета. Особенно интересны были затяжные прыжки. Вроде кто-то выпрынул, а парашют долго раскрывается. Многие тогда, благодаря такой наглядной демонстрации записывались в парашютисты. Потом все как-то прикрыли.

    • boris говорит:

      Да, запись в парашютную секцию была ажиотажной. Меня тоже не минула чаша сия, и один прыжок сделал, вместе с группой однокоассников и одноклассниц. Одна из них, Нина Зайцева, служила потом в десанте, инструктором, сделала около 7000 прыжков, и погибла, увы, на соревнованиях дружеских армий в загоревшемя вертолёте под Смоленском. Светлая память, редких качеств была она… Сейчас дочь её, Юлия, служит на месте погибшей мамы.

      • Anna говорит:

        Боря, спасибо за возвращённое имя! А вот известно ли о нашей землячке с такой славной биографией (Светлая ей память, да!) тем, кто даёт имена нашим новым улицам? Боюсь, что нет. А ведь это из тех имён, которые просто обязаны быть на карте города!

        • boris говорит:

          Да, Аня, Нина Ивановна Зайцева (Иванова) достойна увековечивания на родине. Умница, красавица, настоящий друг. Мастер спорта по лыжам и лёгкой атлетике, член сборной РФСФР по парашютному спорту, служила в десанте в Смоленске… На поминальном обеде боевые офицеры плакали, командир части простить себе не мог, что отправил её своей волей на эти чёртовы соревнования. Нина была настоящим патриотом своей страны, без пафоса и показухи. Недавно умерла её 96 летняя мать, и дом на Комсомольской был продан «мигрантам».

    • Anna говорит:

      Костя, мой брат тоже в парашютной секции начал свою военную карьеру и продолжает свою любовь к небу реализовывать, летая ныне на параплане.

  10. Николай Шполянский говорит:

    Привет всем !!!
    Как вы поняли , я сын Михаила Шполянского , о котором так хорошо многие помнят , спасибо всем.
    Я , конечно , всё это хорошо помню , из всех , кто написал комментарии , я помню только Костю (ведь прошло так много лет , как я уехал в Израиль-41 год ). Я живу хорошо,у меня уже 5 внуков.Я часто просматриваю старые фото Новозыбкова и , когда я увидел в интернете фото дома, в котором я прожил годы , перестроенный , но с надписью -дом Шполянских , стало тепло на душе .

  11. Раиса говорит:

    Моя детская память сохранила такое воспоминание: это был, наверное, конец 50-х годов, скорее всего майские праздники, детей катали на самолётах — делали круг над городом и приземлялись за следующей группой счастливчиков. В те времена любой транспорт был редкостью, а тут такая возможность выпала! Мы смотрели в иллюминатор на город с высоты птичьего полёта и ликовали. Это был мой самый первый и незабываемый шаг в небо.

  12. Дмитрий Шевцов говорит:

    Спасибо за шикарный материал. Я как РОСовец (карховец) рожденный еще в СССР, хотел бы добавить своих пару фраз к комментариям.
    Когда мне было 8-10 лет ( точно уже не смогу вспомнить в каком году это было, но примерно 1988-90) с прилетевшим на этот грунтовый аэродром АН-2 случилась беда. Самолет, приземляясь, докатился до перепаханой части поля. И уткнувшись — перевернулся и лег на крышу. Слух об этом естественно быстро до шел до нас. И мы сразу после уроков побежали смотреть на это дело. Говорили, что пассажиров не было. Были только пилоты. Самолет лежал вдалеке и какой-то дежурный не подпускал нас к нему близко. Через пару дней, когда мы прибежали снова на него смотреть- самолета уже не было. Сказали, приехала бригада, его с помощью крана перевернули (что-то заменили, наверное винт) и другой экипаж улетел на нем в Брянск.

Добавить комментарий для Константин Отменить ответ

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>