Записки старожила. Дворовые игры и пионерские лагеря

Детские игры и забавы

Мои детские годы пришлись на 50-60-е годы. Взрослые тогда работали шесть дней в неделю, а вечерами трудились в огороде, по хозяйству. У детей тоже были обязанности: помыть посуду, полы, сходить в магазин, прополоть грядку. Но, как известно, в детстве время движется медленно, так что его хватало и на помощь родителям, и на встречи с подругами. Игры у нас были как общие, так и отдельные для девочек и мальчиков.

Игра в классики. Автора фото установить не удалось Девочки играли в «классики» — рисовали мелом на земле десять квадратов, а за ними полукруг. Бросали баночку из-под крема в первый правый квадрат, то есть в первый класс. Прыгая на одной ноге, передвигали баночку в следующие квадраты. После пятого квадрата можно было отдохнуть в полукруге и продолжить прыжки обратно уже по левой стороне. При этом нельзя наступать на черту ногой или попадать на неё баночкой. Потом бросаешь баночку во второй, третий класс и т.д. Доскакать до неё надо на одной ноге. Если баночка не попадёт в нужный класс или наступишь на черту, игрок уступает место следующему участнику. Побеждает тот, кто безошибочно пройдёт все десять классов.

Были ещё другие «классики», в которые играли без баночки. Пары квадратов чередовались с одиночным квадратом, а прыгать надо было двумя ногами в два квадрата и на одной ноге в одиночный квадрат. В последнем ряду – два квадрата, здесь надо было повернуться в прыжке на 180 градусов и прыгать в обратную сторону.

Девочки любили прыгать со скакалкой: на двух ногах одновременно, на одной ноге попеременно или две девочки крутят скакалку, а одна скачет. Играли девочки с мячом: рукой отбивали его от земли и при этом говорили: «Я знаю девочку Таню, я знаю двух девочек – Таню и Галю, я знаю трёх девочек…». И так до тех пор, пока не ошибёшься.

Играли мы также в куклы, изображали сцены в магазине, в школе, в больнице, в общем, подражали взрослым. Летом, когда зацветали одуванчики, плели венки, водили хороводы, напевая: «Как на Любины именины испекли мы каравай – вот такой высоты, вот такой ширины. Каравай, каравай, кого хочешь — выбирай». Было у нас и такое увлечение – в палисаднике выкапывали небольшую ямку и клали в неё цветы, закрывали стеклом, а сверху засыпали землёй. Этот тайник назывался «секретиком».

Мальчики играли в футбол, запускали воздушных змеев, катали обод железным крючком – нужна была сноровка, чтобы он не упал. Играли «в ножички» — бросали ножи в землю, чтобы они входили глубоко и ровно. Били монеты камешками так, чтобы монета перевернулась. Зимой цеплялись за грузовую машину и катились на коньках, это развлечение было небезопасным.

Было у нас немало и совместных игр, например, «в догонялки», или «пятнашки». Вначале выбирали догоняющего. Для этого существовали многочисленные считалки. Например: «На золотом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной. Кто ты будешь такой?» На кого выпадало последнее слово, отвечал, например, «королевич». Тогда ведущий начинал считать заново, и на кого выпадало это слово, становился догоняющим. В этот момент все разбегались в разные стороны, догоняющий должен был кого-то догнать и хлопнуть по спине. Теперь уже все убегали от него. И так до тех пор, пока все устанут.

Популярной была игра в прятки. Ведущий с помощью считалки определял, кто будет «водить», то есть искать. Он отворачивался, закрывал глаза и громко говорил: «Раз, два, три, четыре, пять, я иду искать. Кто не спрятался, я не виноват». Ищет, находит первого, теперь они оба бегут в исходное место. Кто прибежит вторым, будет «водить».

Помню игру «Садовник»: каждый участник выбирает себе имя цветка. Все сидят, а садовник декламирует: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме василька». Василёк отзывается: «Ой!» — «Что с тобой?» — «Влюблён». – «В кого?» — «В розу». Тут ойкает роза, и так повторяется много раз.

Ещё играли в «испорченный телефон». Все сидят, первый участник говорит второму на ухо какое-то слово, тот передаёт его следующему, и так далее. Последний участник называет услышанное слово вслух, а первый участник говорит исходное слово. Чем нелепее разница между ними, тем смешнее.

Следующая игра называлась «Штандор». Участники становились кругом. Ведущий подбрасывал мяч вверх и кричал: «Штандор Коля». Все разбегались, а Коля должен был поймать мяч и попасть им в одного из игроков, выбить его из игры. Игра продолжалась до последнего участника.

Была у нас и такая театрализованная игра: участники разделялись на две команды, одна стоит против другой, взявшись за руки и на почтительном расстоянии. Первая команда начинает движение в сторону второй со словами:
— А мы просо сеяли, сеяли,
и отступает назад. Вторая команда проделывает то же самое со словами:
— А мы просо вытопчем, вытопчем.
– А чем же вам вытоптать, вытоптать?
— Мы конями вытопчем, вытопчем.
– А мы коней в плен возьмём, в плен возьмём.
– А мы коней выкупим, выкупим.
– А чем же вам выкупить, выкупить?
— Мы дадим вас сто рублей, сто рублей.
– Нам не надо сто рублей, сто рублей.
– Мы дадим вам тысячу, тысячу.
– Нам не надо тысячу, тысячу.
— А что же вам надобно, надобно?
— А нам надо девицу, девицу, а нам надо красную, красную.
– Назовите имечко, имечко.
– А нам надо Танечку, Танечку.

И с этими словами забирают Танечку в свою команду.

Мы любили бегать босиком под дождём и радостно кричать: «Дождик, дождик, припусти, дай гороху подрасти!». Нам нравился сахарный горошек в стручках, вот и хотели, чтобы он скорее вырос.

Самостоятельно учились плавать на озере Карна, а когда стали постарше – на Ипути.

Играем, бегаем, прыгаем, пока не стемнеет. Тогда усаживаемся в укромном месте и начинаем рассказывать страшные истории. Например: «Похоронили одного человека, но вынесли его головой вперёд. И стал он каждую ночь приходить домой на голове. Тогда его выкопали, а на голове у него оказалась плешь. Похоронили его заново, как положено – ногами вперёд. После этого он перестал приходить». Не знаю, кто придумывал эти байки, но их было много. Сейчас всё это смешно, но когда тебе 7-10 лет, то очень страшно. Идёшь домой и дрожишь, за каждым кустом мертвецы мерещатся.

Зимой мы лепили снеговиков, играли в снежки, катались с горок на санках и на лыжах, а больше всего нравилось мне кататься на коньках. Вначале это были «снегурочки», которые привязывали к валенкам ремешками. Потом уже мне купили ботинки с «дутышами». Зимой в городском парке заливали аллеи, туда мы и ходили каждый вечер, кроме понедельника, когда чистили и обновляли лёд. Мы катались и поодиночке, и парами, и паровозиком. Какое это было счастливое и беззаботное время!

А как мы гоняли на велосипедах! Вначале тренировались в пожарном сквере у первой школы, колесили по кругу. Потом отправлялись вдоль железной дороги до села Манюки и обратно.

Наши игры были активными, на свежем воздухе, полезными для здоровья. Мы получили хорошую физическую закалку в детстве. Приведу один пример: мне было лет 12, когда я переходила зимой озеро Карна и провалилась под лёд. Вокруг не было ни души, кричать было бесполезно. Я подтянулась на руках, легла животом на лёд, выскочила из полыньи и побежала домой. После такой купели у меня даже насморка не было. Сегодняшние дети предпочитают компьютерные игры. Даже зимой, в те две-три недели, когда случаются снег и мороз, редко увидишь детей на санках и лыжах, сооружающих снежную крепость или снеговика. Жаль, что дети так пассивны физически, особенно учитывая нынешнюю неблагоприятную экологическую ситуацию.

«Взвейтесь кострами, синие ночи…»

В пионерском лагере. Фото из архива Александра Фаранова В нашем школьном детстве имела место такая форма организации детского отдыха как пионерские лагеря. Сегодня это слово режет слух и вызывает негативные ассоциации: концентрационный лагерь, фильтрационный лагерь, лагеря смерти, главное управление лагерей. Ещё были социалистический лагерь, военные лагеря и широкая сеть пионерских лагерей – такая вот лагерная терминология существовала в советские времена. Но мы были слишком малы, чтобы задумываться об этом, мы просто жили незатейливыми радостями детства.

Родители покупали путёвки и отправляли своих чад на оздоровление. Перед отъездом мы проходили медосмотр в детской поликлинике, которая находилась тогда в доме на углу улиц Советской и Первомайской. Помню ближайшие лагеря – Гута-Муравинку и Деменку. В них отдыхали дети примерно от 9-10 до 14 лет. В соответствии с возрастом детей распределяли по отрядам. В каждом отряде был пионервожатый, как правило, студент или студентка пединститута.

В Гута-Муравинке жили в больших армейских палатках, в каждой стояло 10-12 кроватей. Удобства были под соснами: длинный ряд умывальников с холодной водой и такой же длинный деревянный туалет. В общем, условия спартанские. У лагерных ворот стояли дежурные из старших пионеров и следили за тем, чтобы никто самовольно не вышел из лагеря.

В семь утра горнист играл подъём. Все выбегали из палаток, строились отрядами и под руководством физрука маршировали за территорию лагеря на большую площадку, где выполняли по команде гимнастические упражнения. Туда и обратно всегда шли с песнями. Запевала начинал: «По долинам и по взгорьям…», а все подхватывали: «шла дивизия вперёд…» Песни были разные, но все патриотические: «Орлёнок», «Шёл отряд по берегу…», «Песня о юном барабанщике», «Конармейская», «Марш Будённого».

Размяв мышцы и суставы, прочистив лёгкие, спешили к выполнению гигиенических процедур, после чего все строились на линейку, приветствовали поднятие флага и слушали распорядок дня. Затем отряд за отрядом шли к восьми часам в столовую на завтрак. После завтрака все были заняты определёнными делами: один отряд убирает территорию, другой отправляется в лес за грибами, третий идёт купаться на Ипуть и т.д.

Ежедневно все отряды поочерёдно дежурили в столовой. Для начала надо было начистить огромную кастрюлю картофеля. Помню, сидит с нами медсестра, показывает, как надо снимать тонкую кожуру, чтобы сохранить больше крахмала. Здесь мы тоже пели, но не патриотические, а весёлые, шуточные песни: «Эх, картошка, тошка, тошка, пионеров идеал» или «Антошка, Антошка, идём копать картошку».

Перед обедом дежурные расставляли на столах стаканы, раскладывали в них сухофрукты из компота и заливали их из чайника сладким настоем. Горячий суп, мне кажется, разливали кухонные работницы, а нам доверяли разносить котлеты с гарниром, запеканки. После обеда по команде вожатого все вставали и громко скандировали: «Спасибо нашим поварам за то, что вкусно варят нам». Пионеры покидали столовую, а дежурные убирали со столов посуду, относили её на кухню и шли отдыхать.

Примерно, с 14 до 16 часов в лагере был тихий час, все должны были лежать в своих кроватях. После отдыха каждый занимался, чем хотел. Можно было в различных кружках рисовать, писать, читать, вышивать, петь, танцевать, декламировать стихи, выполнять акробатические этюды. Дежурные снова отправлялись на кухню чистить картофель и разносить тарелки с едой.

Вечером горнист созывал всех на ужин, а после на линейку, на которой подводили итоги дня, поощряли отличившихся и порицали нарушителей дисциплины, опускали флаг. Все расходились готовиться ко сну: умывались, чистили зубы, мыли ноги в тазах.

В воскресные дни нас навещали родители, привозили чистую одежду, фрукты, ягоды, сладости. Дети радовали родителей концертом на открытой эстраде. В последний день смены вечером нам устраивали праздничный ужин и большой костёр на лесной поляне, у которого традиционно пели «Взвейтесь кострами, синие ночи» и другие, более задушевные песни. Утром автобусы развозили нас по домам, либо забирали сами родители. Впереди нас ждали ещё два месяца каникул в городе.

Сегодня школьников вывозят организованно в санатории, на море, за границу, родители во время летнего отпуска едут с детьми отдыхать к морю. Очень хорошо, что есть такая возможность, а полвека назад об этом даже не мечтали. Довольствовались тем, что имели. Но мы были под присмотром, дышали сосновым воздухом, питались по режиму, учились жить в коллективе, приобретали новых друзей.

См. также:

6 комментариев:

  1. Раиса говорит:

    Память загружается, как картинка в компьютере, частями. Вспомнила, что мы ещё играли в «Ручеёк» — очень рапространённая и весёлая игра, подходит для любого возраста. Играли и в «Море». Ведущий говорит: «Море волнуется — раз, море волнуется — два, море волнуется — три. Замри!» Все при этом размахивают руками, прыгают, кружатся, а на счёт «три» замирают в причудливых, смешных позах. Ведущий старается всех рассмешить, да и мы сами, видя боковым зрением нелепые позы друг друга, давимся от смеха. Кто-то первый не выдерживает, и все начинают дружно хохотать.
    Были у нас и более спокойные занятия, например, просмотр диафильмов через диаскоп. Ко мне приходили подружки и мы, меняя слайды в аппарате, смотрели на белой стене картинки с надписями — сказки народов мира. Ещё нам нравилось смотреть в калейдоскоп — какие чудесные, геометрические узоры возникали при каждом повороте трубки.

  2. Anna Дмитроченко говорит:

    Раиса, с большим интересом прочитала следующую часть Ваших воспоминаний! Спасибо, Вы напомнили многим из нас полузабытые игры нашего далёкого детства. Я тоже однажды об этом написала. Мне кажется, что нынешние дети мало знают наши игры, пусть познакомятся, может, и возьмут что-то для себя.
    А вот в пионерском лагере, так случилось, мне ни разу не пришлось отдохнуть, лишь однажды, ещё в студенческие годы, из любопытства отработала одну смену, у биологов такой практики не было. Но, как мне кажется, у всех, кто бывал в пионерских лагерях в то время, остались об этом хорошие воспоминания.

    • Раиса говорит:

      Анна, спасибо за внимание. Вашу публикацию 2012 года я раньше не читала. Хорошо, что редактор сделал отсылки, и я прочитала все указанные статьи. Как много общего в нашем прошлом и в отношении к тем годам!

  3. Любовь Костюченко говорит:

    Раиса! Ваши воспоминания о детстве,играх написаны так искренне,подробно,с большой теплотой.Они пробудили во мне что-то далекое,полузабытое.Хотя я родилась не в Новозыбкове,а в соседнем регионе-на Гомельщине,игры были почти те же:прятки,лапта ,фантики и др.В основном это были подвижные игры.Они развивали ловкость,формировали силу воли,выдержку.Но я бы хотела к Вашим воспоминаниям добавить следующее.В послевоенные годы(50-60)в жизни детей большую роль играл труд,особенно в весенне-летний период.Родители мои жили в деревне,работали в колхозе. С 7 до 11 лет я помогала им по хозяйству:пасла гусей, свиней. А уже с 12 лет вместе с мамой работала на участках.» Вместе с мамой на участках лен брала, в снопы вязала. И картошечку полола, и табак в гроздья низала. Легше было для меня В первой половине дня. От обеда до заката день тянулся трудновато. Но матуля так пошутит.и подскажет, и поучит. Что и тяжелая работа выполнялась мной с охотой» И так было в жизни моих всех односельчан.Сегодня с уверенностью скажу, что педагогика труда в семейном воспитании давала блестящие результаты. А когда в жизни современной семьи часто отсутствует эта составляющая,то воспитание явно дает сбои. Раиса! Еще раз спасибо за поднятую Вами тему- тему нашего босоногого. трудного,но тем не менее счастливого детства (Любовь Костюченко)

    • Раиса говорит:

      Любовь, большое спасибо за интересное дополнение. Полностью с Вами согласна — труд никому не повредил, нас приучали к нему с малолетства, поэтому мы и вынесли все тяготы жизни с достоинством. Детей надо любить, но баловать в меру, иначе они впоследствии будут укорять родителей, что те их ничему полезному, нужному в повседневной жизни не научили. По этой причине часто распадаются молодые семьи.

    • Александр Карпов говорит:

      Любовь, как хорошо и правильно Вы сказали! И затронули важную тему. Спасибо!

Добавить комментарий для Раиса Отменить ответ

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>