Записки старожила. Праздники светские, советские и религиозные

Самый яркий, любимый, ожидаемый и запомнившийся праздник детства –

Новый год

Фрагмент советской открытки Отец привозил пушистую ёлку от пола до потолка, устанавливал её в крестовину. Мы с мамой украшали ёлку разноцветными шарами, игрушками, гирляндами, а также золочёными орехами, красными яблочками, шоколадными конфетами. На верхушку ели надевали серебристый наконечник, под дерево ставили Деда Мороза. Дом наполнялся ароматом хвои, до сих пор этот ностальгический запах ассоциируется с беззаботным детством, как и аромат абхазских мандаринов, который не спутаешь ни с каким другим. В те далёкие годы мандарины удавалось попробовать только на Новый год, да и то, наверное, не всегда.

Родители приносили подарки, детей приглашали на утренники по месту работы родителей. Дети ходили в гости друг к другу, чтобы полюбоваться на ёлки и сравнить игрушки. Помню, как я была восхищена блестящим дождём на ёлке у соседей. Этот серебряный дождик им привезла тётя из Москвы, он сверкал и переливался, а я зачаровано смотрела на это волшебство.

1355603676_1 В школе мы начинали готовиться к новогоднему празднику за месяц: мастерили на уроках труда игрушки, цепи из цветной бумаги, снежинки на окна, учили стихи и песенки. В актовом зале школы устанавливали большую лесную красавицу, украшенную всевозможными игрушками и электрической гирляндой. Мы в новогодних костюмах и масках с Дедом Морозом в красном кафтане и с волшебным жезлом в руке, со Снегурочкой в бело-голубом наряде водили хоровод вокруг ёлки и дружно просили: «Ёлочка, зажгись!». Под наши дружные аплодисменты и радостные возгласы загоралась иллюминация. Веселимся, поём, танцуем, декламируем и посматриваем на большой красный мешок Деда Мороза. И вот наступает кульминационный момент – вручение подарков. Мы тут же исследуем содержимое: шоколадка, вафля, печенье, карамель, шоколадные конфеты – праздник удался.

Хозяйки готовили к праздничному застолью разносолы: холодец, котлеты, голубцы, рыбу под маринадом, винегрет. Из погреба доставали квашеные огурцы и помидоры, капусту и мочёные антоновские яблоки. На праздничный стол подавали сало и домашнюю ветчину, а также консервы – бычки в томате, сыр и колбасу. Сегодня этим никого не удивишь, а в те времена это были деликатесные закуски, их ели только по праздникам. Основным гарниром был тушёный в печи картофель. К сладкому столу подавали рулеты с маком или торт из чуда-печи, различное варенье и чай.
Ассортимент блюд по сегодняшним представлениям был не очень разнообразным, но тогда и возможности были другие: не хватало денег и продуктов, «Книга о вкусной и здоровой пище» была недоступна. Зато те продукты и блюда из них были вкуснее нынешних, это была натуральная, здоровая, экологически чистая еда без консервантов, усилителей вкуса, красителей, сои и других добавок – их тогда ещё не существовало.

В 60-е годы появился майонез, научились делать салат «Оливье», мариновать овощи в стеклянных банках и закрывать их жестяными крышками, заготавливать на зиму салаты. Варенье варили во все времена, лишь бы был сахар, а он тоже являлся дефицитным продуктом.

Конечно, хорошая еда – важная составляющая праздника, но не главная. Важнее атмосфера торжества, настроение его участников. По моим наблюдениям, люди тогда были общительнее. Наши родители, пережившие ужасы войны, были благодарны судьбе за то, что остались живы, умели ценить жизнь и радоваться каждому новому дню, всякой мелочи.

В 1953 году умер Сталин, в 1956 году Хрущёв сделал свой знаменитый доклад. Началась реабилитация невинно осуждённых, изменилась духовная атмосфера общества, исчез страх. В 1961 году была принята программа построения коммунизма, люди были в приподнятом настроении, верили, что жертвы были не напрасны и всех нас ждёт светлое будущее.

Все искренне поздравляли друг друга с Новым годом, будучи убеждёнными, что он станет ещё лучше прошедшего. Поэтому от всей души веселились, танцевали под радиолу вальс, фокстрот, танго. У нас было много пластинок, я до сих пор помню те задушевные песни в исполнении замечательных артистов: «Утомлённое солнце», «Тайна», «Дунайские волны» — Леонида Утёсова, «Челита» — Клавдии Шульженко, «Я возвращаю ваш портрет» — Георгия Виноградова, «Осень» — Вадима Козина, «Мне бесконечно жаль» — Ивана Шмелёва, «На сопках Маньчжурии» — Ивана Козловского, «Чёрные глаза» — Петра Лещенко, и много других не менее красивых песен и мелодий. Они и сегодня не утратили своей свежести, прелести и чистоты.

Пасха

Второй значимый праздник — это Пасха. Несмотря на то, что мы жили в атеистической стране, её почитали все. Куличи тогда не продавали, как ныне. Мама ставила тесто, клала в него яйца, масло, сахар, изюм, ваниль, долго вымешивала, а потом раскладывала в керамические формы разного размера. Когда тесто поднималось, ставила формы в печь. Это был длительный процесс, но какие же получались пышные, румяные, ароматные куличи! За день-два до пасхального воскресенья над всем городом плавал аромат печёного ванильного теста. Конечно, красили яйца, в основном, в луковой шелухе. Чистый четверг тогда понимался большинством в буквальном смысле – делали генеральную уборку, мылись в бане.

Вечером в субботу нарядные прихожане с корзинами направлялись в церковь. Нас в школе заранее предупреждали, чтобы мы не вздумали идти в храм. Мы согласно кивали, но под покровом ночи отправлялись посмотреть на крестный ход со свечами вокруг церкви. Учителя тоже не дремали и готовили облаву, а в понедельник нас ожидал «разбор полётов». Такие были безбожные времена. Конечно, не все учителя были воинствующими атеистами, но им давали задание из отдела народного образования и горкома партии разъяснять школьникам, что религия – «опиум для народа».

В воскресенье в каждом православном доме на столе, покрытом праздничной скатертью, красовались куличи и цветные яйца. Разговлялись за пасхальным столом все – кто соблюдал пост, и кто не постился. Как и на Новый год, было обильное вкусное застолье. Взрослые приветствовали друг дуга словами: «Христос воскрес!» и «Воистину воскрес!». Дети «чокались» цветными яйцами – выясняли, чьё яйцо крепче.

Советские праздники

Колонна школы №2 на первомайской демонстрации, 1957 г., площадь Октябрьской революции. Фото из архива гимназии В отличие от религиозных праздников, советские красные даты поощрялись властями. Все, кто работал и учился, должны были в обязательном порядке являться на торжества. Но в самом раннем детстве я этого, конечно, не знала. Для нас, детей, любой праздник был в радость. Мне больше нравился Первомай: тепло, солнечно, в руках у детей разноцветные воздушные шары и цветы, звучит бравурная музыка, все люди нарядные и весёлые. Мы заранее нарезали ветки, ставили их в воду, чтобы к празднику на них распустились зелёные листочки – весна тогда наступала позже, чем теперь. К этим веткам мы прикручивали самодельные цветы из разноцветной гофрированной бумаги. Такие цветы продавались весной на рынке, их покупали для украшения могил на кладбищах. Но нас в школе научили делать их своими руками – получалось очень даже неплохо.

Самым почитаемым из советских красных дней календаря был поистине всенародный «праздник со слезами на глазах» — День Победы. О войне мы знали много: от родителей, учителей, из книг, документальных и художественных фильмов. Думаю, что не было в городе семьи, которая не пострадала бы от фашистов. Поэтому 9 Мая на площади собиралось очень много участников войны, горожан, студентов, школьников. Большая колонна направлялась на городское кладбище, где проходил митинг и возлагались цветы на могилы воинов.

7 ноября меньше запечатлелось в моей памяти: холодно, дождливо, скрипят голые, унылые деревья, много портретов партийных функционеров и плакатов с коммунистическими лозунгами – одним словом, официоз.

День космонавтики

Зато отчётливо помню праздник, который отмечала вся страна, ликовал весь народ. Это 12 апреля 1961 года, когда в космос полетел Юрий Гагарин. Наверное, такое единение народа не наблюдалось с 9 Мая 1945 года. Смотрю кинохронику тех незабываемых лет и убеждаюсь, что это так. Миллионы людей вышли на улицы, чтобы выплеснуть переполнявшие их восторг и счастье.


Гагарин на стадионе «Труд» в Новозыбкове. Фото А.Богданова, газета «Маяк», 1966 г.

Вот и новозыбковцы с великой радостью встречали первого космонавта планеты, когда он осчастливил нас своим приездом. Городской стадион был переполнен, мы, школьники, тоже рукоплескали Герою, а он стоял в открытой машине, полной цветов, приветствовал всех горожан и улыбался своей ослепительной улыбкой.

23 февраля и 8 марта

Эти праздники мы отмечали всегда. Девочки и мальчики в школе взаимно обменивались небольшими сувенирами. Родителей поздравляли открытками, а учителей устно. Мы предприняли однажды попытку вручить учительнице подарок, она обиделась, а потом объяснила, что мы сами не зарабатываем, а на родительские деньги нельзя делать подарки. Наши учителя были удивительно честными, целомудренными, принципиальными людьми.

Помимо общепринятых праздников в каждой семье существовали свои домашние праздники: дни рождения, юбилеи знаменательных дат и просто воскресные дни. В выходные дни в доме было особое меню. Мама пекла белые, пышные дрожжевые блины, к ним готовила большую сковороду солянки и подавала сметану. Ещё мы все вместе лепили пельмени, фарш тоже делали сами. Пельмени ели с маслом, сметаной и уксусом. Сегодня тоже иногда делаю пельмени, но вкус у них совсем не тот, потому что мясо стало другим, не таким вкусным.

Когда поёт душа…

В годы моего детства люди пели – то с одной улицы, то с другой доносилось пение. Праздники, свадьбы сопровождались песнями и танцами под гармонь или баян. Иногда люди просто шли вечером по улице и пели, это было в порядке вещей. Между людьми было больше, чем сейчас, открытости, непосредственности, душевности. Вот просила душа песни, потому и пели. Но менялись времена и менялись люди. Где-то в середине 60-х годов стало модным ходить по улицам с транзисторным приёмником и оглушать прохожих громкой музыкой. Наверное, тогда и «замолкли звуки чудных песен»…

См. также:

16 комментариев:

  1. boris говорит:

    Спасибо, Раиса, за воспоминания, они и для меня практически о том же. Добавлю свои пять копеек: на Пасху, которая празднуется по лунному календарю, нас. группу «Акварели» в парке заставляли начинать танцевальный сезон. и бывало, что пальцы к струнам примерзали… Отвлекали, типа, молодёжь от церковного.
    Общественое пение закончилось не от появления транзисторов, просто выросло поколение с другими песнями, скорее, индивидуальными, исповедальными, не хоровыми. Самодельные, например, или бардовские. Их пели под гитару, негромко, это была новая музыкальная культура в народе. а старая свелась к застольным песням, старым, провереным, в основном… Сейчас музыкальные консервы убили и это. Новое время-новые песни.

    • Раиса говорит:

      Борис, спасибо за отзыв. Совершенно верно: и на танцы зазывали молодёжь в Пасхальную ночь, и в кино, и по телевизору показывали самые лучшие фильмы и концерты. Всё делалось для того, чтобы подростки не вкусили «опиум для народа». Тут уместно вспомнить и курс «Научного атеизма». Что касается музыкальной культуры — не спорю, Вы специалист, значит так и было.

  2. Любовь Костюченко говорит:

    Раиса! С удовольствием прочитала Ваши очередные записки сторожила о незабываемых светлых праздниках детства,какие до сих пор хранит наша память. Детство-начало жизненного пути ,и все начинается с детства. В этот период жизни закладываются наши убеждения,интересы,ценности, формируется определенный взгляд на жизнь. Я помню,как мама привела меня в церковь на первое причастие где-то в 6-7 лет. Это было в Красную субботу, в ночь перед Пасхой . Шла Пасхальная литургия. С тех пор в душе моей всегда (была ли я членом ВЛКСМ или же КПСС)жило трепетное,уважительное отношение к Богу,религии,ее таинствам.На селе, несмотря ни на какие атеистические ухищрения властей , главными праздниками были Пасха,Троица,Рождество Христово и другие религиозные праздники.Люди всегда серьезно готовились к ним: мыли, убирали. ходили в храмы,хотя их было всего 1-2 на весь район..На праздники никто не работал . Даже самые трудоголики в праздничных одеждах чинно сидели на лавочках. Перед Пасхой в Красную субботу пекли куличи ,(пасхи),красили яйца, и обязательно освящали все это в церкви. Причем,перед этим строго постились,часто это касалось и нас, детей.Утром за столом собиралась вся семья «разговляться , все садились за праздничный завтрак. Важным событием в каждой деревне были храмовые праздники ,связанные с определенной религиозной датой. Так в нашей деревне отмечалось Рождество Богородицы (21 сентября). Церкви в селе не было , поэтому молились родители дома. К обеду из других селений приезжали родственники ,знакомые ,весело общались, гостевали. и как правило ,пели задушевные ,трогательные песни. Это были сердечные встречи близких людей , и они не имели ничего общего с тем пьянством ,которое поразило наши села и города в 80-90 годы. С зимних праздников наиболее значимыми для нас, сельской детворы были Новый год и Колядки (Щедруха) .Новый год ,елка, самодельные игрушки.Подарки получали только в школе за хорошую учебу:книги,карандаши, конфеты.У родителей не было денег на подарки поэтому их и не дарили. Иное дело Щедруха- Старый новый год.(13 января). Вечером между глубокими сугробами по узким тропкам от избы к избе бегали стайками ребятишки «щедровать»Они пели щедровные песни ,в которых поздравляли с Рождеством ,желали хозяевам добра и счастья,процветания.Люди дарили им семечки,конфеты,пряники, а детям постарше давали даже деньги. Все это было весело. душевно. По -моему именно деревня с ее патриархальным укладом жизни сохранила ростки религиозной веры, препятствовала ее утрате в наших душах в годы советского атеизма, и стала тем фундаментом, на котором возрождается Православная Церковь в 21 -0м веке. С определенной теплотой вспоминаются и советские праздники , особенно День Победы. Мы родились уже после войны, но нам всегда были дороги солдатские могилы.Мы ухаживали за памятниками.дарили ветеранам цветы и сувениры….и желали им долгих лет. И еще одно. Мне не хотелось бы,чтобы у читателя сложилось представление о некой двойственности нашей жизни;мол,школа требовала одно, дома другое. Все эти праздники дополняли друг друга и, возможно, содействовали формированию нашей пресловутой толерантности. Но это было наше время . В заключение хочу пожелать Вам ,Раиса,а также Александру Карпову всех благ.Да ниспошлет Господь Вам всяческой удачи !… Быть с каждым днем счастливей и богаче!!

    • Раиса говорит:

      Любовь, большое Вам спасибо за интереснейшее дополнение к моим воспоминаниям. Вы правильно заметили, что в них ничего не сказано о колядах. Их просто не было в моём детстве. В городе жили работники райкома и горкома партии, райкома и горкома комсомола, райисполкома и горисполкома, милиции, директора школ и учителя — целая армия идейных борцов с «мракобесием». Думаю, что они не очень бы дали разгуляться колядникам. Вы правы — в деревне лучше сохранились вековые народные традиции, обычаи, которые передавались в неизменном виде от поколения к поколению.
      Мы в городе жили скромно, небогато, а послевоенная деревня вообще влачила жалкое существование. Я знаю об этом из книг, например, Фёдора Абрамова, из художественных фильмов 50-х годов, из учебников, а Вы живой свидетель, тем ценнее Ваш рассказ. Как горько звучит фраза: «У родителей не было денег на подарки, поэтому их и не дарили». И как, должно быть, страдали родители от того, что не могли купить детям сладостей к празднику. Очень трудные были времена.

  3. boris говорит:

    Мне кажется, что селяне сохранили ритуальную часть верования, православия, обычая. Сохранителем же христианских устоев как идеологии явилась. как раз. интеллигенция, столичная, по большей части, активно воцерковлявшаяся в виде протеста против тотальной идеологической машины государства. Отец Александр Мень, его знаменитые, впоследствии, прихожане… Кто-то пришёл к вере, к христианским ценностям, кто-то просто показывал фигу в кармане, фрондировал своей воцерковлённостью. Были книги написаны исследовальские на евангельскую тематику, диссертации по теологии. Да и пресс государства к семидесятым ослаб, и секретари обкомов крестили детей, хотя и тайком, и разговлялись в баньках… Колядующие ходили по районам Новозыбкова в частной застройке, а детишки забегали и в пятиэтажки… Сейчас отправление церковного ритуала свободное, но многие ли осознают значение этого ритуала? Боюсь, что форма здесь превалирует над содержанием у большинства. Это ИМХО, разумеется.

    • Раиса говорит:

      Александр Мень был, несомненно, человеком высокоморальным, нравственным, талантливым проповедником и писателем, но я бы не стала утверждать, что он и его ученики, последователи были хранителями православной /ортодоксальной/ церкви. Изучать можно любые религии, но экуменические идеи сомнительны.
      Что касается преобладания формы над содержанием у многих нынешних посетителей /иначе не скажешь/ храмов, то здесь, Борис, я с Вами согласна. И всё-таки, наверное, на подсознательном уровне каждый человек нуждается в духовной пище, вот и ищет её в разных местах, и хорошо ещё, если в церкви, а не в секте.

      • boris говорит:

        Адепты отца Александра Меня не были, разумеется, хранителями церкви как института, я этого не говорил. Они просто воцерковлялись сами, влияли на воцерковление друзей, родственников, знакомых. своих и их детей, причём в христианстве они искали не ритуал, не идеологию, а Христа. Экуменизм… Это всё далеко от меня, так глубоко я не рою.
        Что до сектантства, то это тема сложная… Первые христианские общины тоже были сектами, по-сути…

        • Раиса говорит:

          Сектанство — тема сложная, согласна, но и очень важная. В России действуют сотни сект. И в Новозыбкове они есть, уж не знаю, сколько, но Свидетели Иеговы чрезвычайно активны. В городе бываю редко, но когда бы ни приехала в течение последних 20 лет, обязательно встречаю их адептов, которые начинают приставать. Я с ними не церемонюсь. Но ведь у молодёжи нет наших знаний и опыта, они и попадаются на крючок. Это очень опасная, тоталитарная секта. Я уж не говорю о том, что их задача — разложить православную церковь, фундамент русской культуры. Они в первую очередь опасны для физического и морального здоровья подростков.

  4. Антонина говорит:

    Перед Пасхой в четверг или в пятницу (не помню точно) после вечерней службы старушки возвращались из собора с зажженными свечами. Мы в детстве на своей улице Верхней (Рокоссовского) дожидались этих огоньков. Все было таинственно и торжественно, потому что связано со Страстями Господними.
    Куличи (паски) бабушка пекла в ночь с пятницы на субботу, чтобы никто не мешал, чтобы домашние не хлопали дверьми, не осаживали тесто. Утром они уже торжественно стояли на столе, или еще остывали, лежа на полотенцах, наверное опять же для того, чтобы не осели. Высокие, ровные, красиво подрумяненные паски у нас особо ценились.
    А еще на Пасху по всему городу раздавались «взрывы». Петард тогда не было, мальчишки делали «взрывпакеты».

    • Раиса говорит:

      Антонина, я тоже помню эти огоньки в ночи, когда женщины шли из церкви. И взрывы помню, по-моему, мальчишки начиняли трубочки серными головками спичек. Как тогда, так и сейчас себя калечат.

  5. Anna Дмитроченко говорит:

    Спасибо, Раиса, за очередную порцию воспоминаний! Праздники, о которых Вы пишете, примерно так же отмечались и в нашей семье, были, конечно, нюансы, но не принципиальные.
    А со свечками люди шли из церкви в Чистый Четверг, накануне Пасхи. Кстати, иногда путают обязательные пасхальные угощения, пасху и кулич, вероятно потому, что во времена нашего детства, да и потом, куличи называли ещё и пасхами («пасками»). На самом деле, «пасха» делается из творога, а кулич — это привычная нам выпечка. Уже в 70-е годы в нашем хлебном магазине к празднику пасхи продавали куличи, называя их «майским кексом». Но это никого не обманывало.

    • Раиса говорит:

      Анна, спасибо, что нашли время прочитать текст и сделать уточнения. Называть куличи пасками характерно для Новозыбкова. А вот творожные пасхи в городе не готовили, во всяком случае, я ни у кого их не видела. В других регионах существовала традиция печь куличи и делать творожные пасхи. В монастырях соблюдали весь ритуал. Вот передо мной газета за 2005 год, в которой матушка приводит рецепты и объясняет весь процесс. Творог прежде кладут под пресс, чтобы стекла сыворотка. Потом к творогу добавляют масло, сметану, желтки, растёртые с сахаром, мелко нарубленный миндаль и ванильный сахар. Процесс приготовления довольно длительный, потом всё выкладывают в пасечницу. Сегодня их можно при желании купить, они состоят из четырёх пластин с буквами ХВ, легко соединяемых одна с другой. Когда пасха готова, их легко снимают, не повредив творожную массу. В готовом виде пасха выглядит как усечённая пирамидка. В Новозыбкове и сегодня не продают пасхи, а только куличи. Возможно, хозяйки готовят их в домашних условиях.

      • Антонина говорит:

        Творожную паску тоже готовили, Раиса. Бабушка ее еще слегка томила в «грубке», после чего она немножко напоминала творожную запеканку. И еще выращивали зеленую горку. На широкую тарелку насыпали горку земли и высевали ячмень или какие-то другие злаковые. К Пасхе горка должна была быть уже зелененькой, с проростками сантиметров в пять-семь высотой. По краю горки, на ободок тарелки выкладывали крашенные яйца.

        • Раиса говорит:

          Значит, всё-таки кое-кто делал творожные пасхи. Про зелёную горку никогда не слышала, это интересно и красиво — нежная изумрудная зелень и бордовые яйца, оригинально. Спасибо, Антонина!

  6. elena говорит:

    Всё правильно,но написано очень скучно.Извините.

Добавить комментарий для Раиса Отменить ответ

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>