Новозыбков.Ru

Кинематограф в Новозыбкове

А.Кублицкий

В своей книге воспоминаний купеческий сын, а потом народный артист СССР, кинорежиссер Григорий Рошаль напишет:

«Зима. Маленький городок Новозыбков. Погруженный в густую тьму ранней зимней ночи, он утопает в снежных сугробах. В городе еще нет электричества. А на воздвигнутой над воротами сада «Вольно-пожарного общества» деревянной дуге, поражая воображение обывателя, сияют синие, зеленые, красные электрические лампочки кинематографической вывески. На вершине дуги выпилен петух. Он весь испещрен светлячками разноцветных лампионов. И по дуге пробегает надпись: «Братья Пате. Иллюзион»». (Григорий Рошаль. Кинолента жизни. Москва. 1974. С. 55 - 56).

С возникновением кинематографа в России (1896 г.) известными лидерами его стали «Генеральная Компания Бр. ПАТЕ» (главное управление которой размещалось в Москве), акционерное общество кинопромышленника «А. Ханженков и К'», кинофирма «Тиман-Рейнгард» и другие. Работали известные фабрики «Пате»» и «Гомон», выпускался журнал «Экран России». Однако первые фильмы в большинстве своем были аморальными нежели просветительными: «Она раздевается», «Акулина выходит из ванны», «Хвала безумию», «Женщина и кинжал», «Голгофа любви», «Пляска смерти» и им подобные. Однажды, побывав в кинотеатре, еще молодой Максим Горький предупреждал нас: «Раньше, чем послужить науке и помочь совершенствованию людей, кинематограф поможет популяризации разврата», что, собственно, и происходит сейчас на телеэкранах.

М.А. Шишкин Дельцы стали захватывать кинематограф в ожидании сверхприбыли. Местные власти не препятствовали этому — часть сборов шла в городскую казну. Не миновало развитие кинематографии и Новозыбков. Известный в городе купец Михаил Александрович Шишкин решил не упустить свой шанс. Его отец был против, считая, что в дальнейшем кино не принесет большой прибыли. Но сын не послушал старика и 11 марта 1910 года обратился в городскую думу с прошением: «Желаю взять в арендное содержание городской сад по Ярмарочной площади для устройства: электротеатра «Модерн», открытой сцены, биллиардной, кабинетов для карточной игры, кегель-бана, эстрады для музыки, тира, детских игр, буфета, павильонов для фруктовых вод, беседок и проч. А потому прошу Новозыбковскую городскую думу отдать мне упомянутый сад с фруктами и травою для предполагаемых выше построек сроком на 12 лет с платою по 200 руб. в год. Одновременно прошу разрешить мне устройство электротеатра «Модерн», машинного отделения и др. построек».

Узнав об этом, подали встречное прошение Иван Емельянович Науменко и Николай Федорович Силин с ходатайствами об отдаче «сада для той же цели в аренду» им, причем Науменко предложил арендную плату на 5 рублей больше. Началась конкуренция.

Тем временем отца Шишкина — купца Александра Дмитриевича — 29 марта 1910 года не стало. Пока Михаил Александрович занимался похоронами, вопросами наследства, Силин подал очередное прошение. Эти прошения рассматриваются в городской думе и управе. 12 апреля 1910 года городская дума постановила: «1. Выдать М. А. Шишкину удостоверение о неимении препятствий к устройству в городском саду на Ярмарочной площади электрического театра и других зданий, и установки двигателя с непременным условием постановки керосинового двигателя усовершенствованной системы и заключения договора на аренду этого сада. 2. Поручить управе запросить арендаторов пожарного сада Силина и Науменко, имеется ли у них надлежащее разрешение на открытие электрического театра «Новый Мир».

20 апреля гласные городской думы обращаются к городскому голове с прошением: «Арендатором пожарного сада г. Силиным открыт «Новый Мир», двигатель поставлен тождественный с двигателем, принадлежавшим господину Падалко, издающий зловоние и производящий стук... покорнейше просим обязать подпискою господина Силина до усовершенствования двигателя пользование им прекратить».

Конкуренция усиливается. В это время Шишкин благоустраивает «свой» сад и переоборудует второй этаж своего дома под электробиограф «Модерн». На кронштейне двухэтажного особняка Шишкина, готового к принятию зрителей, укрепили круглую вывеску со светящимися лампочками и надписью: «Электробиограф «Модерн». Второй этаж был полностью отдан под кино: зрительный зал с кинобудкой и экраном, фойе с буфетом, терраса. Кинотеатр был рассчитан на 250 мест. Для исправника и его жены были установлены два кресла. Освещение осуществлялось лампочками в 20 Вт от местной миниэлектростанции, двигатель которой был английского завода, 2-х тактный, 11 действительных лошадиных сил. Лишь в 1914 году, когда в Новозыбкове вошла в строй первая городская электростанция, построенная Василевским, электробиограф «Модерн» был переведен на городскую электроэнергию.

Цены на билеты достигали 50 копеек в зависимости от ряда. К каждому билету прилагалось краткое содержание кинокартины, отпечатанное в одной из местных типографий, ведь кинофильм был немым и в лучшем случае сопровождался игрой на пианино.

Т.К. Долгов Первым киномехаником у Шишкина был выпускник компании братьев «Пате» Тимофей Кузьмич Долгов. Он был подлинным профессионалом, тактичным в обращении (по воспоминаниям стажера Н.М. Глыбина), никогда не допускающим грубостей. Жалование Долгову Шишкин определил в 75 рублей (высокая зарплата по тем временам). Открытие кинотеатра состоялось на рождество, т.к. самым доходным периодом было время от рождества до великого поста.

Конкуренция со стороны Силина ужесточалась. Шишкин понимал, что в таком маленьком городе, как Новозыбков, два кинотеатра не оправдают себя. Тогда он вступил в переговоры с телеграфистом, предложив ему ежемесячный порядочный гонорар в обмен на предоставление сведений из приходящих конкуренту телеграмм с названиями и сроками поступления кинокартин, названий приславших их фирм. К примеру, конкурент уже затратил большие деньги на рекламирование кинокартины, показ ее сулил Силину большую прибыль. Получив заказанные телеграфисту сведения, в другой фирме Шишкин брал такой же фильм, но демонстрировал его дня на три раньше конкурента. Несмотря на одинаковые цены на билеты и количество мест в зале валовой доход Шишкина составлял около 12000 рублей в год, а Силина – всего 4000. т. е. конкурент нес убыток и в конечном итоге разорился.

Люди с большим интересом посещали кино. Количество представлений в год достигало трехсот и более. В Новозыбкове действовали и другие «увеселения и зрелища»: театр, зал дворянского собрания, сдававший на время устройства концертов и спектаклей свое помещение, работал цирк. Но самым популярным оставался кинотеатр. Шишкин постоянно присутствовал во время показа кинокартин, следил за порядком, доходностью, делал все, что привлекало посетителей. Так проходило становление кинематографа в Новозыбкове.

Трагически оборвалась жизнь Михаила Александровича Шишкина в конце 1918 года. Но кинотеатр «Модерн» еще долгое время продолжал радовать кинолюбителей, а здание его и сейчас украшает Новозыбков, напоминая о временах минувших.

Опубликовано в газете «Маяк» (Новозыбков) от 24.07.2003.

другие статьи...

к началу страницы © А. Карпов. Novozybkov.Ru. 2003-2024.
Все права на материалы, размещенные на сайте, принадлежат их авторам и защищены Законом РФ "Об авторском праве и смежных правах". При цитировании материалов сайта прямая активная гиперссылка на сайт Novozybkov.Ru обязательна. Использование материалов сайта в любых печатных изданиях возможно только с письменного разрешения правообладателя. Контактный адрес электронной почты - nzb@inbox.ru