Новозыбков.Ru

Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область
Москва, «Наука», 1997

Церковь Спаса Преображения

Новозыбков. Церковь Спаса Преображения. Фото: А.Карпов начало XX века
ул. Первомайская, 7
→ посмотреть расположение на карте памятников архитектуры Новозыбкова

Расположена в центре города, хорошо просматривается из разных его точек. Построена в 1911-14 гг. на средства купца-старообрядца Кублицкого. Стены рублены из бревен без остатка и обшиты тесом, цоколь кирпичный. Характерный для Брянщины нач. 20 в. деревянный храм в русском стиле, оригинально воспроизводящий тип восьмерик на четверике культовых зданий рубежа 17-18 вв.

В живописной композиции здания доминирует основной кубический объем с примыкающими к нему пятигранным алтарем, завершенным двухъярусной главой, и нарядными крыльцами по сторонам с бочкообразными кровлями и миниатюрными главками. Над кубом возвышается широкий восьмерик с кокошниками у основания граненого купола и луковичной главой на двухъярусной восьмигранной шее. Он окружен поставленными на четвериках над углами куба малыми главками с сильно вытянутыми грушевидными кровлями. К квадратной в плане трапезной примыкает трехъярусная колокольня с крупным грушевидным покрытием и главой. Ее широкий нижний четверик с аналогичным храму крыльцом несет кубический ярус со срезанными в верхней части углами, который служит переходом к восьмерику звона с узкими диагональными гранями.

План церквиОсобую нарядность фасадам придают узкие накладные пилястры на углах объемов и резные карнизы с широкими фризовыми частями и ажурными пропильными подзорами. Окраской выделены обрамления и рамы проемов с мелкой расстекловкой на фоне стен с горизонтальной тесовой обшивкой в основной части, вертикальной — в нижней и "в елку" — в восьмериках.

В интерьере основное, развитое в высоту помещение храма с парусами при переходе к восьмерику перекрыто восьмигранным сводом с плоской средней частью. Трапезная имеет коробовый свод.

План собораПервоначальная своеобразная роспись основного объема была выполнена в 1911 г. маслом по дощатой обшивке и частично на холсте в манере примитивной живописи. Полностью записана в кон. 1980-х гг. Сохранились лишь изображения двух ангелов на облаках в трапезной, на восточной стене арки, ведущей в основной объем. Им присущи наивность исполнения, сходство с лубком и графичный, плоскостной характер живописи. Существующая роспись в куполе, барабане и верхней части стен четверика представляет собой подражание древнерусской живописи школы Дионисия. На ярко-голубом фоне выделяются охристые, темно-красные и белые тона. В куполе изображен Пантократор, между окнами барабана и под ними — святые, на откосах — страстной цикл, в парусах — евангелисты. Верхняя часть стен занята сценами, традиционно составляющими богородичный цикл. Главный пятиярусный иконостас сборный. Выступающие в центре два нижних яруса выполнены в нач. 20 в. в духе эклектики и относятся к первоначальному убранству храма. Их иконы 18-19 вв. по манере исполнения следуют древнерусской иконописи 17 в. Три верхних, сужающихся кверху яруса выполнены в кон. 1980-х гг. Два придельных иконостаса в трапезной относятся уже к середине 20 в., тогда как на стенах храма сохранились иконы 18-19 вв.

Часовня-каплицаС южной стороны храма находится небольшая кирпичная часовня-каплица, сооруженная в кон. 19 - нач. 20 в. в том же русском стиле (пониженная пристройка с юга более поздняя). Одноэтажная квадратная в плане постройка увенчана пирамидальной кровлей с полицей и главкой на граненом барабане. В центре восточного фасада слабо выступает закругленная апсида с большим рельефным крестом. Углы часовни украшают фигурные, как бы выточенные из дерева столбики с навершиями типа башенок, возвышающихся над кровлей. В стенах, завершенных аркатурным поясом и карнизом, прорезаны двойные арочные проемы и ниши (с запада между ними устроен вход).

Помещение перекрыто восьмилотковым ложным сводом на плоских тромпах. В люнете над западным дверным проемом расположено изображение Христа Вседержителя, выполненное маслом в нач. 20 в. в формах народной живописи.

другие статьи...

к началу страницы © А. Карпов. Novozybkov.Ru. 2003-2017.
Все права на материалы, размещенные на сайте, принадлежат их авторам и защищены Законом РФ "Об авторском праве и смежных правах". При цитировании материалов сайта прямая активная гиперссылка на сайт Novozybkov.Ru обязательна. Использование материалов сайта в любых печатных изданиях возможно только с письменного разрешения правообладателя. Контактный адрес электронной почты - karpov@novozybkov.ru