Новозыбков.Ru

А. Вольный. Глазами старожила.

Глава вторая, знакомящая с "Гостиным рядом", а также с местами массового отдыха горожан.


О "Гостином ряде"

В каждом городе есть площадь, улица, или что-то другое, которым гордятся. Таким местом в течение ряда лет для новозыбковцев являлся расположенный на Базарной площади (сейчас площадь Октябрьской революции) Гостиный ряд.

Новозыбков. Гостиный ряд. Фото 1905 года. Построенный местным купечеством в середине девятнадцатого столетия, считался он местом не только сосредоточения торговли, но и прогулок, свиданий.

Был он в значительной степени похож на еще несколько сооружений, находящихся в крупных купеческих городах России, в частности, в Петрограде и Нижнем Новгороде. На всю Базарную площадь выстроился этот своеобразный памятник торговли. В его магазинах можно было купить все, что угодно для души.

Особенно расцветал Гостиный ряд во время ярмарок, проходивших несколько раз в год. В такое время витрины магазинов цвели разнообразием товаров от ниток до сложных по тому времени сельскохозяйственных орудий, применяемых на обширных усадьбах местных богатеев.

А прилегающая к Гостиному ряду площадь в такие дни напоминала огромный муравейник. С расположившихс тут телег шла бойкая торговля всем тем, чем располагало окрестное население. Продав свои товары, люди обычно направлялись в нарядные магазины Гостиного ряда, чтобы приобрести нужную обувку, одежду, а также гостинцы для детворы. Выбор их был разнообразный и весьма качественный.

К сожалению, Гостиный ряд, украшающий центр Новозыбкова и располагающий прекрасными торговыми помещениями удобными для хранения продуктов подвалами, оказался недолговечным. Дважды его постигали обширные пожары, или затопление грунтовыми водами. В таком случае из подвалов начиналось массовое бегство крыс. Их было так много, что на время на Базарной площади прекращалось движение людей и транспорта.

К началу Отечественной войны Гостиный ряд был снова восстановлен в первозданном виде. Но многие его магазины при эвакуации были взорваны. А после войны, вместо того, чтобы восстановить примечательное место, к тому же представляющее и архитектурную ценность, решили его сравнять с землей. И хотя местная газета "Ударник", выражая, и не раз, общее мнение жителей, требовала отказаться от вредной затеи, победил принцип "рубить -- не строить".

Новозыбков. Жилые дома на месте гостиного ряда Так перестал существовать Гостиный ряд. На его место заложили небольшой скверик, а главным образом возвели несколько многоэтажных жилых домов. В одном из них находится центральная городская аптека. В другом – магазин. Это мало чем украшает центральную площадь с ее знаменитым Гостиным рядом. Его новозыбковцы называли чаще всего "хорами". Желание выяснить этимологию этого слова привели меня к энциклопедическому словарю. В нем прочитал: "Хоры -- верхняя, открытая галерея, балкон внутри церкви, в парадном зале". И в самом деле, что-то парадное виделось в новозыбковском Гостином ряду.

На фоне всего этого весьма скромно выглядел расположенный здесь небольшой магазинчик, принадлежащий горожанке, которую с уважением и любовью называли Варечкой. Все основания были на то, чтобы именно так величать эту женщину. Небольшого роста, с большими серыми глазами и розовыми щеками, с вечной доброй улыбкой и ласковым голосом, Варечка уже одним своим присутствием создавала обстановку исключительной доброжелательности.

Магазинчик в народе так и называли "Варечкин погребок". Расположен он был в самом начале Гостиного ряда, у небольшой лестницы, ведущей к галерее крупных магазинов. Что же касается внутреннего вида, то он был столь же привлекателен, как его еще не старая хозяйка.

Варечкин погребок отличался тем, что в нем круглый год можно было приобрести разного рода не только местные, но и южные фрукты. Тут же находились в аккуратных ящичках и корзинках морковка, огурцы, свежие пучки зеленого лука. И это не только в летнее время, а тогда, когда буйствовали крещенские и новогодние морозы, а земля покрыта толстым слоем снега.

Летом же здесь помимо всего прочего можно было купить свежие землянику, чернику, малину. Тут же находился богатый выбор лисичек, подосиновиков, боровиков и других даров богатых окрестных лесов.

Товары свои Варечка в значительной мере реализовывала в кредит. Но не было случая, чтобы кто-нибудь ее обманул, то есть не вручил в установленный срок плату за приобретенный таким образом товар. При этом она старательно в записной книжке зачеркивала фамилию должника, не забывая поблагодарить того за внимание к ее товарам и приглашая почаще заглядывать к ней.

Диву даешься, как эта небольшая женщина могла так четко организовать торговлю. И тут надо сказать, что все это ей удавалось осуществлять за счет исключительной инициативы, умения учитывать запросы покупателей, держать связи не только с местными поставщиками, но и живущими в разных концах страны.

Как мы уже отметили, новозыбковским хорам не везло. Но всякий раз погребок Вареньки быстро восстанавливался. В этом ей помагали друзья и знакомые, в числе которых находилось немало ее постоянных покупателей.

Просуществовал же "Варенькин погребок" до середины двадцатых годов. Тогда, в 1925 году, под тяжестью слишком высоких налогов, владелице пришлось его закрыть. Но еще многие года вспоминали про "Варечкин погребок", ставя его в пример, как следует по-настоящему организовывать обслуживание покупателя, заботясь о его насущных запросах.

О городском парке и саде пожарного общества

Говоря о Гостином ряде, я отметил между прочим, что он служил также местом прогулок и свиданий. Вообще же у жителей для этого были более удобные места. В их числе сад добровольного пожарного общества.

В настоящее время на этом месте находятся огородные грядки и одинокие старые деревья. Да еще стоит памятник воинам-освободителям Новозыбкова от немецкой оккупации. А на мраморной доске перечислены стрелковые и танковые соединения, которые 25 сентября 1943 года освободили город от вражеских сил и приказом Верховного Главнокомандующего И. В. Сталина стали именоваться "Новозыбковские".

Сейчас на этом месте тихо и одиноко. Лишь изредка любопытный подойдет, чтобы посмотреть памятник, будто запрятанный от посторонних. Как я ни пытался в архитектуре города выяснить, почему именно это место выбрано для памятника воинам-освободителям, так вразумительного ответа получить не смог.

Между тем, на этом самом месте и прилегающем к нему участке средней школы №1, долгое время находился парк культуры и отдыха, который чаще всего называли "Пожарным садом".

По своим размерам он значительно уступал городскому саду, который сейчас именуется парком культуры и отдыха имени А. В. Луначарского. Имя же такое связано с тем, что в первые послеоктябрьские годы народным комиссаром просвещения являлся Анатолий Васильевич Луначарский.

Городской сад с его липами и фруктовыми деревьями был заложен еще в конце XIX века. К началу двадцатых годов, когда я был еще малышом, сюда на отдых собиралась значительная часть городского населения. Здесь играл духовой оркестр. В вихре вальса на танцевальной площадке кружились нарядно одетые пары. Было немало и таких, которые, устроившись на скамеечках, установленных по обе стороны аллей, мирно беседовали, наблюдая за прогуливающимися горожанами.

Было здесь и деревянное длинное здание, которое называли театром. В нем на длинных скамейках одновременно в один ряд могли разместиться по 20 зрителей. Так что всего здание вмещало 400 человек. А в дни массовых представлений, особенно заезжих гастролеров, ставили в проходах дополнительные табуретки и стулья, что позволяло число зрителей доводить до 500 человек.

В этом здании, как правило, выступали местные артисты. Но периодически появлялись и приезжие. Как мне в свое врем рассказывали старожилы, однажды в Новозыбков заглянул и поэт Владимир Владимирович Маяковский. На сцене театра на одном из общегородских собраний выступал и Павел Ефимович Дыбенко. Была с ним его супруга, известная политическая деятельница Колонтай Александра Михайловна.

Четырехлетним мальчиком находясь на этом собрании с отцом, я ничего на запомнил из выступлений П. Е. Дыбенко и А. М. Колонтай. А вот бурные аплодисменты и крики "Ура", которыми провожали этих видных политических деятелей, оставили след на всю жизнь.

Пожарный сад по своим размерам раза в четыре уступал городскому парку культуры и отдыха. Было здесь значительно меньше зеленых насаждений. Тем не менее, мне, юноше, он запомнился больше, чем городской парк.

Был пожарный сад весьма уютным. Отличался большим числом укромных уголков, которые располагались на бугре, ведущему к протекающему внизу ручью, вытекающему из озера Карна. Ручей извивался по окраине города и, выбираясь на просторы, мчал свои воды в реку Ипуть. Он был настолько чистым, что вдоль его берегов даже в пределах города рыли свои домики бобры. Это случилось, правда, несколько позже, в шестидесятых годах. Тогда бобры настолько осмелели, что стали рыть свои норы в непосредственной близости от бывшего пожарного сада. При этом грызли деревья в прилегающих огородах и садах. Жители стали требовать ликвидации такого положения и постарались, чтобы бобров не было и в помине в пределах Новозыбкова.

В наши дни от пожарного сада по сути ничего не осталось. И глядя на место, заросшее бурьяном среди одиноких столетних деревьев, не веришь, что здесь в свое время находился красивый, всегда оживленный сад. (С момента написания книги ситуация успела измениться – в 2001 году на месте сада пожарного общества обустроен новый сквер (см. фотоальбом), открытие которого было приурочено к 300-летию Новозыбкова. – прим. А.К.). По вечерам в нем играл духовой оркестр пожарного общества. А по ухоженным дорожкам дефилировали влюбленные парочки или просто друзья-товарищи.

Тут же, как и в городском саду, находилось деревянное здание кинотеатра, одного из двух существующих тогда в городе. Один из них располагался в двухэтажном здании, которое нынче стоит рядом с городской баней на улице Карла Маркса.

Посетитель пожарного сада, приобретя билет за сравнительно дешевую цену, попадал в помещение, напоминающее большой сарай. Но так как здесь демонстрировались кинобоевики, в значительной степени заграничные, зрители не обращали внимания на неудобные скамейки.

Детвора же в значительной своей части для просмотра фильмов использовала наружную часть кинотеатра, изобилующую многими трещинами. Устроившись возле них, ребята ухитрялись до конца просмотреть фильм.

Из просмотра фильмов в этом кинотеатре, между прочим, родилось желание маленького Гриши Рошаля связать свою судьбу с этим видом искусства.

Впоследствии по этому поводу видный кинорежиссер, лауреат Государственных премий, уроженец Новозыбкова, Григорий Львович Рошаль написал: «Я еще маленький, совсем маленький. Живу с дедушкой и бабушкой в провинциальном городке... Зима. Маленький городок Новозыбков. Прогруженный в густую тьму декабрьской ночи, он утопает в снежных сугробах. В городе нет еще электричества. А на воздвигнутой над воротами сада "вольно-пожарного общества" деревянной дугой сияют синие, зеленые, красные электрические лампочки кинематографической вывески. На вершине дуги выпилен петух. Он весь испещрен светлячками разноцветных лампионов. И по дуге пробегает надпись: "Братья Патэ. Иллюзион"... Получив разрешение у моей бабушки, старик-учитель пошел со мной в "иллюзион". Но и холод, и непрекращающееся постукивание движка не могли ослабить волшебного впечатления от происходившего на экране. Шла картина " Али-Баба и сорок разбойников"».

другие статьи...

к началу страницы © А. Карпов. Novozybkov.Ru. 2003-2017.
Все права на материалы, размещенные на сайте, принадлежат их авторам и защищены Законом РФ "Об авторском праве и смежных правах". При цитировании материалов сайта прямая активная гиперссылка на сайт Novozybkov.Ru обязательна. Использование материалов сайта в любых печатных изданиях возможно только с письменного разрешения правообладателя. Контактный адрес электронной почты - karpov@novozybkov.ru