21 ноября 2013 г. в филиале Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского в г. Новозыбкове состоялась Международная очно-заочная научно-практическая конференция «Профильное обучение в информационной образовательной среде».
Открыла работу конференции, руководитель проекта — Белоус Наталья Николаева, доцент кафедры математики, физики информатики, кандидат педагогических наук, отметив, что кафедра математики, физики и информатики Новозыбковского филиала БГУ впервые проводит такую масштабную конференцию, а по формату проведения – это первая очно-заочная конференция, проводимая в филиале БГУ. Представительна география авторов, участников конференции: Россия (исследователи представляют восемь городов страны), Белоруссия, Украина, Германия, Китай.
Приветственное слово участникам и гостям конференции от и.о. главы города Новозыбкова С.А. Макарова зачитала руководитель проекта — Белоус Н. Н.
Программа пленарного заседания включала следующие доклады:
- Использование электронных образовательных ресурсов на уроках истории в общеобразовательной школе
Мищенко Виктор Васильевич – кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры социально-экономических и гуманитарных дисциплин, директор филиала ФГБОУ ВПО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского» в г. Новозыбкове - Лингвистическое краеведение в системе профильного обучения
Стародубец Светлана Николаевна – доктор филологических наук, профессор кафедры социально-экономических и гуманитарных дисциплин филиала ФГБОУ ВПО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского» в г. Новозыбкове - Активные методы обучения как средство подготовки к инновационной деятельности
Шлома Алла Викторовна – кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой социально-экономических и гуманитарных дисциплин филиала ФГБОУ ВПО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского» в г. Новозыбкове - Bildungssystem in Bayern / Система образования в Баварии
Лауш Людмила – филолог, преподаватель русского языка и литературы Народного университета, Мюнхен, Германия - Гендерное образование в вузе: подходы и перспективы
Мищенко Татьяна Александровна – кандидат исторических наук, доцент кафедры социально-экономических и гуманитарных дисциплин филиала ФГБОУ ВПО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского» в г. Новозыбкове - Система оценки экспериментальных умений учащихся по физике
Белоус Наталья Николаевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики, физики и информатики филиала ФГБОУ ВПО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского» в г. Новозыбкове - Нетрадиционные формы учебных занятий на уроках информатики как средство формирования познавательного интереса учащихся
Рогаткина Раиса Владимировна – старший преподаватель кафедры математики, физики и информатики филиала ФГБОУ ВПО «Брянский госдуарственный университет имени академика И.Г. Петровского» в г. Новозыбкове - Методическое сопровождение самостоятельной работы учащихся
Савичева Галина Владимировна – кандидат физико-математических наук, доцент кафедры математики, физики и информатики филиала ФГБОУ ВПО «Брянский госдуарственный университет имени академика И.Г. Петровского» в г. Новозыбкове
Как показали выступления участников конференции, информационные технологии постепенно охватывает все направления деятельности педагога в рамках образовательного процесса.
Участники конференции продемонстрировали наличие интересного опыта применения информационных технологий в учебно-воспитательном процессе.
Широкий интерес участники конференции проявили к вопросам возможности IT-технологий для организации учебного процесса (урочная деятельность) и внеурочной деятельности. Стало больше возможностей использования интерактивного оборудования в учебных учреждениях, применение ИКТ стало возможным на различных уровнях и этапах обучения. Наиболее эффективной формой активизации познавательной учебно-исследовательской деятельности обучающихся с помощью IT-технологий являются дистанционные олимпиады, ролевые и интеллектуальные игры, телекоммуникационные проекты, элективные курсы и другие формы взаимодействия между обучающимися.
Участники конференции отметили необходимость, выстраивания практики работы в области исследовательской деятельности учащихся в соответствии со спецификой норм возрастного развития, а именно: поддержка самостоятельных исследовательских мотивов в среднем школьном возрасте; присвоение культурной нормы исследования в совместной деятельности ученика и педагога в основной школе; нацеленность на развитие субъектности и определение профессиональных предпочтений в старшем школьном возрасте; присвоение исследования как профессионального способа деятельности в студенчестве.
Подводя итоги работы конференции, участники отметили, что:
- стимулирование применения информационных технологий связано с процессом модернизации современного образования;
- практика использования ИКТ в образовательном процессе претерпевает качественные изменения в связи с новыми требованиями, которые предъявляет современное информационное общество;
- продолжается системная работа по созданию и обновлению методического обеспечения профильного обучения.
В целом, участники отметили конструктивный характер состоявшегося обмена мнениями, открытость, теоретическую и практическую направленность пленарного заседания и работы секций.