Листая старый альбом, или наша Alma Mater

«Поднявший меч на наш союз
Достоин самой худшей кары…»
Булат Окуджава. «Студенческая песня»

У входа в пединститут

Новозыбковский пединститут в 1971 году

Главные лица физмата НГПИ в 1971 году

Перед экзаменом

Команда КВН физмата 1970 г

Александр Лемберский в роли Диогена. КВН-70

ВИА пединститута А.Житницкий, А.Скиба, К.Попов

Во дворе пединститута перед праздничной демонстрацией

Студенты на демонстрации 1966 г.

Студенческая вечеринка

Аквалангисты НГПИ

Выгрузка аквалангов

Вечерний променаж. Гута-Муравинка

На картошке в Лакомой Буде

На пляже в Головинке

Палаточный лагерь в Гута-Муравинке

Обед в палаточном лагере. Гута Муравинка 71

Соревнования гимнастов в зале НГПИ

Преподаватели НГПИ

НГПИ. Вид с озера

У стен родного вуза. 2001 год

В моем старом выпускном альбоме хранится семейная реликвия — диплом и зачетная книжка, выданные Новозыбковским учительским институтом моему дяде, Константину Федоровичу Касаткину, капитану советской армии, умершему после Победы в военном госпитале далекого Архангельска. Он закончил физмат в предвоенном сороковом. Удивительный документ тех далеких лет — фамилии преподавателей, перечень дисциплин, воскресающие довоенную мирную жизнь наверно самого популярного и известного в городе, неразрывно связанного с историей Новозыбкова учебного заведения, «университеты» которого в свое время прошел и я. Училась в нем и моя мать, но закончить не успела, помешала война. Думаю, что семейным наш институт могут назвать сотни жителей нашего города — столько учительских династий прошло через его стены, а название его — НГПИ, знал в то время каждый школьник-выпускник Брянской или соседней Гомельской области.

Совсем недавно в городе отмечался 80-летний юбилей Брянского государственного университета и 15-летие его филиала, начало отсчета которым положил Новозыбковский пединститут. Мы, одни из последних его выпускников, этим летом встретили очередной юбилей со дня его окончания.

А поступали сюда в год ликвидации образовательной реформы — последние одиннадцатиклассники хрущевской оттепели и первые выпускники десятилетки времен нового генсека. Только в моей школе №1 набралось шесть выпускных классов. Такого отбора и конкурса с тех пор наверно и не было ни на одних приемных экзаменах. Многие медалисты не решались ехать в столицу, поэтому как никогда был силен контингент первокурсников 1966 года. Через пять лет, почти не растеряв свои ряды, влились они в коллективы учителей и преподавателей, инженеров, руководящих комсомольских и партийных работников и даже сотрудников КГБ.

Наши преподаватели были рады такому наплыву неординарной молодежи и постарались переключить их энергию в созидательную колею. Именно в то время вовсю гремела слава спортивного клуба НГПИ, выставлявшего команды почти по всем видам спорта не только на первенство города, но и области. Призерами чемпионатов РСФСР, крупных турниров ДСО «Буревестник» неоднократно становились наши спортсмены.

Особенно сильны были легкоатлеты: в составе которых под руководством преподавателя Николая Алексеевича Гутева выступали, марафонцы, мастера спорта Алексей Балухто, Игорь Кожевников, Анатолий Милютин, копьеметатель Федя Попченко, спринтер Гриша Яшутин, высотник Миша Рогоза и прыгун в длину Саша Коваленко, лыжник Иван Касацкий. Всем хорошо была известна «звездная» мужская команда баскетболистов, ядро которой составляли физматовцы: оставшийся работать на факультете Анатолий Анищенко, Валера Селезнев, Володя Бушуев, Витя Головур, Леша Левченко. Яркий след оставила футбольная «Олимпия», постоянно соперничавшая с главной городской командой «Труд» и женская волейбольная комада — чемпион области.

Вообще, в «студенческих» видах спорта — баскетболе, волейболе, гандболе, легкой атлетике студентам не было равных в городе. Даже хоккеисты института, где блистал лучший игрок города тех лет Володя Соманков, в 1969 году стали чемпионами, а гимнаст, студент физмата Саша Попов, впервые в Новозыбкове выполнил норму кандидата в мастера спорта, как и шахматисты Лемберские: преподаватель Михаил Федорович и его сын, студент Александр. Многие рекорды города, поставленные студентами НГПИ до сих пор так и не побиты.

Популярные в те годы КВНы первой волны, трансляция которых по телевидению с незабвенным и еще юным Сашей Маслюковым породили бум веселости и находчивости среди всей студенческой среды. В КВН играли с упоением. Попасть в команду физмата, почти постоянного победителя институтского первенства, было нелегко, но именно наш, еще первый курс составил ядро коллектива, капитаном которого на все пять лет стал наш остроумец Володя Булышев, не терявшийся в самых безысходных ситуациях. На встречи между факультетами собирались громадные аудитории, места в день выступления студенты и молодежь города занимали с утра. Шутили не только со сцены, и не только над собой, что до поры до времени нам снисходительно прощали, «пока не грянула пора…», как поется в песне популярного уже тогда в студенческой среде Булата Окуджавы, и… наш «веселый балаган» вслед за всесоюзным потихоньку прикрыли.

В институте традиционно процветала художественная самодеятельность. Всем студентам и преподавателям был известен «физматовский соловей», обладатель уникального тенора Володя Щербаков, в дальнейшем не раз становившийся лауреатом областных конкурсов. Очень популярный эстрадный джаз-оркестр возглавлял Дмитрий Иванович Федоренко. Среди его воспитанников запомнились кларнетист Леня Горбачев, трубач Вася Головков, тромбонист Толя Савостенок, пианистка Таня Желтышева, гитарист Володя Бобров. Однако новые веяния заставили и его, фанатичного джазиста, пойти на комплектование ВИА — вокально инструментального ансамбля, как тогда официально назывались рок-группы. В число участников попал и я. Соло-гитаристом у нас был «битломан» Саша Скиба, за барабаны сел Леша Цысин, а на клавишных играл Саша Житницкий.

Одним из популярных номеров была песенка ансамбля «Битлз» про Дезмонда и Молли, названием которой и прозвали нас. Уже через много лет, бывая в Брянске, наши бывшие преподаватели, узнавали меня и первым приветствием было: «А, Облади-облада!». До сих пор храню удостоверение выпускника факультете общественных профессий с правом руководителя музыкального кружка.
Что же касается изобразительного искусства, то как умеющий держать карандаш, вошел в редколлегию факультетской газеты «Математик» и первым делом предложил переименовать ее в «Интеграл». С этим названием она продолжает выходить и сейчас в Брянске. Так что и творческий союз с журналистикой начинался еще тогда, в стенах НГПИ.

Первой в городе у нас возникла секция подводного плавания, которую организовал работник милиции, студент-заочник Игорь Губарев. Где только не побывали мы со своими аквалангами. Наши моторные лодки-казанки «Сирена» и «Нея» бороздили Ипуть от Добруша до Суража. Кажется, не осталось в Новозыбковском районе водоема, который бы не исследовали акванавты НГПИ. До самого переезда института существовала в Гута-Муравинке и база, палаточный городок, куда на лето мы ездили отдыхать и путешествовать. Появился в те годы и студенческий лагерь труда и отдыха на море, в адыгейском поселке Головинка, возле Дагомыса. Но там мы не только отдыхали, но и работали в совхозе — собирали фундук.

Славен был физмат и своими умельцами. К нашим механикам-самоучкам Саше Киркоре и Эдику Плетневу носили ремонтировать телевизоры со всего города. Их комната в общежитии напоминала телеателье. Именно они после просмотра фильма «Операция Ы» решили применить «радиошпаргалку» при сдаче сессии. Эдик провел телефонный шнур в аудиторию, где предстоял экзамен, установил розетку под стулом, а штекер, соединенный проведенным под одеждой проводом с телефонным капсюлем, прикрепил к каблуку. Шурик сидел под окном и читал ему ответ на билет. Но финал получился как в фильме: из аудитории экспериментатор ушел с «неудом» в зачетке — преподаватель была без чувства юмора и не симпатизировала техническому творчеству.

Но этот случай еще долго был темой анекдотов на физмате. Вообще же Эдику часто фатально не везло. Однажды местные шутники на бланке деканата напечатали отношение от декана, в котором ему обязывалось на празднике Проводов зимы сыграть роль щуки, которую выловил Емеля. То-то было смеху, когда Эдик с этим «документом» начал обходить инстанции.

Что же до артистических талантов, то почти половина труппы народного театра при городском ДК состояла из работников и студентов института. Библиотекарь Лилия Валентиновна Георгиевская, студенты литфака Александр Потворов, Владимир Климов, Виталий Гунько входили в число его ведущих артистов. Весьма солидно смотрелось литературное творчество — в стенах института выросло целое поколение брянских поэтов, писателей, журналистов и даже критиков, хорошо известных сейчас. Тогда же их стихи постоянно печатались на страницах местной газеты. Выходили и сборники, в частности преподавателя биофака Владимира Ефремовича Рыбчина.

К своим наставникам относились по разному. У каждого были свои любимые. До сих пор чувство благодарности испытываем к Ирме Даниловне Леденевой, пестовавшей нас с первого курса и питавшей к нам материнские чувства, нашему строгому на вид, но доброму и отходчивому в душе отцу-декану Василию Ивановичу Калинину, куратору Валентину Андреевичу Скоробогатому, преподавателю физвоспитания Олимпию Матвеевичу Селезневу, преподавателям Петру Борисовичу Федосенко, Марку Матвеевичу Аграновскому и многим другим. Как и в школе кое-кто из них имел и прозвища, по-студенчески остроумные, характерные и точные, но в основном, безобидные, как например, «Фантомас» или «Комиссар Жюв», появившиеся на волне популярности известного французского сериала. Особенно близки были нашим интересам молодые ассистенты, недавние выпускники физмата Анатолий Анищенко, Владимир Шлык, Виктор Соломенник, Евгений Воронков, наш «профсоюзный бог» Петр Рогонов. Многие из них уже ушли из жизни. Вечная им память.

Мы пережили двух ректоров, застали еще Павла Петровича Соловьева, в бытность которого возвысился наш «пед», как в обиходе называли свою «альма матер», уже потом поругивая между собой за неспособность отстоять ВУЗ от перевода в Брянск. Новый ректор Павел Александрович Плеханов узаконил решение обкома, стремившегося к увеличению числа высших учебных заведений в областном центре, а значит и его статуса, связанного с финансовыми вливаниями, и взялся претворять его в жизнь. Однако все же и его «ушли», вынудив позже уехать в Магадан, на поддержку самого далекого в стране вуза. Сам же перевод НГПИ в областной центр произошел уже при Федоре Васильевиче Слюняеве, ставшем и первым ректором БГПИ.

Здесь я познакомился со своей будущей женой, продолжавшей там работать, и, уже учительствуя, часто забегал туда, где все еще дышало прошлым — читали лекции старые преподаватели, которые включали меня в работу курсов усовершенствования, еще играл в открытом первенстве НГПИ по шахматам, но тягостное чувство расставания уже витало в его стенах. В 1976 году ВУЗа в Новозыбкове не стало.

Лишившись своей главной достопримечательности, город, казалось, осиротел. Исчезло веселое племя студентов, еще недавно наполнявшее жизнью его улицы и двухэтажное здание на улице Ленина. Новые его поселенцы, учащиеся педучилища, казались просто девочками и мальчиками, случайно зашедшими сюда. В том же году и я уехал из города, думая что навсегда.

И все же возвращение состоялось. Вернулся и наш пединститут, и вот уже пятнадцать лет существует в городе как филиал БГУ, что стало для многих восстановлением исторической справедливости, так нарушенной много лет назад. Многие выпускники тех лет, с кем пришлось учиться, дружить или просто встречаться, давно стали хорошо известными в нашем городе людьми. Работали на административных должностях в городе и районе В. Коверзнев, Н. Новосельский, В.Рожков, А.Повприц, руководили предприятиями и отделами В.Ефремов, А. Соболев, В. Климов, Л. Резников. Стали директорами и завучами училищ и школ, работниками ОНО А. Матвеенко, В. Селезнев, Е. Жевлаков, А. Кулешов, В. Переклад, Н. Кошман, К. Липский, А. Левченко, В. Головур, Л. Вахаев, В. Бушуев, А. Угринович, А. Мухин, О. Хромова. Преподают в вузах Брянска и Гомеля и нашем филиале Б. Корнев, В. Гунько, А. Скиба, Э. Милачева, раскрыли себя в учебных заведениях города и района З. Плеханова, О. Рожкова, Н. Остапенко, Л. Горбачев, Н. Шарпанов, В. Баулин, Ю. Головня, В. Исаенко, В. Скоробогатов, Г. Загорельский, Н. Дунаев, Л. Степанова, Л. Касацкая, Ф. Попченко, М. Требелев, Л. Цысин. Трудились на предприятиях нашего города Е. Гейдельберг, В. Мельников, Р. Морозова, Н. Бавтуто, А. Марченко, Р. Прудникова. Стали журналистами А. Потворов, Н. Пожиленков, Е.Потупов, а сотрудниками отделов внутренних дел и таможни И. Кожевников, А. Житницкий, А. Савостенок, В. Полевой, А.Муратов. Отдел ФСБ возглавлял М. И. Милачев, ныне занимающий пост Главы города.

Многих моих сокурсников разбросала судьба по области, по стране. Кого-то уже нет среди живых, кто-то пренебрег житейскими благами и карьерой, так и не став «достопочтенным бюргером», оставаясь в душе верным тем идеалам, которые нам внушали наши учителя. Этим летом мы снова собрались в городе нашей студенческой юности, отметив юбилей — сорок лет со дня окончания нашей «Alma Mater». Посетили здание нынешнего педколледжа, когда-то бывшего нам родным домом, посидели в старой аудитории, снова листали страницы прошлого, вспоминали однокурсников и преподавателей, делились мыслями о настоящем, думали о будущем своих детей и внуков.

Закончил физмат и мой сын, так что и семейная традиция у нас не прервалась. Она продолжается, и, будем надеяться, что судьба города, как и наша собственная будет тесно связана с дорогим сердцу юбиляром, нашим Университетом (да не побоимся этого слова), давшем когда-то путевку в жизнь многим, ступившим на стезю познания и культуры. Как хорошо, что возродились и традиции нашего города, его интеллектуальный потенциал. А в филиале БГУ продолжаются вступительные экзамены. Новое поколение первокурсников скоро шагнет на ту еще узкую тропу, которую когда-то осторожно ступая, прошли и мы, пока она не перешла в широкую и устойчивую дорогу.

Я закрываю свой выпускной альбом, снова ненадолго напомнивший о былом. История не пишется заново, она лишь дополняет свои страницы.

Выпускники физмата 1971 года десять лет назад
Выпускники физмата 1971 г, Июль 2011
Здесь мы когда-то учились
Есть что вспомнить. выпускники НГПи в своей алма матер. Лето 2011 года
Старые фото
На ступенях бывшего ВУЗа

26 комментариев:

  1. Анна говорит:

    Спасибо, Костя! С трепетом и благодарностью вспоминаю студенческие годы, КВН, общественную работу, попытки заниматься наукой. Мне кажется, что последние 10 лет перед переездом в Брянск были самыми звёздными для нашего института. С возвращением филиала эта атмосфера не появилась вновь, видимо, должно пройти время. Хочется уточнить — моего отца звали Пётр Борисович Федосенко, а Петром Ивановичем был преподаватель математики Рассоленко. Исправь, если можно, пожалуйста! У меня тоже сохранились студенческие фотографии, есть наш, биофаковский КВН с литфаком, хочется разместить их там, где они будут интересны, но сколько ни смотрю, сообщества старого НГПИ не вижу. Надо бы что-то придумать. ))

  2. Олег говорит:

    Очень-очень мило…
    Константин, напишите, пожалуйста, что-нибудь еще о том, как жил, чем дышал наш город в годы Вашей молодости. А если Вы еще что-нибудь напишите про годы молодости Ваших родителей, то будет еще интересней. Может быть какие-то короткие заметки, как Мгновения Бондарева? И не обязательно персонифицировано, поскольку это позволяет не оглядываться на некую самоцензуру порядочного человека.
    Мои родители закончили новозыбковский пединститут примерно в тоже время.
    Мы, русские, действительно иваны, не помнящие родства. Мы смотрим голливудские фильмы (очень талантливые порой), но не смотрим советские. В результате, мы гораздо лучше чувствуем, например, атмосферу Америки эпохи сухого закона, чем амосферу собственного Отечества 60-х, 70-х годов.
    А ведь как хочется перенестись туда и понять, как это было. К сожалению, эпоха 80-х, упадническая и депрессивная, да и разруха последующих 90-х полностью затмила, перечеркнула и обесценила все советское время. И это печально, поскольку таким образом подспудно подразумевается, что все наши предки — идиоты, которые жили непонятно где, непонятно зачем и для чего.

  3. Светлана говорит:

    Спасибо Вам большое за статью!!!!

  4. Const говорит:

    Аня, дико извиняюсь. Безусловно, это досадная оплошность, тем более я его имя -отчество прекрасно помню, но… Я уже хотел админу сообщить, но… материал быстро пошел в блог, так что надеюсь он прочитает и исправит.

  5. Boris говорит:

    Я учился не в Новозыбкове, но многих на фотографиях знал лично. Свидетельствую, что наш НГПИ, вернее, его студенты определяли атмосферу в городе, и была эта атмосфера весьма положительного свойства. Музыкантов я тоже знал всех, а с некоторыми довелось и поиграть вместе, с Димой Федоренко, например…
    Для Олега, что написал выше, хочу сказать, что по фильмам той поры атмосферу тех лет наврядли можно почувствовать, 90% их них была обычная заказуха в лучшем случае, а то и просто враньё. Снятые в последние годы фильмы о 60-70 гораздо правдивее, точнее, чем те, советские. «Менялы», например. Культовым был фильм «Мой младший брат», по повести Аксёнова, с Мироновым, Далем, Збруевым… Он есть в ютубе.

    • Олег говорит:

      Борис, странно, наверное, тридцатилетнему человеку заступаться за советский кинематограф, но я все-таки заступлюсь. Более того, я уверен, что советский кинематограф позволял художнику больше свободы, чем Голливуд. Это не мое мнение, а мнение Кончаловского, который поработал и там, и там. Поскольку диктат денег и зрительской массы/кассы еще более строгий чем какой-то контроль номенклатурного цензора, втуне сочувствующего режисеру. Но так же очевидно, что советское кино проигрывает голливуду в зрелищности, а, следовательно, в современных реалиях обречено. Весьма жаль, однако, ведь это настоящая уникальная цивилизация.
      К счастью, сейчас торренты позволяют (пока) совершенно бесплатно приобщится к этому искусству.
      Чтобы не быть голословным, приведу примеры советских фильмов, которые меня удивили/тронули/зацепили
      Мне двадцать лет, Июльский дождь Марлена Хуциева
      Пять вечеров Михалкова
      Мы, нижеподписавшиеся Лиозновой
      Нежность, Влюбленные Ишмухаметова
      Фильмы Данелии
      Агония, Иди и смотри Элема Климова
      Доживем до понедельника Ростоцкого
      Я даже не упоминаю высоколобого Тарковского, поскольку это моветон и кроме него самого эти фильмы могут тронуть только, если очень сильно этим озадачиться.
      И можно продолжать, советский кинематограф — это действительно целая цивилизация, а не дешевый агитпром. Или не только дешевый агитпром. Русская классическая литература — это тоже уникальное явление, а поскольку, по Вашим же словам, кино — искусство синтетическое, все-таки он что-то от нее всосал. И в современном российском кино, нет-нет, да проскочат фирменные советские трагикомические нотки.
      Что касается Стиляг, то я с Вами полностью согласен, фильм отличный. Правда, он сделан полностью по голливудским лекалам, но очень качественно, красиво и зрелищно. И фильм действительно воссоздает, точнее, просто создает атмосферу 50-х. Понятно, что это мифическая атмосфера, но атмосфера Нью-Йорка из Однажды в Америке, возможно, тоже миф. В любом случае лучше питаться своими мифами.

      • Boris говорит:

        Ув. ОЛЕГ, я вовсе не утверждал, что в арсенале советского кинематографа нет хороших фильмов, я говорил, что судить по фильмам шестидесятых-семидесятых о жизни в стране нельзя, они идеологизированы, даже лучшие из них, а потому необъективны, как минимум, или лживы, как максимум. Те фильмы, что перечислили вы или камерные, не дающие широкого обзора, или вообще не о тех временах, которые мы пытаемся вспоминать. А уж «Июльский дождь» так искромсан цензурой, что малопонятно, о чём вообще речь. Да и на полке он пролежал, вместе с «Агонией», многие годы. Фильмы Тарковского, о которых вы упомянули, в широком прокате никогда не были, это партия позволяла, чтобы на кинофестивалях выиграть ветвь или медведя, даже «оскара», бывало, урывали. А кино, в отличие от литературы, живописи, скульптуры, архитектуры, музыки вещь строго актуальная, хороша свеженькой, с пылу с жару… Что тлку смотрать «Мы, нижеподписавшиеся», фильм жёстко привязанный к тем временам и до оскомины, до неловкости неправдивый? Кино быстро стареет, род искусства это технологичный, а технологии усовершенствуются с каждым годом, после посмотра новинок, российских, в том числе, старьё я лично смотреть не могу, скучно просто. Исключени-фильмы каерны, то есть, собствнно не кино, а спектакль на целлулоиде, по классике, например. Так это заслуга классики, и только…
        «Стиляги» не кинолегенда, сюжет снят с мемуаров А. Козлова, музыканта, шефа группы «Арсенал», гремевшей в своё время. Всё точно, вплоть до деталей. Музыка только посовременней, рок-н-ролл семидестых, а не пятидесятых. Просто в пятидесятые в СССР рока не было в принципе. Никаких голливудских лекал там нет, ибо концовка не сиропная. Вообще, обобщать всю американскую кинопродукцию одним словом «Голливуд»-штамп советских времён. Сотни студий и студиек создают тысячи фильмов в год, фильмов разного уровня, бюджета, диапазона, класса, от фестивальных, до ширпотреба-выбор огромен, и это есть хорошо. Я помню ещё времена, когда один фильм шёл в кино «Октябрь» по месяцу… И паршивых фильмов, уж поверьте.

  6. Const говорит:

    Хм… В большинстве, все, что снимается теперь о том времени, Борис, по-моему (я имею ввиду не документальное кино) просто пародия или попытка перенести нынешний взгляд на прошлое, «Стиляги», например. Кроме того, у кино (художественного), как у любого вида искусства, свои законы, и не всегда это должно соответствовать реалиям. Возьмите голливудскую продукцию в целом, а чернуха 90-х как и сырмяжная правда-матка отнюдь не привели к улучшению нравов, чему и должно оно служить… А вообще-то все зависило от количества зрителей, ходивших в кинотеатры, и это было, действительно, культовое явление. Теперь такого нет.

    • Boris говорит:

      Константин, ты меня дважды удивил, старина! Ты и впрямь считаешь, что искусство должно способствовать улучшению нравов? Вся история искусства, от наскальных рисунков, до самого современного говорит об обратном. Ни хрена оно нравов не смягчает, а Шуберта любили и палачи, и их жертвы… А кинематограф, как явление синтетическое, является ли искусством вообще? В том плане, как различие свежих продуктов, и консервов, как живой музыки и фонограмм. как живопись и малевание по клеточкам… Бог с ним, с Голливудом, его продукция так широка, что вмещает в себя шедевры, на одном краю, и жвачку для стран третьего мира-с другой. Вспоминаю, как прорывался на американский фильм «Золото Маккены» в конце шестидесятых-рукав оторвали на пальто… Но наш-то, советский кинематограф, заказной, отцензурированный, лживый, оскопленный, ханжеский уж точно искусством не был. А вот «Стиляги», стилизация, музыкальный сиквел по мемуарам знаменитого саксофониста Алексея Козлова очень хорош, просто рассчитан не на таких старых грибов, как ты и я, а на нынешнее поколение нонконформистов. Кстати, фильм о пятидесятых годах, а не о временах нашей с тобою юности и молодости. А культовые фильмы у молодых есть, просто у них возможностей развлечся больше, чем было у нас и кроме посещения кинотеатра «Октябрь».
      Как жизнь вообще, Костя? Привет Ёлкину от меня большой!

  7. Igor говорит:

    Я младше Вас на 10 лет (в 1976 мы как раз закончили школу), но читать этот замечательный материал было очень приятно. Тем более что среди многих известных имен промелькнуло и имя нашего любимого классного руководителя — Леонида Владимировича Вахаева, нашего Лёника. Нам не пришлось остаться учиться в Новозыбкове, все разъехались, но атмосфера НГПИ помнится и по тем годам, когда мы были школьниками. Спасибо!

  8. Victor говорит:

    Здравствуйте, Константин!

    Приглашаю Вас и других выпускников НГПИ на экскурсию в музей филиала БГУ, посвященному становлению и развитию высшего образования в г. Новозыбкове.

  9. Const говорит:

    Борис, а я грешным делом подумал, что тебя уже ничем не удивить? Значит, еще не все так плохо — бывает и хуже. Искусство, действительно, многофункционально, но… приписывать ему развращение нравов, извини, ибо оно к тому же создается отдельными людьми, а тут между параноизмом и талантом четкой границы так и не нашли, а, как уже высказались до нас, — гений и злодейство несовместимы. И то, что Сальери просто отравил Моцарта, а не пришиб сразу дубинкой по голове — как раз и говорит о процессе эволюции нравов человека (от публичного четвертования до «гуманного» усыпляющего укола), и искусство сыграло здесь не последнюю роль, в том числе и в судьбе мечтавшего о славе, неудавшегося художника Адольфа Г. Ну ладно, возвращаюсь в тему. Пик стиляжества в городе Н., насколько помнится, пришелся уже на начало 60-х (провинция, как-никак), и «Рок-эраунд-оклок» мы слушали «на ребрах» как раз в это время. Кстати, первый джаз-бэнд, как раз тогда и появился у нас: Федоренко, Шендеров, Колбас. Ударника не помню, но то что ведущим на концертах был Леня Зеленков (типичный в моей памяти стиляга), это точно. Я его до сих пор часто вижу, как и Елкина, так что с приветом не задержусь.
    А кино все-таки искусство, и тут ничего не попишешь. И в то, что ты сразу родился с антипионерской закваской — никогда не поверю: «Кто не был в молодости социалистом — у того нет сердца…» (Клемансо).

    • Boris говорит:

      Кость, я рад с тобою общаться, давние же мы знакомцы, ещё на пляже, помню, битловские тексты разбирали с нашим натужным английским в конце шестидесятых… Однако, здесь беседовать как-то не формат: темы, тобою затронутые, в краткой форме не обсудить, а писать длиннющие простыни на общем форуме как-то не в жилу, да ещё и на всеобщем обозрении. Вот приеду в родной Новозыбков, тогда найду тебя, и где-нибудь, за рюмкой чаю повспоминаем старые времена, ОК?
      Первые оркестрики я хорошо помню, всех, кто когда-нибудь дунул в мундштук, стукнул в барабан и тронул струну я помню, знаю и уважаю. Скажу только, что джаз в Новозыбкове не играл никто и никогда, разве что в джем-сэшн для себя. Клим Шендеров и Ко поигрывали диксилендик, не более того. Не потому, что не владели мастерством, достаточным, чтобы сыграть блюз, свинг или даже боп-просто спроса не было на такую музыку. А чуть позже «Битлз» перекрыли всё…

  10. Const говорит:

    Да, да, Борис… «Битлз» это отдельная повесть. Слава Елкин (привет тебе от него) до сих пор бредит идеей вечера битломанов. Помнится и мне, как сидели у тебя дома и переписывали первую (для меня) бобину с записями «ливерпульцев». А еще мне до сих пор в памяти твоя гитара — такой ни у кого не было. Где она сейчас, может сохранилась. Что поделаешь, клеймо «Сделано в СССР» у нас до сих пор со лбов не стерлось. А вообще-то после «Битлз» мир изменился в лучшую сторону, и это абсолютно доказанный факт! Приезжай, м/т скину на личку.

    • Boris говорит:

      Да, Костя, помню всё это словно вчера. Эта джазовая гитарка была со мною в Херсоне, где помогала мне подсластить чёрствую краюшку стипендии… Одно время играл я на ней в биг-бэнде, среди туевой хучи труб, тромбонов, саксофонов, а руководитель дрессировал меня на чтение аккордов, показав, что те шесть, что я знал маловато, а шестьдесят-едва-едва достаточно… А та тетрадочка, без обложки, где ты записал тексты «Битлз», пригодилась, когда я взял бас в другом составе, где играли только англоязычный рок… Потом подрос мой мелкий сын Вадим, и ту гитару я подарил ему, после того, как Леонид Олефиренко переоборудовал её более современными «съёмниками». Она и нынче плавает где-то в Новозыбкове… В декабре я, возможно, приеду, буду рад встретиться с тобой и со Славиком. Чус!

    • alexander говорит:

      коллеги, добрый день. я из киева, ищу своего одноклассника по 50-й школе ЮГВ Славу Елкинаю интернет по запросу показал и ваш сайт. можете подсказать эл/адрес славы или вспомнить — он учился в школе ЮГВ..??

      • Const говорит:

        Действительно, Вячеслав Михайлович Елкин живет в нашем городе. Его отец был военнослужащим, так что детство в Венгрии (ЮГВ) вполне возможно, но мне об этом ничего не известно. При случае уточню и сообщу Вам.

        • alexander говорит:

          Спасибо за ответ, буду ждать известий. С уважением, Рыков А.

        • Александр говорит:

          Константин добрый день. Вы случайно Елкина Славу не спрашивали учился ли он в 50 шк. в Венгрии (южная группа войск
          )

  11. Плетнёв Эдуард говорит:

    Костенька, приветствую тебя и твою семью. С наступающим Новым 2012 годом и Рождеством! Будьте здоровы, всего доброго, приятного,прекрасного. Спасибо за статьи, фотографии, живопись. На фотографии, я с тобой стою с аквалангом АВМ-1. Давай свяжемся по скайпу. ed-plet

  12. Const говорит:

    Эдик, приветствую тебя. На будущий год решили тоже встретиться, сюда можно подавать заявки, буду координатором. Сообщи всем однокурсникам, кого знаешь.

  13. Плетнёв Эдуард говорит:

    Костя привет. Спасибо за новогодний подарок. что мы нашлись и почти связались. Давай свяжемся по скайпу. Мой ed-pled Я по скайпу связываюсь с Киркоро, Нациком, Леной Ковалёвой. Ответь мне в кругу друзей. Звонил в Бобруйск передавал новогодний привет о встрече через год бывшего директора лицея Тамаре фурс. Мы все поздравляем твою семью с Новым 2012 годом. Желаем здоровья, упехов, творчества, спокойствия, радость от детей и внуков.

  14. Const говорит:

    Эдик, спасибо. Связь с однокурсниками можно держать по социальной сети, ты прав. И я уже выложил там кое-какие материалы. Если у тебя есть что-нибудь интересное, в смысле фотографий или воспоминаний, выкладывай. Сюда тоже было бы неплохо.

  15. Надежда говорит:

    Здравствуйте, Константин и все читатели Заметок!
    Пишу Вам из Орла.
    Моя бабушка, Соколина Матрена Александровна, училась в Новозыбковском пединституте до войны, приблизительно в 1933-1938 годах. Она преподавала русский язык и литературу. У нас не сохранилось никаких документов о ее учебе. Скажите пожалуйста, есть ли в пединституте музей или архив, списки выпускников, довоенные фотографии?
    Благодарю за любую информацию.
    С уважением, Надежда.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>