О народном просвещении в Новозыбкове. Часть II. Городская церковно-приходская школа имени Императора Петра Первого

В конце XIX столетия (1896 г.) в Новозыбковском уезде, включая Новозыбков, всего было 19 церковно-приходских школ (Новые и Старые Бобовичи, Старый Вышков, посады Злынка и Климов, с. Курозново, поселок Митьковка, Новое Место, д. Петровка, с. Радонежское (Внуковичи), с. Рогово, Новый Ропск, Семеновка, Туросна, Хотеевка и Чуровичи) и 38 школ грамоты.

Так, в заштатном городе Новое Место действовала церковно-приходская школа, открытая в 1885 г. Обучалось в ней 56 детей. Законоучителем состоял священник Булгаков П.С. Преподавал также почетный гражданин Дергожинский И.С., за что получал 114 рублей годового жалования.

Одна из школ грамоты открылась в 1896 г. в пос. Шеломы с числом обучающихся – 34 человека и единственным преподавателем – псаломщиком Серокуровым И.С.

В г. Новозыбкове наряду с «Братской» женской церковно-приходской школой весьма успешно функционировала и другая школа для детей. Располагалась она в самом конце ул. Чугуновской (ныне – Ленина), во дворе «Шведовской» богадельни (современное здание медицинского колледжа).

Здание школы им. Петра I
Здание бывшей школы им. Петра I (ул. Мичурина, 13)

Здание Шведовской богадельни (медицинское училище)
Здание Шведовской богадельни (ныне — медицинский колледж, ул. Мичурина, 11)

В начале прошлого века в этой части города в большинстве своем проживали рабочие спичечной фабрики и других предприятий. Учитывая потребность населения в учебном заведении на окраине городского поселения, местная власть и духовенство стали активно обсуждать вопрос о его обустройстве.

Волков Григорий Николаевич
Биографическая справка
Голова г. Новозыбкова - ВОЛКОВ Григорий Николаевич
Потомственный почетный гражданин. Городской голова с 13 мая 1984 г. В 1887 г. избран почетным мировым судьей. До этого занимал должность председателя Сиротского Суда.

Благодаря его стараниям на посту главы Новозыбкова в городе построены начальное училище и богадельня, открыта бесплатная амбулатория (медицинский пункт), обустроены мостовые и тротуары, очищено озеро, создан ассенизационный обоз (специальная служба для вывоза нечистот).

За время работы в должности головы приобретены здания для размещения в них городской Думы, Управы (бывшее здание пятой школы, ныне – многофункциональный центр), Канцелярии общества взаимного страхования.

При участии Волкова Г.Н. созданы Комиссия для оказания пособия бедным, где он являлся председателем, а также Добровольное пожарное общество, в котором он состоял почетным членом.

Входил в попечительский совет Новозыбковской женской гимназии. Староста Никольской единоверческой церкви. Награжден орденом св. Анны III степени.

У истоков возникновения церковной школы стояли упоминаемый в статье о «Братской» школе священник Александр Павлович Бурневский и городской голова Григорий Николаевич Волков.

протоиерей Александр Павлович БУРНЕВСКИЙ

Именно они обратились с ходатайством к сыну купца первой гильдии Шведова Ивана Львовича, известному благотворителю и меценату – Михаилу.

На переднем плане (справа) - Михаил Иванович Шведов

Протоиерей Бурневский А. и г-н Волков Г.Н. просили Шведова М.И. предоставить для нужд школы имевшуюся при богадельне баню, находившуюся в его распоряжении. Согласие на то было получено.

Открытие школы произошло в 1904 г. В следующем году здание капитально отремонтировали, подняли потолки, увеличили в размерах окна, приспособив тем самым для большего числа учеников. В результате школа стала двухкомплектной.

Историческая записка о школе

В 23 день июля 1910 г. по Высочайшему соизволению Государя Императора Николая II и на основании последовавшего затем Указа Святейшего Правительствующего Синода № 12.273 от 9 сентября, вследствие рассмотрения ходатайства Новозыбковского отделения Черниговского епархиального училищного совета от 14 декабря 1909 г., школе присвоено имя Императора Петра I. Это событие было приурочено к широко отмеченным в Российской империи юбилейным торжествам победы русского воинства над шведами в битве под Полтавой в 1709 г.

Уведомление об издании Священным Синодом УКАЗА о присвоении школе имени Петра I - 1910 г

Что касается внутреннего устройства, то школа состояла из трех классных комнат, учительской и общего коридора. Для учителя имелась отдельная квартира. Вокруг был высажен фруктовый сад.

Со дня открытия и до 1908 г. школой заведовал священник Вонифатьевской церкви Феодор Храмцов. Преподавали в большинстве своем лица духовного сана – диаконы Дометий Короткий, Иоанн Переверзев, а также Симеон Терлецкий.

С июля 1911 г. делами в школе стал руководить священник Александр Васильевич Бутырский.

Несколько слов об отце Александре. Родился в 1871 г. в семье священника. Окончил Черниговскую духовную семинарию по 1-му разряду, после чего был определен псаломщиком в Михайловскую церковь с. Голубовка. Состоял заведующим Рахмановской и Волокитино-Кустичской церковных школ Стародубского уезда, затем законоучителем при Нежинском девичьем монастыре. Был женат на Надежде Николаевне Прудниковой. Воспитывал собственных четырех детей.

СВЕДЕНИЯ о службе о. Александра Васильевича БУТЫРСКОГО СВЕДНИЯ о службе Михаила Ивановича ШВЕДОВА

В должности попечителя Петровской школы состоял вышеупомянутый Михаил Иванович Шведов (он же являлся попечителем 2-го Новозыбковского низшего начального училища, начального училища с. Добродеевка, а также директором Новозыбковского городского общественного банка).

Много можно рассказывать о благих делах, которые свершали представители этой фамилии для города и жителей уезда. Шведовы жертвовали на строительство храмов и монастырей. На их средства была построена одна из красивейших городских церквей – Вонифатиевская, за что в народе получила название Шведовской. На территории храма находилась родовая усыпальница Шведовых.

Немалые деньги Шведовы выделяли для обустройства Малино-Островского монастыря в честь Рождества Пресвятой Богородицы (разрушен до основания в годы советской власти). Располагалась обитель на берегу реки Ипуть, недалеко от рабочего поселка Вышков.

В 1895 г. брат Михаила Ивановича – Афанасий Шведов пожертвовал 1000 рублей Максаковскому Троицкому единоверческому монастырю.

Их отец – Шведов И.Л. после своей смерти завещал раздать 100 тыс. рублей на различные нужды. Для этих целей даже была создана специальная комиссия под руководством городского головы, которая тщательным образом следила за исполнением воли почившего.

Однако вернемся к рассказу о школе. Первой учительницей в ней была Шпакова Евдокия Константиновна, окончившая 8 классов женской гимназии. Преподавали в школе и другие выпускницы гимназии – Богданова Александра Михайловна, Шпакова Анна Константиновна.

Обучением детей также занимались специалисты из других учебных заведений – Нагурная Елена Ивановна (дочь чиновника), Яновская Иулиания Васильевна (окончила епархиальное училище) и выпускница Мариинского Виленского (Вильнюсского) училища, дочь начальника Полесских железных дорог – Зинаида Антониновна Семенчук.

Школа была смешанная, с одинаковым числом мальчиков и девочек, общее число которых не превышало 125-ти.

Финансирование осуществлялось за счет выделяемых Городской Управой средств и частных пожертвований.

Традиционно уроки начинались 1 сентября. В старших классах ежедневно проходило пять уроков, в младших – три либо четыре. Бесплатно преподавалось рукоделие.

По причине бедности у многих учеников отсутствовали письменные принадлежности и книги для внешкольного чтения. Часто отмечались пропуски занятий, поскольку нужда и отсутствие средств к пропитанию заставляли детей работать.

В целях повышения уровня грамотности при школе организовали библиотеку, для которой приобрели литературу и различные пособия. В ней имелось 139 наименований книг (произведения Толстого Л.Н., Достоевского Ф.М., Гоголя Н.В. и др. авторов), шведские счеты, арифметический ящик, картины по Закону Божию, глобус, карты по географии и Палестины, зоологии и ботанике. Использовалась разборная модель человека.

Итоговые экзамены дети сдавали ежегодно в первой половине мая. Занятия заканчивались не позднее 10-го числа. По состоянию на 1914 г. школу окончило 76 человек.

По окончании обучения мальчики, как правило, поступали работать на спичечную фабрику Торгового Дома «М.М. Волков и сыновья», а девочки устраивались в рукодельный класс при Новозыбковском благотворительном первом начальном училище.

Здание, в котором размещалась Школа им. Петра I. Фото: А.Дмитроченко, ~2010 г.

В советское время в здании Петровской школы располагались Новозыбковский пединститут, затем — медицинское училище (ныне — колледж). В 2012 г. в ходе капитального ремонта ветхая деревянная часть была полностью демонтирована. Новое кирпичное строение на месте бывшей школы выглядит теперь так (фото Анны Дмитроченко).

То же здание после перестройки в 2012 г. Фото: А.Дмитроченко.

Продолжение следует…

См. также:

24 комментария:

  1. Андреев К. говорит:

    Удивительный город наш! Кто бы мог подумать! Вторую часть прочитал на одном дыхании! Спасибо большое!
    Возник интерес: Малино-Островский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы (который был разрушен до основания в годы советской власти). Располагалась обитель на берегу реки Ипуть, недалеко от рабочего поселка Вышков. Что либо осталось? Может фундамент? Может памятный знак? Какой же замечательный у нас край!

    • Александр Дудников говорит:

      Добрый вечер!спасибо за добрый отзыв на статью.к сожалению,сейчас на месте монастыря растут деревья и трава. Я был там в 2008 г.
      Интересовался историей этой обители покойный краевед Поддубный А.И.
      Я с ним разговаривал на этот счет. Даже фото не сохранилось. Как выглядел монастырь-сложно представить. Но описание его есть. Имеются кое-какие документы. Но это крупицы.
      Местные энтузиасты установили памятный крест там,где была алтарная часть одного из храмов.
      Фрагмент мраморного надгробия помню.
      На ж/д вокзале станции Вышков стоит часовня,которая принадлежала монастырю. Ее отреставрировали.
      Имеются сведения о настоятельницах монастыря.
      В руках приходилось держать альбом,принадлежавший одной из последних настоятельниц.
      В нем имелось прижизненное фото св.прав. отца Иоанна Кронштадского

      • Неуч говорит:

        Если не ошибаюсь, то где-то возле Ипути недалеко от Вышкова есть монастырь, который, вроде как, восстанавливается… не о нем ли речь идет? Не исключено, что в 2008г. там было ровное место, уже десять лет прошло…

        • Александр Дудников говорит:

          Здравствуйте!
          О восстановлении монастыря недалеко от Вышкова мне ничего неизвестно.
          Знаю что есть Каменская старообрядческая обитель рядом со Злынкой. Но в каком она сейчас состоянии, сколько в ней насельников и проводятся ли работы по ее обустройству — сказать не могу

  2. Замечательная, интересная статья. Браво Александр Петрович!!! Вы даёте нам всем огромную радость, открывая неизведанные до селе страницы истории любимого города, продолжая тему традиций Православной благотворительности, Народного просвещения и Образования. Ещё раз пожелаю Вам новых открытий и достижений на просветительском поприще!!! Сердечно Благодарствую: С глубочайшим уважением и совершенным почтением к Вам!!!

    • Александр Дудников говорит:

      Благодарю,Олег Григорьевич,за столь теплый отзыв на статью!
      даст Бог и дальше будем открывать доселе неизвестные страницы из прошлого родного Новозыбкова.

  3. Раиса говорит:

    Интересные материалы нашёл наш земляк, автор статьи. По всему чувствуется, что человек он религиозный, воцерковлённый. А я вот читаю и во мне два внутренних голоса спорят, каждый приводит аргументы и контраргументы. Если бы я прочитала эту статью лет эдак 20 назад, приняла однозначно положительно. В те времена я прочитала много литературы об оптинских старцах, Серафиме Вырицком , Серафиме Саровском и других замечательных подвижниках, прослушала курс лекций Осипова и других богословов, посетила более сотни храмов и монастырей, проштудировала «Новый завет» и посетила все святые места в Израиле и Палестине — без фанатизма, больше с культурологических позиций.
    Но вот, общаясь с большим количеством людей, я слышала от них много негатива в отношении священников. Естественно, говорила, что Бог, Творец, Создатель, Высший Разум — сакральные, святые понятия, вне критики, а священники люди, как и мы, тоже грешные.
    В последние годы узнала столько негатива о священнослужителях, как в католической, так и в православной церкви, что мои взгляды пошатнулись! А уж роскошь нынешнего патриарха стала притчей во языцех: дворцы, квартиры, яхты, кортежи, баснословно дорогие часы — зачем? Христос ходил в рубище, а на его имени за две тысячи лет тысячи людей сделали себе состояния.
    По этой причине стала уже сомневаться в оценке церковно-приходских школ. Но я же не жила в 19 веке, поэтому не знаю, как там было на самом деле. То ли священники переродились нынче? То ли они всегда такими были? Вот профессор богословия Андрей Кураев стал справедливо критиковать церковников — его выгнали в шею.
    Час назад наткнулась на замечательный ролик — как же не похож этот священник на большинство из них! Как логично, по-христиански рассуждает! Честно скажу — обрадовалась, что не все ещё продажные иуды, есть и порядочные люди! Он как раз говорит об образовании — как умно — и не только о нём одном, а также о лицемерии на примере сегодняшней российской действительности. Посмотрите, послушайте интересного человека. Есть над чем задуматься.
    https://youtu.be/WyPTSkY7lGo

    • Александр Дудников говорит:

      Здравствуйте,Раиса!да,все верно.в Вашем комментарии есть ключевое слово,которое выражает наше отношение к вере-мы ШТУДИРУЕМ(к сожалению).
      а вот за этим внешним штудированием суть веры и ее смысл в сердце наше вместить не можем.
      Что касается священства — будем помнить,что Христос глава церкви.
      А еще в таком случае я всегда вспоминаю слова св.Амвросия Оптинского: «Знай себя-и будет с тебя».
      Каждый даст ответ за свои дела(добрые или худые).и кому многое дано,с того многое и спросится.
      И еще. Лично я с любовью отношусь к матери-церкви. И помню, кому церковь не мать,тому Бог не Отец.
      простите меня.
      доброго Вам дня

      • Раиса говорит:

        Спасибо, Александр, за ответ. Вашу позицию поняла, оспаривать не вправе. Согласна, что слово «штудировать» не самое удачное. Здесь я подразумеваю необходимость знания библии и мифологии каждым образованным человеком хотя бы для того, чтобы читать картины в музеях.
        Червь сомнения точит мой мозг. В СССР умные люди критиковали партию. Их гнобили, вместо того чтобы избавиться от тех кто её дискредитировал. В результате Союз рухнул. Церковная власть, вместо изгнания гомосексуалистов, выгнала обличителя Кураева. Я не думаю, что он хотел вреда церкви, скорее её очищения от скверны.
        Этими ошибками очень умело пользуются сектанты. В Новозыбкове, как и в других городах и странах, на каждом шагу пристают свидетели Иеговы. Они и другие сектанты переманивают в свои сети православных. А теперь вот и украинскую церковь потеряли. Думаю, что это не последняя потеря.
        Никого уже не успокоишь словами утешения о том, что каждый ответит за свои дела там, на небесах. Люди хотят, чтобы добро и справедливость воцарились на земле, здесь и сейчас! Каждому русскому патриоту больно видеть, какими темпами вымирают православные славяне, а церковники поддерживают преступную власть и купаются в роскоши. Завершу свои мысли словами русского поэта Николая Зиновьева.
        В степи, покрытой пылью бренной,

        Сидел и плакал человек.

        А мимо шёл Творец Вселенной.

        Остановившись, Он изрек:

        «Я друг униженных и бедных,

        Я всех убогих берегу,

        Я знаю много слов заветных.

        Я есмь твой Бог. Я всё могу.

        Меня печалит вид твой грустный,

        Какой нуждою ты тесним?»

        И человек сказал: «Я — русский»,

        И Бог заплакал вместе с ним.

    • Александр Дудников говорит:

      И еще. Относительно «роскоши патриарха».
      По профессии я юрист и верю только документально подтвержденным фактам. Вот как раз таких документов о богатстве святейшего лично мне встречать не приходилось.
      Кроме провакационных роликов и несоответствующих действительности сведений — по сути этого вопроса ничего и нет.
      А вот то как говорит патриарх Кирилл,а главное о чем — этого с избытком хватает. Только не каждому дано вместить эти слова в сердце свое и брать за образец поведения.
      Нам «жареное подавай»!!!

  4. Раиса говорит:

    Кстати, обратите внимание на комментарии — почти 8 000 восторженных отзывов!

  5. Anna D. говорит:

    Уважаемый Александр Петрович, спасибо Вам за еще одну интересную статью! Мне она особенно дорога, ведь я сама училась в этих стенах, когда там был биофак НГПИ. О том, что в основном здании была богадельня, мы, студенты, знали, а вот об этой школе я услышала уже значительно позже. Какие замечательные материалы Вы находите об истории города! Отдельное «спасибо», что так щедро делитесь ими с читателями сайта.

    • Александр Дудников говорит:

      Благодарю,Анна Петровна!
      Постараюсь продолжить тему образования в уезде и написать третью часть.
      материал есть на этот счет.
      Рад Вам всегда.

  6. Борис говорит:

    В глаголе «штудировать» нет отрицательной коннотации. Он означает «изучать» и происходит от латинского studire. Отсюда, вероятно, «студент», «штудии», «студия». Иное дело, что «штудировать» звучит архаично и применяется с ироническим подтекстом, зачастую, но у Раисы этого нет. Чтобы веровать, нужно знать, во что, мнится мне.

    • Александр Дудников говорит:

      Я о другом,ув. Борис. Книжники и фарисеи знали все и тщательным образом исполняли закон и все предписания. Однако,увы…

      • Борис говорит:

        Я далёк, ув. Александр, от богословских вопросов и дискутировать на эти темы мне сложно, но есть и другая крайность, разве нет? Когда веру подменяет ритуал, следование ему, совершенно слепое, а зачастую и подменяемое суевериями. Можно ли быть христианином, ничего о христианстве не ведая?

        • Тарас Фролов говорит:

          И лайки отключили. А верующие у нас, сами понимаете, переобутые.

          • Anna D. говорит:

            Тарас, лайки были только в Новостях и «Глазе народа», там и остались. В Ретроскопе и блогах их не было.

  7. Раиса говорит:

    Сказал Христос: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры». Именно о лицемерии говорит священник, ссылку на которого я дала. Кто лучше патриарха знает священное писание? Правильно, никто. А живёт по Христовым заповедям? Вот его слова: «Церковь объединяет всех не во имя достижения политических или каких-то иных человеческих целей, а только ради вечного спасения людей, которое начинается здесь, на земле, через устроение мирной и справедливой жизни для всех».
    Ради мирной жизни он и его священники благословляют войны в Украине и Сирии? Список уже известных погибших русских солдат составляет 4 500 человек. Мирных граждан на Донбассе погибло более 10 000 человек. Сколько погибло сирийцев и украинцев, я не знаю, но за всех болит душа. Никто из них не хотел умирать. У всех остались родители, вдовы и сироты, горе их безмерно.
    О справедливой жизни. Патриарх имеет шикарную квартиру в доме на Набережной, резиденцию, виллу в Геленджике, а также дома на Рублёвке, рядом с дачей Димона, в Троице-Лыково и на Соловках. Кроме того, яхту и парк иномарок. А ещё 55 митр стоимостью от тысячи долларов и выше каждая.
    Будучи в Новгороде он сказал: «Всё, что мы видим вокруг, этот соблазн, вся эта богатая и роскошная жизнь — всё это дьвольская приманка». После этого он сел в роскошный мерседес и уехал в сопровождении шести кадиллаков. Так кто фарисей? Кто клюнул на дьявольскую приманку? Кто служит золотому тельцу?
    А вот глава сербской православной церкви, патриарх Павел все свои 95 лет был примером скромности во всём. Ездил общественным транспортом и ходил пешком. Вот он служил Христу личным примером.
    Лицемерие, ложь, фарисейство — отличительные черты нынешней религиозной и светской власти, которые сообща дурят головы легковерным гражданам. Лучше и образнее Валентина Гафта тут не скажешь.
    «Гнойник созрел, лишь надави и брызнет, И потечёт рекой кровавый гной. Народ российский разучился мыслить. Им делают инъекции останкинской иглой. Таких подонков не было во власти. Так на Земле ещё никто не лгал. Он возбуждает низменные страсти, Чтоб русский украинца убивал».

    • Тарас Фролов говорит:

      Вы так поаккуратнее на данные темы высказывайтесь. А то комментарии и к этой статье отключат. Не надо про по… священников тут, не любят тут когда РПЦ поносят. По поводу войн не согласен. Про по…, священников, самое то!

  8. Dormidont говорит:

    Ну надо ,назвать школу имени Петра первого!Этого перевёртыша!В честь садиста,в честь человека который эту веру уничтожал!Для него люди -мусор,генетический мусор был!После пребывания за» бугром» вообще рехнулся… Почитайте историю.

  9. Dormidont говорит:

    Кто Россию на дыбы поставил?Кто ЛИЧНО любил устраивать казни?При кои всё русское,народническое было принято осмеивать и уничтожать?Ему видите ли нужно было русского за уши втянуть в европейский камзол!Почитайте И.Аксакова,Ключевского…Почитайте Милюкова:Тяготы крестьянства возросли в три раза в связи с новой петровской реформой,А деятельность Петра разорила Россию и привела к её уменьшению! Ценой разорения России она была возведена в ранг европейской державы. А?как Вам?

  10. БорисМ говорит:

    Спасибо всем тем, кто работает и оказывает содействие в восстановлении из праха нашего прошлого. Информация эта бесценна, потому, что через прошлое мы познаем себя и отождествляем себя со своим народом, культурой историей и духовностью. Получая ответы как жить и как реагировать на окружающий мир. Мы знаем, что «Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Мф.22:29, 31, 32) и «Чаем воскресения мертвых» (11 Символ Веры), по этому отрадно, когда узнаем имена тех, кто любил, переживал и созидал свой любимый и родной край, кому не была без различна жизнь близкого, а значит и своя. Упокой Господи души поминаемых здесь рабов Твоих и прости им всякое прегрешение, вольное и не вольное, и даруй им Царствие небесное! А мне , грешному — даруй вразумление.
    В статье приведены факты из прошлой жизни нашего Новозыбкова по части формирования системы образования. Стремления людей сделать более грамотными в естественных науках и быть полезными для общества. А так же показано стремление и желание к этому высших слоев населения и духовенства.

    • Александр Дудников говорит:

      Благодарю, уважаемый Борис Анатольевич,за высказанное отношение к написанному и проделываемой работе.
      Согласен,нужно знать не только территориально,по названию, то место,где родился и вырос. Но прежде всего помнить имена. Имена родных и близких,почивших и живых. Тех,кому мы обязаны своим существованием.
      Важно знать,как они жили,в чем находили смысл и где черпали силы. Что формировало их духовный и культурный компас.
      И Вы правильно заметили,что у Бога живы все. А поэтому и нам не стоит слыть за Иванов родства не помнящих. Следует бережно хранить память о людях в своих сердцах и передавать эту память будущим поколениям.
      Подавать свой личный пример. Здесь и сейчас. Потом — может не быть.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>