Редкая фотография: вокзал станции Новозыбков в начале XX века

Дорогие друзья, хочу Вас познакомить с недавним ценным приобртением — фотографией железнодорожного вокзала в Новозыбкове, сделанной в первой половине XX века.

Примечательно, что вокзал — казалось бы, одно из ключевых зданий в городе — не был [1] запечатлён на дореволюционных почтовых открытках с видами Новозыбкова, хотя другие крупные здания — женская гимназия, реальное училище, банк — присутствуют на открытках многократно. Тем ценнее эта фотография с видом новозыбковского вокзала почти столетней давности.

Снимок сделан со стороны путей и относится, вероятно, к самому концу 10-х или к 20-м годам прошлого века:

Видно, что двухэтажная часть вокзального здания была перестроена (разрушена во время войны?) — сейчас она выглядит значительно проще:

Точку для современного снимка мне пришлось искать всплепую (т.е. не имея при себе старой фотографии) и с риском потерять свободу [2], но нашёл почти правильно. Истинная точка находится, вероятно, выше и чуть ближе к вокзалу вдоль путей.

Вот фрагмент старой фотографии более крупно:

Оказывается, что башня в Новозыбкове была точно такой же, как и на других станциях вдоль дороги Брянск-Гомель [3]. Наверное, она тоже пострадала во время войны и завершение было изменено в послевоенные годы.

Собственно говоря, из-за типичности как здания вокзала, так и башни, можно было бы вообще усомниться, что перед нами Новозыбков. Однако, приглядитесь к снимку — на заложенном окне во втором этаже здания различима надпись Новозыбковъ. Вот увеличенный этот кусочек фотографии:

А это современный вид той же части вокзала:

Наконец, приведу крупным планом группу людей на вагоне, позирующую перед фотокамерой:

Здесь интересная деталь находится в левой части снимка: на стене вагона — надпись «РСФСР». Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика была образована в 1918 году. Но в том же 1918 году была произведена и реформа русского языка, отменившая твёрдые знаки на концахъ словъ. Вряд ли вывеска Новозыбковъ после реформы долго пребывала именно в таком виде. Так что, снимок, вопреки утверждению предыдущего его владельца, вряд ли дореволюционный, но и не сильно более поздний.

Буду признателен за комментарии и уточнения.

Примечания
[1] Вообще говоря, я не могу с уверенностью утверждать, что новозыбковский вокзал не был запечатлён на почтовых открытках начала XX века. Но вероятность этого весьма велика. Во всяком случае, по открыткам, изданным типографским способом в сериях т-ва К.П./Суворина, кн.магазинов Баркмана, Губарева, белых пятен осталось очень мало, и среди сюжетов известных мне открыток в этих сериях вокзала нет.
[2] Работники станции едва не сдали меня в руки полиции, завидев на путях с фотоаппаратом, но всё же поверили, что я не террорист, за что моя им благодарность и уважение.
[3] См., например: башня в Почепе, башня в Унече.

22 комментария:

  1. Ирина говорит:

    Как интересно! Спасибо Александр! А где же Вы нашли этот снимок???

    • Александр Карпов говорит:

      Ирина, дело в том, что я давно собираю старинные открытки с видами Новозыбкова, и многие коллеги-коллекционеры знают, что мне интересна новозыбковская тема, поэтому если им что-то попадается о Новозыбкове на продажу, мне сообщают. Вот и на этот раз один добрый человек прислал предложение, от которого я не мог отказаться :)
      Спасибо за отзыв.

  2. Анна Дмитроченко говорит:

    Спасибо, Александр, за очередную замечательную фотографию старого Новозыбкова! Мне, как и всем, кто интересуется прежним обликом нашего города, было очень интересно её разглядывать и сопоставлять с современным видом. Как думаете, что могло быть в деревянном здании без окон между водонапорной башней и двухэтажным зданием вокзала? И очень жаль, что наша башня потеряла свой первоначальный вид, она и сейчас кажется красивой, а могла бы быть ещё лучше! Жаль, что здание вокзала закрыто составом, хотелось бы понять, что же в современном здании осталось от старого? Вдали виден пакгауз, кажется, он, похоже, тоже уцелел, только прежде его связывал со зданием вокзала ряд построек, а теперь там пустое пространство. Мне кажется, что люди сняты на фоне знаменитых теплушек гражданской войны, в которых помещалось, как писал поэт «сорок человек, восемь лошадей».

    • Александр Карпов говорит:

      Анна, спасибо за отклик!
      Одноэтажная часть вокзала, судя по фото, осталась практически в первоначальном виде.
      Про постройку между вокзалом и башней сказать ничего не могу — надо у знатоков железных дорог спросить, что это за сооружение.

    • Galina говорит:

      Papa wspominaet: Basnia , wodoi is kotoroi saprawliali parowosi, wernee ee werhnaj zast ,is derewa, wostanawliwalas woennoplennimi nemzami, oni prosiwali w woennom gorodke po ul. Kommunistizeskoi i w skole N2(Gimnasij). krome basni na woksale oni wosstanowili nebolsoi kirpiznii dom (sprawa), kuda bila prowedena woda, a kran bil snarusi, posetiteli woksala, a takse passasiri poesdow , kotorie ostanawliwalis w Nowosibkowe, pili ili nabirali wodu w butilki.
      I ese (prawda ne w temu) , woennoplennie rasbirali Hori (torgowie riadi, na plosadi) i is etogo kirpiza postroili elektropodstanziu po ul. Samisewskoi).

  3. Const говорит:

    Поздравляю, Александр! Для истинного коллекционера это настоящая находка и раритет. А для новозыбковцев — наглядное погружение в свою историю, можно даже сказать, приоткрытие новой страницы фотолетописи города. Невольно вспоминается Пушкин: » О сколько нам открытий чудных,/ готовит…» этот сайт. Между,прочим, такая водонапорная башня стоит совсем недалеко — на станции Туросна, причем совсем без дела и в хорошем состоянии (Нестерова то там нет, чтобы снести). Вот можно было бы и перенести, а то наша в картонно-пластиковом кожухе уж совсем уродливо выглядит. Вообще, нашу станцию «возрождали» люди далекие как от архитектуры, так и от общих принципов эстетики. Посему и имеем то, что сейчас есть.

  4. boris говорит:

    Мне рассказывали очевидцы, что разрушенную в руины водонапорную башню отстраивали немецкие военнопленные, после Второй Мировой Войны. Сработана она качественно, а деревянные детали заменялись неоднократно, это понятно. В Германии, на небольших станциях восточной её части, стоят совершенные близнецы новозыбковской. Мне эта очередная находка А. Карпова интересна ещё и тем, что в эти бурные годы, мой отец ездил в таких теплушках, с солдатами, в Гомель, где спекулировал спичками, а на вырученные деньги резался в карты, иногда бывая в большом барыше. Было «бизнесмену» тогда лет десять… Носил чёрт раскатывать на грузовых поездах и меня, совсем в иные времена.

  5. Constant говорит:

    На фото нет ничего что связано с Украиной,а ведь до 1919 года мы были в составе именно её,может это фото после 19 года

    • Александр Карпов говорит:

      Говоря «до 1919 года», Вы имеете в виду «с 1918 по 1919 гг»? В состав независимой Украины, если я правильно понимаю, Новозыбков входил только в это время. А ещё интересно, что именно, связанное с Украиной, могло быть на фотографии?

  6. boris говорит:

    Новозыбков входил в Директорию гетмана Скоропадского? Новость для меня.

  7. Constant говорит:

    Я имею в виду со дня своего образования он до 19 года всегда был на территории малороссии Черниговской губернии но в составе российской империи, т.е. до 19 года по сути мы были украинцами, но потом раздел ,независимость в Украинкой державе (директории), далее в составе украинской народной республике во главе с Грушевским, , т.е. Новозыбков в Великороссию вошёл в 1919 году или даже в 24 в составе Брянской губернии рсфср, ну и на фото могли быть какие нибудь геральдические знаки на здании или знаки на вагонах.

    • boris говорит:

      Я не справлялся в специальной литературе, но в дореволюционной Росийской Империи никакого административного деления, кроме губернского, не было. Малороссия, Белая Русь, Новороссия, Войско Донское и прочее, и прочее, были только традиционными названиями исторических областей. То есть, в моём понимании, и Орловская губерния, и Черниговская были губерниями, административными единицами Российской Империи, или проще-России. Украина как понятие была сугубо этническим, а не государственным. Точно ответить на этот вопрос может факт оккупации Новозыбкова кайзеровской Германией, или он избежал таковой. По Брестскому миру, именно Украина в границах Директори подлежала оккупации. Пардон, если я ошибаюсь.

      • Constant говорит:

        Да, наш город был оккупирован кайзеровской германией до декабря18 года, а потом немцы просто ушли из города ввиду революции в самой германии.

  8. Галина говорит:

    Александр,спасибо,что делитесь с нами такими интересными ,просто золотыми крупицами истории нашего городка!

  9. Главный Буржуин говорит:

    Снимок однозначно послереволюционный. Голодранцы на крыше вагона очень самоуверенны. Всем своим видом, позой пытаются продемонстрировать, кто щас в стране хозяин и кто поведёт её к светлому будущему. :-)))))))

  10. Сергей говорит:

    Господа, кто-нибудь знает?
    а) В каком году было построено здание вокзала?
    б) Кто архитектор?
    в) В каком году архитектор умер?

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>