Уроженец села Брахлов Новозыбковского уезда (сегодня Климовский район) Александр Степанович Лашкевич родился 19 июля 1842 г. Происходил из дворян, уходящих корнями в глубокую древность. Его предки находились в родстве со многими старинными малороссийскими фамилиями – Гудовичами, Немировичами-Данченко, Косачами, Галаганами, Милорадовичами, Миклухо.
Прадед Александра Степановича – Степан Иванович – был женат на дочери прилуцкого полковника Галагана, служил в стародубском полку, а затем занимал должность председателя Новгород-Северского земского суда. После себя оставил дневник, написанный в 1768-1782 гг., о котором в «Киевской Старине» за 1887 г. № 12 была напечатана статья Ф.Д. Николайчика «Род Лашкевичей и дневник одного из них». Был крупным землевладельцем, располагал имениями в Брахлове, Любечанах, Павлове, Шомове, Обтенях, Бровничах и Тимоновичах Новозыбковского уезда, Ущерпье – Суражского уезда, Норицы (Галагановка), Железном Мосте и Гремячке Новогород-Северского уезда, а также в Стародубе и Погаре.
Дед Александра Степановича – Иван Степанович, дослужился до полковника. Состоял в браке с дочерью Черниговского генерал-майора П.С. Милорадовича. В возрасте 20 лет во время службы в Измайловском полку перевел с английского книгу Г. Франкли, которую издал в 1781 г.
Склонность к писательству унаследовал и отец Александра Степановича – Степан Иванович. Он составил «Исторический очерк стародубских раскольничьих слобод». Однако напечатан этот труд не был и в рукописи хранился у сына.
Все предки Лашкевича А.С. как по мужской, так и по женской линиям были видными малорусскими земцами. Любовь к родной земле и земскому делу от них унаследовал и Александр Степанович. Эту черту в своем характере он развил и усилил в конце 50-х – нач. 60-х гг. позапрошлого столетия, в то время, когда в молодом поколении формировалась потребность в бескорыстном служении народно-земскому делу.
Обращает внимание тот факт, что отец и дед Лашкевича А.С. имели большой интерес к книжному делу. Сам Лашкевич А.С. продолжил семейные традиции хранителя знаний, собрав при жизни уникальную домашнюю библиотеку, которая могла служить украшением не только частного кабинета какого-нибудь специалиста, но и общественного научного учреждения.
Эти две черты – любовь к Родине и земству, внимание и интерес к книжному делу – красной нитью проходят через всю жизнь Лашкевича А.С.
Детство и юность Александр Степанович провел в Киеве, где жил его отец со своим семейством. Образование получил в Первой Киевской гимназии, а затем в университете св. князя Владимира, который окончил в 1864 г. со степенью кандидата историко-филологических наук.
По окончании университета Александр Степанович поступил на службу в канцелярию Киевского генерал-губернатора Безака, откуда был назначен на должность мирового посредника в один из уездов губернии. После этого служил председателем поверочного отделения в г. Звенигородке, затем – председателем съезда мировых посредников в Гайсинском уезде Подольской губернии.
В том, что по окончании университета Лашкевич не пошел по обычному пути большинства своих сверстников, ясно усматривается, что основной его идеей и целью была земская деятельность, для развития которой в начале 60-х годов XIX века было много сделано Императором Александром II и правительством. На тот момент это был один из важнейших вопросов общественной жизни России вообще и юго-западного края в частности.
Следуя идее народного служения и развития земства, Лашкевич А.С. оставляет свою службу и переселяется в родную ему Черниговщину, где после введения новых учреждений требовались энергичные молодые люди, способные к активным действиям и принятию смелых решений.
Лашкевич А.С. возвращается в свое родовое имение – село Брахлов, где всецело посвящает себя общественному служению в качестве гласного земства (Новозыбковского уезда и Черниговской губернии) и мирового судьи. В течение 9 лет занимает должность председателя Новозыбковского съезда мировых судей.
С открытием в Новозыбкове реального училища Лашкевича А.С. избирают почетным попечителем этого учебного заведения.
Именно он выступил инициатором создания в городе первой общественной библиотеки, которая стала работать в 1879 г. и располагалась в здании управы.
Перед отъездом в Киев в 1887 г. Лашкевичу А.С. по предложению князя Долгорукова Н.Д. была выражена признательность и благодарность за честное и самоотверженное служение на благо народа и развитие Новозыбковского уезда.
В Киеве Лашкевич А.С. начинает печататься в одном из крупнейших историко-этнографических журналов Малороссии – «Киевской Старине».
Незадолго до смерти редактора журнала Лебединцева он приобретает у него это издание и с 1888 г. начинает руководить им в полную меру. Далекий от всевозможных личных выгод и расчетов, Лашкевич не щадит собственных средств и направляет все свои силы на поиск опытных специалистов в области журналистики. Чтобы поднять достоинство печатного издания, Александр Степанович посвящает основной материал восстановлению местной истории, выяснению характерных особенностей народного мировоззрения, художественного творчества и сложившихся историко-бытовых отношений в южной Руси.
Он старался не только улучшить содержание журнала, но и придать ему более изящный и эффектный внешний вид.
По мнению одного из современников, «Киевская Старина» под редакторством Лашкевича А.С. «расширилась до пределов крупного литературного предприятия и приняла вид издания, раньше никогда не появлявшегося в провинции».
Весной 1889 г. здоровье Александра Степановича пошатнулось. По совету медиков он отправился на лето в деревню. По возвращении вместо ожидавшегося улучшения физического состояния у него был отмечен упадок сил.
Несмотря на поразивший недуг, Лашкевич А.С. продолжал думать о «Киевской Старине». Когда по причине расстроенного здоровья и некоторым личным обстоятельствам, затруднявшим издание журнала, один из знакомых посоветовал ему завершить эту работу, Александр Степанович с твердостью ответил: «Я душу свою положил в это дело, и не могу от него отказаться». За несколько дней до смерти, желая выразить, насколько ему дорог журнал, он произнес: «Киевская Старина» — это мое третье дитя» (после себя Лашкевич оставил двоих детей).
В Киеве Лашкевич лечился карлсбадскими водами и стал чувствовать себя лучше. Однако в середине сентября с ним случился апоплексический удар, после которого он уже не оправился. Образовавшийся карбункул (острое гнойно-некротическое воспаление кожи и подкожной клетчатки) сделал положение больного опасным. В ночь с 30 на 31 октября удар повторился и в 10 часов вечера 31 октября он скончался.
Сотрудники журнала потеряли доброго, отзывчивого человека и преданного своему делу издателя-редактора, готового жертвовать всем.
Погребение Александра Степановича состоялось 2 ноября. В половине девятого утра тело покойного внесли в Георгиевскую церковь, где при значительной группе друзей и работников «Киевской Старины» кафедральным протоиереем была совершена панихида.
В полдень гроб вынесли из церкви на руках. Он был украшен венками с надписями «от друзей и товарищей по изданию «Киевской Старины», «от женщин-друзей», «от молодых украинцев».
Несмотря на ненастную погоду и мокрый снег, почитатели проводили Александра Степановича на Аскольдову могилу, где в некрополе среди прочих захоронений он и нашел себе последнее упокоение.
Перед опусканием гроба в могилу товарищ покойного по университету и один из его близких друзей Житецкий Павел Игнатьевич (русский филолог и этнограф, член-корреспондент Петербургской Академии наук, доктор русской словесности, автор исследований по поэтике) произнес глубоко прочувственное слово:
Я хочу напомнить здесь давние, давние годы, когда мы с тобою в дружной толпе товарищей наших готовились к жизни, — напомнить золотую пору юности нашей, когда люди с песнями горе встречают, с песнями его и провожают.
Ходили мы с тобой в ту пору по этим дивным урочищам Киева, не раз были и здесь, где теперь хороним тебя. Припоминали мы в этих прогулках давнее историческое прошлое Киева, задумывались над исторической судьбой родной земли нашей.
Из Alma mater нашей, из университета киевского, мы вынесли глубокое уважение к сознательной общественной деятельности, к сознательному труду для блага родины нашей. Мы вынесли из него горячие симпатии к народу русскому в его действительном, а не выдуманном существовании.
Мы вступили на путь общественной жизни при самых счастливых предзнаменованиях. Тогда во всех концах русского мира раздался благодатный призыв к честному труду на пользу народа, выходившего из крепостной неволи. Святым трепетом отозвался этот призыв в сердцах наших, и ты пошел вместе с другими сеять доброе семя на родной ниве своей.
Прошли годы.
Я не знаю, как мы исполнили наши задачи, как мы осуществили заветные мечтания юности нашей. Знаю только, что мы никогда не были довольны собою, что мы часто искали в самих себе причины наших разочарований и разбитых надежд наших. Знаю также, что вокруг нас выросло новое племя, появились новые люди, а вместе с ними и новые веяния, которые уже не ласкают нас весною юности нашей.
И вот, чтобы сберечь остатки юности, ты пришел к немногим друзьям своим на помощь в ту минуту, когда они чувствовали нравственную потребность сказать новым людям, что новое не вечно будет новым, и что в нем нет прочных залогов жизни без широкого исторического самосознания.
Ты пришел к нам в ту минуту, когда оборвался голос «Киевской Старины», и снова, под твоим влиянием и воздействием, раздался этот голос, как живое слово правды и добра, как искреннее и честное слово, которое не всуе произносится, но от сердца отрывается.
Не знаю, умолкнет-ли этот голос навсегда, — но не забудется подвиг твой, с которым ты слил все свое существование до самых последних минут твоей жизни, не забудется среди людей, которые знали тебя, симпатичный и светлый образ твой с неисчерпаемой добротой души твоей – незлобивой и кроткой.
Пусть же родная земля покроет тебя, обнимет тебя, как мать родного сына своего!…
Прощай, добрый товарищ и друг мой!
Около 3 часов дня родственники, друзья и коллеги разошлись с кладбища. На имя вдовы покойного и редакции были получены сочувственные телеграммы от редакций журналов, общественных учреждений и частных лиц. Память Лашкевича А.С. почтили в Киевском и Харьковском исторических обществах.
Заседание исторического общества имени Нестора Летописца, членом которого Лашкевич А.С. состоял с 13 марта 1888 г., открылось речью его председателя профессора Владимирского-Буданова М.Ф.:
Хотя покойный Лашкевич А.С. играл не первенствующую роль в этом великом деле, но от участников преобразований в крае, предначертанных правительством, и не требовалось громких подвигов; нужно было честное, энергичное отношение к принятым на себя обязанностям, да заботливое участие к нуждам народа, так недавно еще терпевшего беззаконные несправедливости. Все эти качества в высокой степени присущи были покойному Лашкевичу, и он честно выполнил гражданский долг.
Другой момент в деятельности покойного Лашкевича А.С., дающий ему право на вечный диплом почетного члена исторического общества – это издание и редактирование «Киевской Старины» — единственного исторического журнала на всем обширном юге России. Он вложил всю душу в это дело, положил на него не мало труда и материальных затрат, никогда не думая о личных выгодах.
Председатель Харьковского историко-филологического общества Потебня А.А. предложил почтить память Лашкевича А.С. вставанием с мест, а профессор Багалей Д.И. сделал краткий очерк его биографии.
К сожалению, могила Лашкевича А.С. до наших дней не сохранилась. В декабре 1934 г. Киевский горсовет постановил уничтожить кладбище под предлогом того, что оно мешало созданию парка. Единичные могилы были перенесены, остальные в 1935-1936 гг. варварски вскрыты и поруганы.
См.также:
- О народном просвещении в Новозыбкове. Часть V. Первые библиотеки и публичные чтения (А.Дудников, 25.09.2019)
Грустные мысли появляются по прочтении этой статьи. Всего 47 лет прожил Александр Степанович Лашкевич, и его коротка жизнь была плодотворной, а сколько бы ещё добрых дел он мог оставить после себя!
Какие проникновенные слова сказал на панихиде филолог Житецкий П.И. — как умели красиво говорить и писать в 19 веке! В 20 веке язык упростили, а в 21 и вовсе обезобразили, изуродовали до неузнаваемости.
Ещё думаю о том, как тесно связана история Новозыбкова с Украиной и Белоруссией. Когда-то мы жили дружно, одной восточно-славянской семьёй, но негодяи вбили клин между народами и сделали их врагами. Не будет им прощения во веки веков!