Забытые могилы предков

В недавней статье об истории Рождество-Богородицкой старообрядческой церкви была затронута тема нашего отношения к памяти предков. Судя по комментариям, вопрос этот вызвал живой интерес у читателей. Это естественно и объяснимо, поскольку тема эта касается каждого из нас. Ведь мы смертны. Сегодня живы, а завтра? Моя покойная бабушка говорила: «Все мы там будем, да не в одно время» (имея в виду Град небесный).

Новозыбков. Старообрядческое кладбище
(между улицами Некрасова и Урицкого)

Интересуясь историей Новозыбкова, я открывал для себя имена и фамилии тех, кто успешно строил и развивал наш город на рубеже XIX-XX веков, узнавал отдельные сведения из их биографий. Меня всегда волновало – что стало с этими передовыми людьми, которые жили, творили во благо и для народа, являлись созидателями, а не разрушителями? Каким образом сложились их судьбы после революционных и трагических событий 1917 года? Имею в виду неоднократно упоминаемых в своих публикациях купцов и промышленников Волковых, Шведовых, Петуховых, Абросимовых, Шишкиных, Кублицких. Наконец, князя Долгорукова Н.Д.

В 2008-2009 гг. мне пришлось посетить все городские кладбища Новозыбкова, а также одно из кладбищ Злынки (по ул. К. Маркса) и села Шеломы, в поисках мест захоронения и времени жизни представителей названных фамилий, исследовать многие архивные документы. В результате проделанной работы удалось установить частично даты жизни лишь двоих из них – купца I гильдии Шведова Ивана Львовича (умер 30 декабря 1889 г.) и его сына Шведова Михаила Ивановича. Известны даты жизни, обстоятельства смерти и место упокоения князя Долгорукова Н.Д. (4 февраля 1858 г. – 8 мая 1899 г., умер в результате заболевания тифом, похоронен рядом с храмом Трех Святителей Великих в родовом имении Волынщина-Полуэктово Рузского района Московской области).

Могилы князя Долгорукова Н.Д. и его дочери Елены в имении Волынщина-Полуэктово Рузского района Московского области.
Могилы князя Долгорукова Н.Д. и его дочери Елены в имении Волынщина-Полуэктово

Могил других перечисленных мною лиц на кладбищах не оказалось. Обстоятельства их смерти до сих пор остаются неизвестными.

Мы знаем, что революция, последовавшая за ней гражданская война, а затем еще и коллективизация затронули в нашей стране все классы и сословия. Принадлежность к дворянству, купечеству, казачеству либо духовенству означала для человека в те годы в лучшем случае лишение элементарных гражданских прав и принудительное изъятие имущества. В большинстве своём люди подвергались осуждению без должного судопроизводства и доказывания. И в конечном итоге несчастные приговаривались к заключению в тюрьмы на длительные сроки и ссылкам в лагеря, а зачастую и вовсе массово уничтожались.

Новозыбков. Еврейское кладбище

Не буду описывать весь тот ужас и хаос, в котором оказалась Россия после событий 1917 г. Об этом сегодня издано много книг и проведено немало научных исследований, снят не один документальный и художественный фильм. Хочется сказать о другом.

Ввергнутое в пучину страстей общество, в условиях невиданной жестокости отбросило в сторону все нормальные принципы организации человеческого бытия, нормы права и морали. Для уничтожения «старого мира» в ход было пущено все. Всякая религия (и в первую очередь православная церковь) оказалась вне закона и признана новой властью опиумом для народа. Во многих регионах страны разразился голод. Зафиксирован рост инфекционных и других заболеваний. Смертность населения в разы превысила рождаемость.

Пребывая в состоянии безумия, на общей волне вседозволенности, многие принялись со всей своей яростью и ненавистью уничтожать и разрушать старинные храмы с их святынями и древние монастыри, усадьбы, дворцы и парковые ансамбли, замечательные памятники архитектуры и монументального искусства, уникальные образцы деревянного зодчества, наконец, отдельные захоронения и целые кладбища.

Новозыбков. Разрушенное старообрядческое кладбище
(у пересечения улиц Красногвардейской и Некрасова)

Не исключением оказался и Новозыбков. Об исчезнувших в разные годы городских храмах и других исторических постройках достаточно подробно и справедливо написано постоянными авторами сайта Поповым К.Ф. и Дмитроченко А.П.

Календарь-справочник Весь Новозыбков на 1914 г Продолжая затронутые в их публикациях вопросы, хотелось несколько слов сказать о могилах наших предков и нашем отношении к ним.

Всего мной обнаружено 102 захоронения царских времён, включая могилы князя Долгорукова Н.Д. и его дочери младенца Елены в усадьбе Волынщина-Полуэктово в Рузском районе Московской области. И это при том, что число жителей в уезде (без пос. Климово) к 1 января 1896 г. составляло более 165 тыс. человек (из них: дворяне – 1096, духовенство – 890, почетные граждане и купцы – 1138, мещане – 14923, военнослужащие – 3035, крестьяне – 144803) – согласно Календарю-справочнику «Весь Новозыбков на 1914 г.».

Календарь и справочник Весь Новозыбков на 1914 г

Практически все сохранившиеся надгробия и памятники пребывают в заброшенном состоянии и требуют реставрации. Многие полностью разрушены.

Злынка. Кладбище по ул. Карла Маркса

Исключение лишь составляют могилы, расположенные на территории Чудо-Михайловской церкви. Здесь виден должный уход со стороны настоятеля и общины храма, за что этим людям низкий поклон.

Новозыбков. Захоронения у Чудо-Михайловского храма
(Красная площадь)

А в целом же общее впечатление от увиденного печальное и гнетущее.

Почему так происходит? Чем обусловлено такое крайне негативное явление – отсутствие у человека памяти смертной?

На эту тему много размышлял и писал академик Лихачев Д.С. Отвечая на поставленный вопрос, он говорит о воспитании и «круге нравственной оседлости». В это понятие Лихачев Д.С. вкладывает привязанность к своей семье, своему дому, селу, городу, стране. Вот что он пишет по этому поводу в своих «Письмах о добром и прекрасном»:

Академик Лихачев Д.С. (1906-1999)

Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев (1906-1999)

Из «Писем о добром и прекрасном»

Привязанность к семье и дому создаётся не нарочно, не лекциями и наставлениями, а прежде всего той атмосферой, которая царит в семье. Если в семье есть общие интересы, общие развлечения, общий отдых, то и это очень много. Ну а если дома изредка рассматривают семейные альбомы, ухаживают за могилами родных, рассказывают о том, как жили их прабабушки и прадедушки, — то это вдвойне много.

… Круг нравственной оседлости очень широк.

На одном я бы хотел остановиться особенно: на нашем отношении к могилам и кладбищам.

Очень часто градостроителей-архитекторов раздражает наличие кладбища в черте города. Они стремятся его уничтожить, превратить в сад, а между тем кладбище – это элемент города, своеобразная и очень ценная часть городской архитектуры.

Могилы делались с любовью. Надгробные памятники выражали в себе признательность к покойному, стремление увековечить его память. Поэтому они так разнообразны, индивидуальны и всегда по-своему любопытны. Читая забытые имена, иногда разыскивая здесь похороненных известных людей, своих родных или просто знакомых, посетители в какой-то мере учатся «мудрости жизни». Многие кладбища по-своему поэтичны. Поэтому роль одиноких могил или кладбищ в воспитании «нравственной оседлости» очень велика.


Слишком часто мы остаёмся равнодушными или даже почти враждебными к исчезающим кладбищам и пепелищам – двум источникам наших не слишком мудрых мрачных дум и поверхностно тяжёлых настроений. Подобно тому как личная память человека формирует его совесть, его совестливое отношение к его личным предкам и близким – родным и друзьям, старым друзьям, то есть наиболее верным, с которыми его связывают общие воспоминания, — так и историческая память народа формирует нравственный климат, в котором живёт народ. Может быть, можно было бы подумать, не строить ли нравственность на чём-либо другом: полностью игнорировать прошлое с его, порой, ошибками и тяжёлыми воспоминаниями и быть устремленным целиком в будущее, строить это будущее на «разумных основаниях» самих по себе, забыть о прошлом с его темными и светлыми сторонами.

Это не только не нужно, но и невозможно. Память о прошлом прежде всего «светла» (пушкинское выражение), поэтична. Она воспитывает эстетически.


Память противостоит уничтожающей силе времени. Это свойство памяти чрезвычайно важно … благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединенным с прошедшим.

Память – преодоление времени, преодоление смерти.

В этом величайшее нравственное значение памяти. «Беспамятный» — это прежде всего человек неблагодарный, безответственный, а следовательно, и не способный на добрые, бескорыстные поступки.


Мы не должны возлагать полную ответственность за небрежение к прошлому на других или просто надеяться, что сохранением культуры прошлого занимаются специальные государственные и общественные организации и это «их дело», а не наше. Мы сами должны быть интеллигенты, культурны, воспитанны, понимать красоту и быть добрыми – именно добрыми и благодарными нашим предкам, создавшим для нас и наших потомков всю ту красоту, которую не кто-либо другой, а именно мы не умеем порой опознать, принять в свой нравственный мир, хранить и деятельно защищать.

К этим справедливым, сильным и замечательным словам Лихачева Д.С. нечего добавить. Этим все сказано. Нам лишь остается оглянуться вокруг, посмотреть на себя со стороны и сделать соответствующие выводы относительно нашего личного отношения к забытым могилам предков.

«Без чувства и осознания основ – нет и нас, сегодняшних и завтрашних», — так писал И.А. Крылов, чьё 250-летие было незаметно отмечено в нашей стране в феврале текущего года.

Его же словами своё повествование и завершаю:

Иван Андреевич Крылов (1769-1844)

…Листы, по дереву шумя, залепетали.
«Мы те,-
Им снизу отвечали,-
Которые, здесь роясь в темноте,
Питаем вас. Ужель не узнаёте?
Мы корни дерева, на коем вы цветёте.
Красуйтесь в добрый час!
Да только помните ту разницу меж нас:
Что с новою весной лист новый народится,
А если корень иссушится,-
Не станет дерева, ни вас».

И.А.Крылов, «Листы и корни»

5 комментариев:

  1. Раиса говорит:
    Thumb up 1 Thumb down 3

    Актуальная, злободневная статья, вызывающая рой мыслей. Я тоже видела некоторые из этих памятников на фотографиях. Несколько десятков мало-мальски уцелевших, а десятки тысяч исчезли навсегда. Документы по личному составу хранятся в архивах 75 лет. Вот и стирается память о наших предках навсегда, словно их никогда не было на этом свете. И с нами так будет.
    Удивляться тут нечему. Большевики оплевали всех царей и уничтожили все памятники. Перестройщики оплевали Ленина, Сталина, Хрущёва, Брежнева, а заодно снесли памятники. Неоперестройщики оплевали Горбачёва и Ельцина, очень быстро забыв, как чуть ли не на руках их носили.
    Рыба гниёт с головы — на бытовом уровне то же самое, есть с кого брать пример неуважения к своему прошлому. Вот лежит уже лет двадцать упавший памятник человеку, которому сегодня было бы 70 лет. Значит, жене и детям дела до него нет, наверное, уехали из Новозыбкова и не приезжают на кладбища. Дети, не приехавшие даже на похороны отца, за 25 лет ни разу не посетили его могилу. Наследники, продав родительский дом, укатили в Брянск, а могилы так заросли многолетним бурьяном, что даже памятники уже не найти, не разглядеть.
    Каждый читатель, наверняка, знает немало таких историй. На Радоницу многие придут и приедут, наведут порядок, украсят могилы цветами, наедятся и напьются допьяна и — до следующего года.

  2. Раиса говорит:
    Thumb up 1 Thumb down 3

    Автор привёл очень интересные статистические таблицы, из которых следует, что в Новозыбковском районе в 1896 году проживало 165 957 человек, а в 1914 году уже 197 046. Прирост за 18 лет составил 31 089 человек. Вот так — жили, якобы, плохо, а размножались очень даже хорошо!
    Посмотрела, какова численность населения сегодня. В Новозыбковском районе в 2017 году — 11 131 человек, в Новозыбкове в 2018 году — 40 107 человек. Итого 51 238 человек. Значит, численность населения за 105 лет сократилась почти в 4 раза!
    Посмотрела динамику населения по Брянской области, но там нет абсолютных данных, только в пересчёте на 1000 человек — статистическая эквилибристика. Тем не менее видно, что в 2000 году проживало 1 423 178 человек, а в 2019 году — 1 200 228 человек. Убыль за 18 лет составила 222 950 человек.
    Численность населения России в 2018 году по данным Росстата сократилась на 87 000 человек. Но это лживый официоз.
    В 2011 году сотрудница Центрального Аналитического Центра отдела ЗАГС , рассказала всему миру о том , что по данным ЗАГС на 1 июня 2010 года в Российской Федерации по документам живого населения числится 89 миллионов 654 тысячи 325 человек . За разглашение государственной тайны она была уволена, а в ФСБ ей заткнули рот.
    Вот так — живём прекрасно, а вымираем как мухи, наверное, от счастья.

  3. Борис говорит:
    Thumb up 4 Thumb down 1

    После миграционных волн конца восьмидесятых, начала девяностых, конца нулевых, объективных данных о демографии нет как нет, а перепись прошла сравнительно давно. Тем не менее, цифра в 89 000 000 населения России выглядит чересчур радикально.
    С рождаемостью штука такая: чем выше средний уровень жизни, тем она ниже. В Европе, особенно старой, без стран бывшего соцлагеря, рождаемость низкая, несмотря на высокий уровень доходов, хорошую медицину и социальную защиту, а в бедных странах арабского Востока, в Латинской Америке она высока.
    Русские крестьяне рожали много и понятно, почему и многие демографы оценивали население на территории бывшей Российской Империи без войн, голода и репрессий в 600 000 000 человек.
    Что до руин старых памятников, то это проблема не столько нравственная, сколько материальная. А потому неподъёмная.

  4. Раиса говорит:
    Thumb up 0 Thumb down 2

    Ивашов Л.Г., доктор исторических наук, генерал-полковник, президент Академии геополитических проблем, профессор МГИМО тоже ссылается на 89 миллионов живых, а не мёртвых душ. Эти данные не оспариваются и другими известными демографами, социологами.
    Последняя перепись в России проводилась в 2010 году. Вот как её оценивал известный историк Андрей Фурсов еще в 2012 году :

    «Мы в реальности не знаем , сколько у нас населения . Серьёзные демографы говорят , что нас в реальности 90 миллионов . У меня две девушки-студентки занимались переписью населения в разных районах Москва .

    Одна насчитала в своём районе 6,5 тысяч человек , а другая — 8,5 тысяч .

    Там, где 6,5 тысяч, сказали записать 10 тысяч человек , а там , где 8,5 тысяч — сказали записать 12 тысяч .

    Таким образом , в этих районах было приписано населения на 30 %.

    Думается, что такая ситуация была и по всей России .

    Мы реально не знаем численность населения своей страны . Одно я знаю точно . Для того чтобы наша популяция удержалась за территорию , 70 миллионов человек — это критическая цифра . Если меньше , то территорию мы уже не удержим» .
    Что касается рождаемости в Европе и в странах третьего мира, то здесь главным фактором является не экономический, а религиозный.
    «Есть многое в природе, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам»- Шекспир. Вы ещё и не то узнаете и ужаснётесь. Всему своё время.

  5. Dormidont говорит:
    Thumb up 0 Thumb down 0

    Сталин,Сталин,Сталин….Что за рабское мышление!!!!!Столько людей сгубил!!!!!А они о памятниках что то разлагольствуют !Ульянов-Бланк приказывал больше расстреливать священников!!!!Да только ли их?Это пса привезли в вагоне на немецкие деньги погубить Россию,они памятники ему хотят реставрировать!!!Что за народ?!!!!

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>