Новозыбков.Ru

Жемчужина, которую мы потеряли

С.Ложковая

Новозыбков. Вонифатьевская (Шведовская) церковь. 1913 год. Фото В.М.Немцева.

«Зачем нужна дорога, если она не ведет в храм», — фраза героини из перестроечного фильма грузинского режиссера Тенгиза Абуладзе весьма замечательна и справедлива. В дореволюционном Новозыбкове это понимали: при меньшем населении в городе был костел, 3 синагоги, 3 православные церкви, 3 единоверческие, 2 старообрядческих храма (из книги «Весь Новозыбков», 1914 г.). Видно, заботились в процветающем городе о душе. Центральная улица (ныне им. Ленина) прямо упиралась в Вонифатьевский храм, на месте которого теперь скромный скверик (перед педколледжем). То, что взрыв этого святилища в 30-е годы прошлого века был кощунством - очевидно. Наверное, поэтому неуютно себя «чувствовали» и пушка на постаменте, и бюст председателя Центробалта Павла Дыбенко, теперь здесь сиротливо «стоит» Д. А. Драгунский. Не мог предположить купец Афанасий Иванович Шведов, что его святым замыслам придет такой конец... Богатых людей и сейчас немало, но далеко не каждый готов делать родной город лучше и облагораживать его, как Афанасий Шведов. Дадим слово его праправнучке Наталье Михайловне Афониной:

— Вонифатьевский храм построен Шведовым в знак искупительной жертвы за грех, в котором он винил себя. На одной из его фабрик случился пожар: сгорело 11 рабочих. Было ли причиной трагедии пьянство персонала, сегодня вряд ли кто сможет ответить на этот вопрос. Но храм Афанасий Шведов построил и освятил в честь Святого, которому обыкновенно молятся, прося избавить, исцелить от рабства у зеленого змия.

Афанасий Иванович занимался торговлей и фабричным производством кирпича и спичек. Его зятья ездили в качестве снабженцев по другим городам для закупки товаров в лавки и магазины своего тестя. Из кирпича шведовского завода и была построена Вонифатьевская (в просторечии Шведовская) церковь. Этим же кирпичом со штемпелем А. Ш. (Афанасий Шведов) вымостил купец и часть новозыбковских улиц. Сын Иван родился поздно, и счастливые родители специально не закрывали окна. чтобы прохожим было слышно, как кричит Шведовский Наследник. Происходило это в доме, напротив храма (где ныне Дом детского творчества). Ванечке досталась нелегкая жизнь - в советское время клеймо купеческого сына определило его путь. Сначала - тюрьмы и лагеря, потом бездомное, голодное существование. Да еще моральная травма - вернувшись из мест не столь отдаленных, Иван обнаружил оскверненный родительский склеп. В нескольких домах, принадлежавших Афанасию Шведову до революции, его единственному наследнику не нашлось даже маленькой комнатушки.

Между тем И. А. Шведов был яркий, талантливый художник (по словам близко знавшего его Д. Т. Сулоева). Но тяжелая жизнь, пережитые унижения, не утихающая боль за оскверненную память родителей развили в нем потребность в спиртном. Он уже не мог жить без зелья, с которым своеобразно (строительством храма) боролся его отец. Умер он неожиданно, еще совсем нестарым человеком.

По свидетельству современников, Вонифатьевский храм был маленький, но чрезвычайно красивый (чем-то напоминал храм Василия Блаженного), что и послужило основанием для уничтожения его (взорвали в 1932 году с резолюцией: мешает проведению праздничных демонстраций). Кроме заботы о духовной пище для своих сограждан, Афанасий Иванович думал и об образовании молодых новозыбковцев: на его средства была построена школа им Петра I (сейчас там находится административное здание медицинского училища). Учебный корпус медучилища тоже был построен Шведовым - там находилась богадельня (что-то вроде дома для престарелых). Потому-то там такие крохотные аудитории - это жилые комнаты, каждая — для 1 - 2 старушек. Храм был единоверческим, т. к. именно такой веры придерживался А. И. Шведов. Выходец из старообрядцев, он, скорее всего, вынужден был присоединиться к единоверию, чтобы быть неуязвимым. Старообрядческая вера до 1905 года была гонимой, брачные свидетельства, оформленные ею, законными не признавались. Потому все новозыбковское купечество перешло в единоверие - они не изменили ни в чем обряды старообрядческие. Единоверцы служили по старым (дониконианским) книгам и старому обряду, но приняли священника, рукоположенного православным епископом, и вошли в состав русской православной церкви (подчинялись православному епископу).

Шведов много помогал (деньгами, продуктами, в строительстве) единоверческому Малиностровскому монастырю, что находился в живописнейшем месте у реки Ипуть в 4 км от пос. Вышков (ст. Злынка). Там подолгу жила жена купца Анастасия Павловна. Здоровья она была слабого, а на Малиновом острове (или в стенах древнего монастыря) был удивительно целебный воздух.

Монастырь славился и обладанием двумя святынями (чудотворной иконой Николая Угодника и антиминсом, освященным иерусалимским патриархом). Антимикс - шелковый плат с вышитым по нем изображением Христа. В край антимикса обязательно вшивается частица мощей мученика. Без антимикса нельзя служить литургию (по преданию первые христиане служили ее на могилах первых мучеников за Христа).

Обладание этими святынями делало монастырь привлекательным для паломников, а красота монастыря заставляла многих возвращаться туда не раз. Золотые купола на двух монастырских храмах - тоже заслуга Шведова.

«Осколки старины» собирать было непросто. Но все же нашлись люди, чьи свидетельства давали все новые и новые факты. Очень уважаемый в городе человек, художник Дориан Тихонович Сулоев, рассказал об Иване Шведове:

— Иван жил у пожилой монахини в районе опытной станции. Когда я первый раз его увидел, поразился его лицу. Да. жизнь «проехалась» по нем. Рассказывали, как он после возвращения из лагерей пригоршнями сгребал прах, — то, что осталось от захоронения родителей после разрушения склепа, горе свое изливая по-французски. Люди из его скорбной речи поняли лишь одно слово - вандалы. Да.., а человек он был хороший, добрый, щедрый, любил рыбалку, частенько и я с ним ездил с удочками. И в день его смерти мы тоже собирались порыбачить... Иван Шведов - сильный, самобытный художник. Он делал иллюстрации православного сюжета в акварели, а я их усиливал графически. В музее есть эти вещи, есть также холст Шведова, на котором изображено праздничное шествие старообрядцев через мост.

Также Дориан Тихонович описал часовню которую в этом году по решению администрации города решили отреставрировать:

— Часовенка, что была возле храма, осталась цела, исчезла лишь облицовка, пропало кое-что из рельефа. Она была выложена очень хорошо, в полкамня, все швы проработаны графитом. Рядом с одноглавой часовней лежал мрамор, чуть поодаль - могилы. Я видел открытку 1905 года с изображением часовни: создавала особое впечатление красивая ограда, вход из чугунного литья - настоящая кузнечная работа. Такую сейчас не встретишь в современных строениях.

Благодаря историку-краеведу Александру Георгиевичу Кублицкому, мы узнали и точную дату построения храма. Александр Георгиевич сообщил нам, что в «Трудах Черниговской губернской архивной комиссии 1906 - 1908 гг.» был дан алфавитный список церквей Черниговской епархии, в котором значилось: «Новозыбковъ. Вонифатiевская, к., п., 1896 г., Шведовымъ». Эта краткая запись стоит дорогого.

А еще увлеченный краевед подарил интересное свидетельство своей учительницы Александры Марковны Точеной. Из Москвы (проживала у своих детей) в 1998 году она вспоминала в письме к А. Г. Кублицкому: «О церкви Шведовых, что была против здания пединститута, почти ничего не помню. Называлась она на народном языке «Нифатьевской» и, помню, что сама форма здания более походила на западную архитектуру: здание с колоннами и башнями. Помнится, высокая, красивая, сверкающая розовыми бликами, башня (даже не помню, был ли крест на ее вершине), к ней примыкал молитвенный зал. Площадь вокруг огорожена была металлической решеткой с красивыми воротами и иконой.

Церковный ансамбль очень красиво светился розовым цветом в лучах заходящего солнца.

Потом в молитвенном доме был устроен пионерский клуб. Ребята обнаружили в подвальном помещении захоронение, видно, основателей. Клуб вскорости закрыли, так как шел слух, что что-то пугало там детей. Храм заняли под зернохранилище, а потом его снесли».

Да, человек смертен. Лишь вечны его добрые дела. Как написал в своем «Этюде о былом» К. Ф. Попов, руководитель клуба «Зыбчане»: «Могила же самого Афанасия Шведова неизвестна. Покрыты тайной последние годы его жизни. Лишь в потемневших от времени стенах, сквозь ажур кованых кружев парадного входа, да в просвете окруженных резной вязью последних сохранившихся в городе каменных ворот его бывшего дома. чудится нам облик этого человека».

Как хотел Афанасий Иванович, чтобы голос его долгожданного сына слышался из окон просторного дома! К счастью, все же детские голоса и сейчас звучат в этом здании. Дом детского творчества - лучшее из возможных использований бывшего купеческого строения. И нам, новозыбковцам, и впредь следует трепетно относиться к старине, чтобы призраки из прошлого (как в пионерском клубе в 30-е годы) не врывались с укором в современную жизнь. Уже началось выполнение гражданской целевой программы «Сохранение и развитие архитектуры исторического центра Новозыбкова». Восстановлены здание банка (по улице Коммунистической), особняк (где располагалась 13 школа), продолжается работа в Никольско-Рождественском храме. Решен вопрос об аренде дома Осипова (бывшая 3 школа).

По информации, полученной у главного архитектора города М. Е. Комаровой, нам стало известно, что в конце апреля 2003 года начались восстановительные работы в шведовской часовне. Кровля воссоздавалась по фото, которое хранится в архиве краеведческого музея. Кстати, в ходе работы реставраторы обнаружили подземный ход, о существовании которого и раньше ходили слухи. Он связывал часовню со Шведовским домом. По всей видимости, купеческая семья использовала этот переход в ночное время, если была духовная необходимость в молитве.

Мария Евгеньевна сообщила, что торжественное открытие часовни состоится осенью, в День города, после чего она будет передана в ведение православной церкви.

Опубликовано в газете «Маяк» (Новозыбков) от 17.07.2003.


Cм. также очерк А.Вольного «... о некоторых купцах Новозыбкова..».

другие статьи...

к началу страницы © А. Карпов. Novozybkov.Ru. 2003-2024.
Все права на материалы, размещенные на сайте, принадлежат их авторам и защищены Законом РФ "Об авторском праве и смежных правах". При цитировании материалов сайта прямая активная гиперссылка на сайт Novozybkov.Ru обязательна. Использование материалов сайта в любых печатных изданиях возможно только с письменного разрешения правообладателя. Контактный адрес электронной почты - nzb@inbox.ru