На людей посмотреть и себя показать

Предлагаю читателям мои субъективные заметки о том, как одевались жители города в 50-70-е годы прошлого века, как решали актуальную тогда проблему дефицита многих необходимых вещей, как умудрялись прилично выглядеть, несмотря на весьма скромные доходы большинства людей.

Конец сороковых — пятидесятые: трофеи, комиссионки и полёт фантазии

После окончания войны, когда миллионы людей вернулись к мирной жизни, поначалу было не до моды, в том смысле, как это понимается обычно, речь шла о самом необходимом, радовались любой вещи, перешитой, полученной в подарок, доставшейся от старших в семье. Моя мама вспоминает, что её отец получил в качестве премии несколько метров алого кумача, оставшегося от транспарантов к очередной годовщине Октябрьской революции, из него она и все её сёстры сшили себе блузки и были просто счастливы! Послевоенные годы обогатили словарный запас советских людей словом «трофейный», так называли привезенные из Германии и других стран разнообразные товары широкого потребления — одежду, обувь, ткани, фотоаппараты, музыкальные инструменты и другое, что подворачивалось под руку. Но не в каждой семье были люди, вернувшиеся с войны, да и не все из вернувшихся приехали с чемоданами трофейных и купленных за границей товаров. Потом эти «трофеи» дарились близким, продавались и выменивались на что-то необходимое, сдавались в комиссионные магазины. Мне известен случай, когда уже в 80-е годы одной моей знакомой свекровь отдала, привезенное её мужем из послевоенной Германии, прекрасное кожаное пальто, оказавшееся, к тому же, вполне модного покроя, ( мода, как известно, временами повторяется). К сожалению, за эти годы кожа так слежалась, что расправить её не было никакой возможности. Кажется, моя знакомая так и не смогла носить это великолепие!

Вспоминается смешное – про одну даму рассказывали, что её брат привёз из Германии длинное вечернее платье, с открытой спиной и с огромным бантом ниже талии, и она ничего лучшего не придумала, как обрезать длину и сделать вставку на спину, а бант оставить, выглядело это нелепо, когда она в таком наряде появлялась на занятиях (а была преподавателем НГПИ!). Но у неё, на самом деле, тогда не было ничего более подходящего, все вещи в годы оккупации истрепались.

Постепенно поток этих товаров сокращался, ведь вещи изнашивались, да и в магазинах стали продаваться послевоенные изделия лёгкой промышленности, не всегда такие, как люди ожидали, но дефицит их становился не столь острым. Появлялись ткани, верхняя одежда, головные уборы, женские и мужские костюмы, одежда на все случаи жизни. Она не залёживалась на полках, но случалось, что ткань, из которой была пошита одежда, сильно «садилась», деформировалась в результате стирки, линяла, попутно окрашивая и другие вещи, оказывалась некачественной и покрывалась дырками, поэтому острословы называли иногда нашу лёгкую промышленность «нелёгкой» для бюджета, ведь испорченные вещи приходилось приобретать заново.

Мне удалось найти пару снимков начала 50-х, где запечатлены трофейные вещи, на одном две женщины в трофейных шубках, а на втором — девушки в трофейных платьях.

Эти трофейные шубки, которые продавалась в комиссионках как «котиковые», скорее всего, были из другого меха, потому что достаточно быстро вытирались, потом мамину перешили для меня, и я носила эту шубку в начальной школе.

Довоенные (скорее всего) трофейные платья из хорошей ткани с красивым рисунком в начале пятидесятых выглядели несколько старомодно, но при почти полном отсутствии выбора казались вполне подходящей одеждой для молодых девушек!

И хотя к началу 50-х годов магазины начали заполняться товарами, но их относительная дешевизна тем не менее, была не по карману многим, поэтому новые вещи приобретались не так часто. Выходом из ситуации становилось умение самому шить, ткани всё же стоили дешевле. Тогда повсеместно открывались при различных Домах культуры особые, рассчитанные на домохозяек, «Курсы кройки и шитья», которые посещали многие женщины. Моя мама всем нам, детям, шила одежду до школы, она прекрасно вышивала, поэтому мои платья, сшитые из простых тканей, всегда выглядели красиво и нарядно.

Немного помогало решить проблему дефицита вещей и вязание. Если удавалось достать хорошие нитки, то женщины-мастерицы вязали совершенно потрясающие вещи для себя и своих близких. Но и нитки были дефицитом, выходили из положения тем, что пряли овечью шерсть, тогда многие колхозники выращивали в своих личных хозяйствах овец, но одежда из такой самодельной пряжи была не особенно красива, чаще из неё вязали варежки, носки, платки и шали для холодного времени.

Я с родителями, начало 50-х гг. Платье, сшитое и вышитое мамой.

Ну и несколько фотографий той поры. Вот так выглядели женщины 50-х:

Умилительные носочки, кажется, опять стали модными? А ведь было время, когда летние туфли с носками были признаком низкой культуры!

Очень популярны были ткани с геометрическим орнаментом, интересный крой обеспечивал неожиданно богатое сочетание разнонаправленных полосок и фигур, что позволяло как-то скрыть дешевизну самой ткани, обычно это был простой штапель. Такие «геометрические» платья носили женщины разных возрастов.

А ещё, как и всегда, были необычайно популярны платья «в горошек».

Этот разнообразный «горошек» был популярен и у детей и у взрослых! На снимке внизу – студентки биофака НГПИ на полевой практике.

Шестидесятые: службы быта, спекулянты и «блатные»

Как мне помнится, в 60-е годы в нашем городе было несколько ателье индпошива, одно из них располагалось в том помещении в начале ул. Советской, где теперь магазин «Магнит», а второе, кажется, было там, где теперь на площади магазин «SELA», там прямо была парикмахерская, а направо – вход в ателье. Ещё вспоминается ателье на рынке, или вблизи него, но там, кажется, просто подгоняли одежду по размеру, перелицовывали, перешивали, а новую не шили. Потом построили здание, где теперь филиал БГУ и все предприятия бытового обслуживания перевели туда. Существовали ателье по ремонту и пошиву обуви, несколько парикмахерских.

Почти каждый житель нашего города в те годы не мог обойтись без этих ателье, ведь магазины, по-прежнему, имели очень бедный ассортимент товаров. Купить готовую вещь своего размера, да ещё такую, как хочется, было не так-то просто! Вот и шли в ателье, или к частным портным. Шить в ателье – это была лотерея, как повезёт, ведь предприятия этого «ненавязчивого сервиса» очень часто оказывали услуги низкого качества, у работников не хватало квалификации и желания работать с душой для всех клиентов, поэтому все предпочитали иметь «своего» мастера – парикмахера, портного, обувщика и т.д. Особенной удачей было, если удавалось попасть к портному-частнику, который шил на совесть, хоть и брал дороже, чем в ателье. Хотя частное предпринимательство официально не поощрялось, но в 60-70-е годы на деятельность таких мастеров – частников уже смотрели сквозь пальцы, их услугами пользовалась вся городская элита, включая первых лиц города и их жён-мужей.

В те годы получило очень широкое распространение такое явление, как «блат». Всё, чего не мог достать человек через официальные каналы, он старался приобрести «по блату» — через знакомых продавцов магазинов, работников баз, горторга, райпотребсоюза и т.п. Поэтому в те годы выигрывали люди, связанные с торговлей, а интеллигенция часто оставалась обделённой модными новинками. Люди, близкие к власти, отоваривались в так называемых «закрытых распределителях», а проще сказать, магазинах для номенклатурных работников, это вызывало возмущение у остальных. Особое снабжение было и у некоторых категорий работающих. Тогда существовали так называемые ОРСы, т.е., отделы рабочего снабжения и своя сеть магазинов при них. Такая сеть была у железнодорожников, у крупных предприятий, возможно и ещё где-то, но мне не приходилось пользоваться подобными услугами. Отдельное снабжение было и у военнослужащих, для них работал военторг, там тоже можно было приобрести вещи, недоступные и дефицитные для остальных людей.

В те годы существовал особый язык, отражающий сложности взаимоотношений людей со сферой потребления, немного об этом новоязе я писала в прошлый раз. Могу немного добавить –

«Купить» говорили, когда речь шла о приобретении рядового, постоянно имеющегося в магазинах товара, по крайней мере, почти постоянно – хлеб, молоко… Вспоминаю, правда, что в определённые моменты и с этими продуктами тоже начинались перебои.

«Достать» — это значит, что за товаром пришлось побегать, его приходилось «ловить» и где-то «поймать», т.е., увидеть, что он продаётся и приобрести официально. Если товар доставался путём отстаивания очереди, говорили «отхватить», — «Смотри, какую я себе кофточку отхватила!», если приобреталось с помощью знакомых продавцов – «достать «по блату». Существовал ещё экзотический путь – приобрести товар у спекулянтов, я им мало пользовалась, таких денег, которые там нужно было переплачивать, у меня, обычно, не было. Вспоминаю лишь несколько случаев, однажды приобрела таким образом сапоги, да пару раз покупала «отрезы», т.е., куски ткани, из которых что-то шила у частной портнихи.

Ещё одним каналом приобретения модной одежды были поездки в крупные города, самым близким из которых для нас был Гомель, где удавалось купить более модные вещи, отрезы тканей, обувь. Ездили и в Москву, там можно было купить вещи, которые у нас были дефицитом, к тому же, там было большее разнообразие товаров. Правда, качественной обуви не было и там, её тоже было нужно «ловить». К тому же, в крупных городах «спекулянтов» было гораздо больше, вели они себя смело, нахально предлагая дефицитный товар в самых неподходящих местах, например, в общественных туалетах. В больших городах было гораздо легче купить и импортные вещи, которые традиционно считались ( а часто и были) более модными и качественными, чем отечественные.

Группа учительниц шк. №1 гор. Новозыбкова , начало 60-х. Всё очень просто… Вообще, учителя одевались сообразно своему статусу, что-то экстравагантное в их среде не приветствовалось даже и на отдыхе.

Студенческая группа НГПИ, 1968 год. Вот-вот до нас, наконец, дойдёт мировая мода на мини-юбки, пока ещё здесь мы лишь скромно обнажаем колени, да и то не все из нас столь смелы! Но уже совсем скоро всеобщее помешательство дойдёт и до нас. И ничего с этим не могли поделать ни мамы, ни врачи, предупреждавшие об опасности такой моды в нашем климате. Дело закончилось тем, что и мамы и врачи-женщины тоже укоротили длину своих туалетов.

Советский «средний класс» в семидесятые годы

Наше советское многоукладное общество не выработало, мне кажется, моды для всех, по-разному одевались в городе и селе, в разных социальных слоях одежда отличалась, иногда, очень сильно. Я расскажу о моде тех людей, которых можно отнести к советскому «среднему классу», людей более образованных и социально активных. Я с детства росла и сама потом работала в среде учителей и преподавателей, и лучше знаю именно эту группу.

Существовала ли мода среди женской части моего окружения? Несомненно, да! Я помню разговоры о том, что теперь носят, какие фасоны предпочтительней,  вспоминаю разглядывание журналов с модными новинками… Но от того, чтоб знать о моде и до того, чтобы носить модные вещи, нужно было преодолеть препятствия, к которым относились трудности в приобретении готовых модных вещей, тканей, из которых их можно было бы пошить, найти подходящую портниху, если сама шить не умеешь, и проч., поэтому женщины, преодолевшие эти преграды, всегда чувствовали себя победительницами!

Наиболее частыми источниками знаний о моде были журналы, издававшиеся в Москве и союзных республиках – «Мода», «Модная одежда» (это что вспоминается), особой популярностью пользовались модные журналы прибалтийских республик – из Риги, Таллина… В этих журналах, кроме рисунков и фотографий модной одежды, ещё были выкройки и разнообразные советы, как следует одеваться, какие аксессуары к чему подходят, сочетаемые и несочетаемые детали туалета и т.д.

Журналы эти в свободной продаже бывали редко, их откуда-то «доставали», делились ими, устраивали совместные просмотры, обменивались информацией друг с другом. Более доступными были журналы «Работница» и «Крестьянка» (для городских и сельских жителей, соответственно) В них были всегда вкладки с выкройками, советы по ведению домашнего хозяйства, рецепты блюд, разнообразная полезная информация обо всём понемногу. Почти в каждой семье выписывали эти журналы. Конечно, там не было остромодных новинок, но их читательницы находили там то, что годилось для обычной женщины, обременённой домашними и производственными заботами.

На снимках выше – отдельные страницы из журналов мод тех лет.

Ещё одним, и очень важным, источником знаний о моде были советские, а особенно, зарубежные фильмы, а с появлением телевидения — и телевизор. Я помню случаи, когда одна преподавательница НГПИ несколько раз ходила на какой-то французский фильм только для того, чтобы в точности разглядеть все детали и крой платья героини фильма, а потом пошила себе точно такое же. Моя сестра самостоятельно сшила себе блузку, увиденную у одной из героинь телеспектакля по пьесе Б.Пристли «Опасный поворот». Советские модницы подражали дикторам телевидения, любимым актёрам и героям кинофильмов и телепостановок. Если каким-то чудом в их распоряжении оказывался иностранный журнал, то он пристально изучался именно с этой точки зрения – как там на фотографиях одеты люди? Что можно из этого скопировать?

Мне кажется, что главным отличием моды в СССР и «на Западе» (под этим выражением понимался очень широкий круг различных вещей) была несоизмеримо меньшая возможность для большинства женщин следовать моде из-за дефицита готовой модной одежды, отсутствия или недостаточного разнообразия нужных тканей, нехватки хороших портных. Денежный вопрос тоже присутствовал, учителя никогда много не зарабатывали, так что от слишком частых покупок модных вещей их удерживал ещё и этот фактор.

Однако, вопреки тому, что о нас думали на Западе, будто советские женщины задавлены идеологией и не приемлют моды, ничего о ней не знают, можно утверждать, что модные каноны нашей и западной моды отличались не психологически, ибо и у нас почти каждая женщина была готова следовать модным тенденциям, носить красивые вещи и выглядеть, как её ровесницы за рубежом, а ситуационно, у нас ситуация была другой – железный занавес отгораживал и мир моды, наша тогдашняя власть полагала, что женщина должна быть, в первую очередь, труженицей, социально-активной личностью, хорошей женой и матерью, заботиться о духовном богатстве, моральной чистоте и физическом совершенстве. А мода – дело второстепенное. Но, конечно, женщины оставались женщинами и хотели плюс ко всему этому ещё и хорошо выглядеть! И у кого-то получалось! Женщины у нас, конечно, были бОльшими модницами, чем мужчины, но и мужчины, в меру своих сил и склада характера, тоже не были к ней безразличны. В моде были то однобортные, то двубортные пиджаки,  то с жилетками, то без, брюки то зауживались и укорачивались, то расширялись и удлинялись, то становились похожими на «колокол», вязаные джемпера то становились необычайно популярными, так, что такая одежда встречалась повсеместно, то начинали исчезать. Именно в 70-е и мужчин и женщины стали носить «водолазки», «лапшу» — определённого покроя и вязки трикотажные изделия. А ещё на время моей юности пришлась мировая революция в мужской моде, когда исчезли брюки с обшлагами внизу, державшиеся в моде более 50 лет и появились те, какие мы видим и сейчас. Про эти обшлага рассказывали, будто ещё в начале 20 века английский король на охоте подвернул брюки, чтобы ему было удобнее охотиться, ему тут же начали подражать , и эта мода обошла весь свет, и такие брюки даже вошли в военную форму разных стран.

На этой фотографии запечатлены брюки с обшлагом, или отворотом, исчезнувшим в 60-е годы.

А ещё мужчины всегда беспокоились о галстуках, это было той деталью их костюма, которая менялась достаточно часто. В моде были то маленькие, то большие, то со скромным узором, то однотонные, а однажды появилась мода на огромные галстуки с яркими рисунками, их называли «обезьяньими». Галстук завязывался особым сложным узлом, требовавшим немалой сноровки, поэтому многие мужчины приветствовали появление галстуков на резинках, они застёгивались на шее, а узел был готовым.

Примерно так выглядели молодые люди нашего города в 70-е годы.

Следование моде в нашей стране в те годы было возможно, конечно, ценой гораздо больших усилий, чем за рубежом. Тут всё зависело от умения человека сотворить модную вещь из подручных средств. Недаром у нас есть поговорка «Голь на выдумки хитра», в 50-е мы перелицовывали старые вещи из ткани подходящей фактуры, красили подходящий материал в более актуальные цвета, позже, в 60-е, стали придумывать модные аксессуары из подручных средств – шили сумки из вельвета, из плюша, бархата, украшали их пуговицами со старинной одежды из бабушкиных сундуков, из нескольких видов дешёвых бус делали потрясающие и необычные колье и кулоны. Иногда ездили за модным дефицитом в большие города, для Новозыбкова это были Москва, Киев, Минск, Гомель, Ленинград. Очень радовались, если оказывалась возможным поехать в Прибалтику, она была нашей «заграницей». В 70-е годы мы были уже не столь бедны, как прежде, и хотя качественных и красивых товаров по-прежнему не хватало, но простор для манёвра увеличился – в торговле стало больше импортных вещей, они появлялись и в новозыбковских магазинах, благодаря деятельности СЭВ – Совета экономической взаимопомощи стран Восточной Европы. Из капиталистических стран товары попадали к нам крайне редко.

Но большинство людей не забивали себе голову никакой модой, одевались в то, что было, что можно было пошить в местных ателье и купить в магазинах. И в массе своей люди выглядели вполне достойно и без модных новинок. Как я уже говорила, были другие интересы и помимо моды. По крайней мере, в той среде, в которой я выросла.

Разговор на эту тему будет неполным без упоминания о «стилягах».

«Стиляги» на новозыбковских улицах

В конце 40 – х годов появился термин «стиляги», который обозначал молодых людей, копирующих западную моду, со «стилягами» вели бескомпромиссную борьбу, комсомольские отряды могли задержать их на улице, в парке, на танцах и потребовать, чтобы молодые люди привели себя в порядок и выглядели соответственно представлениям наших идеологических работников о «молодом строителе коммунизма». В отдельных случаях таких модников могли и унизить – вымыть, например, голову холодной водой, прямо на улице, постричь волосы, обрезать слишком широкие, или разрезать слишком узкие, брюки, и проч. Собственно говоря, настоящие стиляги вовсе не походили на тех, кто был изображён на карикатурах в журнале «Крокодил», просто намеренно формировалось явно утрированное представление о стилягах, как ярко и безвкусно одетых молодых людях, не имеющих высоких идеалов, враждебно относящихся к своей стране и испытывающих «низкопоклонство перед Западом». В большинстве случаев это было не так, стилягами становились не по идеологическим, а скорее по эстетическим соображениям. Но журнал «Крокодил» изображал их именно такими:

Отдельный момент – особый язык «стиляг», некоторые слова из него до сих пор в ходу. Вот, какую интересную информацию я нашла:

Стилягам было важно выделиться не только при помощи одежды или образа жизни, но и при помощи особого языка, точнее — жаргона. Частично этот сленг был воспринят стилягами от джазистов. Вот некоторые слова и выражения, принятые в языке стиляг и затем частично распространившиеся за его пределы:Бродвей (или Брод) — как правило, центральная улица города, служившая для стиляг местом встреч. В Москве «Бродвеем» была улица Горького (ныне — Тверская). в Ленинграде — Невский проспект, в Казани — улица Баумана, в Нижнем Новгороде — Большая Покровская, в Баку — улица Торговая, в Ташкенте — улица Карла Маркса (сейчас Сайёлгох), в Одессе — улица Дерибасовская, в Алма-Ате — сквер по улице Калинина (сейчас Кабанбай батыра). Свои «Бродвеи» были в каждом городе или даже городском районе.

Чувак — проверенный молодой человек, которого приглашали на «процесс» (узкую вечеринку) в «хату»

Чувиха (чува) — девушка

Хилять — ходить, фланировать

Кинуть брэк — пройтись с целью «людей посмотреть — себя показать». Как правило, звучало, как «кинуть брэк по Броду»

Чуча — песня «Поезд на Чаттанугу» («Chattanooga Choo Choo…») из культовой картины «Серенада солнечной долины»

Совпаршив — искаженное от «СовПошив», отечественные изделия лёгкой промышленности

Динамо, Динамо-машина — такси

Шузы, шузня (англ. shoes — обувь) — ботинки стиляг на высокой подошве. Обычно можно было приобрести исключительно у фарцовщиков. Советский аналог «шузов» — так называемая «манная каша» — на советские ботинки наклеивался по форме толстый кусок пластмассы или резины

Хата — квартира

Фазер (англ. father — отец) — отец стиляги

Лукать (англ. look — взгляд, смотреть) — смотреть

Жлобы — представители «серой массы»

Боруха (баруха) — девушка из стиляжьей компании, часто — «свободных нравов»

Дринкать (англ. drink — пить алкогольный напиток, пьянствовать) — выпивать

Джакеток (англ. jacket — куртка, пиджак) — пиджак

Манюшки (англ. money — деньги) — деньги

Олдовый (англ. old — старый) — старый

Румяные батоны — обычные девушки-не стиляги, участвующие в вечеринках

Соксы (англ. socks — чулки, носки) — носки. Носки носили обязательно яркие, они должны были быть видны из-под брючины.

Стилять (англ. style — стиль, манера) — танцевать «стилем», имитируя «импортные» танцы или просто придумывая движения

Таек (англ. tie — узел, бант, галстук) — галстук

Трузера, траузера, траузерса (англ. trousers — брюки) — брюки

Тренчкот (англ. trenchcoat — шинель) — плащ

Хэток (англ. hat — головной убор) — шляпа

По моей просьбе Борис Фельдман написал о стилягах времени нашей молодости:

…на время стиляг я, как и ты, не успел, ведь это конец сороковых-пятидесятые, примерно до фестиваля 1957 года в Москве… Потом пошли уже битники, пижоны, хиппари… К панкам уже я сам вошёл в возраст, ирокеза не поносил. Франтом я никогда не был, но и жлобом не выглядел, надеюсь. На эту тему есть, что сказать, особенно про годы учёбы в городе Херсоне, который хоть и провинция, но всё-таки областной, а самое главное — морской порт, и Одесса неподалёку. Иными словами, там было, что достать, урвать, фарцануть, организовать, ну и как там ещё говорилось в термиинах-заменителях глагола «купить». Моя дв. сестра выписывала польский модный журнал «Uroda», что значит «Красота», и я был в курсе хотя бы мод «народной демократии». Доставал альбомы популярных английских рок-групп, а уж они были разодеты на самом переднем крае остромодного фронта! Так что, до клинышков в брюках не доходило, это провинциальное утрирование из-за того, что ширина материала не позволяла пошить нормальные трезера. Потом появилась такая ткань, так что нАшивали и мы клеша в тридцать пять сантиметров! Разумеется, это не «стиль» пятидесятых. Мой дв. брат, музыкант из Орла, впоследствии ставший знаменитым дирижёром в ФРГ, был стилягой-«штатником», то есть, носил только вещи, пошитые в США (как это доставалось-отдельная песня), так это были добротный костюм в два борта из натуральной шерсти, рубашка батн-даун (стойка-воротник, планка, концы пристёгнуты), ботинки на «манной каше», то есть, типа самодельной белой платформе. Вот и всё стиляжество. На голове был «кок», зачёс наверх, тонкие усики… Потом стали носить узкие брючки, рубашку-каро, навыпуск, расписуху, то есть, не клеточка-полосочка, а абстрактный рисунок на ткани. Носки должны были быть видны из-под брюк. Это я просто помню на Вольдемаре, сам я был тогда пацанишкой совсем, и ужасался нарядам братца. Я ведь школьную форму носил тогда, мышиного цвета, гимнастёрка, ремень с бляхой, и это чудо в перьях увенчивалось фуражкой с кокардой с буквой «Ш». В Новозыбкове стиляги не водились, или были штучными экземплярами. Хотя, вполне вероятно, на вечеринках молодёжь и одевалась стильно, не знаю. Мои старшие двоюродные братья-сёстры водили компанию дома, пытались рок-н-ролл танцевать, но одеты были ординарно, по-«жлобски»-вельветовые «толстовки», широченные брюки с отворотами, пояс почти у груди, и карманами глубиной до колен. Такое шмотьё можно увидеть в старых фильмах типа «Весна на Заречной улице».

Понятно, почему желание молодёжи одеваться модно, не поддерживалось, ведь наша лёгкая промышленность не выпускала в достаточном количестве ярких и современных тканей, готовая одежда кроилась и шилась по устаревшим лекалам и образцам, обувь была однообразной, качественную и красивую обувь и одежду приобрести было сложно. Конечно, отдельные образцы были вполне на уровне западных стандартов, но именно образцы, их на всех не хватало. Неудивительно, что молодёжь стремилась выделиться из серой массы почти одинаково одетых людей, а вкус кое-кому изменял, вот и появлялись смешные пародии на «настоящую моду», которые нашей прессой трактовались, как «преклонение перед Западом».

Наверное, этот разговор оказался неполным (да и можно ли одному человеку вспомнить всё?!), поэтому, как и обычно, надеюсь, что читатели нашего сайта добавят к нему свои воспоминания…

39 комментариев:

  1. Иван говорит:

    Бабка приехала в Москву и решила пройти на улицу Горького. Подходит к заросшему парню:
    — Молодой человек, будь любезен, объясни старухе, как пройти на улицу Горького?
    — Я тебе, бабка, не молодой человек, а чувак во-вторых, не пройти, а перебросить кости
    в-третьих, не на улицу Горького, а на Пешкин-стрит а
    в-четвертых, я не знаю, вон стоит свисток, спроси у него. Бабка подходит к милиционеру:
    — Эй, свисток!
    — Я тебе, бабка, не свисток! — строго посмотрел милиционер.
    — Прости — забыла: чувак! Как кинуть кости на Тверскую-стрит? Милиционер опешил:
    — Хиппуешь, клюшка?

    • Анна Дмитроченко говорит:

      Да, такие анекдоты о стилягах были популярны! Спасибо, что рассказали нашим читателям один из них!)

      • Галина говорит:

        Анна,потрясающий очередной шедевр!! Я просто в восторге,так осветить одежду,моду тех лет — это талант..Спасибо,что в очередной раз дала возможность повспоминать и понастальгировать!!

        • Анна Дмитроченко говорит:

          Галина, спасибо! Я же давно предлагаю присоединиться и вспоминать вместе, будет больше всяких подробностей, ведь у каждого из нас есть, что рассказать!))

  2. борис говорит:

    Был и ещё один источник остромодных вещей, ориентированный на самого массового потребителя-подпольные или полуподполные цеха, производившие, кроме прочего, одежду и обувь. Не все представляют масштаба этого сектора теневой экономики, огромных денег, коррупционных, в том числе, что крутились в этой сфере. Достаточно вспомнить о таких предметах массовой, повальной моды как плащи из ткани «болонья», в которые была одета практически вся страна, которой стали «все возрасты покорны». Ещё в проекте были фабрики по выпуску этой лицензионной ткани, ещё только разрабатывались модели с учётом технологических возможностей советских щвейных фабрик, а плащи «болонья» были на плечах у всех, толпа прохожих словно расцвечивалась, по-весне, голубым, красным, зелёным, жёлтым, более спокойными цветами… Разумеется, страну одели в это остромодное и удобное изделие подпольные цеховики, ведь никакие ателье не смогли бы обшивать население в таких масштабах. Та же картина была чуть позже с джинсами, которые носили, поначалу, редкие счасливчики, у которых были связи среди дипломатов, моряков, командировочных в зарубеж, или среди фарцовщиков, и как экзотика-иностранцев. Однако, через небольшое время, мода на джинсы тоже стала массовой, а ведь джинсов, в отличие от плащей и курток из «болоньи», советская «лёгонькая» промышленность так и не освоила, а то, что выпускали экспериментальными партиями, никого не устраивало н качеством, ни кроем, считалось «жлобским», «совпаршивом». Появились даже «авторитеты», умеющие по массе признаков отличить «фирму» от подделки, и они даже брали мзду за консультацию! Разумеется, настоящих, фирменных изделий в таком количестве просто не могло ввозиться в страну, даже контрабандно, так что, носили придирчивые хиппари продукцию цеховиков за бешеную цену, инвестируя в теневой сектор экономики, в коррупционные связи, в нелегальный капитал. Так мода на тряпки становилась явлением политичеким, между прочим, и первыми кооператорами, частниками, скупщикми ваучеров, покупателями приватизируемой собственности, стали бывшие цеховики. Неумение покрыть массовый спрос на простые товары стало одной из причин падения коммунистического режима, ни много не мало. Не из-за идеологической диверсии шантажа джинсами, дисками рок-и джаз-групп, «настоящими» автомобилями, мебелью, сантехникой, сигаретами, а уходом самой прибыльной части экономики в тень.
    Обувь точали в Армении, джинсы «палили» в Одессе, трикотаж и вязку-в Риге, ювелирные изделия-в Ставрополе и Минводах, Пятигорске…В начале восьмидесятых, в Гагре, можно было взять в киоске с тряпьём любую вещь-она на 100% была от цеховиков. Золотые колечки, серьги, кулоны, колье там были баснословно дёшевы, на треть, а то и вполовину дешевле, чем в Новозыбкове или Гомеле. В столицах, Москве и Ленинграде, так вообще промышленные товары производились в «цехах», и располагались эти цеха прямо на территорих «законных» заводов и фабрик. Но это уже совсем другая история…

    • Анна Дмитроченко говорит:

      О да, Борис, болонья!.. Эти плащи были, поначалу, как знак приобщения к чему-то «высшему», о них мечтали, привозили, перепродавали, на их обладателей смотрели как на счастливчиков, чуть ли не избранных! Вспоминаю, как такой плащ появился у меня, он был куплен с рук, мне тогда казалось, что лучшего уже и быть не может! А джинсы даже в мечтах не значились, во-первых, дефицит, а во-вторых я слышала, сколько они стоят!.. Конечно, пренебрежение к товарам народного потребления (как они назывались) аукнулось нашему прежнему государству очень сильно. Дело не только в теневой экономике, как мне кажется, было, но и этот фактор сыграл свою значительную роль. А ведь разреши тогда эту экономическую деятельность, введи её в рамки закона, так сколько бы она прибыли могла принести в государственную казну и сколько законной, а не криминальной выгоды дать владельцам. И люди бы радовались красивым и модным вещам. Спасибо за комментарий, обогативший мою запись столь интересными и точными подробностями!)

  3. Lidia говорит:

    Прочитала с огромным интересом и удовольствием, как будто вернулась в юность. Сейчас так трогает рассказ о том, как мы все изворачивались, сколько прилагали усилий (их бы — в мирных целях!), на какие жертвы были готовы, только бы выглядеть модно! Что-то получалось, что-то — нет… И, главное, такая жизнь была для нас естественной, другого-то не видели. Но это была наша молодость, когда «фонтаны били голубые и розы красные цвели». В общем, мы были счастливы тогда и в изделиях Новозыбковской швейной фабрики! Спасибо, Анна!

    • Анна Дмитроченко говорит:

      Спасибо, Лидия! Говорят, что счастье — не обстоятельства жизни, а состояние души! Потому и получалось у нас выглядеть хорошо и в простеньких нарядах и чувствовать себя прекрасно в любой компании, что души наши были в нужном состоянии! Конечно, хотелось чего-то большего, но уж если это «большее» оказывалось недоступным, мы тоже не сильно расстраивались. ))

  4. Татьяна говорит:

    Как всегда интересно, спасибо. А я до сих пор изредка ношу пальто Новозыбковской швейной фабрики, купленное 15 лет назад. Выглядит вполне прилично)))

    • Анна Дмитроченко говорит:

      Спасибо, Татьяна!
      Так и у меня есть несколько вещей, которым даже больше 15 лет, тоже иногда надеваю. Сейчас мода стала столь демократичной, что можно носить почти любую одежду, лишь бы нравилась тебе самой, хорошо сидела и создавала нужное настроение!)

  5. Игорь говорит:

    Прекрасное эссе, только разве в этом дело? Мне 53, и ни разу не задумывался, модно ли то, что надеваю. И в школе (в Новозыбкове), и в университете (Мск), и сейчас. Разве одёжка может изменить то, в какую ж… нас теперь опустили?

    • Анна Дмитроченко говорит:

      Игорь, спасибо Вам за комментарий и добрые слова! Ну, а то, что Вы модой интересовались мало, это нормально, так поступают многие мужчины. «Одёжка», конечно, не может изменить внешних обстоятельств, но она здОрово меняет внутреннее ощущение, например, я лучше чувствую себя в хорошей, качественной и по-возможности, модной одежде.)

  6. Игорь говорит:

    Да, конечно, я Вас прекрасно понимаю. Я всего лишь о том, что не это сейчас главное. А читается, конечно, легко и с огромным интересом. Как и всё, что Вы пишете. Думаю, как учителю, Вам удалась бы и статья о куда более главном — о том, например, как случилось, что образование в Нзб в те годы оказалось на гораздо более высоком уровне, чем в среднем по стране. Если честно, я до сих пор не понимаю, как в нашем классе случилось 6 золотых медалистов. И, как ни странно, не дутых…. И ведь не было гимназий, лицеев, была просто идеология: учёба — это твоя работа, и делать ее надо через не могу

    • Анна Дмитроченко говорит:

      Игорь, спасибо за интересную тему! Да, были годы, когда у нас в городе в каждом выпускном классе было по нескольку медалистов, наши выпускники поступали в престижные вузы, а ведь тогда у нас никаких льгот не было. Правда, именно нашему и предыдущему двойному выпуску повезло меньше, тогда в 66-67 году как раз заканчивало школу послевоенное многочисленное поколение, но, я считаю, очень непродуманно, что именно тогда сократили срок обучения на один год и в 66 году выпустили сразу и 10-й и 11-й классы. Мест в вузах не прибавили, конкурсы были огромными, не поступившие повторили попытку через год, а тут и мы закончили. Я, со своей золотой медалью, не добрала пол-балла в престижный вуз (пол-балла добавляли за медаль), а потом пошла в наш институт. Но, что бы там ни было, свою профессию я любила! Я обдумаю Ваш совет написать об образовании у нас в городе именно с той позиции, как Вы предложили!)

  7. Сергей Куцебо говорит:

    Анна, добрый вечер.
    Скажите, а где сделано фото «Студенческая группа НГПИ, 1968 год.»?

    • Анна Дмитроченко говорит:

      Сергей, я училась на биофаке, вблизи него это фото и было сделано. Если присмотреться, то справа видна калитка, ведущая в корпус. По крайней мере, мне так помнится.)

      • Сергей Куцебо говорит:

        На заднем плане дом, который на 100% похож на мой родной. Головой понимаю, что этого не может быть, потому что за спинами людей забор, а у нас на этом месте были достаточно старые дома. И все равно не удержался — спросил.

        • Анна Дмитроченко говорит:

          В городе были (и есть) похожие дома, так что не удивительно, что Вы обознались.)

  8. Александр говорит:

    Как неожиданно и приятно увидеть свою фотографию с другом детства и юности Петром Ханаевым на улице родного города в конце 70-х годов. Спасибо, сестричка!

    • Анна Дмитроченко говорит:

      Брат, ну как было не поделиться фотографией с такими приятными молодыми людьми?! Спасибо, что заметил!))

  9. борис говорит:

    Если говорить о нашем поколении, чья юность пришлась на шестидесятые годы, на их первую половину, то мода, модные тенденции тех лет так совпадали в веяниями эпохи послесталиского ренессанса, что не заметить этого «совпадения» просто невозможно, будь ты хоть тысячу раз природным «ботаном», сосредоточенным на одном, и довольствующимся сереньким костюмчиком из Клинцов просто для прикрытия чресл. Сверхлёгкие плащи «болонья» после тяжёлых габардиновых, ворсистые демисезонные пальто, укороченые до колен, вместо драповых чужовищ на вате с «каракулевым» воротником, узенькие брючки без обшлагов с врезными карманами, пиджачки на одной пуговице, с узкими лацканами, узенькие галстуки, демократичные «гольфы», или водолазки, как их прозвали в народе, нейлоновые сорочки, короткие юбки у девушек, неформальные причёски-таков был новый стиль эпохи, отряхивающей с себя френчи, галифе и сапоги. Конечно, мастодонты и в те бодренькие годы просыпались, измеряли ширину брюк, длину волос и длину юбок, и тогда, записные пижоны перестригали свои «канадки» в полубокс, надевали папины широченные штаны, и стесняясь самих себя, уныло шествовали в школу… Только меньшинство упорствовало в своих «заблуждениях», но гражданского мужества стиляг пятидесятых годов от них уже не требовалось…
    Ну и такой эпизод: в 1965 году, мы с отцом возвращались из гостей, от родни в славном городе Оренбурге, и остановились в Москве у старого папиного приятеля-фронтовика. Он работал помощником администратора футбльной команды «Спартак», и смог достать для отца билет на сенсационный «товарняк» между сборгыми командами СССР и Бразилии. Не нужно объяснять, чем была «селесао» с Гарринчей, Эду, Сантосами и самим королём футбола Пеле… Мне до слёз было обидно, что я не смогу увидеть этого великолепия… Перед стадионом спекулянты бойко торговали «лишними» билетиками, но отпуск отца подходил к концу, денежки тоже, а билеты шли по полтиннику-серьёзные деньги в ту пору. Так вот, отец снял с себя плащ «болонья», настоящий, итальянский, и отдал за билет для меня. Какие ещё комментарии о моде нужны?

    • Анна Дмитроченко говорит:

      Борис, очень точно сказано о времени нашей ранней юности, как о «послесталинском ренессансе», наверно, мы тогда получили такой заряд свободолюбия и внутренней независимости, что его хватает и до сих пор. И мода — только один из показателей этого. И как «вкусно» написано о разнообразии модных тенденций, о той революции ( без преувеличения, именно революции), которая случилась во внешнем виде, а главное, в умах нашего поколения. А пример с обменом болоньевого плаща на билет на футбол, кроме глубокой отцовской любви и понимания, свидетельствует ещё и о том, что «тряпки», даже самые модные, не были мерилом счастья!) Что-то такое в том времени было, что заставляет вновь и вновь обращаться к 60-м…

      • Curious говорит:

        Ретроспективно, так сказать, размышляя на тему скромных платьиц из ситца в горошек, приходится таки признать, что ничего другого родина и не смогла бы вам предложить в те былинные времена, уважаемая Анна, ибо она (родина) в то самое время ковала и щит и меч и т.д., ну вы сами знаете. А законы сохранения действуют везде, их не обманешь. Ну были конечно выдающиеся личности, те пролезали везде, туннелировали таксть, но ето все была екзотика, спессфисская. Мне вот больше интересно, что носили тогда наши деревенские модницы — доярки, скотницы, птичницы и прочие свинарки?

        • Анна Дмитроченко говорит:

          Уважаемый Curious, исходя из воспоминаний своего детства, которое проходило летом в гостях у бабушки в селе, могу сказать, что там носили примерно то же самое, возможно, фасоны иногда отличались. Женщины носили пошитые деревенскими портнихами кофточки, платья, всё из того же ситца, парадной одеждой был «кустюм», так называли жакеты из плотной ткани, с юбкой, у женщин постарше — непременный платочек на голове. В прохладную погоду надевали «плюшки» — ватные куртки, покрытые плюшевой тканью, преимущественно чёрного цвета. А на работу надевали то, в чём было удобно, в холодное время носили фуфайки («кухвайки», как это произносилось). Не поняла Вашей иронии насчёт «щита и меча», мне кажется, что пренебрежительное отношение к желанию людей хорошо одеваться нельзя списать лишь на сложную международную обстановку, как нас всё время уверяли.

          • борис говорит:

            Ирония, ваидимо, относится к тому факту, что «щит и меч» оказался бесполезной обузой для экономики, а от развала страну не спасли. Ну, не суть, тема ветки иная. Мне, игравшему на двух сотнях свадеб, банкетов, корпоративных праздников, юбилеев и так далее, приходилось работать и в сёлах, в том числе, в новозыбковском и климовском районах-во всех, более-менее крупных деревнях, а также во многих соседних районах, так что на прикид селян и селянок нагляделся, имею точное представление. До девяностых, когда челноки наполнили рынок шмотья, их «наряды» вызывали сочувствие и жалость, и ничего больше. Это я как раз о доярках, скотницах и птичницах, женщинах, к сорока годам смотревшимися старухами. Даже описывать не стану-пасквилем назовут. Но бог свидетель-это было просто убого, а ведь это были праздничные наряды! И это то, Анна, что мешает снова и снова возвращаться к тем годам-с умилением…

            • Анна Дмитроченко говорит:

              Борис, я бы про бесполезность «щита и меча» говорить не стала, об этом тоже нужно было заботиться, а нашей стране в особенности, искренних друзей, на чью помощь можно было рассчитывать, у нас ведь было немного. Россия всегда стремилась быть могучей, в военном отношении, державой. Просто с сегодняшних позиций понятно, что постоянное откладывание проблем лёгкой промышленности в долгий ящик, обещание насытить рынок нужными для людей товарами и услугами когда-то «потом», запрет на частную предпринимательскую деятельность в этой сфере, вылилось в то, что эта деятельность всё равно не исчезла, а ушла в тень, Вы про это точно написали в одном из предыдущих комментариев. Сельские жительницы уже к сорока годам смотрелись гораздо старше своих городских ровесниц, это да, не все правда, но большинство. Не только в одежде, конечно, было дело, а и в том, что медицинскую помощь было получить труднее, да и причёску красивую сделать, волосы покрасить в селе часто было невозможно, за всем нужно было ехать в город, а времени свободного не было, сельскохозяйственный труд ведь не отложишь, вот и увядали сельские жительницы до срока. Умиления прошлым нет, но умиление, точнее, уважение и интерес к людям, которые при всех трудностях и проблемах умудрялись хорошо выглядеть, быть оптимистами, верить в себя, вот это есть! Мне кажется, что и у Вас тоже.)

          • Curious говорит:

            Про щит и меч было сказано без всякой иронии. Кстати вы упоминали об аномальном количестве золотых медалистов в городке? Никакой аномалии не вижу. Родине нужны были таланты для осуществления мегапроектов — и они были найдены повсюду. Знаю лично краснодипломников ведущих столичных вузов — крестьянских детей в прошлом. Главный мегапроект того времени — щит и меч (ядерный и космический, разумеется) — имел такое же абсолютное значение, что и строительство пирамид в Древнем Египте. Отправить бы на гипотетической машине времени господина Б. к древним строителям пирамид пофарцевать да повтирать — не нужно де, мол, строить бесполезных пирамид — и как с ним поступил бы фараон? Скормил нильским крококодилам — мое мнение, а ваше? А вы, уважемая Анна, с жалобами на немодность одежды (ну, не жалобами, конечно), как бы вы смотрелись на фоне этих грандиозных пирамид, рядом с их могучими строителями? Боюсь, так же бледно, как эти ткани в нехитрый горошек. А строить, в смысле, ковать или нет — не было такого выбора у народа, в историческом смысле. Личный выбор — был.

            • Анна Дмитроченко говорит:

              Уважаемый Curious, я, в меру своих возможностей, просто старалась рассказать о моде того времени, о том, как женщины ухитрялись хорошо выглядеть, вопреки всему, по-моему, я как раз не жаловалась, а старалась сохранить объективность. Что было, то было. Уверена, что люди, которые меня знают, немного удивились выбранной теме, потому что ни в какие времена я особенной модницей, как раз, и не была, как получалось, так и выглядела. Но вот показалось интересным вспомнить, как это вообще было — быть модным в тогдашних условиях, я и написала! Возможно, этот материал получился не слишком глубоким, поэтому рассматривайте его как поверхностную зарисовку, сделанную под настроение!
              «Платье в горошек» — это вечная ценность, между прочим! Эта ткань почти всегда в моде.
              Кстати, древнеегипетские пирамиды — это гробницы, никакого отношения к оборонительным сооружениям Древнего мира они не имеют. (Это если проводить аналогию со «щитом и мечом»). А вот сохранившиеся захоронения и рисунки, как раз свидетельствуют о том, сколь большое внимание уделяли древние египтяне внешнему виду, в том числе, и одежде.)

  10. борис говорит:

    Что поделаешь, разговор о моде прошлого неизбежно связан с жизненными реалиями того времени. Трудно вести лёгкий разговор, любая ветка сваливается на «политику», мнения часто крайне, гипертрофированно поляризуются, видимо, атмосфера эпохи нынешней такова…
    …Что до «пирамид», в данном контексте, то это ожидаемая порция демагогии, увы-привычной., с переходом на личности. Говорить по-существу вообще трудно, вот и получается по-Черномырдину: «Что бы не производила наша промышленность, получается автомат Калашникова». Вот и ткань в горошек-для кого-то знамя, для кого-то половая тряпка.

    • Анна Дмитроченко говорит:

      Боря, не всегда ведь крайности, бывают разные подходы. И ткань в горошек — просто ткань, из неё можно пошить что-то, а на тряпки пустить потом, когда износится. Мне кажется, особенность отношения к вещам, недаром в основной массе о них говорили просто «тряпки», или «шмотки», заключалась в том, что они редко попадали в разряд статусных, не по ним, согласно поговорке, судили о человеке. И «не хлебом единым…» — это ведь из того же времени. Но то, что теперь мы имеем возможность выбирать, что носить, не боясь упрёков в вещизме, по-моему, замечательно! «Тряпки» всё больше перестают быть объектом вожделения, а начинают занимать положенную им нишу вещей, делающих нашу жизнь комфортнее. И только. По крайней мере, в моём окружении это так.) И норковая шубка перестаёт быть чем-то исключительным, хотя и не является пока повседневной зимней одеждой, но проблема женщин наиболее богатых стран остального мира «некуда вешать и нечего носить», наконец, стала актуальной и для нас.

  11. Юлия говорит:

    Уважаемая Анна! В Вашей статье честно и объективно представлен уникальный фактологический материал. Я уверена — на него будут научные ссылки. Вы затронули интересную и мало освещенную в печати тему. О ее важности и актуальности может сказать расположение на недавнем БиблолиоДне РГБ книги-дисстертации А. Васильева «Красота в иэгнании: творчество русских эмигрантов первой волны; искусство и мода» — между диссертациями Путина и Медведева с одной стороны и диссертацией о художественном оформлении древнерусских книг с другой. Причем, о моде 20-30-х, о кожанках, тужурках, о красных платках, есть еще где почитать. В написании же о моде 50-60-х немногочисленные авторы фокусируют внимание на разработках советских дизайнеров того времени — на комбинезоне, например, как на отклике на полет человека в космос — и более ничего. Того, о чем написано у Вас — нет ни у кого. В новизне темы, в оригинальности ее рассмотрения, в достойнейшем оформлении можете не сомневаться. А то, что Ваши статьи порождают у читателей бурю мыслей и чувств, вызывает отдельную признательность. Дальнейших творческих успехов!

    • Анна Дмитроченко говорит:

      Уважаемая Юлия, спасибо Вам большое! Я очень благодарна Вам за этот отклик!))

  12. Татьяна С. говорит:

    В нашем городе впервые я увидела болоньевый плащ на швейной фабрике, где работала, и нам,как шьющим плащи , в первую очередь их продавали, потом уже в магазины отправляли. Помню, у нас с сестрой немного раньше плащи появились, чем у моих знакомых вне фабрики. Может кто-то где-то и доставал, но мы за одеждой никуда специально не ездили, разве, что по случаю, бывая в другом месте, случайно наткнёшься на понравившуюся вещь. Анечка, нужные вещи пишешь, читать интересно, как художественную литературу, только ты пишешь про очень близкое мне, кажется, как будто и обо мне тоже это написано. Спасибо тебе о воспоминаниях нашего детства и юности. Рассказываю молодёжи о нашей юности, слушают с удовольствием и удивлением, что так было, для них, ведь это вроде сказки или экзотики, а, ведь это НАША жизнь и МЫ САМИ её прожили!

    • Анна Дмитроченко говорит:

      Да, Таня, вспоминаю, что работники швейной фабрики тоже были среди тех, к кому некоторые популярные вещи попадали раньше, чем к остальным. Свой болоньевый плащ я, как раз, и купила у одного из них, лишь немного переплатив. Спасибо тебе за комментарий!)

  13. Яков Раскин говорит:

    Немного о мужской моде середины 50-х годов.
    Местные модники носили кепки — лондонки. Это были светло-коричневые кепки с резиновым козырьком и если кто-то хвастался приобретением такой кепки, то тут же компания проверяла наличие резинового козырька. И если оказывалось, что козырёк не резиновый -кепку втаптывали в землю и обманщика изгоняли из компании. Модно было носить парусиновые туфли, которые каждый раз перед выходом вымазыались зубным порошком «свобода». Эти модники всегда «тусовались» в парке у танцплощадки

    • Anna Дмитроченко говорит:

      Яков, спасибо за интересные детали! Туфли, набелённые порошком, я помню, а вот кепок с резиновым козырьком, нет. Наверно у мужчин из моего окружения были другие головные уборы.

  14. Раиса говорит:

    Всё, что написано в этой статье — правда, всё так и было. Моя мама тоже закончила курсы кройки и шитья в 50-е годы. Она не только шила одежду, но и вышивала гладью, крестиком, болгарским крестом, а на машинке выбивала узоры «Ришелье». Эти узоры были на портьерах, на салфетках, что украшали этажерку, на диванных чехлах, скатертях, покрывалах, занавесках. Всё это было красиво и создавало уют в квартире. Ещё, если помните, было понятие в 50-гг. — перелицевать, то есть выцветшее, вытертое пальто распороть и снова сшить, но уже изнанкой наружу. Очень расхожим было и слово «справить» — справила пальто, справила шубу, то есть надо было долго собирать деньги, чтобы купить хорошую вещь. Одежда тогда была повседневная и «на выход», т.е. нарядная. Следующее дополнение — про обувь. В детстве летом мы носили сандалии, а зимой — валенки. Поскольку зимы были морозные, обходились даже без галош. А вообще, галоши были очень популярны, их надевали поверх ботинок и валенок, чтобы не испачкать и не промочить обувь, особенно осенью и весной. Женщины носили резиновые ботики на каблуках, а в них вставляли такие же туфли, но не кожаные, а чёрные матерчатые. Ботики застёгивались с наружной стороны на две кнопки. Потом появились белые фетровые бурки, красиво обшитые по низу коричневой кожей. Женские были более изящными, а мужские вверху с отворотами. Помню, как мама чистила бурки манкой. Где-то в 60-е годы появились румынки — высокие женские ботинки с меховым манжетом и на шнуровке. Вскоре появились полусапожки, сапоги — это был страшный дефицит. Деревенские женщины и мужчины, привозившие продукты на рынок, носили поверх валенок самодельные резиновые бахилы, наверное, у них не было денег на галоши «Красный Треугольник». Девочкам в школе преподавали домоводство, нас научили вышивать крестиком, штопать носки, шить фартуки, юбки и ночные рубашки. Так что мы умели держать в руках иголку и кое-что себе шили. Сожалею, что не научилась вязать, а моя мама вязала носки, рукавички, шапочки, шарфы, свитера, кофты, пуловеры, она была замечательной рукодельницей. Сегодня можно купить любую одежду и обувь, а вот большая часть нашей жизни пришлась на эпоху тотального дефицита.

    • Анна Дмитроченко говорит:

      Раиса, великолепное дополнение к рассказу о моде! Спасибо! Мои тётушки вышивали, делали занавески и наволочки для подушек с узорами «ришелье», мама тоже вязала, перелицовывала вещи старших детей младшим, или из взрослых вещей мастерила детские. Об обуви, особенно зимней, Вы рассказали все подробности, я тоже помню валенки с галошами, бурки, «румынки»… Так мы росли и выросли, несмотря на тотальный дефицит. Я вспоминаю, что штопанье было настолько распростанено, что продавались даже специальные нитки, так и назывались «для штопки». И ещё деревянные грибочки были, тоже для штопки, помните? Если не было специального грибочка, штопали носки на электролампочке, помните?)

  15. Раиса говорит:

    Конечно, помню и лампочки, и нитки для штопки, примерно телесного цвета, тонкие — такой кругло-приплюснутый мягкий колобок. Ещё были обычные разноцветные нитки мулине, а были китайские с оттенками, с переходами от малинового к красному, алому, розовому — из них получались особенно красивые вышивки гладью. А ещё мастерили комбинированные платья — из двух одно. Когда пришла мода на «миди», стали пришивать к подолу полосу искусственного каракуля и такой же воротничок. Одним словом, голь на выдумки богата. Зато как это пробуждало фантазию!

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *