Все церкви старого Новозыбкова

Друзья, перед Вами — черновик страницы, на которой планируется собрать сведения обо всех церквях, когда-либо существовавших на территории Новозыбкова. Информация собрана из разных источников, в т.ч. из комментариев посетителей сайта к предыдущим публикациям. Возможны ошибки. Прошу всех, располагающих информацией по теме, указать на неточности и высказать дополнения в комментариях к этой записи.

Все церкви старого Новозыбкова на карте города
Храмы Новозыбкова на карте города
— сохранившиеся и восстановленные, — перестроенные, используемые не по назначению, — утраченные

1 Церковь Рождества Богородицы в Людкове

Церковь Рождества Богородицы на фотографии 1976 года
Церковь Рождества Богородицы на фотографии 1976 года [2]
Современный вид церкви Рождества Богородицы в Людкове
Современный вид церкви Рождества Богородицы в Людкове

Самая старая церковь в современных границах Новозыбкова. Построена в 1754 году в волостном селе Людков, позднее вошедшем в состав города. В 1980-е годы пострадала от пожара. Долгое время не использовалась и к концу XX в. пребывала в полуразрушенном состоянии. С 2002 г. перестраивается силами местных жителей.

2 Никольско-Рождественская церковь

Никольская церковь на открытке начала XX века
Никольско-Рождественская церковь на открытке начала XX века [1]
Современный вид Никольско-Рождественской церкви
Современный вид Никольско-Рождественской церкви

Построена в 1774-1782 г. на средства купца Осипова, в 1818 г. полностью перестроена. Завершение главного объема перестраивалось после пожара в 1960-х годах. В 2000-х годах заменены главы. Приход принадлежит к Русской Православной Старообрядческой Церкви. Рядом с храмом находится каменная часовня-каплица (кон. XIX в.).

3 Преображенская церковь

Преображенская церковь на открытке начала XX века
Преображенская церковь на открытке начала XX века[1]
Современный вид перестроенной Преображенской церкви
Современный вид перестроенной Преображенской церкви

Построена в 1789-1795 гг. После революции перестроена. Перед Великой Отечественной войной в здании церкви располагался краеведческий музей. В 1941 г. разрушена прямым попаданием снаряда. После войны здание восстановлено (фактически, перестроено). В настоящее время занято государственными учреждениями.

4 Церковь Рождества Христова

Церковь Рождества Христова
Церковь Рождества Христова [3]

Построена не позднее 1818 г. В советское время перестроена, использовалась как спортивный зал «Спартак» и ДЮСШ. В середине 1990-х годов здание возращено Церкви. В 1995 г. разобрано и перевезено в с. Чуровичи Климовского района. Сейчас на месте храма находится сквер с аркой.

5 Благовещенская церковь (?)

Современный вид перестроенной Благовещенской церкви
Современный вид перестроенной Благовещенской церкви

Построена в 1871 г. (?). В настоящее время здание занято учреждением «Брянскторгтехника».

Не имею сколько-нибудь достоверной информации об этом храме. Приходилось слышать разные ее названия — «церковь Рождества Богородицы», «часовня Рождественской церкви», «Благовещенская церковь».

6 Церковь Сергия Радонежского при реальном училище

Домовая церковь Сергия Радонежского на открытке начала XX века
Домовая церковь Сергия Радонежского на открытке начала XX века [1]
Бывшая домовая церковь Сергия Радонежского, ныне актовый зал педколледжа
Бывшая домовая церковь Сергия Радонежского, ныне актовый зал педколледжа

Здание реального училища построено во второй половине XIX в. Похоже, домовая церковь при училище была первым каменным храмом Новозыбкова. В советское время крест снесен, а помещение церкви используется в качестве актового зала педагогического колледжа.

7 Вонифатьевская церковь

Вонифатьевская церковь на открытке начала XX века
Вонифатьевская церковь на открытке начала XX века [1]

Церковь построена в 1896 г. купцом Афанасием Шведовым после пожара на одной из его фабрик. Причиной пожара, по-видимому, послужило пьянство персонала. Церковь была освящена во имя Святого Вонифатия, которому молятся во избавление от пьянства и наркомании. Взорвана в 1932 г. Ворота просуществовали до 1967 г. и тоже были снесены. Сейчас на месте храма располагается сквер, на краю которого в 2003 г. была построена часовня Святого Вонифатия.

8 Чудо-Михайловский собор

Чудо-Михайловский собор на открытке начала XX века
Чудо-Михайловский собор на открытке начала XX века [1]
Современный вид Чудо-Михайловского собора
Современный вид Чудо-Михайловского собора

Построен в 1867-1898 гг. на народные пожертвования. Наиболее весомый денежный вклад в строительство храма внес новозыбковский купец Михаил Уманец. C 1937 по 1941 гг. собор был закрыт и, по-видимому, использовался как зернохранилище.

9 Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

нет фото

Построена не позднее 1903 г. на старом городском кладбище по улице Некрасова. Церковь была деревянной. Разрушена в 1930-е годы.
Информация требует подтверждения и уточнения

10 Присекинская церковь

нет фото

Построена в 1903 г. старообрядцем-рыботорговцем Присекиным. Приход принадлежал к белокриницкой иерархии. Церковь действовала до 1924 года. Перестроена под мастерские. Возобновила деятельность в 1942 г. и действовала до конца 1943 г. Впоследствии — музей (?), детская библиотека, художественная школа. Снесена. Сейчас на месте храма находится пятиэтажный жилой дом.
К.Попов и другие авторы упоминают об этой церкви как о молельном доме. Хочется выяснить, действительно ли это изначально был молельный дом, или все же церковь с алтарем (и тогда — в честь какого святого она была освящена). В пользу второй версии говорит тот факт, что на генеральном плане Новозыбкова 1919 года она обозначена как церковь. Кроме того, в документе (постановление облисполкома от 1949 года), который удалось найти Олегу Вязьмитину, здание по Харитоновской, 17, упоминается именно как бывшая церковь. Данные выше приведены по этому документу.

11 Церковь Рождества Богородицы (Петуховская)

Церковь Рождества Богородицы на фото в печатном издании начала XX века
Церковь Рождества Богородицы на фото в печатном издании начала XX века [4]

Построена в 1912 году на средства купцов Петухова и Шведова. Сгорела в 1946 г. Церковь видна в перспективе улицы Чугуновской (Ленина) на одной из дореволюционных открыток Новозыбкова. В настоящее время на месте храма находится родильный дом.

12 Свято-Троицкая церковь

Современный вид Свято-Троицкой церкви   Современный вид Свято-Троицкой церкви
Современный вид Свято-Троицкой церкви

Церковь построена в 1907-1914 гг. на народные пожертвования. По тысяче рублей на строительство храма пожертвовали Император Николай II и генерал-лейтенант Аркадий Вакуловский-Дощинский. В конце 1940-х годов храм был закрыт. Позднее перестроен в двухэтажное здание под школьные мастерские, купола и колокольня снесены. Восстанавливается с 1995 г.

13 Спасо-Преображенский собор

Купола Спасо-Преображенского собора на открытке начала XX века
Купола Спасо-Преображенского собора на открытке начала XX века [1]
Современный вид Спасо-Преображенского собора
Современный вид Спасо-Преображенского собора

Церковь построена в 1911-1914 гг. на средства купца-старообрядца Кублицкого. Была закрыта и использовалась как зернохранилище в 1938-1943 гг. С 1963 по 2002 гг. — кафедральный собор Русской Древлеправославной Церкви, резиденция Древлеправославного Архиепископа Новозыбковского, Московского и Всея Руси. Рядом с храмом — часовня-каплица, здания архиепископии и Высшего духовного училища РДЦ.

Примечания

[1] скан с дореволюционной открытки из личной коллекции автора
[2] фото из «Свода памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область», М., «Наука», 1980
[3] фото из статьи Константина Попова «Новозыбков, который мы потеряли»
[4] скан с неустановленного дореволюционного печатного издания, предоставлен Алексеем Барсиковым, в интернете публикуется впервые
Запись опубликована в рубрике история.

42 комментария:

  1. Анна (nikodimitrij) говорит:

    Вы начали очень интересную и нужную работу, надеюсь, что коллективная память горожан и выходцев из нашего города её дополнит. К сожалению, я практически ничего об истории церквей не знаю, могу только сказать, что под № 5 изображено здание, в котором долгие годы была городская библиотека, та, которая теперь находится на Набережной.

  2. Helen говорит:

    Отличная статья.про многие церкви я даже не знала.а то, что левое здание педучилища — церковь, вообще не предполагала

  3. Анна (nikodimitrij) говорит:

    Решила добавить некоторые подробности о бывшей церкви реального училища. Винтовая лестница, которая начинается на сцене актового зала и ведёт на первый этаж, до сих пор существует, она вполне устойчивая, во времена моей учёбы и работы ею пользовались для создания всяких эффектных появлений на сцене или исчезновения с неё. Не знаю, как последние годы. ))

  4. Boris говорит:

    В детстве мне пришлось пару раз выступать на совместных концертах школ города, и именно в актовом зале пединститута. Я играл на скрипке в сопровождении рояля, и впервые прочувствовал, что такое настоящая акустика, объёмный, мощный звук, а ведь инструментик-то был у меня так себе, дешёвая поделка, ширпотреб, несколько облагороженный опытным мастером по ремонту… Потом мама сказала мне тихонько, что это бывшая церковь, храм… Но это настолько тривиальная история в стране советов, где хорошо умели разрушать, и совсем не умели созидать.

    • «в стране советов, где хорошо умели разрушать, и совсем не умели созидать».
      Вы ничего не путаете?

      • Светлана говорит:

        Думаю что не путает. Я очень хорошо помню времена своего детства, все одинаково серые, одинаково боящиеся сказать правду, одинаково заискивающие перед властью коммунистов. ВСЕ КРАСИВОЕ, СОЗДАННОЕ РАНЕЕ ПЕРЕСТРАИВАЛОСЬ ПОД ЖЕЛЕЗНУЮ СТЕНУ

  5. Ку говорит:

    Ну вы еще попов прославлять начните! Не довешал их Ленин… В №12 нас 4 года учили столярничать. А теперь что там? Так что для людей полезнее? Ну, для врагов — оно, конечно — чтоб этих самых людей одурманивали….

    • Светлана говорит:

      А чем они вам так не угодили или обидели? А Ленинцев нам уже достаточно, сыты мы ими. По моему мнению чудесная тема. Возможно возврат к духовности уменьшит то, чего в родном городе и так более чем достаточно, пьющей и разлагающейся духовно молодежи

  6. Иван говорит:

    Всё равно даже, что Новозыбков образован убегшими от религиозных нововведений? Не было бы попов и не было бы верующих, не было бы и Новозыбкова и Вас то же не было бы…….

  7. алексей говорит:

    по поводу присекиной моленной. изначально это была моленная в доме алексей присекина .у меня есть материалы по ней- письма владельца и тд . он был связан со святителем кононом епископом новозыбковским и многими другими яркими лицами нашей клинцовско новозыбковской епархии. сейчасматериал обрабатывается и я думаю в скором времени сможем его разместить .скорее всего , что после 1905 года еогда старообрядцы получили свободу моленную перестроили в церковь . и скорее всего она была неокржницкой но после примирения окружников и неокружников была в подчинении рогожского кладбища. последнее время с присекиной моленной служил священно иерей кир . после войны он служил в церкви посада добрянка .

    • Юлия говорит:

      алексей, ваше сообщение очень заинтересовало меня. Дело в том, что моя прабабушка, урожденная Присекина. К сожалению, в нашей семье тщательно скрывали ее происхождение, однако, сохранились дореволюционные открытки и некоторые вещи. Очень хотелось бы узнать хоть что-то об этой фамилии.

  8. алексей говорит:

    под четвертым номером — покровская церковь а рядом была благовещенская я постараюсь фото ее найти .

    • voprak говорит:

      Алексей, спасибо за Ваши комментарии. А разве не на кладбище была Покровская?

  9. алексей говорит:

    нокольско — рожественская с 1774 года .

  10. алексей говорит:

    по поводу освящения церкви рождества богородицы на тростанской ( первомайской ) улице в журнале церковь есть статья описывающая освящение и торжество

  11. алексей говорит:

    еще были моленная — купца шишкина , находилась на месте хлеб завода , в его доме.

  12. Boris говорит:

    Может быть, я помню неточно, но мой отец (1908 г.р.) рассказывал, что помимо православных храмов и синагог, в Новозыбкове был и костёл. Поляков много было. Может, и не в виде традиционной готики, а типа молельный дом?

  13. алексей говорит:

    да , был вроде как на кузнечной

  14. Антонина говорит:

    Александр, извините, что не по теме. А были ли еще города или поселения с нашим названием — Новозыбков, Зыбкая? К.С.Петров-Водкин в автобиографической повести «Хлыновск» один раз упоминает какой-то Новозыбков (где-то на Волге).

    • voprak говорит:

      Антонина, другого поселения с таким же названием мне не известно, и очень вряд ли, что оно когда-либо существовало. С похожим названием есть сельский населенный пункт в Московской области — Новозыбинка.
      Про упоминания Новозыбкова у Петрова-Водкина не знал. Очень интересно, но и в самом деле, — не очень понятно. Спасибо!

  15. Boris говорит:

    Я смотрел в справочнике почтовых индексов: Новозыбков один, и в России, и во всём бывшем СССР. Ближайшее, похожее название-Новозыково.

  16. алексей говорит:

    вот что пишет Марина Викторовна Кочергина-…противокружники имели свою моленную на харитоновской улице в доме Вубличева.священником в моленной состоял ржевский мещанин-Петр ИвановичНемолов
    в Новозыбкове находились 4 моленных беглопоповцев моленная Янкина -Изотова на кладбищенской улицеБыховцова ,Шишкинская,моленная Белугина находилась на бульварной улице

  17. Const говорит:

    Связь между Хвалынском (литпсевдоним «Хлыновск») и Новозыбковом (опять в сфере искусства), обнаружилась еще и по случаю проживания здесь известного художника Владислава Полякова (земляка Петрова-Водкина), уроженца Хвалынска, умершего и похороненного там в 2005 году. В Новозыбкове В. Поляков учился в школе, посещал изокружок в Доме пионеров, сюда часто приезжал навестить родственников. О нем и его творчестве уже вышло несколько книг и альбомов. Как раз фамилия его отчима была Белугин и жили они на Бульварной улице. По-поводу моленной это можно узнать.

    • Антонина говорит:

      Спасибо. Тогда возможно и «Новозыбков» в книге — литпсевдоним.

  18. Елена говорит:

    Спасибо Вам большое!

  19. Наталья говорит:

    я родилась и выросла в Новозыбкове. Это мой родной город. Мне было очень интересно узнать о церквях, их названия. Я об этом ничего не знала. Спасибо создателю этого сайта!!!!!

  20. Alex говорит:

    Очень интересная информация! Спасибо! Я родился и вырос в Новозыбкове, прожил до армии. Потом, правда, уехал по «комсомольскому приглашению» в Москву, но свою малую родину не забываю. Хочу уточнить о Вонифатьевской часовне. Сколько себя помню в здании часовни была электроподстанция, работавшая на окрестные дома: общежитие пединститута, дом пионеров… То есть — здание стояло уже в 60-70-х годах прошлого века (мне за 50), а теперь его просто вернули церкви и восстановили (возможно, бывшую там некогда) часовню.
    А средства на строительство старообрядческого храма дал дядя нашей бабушки.

    • voprak говорит:

      Alex, здание действительно существовало, но оно не было часовней. Я не стал здесь уточнять, ибо на сайте уже во многих местах это написано (через форму поиска Вы найдёте не единственное упоминание об этой часовне и обсуждение того, чем она была раньше). Спасибо за отклик!

  21. Ирина говорит:

    Я родилась и выросла в Новозыбкове, училась до 7 класса в школе №1. Церковь Рождества Богородицы в Людкове — это наше поле игр в детстве, так как я жила на Федяева. Тогда она была полностью разрушена. Сейчас я живу в Минске и мне очень приятно, что в моем родном городе стали восстанавливать исторические памятники.

  22. Васильев Семен Максимович говорит:

    Мне 84 года. Родился и вырос на ул. Первомайская. Хочу рассказать про Петуховскую церковь (Рождества Богородицы), на месте которой сейчас находится роддом. В вашем описании — неточность. Во время войны церкви уже не было, я это помню, а был роддом, в котором в войну располагался госпиталь. А сгорела церковь в 30-е годы, не могу сказать точно в каком году. Мне мать рассказывала, что мой отец бегал тушить горевшую церковь. А отца не стало в 1937 году. Т.е. церковь сгорела до 1937 года.

  23. Васильев Семен Максимович говорит:

    В НОВОЗЫБКОВЕ БЫЛ КОСТЁЛ И НАХОДИЛСЯ ОН НА УЛИЦЕ КУЗНЕЧНОЙ НЫНЕ ЛОМОНОСОВА,ГДЕ СЕЙЧАС СТОИТ ДОМ № 24. Я ЧАСТО В НЕМ БЫВАЛ, ЭТО БЫЛ КАМЕНЫЙ ДОМ ИЗ КРАСНОГО КИРПИЧА, ОДНОЭТАЖНЫЙ С НИШАМИ В КОТОРЫХ БЫЛЛИ КРЕСТЫ ПО ВЫСОТОЙ М.-2.ТАМ ЖИЛИ МОИ ДРУЗЬЯ .

    • Станислав Струтинский говорит:

      Глубокоуважаемый Семен Максимович! Добрый вечер! Позволите ли задать Вам несколько вопросов о здании костела? И обратиться с просьбой: не подскажете ли, сохранились ли какие-нибудь изображения здания (хотя бы и после закрытия)?
      Заранее признателен!
      Всех благ!
      Станислав

  24. Васильев Семен Максимович говорит:

    ХОЧЕТСЯ РАССКАЗАТЬ О ТЯЖОЛОМ ЭПИЗОДЕ ОКУПАЦИИ НОВОЗЫБКВА ,РАСТРЕЛЕ ЖИТЕЛЕЙ ЕВРЕЙСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОСТИ .НАМ ПАЦАНАМ ,ВСЁ ХОТЕЛОСЬ ВИДЕТЬ.ИХ СГОНЯЛИ В КЛУБ СПИЧЕЧНОЙ ФАБРИКИ, ПОСТРОИЛИ В КОЛОНУ И ПОВЕЛИ ПО МОСТОВОЙ КУЗНЕЧНОЙ УЛИЦЫ.МЫ РЕБЯТА СПРЯТАЛИСЬ ЗА СТЕНОЙ ,КОТОРАЯ ТОГДА СТОЯЛА ОТ ИТЭЭРОВСКОГО ДОМА ДО ПЕРВОМАЙСКОЙ УЛИЦЕ НА ВЕСЬ КВАРТАЛ, ЗА НЕЙ БЫЛ САД .МЫ СМОТРЕЛИ В ПРОЛОМ ВСТЕНЕ .СТОЯЛ СТОН,ПЛАЧ И ОНИ ДАЖЕ ПЕЛИ КАКУЮ ТО ЕВРЕЙСКУЮ ПЕСНЮ.ОХРОНЯЛИ ИХ ПОЛИЦАИ. И ПОВЕЛИ ИХ В СТОРОНУ ПОЛЕВОЙ УЛЛИЦЫ ЧЕРЕЗ ПЕРЕЕЗД, В КАРХОВСКИЙ ЛЕС .ГДЕ Я ПОМНЮ БЫЛЛИ ДВЕ ВОРОНКИ ОТ БОЛЬШИХ БОМБ.ТАМ И ИХ РАСТРЕЛИВАЛИ С ИЗУВЕРСТВОМ, НАС КОНЕЧНО ДАЛЬШЕ НЕ ПУСТИЛИ

  25. Васильев Семен Максимович говорит:

    Стннилав, ни каких илюстраций уменя нет и не могло бытть была война и мне было 12 лет .С уважением, С М

    • Станислав Струтинский говорит:

      Большое спасибо! Нет, я имел в виду может быть даже не лично Вас. Вдруг Вы знаете кого-то? Честно говоря, даже подробное словесное описание было бы совсем не лишним. Понимаю, что это не просто.

  26. Людмила говорит:

    Подскажите пожалуйста а что было ранее на месте Чапаева 3? Это напротив районных электросетей? Спасибо большое.

  27. ЛЮЧИЯ говорит:

    НУ УЖ ТАК ВАС НАПУГАЛИ В ПРЕЖНИЕ ВРЕМЕНА….. БЕДНАЯ ВЫ НАША. СКОЛЬКО ЖЕ ВАМ ЛЕТ? ЕСЛИ МНЕ 75 И Я ЭТОГО НЕ ПОМНЮ. А В 34 — й АУДИТОРИИ НАМ ЧИТАЛИ ЛЕКЦИИ ДЛЯ ВСЕГО КУРСА. ТАМ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО БЫЛА ПРЕКРАСНАЯ СЛЫШИМОСТЬ . А Я НЕ ЗНАЛА, ЧТО ЭТО БЫЛА ЦЕРКОВЬ.

  28. Марина Викторовна Кочергина, кандидат исторических наук говорит:

    Много лет занимаюсь изучением старообрядчества. В своей второй монографии дала подробное описание Вонифатьевской церкви, особенностях ее росписи. Книга эта уже есть в Новозыбкове. О моленных написал Алексей.

  29. Марина Викторовна Кочергина, кандидат исторических наук говорит:

    У меня очень много публикаций по истории и культуре старообрядцев исторических центров Стародубья и Ветки. Всех, кто интересуется, прошу обращаться к моим книгам. Они исторически и культурологически достоверны, написаны на основании длительной исследовательской работы. Спрашивайте мою монографию в Вашей городской библиотеке. Туда она была подарена автором.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>