Новозыбков, который мы потеряли

Два чувства дивно близки нам.
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
А.Пушкин

Желание сохранить свое историческое достояние — первый и основной признак человеческой культуры. Пронесенная через года «любовь к родному пепелищу» заставляет с замиранием сердца вновь и вновь вглядываться в строгую кирпичную кладку старых купеческих особняков в центре Новозыбкова, восхищаться узорочьем деревянной вязи карнизов и окон жилых домов на тихих его окраинах, сожалеть об унесенных временем и людским невежеством памятниках прошлого, украшавшим наш город еще совсем недавно.

Фрагмент тротуара на Советской улице, мощеного кирпичем с инициалами Афанасия Шведова

Не только храмы или архитектурные достопримечательности дают возможность воочию прикоснуться к своему прошлому. Порой маленький клочок кирпичного тротуара или булыжной мостовой, сохранивших следы прошедших по ним сотню лет назад наших сограждан, согревающее теплом старинного слогосложения название какой-нибудь из наших улиц, выглядывающие из кованого сплетения узоров инициалы бывшего владельца дома над козырьком парадного входа — все это тоже создает неповторимую ауру единства со своим городом. И как становится жаль, что многого наши дети уже не увидят, как не увидели и мы, рожденные после войны, города, сформировавшего свой неповторимый архитектурный облик еще в начале прошлого века. Только редкие фотографии сохранили нам его виды, такого родного и такого уже незнакомого.

Никакие военные разрушения не сравнялись по количеству ущерба нанесенного городу с приходом к власти большевиков. Их первыми жертвами, положенными на алтарь свободы (от «проклятого прошлого») стали новозыбковские храмы. И если иудейским синагогам еще в какой-то мере повезло, ибо их быстро приспособили под административные здания, то с православных и старообрядческих церквей полетели купола. Превратились в заурядные здания Преображенская церковь на Никольской (Советской) улице, Троицкая на Карховской (Комсомольской), Рождества Христова на Богородицкой (Урицкого), молельный дом на улице Харитоновской (Чкалова), храм при реальном училище (ныне актовый зал НППК).

А если уж совсем мозолили глаза новоявленным идолопоклонникам, как например, красивейшая в городе Вонифатьевская (Шведовская) церковь, стоявшая на месте нынешнего сквера у педколледжа и хорошо видимая из окон Дома Певзнера на Чугуновской (Ленина) улице, в одночастье ставшем горкомом ВКП(б), то судьба их была предрешена — их сносили до основания. Как поднялась рука на жемчужину нашей архитектуры, игравшую ту же роль, что и храм Василия Блаженного в Москве или Спас-на-Крови в Петербурге? Та же судьба постигла католическую часовню на улице Кузнечной (Ломоносова). Провинциальных геростратов не волновала участь уродуемого ими города. Сравнительно недавно, уже в конце горбачевской перестройки, при возведении жилого квартала на улице Чкалова снесли и молельный дом старообрядцев-беспоповцев, в котором до этого размещались детская библиотека и художественная школа.


Храм Рождества Христова

Самое же печальное заключалось в том, что когда за ненадобностью, или просто необходимости ремонта эти помещения пришлось освобождать, — их просто бросили на произвол судьбы. Уже не восстановить деревянную церковь Рождества Христова (бывший спортзал «Спартак»), остатки сруба которой срочно передали в ведение Древлеправославной Архиескопии, которой только и оставалось, что разобрать ее. То, что легко было разрушить, восстановить оказалось не по силам.

Тысячи новозыбковцев уже выросли не представляя нашу центральную (а тогда Базарную) площадь с некогда украшавшими ее торговыми рядами. Выстроенные по образцу традиционных в российских городах построек, они являлись единственным подобным сооружением на территории бывшей Черниговской губернии и нынешней Брянской области. По сложившейся традиции принято относить из разрушение на счет немецких оккупантов, однако разрушены они не были. Сгорели только часть крыши и половина деревянных перекрытий, подожженные, кстати, уходящими в партизаны ополченцами, дабы не досталось врагу. Еще после войны здесь некоторое время кипела торговая жизнь, пока в 1957 году горисполком не решил их снести и возвести на их месте жилой квартал. Как тут не вспомнить, например, о восстановлении из руин Кракова, Дрездена, других городов, доподлинно воссозданных по требованию их жителей, по сути, на голом месте.

Пожар в Никольско-Рождественской церкви

Много наших памятников архитектуры унесли пожары. В 20-х прошлого века годах сгорела очень красивая и известная деревянная церковь Рождества Богородицы (Белокриницкая), на Тростанской (Первомайской) улице, стоявшая на месте нынешнего роддома и одна из городских синагог на замишевской улице — Любавичская. В 1959 году была обезображена наша главная достопримечательность — Никольско-Рождественская церковь, лишившаяся после пожара главного купола. В 1990 году от поджога сгорел один из наиболее удивительных памятников деревянной архитектуры города — Дом Певзнера на Цветной улице (307-й дивизии), бывшее общежитие ПТУ-40, стоявший долгое время без присмотра. В конце 90-х случился пожар в старинном особняке (ныне жилом доме) по улице Ленина, от котрого остались одни стены. Это только некоторые из наших потерь, случившихся из-за людской халатности.

Что говорить об отдельных постройках? Город лишился целого архитектурного комплекса — Соборной (Красной) площади, по старому плану, — центра города с храмом посредине, планируемым строительством здесь и городской ратуши. Сейчас это жалкое подобие того, что хотели видеть здесь наши предки. Неужели в городе с 30-х годов не нашлось более подходящего места для строительства стадиона, как возле Чудо-Михайловской церкви, облепленной ныне спортивными пристройками и площадками, одна из которых расположилась на месте бывшего кладбища, существовавшего здесь во время войны. Свистят залетающие за церковную ограду мячи и шайбы между крестов знатным и почетным людям города, приземляясь на их могилы. Тревожат их покой и неуравновешенные болельщики. Воистину не ведаем, что творим, а потом сетуем на безнравственность подрастающего поколения, берущего с нас пример.

Красная (Соборная) площадь в наши дни, вид со спутника
Соборная площадь на генплане Новозыбкова 1840 года

Планируемый с 70-х годов перенос стадиона в конец улицы Коммунистической так и остался нереализованным проектом. Более того, ко всему прочему возвели здесь, рядом с чудом архитектуры и современное «чудо», железное, — новый спортзал, чужеродное тело в ансамбле площади. Сама же площадь превратилась в ряд тупиков и переулков, перегороженных как при обороне от вражеских танков бетонными заборами, блоками, решетками, рвами, лесной чащей. А вот одну из главных улиц, Харитоновскую (Чкалова), вообще ликвидировали наполовину, перекрыв жилыми зданиями. Образовавшийся квартал-монстр перекроил и разрушил сложившуюся веками городскую планировку. Давно тесно в нынешних границах горпарку, среди развлекательных сооружений которого его старые деревья кажутся лишними.

Совершенно неуместной оказалась на площади и березовая роща, в свое время шумно и с помпой заложенная юными натуралистами, естественно под бдительным руководством высокопоставленных дядей, и которую теперь в темное время суток боязливые старушки (и не только они) стараются обходить стороной. Зачем в городе подобное скопище деревьев, когда до ближайшего леса пять минут езды на автобусе? Поселившаяся же здесь с некоторых пор колония грачей вчистую опустошает все близлежащие сады и огороды. Не помогли и попытки благоустроить ее. И то ли еще будет!

Особенно тягостны наши лишения от неумелой реставрации и перестроек, проводимых совершенно без учета и контроля со стороны тех, кто должен был охранять памятники архитектуры города. Кто, например, доверил право новозыбковским пожарным проводить в 70-х годах реконструкцию несомненно имеющего историческую ценность здания на Людковской (Наримановской) улице, в котором еще в прошлом веке находилась наша пожарная часть? Многие помнят и стоявшую здесь и снесенную в 60-х годах старую деревянную пожарную каланчу, которую вполне можно было сохранить.

После передачи в ведение этих людей «с огоньком» бывшего помещения торгово-кулинарного училища, располагавшегося здесь на втором этаже, его, обрамленные каменными узорами, окна были разбиты и заменены на квадратные бойницы из проектов хрущевских многоэтажек для разместившихся здесь квартир. При возведении же пристройки, ко всему прочему, снесено было здание последней новозыбковской синагоги, украшенное деревянной резьбой и, безусловно, имевшее архитектурную ценность. Нынче все это новое эклектическое сооружение больше похоже на следственный изолятор, что заметно усиливают и металлические ворота гаражей, даже отдаленно не напоминающие прежние изящные деревянные створки.

Мост в 1960-х годах

Точно так же исказили современной пристройкой здание бывшей женской гимназии (школы №1). Или взять восстановление оградных тумб каменного моста через Карну в центре города после случившейся здесь аварии. Неужели хотя бы красного кирпича, которым и выложен мост, нельзя было найти для их реставрации? А то, что новая решетка ограды моста и водруженные здесь нелепые фонари совершенно не в стиле этого старинного сооружения, по-видимому, никого не волнует.

Посмотрите, сколько снято украшенных резьбой ставней, заложено окон и парадных дверей у переданных в частное владение или собственность организаций домов, сорвано, уничтожено, сдано в металлолом кованых узорчатых кронштейнов и оград, безусловно, представляющих художественную ценность — украшение и историческое достояние города. Можно перечислить десятки домов, с которых совершенно безнаказанно они были сняты, перенесены или вообще исчезли. А какой урон понесли наши кладбища. С каждой такой утратой опускаемся духовно и мы, чувствуя необратимость потерь, пока совершенно не пресекаемых соответствующими органами, призванными блюсти закон об охране памятников истории и культуры.

Санаторий «Карховка»

Каждому времени, в том числе и у нас, был свойственен и особый архитектурный стиль. То, что нам сейчас кажется обычным, через много лет может стать историческим раритетом. Например, из построенных в 20-х годах прошлого века в Новозыбкове трех зданий в стиле конструктивизма, по сути, осталось только одно — городская (районная) больница. Снесен при постройке магазина №43 (ныне «Магнит») стоявший на улице Ломоносова дом ИТР спичечной фабрики, разграблено здание бывшего тубсанатория в Карховке. А ведь подобных им никто уже больше не построит. Современная архитектура массового жилищного строительства, по меткому выражению одного из наших архитекторов названная марсианской, пока не может, за редким исключением, соперничать с тем, что когда-то было уже возведено.

Во многих странах здание, простоявшее 100 лет, объявляется национальным памятником со всеми вытекающими отсюда последствиями. А у нас даже таблички, вывешенные на их стенах, не спасают, так как почти отсутствует культура почитания и уважения своего прошлого.

Ворота Вонифатьевской церкви на дореволюционной открытке из серии Павлова

Сколько у нас было кирпичных ворот с ажурными арками, по сути, — символами нашего города? А сколько осталось теперь? Любой начальник конторы или склада, расположенных за ними, сам принимал решение об их расширении или сносе. Посмотрите на остатки одних из них, тех, что стоят напротив городского Дома культуры, даже во фрагментах удивляющих своей художественной ценностью и разрушенных только потому, что через них не проезжали грузовики. Другие же — многострадальной Вонифатьевской церкви — мы могли видеть еще в конце 60-х. Но на их место «позарился» первый памятник Дыбенко (ныне здесь бюст Драгунского). Значительное число достопримечательностей было разрушено и в селах, окружающих Новозыбков.

Думается, что пора «собирать камни» уже давно пришла. Каждый виновный в разрушении архитектурного облика города должен нести безусловную и самую строгую ответственность за посягательство на нашу историческую память, а украденное с наших улиц считать преступлением с наказанием без учета срока давности. Имена же разрушителей, независимо от того, живы они или отошли в мир иной, еще появятся в списке на Доске позора, который обязательно будет составлен в назидание будущим поколениям. Может только так мы, ныне живущие, сможем искупить свою вину за бездеятельное соучастие в этом геростратовом «подвиге», во многом продолжающемся и сейчас. Только вернуть то, что мы потеряли, это уже не поможет.

60 комментариев:

  1. Антон говорит:

    Спасибо огромное за статью, Константин Федорович!

  2. Вадим говорит:

    Первое имя на доске позора — Нестеров. Он своими постройками испортил город чуть ли не больше, чем большевики. Уродство — дешевые материалы, архитектурная несовместимость, отсутствие даже малейшего понимания о технике безопасности — исторический идиотизм типа самолета в парке. Статья хорошая. Должен только сказать — что синагогам повезло, в итоге, меньше, так как православная братия свое активно забирает назад — а иудеям пока что ничего не вернули. И вообще — иудаизм в новозыбкове уничтожен полностью, а православие сохранилось. Проблемно для меня и утрвеждение, что снос куполов более «трагичен» чем осквернение Храма его приспособлением к административным зданиям. Это все большое горе, на самом деле.

    А говорить о восстановлении облика города можно только тогда, когда у правящей партии будет программа его восстановления.

    • voprak говорит:

      > а иудеям пока что ничего не вернули.

      Отчего же? В прошлом году Новозыбковскому иудейскому обществу была передана Вторая большая каменная синагога, прежде занятая межшкольным учебно-производственным комбинатом.

      Насчет Нестерова в корне не согласен. Именно при Нестерове был разработан план сохранения архитектуры исторического центра Новозыбкова, составлен подробный список памятников истории и культуры, определены охранные зоны.

      • ИСТОРИК говорит:

        согласен что, при НЕСТЕРОВЕ под руководством архитектора города Комаровой была поведена работа по сбору архитектурно-исторического материала. Поэтому Фельдман глубоко не прав и просто клевещет зря и не обосновано, в этом отношении, на НЕСТЕРОВА.

  3. voprak говорит:

    Даже по-отдельности каждая из перечисленных потерь очень тяжела. Но когда все собирается в одну общую картину, как в Вашей статье, — и вовсе сердце кровью обливается…

  4. Вадим говорит:

    Вернули? Это хорошо, но очень поздно. Община разгромлена, ее больше нет — представители уже все по диаспорам. Молиться некому, раввинов нет — религия уже убита. Так что такое возвращение — это только дань прошлому, а не взгляд в будущее. Впрочем, я говорил о неточности в статье, цитирую «иудейским синагогам еще в какой-то мере повезло» — это не так, эта фраза совершенно лишняя. Почему — я пояснил выше.

    О Нестерове — конечно, можно быть со мной несогласным — только вот факты говорят о другом. За 20 лет правления Нестерова не были решены никакие проблемы реальных зданий — горели и не восстанавливались церкви, рушились памятники архитектуры, создавались эти жуткие новострои. Вообще отношение властей к стройкам было при Нестерове классическим — несколько детей погибли на неогражденных строениях. План и зоны — фикция, как и все при Нестерове. На бумаге они были — а на деле разрушение Белопоповской Церкви началось при нем. А впрочем, что говорить — Нестеров довел город до экономического коллапса, откуда у него деньги на культуру…

    Да, а разработанный Нестеровым план не выдерживает никакой критики — я его читал — это фантазии на заданную тему, не более того.

  5. Евгений говорит:

    Да , при Нестерове всё выше описанное происходило. Но заметте, он хотя бы создавал скверы и пытался сделать Наш город ещё более уютным, а вот нынешнее правительство уже взялось за разрушение недавно созданного… Не хочу даже думать о том к чему это приведет в самое ближайшее время

  6. leel говорит:

    Это все историчеки обыкновенно. Что-то разрушается, исчезает, что-то рождается.
    Берегите и храните то, что есть сейчас.
    Меня больше всего в городе беспокоит то, почему не приводят в порядок дом Осипова. Прям зла не хватает.

  7. Boris говорит:

    Наш город сравнительно молод, и своего стиля он обрести не успел. Гадать, каким стал бы он, не будь большевистского переворота контрпродуктивно, на мой взгляд. В годы моей юности Новозыбков был большой деревней, с деревенским укладом жизни, особенно на окраинах, даже ИТР и рабочие единственного более-менее крупного предприятия всё равно стояли одной ногой на земле. Начиная с шестидесятых, город стал застраиваться трёх-четырёх-пятиэтажками, причём, не на пустырях, а прямо на освобождаемых от сноса частных домов участках, это радикально изменило совершенно сельское лицо города, лишило его привычной патриархальности, ну а об архитектурной ценности этой, безусловно нужной людям, застройки уже сказал К. Ф. Попов, автор блога. Дореволюционные строения просто растворились за три-четыре десятка лет среди новостроек, бросаются в глаза лишь объёмные, типа обеих ДК и дома, где нынче ЗАГС. Вобщем, стилистически, город наш общ лицом с тысячами райцентров, что стоят на Руси, а потому ни благоустройство имени Ивана Александровича, ни частные строения новейшего времени испортить, на мой взгляд, ничего не могут. Новозыбков дотационен, беден, бюджет его дефицитен, и только поэтому в центральном районе, где дорогая земля и есть коммуникации ещё не порушены те остатки, о которых сокрушается г. Попов. Яви своё экономический бум, и никакие защитные и охранные бдения не защитят последних памятников старого городского зодчества. Жаль? Да конечно! Однако, опыт Москвы, этого окна в будущее России показывает, что ничего с этим не поделаешь… Никому уже не нужна сушёная вишня, а у Лопахиных двадцать первого века такие же острые топоры, что и у чеховского героя…

  8. Вадим говорит:

    Евгений, современная власть ничем от власти Нестерова не отличается, так как происхождение у них одно и тоже — Путин. Правда, Нестеров успел и коммунистом побыть и даже в зеленых светился… Иногда скверы строят не потому, что хотят сделать вид города лучше, а потому, что отмывают деньги на строительстве. А строят, в связи с этим, непроверенную архитектурно нелепую и оскорбляющую глаз лепнину, даже со смыслом которой граждане не согласны.

    Но я повторюсь — Нестеров стал могильщиком Новозыбкова во всех смыслах, архитектурный — только один из них. Поэтому молиться на человека, загнавшего Н в долги и похоронившего в выгребной яме — это позорно для гражданина города. Все его хорошие деяния перечеркнуты раз и навсегда провалами в экономической, социальной и культурной политике города.

    А современная власть — надо было голосовать не за Путина в мокром виде (Нестеров) и не за Путина в сушеном (то, что есть) — голосовать надо против Путина и за вменяемую, демократичную, избираемую и честную власть. Тогда город вылезет из долгов и тогда можно будет даже замахнуться на восстановление памятников. Хотя согласен с Борисом — путь через дикий капитализм неизбежен. Поэтому восстанавливать придется и что-то из того, что ещё сохранилось.

  9. Иванов Влад говорит:

    Можно ли разместить данную статью у себя в блоге ? С указанием автора и первоисточника, разумеется.

  10. Мария говорит:

    Константин Федорович огромное спасибо за статью, очень интересно и познавательно, и конечно очень жалко — что имея не храним!

  11. Михаил говорит:

    Не могу спорить или соглашаться с автором(живу здесь недавно—всего чуть больше года),одно хочу заметить:возводить новое нужно,от этого никуда не денешься,жизнь идёт и зацикливаться на старине не стоит.Но…Рушить памятники,тем более храмы—этому нет оправдания!У мусульман слово «харам» означает запрет:это нельзя,это святое,а мы в невежестве нашем плюём на память о предках!Не помню,кто сказал,но мысль мне нравится:»Народ,не помнящий корней не имеет права на существование!»Я не призываю построить всё,как было в 19-ом веке(всё-равно так не сделать,только испортишь)Но позаботиться о том,что осталось нужно и важно! О синагогах:раз вернули храм,то и прихожане вернутся(свято место пусто не бывает)Истинную веру нельзя убить!Христианство на Руси за 300 лет татары не убили(уважали веру),большевики,хоть и старались,не справились,а иудаизм постарше будет!Истинно верующий несёт Веру в душе своей,а не на доскес ликом! Спасибо за статью,есть люди неравнодушные На Руси,значит она непобедима! Заходите на мой сайт,пообщаемся!

  12. ksandr763 говорит:

    Что бы город развивался нужны собственные доходы. А откуда им взяться если производство разваровано или умерло ввиду своей неконкурентноспособности. Как бы еще и дотации не срезали.

  13. ksandr763 говорит:

    А на тему синагог хороший был сайт format18. Но это другая история)))

  14. Вадим говорит:

    Михаил, веру убить нельзя — людей можно.

  15. Const говорит:

    Вадим, в этом абзаце я больше опасался получить «на орехи» за нелогичность словосочетания «иудейские синагоги» — ну разве бывают неиудейские? Но пронесло, да и тут двусложие было в контексте. А вот слово «храмы» (на что Вы напирали) было бы еще большей неточностью, ибо у верующих евреев только один Храм — был и есть (Стена Плача). Так что слово «осквернение» для молитвенного помещения (синагоги) тоже, мягко говоря, не совсем подходит. С таким же успехом можно осквернить, например, дом адвентистов седьмого дня, сделав его жилым. Кроме того, статья эта была в свое время (еще в 1999 году) опубликована в газете «Вечерний Новозыбков», и мне не хотелось в ней что-нибудь кардинально менять, тем более актуальности она не потеряла (хотя изменения есть).
    Насчет каких-то преимуществ верующим титульной национальности тоже не совсем согласен. Насколько известно, всем сестрам было роздано по серьгам. Из тринадцати церквей в городе в 30-х годах оставили четыре, по количеству общин: православным — на Красной площади, единоверцам — Никольскую (туда же позже перенесли иконостас Рождественской, откуда и двойное название), старообрядцам -белокриничникам — Богородицкая, и, наконец, Спасо-Преображенская (Дмитрия Солунского) — древлеправославным (беглопоповцам), хотя юридическое закрепление было растянуто по времени и владельцы храмов позже менялись. Из четырех синагог в городе в советское время действовали две — Большую Каменную (на Красной) перевели в деревянное здание возле пожарной части (она существовала до середины 60-х годов), а вторая, хасидская (Любавичская), была на Замишевской улице. О том, что она впоследствии сгорела, мне поведал в свое время Арон Григорьевич Эпштейн. Сгорела и Богородицкая церковь. А то, что верующим вовремя не предоставляли соответствующие помещения, а еврейскую общину просто бросили на произвол судьбы, когда забрали последнюю синагогу на Наримановской и они кочевали «с квартиры на квартиру», с этим я согласен и уже высказывал здесь свое мнение. Проще говоря, попали под колесо, ибо это уже была вторая, хрущевская волна борьбы с «религиозным дурманом», тогда же первый секретарь райкома Орлов приказал взорвать Каташинский монастырь. А сколько стоило трудов общине Спасо-Преображенской церкви вернуть себе храм, приспособленный в свое время под зерновой склад.
    Большевики, как известно, национальности не имели и вероисповедания были тоже одного, марксистско-ленинского, к тому же они успешно «размножались». К примеру, начальником новозыбковской милиции после войны была весьма одиозная фигура — майор Брохман. Документально известно со слов свидетелей (об этом мне рассказывал Кублицкий), что он лично пытал арестованных и жег на допросах бороды местным раввинам, хотя и сам был евреем. А о том сколько новозыбковских служителей культа были расстреляны в «лихие годы», уже можно сложить пантеон.
    Ну и в заключение, хочу отметить, что тема статьи все же — архитектурное направление, и углубляться в другие пока рано, тем более у меня уже было готово продолжение, где затрагивались и постперестроечные наши казусы, и деяния на рубеже веков «главного архитектора нашего города». Однако пока я искал куда ее пристроить (что было весьма проблематично), сгорел винт вместе со всеми моими наработками. Хорошо, что еще остались кое-какие черновики, и вполне возможно, она со временем появится и здесь. А за комментарии всем спасибо.

    • Яков Раскин говорит:

      Доброго здоровья, Константин! Спасибо за очень интересную статью и комментарий. Глядя на старые открытки с видом Новозыбкова, я обнаружил, что дом Певзнера изначально был светлого тона. Правда, в советское время, а я провёл в Новозыбкове своё детство, его выкрасили в страшный бордовый цвет. Но почему пару лет назад нельзя было вернуть ему первоначальный весёлый цвет? Ведь его вид, я имею ввиду его цвет, не вписывается в цвета рядом стоящих зданий. Неужели это очередное головотяпство руководства города? А что касается синагог, то я точно знаю, что в моё время действовала только одна синагога на Наримановской. Ортодоксальная синагога функционировала, очевидно, до войны. Да и как она могла существовать, если ортодоксов в Новозыбкове после войны не было. Уничтожение синагог повлекло за собой уничтожение общины, и, как результат — еврейской жизни в городе больше никогда не будет и евреи в Новозыбков никогда не вернутся. Люди, уничтожающие культуру народа, не остановятся и перед уничтожением самого народа. И в этом отношении не нужно лить крокодиловы слёзы. А главную синагогу, которая на углу ул. Красной и Наримановской вернули?А если вернули, то кому? Тем, которые лежат в Карховском лесу? Кстати, Стена Плача в Иерусалиме — это не Храм, а западная стена разрушенного Иерусалимского второго Храма.

  16. Вадим говорит:

    Константин, как учитель иудейской школы со стажем в два года, должен Вас поправить — все переводы с иврита на русский достаточно условны. Да и мы не на иудейском форуме — потому вполне можем говорить на русском языке. А в русском светском языке слово «Храм» всего лишь универсальное обозначения для любой церкви любой религии. Или Вы думаете, что буддисты тоже в Храмы ходят? А ведь говорят «буддистский храм». Синагог неиудейских не бывает, но, с учетом публики, допустимо пояснение иностранных слов эпитетами, такая уж в русском языке есть традиция. Так что на «орехи» не получите, не переживайте:))

    Ну а с «осквернением» — вы ошибаетесь. Синагога — это молельный дом, и евреи за чистоту синагоги вполне могут и пострадать. Вспомните историю праздника Ханука — или просто истории еврейско-римских войн. Так что осквернить можно все, что угодно. А адвентисты седьмого дня… Я бы не рискнул пробовать.

  17. S.L. говорит:

    Будучи потомственным интеллигентом, человеком совестливым и неравнодушным, присоединяюсь! Спасибо Вам огромное! Только продолжая разоблачения сталинизма можно поднять с колен эту страну! Так победим!

  18. Вадим говорит:

    S.L. а что толку разоблачать сталинизм, если путинизм бушует?

  19. Владимир Александрович говорит:

    Действительно, очень интересная статья. Спасибо, Константин Фёдорович!
    Одно только не перестаёт удивлять: XXI век на дворе, а люди на полном серьёзе о религии говорят…

    • Boris говорит:

      Причём, явные атеисты…

      • Владимир Александрович говорит:

        Явные атеисты — учителя иудейской школы? Что-то новое.

        • Boris говорит:

          Это же не религиозная школа. Там изучали историю еврейского народа, предмет вполне светский. Иудаизм может преподавать только священнослужитель.

  20. Const говорит:

    Это точно! Основы научного атеизма пришлось два раза сдавать. И ни в церковь, ни в синагогу никто в наше время и из нашего поколения не ходил. Но эта тема здесь проходит косвенно, поэтому, думается, ничего в этом нет предосудительного, просто, возможно, дань общим веяниям, не будем говорить — моде.

  21. Татьянка говорит:

    Статья замечательная. Даже не знала, что улицы нашего города, когда-то носили другие названия. Очень интересно. Спасибо!))

  22. алексей говорит:

    друзья! давайте лучше на деле а не словами поможем общине Рождественско- Никольского хорама и о . Сергию в реставрации церкви ! ведь сколько уже времени сделана страничка храма на сайте ? И никто , никто , за исключением четырех человек — причем не из нашего города просмотрев ссылку положили по копеечке! но ведь нас мого! и каждый заходя на сайт каждый раз видит ссылку ! проснитесь ! ведь в один из дней ВЫ можете оказаться без прекрасного храма! ведь многие из Вас — потомки старообрядцев ! непорали отдать тот долг в котором мы у наших предков????????????????????????

  23. Вадим говорит:

    Вот денег дать можно было бы. Правда, я, человек далекий от старообрядчества, все жду, пока они присоединятся к папиной булле о невиновности евреев в распятии Христа. А потом уже можно будет поговорить и о национальном премирении в виде денег на Храм. А вот город не должен этим заниматься вообще. Налогоплательщики далеко не все обеспечены лекарствами и едой — это важнее, чем Храмы.

  24. КОТ говорит:

    А ещё мы потеряли наш город, как самый чистый город Брянской области. Все гости нашего города всегда раньше отмечали это. Теперь город стал какой-то общей помойкой. Кругом сплошные мусорки. Старые ветки от новогодней ёлки на площади валялись ещё в марте. Мы ТОНЕМ в грязи. Мешки с бытовым мусором валяются по всем дворам и улицам. Да, многое зависит от самих жителей и от нашей культуры. Но и власть на эо должна обращать внимание. Чего стоит только свалка мусора на ул. Садовой о которой писали и газеты на официальном сайте администрации города. А куча всё растёт. Мы потеряли наш ЧИСТЫЙ город.

    • Boris говорит:

      «Самый чистый город»-это легенда, конечно, связанная с благоустройством Новозыбкова после чернобыльской катастрофы, когда почти все улицы закатали асфальтом. «Как много лет минуло…» Но свой дворик у дома на Ломоносова, 3 я помню зелёным, чистым, уютным, с клумбами, тополями, спортплощадкой, детской площадкой, беседкой, где жители дома коротали летние вечера. Нынче там воздушная теплотрасса, деревья вырублены, пыль, грязь и мерзость запустения. Рискуну заявить, что в этом не власти только виноваты. Наверное, народу пох…

  25. Boris говорит:

    Вадим, пишется не «папиной», а Папской булле, а то можно посчитать, что вы говорите о своём отце… Не прикололись же вы над Понтификом? :)
    По поводу денег: в Новозыбкове не менее 10 000 прихожан древлеправославного уклада, и храм сей им, по-видимому, неинтересен, как и полузаброшенное их кладбище. Что ж напрягать представителей иных конфессий?
    Если я ошибаюсь в современных реалиях родного города, то пусть меня поправят, без обид.

    • voprak говорит:

      Борис, может быть, не стоит делать заявления обвинительного характера, если Вы не уверены в том, о чем говорите? Добавка «пусть меня поправят, если это не так» не спасает. О том, что сделано и делается прихожанами, уже подробно написано — http://www.novozybkov.ru/nikolachurch/

      • Boris говорит:

        Что вы, где же у меня там обвинения? Чистое предположение, не более того. Я понимаю, что никто никому ничем не обязан, и пожертвования-дело сугубо добровольное. Проблемы данного храма мало кого волнуют, разве не так? А деньги нужны серьёзные, пожертвования не потянут такую сумму. Я своими глазами видел СЛЕДСТВИЕ, а причины-ну откуда же мне знать? Я восемь лет как уехал из Новозыбкова.

        • voprak говорит:

          «в Новозыбкове не менее 10 000 прихожан древлеправославного уклада, и храм сей им, по-видимому, неинтересен». Эта реплика имеет явно обвинительный и даже оскорбительный характер для прихожан. Не знаете — не говорите.

          • Boris говорит:

            Ув. Вопрак, это только предположение, потому и стоит там «по-видимому». Вижу старообрядческое кладбище, там друг мой похоронен, и я всегда прихожу к нему, знаю, что в Новозыбкове тысячи старообрядцев-и что? Страшно же смотреть, настолько оно запущено. Вывод напрашивается…

  26. алексей говорит:

    ВАДИМ — ответ для вас — наш храм , является памятником архитектуры и государство ОБЯЗАНО ЕГО ОХРАНЯТЬ И РЕСТАВРИРОВАТЬ А ПОВРЕЖДЕНИЯ ХРАМА КАРАЮТСЯ ЗАКОНОМ ))))
    БОРИС — ответ для вас — точнее даже наверное вопрос , а где же это вы насчитали столько приходан древлеправославной церкви???????????? я сегодня за службой насчитал только 4 бабушки )))). так что очень грустно и обидно за наших предков . которые нам оставили такой величественный храм! фашисты не сожгили и коммунисты несмогли уничтожить его . а вот нашему поколению видимо это удастся …. очень обидно .

    • Boris говорит:

      Цифру в 10 000 старообрядцев назвал мне один из активистов этой конфессии. Это очень приблизительно, я понимаю, и новозыбковцы узнают о принадлежности человека к древлеправославию тогда только, когда его уже несут, увы, на кладбище, которое на Урицкого. А храмы посещают постоянно немногие. Видел такую статистику-около 5% населения, это включая мусульман и другие вероисповедования.

    • Boris говорит:

      Да, забыл, насчёт обязанности государства… В Германии, например, есть налог-церковный сбор. Можно отказаться платить его, но он невелик, а немцы-народ дисциплинированный и чтящий своё реноме. Кроме того, после службы клир собирает внушительную «дань» с посещающих её, меньше 10 евро никто не даёт… Вот и денежки на ремонт и содержание. Как вы считаете, каково было бы отношение россиян к такому налогу?

  27. ksandr763 говорит:

    А ты сам подумай. Какая зарплата такое и отношение.

  28. алексей говорит:

    а мне думается что не в зарплате дело . дело в нас самих ! неужели вас спасет десятка в неделю?????????????

  29. Вадим Фельдман говорит:

    А я папу ласково называю:)) И римского тоже. Конечно, папская булла. Алексей — государство может реставрировать что бы то ни было только при условии, что основные функции государства выполняются. Основными же считаются априори обеспечение высокого жизненного уровня граждан. Новозыбкову же (муниципалитету) надо раздавать долги, а не Храмы реставрировать. А вообще неплохо бы провести инспекцию Счетной Палаты в старообрядческих закромах и посмотреть, сколько там деньжат вообще накопилось. Может, они и сами потянут?

  30. алексей говорит:

    вадим а о каких старообрядческих закромах вы говорите??????????? или вы думаете что воскесли Морозовы, Рябушинские ,Кузнецосы? вот кого нет . того нет . их гробницы стоят на рогожском и на Преображенском кладбищах и молчат . но наверное скоро и гробницы возопиют …..

  31. Вадим Фельдман говорит:

    Нет, не думаю. Я просто знаю людей, которые старообрядцам платят десятину. Во-вторых, я знаю, что наша церковь — не единственная в мире, а входит в сеть старообрядческих церквей мира. Пусть они друг-другу сначала помогут, а потом уже у людей просят.

  32. Вадим Фельдман говорит:

    Я просто уточню — я сам за восстановление памятников и сохранение архитектурного наследия. Но давайте решать все вопросы комплексно. Сначала должна скинуться старообрядческая община — нужно провести пиар-акцию, патриарх должен обратиться к верующим по телевидению, со страниц газет. В рамках внутреннего распределения денег в старообрядческой общине это должно быть приоритетом. И бюджет общины должен быть открыт — то есть все должны видеть, сколько денег община собрала и передала на памятник из общей суммы доходов. Если это, например, будет 10 процентов, то Борис прав, и никакие памятники им и даром не надо.

    Уже на втором этапе, должна быть проведена общегородская акция — мэр города, патриарх, православный священник (в рамках экуменизма) должны обратиться к фирмам, предприятиям, частным лицам. Но для этого же должна быть открыта казна города. Сколько там на культуру в городе выделяется? Сколько на церковь? А куда идет все остальное? Я, когда-то, общался вплотную с отделом культуры — так там финансировалось все, что угодно — какие-то сомнительные спектакли, народное творчество, странные конкурсы — а памятники архитектуры — не очень. Какой отдел мэрии вообще должен этим заниматься? Почему — культура? Сколько у нас в городе денег выделяется на бесполезные для города вещи, которые можно было бы перевести в Храм? Вот это была бы политика. Для этого нужна другая власть, которая будет избрана народом, будет перед ним отчитываться, будет совещаться с общественностью и так далее.

    Третий шаг — установление контактов с областным и федеральным уровнями. Денин с Путиным видятся довольно часто. Почему этот вопрос не затрагивается? Сколько там вообще денег надо? Один футболист Газпрома, (простите, славного «Зенита») стоит дороже, чем вся эта церковь. Может, Газпрому сменить приоритеты? Тем более, что Зенит все равно — опозорился на Европе.

    Четвертый шаг — оргаизованный поиск спонсоров за рубежом. Есть специальные фонды, специальные программы — можно подключить ЮНЕСКО, можно попытаться просто попасть на богатого мецената. Для этого, опять-таки, нужно сотрудничество города, церкви, общества и СМИ. Все же это делается.

    А все эти сборы по копейке — никогда не помогут.

  33. Boris говорит:

    Я по поводу сохранения-уничтожения памятников старого зодчества пессимист-ну так жизнь показала, и что должно погибнуть-погибнет. Имею ввиду самодеятельность в этом вопросе. Или находится щедрый спонсор-государство, частное лицо, общественная организация-неважно, или медленное умирание объекта. Любые самодеятельные трепыхания только продлят агонию.

  34. алексей говорит:

    ВАДИМ ! либо я вас не понимаю либо у вас какието смутные представления о старообрядчестве- наша церковь , рпсц — русская православная старообрядческая церковь ни в какую сеть не входит! да и упаси Боже от этого !!!это уже попахивает экуменизмом — а это ересь . причем страшная ересь . которой заражена нынешняя никонианская с позволения сказать церковь .дальше , нам никто десятину не платит а мы сами ее платим — на содержание своего храма ! и сейчас это дело добровольное . а вот когда начали в брянске строить Феофилакту кафедральный собор . то обложили все без разбору — хочешь не хочешь — надо !!!! далее вы пишете что должна скинуться старообрядческая община!- а вы что невидите сколько сделаноСАМОЙ общиной !??? ведь вся работа которая сделана в церкви- это все деньги прихожан! а по поводу открытого бюджета общины- у нас всегда собираются собрания общины и ВСЕМ рассказывают куда и сколько ушло ))))))). после этого вы продолжаете- общегородская акция — мэр должен … ага я писал чебыкину однако простите он просто послал … так что сами думайте .. после этого — православный т е никонианский , еретический!!! должен … вы сами то хоть понимаете о чем вы пишете????????????????????? третий шаг — власти области и федеральные власти- я вам сейчас напишу выдержку из письма нашего губернатора -….включить никольскую церковь в план охранных мероприятий на 2011 год не представляется возможным … )))))))))))ну а четвертый пункт вашей программы я даже коментировать нехочу — простите . вот и остается нашей общине собирать по копейке .
    нашей общине в этом году как и городу исполняется 310 лет . и пусть наши люди читая эти строки хотя бы немного призадумаются над тем что происходит ! а не от того ли наша жизнь стала серой и унылой , и некоторые клеймят власть, и все что происходит вокруг , чито мы потеряли всои корни? мы забыли кто мы есть , наши предки смотрят на нас и и говорят — вернитесь . вернитесь сейчас ! а иначе будет очень поздно . мы обрастаем западом , мы теряем свое лицо !

    • Boris говорит:

      Алексей, если хотите кого-то в чём-то убедить-избегайте восклицаний. Они только раздражают собеседника. Всё по-делу, но восклицательные знаки нивелируют ваши мысли. О самой дискуссии-речь ведь не идёт о религиозных предпочтениях, разночтениях и конфликтах, не приведи Господи. Был вполне светский разговор о проблемах ремонта одного из храмов Новозыбкова, и не более того. А вы уже клеймите экуменистов, никонианцев, еретиков-прямо инквизицией запахло… Я считаю, что в реставрации вашего храма заинтересованы земляки совершенно вне зависимости от отношения к старообрядчеству и к религии вообще. Ваши инвективы о «обрастании Западом» смехотворны-Запад-никакой не симбиоз, это и прародина православия Греция, и католическая Испания, и протестантская Голландия, Запад-ареал разных христианских конфессий, разных жизненных укладов, разных духовных ценностей, и он на порядок религиознее нынешней, вышедшей из коммунизма России. Все храмы, пострадавшие в войну, давно восстановлены, а в мирное время, как в СССР, их никто никогда и не рушил. Если под «обрастанием западом» вы имеете ввиду цивилизационный процесс, то это неверно-Россия, до революции, была составной частью Европы, причём, огромной и влиятельной частью. Отход от западных, европейских ценностей при большевиках стал для страны катастрофой-она просто распалась. Ну, а новые технологии, интернет, бытовая электроника, мобилы, мода, наконец-встать на пути всего этого-просто пысать против ветра-всё будет на своих же штанах…

    • avgustina61 говорит:

      К сожалению,Вы стучитесь в закрытую на тысячу проржавевших замков дверь души Ваших собеседников… Такое осталось впечатление от прочитанного.

  35. Вадим Фельдман говорит:

    Очень хороши

  36. Вадим Фельдман говорит:

    Очень хороший пост, Алексей. Спасибо за ясность. Что же, если Вы хотите, чтобы Вам город помог восстановить Храм, но при этом держитесь за идею греховности православной церкви и экуменизма, то это Ваше право. Меня же интересует Церковь не как молельный дом — я не старообрядец, не экуменист и даже не иудей. Меня интересует сие здание исключительно как памятник искусства, поэтому все эти религиозные дела меня не касаются. Если здание отстроят мусульмане — я первый подам им руку.

    Но мне кажется, что именно эта Ваша закрытость и мешает Вам отстроить здание.

    • Яков Раскин говорит:

      Странно! Для меня, как иудея, очень странно звучит фамилия Фельдман. Все мои родственники — Фельдманы, жили в основном на Набережной улице, но никому из них не приходило в голову отрицать с такой фамилией своё еврейство. Зачем? Разве нужно стесняться?

  37. алексей говорит:

    нет закрытости как раз таки и нет ! к нам приходят разные люди , приходят и никониане , разные люди с разными вопросами . кто то посмотрев храм и послушав службу уходит а кто то остается и очень радостно видеть людей пришедших в храм и познавших истинну ! а вы когда нибудь были в нашей церкви? приходите!

  38. алексей говорит:

    ведь мы ни перед кем не закрываем двери!

  39. Вадим говорит:

    Алексей, я везде был — эта тема меня интересовала всегда. Даже больше того — мне дарили книгу «Доказательства существования Бога». Я собирал деньги на детей 11 интерната и потому знаю эту среду. Но в Христа я не верю. И книга меня не убедила. Так что второй раз не зайду.

  40. Кочергина М.В. говорит:

    Дорогие жителя г. Новозыбкова! Совсем еще недавно Ваш город со своими храмами был чудесным памятником русской провинциальной архитектуры. Но отсутствие понимания значимости этого привело к тому, что город утрачивает свою уникальность, исчезает его традиционный облик. Старообрядцы создали эту слободу и город. Но, то что сделали с ним в 20 веке, привело к потере исторической памяти поколений. Сколько было предложений дано по поводу сохранения традиционного облика Новозыбкова для администраций города в разные периоды его существования. Однако, приезжая в город видишь, что нет очередного памятника, имеющего культурную ценность. Неужели безразличие жителей приведет к полному исчезновению этого уникального уголка русской провинции в хорошем понимании этого слова?

    • ИСТОРИК говорит:

      Уважаемая госпожа Качергина !
      Я все же нашел два старых дома позапрошлого века, где вставлены евроокна, а деревянные наличники сохранены, как и деревянные ставни. Это мало, но это есть. Как есть и то, что безразличие и деньги правят людским миром. А любви к городу нет ибо этот город с 70-х годов город приезжих.

  41. Вит говорит:

    Да, тут с такой политикой не только Каташинского монастыря, тут, кажется, уже и самого Каташина нет. Вот видео http://www.youtube.com/watch?v=iC4eGQx8cvs — тут Каташин вообще выглядит как после ядерной войны.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>