Культура и архитектура. Часть I. О нашей центральной площади

Вступление

Вопросы культуры неизменно всплывают на страницах нашей прессы, порой вызывая противоречивые мнения, затрагивая не столько вопросы культуры, сколько вторгаясь в сферу экономических и политических интересов. Культурой, как обычно, у нас пренебрегали, оставляя решение ее вопросов на потом, в угоду социальным и другим насущным, на взгляд чиновников, проблемам. Одной из таких областей, где культура проявляется особенно наглядно, оставляя на долгие годы, а то и столетия след в глазах и умах поколений, является архитектура. «Музыкой в камне» издавна величали одно из значительнейших мировых искусств.

Ныне под этим словом понимают не только строительное искусство, как таковое. Весь комплекс градообразующих районов, улиц, зданий — тоже входит в это понятие, как и архитектурных памятников города с системой охранных мер по их сохранению. В обиходе словом «архитектура» называем и муниципальный отдел, занимающийся этими вопросами, есть такое понятие, как архитектура малых форм, парковая архитектура, поэтому вынесенное в заголовок название не ограничивается сугубо конкретным смыслом, а скорее затрагивает весь комплекс значений, определяемых этим словом, точно также как и слово «культура».

Формирование же культуры человека, в свою очередь, тесно связано с городской средой, общаясь в которой мы впитываем в себя все происходящее в ней, в чем немаловажную роль играет внешний вид города, его архитектурный облик. Именно по степени архитектурного своеобразия города, сохранности исторических памятников, уникальности и красоте возводимых сегодня зданий и можно судить о культуре его граждан, компетентности руководства, их образованности, как в прошедшие, так и нынешние времена.

Культура любого архитектора и руководимого им коллектива — это, прежде всего, просвещенность в вопросах градостроительства и формирования городской среды и очень жаль, что у нас облик города часто решали сугубо волюнтаристски, без учета мнения горожан и специалистов, причем людьми весьма далекими от понимания основных законов градостроительства, не принимающих и игнорирующих их. Не только большевистское самовластье, переходившее зачастую в самодурство, но и примеры нового времени ничуть не убеждают в том, что невежество в этих вопросах уступило место просвещенности. Да и нужно-то для всего этого иногда самого малого — просто любви к своему городу.

О нашей центральной площади

Как известно, нынешняя центральная площадь Новозыбкова не была когда-то таковой ни по определению, ни по предназначению. Это был торговый центр слободы, который всегда в небольших поселениях и был местом деловой жизни. В городах же его обычно совмещали с административным центром. Даже в столице царские палаты (Кремль) и торговые ряды разделяла только площадь. В нашем же городе административные здания до событий 17-го года на Базарной площади не располагались. К примеру, здание городской Управы находилось в начале Красной улицы, там где потом располагалась школа им.Луначарского (№5), а ныне находится ряд учреждений отдела образования.

Красная площадь на генплане Новозыбкова 1840 года В генеральных планах города, начиная с начала 19 века, причем Высочайше утвержденных, был намечен и закреплен административный центр Новозыбкова совсем в другом месте, а именно, на площади, носящей ныне название Красная. Именно там в конце 19 века началось возведение храма и завершена постройка тюрьмы, непременных атрибутов городского центра, а также ряда кирпичных строений, предназначавшихся в дальнейшем для административных целей.

Безусловно, не случись прихода к власти большевиков, этот план был бы реализован и в мэрию мы ходили бы совсем по другому адресу, но… история не терпит сослагательных наклонений. Уж очень приглянулся новоиспеченным «якобинцам» возведенный незадолго до Первой мировой войны на Базарной площади по проекту французского архитектора бывший доходный дом Певзнера, опустевший после эмиграции его хозяина, куда и переселился новый руководящий орган — горком ВКП(б).

В дальнейшем вид площади, переименованной в им. Октябрьской революции, неоднократно менялся. Однако наиболее кардинальные архитектурные изменения произошли уже после Великой Отечественной войны. Осталось очень мало старожилов, запомнивших ее в первоначальном виде. Одним из них является ныне проживающий в Москве наш земляк Евгений Потапович Мосягин, участник войны, ныне Почетный житель Северного АО столицы, известный литератор, проектировщик по основной профессии. Свои воспоминания и оценку тех давних событий по нашей центральной площади он изложил в письме, направленном еще в начале «нулевых» годов к нам для публикации.

Написанное им попало, по ошибке, не по адресу, а в редакцию другой нашей газеты, «Маяк», где и было опубликовано с большими сокращениями. Так как второй авторский экземпляр был направлен и мне, как автору статьи, о которой и идет речь в письме, поэтому ныне, пользуясь случаем, привожу его полностью, тем более достоверность излагаемых специалистом и очевидцем событий фактов никак не может быть подвергнута сомнению.

Письмо в редакцию газеты «Вечерний Новозыбков»

Уважаемая редакция, с большим вниманием я прочитал в Вашей газете очень интересную и проблематичную статью Константина Попова «Новозыбков, который мы потеряли». Я не ошибусь, если скажу, что за всю историю Новозыбкова это, пожалуй первый случай объективного, честного и эмоционального разговора о проблемах сохранения исторического облика нашего города. В статье идет речь об осквернении и разрушении храмов, об уничтожении примечательных зданий, о бесцеремонном и бессмысленном изменении планировочных решений некоторых традиционно сложившихся городских территорий, о неумело выполняемых ремонтно-восстановительных работах.

Словом, статья убедительно и достаточно аргументированно сообщает о том, как на протяжении многих десятилетий городские власти успешно превращали самобытный, старинный город Новозыбков в обычный населенный пункт.

Многое, о чем говорится в статье, требует серьезного и профессионального обсуждения. Я же остановлюсь только на одном, весьма болезненном проявлении командного варварства по отношению к городу. В статье в частности говорится: «Тысячи горожан выросли, не представляя нашу центральную (а тогда Базарную) площадь, украшенную торговыми рядами». Об этом я хочу сказать несколько слов.

Что такое городская площадь? Прежде всего это парадный представительный центр города, где, как правило, располагаются общественные и городские учреждения, торговые предприятия, театр, монументы. Предшественниками городских площадей были парадные дворы храмовых и дворцовых комплексов, это агоры античной Греции и форумы Древнего Рима. В Российском средневековье кремлевские, соборные и торговые площади являлись главными компонентами городской застройки.

Гостиный ряд на Базарной площади в Новозыбкове. Открытка начала XX векаЦентральная (Базарная, потом Октябрьская) площадь Новозыбкова в полной мере отвечала традиционным характеристикам организации городского пространства, именуемого площадью: она располагалась в центре города, имела замкнутый геометрический план. А на ней размещались городские учреждения, торговые предприятия, кинотеатр. Торговые ряды были главным архитектурным комплексом центральной площади Новозыбкова. Построенные по основным принципам архитектурной эпохи классицизма, торговые ряды представляли собой сплошной ряд многочисленных магазинов, вдоль которых под общей кровлей со стороны главного фасада была устроена открытая галерея с дорическими (без канелюров) колоннами, объединенными красивой аркадой. Примечательно, что торговые ряды были расположены посредине площади и как бы делили ее на две части: одну в створе улицы Ленина, предназначенную для массовых гуляний, митингов, демонстраций, парадов и другую, чисто торговую, обращенную в сторону Советской (Никольской) улицы, застроенную лавками, ларьками и киосками.

Мне довелось видеть торговые ряды в Суздале, Костроме, Ярославле и в Праге. Повсеместно эти своеобразные торговые здания охраняются как ценнейшие пвмятники архитектуры.

Новозыбкову не повезло!

Остатки торговых рядов в 1945 году. Фото из архива краеведческого музея Во время Отечественной войны перед сдачей города немцам новозыбковские власти сожгли часть торговых рядов, обращенную к улице Ленина. Та часть, которая была обращена в сторону каланчи и озера Зыбкое, уцелела. Немецкие оккупанты к разрушению торговых рядов никакого отношения не имели.

Спустя много лет после войны торговые ряды были окончательно уничтожены решением новозыбковского горисполкома. Сейчас можно с уверенностью сказать, что стоимость работ по восстановлению исторического торгового комплекса не превысила бы затраты на разборку сверхпрочной старинной кирпичной кладки, на вывоз огромного количества строительного мусора и возведения на этом месте нового жилого квартала.

А как бы выиграл город! Как бы он сохранил свое особенное «лица необщее выражение». Как бы удобно было горожанам без сутолоки и неудобств, одним заходом сделать все необходимые покупки в торговых рядах и расположенном рядом с ним рынком.

Кстати, торговые ряды в Новозыбкове назывались хорами. Это не совсем точно. Хоры, как архитектурное сооружение представляли собой встроенные высоко над полом галереи внутри парадных и церковных зданий. Может быть отсюда и пошло это простое и очень удобное для бытового пользования название.

Застроив жилым кварталом место бывших торговых рядов, новозыбковский горисполком убил тем самым центральную площадь города. То место, которое теперь называют Октябрьской площадью в очень малой степени напоминает ту площадь, которой мог бы по праву гордиться любой уездный город России.

Даже с позиций чистого меркантилизма и здравого смысла разрушение торговых рядов и застройка Базарной площади жилыми домами ничем не оправданы. В результате этой деятельности городским властям пришлось искать место где-то внутриквартального пространства для размещения нового рынка. Получилось тесно, не технологично и неудобно, нет стоянок для транспорта и ко всему прочему создается большое беспокойство для рядом живущих граждан.

Разумеется разговор об этом носит теперь риторический характер, но ведь и в обозримом прошлом содеяны некоторые не очень вразумительные действия по изменению городской планировки. Чего стоит «прореха» на улице Ленина, созданная на месте старинного сквера рядом с домом Певзнера!

Статья К.Попова вызвала множество раздумий о судьбах не только Новозыбкова, но и о множестве не главных городов нашей страны, о необходимости решения вопросов совмещения современной застройки с исторически сложившимся обликом, о бережном отношении к материальным памятникам культуры нашего народа. В статье подняты вопросы, имеющие прямое отношение к проблемам всех малых городов нашей многотерпеливой России.

Евгений МОСЯГИН, инженер-проектировщик
г. Москва

Вот такая неприглядная оценка архитектурных деяний нашей власти, которых по-видимому ничему история не научила. Учиться-то просто не хотели. Потому и дальше продолжали в том же духе.

Площадь в начале 60-х. Фото В.Мельникова Реализация проекта реконструкции площади в духе сталинской помпезности 50-х годов закончилась строительством аляповатого дома с башенкой и перилами наверху и такого же жилого квартала с внутренним двором (и это на центральной площади, со всеми вытекающими отсюда коммунально-отхожими последствиями). Здесь же вскоре был установлен и главный атрибут власти большевиков — памятник Ленину, заменивший ставший уж очень одиозным монумент генералиссимусу и «отцу народов», выносимый тогда со всех площадей страны после прошедшего в 1962 году 22-го съезда правящей партии в «оттепельный» для нее период. Площадь намного сократила свой размер, по сути сконцентрировавшись в небольшой ее восточной части, выходящей к озеру Карна, кусок от которой отсекли также кинотеатр «Октябрь» и примкнувший к нему сквер.


Аэрофотоснимки центральной площади 1941 и 2011 гг. Первоначальные границы площади выделены белой рамкой

Дома, снесённые для строительства горисполкома. Начало 60-х годов Однако, на этом изменения не закончилась. В 70-х гг. началось строительство нового административного здания официальной власти — гор- и райисполкома и, соответственно, рай- и горсовета, который и был построен здесь, заняв также часть детского сквера. Для этой цели были снесены два кирпичных двухэтажных здания, включавшие в себя жилые и торговые помещения, между прочим, хорошо сохранившиеся, весьма примечательные в архитектурно-историческом плане и характерные для старой застройки Новозыбкова. Останься они ныне, наш центр от этого только бы выиграл. Снесены немного ранее были и два других старых здания — пристройки к Дому Певзнера, взамен которых возвели новый райунивермаг.

Старое и новое. Фото К.ПоповаДополнил же нынешний «ансамбль» площади самый поздний новодел — четырехэтажная краснокирпичная пристройка — «каланча» к зданию милиции, откровенно говоря, окончательно пустившая вразнос все стилевое своеобразие бывшей Базарной площади.

Ныне это эклектически разобщенный ничем не связанными между собой отдельными многоэтажными строениями комплекс, который и архитектурным ансамблем назвать трудно. Добавили впечатления и нереализованные проекты — строительство на месте нынешнего детского сквера здания городского универмага (теперь уже окончательно похороненного), для чего прошлись бульдозером по всем старым сооружениям, находившимся здесь. Провал этот, несмотря на «фиговый листок» фонтана без воды, зияет убедительной безысходностью всем архитектурным потугам нашей власти, укором для которой по прежнему и, скорее всего еще на долгое время, будет стоять на площади так и не превзойденный никем из нынешних городских строителей и архитекторов шедевр — Дом Певзнера.

Площадь зимой. Фото К.ПоповаНе впечатляют и установленные недавно на главном здании площади часы, которые явно не предназначались для украшения нашего «архитектурного излишества». Можно назвать аналогичные проекты в Москве, Гомеле, других городах, где влепленный в окно башенки циферблат будет также неуместен, как будильник на дырке скворечника. Да и неуклюжее сравнение некоторыми журналистами этой модернизации с лондонским «Биг-Беном» (ныне «Башни Елизаветы») уж очень смахивают на сочинение двоечника по арифметике и географии, не знающего числа сторон света и не умеющего подсчитать, сколько на самом деле стрелок, например, на Спасской башне. Одинокий же светящийся ночью циферблат, как глаз мифического монстра циклопа, только уродует здание. Опять же напрашивается вопрос — а где получили образование чиновники разрешившие все это и куда смотрел главный архитектор? Добавить здесь, как говорится, уже нечего.

Приложение: Главная площадь Новозыбкова: от начала XX века до наших дней — серия из 40 фотографий разных лет

См. также:

24 комментария:

  1. Александр говорит:

    Круто!!! Разнесли по клочкам всех этих строителей, архитекторов, чиновников и наверное горожан даже (это как сильно придраться к изложенному выше). А у авторов, ведь наверняка, в голове и на бумаге (имеются ввиду те планы с длинной бородой) есть идеи и конкретные предложения? Могу за Вас ответить — их нет! Их нет у архитекторов Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Челябинска, Владивостока ну и т.д. Про малые города я вообще говорить не буду! ИХ НЕТ!!! Как нет идеологии, общности, трезвости, воспитания — ну вы меня понимаете))) У нас есть другое — корысть, жадность, алчность, коррупция — ну вы меня снова понимаете))) Все эти потуги, к призыву о совести и доведению населения того, как оно должно было быть ни к чему не приведут! Да вы и сами это отлично знаете и понимаете)))

  2. Галина говорит:

    Так печально((( …

  3. Boris говорит:

    Россия-страна деревянного зодчества. Вероятно, именно потому средневековой застройки почти нигде не сохранилось, за редким исключением, да и то, это, в основном, храмы и монастыри, сложенные из камня. В этом отличие от Европы, например, где город начинался с «треугольника» «ратуша», «кирха», «аптека», а площадь между ними тщательно замащивалась, и отдавалась под рынок. Поэтому, почти любой город, городишко и даже деревня могут похвастаться иторическими центрами, которые стерегут пуще глаза. Старина-натурально живые деньги, не говоря уже о исторической памяти, красоте, чувстве архитектуры как музыки, о котором упоминал К. Попов.
    Новозыбков-город относительно молодой, лучшие его здания созданы в девятнадцатом веке, их не так уж много, и они никогда не создавали некоего цельного ансамбля, присущего городам старинным. Поэтому, моё мнение, мнение дилетанта, разумеется-Новозыбков был обречён на эклектичность застройки, ну, а волюнтаризм, безграмотность и излишняя централизация власти ещё и усугубила эту эклектичность. Конечно, как-то гуманизировать среду обитания вполне посильно: это благоустройство, толковое озеленение, газоны, малые формы, но изменить что-то радикально-увы! Центральные кварталы обречены на застройку типовыми жилыми домами самой простой архитектуры, с вкраплениями частных стрений, где только фантазия и финансы хозяев определят их облик. Может ли быть иначе в дотационом регионе? На долгие годы-нет. Дом Певзнера останется символом и главной «открыточной» достопримечательностью Новозыбкова.

  4. Александр говорит:

    Борис, соглашусь с вами!

  5. Anna Дмитроченко говорит:

    Константин Фёдорович, большое спасибо за очередную статью об утраченном облике города! Конечно, Вы правы, и только наша большая любовь к такому историческому месту, как площадь Октябрьской революции, позволяет не замечать её эклектичности и воспринимать лишь то, что придаёт ей красоту. В статье чувствуется Ваша боль, Вы художник и Вас эта дисгармония бьёт сильнее, чем обычного человека. Только я не понимаю, что потом? Очень хотелось бы, чтобы главный архитектор, Общественная Палата и другие специалисты разработали и профессионально оценили возможные варианты благоустройства площади, других исторических уголков города предложили нам, горожанам, эти проекты.

  6. Boris говорит:

    Площадь им. Великой Октябрьской Социалистической Революции (таково ведь её полное название?) вполне сформирована, никаких рдикальных изменений на ней точно не будет. Возможно, благоустроят сквер у кинотеатра, выложат площадь плиткой, что-то ещё благоустроят, по-мелочи, не более того. В Новозыбкове достаточно простора, где можно порезвиться застройщикам, и мне кажется, что это будет ничто иное, как пресловутая «точечная застройка», стоить будут там, где есть инфраструктура и коммуникации. На планов же громадьё я привык смотреть скептически-сколько их не реализовано за годы только моей жизни-перечесть-простыня получится. Пусть, хотя бы, шизофрению убрали-Ленина, недоуменно взирающего на флаг и герб Российской Империи, которую он так ненавидел, и которую порушил. Символ безвременья.

  7. Марина Викторовна Кочергина говорит:

    Сколько пишу о необходимости сохранения традиционного облика старообрядческого города Новозыбкова на протяжении многих лет — воз и ныне там! Каждый раз приезжая в Новозыбков — хочется плакать — теряется облик исторического центра, исчезает то или иное здание.
    Господа градоначальники и жители !
    Необходима программа сохранения традиционного облика города. От этого он смог бы только выиграть! Никому не помешали торговые ряды в Суздале, сохранились они и в наших городах Брянской области. Почему же Новозыбков только теряет и ничего не приобретает в замен?
    В многих вопросах сохранения традиционного облика могу помочь и проконсультировать.
    С уважением М.В. Кочергина, исследователь истории старообрядчества.

  8. Александр говорит:

    Один из популярных блогеров любит писать на близкие этой темы.
    http://zyalt.livejournal.com/

  9. Дмитрий говорит:

    Да… Хорошо народ стал жить, если начал говорить не только о низких зарплатах и отсутствии жилья.
    Рано, рано, господа, тему «исторических обликов» подняли — не время сейчас. Стране нужны рабочие руки и трезвая голова. А эти «мещанские» взгляды на архитектуру….может не надо? Глядишь, оно как-нибудь того… само образуется, а?

  10. Boris говорит:

    О низких зарплатах, проблемах жилья говорят много и охотно на других ветках, пожалуйста, сколько угодно. «Сейчас не время» говорить об архитектуре, искусстве, музыке-так эти три слова мы слышим почти уже сто лет. Почему, собственно? Потому, что коммунизм ещё не достроили?
    Желание жить в красивом, благоустроенном городе совсем не противоречит нужде в рабочих руках, тем более, что их в стране избыток. А лозунг «само-собой образуется» всем нам знаком с детства. Это девиз известного героя русского сказочного фольклора. Как, бишь. его? Дурак, кажется? :)

  11. Const говорит:

    По официальной статистике создают культурные ценности менее 0,5% населения (писатели, композиторы, художники, архитекторы, изобретатели и т.д.), не более 5% обслуживают культуру (преподаватели искусств, музыканты. администраторы и работники культурных учреждений ), около 10 % интересуются или потребляют культурные ценности, остальным культура просто не нужна. Вот и можно каждому определиться с этим.

    • Boris говорит:

      Костя, мне мнится, это узковатый взгляд на культуру, речь, скорее, может идти об искусстве, в приведённой тобою статистике. Понятие «культура» несравнимо шире. Например: агротехническая культура, культура животноводства, научная культура, производственная, медицинская, ну, и так далее. Всё, на чём стоит цивилизация. Бенджамин Франклин, Эдисон, Тесла, братья Райт, Циолковский, Туполев, Фон Браун такие же представители культуры, как Тициан, Микельанджело, Гойя, Фальк, Шагал и Малевич. Оговорюсь-носителей этих культур тоже невеликий процент. Однако, поболе пятнадцати. Любое творческое начало и есть начало культурное. Автор наскальной живописи, и изобретатель колеса равны в цивилизационном плане. А вот слой людей, без которого человечество легко скатилось бы в дикость, карайне тонок, соглашусь. Карьера «Янки при дворе короля Артура» покорилась бы единицам.

  12. Const говорит:

    Безусловно, Боря, — культуре до сих пор никто точного определения не дал. В переводе с греческого — это всего лишь «огород». Так что термин «с/х культура» — как раз по прямому назначению. Умение пользоваться предметами туалета (туалетом тоже) и приема пищи — также элементы культуры. Лично я определяю культуру как «все то, что отделяет человека от животного мира». Приведенные цифры (уже не помню из какого источника) нельзя воспринимать дословно, здесь конечно же (и все это понимают) идет речь о термине «высокая культура», именно о том, о чем пишет, например, газета «Культура». Так что никаких противоречий я не вижу.

    • Boris говорит:

      Да я не о противоречиях, собственно, а о том, что людей. которых можно назвать культурными, в стране много больше даже условных цифр. Вот с политической культурой полный швах, как и в любой диктатурке.

  13. Const говорит:

    Вот-вот, как нельзя быть наполовину беременной, так точно и наполовину культурным. Культура она или есть, или ее нет.

    • Boris говорит:

      Суров ты, Костя! :) А мне мнится, что культурный уровень-поняте весьма относительное. От трамвайного хама, до интеллектуала, диапазон градаций достаточно широк.

  14. Const говорит:

    Культура может быть относительной, потому как точного определения ей никто так и не вынес, а вот бескультурье, как и безграмотность, — абсолютны. Посему и не вижу разногласий с тобой (они относительны), что конкретно и имел ввиду про наши (!) противоречия.

  15. Boris говорит:

    Есть прямая зависимость между уровнем жизни и уровнем общей культуры. Человек-носитель культры, «хомо цивилизатикус», появляется там, где в него вкладывется материальный ресурс. Его, гада, вырастить нужно, выпестовать. Тогда, при наличии таланта, желания и умения трудиться над собой, этот человек культурный может подняться до понимания искусства, умения отличить его от кича, суррогата, попсы. Археологический культурный слой находится там же, где слой материальный. Хотя бы дубинка и кости съеденного животного.

  16. Const говорит:

    Твой пост, Боря, мне напомнил сдачу экзамена по «Истории КПСС» в нашем педвузе, когда достался билет по одной работе Ленина, уже сейчас и не вспомню названия. В общем, он там давал ответ оппонентам, начиная с Бакунина, Плеханова и кончая Мартовым (насчет К.М. и Ф.Э. не могу сказать ничего, классиков не трогали…) по поводу преждевременности социалистической революции в России. Их главным аргументом был недостаточно развитый уровень культуры населения. На что вождь возражал, что дайте нам только власть, а уж мы с бескультурьем покончим враз! Ну и что, ренегаты и меньшевики на самом деле оказались правы (хоть я тогда так не думал), подтвердив истину, что раб, пришедший к власти, неизбежно становится диктатором. Так что тезис о превалировании базиса над надстройкой, о чем ты правильно изложил немного в другой интерпретации, совершенно бесспорен.

  17. Boris говорит:

    Костя, ты меня Бакуниным, Мартовым. Плехановым, Аксельродом, Засулич и ренегатом Каутским, то есть , искровской своей бандой не пужай! Я счастливо избежал изучения мутного предмета под названием «История КПСС», потому мнение меньшивиков, как оказывается, а так же грёбанного Буревестника о недоверии к массам вообще, а к крестьянской массе-в частности (Россия до 1917 года была на 80% крестьянской) разделяю с детства, ибо впитано оно с молоком матери, человека культурного весьма, и теряющая этой культуры оболочку только при появлении на экране ТВ тов. Л. И. Брежнева, которая каковой прибор, с ворчанием, напоминающим «кус мир ин тохес», выключала. Уроки детства западают нам в самую корневую память, так что всё понятно и без философских терминов. Я и ясность ума, смею себя тешить, не потерял. потому что вместо Гегеля штудировал Стругацких… :)

  18. Const говорит:

    Да, Боря, столь длительное пребывание вдали от родных пенатов сказывается, если Гегеля с Энгельсом, а идиш с немецким начинаешь путать, да и Каутский вроде к «Искре» не имел отношения, потому как был австрийский подданный. А я вот с интересом Шопенгауэра иногда стараюсь если не почитывать, то хотя бы понять. Немецкая философия она как-никак всемирная нетленная культурная ценность. Вот и тов. Маркс, оказывается, на самом деле был далек от идей русской революции. Кстати, что там у Стругацких про культуру было написано?

  19. Boris говорит:

    Ну, Костя, уж Каутского-то я для смеха приплёл, помятуя известный эпизод из «Собачьего сердца». А Гегель-это предтеча, это я точно помню. Энгельс-что, он просто кошелёк на ножках, как Тимченко у Солнцеликого. :) Вот в нетленной ценности философии, и немецкой, и всякой другой, я сильно сомневаюсь. Сродни шаманству эта отрасль-и непонятно, зачем, и непонятно, о чём, а прикладного смысла не больше, чем в звёздной астрономии. Впрочем, на этой тучной ниве пасутся не менее тучные стада, и отнюдь не говяд. У меня друг-доктор философии, и я-таки знаю, о чём говорю. Зачем философы изучаемы так плотно аапче? Да чтобы тыкать их носом в ихние же ошибки и заблуждения! :) О Марксе не надо-ещё оскомина от него не пошла.
    Идиш с немецким я не путаю, потому что не знаю ни того, ни другого… :)
    Что касаемо братьев Стругацких, то вся их философия в их же текстах. Если о культуре, то вот цитата, если и не дословная, то за смысл ручаюсь: «То, что естественно, менее всего пристало человеку». Шесть слов всего, а смысла поболе, чем в томах философских многопудье.

  20. Алексей говорит:

    да блин. площадь охрененно большой была… стала с гулькин нос. обидно.

  21. Яков Раскин говорит:

    Дорогие земляки! Вы совершенно правы в том, что перестройкой площади и сносом исторических зданий занимались неграмотные партийные чиновники, которым было совершенно наплевать на город и на горожан. Да и откуда у них могли быть знания и понятия о сохранении исторического наследия? Они заботились только о себе, о своём благополучии.У меня до сих пор болит сердце, когда в мои редкие приезды я вижу здание спичечного магната Осипова, в порследствиий школы №3 по ул. Коммунистической. Такиих зданий в стиле «псевдорусь» (может, я ошибаюсь в стиле) в России всего несколько. И в своё время реставрация этого дома стоила не так уж много, нужно было только хотеть. Вот это здание и было бы назвать визитной карточкой Новозыбкова, а стал визитной карточкой головотяпства.Я много лет живу в Эмиграции и вижу, как любовно городские власти в Европе сохраняют здания, скверы, постройки и т.д. А ведь это — культура! Кто-то уный сказал, что «Человек, уничтожающий культуру народа, не остановится и перед уничтожением самого народа»

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>