Заповедник ЛиАЗов



А знаете ли вы, что наш город в большом почете у любителей транспорта из-за большого количества сохранившихся в эксплуатации старых ЛиАЗов? Легенда советского автопрома — ЛиАЗ-677 — в последние годы стремительно исчезает с улиц российских городов. Новозыбков — одно из очень немногих мест в центральной России, где старые добрые «скотовозики» все еще составляют основу парка городского транспорта.


 
1. На конечной остановке «Вокзал», январь 2006 г.
 
 
 
 

 
2
 
 
 
 

 
3
 
 
 
 

 
4. Автобус маршрута 2 на улице Дыбенко, декабрь 2006 г.
 
 
 
 

 
5. Старый и новый
 
 
 
 

 
6
 
 
 
 

 
7
 
 
 
 

 
8
 
 
 
 

 
9. На остановке «Гостиница»
 
 
 
 

 
10
 
 
 
 

 
11. На улице 307 дивизии, декабрь 2004 г.
 
 
 
 

 
12. На Советской, у филиала БГУ, июль 2009 г.
 
 
 
 

 
13
 
 
 
 

 
14. Красавцы! (А вот табличка с номером маршрута у правого автобуса — неверная, и это частое явление в Новозыбкове. Вообще, традиция называть автобусные маршруты по конечным остановкам, а не по номерам, присуща, наверное, только нашему городу. Нигде не встречал подобной странности.)
 
 
 
 

 
15
 
 
 
 

 
16
 
 
 
 

 
17
 
 
 
 

 
18
 
 
 
 

 
19
 
 
 
 

 
20
 
 
 
 

 
21
 
 
 
 

 
22
 

В детстве мой любимый ЛиАЗ ходил по маршруту 2 под госномером 2149 (до сих пор помню! сумасшедший, ага :)), и отличался от других тем, что таблички с номером и названиями конечных были выписаны не по трафарету, а аккуратно красиво вручную. Да и сам автобус тоже был красавец! Один из самых новых. С тех пор госномера поменялись, таблички тоже. Интересно, жив ли он еще, тот самый…

См. также:

Запись опубликована в рубрике фото.

16 комментариев:

  1. Олег говорит:

    «И мчится автобус с табличкой «Дыбенко»… :) Традиция называть маршруты по конечным остановкам, наверно, связана с тем, что направления «Совхоз» и «ГАТП» раньше имели номера 1 и 1а. Чтобы не путаться, какой 1, а какой 1а, проще было говорить «Совхоз» и «ГАТП», тем более что оба отправлялись от вокзала, и большую часть пути шли по одним улицам. А всего городских маршрутов было три. Замишево, Тростань, Карховка считались пригородными, и потому естественным образом тоже назывались по конечным пунктам. Дыбенковский маршрут называть «двойкой» на фоне остальных «именных» было тоже как-то нелогично. Так и вышло, по-видимому.

    • voprak говорит:

      Да-да-да! Я тоже так это явление объясняю. Только на моей памяти 1а — не было. Оба были единицами! Дыбенко — двойка. Замишево и Тростань имели номера 3 и 4 (это я точно помню), а Карховка — действительно, пригород, сто двадцать какой-то. Несмотря на то, что маршрутов было мало, в 80-е годы их, тем не менее, называли и по номерам тоже. Отчетливо помню, как мама мне говорила, показывая из окна автобуса на проходящий мимо другой автобус, что «а вот если бы на единичку сели, то доехали бы … » (а вот докуда доехали бы, уже не помню, но про «единичку» — точно).

      Потом появилась пятерка «Маслозавод — Крестьянская», а Замишево и Тростань перешли в пригородные. Где-то в конце 80-х или самом начале 90-х ГАТП присвоили номер 3. Тогда же примерно появилась и шестерка «Вокзал — 114 квартал — з-д Индуктор», сокращенная впоследствии до 114 квартала, а теперь и вовсе почти отмененная, после изменения маршрута пятерки.

      Потом помню, что висело объявление о переводе карховского маршрута в городские с присвоением ему номера 8 (почему не 7?). А еще позже появился почти его дубликат — 14 (Вокзал — РТП). Очень недолго просуществовали маршруты 10 (Вокзал — Больница) и 11 (Вокзал — ГАТП), каждый из которых обслуживался одним ПАЗиком, оба ехали по 307 дивизии до третьей школы, потом по Коммунистической и дальше 10 — по маршруту 1, а 11 — через гортоп к ГАТП. И года не просуществовали, отменились.

      А вот еще один бывший маршрут я в сознательном возрасте не застал, но помню, что про него говорили. Называли его «кольцевым». Он шел по улице Лермонтова, а как дальше — не знаю. Остановки на Лермонтова потом долго стояли без дела. А потом двойку направили по Лермонтова из-за стройки на 307 дивизии, да так и оставили. Одновременно с изменением маршрута двойки на Лермонтова поставили новые остановочные павильоны. В том числе и на той части улицы, куда двойка не шла (возле бывшей ветлечебницы). Я уж было подумал, что «кольцевой» возродят, ан нет — новая остановка стояла просто так, автобус там не ходил. Потом ее и совсем убрали.

      Ух. Че-то я много написал :)

    • voprak говорит:

      А про «мчится автобус с табличкой Дыбенко» — это цитата? Откуда?

  2. Олег говорит:

    Верно, 1а уже к началу 80-х практически и не писали на автобусах, сократили до 1, а то и вовсе автобусы без номеров ходили. И номера 3-4 помню, но все равно это в народе считалось за пригород — все-таки Тростань не Новозыбков.
    А вот маршрута «Вокзал-Больница» мне было жалко, для меня очень удобный был. Это было «маршрутное такси» — в 1999 году в городе было два тарифа: обычный, 1 рубль, проездные и льготы действовали, и «маршрутное такси» — обычно тот же автобус, но по 1,60 руб., и без проездных и льгот. Позже разрешили с проездными в «такси» ездить, но льготников не пускали. В результате «маршрутки» ходили полупустыми, тогда как «обычные» автобусы — переполненными. А через год-два как-то ситуация с финансами у ПАТП выправилась, тариф стал один, а маршрутки отменили — и с ними пазиковские заодно.
    А в 1998 году была попытка создать в городе частные маршрутки. Ходили микроавтобусы, брали 1 рубль, как и ПАТП (но без льгот, поэтому бабушки ругали их «новыми русскими»). Быстро исчезли — говорят, Нестеров лично забодал, чтобы не создавали конкуренцию ПАТП.
    Вообще, теперь трудно представить, но в Новозыбкове ведь до 2002 года вообще не было такси! Задержишься на работе — иди домой пешком.

    • voprak говорит:

      Ага. Всего каких-то 10 лет назад — ни такси, ни интернета… Как мы жили, непонятно :)
      Про 1а не знал. Спасибо!

  3. Олег говорит:

    В школе нам задавали учить стих, очевидно, какого-то местного поэта. Помню только последнюю часть:
    И мчится автобус с табличкой «Дыбенко»,
    И улица названа в честь моряка, Отряд пионеров зовется «Дыбенко»,
    И помним мы все земляка.

  4. Олег говорит:

    Отец рассказал, что в 50-е годы в Новозыбкове был один маршрут «Вокзал — Больница». Ходил, как и нынешний «Совхоз», но только прямиком через центральную площадь, не объезжая ее по Кубановской-Первомайской-Советской. Тариф был тогда поостановочный, по словам отца, 15 копеек за остановку (копейки «старые», до 10-кратной деноминации 1961 года).

    • voprak говорит:

      Все это страшно интересно. К городскому транспорту я неравнодушен, а к новозыбковскому — особенно :)
      А не помнит ли Ваш отец про кольцевой маршрут, про который я писал в первом своем комментарии? От вокзала, я так понимаю, он шел по Лермонтова и Красногвардейской, а дальше?

  5. Олег говорит:

    Нет, не помнит. Я его, собственно, об этом и спрашивал, он говорит, не помню такого. Может быть, дело в том, что он в детстве жил в центре, у пушки, а оттуда до любой точки кольца было быстрее пешком добраться. Тем более, что, по его словам, в те времена автобус можно было обогнать даже без велосипеда. :)

  6. Виктор Фролов говорит:

    По поводу автобусов! В 50 — 60 годы. по центральным улицам, через пять углов, мимо детского дома на улице Первомайской 32(основной корпус) и на больницу. Автобусы были совершенно другие. Потом появились пьвовские, а уж за тем Лиазы. Я в это время воспитывался в детском доме, мы цеплялись зимой за задний бампер автобуса и катились на ботинках за ним. Бывало и наказывали за это. Если попадались. Ботинки то казённые. Директорша Фаина Абрамовна Белинская за такое по головке не гладила. Бить нас никто не бил, а вот прогулок лишали за это, и лишний раз усаживали за парты. Дабы не повадно было. Детский дом потом на 25 летие назвали именем Зои Космодемьянской. Администрации города ( огромное спасибо) за уничтожение исторического памятника архитектуры. На сколько помню, это была усадьба какого то купца. Место для рынка мало и отдохнуть негде? Сколько детских судеб через него прошло, а сотрудников, бывших фронтовиков. Что средств не нашлось в городской казне с градообразуюшими предприятиями. Или тоже сравняли с землёй и консервный и дерево обрабатываюший и «Волна революции» станки этого завода, еще до военного периода, я встречал в Риге в 80 годах в рабочем состоянии. Швейную фабрику, на против нас, строили при мне. Судя по фотографиям и рассказам не очень то Новозыбков изменился. От Дома пионеров тоже камня на камне не оставили. Позор Вам Господа.Пора трубить большой сбор, пока город не стер всё из нашей памяти о детстве в трудные годы, о наших наставниках и нянечках. Ведь живы городские ребята и девчёнки которые с нами учились в школах. Ау вы где — Вацура П, Проскурякова Т, Лещинский С, Сновский В и другие? Серёга вспомни нашу «камчатку» где мы с тобой сидели и шкодили. И не поливайте грязью д.д, нам в нём было хорошо. дружно и весело. Пусть из нас мало знаменитостей, но в люди нас вывел его сплочённый колектив.

  7. Ден говорит:

    товарищи,пишите жалобу в Москву,на таком г ездить нельзя!!!

    • voprak говорит:

      Новые автобусы, которые сейчас закупает область — это в основном ПАЗы, для городских перевозок не годящиеся. Так что уж лучше старые добрые :)

  8. бзик говорит:

    Наш, новозыбковский, анекдот (из жизни): водитель по громкой связи объявляет пассажирам
    — Остановка больница. Следующая — кладбище!

    • voprak говорит:

      Точно! В книге нашего земляка, питерского писателя Александра Кудрявцева, тоже есть эпизод на эту тему:


      Ха неопределенно хмыкнул.

      – Ты когда-нибудь прислушивался, как в городском автобусе остановки объявляют? – Спросил я. – Первая остановка называется «Вокзал», потом – «Детский сад», дальше «Школа», «ПТУ», «Швейная фабрика». А две последние…

      – Да помню, – мрачно перебил меня Ха, – «Больница», а потом – «Кладбище».

      – Во-во, – многозначительно сказал я.

      Текст книги с разрешения автора размещен на нашем сайте — «Не бойся никогда». Настоятельно рекомендую!

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>