Эпоха ЛиАЗов-677 закончилась и в Новозыбкове


30.12.2006. Автобусы ЛиАЗ-677М на конечной остановке «Вокзал».

В ушедшем 2015 году тихо и незаметно сошёл с линии последний в Новозыбкове 677-ой ЛиАЗ. Легенда советского автопрома, автобус-труженик, возивший пассажиров по городам всего бывшего СССР, перестал выпускаться в 1994 году, но ещё долгое время ЛиАЗы-677 можно было увидеть на улицах российских городов. В Москве 677-ые были выведены из эксплуатации в 2004 году. В Новозыбкове же эти старые добрые автобусы продолжали составлять основу парка вплоть до 2010-х.


Последний линейный ЛиАЗ-677 в Новозыбкове. Списан в июле 2015 года.

Вот он, красавец. Последний действующий 677-ой ЛиАЗ в Новозыбкове. Этот автобус был изготовлен в 1987 году и прослужил 28 лет. В Новозыбков поступил в 2011 году (передан из Клинцовского ПАТП). Госномер — Н972НН32. Списан в июле 2015 года. В отличие от некоторых других городов, где последние рейсы 677-ых проходили в торжественной обстановке (как, например, в Ижевске в июле 2014-го), последний новозыбковский ЛиАЗ ушёл без объявления, тихо.


09.05.2011. Автобус следует изменённым маршрутом по улице Набережной. Изготовлен в 1990 году, списан в мае 2014 года.

В 80-х и 90-х годах все городские маршруты в Новозыбкове обслуживались только ЛиАЗами-677М. Были и несколько машин пригородной модификации 677МБ, которые можно было увидеть на маршрутах 110, 116, а иногда и на городских. Пригородный вариант отличался от городского тем, что пол в салоне был без уклона к задней площадке, и по обе стороны во всём салоне располагались двойные сиденья, без накопительных площадок в передней и задней части салона. Автобусов ЛиАЗ-677МБ в Новозыбкове было совсем мало, и в районе 2000 года все они были списаны.


28.08.2013. ЛиАЗ-677 в рекламной раскраске следует по улице Ломоносова. Изготовлен в 1990 году, списан в мае 2014 года.

В последние годы некоторые автобусы ездили по городу в рекламной раскраске. Были среди них и 677-е ЛиАЗы, на которых реклама смотрелась несколько непривычно.


02.01.2009. Автобус следует по улице Рошаля. Изготовлен в 1985 году, списан в апреле 2015 года.

А этот автобус является, вероятно, рекордсменом по долгожительству среди Новозыбковских 677-х. Построенный в 1985 году, старик проездил по городу 30 лет до апреля 2015-го! Некоторые его собратья, сошедшие с конвейера в том же 1985 году, и работавшие в том же Новозыбкове, были списаны ещё в 2001-м.


29.12.2004. Автобус маршрута 1 следует по улице Первомайской. Изготовлен в 1988 году, списан в 2013-м.

Старенький ЛиАЗ следует по первому маршруту мимо здания швейной фабрики МЛП, котоая тогда ещё не превратилась в торговый центр, и не лишилась старых окон, благодаря чему выгодно отличалась по внешнему виду от современного состояния.


31.12.2006. Автобус маршрута 2 следует по улице Дыбенко. Изготовлен в 1988 году.

Эту фотографию с автобусом возле людковского храма я уже неоднократно публиковал на сайте, но уж очень она мне нравится — пусть покрасуется ещё раз, ибо очень в тему.


01.01.2009. Автобус маршрута 5 следует по улице Коммунистической. Изготовлен в 1988 году, списан в 2013-м.

Маршрут №5 на участке от улицы Дыбенко до центра раньше совпадал с маршрутом №2. Но однажды, из-за ремонта (то ли моста, то ли дороги) 5-ому маршруту дали временную трассу через 114-ый квартал и первую школу. Потом оказалось, что временная трасса эффективней прежней, и временная стала постоянной. Такая же история случилась в своё время и с маршрутом №2. Раньше «двойка» следовала по улицам 307 Дивизии и Воровского, а потом постоянной трассой стала временная — по Полевой и Лермонтова.


Касса. Компостер. Фото: http://tu2-167.livejournal.com/.

Оплата проезда в городских автобусах в 70-80-е годы осуществлялась через вот такие кассы, установленные на передней площадке напротив дверей. В щель нужно было бросить 4 копейки, а потом выкрутить себе билетик. Сегодня кажется уже удивительным, что этот механизм не предусматривал никакой защиты от выкручивания билетика без бросания монет. В салонах же автобусов часто можно было увидеть лозунг «Лучший контролёр — совесть пассажира».

И в самом деле, не припомню, чтобы кто-то выкрутил себе билет, не оплатив проезд. Даже и мысли такой не было. А теперь, когда в московских автобусах вход заграждают турникеты, которые открываются только после оплаты, чуть ли не каждый день вижу пассажиров, без оплаты подлезающих под эти турникеты на глазах у всех. В чём же дело? Думаю, в том, что сам факт установки турникета на входе уже подсознательно внушает человеку мысль, что желание проехать без оплаты — естественно. А кассы, позволявшие беспрепятственно выкручивать билет без оплаты, подсознательно внушали другую мысль — мысль о том, что тебе доверяют. А быть вором, когда тебе доверяют, — гораздо труднее, чем быть вором, когда тебя считают потенциальным вором.

Впоследствии кассы были заменены компостерами, в которых нужно было пробивать заранее приобретённые талончики (есть множество моделей компостеров, но в Новозыбкове большинство из них были такими, как на картинке выше). На смену же компостерам пришли кондукторы. Впрочем, всё это мало относится непосредственно к теме заметки.


В салоне автобуса ЛиАЗ-677.

Выпуск автобусов ЛиАЗ-677 на Ликинском заводе начался в 1967 году. Вплоть до прекращения производства в 1994 году было выпущено около 200 тысяч этих автобусов разных модификаций, самая распространённая из которых — ЛиАЗ-677М, предназначенная для городских перевозок. Автобус этой модификации вмещал 110 пассажиров.


24.07.2009. Автобус маршрута 1 следует по Советской улице. Изготовлен в 1987 г., списан в 2011 г.

677-ые ЛиАЗы отличались характерным звуком, похожим на дребезжание пустой стеклотары. Поэтому приближение автобуса слышалось издалека. Моё детство прошло в районе частной жилой застройки на юго-западной окраине города, — проходящие по Коммунистической автобусы прекрасно слышались за несколько кварталов от этой улицы.


01.01.2009. Автобус маршрута 2 следует по Наримановской улице.

В настоящее время ЛиАЗы-677 ещё остаются в эксплуатации в Арзамасе, Амурске и некоторых других городах. На территории Брянской области после списания всех 677-ых ЛиАЗов в Новозыбковском ПАТП единственным городом, где ещё был в ходу автобус этой модели, оставалась Унеча.


30.12.2011. Автобус маршрута 3 следует по Наримановской улице. Изготовлен в августе 1987 г., списан в августе 2013 г.

В 15-ти городах России автобусы марки ЛиАЗ-677 установлены на постаментах в качестве памятников. Пусть же крошечным памятничком старым новозыбковским ЛиАЗам будет хотя бы эта публикация…

См. также:

P.S. Множество фотографий автобусов, в том числе и новозыбковских, можно найти на сайте фанатов автобусного транспорта — http://fotobus.msk.ru/. Собственно, именно на этом сайте я и черпал информацию о дате производства и списания каждого автобуса для подписей к фотографиям в этой заметке.

Запись опубликована в рубрике фото.

51 комментарий:

  1. Михаил говорит:

    А какие автобусы пришли на смену? Эти -то конечно помню..в те далекие студенческие 72-76 гг..

    • Александр Карпов говорит:

      ЛиАЗы новых моделей. И маленькие ПАЗы, совершенно, на мой взгляд, не пригодные для городских перевозок.

  2. Константин говорит:

    На пьедестал его! Предлагаю собирать подписи здесь. Следующий бы «тихий» уход не пропустить — ПАЗиков.

  3. Дмитрий Шевцов говорит:

    Отличная статья! спасибо огромное автору. Соглашусь с Константином, что ЛИАЗ заслужил свое место на пьедестале возле местного ПАТП.

  4. Раиса говорит:

    Уходят автобусы, уходят работавшие в них водители и кондукторы, уходят ездившие в них пассажиры, исчезают старые домики с улиц, по которым курсировали эти автобусы, меняется городской пейзаж. Всё течёт, всё изменяется. Остаются лишь старые фотографии и благодарная память людей.

  5. Олег говорит:

    Да, жалко, жалко. Примета Новозыбкова, один из символов, из детских воспоминаний…
    С кассой вот вспомнилось… Возможно, повторяюсь, в таком случае пардон заранее. Одно время кассы находились в автобусах вместе с компостерами. В киосках «Союзпечати» за 20 копеек можно было приобрести 5 талончиков на проезд. Это было удобно: ведь не всегда у человека есть 4 копейки без сдачи, а торчать у кассы, произнося фразу «Не бросайте, пожалуйста!», собирая сдачу, да на глазах у бдительных бабушек-пассажирок, не очень приятно. А так купил талончики — и не надо держать мелочь на проезд.
    Так вот, компостеры уже висели в салоне, и, вероятно, этот талончик следовало «пробивать», как и в других городах. Но никто в Новозыбкове не делал этого. Талончик просто кидали в кассу вместо 4 копеек и отрывали билет. Приезжие москвичи очень удивлялись этому.
    А может, компостеры и не работали. Кто теперь знает?
    И еще, помню, как-то по ошибке бросил в кассу 10 болгарских стотинок, которые сам же с трудом выпросил у одноклассника для коллекции. Они, если помните, практически не отличались по виду от 10 советских копеек, их даже кассиры в магазинах часто принимали и выдавали ими сдачу. Мало этого горя, так еще возникла моральная проблема: а следует ли просить у пассажиров 6 копеек сдачи, если я фактически не оплатил билет — болгарские деньги же не имеют хождения! Но дело было поздним вечером, автобус шел почти пустым, просить было бы просто не у кого — так и вышел злой и расстроенный…

    • Александр Карпов говорит:

      Олег, спасибо за очень интересный комментарий! Воскресили в памяти «Не бросайте, пожалуйста».

  6. Igafum говорит:

    Называть эти автобусы «приметой Новозыбкова» — как-то не корректно, хочу напомнить что в соседних Клинцах курсировали точно такие же автобусы, а так же в сотнях других городов подобного размера.

    • Олег говорит:

      Согласен, это мое личное впечатление. Так получилось, что в детстве я практически не бывал в соседних городах области, зато часто выезжал в Гомель, Москву и другие города, где автобусы были другими. Приятно было, возвращаясь в Новозыбков, увидеть родные автобусы.

    • Александр Карпов говорит:

      Приметой эти автобусы были в последние годы, когда в большинстве городов 677-ые уже давно вышли из употребления либо оставались в единичных экземплярах.

  7. Игорь говорит:

    Я тоже за памятник этим автобусам!!! Это было бы справедливо по отношению к ним!

  8. Борис говорит:

    Я уже настолько стар, что помню ЛИАЗы как новинку, а также помню автобусы, что курсировали по Новозыбкову до них. Три модификации, как минимум. Жаль, им памятников не поставили. Первые автобусы в Новозыбкове ездили по маршруту «Вокзал-Больница» с кондукторами, проезд на одну остановку стоил пятнадцать дореформенных копеек. Остановок было семь, если не ошибаюсь, значит, от вокзала до больницы набегало больше рубля! Мне довелось жить в начале Кубановской и в начале Ломоносова, так что нужды в автобусных поездках не было, город наш маленький совсем тогда был, да и велосипед удобнее. Зато когда я работал в КТО ВАНИИЭТО при «Индукторе», пользоваться «скотовозами», как их нежно называли пассажиры, приходилось ежедневно. Наполнялись они по утрам битком, тяжело ухая на колдобинах.
    Однажды наблюдал забавный случай: в конце смены подавались к «Индуктору» пять ЛИАЗов, и их водители старались подать машину поближе к выходу из проходной, в надежде набить салон под завязку. Один ретивый водитель по фамилии, скажем, Р. подал автобус так, что довольно высокий бордюр между дорогой и тротуаром оказался между передним и задним мостами. Служащий народ быстро заполнил автобус, прилежно «обилетился», водитель Р. влез в кабину, завёл автобус, а тот ни с места. Просел так, под весом пассажиров, что лёг на бордюр. Водитель Р. бодро попросил в микрофон покинуть салон… Дальше последовала непереводимая игра слов и местных идиом, которые приводить здесь я не посмею… Предвкушавшим ужин служащим чувство юмора изменило…

  9. Раиса говорит:

    В мире существуют сотни музеев транспорта, где можно увидеть кареты, первые автомобили, конки, трамваи и т.д. Мне довелось своими глазами видеть эти раритеты — ну очень впечатляет! А уж какую радость испытали бы наши мальчишки, если бы в Новозыбкове был свой музей. Из своего детства помню маленькие грузовички-полуторки и самосвалы, автобусы с «носиком» малой вместимости. Между городом и деревнями курсировали не автобусы, а грузовые машины со скамейками для пассажиров. Куда всё это исчезло? Неужели ГАТП не сохранило ни одной транспортной единицы прошлых лет?

  10. Константин говорит:

    Рая, грузотакси тоже были первыми «автобусами» в городе, и пассажиры точно сидели на скамейке в кузове. Поднимались туда по складной лестнице сзади. Это я тоже хорошо помню. Радость в музее испытывают не только мальчишки, но и девчонки, только все музеи требуют материальных отчислений. Если каждый районный городишко захочет иметь непомерные для социалки объекты, нечем будет кормить учителей и врачей. Наш краеведческий и то постоянном недофинансировании. А вот в Голландии самое высокое на душу населения в мире число музеев. Откуда они только деньги на это берут? Хотя ответ напрашивается сам — частные инвестиции и инициатива. Поэтому вопрос о музее транспорта в Новозыбкове нужно ставить в плоскость поиска «третьяковых-автолюбителей». Ау, кто хочет купить ЛИАЗ?

    • Борис говорит:

      В Голландии, Костя, точнее, в Нидерландах, иначе обидно Фландрии, Фламандии, Брабанту и прочим историческим землям, и туристов одно из первых мест по количеству на душу населения. Они, любезные, и оставляют материальную базу для содержания музеев, реставрации зданий и вообще инфраструктуры. Интереснее опыт берлинцев российского происхождения: они купили старые гэдээровские «трабанты» и «вартбурги», переделали кузова в кабриолеты, красиво покрасили, и возят на них экскурсии по Берлину с акцентом на восточную его часть. Снимают прибыль будь здоров. Тоже музей транспорта, только не гордости и достижений автомобилестроения, а его вынужденного убожества.

      • Константин говорит:

        Боря, а ты точно уверен, что Фландрия, Фламандия и Брабант на меня обидятся? Тем более через МИД Бельгии. Это вы там все под «Брюсселем», потому и подстраховываться надо :-)

      • Константин говорит:

        Боря, а ты точно уверен, что Фландрия, Фламандия и Брабант на меня обидятся? Тем более через МИД Бельгии. Это вы там все под «Брюсселем», потому и подстраховываться надо :-)

        • Раиса говорит:

          Не пойму, о чём вы спорите. Фламандцы — это жители Фландрии, следовательно Фламандия и Фландрия это одно и то же. Или я ошибаюсь?

          • Константин говорит:

            Фламандия и Фландрия это области нынешней Бельгии. Но никак не Нидерландов. Хотя не существует нидерландской школы живописи, есть голландская, общая и для фламандии, и для Фландрии. Это политкорректная европа все с ног на голову ставит. У нас негр по прежнему негр, но никак не афроамериканец.

  11. Раиса говорит:

    Знаю, откуда берутся деньги на музеи в Нидерландах. Там принято завещать всё состояние музеям, благотворительным фондам, церкви, но не своим детям, чтобы те не ждали смерти родителей, а рассчитывали на свои силы, учились, работали, продвигались по карьерной лестнице. Ума много не надо, чтобы разбазарить родительское добро. В Европе развита философия индивидуализма со времён Ренессанса: каждый человек должен состояться благодаря своим талантам, способностям, уму, деловым качествам. Далее — богатства копятся веками. Уже в 17 веке Амстердам, город еврейских купцов, был богатейшим в Европе. Ещё — ни одна страна не имеет столько талантливых художников. Во всех музеях мира висят полотна великих голландцев. Туризм, как отметил Борис, очень развит. Цены на входные билеты очень высокие: в музей Ван Гога 14 евро, это на 5 евро дороже Лувра, в музей восковых фигур и вовсе 25 евро. Цветочный рынок приносит колоссальную прибыль. Я уж не говорю про квартал красных фонарей и легальную торговлю наркотиками. Маленькая, но очень богатая страна. Нам лучше обратить взор на Кубу, бедную страну, где до сих пор по улицам носятся советские автомобильные раритеты полувековой давности.

    • Борис говорит:

      Столпы экономики Нидерландов не цветы и торговля марихуаной, всё-таки, а корпорации типа «Филлипс», роттердамская нефтяная биржа, роттердамский морской порт, масса предприятий, производящих хай-тек, «Ройал Датч Шелл», само-собой, мощные инвестиционные банки… Но мы не об этом.
      Старые авто типа «Москвич», «Запор», «копеечка», «Победа» даже и по дорогам России ездят, это не удивительно. А вот американские «кадиллаки», «бьюики» и «доджи» сороковых-пятидесятых годов выпуска в Гаване вызывают удивление у туристов. За них уже платят как за антиквариат.
      …На самом деле мы же не о ЛИАЗАх печалимся, что есть они, ржавое железо ушедшей эпохи… Печалимся по тем годам, когда не эти неуклюжие автобусы сверкали свежей краской на улицах, а сами бы были молоды, свежи и полны надежд, и смеялись над их тихоходностью.

      • Раиса говорит:

        И это правильно, но мне всё-таки думается, что нельзя зацикливаться только на материальной стороне. Запад всегда был, есть и будет богаче нас. Это не значит, что мы должны отказаться от музеев, архивов, библиотек и т.д. Может быть, дело в отсутствии исторической памяти, которую более 7о лет выбивали в прямом смысле из сознания людей?
        В большинстве областных и районных городов России мало музеев: краеведческий, картинная галерея /не везде/, да ещё мемориальный, если городу повезло на знаменитого земляка. А в любом европейском городе десятки музеев: пожарного дела, аптеки, марципанов, игральных карт и т.п. Мне думается, что наши власти недооценивают роль культуры в жизни народа. Деньги найти можно, пример: захотели и восстановили тысячи замечательных храмов, монастырей. От этих мыслей мне более грустно чем от ушедших лет.

        • Антонина говорит:

          В России уже есть городки, открывшие у себя много маленьких музейчиков, в том числе частных. Углич, например, после того как дела на часовом и сыроделательном заводах пошли не очень, занялся туризмом, весьма успешно. В Городце открыли множество музеев и галерей, помимо старого краеведческого. В Великом Устюге есть куда зайти. Касимов открывает музеи, через год-полтора станет очень приличным туристическим городком. Брянская область на удивление мало внимания уделяет туризму и, по-моему, непрофессионально к этому делу подходит.

    • Олег говорит:

      Раиса, извините, просто уточню: стандартный билет в музей Ван Гога стоит уже 17 евро, за 14 евро может пройти только молодежь до 26 лет при наличии специальной карты.

      • Раиса говорит:

        Олег, спасибо за уточнение. Последний раз была в Амстердаме три года назад. У них тоже инфляция, путь это будет для нас утешением.

        • Борис говорит:

          Сейчас в еврозоне дефляция, скорее. Или мизерная инфляция. Просто спрос на Ван Гога велик, самый раскрученный художник, пожалуй. Книги, спектакли, кинофильмы о нём в массовом порядке, биография необычная…
          Не соглашусь с вами, что Россия всегда будет беднее Европы. По потенциалу она должна быть богаче, ближе к США даже или к сравнимой по величине и климату Канаде.

          • Раиса говорит:

            Со словами «должна быть богаче» согласна на 100%, а вот будет ли богаче — сильно сомневаюсь. Дай Бог, чтобы я ошиблась. Вам в еврозоне виднее, что у вас — дефляция или мизерная инфляция, но вот, например, три-четыре года назад в купальнях Будапешта можно было плавать с раннего утра до 22 часов за 10 евро, а нынче надо выложить 27 евро за два часа. Два-три года назад новгодний ужин в Татрах стоил 50 евро, сегодня — 80.

  12. Константин говорит:

    М-да, все понятно, судьбу России обсуждают граждане Германии и Белоруссии, «последний раз бывавшие в Амстердаме» совсем недавно. А ЛИАЗ, между прочим, стоит и ржавеет, возможно под открытым небом…

    • Раиса говорит:

      Русский человек остаётся русским, где бы он ни жил, тем более с российским паспортом. Слава Богу, железный занавес давно рухнул, и миллионы русских людей осваивают просторы планеты. Наряду с мобильными немцами самыми активными туристами являются русские и китайцы. Сегодня не путешествует только ленивый. Сравнивая образ жизни там и у нас, хочется, чтобы и у нас было лучше, за это болит русская душа.

      • Igafum говорит:

        русская душа болит только вдалеке от родины — давно известный факт, увы…

  13. Igafum говорит:

    А я был в музее Айвазовского! Теперь на территории РФ. И ваш Вангог по сравнению с Айвазовским — мазня!

  14. Раиса говорит:

    К великим художникам Айвазовскому и Ван Гогу не применимы определения «ваш-наш». Они давно перешагнули границы Армении и России, Голландии и Франции. Они принадлежат мировой культуре, у которой нет границ. Их нельзя противопоставлять, у каждого из них своё место в истории мировой живописи. Оба создали шедевры на радость миллионам людей и на века. Одному больше нравится Ван Гог, другому Айвазовский, третьему — Рубенс, Врубель и так до бесконечности. Но я бы не стала давать никому категорические оценки, тем более Ван Гогу, чьи «Подсолнухи» продавались по 30 миллионов долларов, а «Портрет доктора Гаше» за 82,5 миллиона долларов. Впрочем, мы далеко ушли от заявленной темы.

  15. Константин говорит:

    Это точно Рая, по последним непроверенным сведениям, последний ЛИАЗ нашим ПАТП сдан на металлолом.
    Кстати, о Ван Гоге. В японском тесте по психоанализу есть вопросик: «Любите ли Вы Ван Гога?». При положительном ответе на этот вопрос, на работу связанную с ответственностью и уравновешенностью, просто не берут. Так -то вот. А ты говоришь «Подсолнухи…».

  16. Раиса говорит:

    Очень жаль, что последний ЛИАЗ отправили в металлолом, хотя могли покрасить и поставить у ворот предприятия. Не они первые, не они последние. Это называется беспамятство, неуважение к своему прошлому. По поводу тестов. Что значит «японский тест»? Их там тысячи — в каждой фирме свой. Кстати, последнюю картину «Подсолнухи» из шести написанных Ван Гогом купил японец. Любовь к творчеству ВанГога не помешала ему стать миллионером. Если продолжить аналогию, то нельзя брать на работу любителей музыки Чайковского /гомосексуалисты/, Цезаря Кюи /алкоголики/. Если Достоевского читаешь — прямой путь в психушку. Очевидная глупость — нельзя отождествлять творчество мастера с его личностью. Миллионы людей любят Владимира Высоцкого за его творчество, а не за то, что он был алкоголиком и наркоманом. Мы восхищаемся бесстрашными героями Жана Маре, не думая о том, что он принадлежал к людям нетрадиционной сексуальной ориентации.

  17. Константин говорит:

    Рая, давай отбросим Чайковского, Кюи, Достоевского, Высоцкого да еще наверно и Гоголя (импотента), так как их отклонения от нормы никак не связаны с психическим расстройством или болезнью души. В медицинской психологии существуют вполне определенные критерии, по которым человека можно отправить в «лесной дом отдыха», где они могут вплотную заняться творчеством, и их работы, согласно многим историческим фактам, как раз и пользуются очень большим спросом. Не будем говорить об идентичности гениальности и сумасшедствия, но связь безусловно эта прослеживается. Один мой знакомый, работая приемной комиссии, где сдавали рисунок (училище было непрофильным), безошибочно определял по изображению у кого с верхней частью тела есть отклонения и, конечно, отклонял от поступления. И он не открывал Америки, существуют вполне зафиксированные наукой признаки проявления этого в изобразительном творчестве. И Ван Гог как раз из этой категории. Тем не менее, его искусство уже давно оторвалось от материальной оболочки своего создателя, поэтому живет своей жизнью, которая теперь такова. К сожалению, в искусстве не действуют объективные критерии, многое зависит от совсем не художественных факторов. Например — моды, наличия легенд, хороших продюсеров… Примеров — самый первый —«Черный квадрат» Малевича.

  18. Борис говорит:

    М-да, далековато мы тут забрались от ржавого ЛИАЗа…
    Разумеется, у изобразительного искусства, как и у любого другого нет объективных критериев оценки. Влияет и мода, и эпоха, и география, и политика, в плане мира и войны, даже экономика влияет. прямо или опосредованно. Выше сравнивали Айвазовского и Ван Гога, например, неважно, с пристрастием к кому, но их сравнивать невозможно, это разный стиль, разная философия, разные сюжеты, разная техника. Какая разница, был Ван Гог сумасшедшим, или нормальным, кто знает вообще, что есть норма? Главное, как он видел цвет. А у Айвазовского вода получалась живой. Кто точно знает, почему одни холсты или их копии люди вешают на стены домов и квартир, а копии других коптятся дымом в забегаловках? Это непостижимые вещи, на самом деле. Впрочем, один критерий оценки всё же есть: цены на рынке художественной продукции. Когда разница достигает порядков, иллюстративнее некуда.
    Про «Чёрный квадрат». Общеизвестно, что это манифест, а не картина, сработанный очень молодым человеком. Для чего, почему-об этом тома уже написаны. Можно сколь угодно уподобляться Н.С. Хрущёву в отношении его к абстрактной живописи, но она имеет место быть, жива, здорова и достаточно популярна. Малевич известен ан-масс «Чёрным квадратом», Шопен-похоронным маршем. Пикассо-«Голубкой»… Снобы могут смеяться сколько угодно, но нужно быть Малевичем, Шопеном или Пикассо, чтобы сделать это.
    …Костя! А напиши-ка ты ЛИАЗ в манере Ван Гога! Вот памятник будет! :)

    • Константин говорит:

      Да Боря, сюжет уже готов. Вздыбленный Пег… прости, ЛИАЗ на задних копы… тьфу ты, колесах перед очередным препятствием на нашем дорожном покрытии. Из раскрытой передней форточки несется истошный ма… (звук громкого голоса, иммитированный встроенным громкоговорителем) зажатого между баранкой и педалью тормоза водителя. На задней площадке кондукторша держит за уши пытающегося сбежать без оплаты зайца. Тесная толпа пассажиров (изображенная сплошным бесформенным объемом) пытается скомпенсировать уходящий из под ног поддон пола массовым зацепом за поручни и близстоящих тел, включая женских. Передние ног…, то есть колеса бешенно вращаются в воздухе, потеряв опору, а перед кон…, автобусом в смысле, укрощает его бешенный нрав ковб.., конечно, укротитель в форме гаишника. Во будет полный импрессьон. Я конечно, люблю импрессионистов и пост…, включая Ван Гога, только без взаимности. Не умею раздельным мазком работать. Посему придется наверно изваять в вечном, желательно нержавеющем или вообще высечь в граните и поставить на нашем мосту. Во будет, похлеще Аничкова. Только опять незадача, нет документа, что скульптор (почти по Булгакову). Ну куда без документа. Хотя вот у тебя тоже нет документа, что искусствовед, а как стараешься. Я бы тебе, как Чапаев коновалу справку на фельдшера, точно бы выдал. Ей Богу.

  19. Иван говорит:

    Нет здоровых, есть недообследованные….

  20. Раиса говорит:

    Болезнь Ван Гога не мешает миллионам почитателей восхищаться его картинами, особенно французского периода, когда ему было хорошо в обществе брата и художников-импрессионистов. Тогда были написаны самые светлые и радостные работы, отражавшие состояние его выздоравливающей души: подсолнухи, ирисы, портреты друзей, знакомых, соседей. Врубель тоже был психически больным человеком и написал прекрасные работы. Гоголь был душевнобольным, во время очередного приступа сжёг второй том «Мёртвых душ». Хемингуэй покончил собой во время обострения душевной болезни. Психически больными были многие великие люди: Пушкин, Лермонтов, Есенин, Глеб Успенский, Эйнштейн, Фрейд, Ницше, Ньютон и т.д. Это общеизвестные факты. И что же теперь — всех почитателей их таланта не принимать на работу и на учёбу? В таком случае ни работать, ни учиться будет некому.

    • Борис говорит:

      Хм-м… Прочтя ваш список мировых знаменитостей, поневоле задумываешься, а что считать нормой? Возможно, эти люди и есть то, каким должно, по замыслу Господню, стать человечество, эти люди словно щупальцы будущего, не обычный «нормальный» хомо сапиенс, а следующая ступень эволюции, «человек творческий»? Людены от братьев Стругацких? Не есть ли так называемое душевное здоровье просто утешительным лейблом для того большинства, что ничего после себя не оставит миру? Не смешон ли хомо вульгарис, называя себя нормальным, а Гоголя, Хемингуэя, Лермонтова сумасшедшими? Вот такие мысли на гибель последнего ЛИАЗа… :)

  21. Раиса говорит:

    Да, тут есть над чем задуматься. Творческий труд предполагает колоссальные нагрузки на мозг и нервную систему. Артист, работая над образом, настолько входит в роль, что психика не выдерживает нагрузки, происходит нервный срыв. Года три назад появился сериал «Достоевский», в котором роль Фёдора Михайловича сыграл талантливый актёр Евгений Миронов. Достоевский, как известно, страдал эпилепсией. Миронов очень убедительно показал больного писателя. Вспомните также его сцены сумасшествия в «Братьях Карамазовых». Но чего ему это стоило? Он заболел и лечился. Мопассан изнурял себя работой, впадал в депрессию, потому что только талантливый человек может быть недоволен собой, пытался покончить самоубийством, лечился в психиатрической больнице, ушёл из жизни в 42 года. Бесшабашный гениальный поэт Есенин лечился в клинике для душевнобольных, а через неделю повесился, написав кровью прощальное письмо в 30 лет. Наш всенародно любимый Владимир Высоцкий, как свидетельствуют очевидцы, играл на разрыв аорты. Не зря его первый посмертный сборник стихов назвали «Нерв». И сам он писал о поэтах, которые ходят по лезвию ножа «и режут в кровь свои израненные души». Другой известный поэт Геннадий Шпаликов /»Я шагаю по Москве»/ тоже изрезал в кровь душу, запил и повесился в 37 лет. Ван Гог застрелился в 37 лет. Да сколько их ещё, упавших в эту пропасть! Невольно подумаешь, что шизофрения — признак гениальности. Нельзя к великим подходить с обычными мерками. Нам, не испытавшим их невыносимые муки творчества, их никогда не понять. Только обыватели думают, что творческие люди живут легко и красиво. За свой дар свыше они платят самую большую цену — свою жизнь, оставляя нам в наследство свои картины, книги, музыку, фильмы, спектакли. И мы должны им быть бесконечно благодарны.

    • Раиса говорит:

      Прошу прощения, имела ввиду, конечно, роль князя Мышкина в фильме «Идиот». Психические расстройства, как утверждают специалисты, имеют более 70% людей. Только если это тютькин или пупкин, никто не обращает внимания, а если Бетховен или Иероним Босх, это интересно.

      • Борис говорит:

        Раиса. мы впали в офф-топ, конечно, но тема интересная. Череда приведённх вами примеров напомнила мне фильм «Покровские ворота», где герой Равиковича рассказывает симпатичной медсестре о судьбах испаноязычных поэтов, и она ужасается… :)
        Но я о другом: заметили, что все, названные вами творческие люди с трагическими судбами были нонконформистами? Ведь достаточно много творческих людей, живущих легко и красиво, как вы выразились, стоит им лишь плыть в общем потоке и без особых творческих мук превращать своё искусство в денежные знаки и государственные награды. Скажу больше, что таких большинство и всегда было большинство.

  22. Раиса говорит:

    Борис, Вы можете не верить, но когда я приводила примеры для пущей убедительности, тоже вспомнила героев Равиковича и Кореневой. Действительно смешно. Нонконформистам всегда было очень трудно плыть против течения, они погибали, но от своих убеждений не отказывались. Советский нонконформист, монархист Илья Глазунов выстоял в борьбе с системой, получил мировое признание. Теперь завистники называют его творчество китчем, хотя он не отказался ни от своего мировоззрения, ни от тематики, ни от манеры письма. Вспомните, как прессовали целый год в психушке нонконформиста Михаила Шемякина, пока он не уехал во Францию. Вспомните, как мордовали скульптора Эрнста Неизвестного. По моему убеждению, без нонконформистов искусство было бы пресным, как еда без соли. Их надо поддерживать, а не выгонять из художественного училища. Те «нормальные», которых преподаватель принял на учёбу, получив диплом, будут всю жизнь рисовать этикетки для спичечных коробков и фантики для конфет, и материально будут в шоколаде. Ничего нового «нормальные» создать не в состоянии. А вот изгнанный, вполне возможно, мог стать новым Глазуновым или Шемякиным. В искусстве не должно быть штампов. По клише работают только ремесленники.

  23. 12345 говорит:

    Константин 16.01.2016 ….. и Гоголя (импотента), ===== Откуда это известно, хотелось бы знать? Гоголь сватался, но получил отказ, иначе бы у его была семья как у большенства

  24. 12345 говорит:

    Благодаря этому Сватовству Н.В.Гоголя графиня Анна Мих ВиельГорская осталась в Истории, иначе о ей никто бы и не вспомнил даже!

  25. 12345 говорит:

    И ваще Какая связь Автобуза из Ликино Моск Обл с Литературой, хотелось бы очень даже знать?!

  26. Dormidont говорит:

    Где ликински е автобусы??????? В этих уродливых банках,иначе нельзя назвать,ни сесть ни стать.Жара летом,холод зимой,теснота,никакой амортизации.Водитель ,бедолага .расчёт почти на ходу ведёт…Какое уродство!!!Такие автобусы ходили 50 лет назад.Водители говорят,что собраны почти из металлома.Какой позор! Китайцы и корейцы заполонили свежими моделями,дизайном новые модели автобусов,а тут вечно Соха ,да ТЕЛЕГА!!!!.Противно!!!!

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>