Стоял, шумел высокий дуб

Утилитарное отношение к окружающему нас миру природы продолжает превалировать в умах и поступках не только некоторых наших сограждан, но, что особенно огорчает, у тех, кто призван отвечать за состояние и развитие городской среды, сохранение нашей общей исторической памяти. Недавно спилили всю крону (на языке авторов этого действа – обрезали) самого известного и старейшего в городе красавца-дуба, стоящего на историческом месте возле двух мостов через Карну и Зыбкую. Все его хорошо знали. Запечатлённый на многочисленных фотографиях и картинах местных и приезжих авторов, он был, действительно, украшением окружающего пейзажа. По сути это последний памятник стоявшей на месте города дубравы.

Такой была крона старейшего городского дуба до обрезки

Дерева вы мои дерева.
Не рубили бы вас на дрова.
Не чернели бы пни,
Как прошедшие дни.
Дерева вы мои дерева.
За хмельным, за дубовым столом
Помянут вас недобрым вином.
А как станут качать,
Да начнут величать
Топором, топором, топором.
(Песня)

Культура, экологическая образованность, историческая грамотность человека воспитывается целым рядом факторов, среди которых не последнее место занимает бережное отношение к окружающей природе. Обратиться вновь к этой теме заставили новые факты пренебрежительного отношения к нашим общим ценностям, проявления открытого и даже воинствующего невежества в некоторых вопросах экологического и историко-патриотического воспитания.

Многие знают о существовании природных памятников – заповедниках, ландшафных зонах, парках, дендрариях, отдельных представителях животного и растительного мира. Среди них особое место занимают деревья-долгожители, живые напоминания о минувших веках, среди которых, безусловно, первое место занимают дубы. Партизанский дуб в Навлинском районе, Кирьянов дуб недалеко от Злынки, дуб у Свенского монастыря под Брянском, название которого связано с именем Петра Первого – лишь самые известные нам деревья-памятники природы Брянщины. Зачастую растут такие деревья в городской черте.

Сохранились деревья-долгожители и в Новозыбкове. Ведь исторически заложен был город (слобода Зыбкая), согласно тексту универсала Миклашевского «над речкою Корною у вершины на дуброве». Остатки той летописной дубравы еще долгое время сохраняли бывший «Пожарный сад» и городской (затем детский) сквер на месте нынешнего здания администрации, расположенные в центре города по обе стороны реки Карна у исторического Каменного моста. При закладке городского парка в конце 18-го века помимо лип было посажено и немало дубов. Некоторые из них растут до сих пор на улицах города, на личных подворьях горожан.

В городском парке В городском парке В городском парке Дерево у пруда Деревья на заброшенном кладбище

Дуб на Советской площади Дуб на Советской площади Один из городских дубов Старые деревья. Людков Старый клён

К большому сожалению, утилитарное отношение к окружающему нас живому миру природы продолжает превалировать в умах и поступках не только некоторых наших сограждан, но, что особенно огорчает, у тех, кто призван отвечать за состояние и развитие городской среды, сохранение нашей общей исторической памяти. Уже в сравнительно недавние годы большинство раритетных деревьев города попали под пилу и топор. Освобожден от растительности бывший городской сквер у центральной площади, где возведены новые апартаменты для городских чиновников. Затем «руководящая и направляющая» мысль породила еще один казус местной ландшафной архитектуры – третий городской пруд на месте «Пожарного сада». Мешавшие новому водоему вековые дубы, липы, ясени, красавцы клены и тополя были вырублены, а те, что остались, просто погибли из-за резкого поднятия грунтовых вод.

Несколько лет назад пустили «на гробы» два дуба-старожила в городском парке, заодно спилив и стоящий рядом на улице Гагарина (бывшей Шеломовской) возле магазина «Садко» Мосягинский дуб – родовое дерево семьи живущего сейчас в Москве писателя и поэта, ветерана войны Е.П.Мосягина, известного всем по стихотворению «Так начинался город Новозыбков». Есть у него и роман-посвящение этому дереву: «Старый дуб у дедовского дома». Евгений Потапович, кстати, очень близко к сердцу воспринял преждевременную смерть этого дерева, молился за его упокой, как об ушедшем старом друге.

В городском парке. Здесь рос дуб Е.Мосягин у родового дуба. 2008 г.

И вот совсем недавно – новая потеря, спилили всю крону (на языке авторов этого действа – обрезали) самого известного и старейшего в городе красавца-дуба стоящего на историческом месте возле двух мостов через Карну и Зыбкую (у дома по улице Набережная, 1). Все его хорошо знали. Запечатленный на многочисленных фотографиях и даже картинах местных и приезжих авторов, он был, действительно, украшением окружающего пейзажа. По сути это последний памятник стоявшей на месте города дубравы. Судя по толщине охвата ствола, его возраст должен быть никак не менее 250 лет. Несомненно, что именно возле этого дерева и должна была стоять первая и самая главная табличка с надписью: «Охраняется законом». Причем обрезан дуб-старожил варварски, так пилят сучья только для подготовки к повалу. Теперь это жалкий обкорнаный уродец, которого, вполне возможно, ждет печальная участь других собратьев по несчастью. Не факт, что в ближайшее время сюда снова не придут люди с бензопилой, если только дерево просто не брошено медленно умирать. На самом же деле, к этому дереву не то что с «инструментом» – даже нельзя просто близко подходить без особых на то прав.

Таким был старейший городской дуб:

И таким он стал:

Да, старые деревья не умеют говорить, но если бы смогли рассказать, то многое бы поведали нам. И о первопоселенцах слободы Зыбкой, о проходящих под их сенью народными праздниками, о посещавших наш город известными гостями. Доподлинно ведь известно, что именно по Шеломовской улице проезжал из Нового Места, следующий в Крым кортеж императрицы Екатерины Великой, Уже только за это нужно было не только сохранить все эти деревья, но и почитать, как это принято в цивилизованном обществе, памятниками природы хотя бы местного значения. Разве это не понятно? Почему же мы, живущие в суперпросвещенном 21-м веке до сих пор вынуждены быть свидетелями, да не побоимся этого слова – невежественного вандализма. Кому мешали эти деревья, на каком основании и по чьему приказу они были уничтожены, так и хочется сказать – жестоко казнены. До сих пор никто и никак за это не ответил.

В администрации города, куда я обратился за разъяснением по поводу последнего факта обреза дуба-долгожителя, мне пояснили, что деревья у нас спиливают работники ЖКХ, по заявлению домовладельцев, а этот дуб угрожал падением на дом. А такой категории, как памятник природы в городе не существует, а значит все деревья в городе просто объекты коммунальных служб. Главным «убивающим» доводом было утверждение того, что когда «лесорубы» наверху пилили дерево, оно сильно раскачивалось.

Простите, господа «эксперты», не существует ни одной высотной конструкции, в том числе из металла и бетона, которая бы не колебалась от движения воздуха. Какая профессиональная экспертиза определила, что этот дуб может упасть? Не такое уж хлипкое создание дуб, чтобы сломаться, или быть вывернутым с корнем? Это вам любой ученый-ботаник и профессиональный лесовод скажет. Если домовладелец сам спиливает дерево, его могут привлечь к ответственности за нарушение экологических норм. А если спиливает муниципальная «контора», то ей, получается, все можно. Какая «комиссия» в ЖКХ определяет степень вреда? Точный анализ состояния дерева, его возраст, историческую ценность в том числе, может дать только специализированная структура, вкупе с общественными экологическими и краеведческими организациями. Как писал баснописец Крылов «беда, коль пироги нам будет печь сапожник, а сапоги точать пирожник». Во всяком случае, если не прямой, то косвенный повод для обращения в природоохранную прокуратуру уже имеется.

Почему до сих пор у нас не определены, не взяты под охрану памятники природы в городе. Это прямая обязанность городского Совета по утверждению соответствующего постановления, отдела администрации, отвечающего за экологию. Есть у нас несколько волонтерских организаций, экологических кружков в учебных заведениях, краеведческих клубов и обществ, которые и могут, в принципе, заняться этим направлением в своей деятельности. Деревья-долгожители – наше общее достояние, а не правовой объект отдельных граждан и муниципальных организаций. Вот где должно проявить себя наше гражданское самосознание.

К примеру, в стране с 2010 года действует всероссийская программа «Деревья — памятники живой природы», главными целями которой являются поиск и сохранение старовозрастных деревьев, представляющих собой культурную, историческую и природную ценность для Российской Федерации и формирование Национального реестра старовозрастных деревьев России. Заявки поступают в Программу через ее сайт от волонтёров, среди которых и представители государственных учреждений, в том числе органов власти, и обычные люди — журналисты, учителя, школьники, пенсионеры и др.

Существуют и действуют такие и подобные им муниципальные программы в Москве, областных центрах, во многих соседних городах, с которых непременно нужно брать пример и проводить в жизнь у нас.
На глазах исчезают и подвергается разрушению наша материализованная историческая память. Если мы сейчас не проснемся и не скажем «нет» этому произволу, ждет нас «экологически» очищенная от всего лишнего и «устаревшего» дистиллированная окружающая среда, как, например, возведение в городе новых скверов, которое начиналось одинаково – с уничтожения старых деревьев. А война с тополями уж очень сильно напоминает китайскую эпопею борьбы с воробьями. Итог, поверьте, будет такой же. Ведь именно посаженные вместо старых деревьев молодые каштаны ныне приходится вырубать из-за эпидемии листовой болезни, которой они подверглись. Природа всегда наказывает за неразумное к ней отношение. Страдает от этого и наша нравственная культура.

Давно назрела необходимость взять под общественный контроль и сказать «нет» проявлениям волюнтаризма и экологической неграмотности и у нас. Наше безразличие и равнодушие ко всем подобным случаям и порождают безнаказанность чиновников. И если им вовремя не дать «по рукам», лесоповал продолжится. И никто тогда не расскажет нашим потомкам о вековом красавце-дереве, которым еще восхищались наши предки, под которым они росли, мечтали, любили, прощались.

Необходимо всем, кто неравнодушен к сохранению еще немногих оставшихся городских памятников природы, объединяться и выступить против культурно-экологического произвола – уничтожения природных уникумов, за создание законодательной базы на муниципальном уровне, за определение списка, карты расположения городских деревьев – памятников природы. Обязательно опубликовать в печати этот реестр, ввести строгий спрос не только за нарушения, но и за безграмотность в подобных вопросах, в том числе в воспитании подрастающего поколения. Подключить к этому благому делу широкие круги общественности. Без этого ничего цивилизованного нам не построить.

См.также:

15 комментариев:

  1. Евгений говорит:

    А визуально не видно что сухие сучья и ствол начал разрушаться. По голове такая веточка попадет и голову прошибёт . Как ветерок дунет пол города без света или на машину упадет, тек куда власть смотрит вам не нравится. А когда профилактика от таких случаев сразу зеленые вылазят.

  2. Антонина говорит:

    Как владелица старого дуба на участке могу сказать, что уже несколько лет жду падения сухой (вполне наблюдаемой визуально) ветки. Не падает, зараза. Даже летний ураган не подействовал. Дуб — это дуб.

  3. Евгений говорит:

    У нас перед домом также сидел тополь вековой, спилили от греха подальше. Нужно как то думать о последствиях, мало ли на кого может упасть… Ничто не вечно

  4. Борис говорит:

    Нужно понимать, что дуб старше ста лет природный раритет, достопримечательность и просто живописный объект и от этого плясать в плане рубки. Старый дуб это ценность сам по себе. Завалить столетнее дерево и любоваться пнём? Странный подход.

  5. Никодим говорит:

    При нынешнем уровне культуры, образования и «вежественности» муниципальных властей не только «зеленые» придут, но и «красные» вернутся.

  6. Дмитрий Шевцов говорит:

    Это еще Е.Б.Письменный успел спасти несколько дубов в парке. Когда началась их выпилка — он сразу поднял этот вопрос и рабочие успели спилить только в углу парка.
    А планировали ведь они спилить всю линию дубов за трибунами!!!! Якобы очень они опасные и …аварийные.

  7. Алексей говорит:

    Да тут скорее всего в другом дело. Не в том, что он старый и аварийный, а в том, что листвы от таких великанов много и их убирать надо осенью, а на это ведь нужны финансы, человеческие ресурсы, транспорт. Проще спилить побольше веток или как правильно говорить «провести санитарную обрезку» или вообще под корень и порядок. Был случай в одном городке, населением приблизительно с Новозыбков, местные власти хотели принять решение весь город закатать в асфальт, не одного клочка газона не оставлять, так по считали будет экономичней в уборке города, да и в целом в содержании. Зеленые вмешались и общественность, тем самым сохранили зеленые насаждения и газоны в городе.

  8. Раиса говорит:

    Эти пни и обрубки — яркая иллюстрация варварского, хищнического отношения к природе вообще. В лесу — мусор, бурелом, валежник, вдоль дорог — бурьян. Сотни заброшенных деревень, заросшие кустарником миллионы гектаров полей. Поэтому с весны начинаются пожары. Пересекаешь границу с Белоруссией — отрадная глазу картина: в лесу чистота, трава выкошена, распаханы противопожарные канавы, все поля засеяны, даже вокруг столбов линии электропередач трава обкошена. В Европе каждое дерево лелеют, туристам с гордостью показывают — этому дубу тысяча лет, этой оливе — две тысячи лет. Беда в том, что у власти дубы, узурпаторы, ненавидящие русский народ.

    • IgorTerentich говорит:

      Чистые леса. Это же белая русь (Беларусь). Вот в чем дело. Поставьте свечу святителю Николаю и все наладится и в вашем граде.

  9. Борис говорит:

    Уж не знаю, что за великая проблема убрать листву от десятка старых дубов на весь город Новозыбков. Страшнее только смена времён года, наверное. Я знаю, что болезненно воспринимается многими примеры из чужой жизни, но рискну сказать, что в небольшрм городе, где я живу сейчас, существуют дубовые аллеи километровой протяжённости и никаких проблем с утилизацией листвы и желудей нет. С этим справляются обычные уборщики улиц. О парках и лесах и говорить нечего: к столетнему дубу, буку, платану никто подойти не посмеет без бумаги с десятком подписей, от общественных организаций до лично бургомистра. С моего балкона виден старый платан, торчащий посреди паркинга и никому в голову не пришло срубить этого великана. Костя двести раз прав и двести раз ничего не изменит.

  10. Николай говорит:

    А вспомните: http://www.novozybkov.ru/glaz-naroda/archives/732
    Нашим властям все пофиг!

  11. Александр Карпов говорит:

    О ещё одной потере среди старых городских деревьев сообщает Иван Вишнёв:

  12. Патриот говорит:

    Бездари,сидящие во власти, решить ничего не могут в интересах культуры,истории ,природы.Чтобы спилить усохшее аварийное дерево под окном многоэтажки,или окультурить кустарник на прилегающей территории надо положить много сил человеку на звонки и напоминание.А тут ,пожалуйста,отличный стройматериал для «нуждающихся»

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>