Дорогие друзья, хочу Вас познакомить с недавним ценным приобртением — фотографией железнодорожного вокзала в Новозыбкове, сделанной в первой половине XX века.
Примечательно, что вокзал — казалось бы, одно из ключевых зданий в городе — не был [1] запечатлён на дореволюционных почтовых открытках с видами Новозыбкова, хотя другие крупные здания — женская гимназия, реальное училище, банк — присутствуют на открытках многократно. Тем ценнее эта фотография с видом новозыбковского вокзала почти столетней давности.
Снимок сделан со стороны путей и относится, вероятно, к самому концу 10-х или к 20-м годам прошлого века:
Видно, что двухэтажная часть вокзального здания была перестроена (разрушена во время войны?) — сейчас она выглядит значительно проще:
Точку для современного снимка мне пришлось искать всплепую (т.е. не имея при себе старой фотографии), но нашёл почти правильно. Истинная точка находится, вероятно, выше и чуть ближе к вокзалу вдоль путей.
Вот фрагмент старой фотографии более крупно:
Оказывается, что башня в Новозыбкове была точно такой же, как и на других станциях вдоль дороги Брянск-Гомель [2]. Наверное, она тоже пострадала во время войны и завершение было изменено в послевоенные годы.
Собственно говоря, из-за типичности как здания вокзала, так и башни, можно было бы вообще усомниться, что перед нами Новозыбков. Однако, приглядитесь к снимку — на заложенном окне во втором этаже здания различима надпись Новозыбковъ. Вот увеличенный этот кусочек фотографии:
А это современный вид той же части вокзала:
Наконец, приведу крупным планом группу людей на вагоне, позирующую перед фотокамерой:
Здесь интересная деталь находится в левой части снимка: на стене вагона — надпись «РСФСР». Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика была образована в 1918 году. Но в том же 1918 году была произведена и реформа русского языка, отменившая твёрдые знаки на концахъ словъ. Вряд ли вывеска Новозыбковъ после реформы долго пребывала именно в таком виде. Так что, снимок, вопреки утверждению предыдущего его владельца, вряд ли дореволюционный, но и не сильно более поздний.
Буду признателен за комментарии и уточнения.
[1] Вообще говоря, я не могу с уверенностью утверждать, что новозыбковский вокзал не был запечатлён на почтовых открытках начала XX века. Но вероятность этого весьма велика. Во всяком случае, по открыткам, изданным типографским способом в сериях т-ва К.П./Суворина, кн.магазинов Баркмана, Губарева, белых пятен осталось очень мало, и среди сюжетов известных мне открыток в этих сериях вокзала нет.
[2] См., например: башня в Почепе, башня в Унече.
Как интересно! Спасибо Александр! А где же Вы нашли этот снимок???
Ирина, дело в том, что я давно собираю старинные открытки с видами Новозыбкова, и многие коллеги-коллекционеры знают, что мне интересна новозыбковская тема, поэтому если им что-то попадается о Новозыбкове на продажу, мне сообщают. Вот и на этот раз один добрый человек прислал предложение, от которого я не мог отказаться :)
Спасибо за отзыв.
большое вам спасибо, очень интересно!
Спасибо, Александр, за очередную замечательную фотографию старого Новозыбкова! Мне, как и всем, кто интересуется прежним обликом нашего города, было очень интересно её разглядывать и сопоставлять с современным видом. Как думаете, что могло быть в деревянном здании без окон между водонапорной башней и двухэтажным зданием вокзала? И очень жаль, что наша башня потеряла свой первоначальный вид, она и сейчас кажется красивой, а могла бы быть ещё лучше! Жаль, что здание вокзала закрыто составом, хотелось бы понять, что же в современном здании осталось от старого? Вдали виден пакгауз, кажется, он, похоже, тоже уцелел, только прежде его связывал со зданием вокзала ряд построек, а теперь там пустое пространство. Мне кажется, что люди сняты на фоне знаменитых теплушек гражданской войны, в которых помещалось, как писал поэт «сорок человек, восемь лошадей».
Анна, спасибо за отклик!
Одноэтажная часть вокзала, судя по фото, осталась практически в первоначальном виде.
Про постройку между вокзалом и башней сказать ничего не могу — надо у знатоков железных дорог спросить, что это за сооружение.
Papa wspominaet: Basnia , wodoi is kotoroi saprawliali parowosi, wernee ee werhnaj zast ,is derewa, wostanawliwalas woennoplennimi nemzami, oni prosiwali w woennom gorodke po ul. Kommunistizeskoi i w skole N2(Gimnasij). krome basni na woksale oni wosstanowili nebolsoi kirpiznii dom (sprawa), kuda bila prowedena woda, a kran bil snarusi, posetiteli woksala, a takse passasiri poesdow , kotorie ostanawliwalis w Nowosibkowe, pili ili nabirali wodu w butilki.
I ese (prawda ne w temu) , woennoplennie rasbirali Hori (torgowie riadi, na plosadi) i is etogo kirpiza postroili elektropodstanziu po ul. Samisewskoi).
Поздравляю, Александр! Для истинного коллекционера это настоящая находка и раритет. А для новозыбковцев — наглядное погружение в свою историю, можно даже сказать, приоткрытие новой страницы фотолетописи города. Невольно вспоминается Пушкин: » О сколько нам открытий чудных,/ готовит…» этот сайт. Между,прочим, такая водонапорная башня стоит совсем недалеко — на станции Туросна, причем совсем без дела и в хорошем состоянии (Нестерова то там нет, чтобы снести). Вот можно было бы и перенести, а то наша в картонно-пластиковом кожухе уж совсем уродливо выглядит. Вообще, нашу станцию «возрождали» люди далекие как от архитектуры, так и от общих принципов эстетики. Посему и имеем то, что сейчас есть.
Спасибо, Константин!
Мне рассказывали очевидцы, что разрушенную в руины водонапорную башню отстраивали немецкие военнопленные, после Второй Мировой Войны. Сработана она качественно, а деревянные детали заменялись неоднократно, это понятно. В Германии, на небольших станциях восточной её части, стоят совершенные близнецы новозыбковской. Мне эта очередная находка А. Карпова интересна ещё и тем, что в эти бурные годы, мой отец ездил в таких теплушках, с солдатами, в Гомель, где спекулировал спичками, а на вырученные деньги резался в карты, иногда бывая в большом барыше. Было «бизнесмену» тогда лет десять… Носил чёрт раскатывать на грузовых поездах и меня, совсем в иные времена.
На фото нет ничего что связано с Украиной,а ведь до 1919 года мы были в составе именно её,может это фото после 19 года
Говоря «до 1919 года», Вы имеете в виду «с 1918 по 1919 гг»? В состав независимой Украины, если я правильно понимаю, Новозыбков входил только в это время. А ещё интересно, что именно, связанное с Украиной, могло быть на фотографии?
p.s Но вы правы, в составе независимой Украины он был в эти годы, вплоть до оставления его немцами в декабре 18 года
Здесь http://history.sumynews.com/xx/1918-1920-velika-vitchiznyana-vijna-ukrajinskogo-narodu/item/106-sumski-istoriki-otrimali-kartu-ukrajini-iz-kordonami-unr-stanom-na-zhovten нашла карту (по ссылке из ЖЖ), где приведена карта самостийной Украины, правда, надписи очень мелкие, трудно разобрать, но показалось, что Новозыбков там указан. Ничего это не значит, просто интересно!)
Есть Новозыбков на этой карте, и Клинцы, и даже Почеп (под названием Почер), и сверху Мглин. А дальше — зона с названием «Москали» :)
Новозыбков входил в Директорию гетмана Скоропадского? Новость для меня.
Я имею в виду со дня своего образования он до 19 года всегда был на территории малороссии Черниговской губернии но в составе российской империи, т.е. до 19 года по сути мы были украинцами, но потом раздел ,независимость в Украинкой державе (директории), далее в составе украинской народной республике во главе с Грушевским, , т.е. Новозыбков в Великороссию вошёл в 1919 году или даже в 24 в составе Брянской губернии рсфср, ну и на фото могли быть какие нибудь геральдические знаки на здании или знаки на вагонах.
Я не справлялся в специальной литературе, но в дореволюционной Росийской Империи никакого административного деления, кроме губернского, не было. Малороссия, Белая Русь, Новороссия, Войско Донское и прочее, и прочее, были только традиционными названиями исторических областей. То есть, в моём понимании, и Орловская губерния, и Черниговская были губерниями, административными единицами Российской Империи, или проще-России. Украина как понятие была сугубо этническим, а не государственным. Точно ответить на этот вопрос может факт оккупации Новозыбкова кайзеровской Германией, или он избежал таковой. По Брестскому миру, именно Украина в границах Директори подлежала оккупации. Пардон, если я ошибаюсь.
Да, наш город был оккупирован кайзеровской германией до декабря18 года, а потом немцы просто ушли из города ввиду революции в самой германии.
Александр,спасибо,что делитесь с нами такими интересными ,просто золотыми крупицами истории нашего городка!
+++
Снимок однозначно послереволюционный. Голодранцы на крыше вагона очень самоуверенны. Всем своим видом, позой пытаются продемонстрировать, кто щас в стране хозяин и кто поведёт её к светлому будущему. :-)))))))
Господа, кто-нибудь знает?
а) В каком году было построено здание вокзала?
б) Кто архитектор?
в) В каком году архитектор умер?
Случайно несколько дней назад наткнулся на Ваш сайт(ресурс) посвященный Новозыбкову. Спасибо , то что прочитал в Ретроскопе- понравилось,немного правда наивно,но написано с душой.
Несколько лет назад на Е-бее скачал превьюшку не мог идентифицировать почти 3 года. Благодаря Вашему сайту идентифицировал 2 вокзала, в т.ч . ЖД Новозыбкова
Напишите мне мейл farbatorg@yandex.ru или сбросьте отправлю Вам еще фото вокзала Новозыбкова из далекого 1918 года