Юбилей села, которого нет

Успенский храм села Святск Тихой осенней ночью 14 сентября последнего года ХХ столетия в уже покинутом и разграбленном Святске к небу взметнулся факел. Еще полуживая постройка, Успенская церковь, разворованная и подожженная современными вандалами, мародерствующими в радиационной зоне отселения, вспыхнула, разметав по небу огненные сполохи, и почти мгновенно исчезла с лика обреченного села. Это был последний в Новозыбковском районе храм, который святские старообрядцы возвели в 1910 году, отстояли в жестокие 30-е годы гонений на веру и в волну хрущевского богоборчества. Именно после этого печального события окончательно перестало биться духовное сердце Святска, заложника трагических событий более чем четвертьвековой давности.

На месте Святской церкви, там где находился алтарь, спустя несколько лет появился Поклонный крест, возведенный на средства бывших прихожан в память о своем духовном центре. Ежегодно съезжаются сюда в Престольный праздник Успения Пресвятой Богородицы со всех концов Брянщины и ближнего зарубежья его бывшие жители, чтобы поклониться покинутым очагам, почтить память похороненных здесь предков, просто встретиться и поговорить друг с другом.

У ворот храма Богослужение началось Остатки ограды

Ровно 300 лет назад появилось первое письменное упоминание об этой старообрядческой слободе: 1713-м годом датируется «осадное письмо» архимандрита Киево-Печерской Лавры, которой принадлежали эти земли, Афанасия Миславского, «осести слободою… прозиваемой Свяцкое в полку Стародубском…» . Слобода Свяцкая была последним «осаженым» старобрядческим поселением на Стародубье, получив свое название по почитавшемуся святым роднику, рядом с которым и было заложено. С середины XIX века Святск гордо именовался посадом — торгово ремесленным центром.

Много всего было в истории посада, известного на всю Северскую Русь. Не обходили стороной его и так небогатые земли стихии и засухи, голод и болезни. Бурлили над ним вихри религиозных гонений и социальных потрясений. Ничто не проходило мимо этого уголка бывшей Черниговщины, неустанным трудом крестьян, торговцев и мастеровых людей создававшего себе славу и благополучие. Перед революцией 1917 года численность Святска составляла более 3600 человек, здесь действовали кирпичные заводы и кожевенные фабрики, скотобойня, маслосырзавод, мельницы и хлебопекарни. Имелись 26 торговых лавок, фотоателье, действовало туристическое агентство. В Святске ежегодно проходили восемь ярмарок, на которые съезжались торговцы и гости со всего Стародубья, из Белоруссии и Украины. В 1914 году открылось, наряду с уже существовавшим церковно-приходской и земской школам, высшее начальное училище.

Являлся посад и важным религиозных центром сторонников древлерусского благочестия. Здесь находился и действовал старообрядческий мужской Ново-Покровский Святский монастырь. Иноками и паломниками этого монастыря были известные апологеты старой веры Илларион Кабанов (Ксенос), Герасим Колпаков (архимандрит Геронтий), Петр Великодворский (Павел Белокриницкий). Здесь действовали несколько иконописных мастерских, ныне так называемой Ветковской школы. Сохранились имена некоторых мастеров: Иван Зубков, Яков Перелыгин, Аким и Илларион Сапожниковы (Богомазовы). Оставили свой след на святской земле знаменитые земляки, писатели Федор Мельников и Иван Усов, будущий Митрополит Белокриницкий Иннокентий. В Святске жил и творил художник Вонифатий Сангурский, тесно связанный своей биографией с П.И.Чайковским и картины которого украшают Дом-музей великого русского композитора в Клину.

В советские годы Святск, ставший позже селом, не потерял былую славу, по прежнему оставался крупным и известным поселением. Здесь работала школа крестьянской молодежи, преобразованная из Святского училища в 1924 году. Активно действовал сельский Дом культуры, выросший из избы-читальни. Собирались на моления православная и старообрядческая общины, существовала иудейская синагога. Созданный в селе колхоз «Сталинский путь» (переименованный затем в «Имени ХХII партсъезда»), несмотря на пережитый голод начала 30-х годов, вскоре стал одним из самых успешных в Новозыбковском районе.

В годы войны Святск лишился многих своих жителей, 174 земляка погибли на фронте, были расстреляны немцами оставшиеся в оккупации местные евреи (116 человек). Всем им в 1978 году поставили общий памятник на Красной площади села, у которого был зажжен вечный огонь. Уроженец Святска, генерал-полковник танковых войск, дважды Герой Советского Союза Давид Драгунский открывал его. Бронзовый бюст героя к этому времени уже украшал центр Святска. Отличился на войне и другой святчанин, полный Кавалер ордена Славы Михаил Иванов.

Памятник погибшим землякам У памятника погибшим землякам

После военной разрухи строилось и обновлялось село. Здесь снимали неплохие урожаи картофеля и зерновых, развито было животноводство. Возведено было новое кирпичное здание средней школы, в 1987 году состоялось открытие двухэтажного Дома культуры. Все было бы хорошо, не случись чернобыльская беда. Начавшееся в начале 90-х годов прошлого века переселение, растянувшееся на 10 лет, превратилось в долгую череду мытарств покидающих село людей, перегибов областной власти и трусости местных чиновников. Рьяное исполнение директивы на ликвидацию Святска после нескольких лет умалчивания, стало еще одним проявлением отсутствия внятных планов и программы реабилитации у руководства всех уровней. Последние две престарелых жительницы покинули село уже в начале нового века.

В этом году у Святска должен был бы состояться юбилей. Но не было здесь ни торжественных речей, ни поздравительных телеграмм, ни приезда именитых гостей, ни, тем более, визитов высокого начальства. Не было и села, как такового. Заросшие молодым осинником и березняком его бывшие усадьбы и сады с едва видимыми сквозь непролазную зелень последними остатками строений теперь едва угадываются вдоль еще сохранившей асфальт дороги по центральной улице покинутого родного гнезда.

Бывшая центральная улица Преобладающий пейзаж Дорога на кладбище

Но все равно, отметили столь знаменательную дату неординарно. Перед взорами съехавшегося сюда большого числа святского люда и гостей предстала новая часовня в центре бывшего храма, высоко вознесшая восьмиконечный крест над церковным двором. И хотя сделана она из дерева и не совсем сложна по проекту, вселила все же великую радость в сердца бывших святчан, стала тем знаком свыше, что не забыт еще этот уголок земли, их малая родина. Стали почетными гостями и строители этого дива, новозыбковские мастера Виктор Стрелюков и Сергей Шевченко с помощниками, совершенно безвозмездно выполнившие эту работу.

Часовня и поклонный крест Строители часовни С.Шевченко и В.Стрелюков Часовня Свеча во память

Отслужили молебен и освятили часовню настоятель новозыбковской Рождественско-Никольской церкви отец Сергий и священник старообрядческого Преображенского храма из Клинцов отец Михаил, уже много лет исполняющие здесь свой пастырский долг. Попили люди освященной воды из источника, прошлись по бывшим его улицам с еле видными руинами, заросшими ныне бурьяном, посетили места успокоения предков. Вот и памятные плиты с именами погибших в войну земляков теперь не на бывшей центральной площади, а у входа на одно из кладбищ. И ныне находят здесь свой последний приют бывшие жители, пожелавшие покоиться в родной земле.

Во время службы Пастыри с активом приходов Перед освящением

Службу ведет о. Михаил Службу ведет о. Сергий Прихожанки

Не дают угаснуть воспоминаниям именно такие редкие встречи у спаленных очагов. Старейший житель Святска Николай Сергеевич Горев, приехавший из села Усоха Трубчевкского района долго листал привезенные старые альбомы, называл имена запечатленных на давних снимках лиц, отвечал на вопросы окруживших его людей. Был здесь и последний председатель Святского сельсовета Николай Шведов, ныне живущий в Погарском районе, которому тоже было что вспомнить. Ежегодно приезжает сюда краевед из Москвы Олег Каменецкий, написавший книгу о Святске. А в этом году установил он крест на безымянной до этого могиле художника В.Сангурского.

Н.Горев с односельчанами Н.Шведов и О.Каменецкий О.Каменецкий у могилы художника Сангурского Могила художника Сангурского

Видели и слышали это и дети бывших святчан, приехавшие с родителями, родившиеся уже после тех трагических событий и видевшие село только на фотографиях. Пусть не все они сейчас понимают и принимают близко к сердцу, но это обязательно отзовется в их душах в будущем, какое бы оно не было.

Молитва перед трапезой Собрались за одним столом За праздничным столом

В свете недавних событий, когда беженцами не по своей воле оказалось столько жителей затопленных сел и поселков, а еще раньше, переживших пожары. Когда страна, государство, встают на их защиту, как-то по иному захотелось взглянуть на события прошлого, на то, что люди не по своей воле оказались оторванными от родных пенатов. Тем более в свете 300-летнего юбилея этого исторического места. Вопрос об окончательной реабилитации с восстановлением когда-то радиационных поселений нынче вовсе не кажется таким несвоевременным. Да и уж очень примечательное название — Святск. А свято место, как известно, пусто не бывает. В чем все еще раз и убедились в этом памятном для его бывших жителей году.

См. также:

16 комментариев:

  1. Anna Дмитроченко говорит:

    Константин Фёдорович, огромное Вам спасибо за эту статью! Вопреки всему, люди остаются людьми, преданными своей земле, своей малой родине. С большим интересом посмотрела фотографии, увидела, как много гостей собралось в этот не слишком погожий день. Может, это и хорошо, что собрались они своим кругом, без представителей власти и их официальных речей?

  2. ksandr763 говорит:

    С часовней хорошо придумали, ребята молодцы. Главное чтоб не растащили и не сожгли как это произошло почти со всеми строениями села. А то марадеры там наверное до сих пор орудуют, два года назад сам видел.

  3. Последние лет восемь жизни Святска студенты-радимичи ежемесячно приезжали к мужественным пожилым людям, которые стали последними хранителями своего дома. Часто бывал там и я, как водитель, как организатор.
    Бывал абсолютно в каждом доме среди тех, кто остался жить в Святске. Жители села выделили один из сохранившихся двухкомнатных домов для размещения нашей рабочей команды. Мы привозили нашим бабушкам и дедушкам продукты питания, помогали им по хозяйству, устраивали небольшие концерты под гитару, вместе пили чай.
    Так как многим из наших было лет по 15-16, то иногда шефство было обратным. Все жители знали, когда нас ожидать. Святские бабули варили для наших будущих учителей большой чугун картошки, топили баню, поили чаем. Для пожилиых людей они были напоминанием о своей юности, о своих детях, внучках и внуках, рассеянных по стране.

    Районное начальство давно им сказало: «Жизни здесь не будет. Уезжайте. Так и знайте, что из Святска мы заберем пост милиции, закроем школу, больницу, магазин. Отключим электричество. Значит, не будет работать водпровод (а там он был повсему селу). Уезжайте.
    Вы должны понять, что село списано. Вас будут жечь, насиловать , грабить, — никто не поможет.
    Всё для вас и для ваших детей уже строится в другом месте.
    Но они держались. За могилы предков. За берёзу, которую папа посадил до войны. За старушку-подругу с соседней улицы. Сначала их было много. до 8 десятков. Потом кого-то забрали в соседнюю деревню, кого-то — в Новозыбков. но пару десятков старушек и старичков держались долго.
    «Иванович» обращались ко мне старушки, куда же мы поедем? Это же как старое дерево вырвать с корнем. Не приживёмся мы на новом месте. Вон каждый месяц сюда везут покойников с чужой стороны (из числа тех, кто уехал). А мы не помираем. Нас наша земля хранит».

    Потом в самом деле жгли дома по ночам, уже разбивали на кирпичи, растаскивали срубы старых, но крепких домов. А они держались. Не стало больницы. фельдшерка приходила из Старого Вышкова. Не стало магазина, школу варварски разбомбили.
    Ещё они говорили, что гитлеровцы не делали того с нашим красивым селом, что сделал Чернобыль и люди.

    Это целая горькая быль, которую писАть — не написАть….

    Спасибо возвращающимся к памяти

    Вечная память Святску и его каждому жителю.

    • Евгений говорит:

      Павел Иванович, а какой сейчас уровень радиации в Святске?
      Насколько опасно там находиться?

      • Евгений, в данном случае я буду говорить не как специалист — радиолог, а как просто житель чернобыльской зоны, учитель, который часто бывал в Святске.

        В те годы, когда мы ездили в Святск помогать старикам, я часто брал с собой дозиметр. Уровень радиации в самом селе не отличался от уровня в центральной части Новозыбкова (под лавочками в педучилище и под кустами вдоль аллейки уровень радиации несколько лет подряд был значительно выше).
        Поэтому после Чернобыля, в начале 90-х в селе (Святске) появились новостройки, целых две улицы: молодёжная и ещё одна (подзабыл название). Великолепные дома (как в саду на ОХ Волна революции).

        Вот несколько побольше радиация была в Старом Вышкове. Но вокруг его были более пригодные пашни. Поэтому Старый Вышков вроде стал выселяться, но потом стремительно был заполнен приезжими из Средней Азии, Кавказа. Русскоязычных к нам гнала другая, наверное — беда пострашнее нашей.

        А что же Святск? У него была своя проблема: (об этом рассказывали мне московские учёные, да и жители подтверждали это, в том числе Анатолий Воробьёв) — сразу за селом после Чернобыля сформировались большие густые пятна радиации, которые делали абсолютно бесперспективным и животноводство и выращивание зерновых, картофеля святскими селянами.

        Одно из таких пятен было в соседнем посёлке Бабаки (там просто — зона отчуждения). Поэтому часть стариков оттуда переселили в Святск, и они долго жили в чужих освободившихся домах, горюя над своей ситуацией.
        Поэтому, наверное,старовышковцы (бобовские трактористы) и сегодня возделывают только часть замель вокруг своих деревень, но к Святску не идут.

        Я думаю, что при разговорах о переселении Новозыбкова (а с приездом Ельцина в наш город были и такие) было решено что-то сделать по переселению чернобыльцев, но «малой кровью». В связи с этим, чтобы «снять проблему» взяли и переселили несколько населённых пунктов.
        Но моё частное мнение может в чем-то не совпасть с информацией квалифицированного специалиста.
        Я рассказал только то, что знаю. Иногда этого бывает мало. Буду рад дополнению коллег, земляков.

        С уважением Павел Вдовиченко

  4. Const говорит:

    Как мне сказали строители часовни, ее бревна пропитаны антипожарным раствором и не горят. А потом, совесть то, не у всех еще потеряна. Павлу отдельный респект за воспоминания, можно даже в развернутом виде где-нибудь опубликовать. И вообще, АП заинтересовать. Может быть, проектом репатриантов-старообрядцев. Живут же духоборы под Клетней, или выходцы из средней Азии в Старом Вышкове. И не последнее слово может сказать РПСЦ (русская православная старообрядческая церковь), к епархии которой и относился Святск.

    • Сергей Полежаев говорит:

      «И вообще, АП заинтересовать. Может быть, проектом репатриантов-старообрядцев. Живут же духоборы под Клетней, или выходцы из средней Азии в Старом Вышкове. И не последнее слово может сказать РПСЦ (русская православная старообрядческая церковь), к епархии которой и относился Святск.»

      Мечты… Дурят власти всех и переселенцев-старообрядцев и не переселенцев. Совести нет. Им бы шкурку содрать да успеть слинять.
      На власти рассчитывать не стоит — только самим поднимать страну. А люди — молодцы, что приезжают. Но на сколько хватит? Эх…

      Спасибо за материал. Не бездушный, как в местной прессе, живой.

  5. юлия говорит:

    Константин Федорович, большое спасибо за Ваше неравнодушие к истории села Святск, за статью и фоторепортаж
    с такого важного и значимого события. Да, действительно, история Святска продолжается. Который год люди всех возрастов и очень отдаленного родства приезжают сюда из разных городов, а теперь уже и стран, делятся переживаниями, воспоминаниями, за несколько часов встречи духовно сближаются настолько, получают такой заряд силы и бодрости, что начинаешь невольно верить в невероятную загадочность и притягательность этих мест.

  6. Евгений говорит:

    Огромное спасибо за репортаж!

    • Gibson77 говорит:

      Константин, спасибо за интересный репортаж. Вы писали:»В годы войны Святск лишился многих своих жителей, 174 земляка погибли на фронте, были расстреляны немцами оставшиеся в оккупации местные евреи (116 человек). Всем им в 1978 году поставили общий памятник на Красной площади села, у которого был зажжен вечный огонь. Уроженец Святска, генерал-полковник танковых войск, дважды Герой Советского Союза Давид Драгунский открывал его.» У моего коллеги по работе есть две фотографии с открытия этого памятника. Если вам интересно, я мог бы их отсканировать и выложить на этом сайте.

  7. Const говорит:

    Спасибо, наверно будет лучше опубликовать эти фото позже, уже с другим репортажем. Перешлите их мне по Е-майлу, я сообщу Вам свой адрес. У меня, кстати, есть фотография с открытия памятника Дыбенко, там тоже был Драгунский.
    Евгений, уровень радиации в Бабаках в начале 90-х был около 400 мкр/ч, в Святске около 300, я лично измерял своим дозиметром. Сейчас в десять раз меньше, столько же как везде.

  8. Олег Каменецкий говорит:

    Уважаемый Константин Федорович!!! Огромная Вам благодарность за содержательный фотоочерк о Святске, 300-летие которого было отмечено бывшими жителями 28 августа. Память не подвластна временем. И героические и трагические события не уходят в небытие, а со временем высвечиваются новыми фактами-гранями, воспоминаниями земляков. Отрадно, что на наши встречи с каждым годом приезжают всё больше людей — в этом большая заслуга, несомненно, принадлежит и Вам. Ваши очерки написаны от души, с любовью. Ведь пока мы живы и наш Святск жив вместе с нами!

  9. Александр Карпов говорит:

    Константин, на нашей летней встрече Вы поднимали вопрос о наименованиях новых улиц Новозыбкова. Мне кажется, что было бы уместно сохранить название уничтоженного старинного села хотя бы в названии городской улицы. Как я понимаю, новые улицы сейчас возникают в трёх районах — Горка/Карховка, 116 квартал, и бывший сад горпищекомбината. Последний из них географически ближе к Святску, и было бы здорово, если бы одна из проектируемых там новых улиц была называна Святской.

  10. Const говорит:

    Александр, очень хорошее предложение. При случае я его передам, если где-нибудь этот вопрос будет обсуждаться. Святская улица, действительно, стала бы хорошим напоминанием об этом селе и памятью о нем.

  11. Андрей говорит:

    Прекрасное было время. Спасибо что напомнили, Павел Иванович! Свигун Лена

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>