«Маяк»

Зарытые деньги

В.Шнейдер, «Маяк», 16.12.2003.

Новозыбков. 116 квартал.
Новозыбков. 116 квартал.
Заброшенные стройки
в 116 квартале
Неотъемлемой частью внешнего вида Новозыбкова на рубеже тысячелетий стали недостроенные коробки жилых домов и корпусов предприятий. Некоторые из этих сооружений превратились в настоящие притоны: в них полно пустых бутылок и использованных шприцев, видны следы ночлега — тряпье, старые матрасы и т. д. В народе недостройки метко прозвали бичарнями. Все, что можно оторвать и унести, уже отсутствует, а сами объекты постепенно разрушаются.

Сейчас ситуация немного изменилась к лучшему. Началась достройка жилых домов благодаря долевым вкладам жителей. Конечно, распределять квартиры за деньги несправедливо, т. к. большинство горожан таких средств не имеют. Это и понятно, ведь в Новозыбкове одна из самых низких средних зарплат в области. Но в условиях почти полного отсутствия федерального финансирования чернобыльской программы и нищего городского бюджета долевое строительство было единственным способом спасения части недостроек.

Если в центре города что-то и стало меняться к лучшему, то на окраинах ситуация еще более усугубилась. Яркий тому пример — застройка 116 квартала (на поле вдоль улицы Рошаля). В этом микрорайоне должно было появиться 11 жилых домов с запланированной площадью около 200 тыс.кв.м. Вообще по замыслу властей там планировалось построить целый город с населением 10 тысяч человек. Именно в 116 квартале большинство горожан улучшили бы свои жилищные условия, по планам это должно было произойти бесплатно.

Почему же так получилось? Мне кажется, что вина лежит и на местных, и на федеральных властях. Дело в том, что существовала одна программа ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, которая завершилась в 2000 году. В 2002 г. появилась другая, но в ней полностью не заложена достройка уже существующих объектов. И вообще сложилась парадоксальная ситуация: многие из этих сооружений в московских министерствах и ведомствах не числятся. Их судьба сейчас зависит от эффективности работы местных властей. Но ведь во многом они эту ситуацию и создали.

Давайте вспомним середину 90-х гг., когда одна за другой закладывались коробки жилых домов, не дожидаясь того, когда будут сданы предыдущие объекты. Видимо, кому-то это было очень выгодно, т.к. возведение коробки по российским СНиПам означает, что освоено около 70% стоимости объекта. Настораживает еще и то, что почти все чернобыльское строительство было отдано на откуп белорусским фирмам в тот период, когда свои простаивали и разваливались, оставляя без работы и зарплаты сотни и тысячи новозыбковцев.

Получилось так, что ощутимая часть «чернобыльских» денег, поступивших в огромном количестве в 90-х гг., до простых горожан так и не дошла. Очень немногие получили бесплатно жилье, а предприятиям и организациям Новозыбкова заказов не доставалось. Странно, конечно, но именно в период строительного бума 90-х гг. развалился завод ЖБИ, обанкротились некоторые строительные организации. Печальная участь у наших дорожников. Одна фирма стала филиалом Клинцовского управления, а другая влачит жалкое существование. И это в то время, когда белорусам отдавали заказ на постройку объездной дороги (ее мы так и не увидели).

Между «чернобыльскими» программами реабилитации прошлого и нынешнего десятилетия есть существенная разница. Ранее большую роль в распределении средств играли местные власти, а сейчас они влиять на финансы не могут, да и денег уже тех нет.

Если проанализировать ситуацию, то станет ясно, что с каждым годом доля граждан в достройке домов будет возрастать, т.е. квартиры еще больше подорожают. Вызвано это тем, что программа разработана с учетом цен 2002 года, и рост цен в ней не заложен. Поэтому количество государственных денег не увеличится в связи с инфляцией и платить придется гражданам. Из этого следует, что простым новозыбковцам, живущим на зарплату врача и учителя, квартиру не получить и в будущем.

Можно сделать вывод, что в 90-е годы в Новозыбкове при попустительстве московских властей и, мягко говоря, недальновидности местных были разбазарены миллионы рублей народных денег. И процесс этот продолжается, т.к. незавершенные объекты разрушаются ежедневно. Большинство из них достройке не подлежат и их легче снести. Так недавно поступили с домом из красного кирпича по ул. 307-й дивизии (возле памятника). Эта участь ждет и другие объекты. Но пока можно что-то использовать с них. Поэтому считаю лучшим выходом разобрать коробки зданий и плитами уложить улицы и переулки окраин, утопающие в грязи. А вообще можно сказать, что ликвидация последствий аварии на ЧАЭС у нас проведена крайне бездарно. Думаю, что наилучшим выходом была бы денежная компенсация каждому пострадавшему. Кто хотел, уехал бы и купил квартиру в другом регионе, оставшиеся обустраивались бы здесь на полученные средства. Но большинство новозыбковцев ничего кроме ежемесячных «гробовых» не получили. Зато местная элита понастроила за «чернобыльские» коттеджи и наполучала квартир. В этих условиях издевкой выглядит заявление одного руководителя, что он является главным радетелем интересов новозыбковцев и всех чернобыльцев уже полтора десятка лет.


другие статьи...

другие статьи...
к началу страницы © Автор сайта: Александр Карпов. 2003-2005.
Rambler's Top100