«Маяк»

В ожидании чуда

В.Еременко, «Маяк», 13.04.2004

Вновь и вновь жизнь заставляет нас возвращаться к теме жилищно-коммунального хозяйства. ЖКХ, по сути, нервная система города, малейший сбой в работе которой может привести к полному параличу. И на сегодняшний день эта система тяжело больна и работает на пределе своих возможностей. Где найти лекарства, способные реанимировать жилищно-коммунальный комплекс Новозыбкова, есть ли шанс на выздоровление, какие перспективы у нас в обозримом будущем? Вопросы острейшие, и ответы на них, к сожалению, оптимизма не вызывают. Диагноз, поставленный городу, прост и звучит как приговор: «хроническое безденежье». Для решения всех острых проблем Новозыбковского ЖКХ сегодня надо 1 миллиард 75 миллионов рублей. Выделили муниципальщикам в этом году 32 миллиона, всего лишь 3 процента.

Я не сгущаю краски: город находится на краю пропасти. Проблемы его очевидны: до предела изношены коммуникации, текут крыши многоэтажек; дороги с каждым годом все больше и больше превращаются в стиральные доски. Спустя восемнадцать лет после Чернобыля не завершена газификация города, а, стало быть, в частных домах до сих пор «выдают на гора» беккерели и рентгены маленькие семейные реакторы. Жилищное строительство практически прекратилось, в то же время растет объем ветхого жилья, ремонт которого требует весьма значительных сумм. Экономика города дышит на ладан. Не хватает врачей, молодые не едут в Новозыбков ввиду перечисленных выше причин, опытные по тем же причинам уезжают.

Из всего спектра проблем сегодня вычленю те, которые призвано решать ЖКХ города. Вот они, по степени возрастающей остроты: 1) ветхое жилье; 2) газификация; 3) дороги; 4) ремонт кровель.

Что такое ветхое жилье? Это хибары, построенные в незапамятные времена. Бог знает из чего, Бог знает кем, и оказавшиеся на балансе ЖКХ. В них живут люди, люди, которые обоснованно и регулярно требуют от коммунальщиков проведения ремонта, однако даже не специалисту понятно, что отремонтировать такой дом сложнее (и дороже), нежели построить новый, оттого и жильцы не имеют желания хибару-развалюху приватизировать. В ЖКХ такие, с позволения сказать, дома сочно называют «живопырками». Практически все «живопырки» требуют газификации.

Вообще без газа сегодня 484 квартиры, принадлежащие коммунальному хозяйству. Это значит, что более тысячи новозыбковцев живут в условиях экстремальных: дрова, сжигаемые в печах, завозятся к нам из наших же радиоактивных лесов, сгорая в топке, они значительно увеличивают мощность дозы, получаемой хозяином квартиры и его семьей. Для газификации каждой квартиры требуется примерно 30 тысяч рублей, нетрудно подсчитать, что работы по всем «живопыркам» потянут на 14 с половиной миллионов. Таких денег в бюджете нет. На нынешний год выделены финансы на газификацию всего 25 квартир! С такими темпами еще 20 лет проблема с повестки дня снята не будет. Жильцы 459-ти квартир, до которых «голубое топливо» ныне не дойдет, крайних искать будут среди коммунальщиков. И напрасно. Коммунальная служба заинтересована в больших объемах работы: есть работа — будет и зарплата, будет жить предприятие. Но нет денег у города на газификацию. Не выделяют средств ни область, ни Москва. Горожанам, облучающимся возле собственных печей, остается уповать лишь на чудо.

На чудо можно надеяться и автомобилистам, бьющим свои машины по колдобинам городских дорог. Построенные в восьмидесятые - начале девяностых годов наши дороги были гордостью Новозыбкова. Но, ничто не вечно под луной, как говорил классик. Каждая дорога имеет свой срок эксплуатации. Наши дороги изношены до предела. Более того, срок эксплуатации большинства из них истек давно, но строились они на совесть, и потому все еще держатся. Мне приходилось встречаться с тем, кто строил дороги двадцать лет назад — Валерием Александровичем Лапковичем. Его фирма — «Дорстрой» — еще существует, но поставлена на грань выживания. Мы ходили с ним по ангарам, под завязку забитым уникальной, мощной дорожной техникой. Стальные гиганты стоят законсервированные, блестя смазкой, но... стоят! А налоги на фирму капают и капают, и спасти «Дорстрой», кстати, единственную в области городскую фирму, созданную для строительства дорог, сегодня может опять же только чудо.

Ремонтируют городские улицы сегодня коммунальщики. Ремонтируют тем, чем могут: в основном кирпичным боем. Такой ремонт не способен решить проблемы — это, скорее, можно назвать латанием тришкиного кафтана. Специалисты-дорожники утверждают, что асфальтовое покрытие наших улиц в ближайшие годы будет приходить в негодность сверхбыстрыми темпами — запас прочности дорог исчерпан. Нельзя забывать и о том, что примерно 75 километров городских улочек и проулков вообще не благоустроено, нет там ни песка, ни щебня. Увязающие в грязи жители клянут на чем свет стоит коммунальщиков, а коммунальщики — городской бюджет, выделивший на ремонт дорог 440 тысяч рублей, в то время, как строительство одного километра дорог стоит три с половиной миллиона. Что может помочь сохранить существующие дороги и благоустроить вышеуказанные 75 километров городских улиц? Конечно же, не скверы, стелы, мемориальные доски и велодромы.

Если бы перед ЖКХ стояла какая-то одна проблема, то, пожалуй, сконцентрировав усилия, мобилизовав все возможности, ее можно было бы решить, но, прямо по поговорке, не ходит беда одна. Проблем много и самая острая — бедственное состояние так называемых «мягких» кровель городских многоэтажек. Мягкая кровля вошла в практику жилищного строительства в семидесятые годы. Она была на редкость дешева и легка в монтаже. Гарантия на такую крышу устанавливалась на 15 лет. Однако в нашем случае дома с мягкой кровлей не ремонтировались никогда с момента возведения. В результате ситуация сложилась катастрофическая: сейчас требуется ремонт семидесяти одному дому, это примерно 78 тысяч квадратных метров, причем двадцать домов необходимо ремонтировать срочно, т. е. состояние кровли таково, что дождевая вода льется в квартиры. Понимая проблемы жильцов, руководство ЖКХ включило работы по замене мягкой кровли на шести домах в проект комплексного плана благоустройства на нынешний год. Просили на все 400 тысяч рублей. Не получили ни копейки — в бюджете нет денег! Тенденция прослеживается в последние годы угрожающая и вполне предсказуемая: в 2001 году отремонтирована кровля трех домов, в 2003 — крыша одного, в нынешнем — ничего. Исключением стал 2002 год, тогда коммунальная служба поменяла кровли на 8 зданиях. И еще одна тенденция: если сегодня двадцать домов требуют срочного ремонта, то через год их число неизбежно увеличится, что будет через три, пять лет? Где возьмем средства, земляки? На такой вопрос кто-то заявит: «Мы же за квартиры огромные деньги платим!». Да, платим огромные деньги, но не все мы. Есть категории граждан, получающих субсидию от бюджета, есть льготники, есть просто неплательщики.

Сумма субсидий в месяц составляет 2 миллиона рублей, т. е. 2 миллиона ЖКХ должно получить не от граждан, а от бюджета. О состоянии бюджета мы уже много говорили — пусто там, а потому и коммунальщики не получают оттуда денег за квартплату. На начало апреля задолженность по субсидиям превысила 9 миллионов рублей.

Неплательщики — особая категория горожан. Отчего не платят люди — из крайней бедности или же из вредности — разбираться нет желания. Всего 152 неплательщика зарегистрировано в НЖКХ, причем долги некоторых перевалили за тридцать тысяч рублей. Кстати, с 11 апреля в России вступает в силу закон, по которому граждан, не платящих за жилье более полугода, будут выселять.

Деньги, что платят жильцы, уходят по двум адресам — 30 процентов получает НЖКХ и 70 процентов — предприятие «Муниципальные инженерные сети» (МИС). Таким образом, средства от сбора за квартплату уже не выглядят огромными, способными решить коммунальные проблемы города.

Смертельно больному пациенту врачи не сообщают страшный диагноз. Из гуманности. Сомнительное благо. Должен человек знать, что ждет его завтра. Мы говорим о болезни, поразившей город именно из гуманных соображений, полагая, что новозыбковцы должны иметь четкое и ясное представление, каким будет Новозыбков в ближайшем будущем. Может ли что-то облегчить участь города? По нашему мнению — только чудо. Быть может, наши промышленные гиганты встанут с колен и налоги рекой потекут в бюджет, может, Москва и Брянск найдут возможность материально помочь Новозыбкову, в общем, может быть, произойдет чудо.


другие статьи...

другие статьи...
к началу страницы © Автор сайта: Александр Карпов. 2003-2005.
Rambler's Top100