«Маяк»

Со сцены... за прилавок

С. Ложковая, «Маяк», 14.10.2004

Июль 1917 года... Рушится вся прежняя жизнь. Только отгремели залпы февральской революции. Гибнут в окопах мировой войны земляки. Все кипит и бурлит непредсказуемостью. Три месяца осталось до роковых залпов "Авроры", после которых уже никто и никогда не будет жить как раньше. А в газете "Новозыбковская жизнь", помимо рубрик "Расположение в армии", "Обзор событий", "Хроника" и других, неизменно присутствует "Театр"...

Что такое сценическое искусство для новозыбковца? Да, наверное, очень многое, раз в период мировых и российских катаклизмов горожане шли в летний театр, чтобы посмотреть пьесу "Мадам Сан Жен". А потом критик М. Раисов на страницах газеты подробно разбирал зрелище: "Выдавался своей игрой Г. Аксенов (Наполеон): он ясно передал тип могущественного и деспотичного Цезаря нового времени. Неподражаема была и Г. Кручинина, любимица новозыбковской публики: она вся вошла в свою роль и поняла ее. Но... только в первом действии, узнав о смерти герцога, она слишком пассивно отнеслась к ней: надо было больше участия...". Известно, что в городе существовала театральная мастерская 3. Я. Готгельфа на ул. Долгоруковской в доме Скорнякова. На этой же улице была Варшавская парикмахерская Ф. Н. Станецкого, д. 11 и на пл. Базарной в доме Карпова - театральная парикмахерская И. Н. Юхвица. Представляете, какой был спрос, если эта сфера была так развита?

Е. В. Попова, первый режиссер театра После революции драматическое искусство продолжало привлекать горожан: кружки на предприятиях, репетиции и постановки в красном уголке - это реальность тех лет. А 1930 год ознаменовался созданием профессионального Новозыбковско-Клинцовского колхозно-совхозного драматического театра, он располагался там же, где и сейчас (в ГДК), Советская и современная история драматизации в городе началась с этого коллектива. Именно он формировал вкусы горожан, прививал любовь к сценическому искусству. История поглотила имена некоторых режиссеров: Е. В. Попова (1951 -53 г.), С. А. Матушевский (1951 — 53 г.), Я. В. Яковлев, профессиональный режиссер (1954 г.), Л, В. Емельянов (1956 г.), режиссер из Москвы (а также театральный критик). Пьесы К. Симонова, А. Островского, В. Розова. А. Арбузова, В. Дыховичного, Л. Савельева в воплощении местного театра завораживали новозыбковцев.

В 1959 году по решению правительства в стране создавались первые народные театры, в их числе получил это звание Новозыбковский. 9 октября 1959 года театральный сезон открывается спектаклем "В поисках радости" В. Розова в новом уже статусе как Народный драматический театр. Возглавляет его режиссер Д. Славский. В спектаклях "В поисках радости" (В. Розов) и "Барабанщица" А. Салынского участвуют такие актеры, как М. Айвазов, Л Каминский (директор ДК № 1), Л. Семенова. Этот период любители театра считают судьбоносным: "Спектакли достигают своего высокохудожественного и, можно сказать, профессионального апогея. Характеры в них настолько ярки и подчеркнуты, что, просматривая фотографии, проникаешься в создаваемые образы» (Из книги "ННДТ-40 лет").

Специалисты, знакомясь с фотографиями тех лет, отмечают, что грим у актеров был превосходен, и поэтому у многих возникает вопрос: "Это что, Новозыбковский театр?" А грим создавал Филипп Иванович Радионцев. Много лет он заведовал постановочной частью. Через всю жизнь Филипп Иванович пронес воспоминания о знаменательной встрече с выдающимся советским артистом Н. К. Черкасовым, который в те годы был председателем жюри зонального смотра в Ленинграде. Ф И. Радионцев, Д. Т. Сулоев и Е. И. Шведова показывали отрывок из оперетты "Свадьба в Малиновке". Николай Константинович похвалил исполнителей за самобытность и пожелал творческих успехов.

Значительный вклад в развитие народного театра внес не только артист, но и художник-декоратор Д. Т. Сулоев. "Каждому спектаклю он всегда находил неповторимый зрительный образ. Он умеет создать на сцене нужную атмосферу, скупыми деталями раскрыть характер эпохи, помочь воплощению режиссерского замысла". (Из книги "Новозыбковскому народному театру 40 лет").

Очередным взлетом в истории Новозыбковского театра стали 1963 - 69 годы. Его возглавил И.И. Писаренко, отдавший предпочтение классической драматургии: пьесам А. Островского и Н. Гоголя. А в 1966 году И.И. Писаренко ставит пьесу Е. Яновского "Ярость". Театр приглашают для участия во Всесоюзном фестивале народных театров, там коллектив побеждает в смотре участников 15 союзных республик и как единственный представитель от СССР едет на международный конкурс любительского искусства Ирасков Гронов в Чехословакию. 34 человека во главе с режиссером И. И. Писаренко в августе 1968 года выехали в Чехословакию. Вместе с театром выехал первый секретарь горкома КПСС В. И. Шлык. Вот что он рассказал в газете "Маяк" за 3 сентября 1968 года: «Коллектив должен был выступить на фестивале с двумя спектаклями "Ярость" Е. Яновского и "Женитьба" Н. В Гоголя. Вечером 15 августа коллектив театра провел генеральную репетицию. Наступило долгожданное время постановки нашего спектакля "Ярость". Зал начал заполняться. Не осталось свободного места ни в партере, ни на балконах. Гаснет свет. Раздаются уже ставшие знакомыми позывные фестиваля. Прожектор осветил среднюю часть авансцены, где стояли наш режиссер Писаренко и переводчик. Краткие слова приветствия, выражающие дружбу, покрылись бурными аплодисментами. Без переводчика до всех дошли русские слова, затем медленно раздвигается занавес. Яркий свет выхватывает огромное, во всю сцену красное полотнище знамени, на котором огромные буквы образуют слово "Ярость". Медленно поднимается полотнище и открывается картина первого действия... Но вот финал пьесы. Весь зал восторженно приветствует наших артистов. Долго не смолкают аплодисменты, зрители несколько раз вызывают на сцену весь состав театра. От волнения у многих в зале и на сцене выступили слезы. Но уже через час наши артисты должны показать второй спектакль "Женитьба" Н. Гоголя. За этот час надо было сменить декорацию, перегримироваться, переодеться и перевоплотиться в совершенно непохожие роли. <...> Несмотря на нервную перенапряженность и физическую усталость, спектакль "Женитьба" прошел успешно. Коллектив Новозыбковского театра выполнил свою задачу. Из двух дипломов присужденных коллективам, по решению жюри, один вручен нашему народному театру».

Е.Коротенко с группой актеров 23 года (1970 - 93) возглавлял народный театр Е. К. Коротенко, выпускник режиссерского отделения Московского государственного института культуры. В это время в театр вливается большая группа молодежи. При театре работает агитационно-художественная бригада, в ней используются куклы. К 60-летию Октябрьской революции Е. К. Коротенко совместно с московским драматургом А. Кравцовым пишет пьесу "Сотворение легенды" — о гражданской войне и становлении советской власти в Новозыбкове. Спектакль стал лауреатом Всероссийского смотра. С сентября 1978 по апрель 1979 года Е. Коротенко проходит практику-стажировку при Государственном центральном театре кукол С. В. Образцова. Режиссера приглашают в Брянск возглавить театр кукол, но он отказывается, продолжая работу в народном театре. В 1993 году Е. К. Коротенко пишет пьесу "Материнское сердце", которая становится его последней постановкой. Незадолго до смерти Евгений Коротенко получил звание "Заслуженный работник культуры".

Новый, сложный и интересный начинается этап с приходом нового режиссера И. Пьяных. При всем творческом богатстве традиций театр находится в плачевном состоянии: угасает зрительский интерес, материальная база сведена на нет. Весь культурный слой не только города, но и страны находится в ужасающем материальном положении. В этот непростой период обновляется коллектив, постепенно "из бабушкиных сундуков" и путем "сделай сам" создается заново материальная база.

И. И. Пьяных 11 лет Игорь Иванович радовал зрелых и юных зрителей своим творчеством. Жанровое разнообразие постановок поражало самых искушенных зрителей: от авангардных пьес Э. Ионеско и Ж. Ануя до А. Чехова и А. Пушкина, В. Гюго, М. Булгакова. От постановок со многими актерами до моноспектакля по пьесе Ж. Кокто. И, конечно, как результат труда, любви к своему делу последовал успех, не только признание новозыбковским зрителем, но и российским:

  • 1995 год - детская студия участвует во Всесоюзном конкурсе детских театров (г. Калуга) и становится дипломантом конкурса.
  • 2001 год - "Роза мира" едет на Всероссийский фестиваль театральных коллективов. Юные артисты из Новозыбкова награждены сразу в трех номинациях: ребята стали лауреатами фестиваля, И. И. Пьяных награжден за лучшую режиссуру, коллектив, представивший пьесу "Василиса Прекрасная", получил приз зрительских симпатий.
  • 2001 год - театр приглашен на Всероссийский фестиваль в Кострому "Успех-2001". Новозыбков стал дипломантом фестиваля (их было три: Новороссийск, Сургут, Новозыбков). Также получен приз за самый красивый спектакль Ж. Кокто «Человеческий голос». Режиссер привез благодарственное письмо в адрес администрации г. Новозыбкова.
  • 2002 год - "Роза мира" становится участником 8-го Всероссийского фестиваля детских театров "Калужские театральные каникулы". Коллектив со спектаклем "Проделки Эмиля" получил диплом за лучшую сценографию и костюмы, 10-летний Роман Магоня — приз за лучшую мужскую роль, а 6-летняя Аня Карпенко - за лучшую женскую. И опять в областной центр и в Новозыбков прибыли благодарственные письма от Министерства культуры РФ.
Все эти успехи, безусловно, не только повышали престиж нашего маленького городка, "затерявшегося" в глубине России, но и давали возможность маленьким и взрослым артистам прорваться на иной уровень, почувствовать свою значимость, нужность, остроту жизни, вырваться из нашей "зоны", для общения с другими творческими людьми страны.

2003 год поднял народный театр Новозыбкова на иную высоту. Режиссер Игорь Иванович Пьяных стал инициатором международного фестиваля любительских театров на нашей земле. Под этот проект получен грант из Брянска. Материально помогли отделы при горадминистрации (по работе с молодежью и культуры). Праздник сценического искусства удался. Три дня новозыбковцы смотрели спектакли коллективов из Брянска, с Украины и из Беларуси и, конечно, земляков. Результат превзошел все ожидания: главный приз получила "Роза мира" за спектакль "Стеклянный зверинец" (Т. Уильямс), а также награду "За лучшую женскую роль" — наша актриса О. Богданова. Общение с заслуженными артистами России, с театралами из братских стран, мастер-классы с профессионалами надолго всколыхнули творческое настроение у артистов и их зрителей.

Июнь 2004 года ознаменовался II международным фестивалем любительских театров. Горький хлеб волнений, репетиций, материальных проблем сменился шквалом успеха, аплодисментами, радостью, что уровень действа с каждым годом становится все выше. Призы уехали по все славянские страны и 4 из них остались на Новозыбковщине ("Приз зрительских симпатий", "За лучшую эпизодическую роль", "За лучшую мужскую роль", "За лучшую режиссуру и сценографию").

Казалось, чего еще желать? Коллектив новозыбковского народного драматического театра во главе с режиссером И. Пьяных к дате своего 45-летия, а оно должны было праздноваться в этом месяце, всячески обласкан славой, вниманием и успехом. К замечательной дате готовилась праздничная программа со спектаклем "Сон императрицы". И все разрушилось... Почему? Наверное, потому, что за кулисами все несколько менее привлекательно, чем на сцене.

Справедливо говорил А. С. Пушкин: "Без спокойствия ничего не напишешь". Гениальный поэт это понимал: для творчества нужны условия. Но не ладились уже два года отношения у Игоря Ивановича с непосредственным начальством. После первого выговора режиссер в сентябре написал заявление об уходе: "Я не стал дожидаться, когда меня уволят по статье", — сказал Игорь Иванович журналистам. Теперь Игоря Ивановича можно увидеть на рынке за прилавком. Надо же кормить семью. Очень бы не хотелось лезть в дрязги и делать поспешные выводы о том, кто виноват в этой ситуации. И тем не менее, на мой взгляд, разбрасываться творческими людьми нельзя. Бытовавшая фраза с советских времен: "Незаменимых не бывает", - ошибочна по сути. Так можно и "пробросаться" людьми. Да, ушел режиссер, покинули сцену местные артисты (50 человек). С 1 октября назначен новый руководитель театра А. Б. Кочетов, выпускник Московского института культуры. Сейчас он набирает свою труппу, хотя не против того, чтобы вернулись прежние актеры. Прежние же хотят творить в сработанном составе.

Игорь Иванович ушел из театра в расцвете своего творчества, но покинул коллектив не по своей воле. "Мне стыдно смотреть детям в глаза, хотя и не я все развалил", — говорит он.

Недавно И. И. Пьяных предложили рассмотреть вариант создания в Новозыбкове ТЮЗа, то есть продумать штатное расписание и другую материальную часть для профессионального театра. Мысль-то это отличная. Ее еще лелеял режиссер Коротенко, но не реализовал. Но возможно ли это в наших условиях? По самым скромным подсчетам, данный некоммерческий проект влетит в большую "копеечку". Ведь театр не может быть без худрука, художника, заведующего постановочной частью, костюмера и рабочего. Актерский состав должен формироваться на договорной основе. Не может быть театра без технических средств, освещения, звуковой аппаратуры, а народный театр до сих пор осуществлял свои постановки с помощью техники 1959 года, нужен и транспорт - выезжать на спектакли по району. А аренда помещения? Что говорить?.. Ведь даже если Брянский областной театр на дотации, если Большой театр сам себя не окупает, то разве можно рассчитывать, что наш выдюжит?

Хотелось бы, чтобы вся эта неприглядная ситуация с народным театром разрешилась прилично и благородно, потому что его история достойна этого. Актер, художник-оформитель Новозыбковского театра, мудрый человек Д. Т. Сулоев в период расцвета сказал: "Провинция стоит того, чтобы здесь люди жили и верили бы в добро, а не "переживали" через "провинциализм".


другие статьи...

другие статьи...
к началу страницы © Автор сайта: Александр Карпов. 2003-2005.
Rambler's Top100