«Маяк»

Лесные жители

В. Шнейдер, «Маяк», 3.02.2005

Вспомните, уважаемые читатели, школьные уроки природоведения в начальных классах. Учительница спрашивает у ребят: "Кто живет в лесу, кто живет в пруду?..". А дети бойко отвечают, называя различных животных и рыб. Так было раньше. Наступивший XXI век начал менять наши представления о, казалось бы, твердо устоявшихся взглядах на окружающий мир. Теперь в лесах живут не только звери и птицы, но и... люди!

Конечно, случаи ухода представителей Homo sapiens в лесные дебри по каким-то причинам нам были известны и раньше. Всем понятна история с семьей Лыковых, которая скрывалась от властей. Но это было давно и очень далеко от Новозыбкова. А сейчас начинают заселять леса вокруг Новозыбкова. Но давайте обо всем по порядку.

Вечером 22 января в приют поступил мальчик - Кирилл Владимирович Осипков, 1998 года рождения. Доставил его инспектор по делам несовершеннолетних - Сергей Вадимович Марфенков. Он рассказал, что во время обхода леса в районе "Зари" один из лесничих нашел землянку, в которой проживает семья с маленьким ребенком. Получив это сообщение, работники милиции выехали на указанное место и забрали малолетнего Кирилла. Сергей Вадимович также описал землянку как довольно основательное сооружение с кирпичной печкой в углу. Проживающая там семья насчитывала четыре человека - с мальчиком проживали отец и мать, взрослая девушка, вроде бы двоюродная сестра. По долгу службы инспектор должен был внимательно изучить быт и условия жизни. А они у малолетнего были довольно суровые: вместо кровати нары, подземелье освещалось керосинкой, из пищи в наличии был гороховый суп и полбанки какао.

С.В.Марфенков указал нам примерное расположение землянки, т.к. точно знал ориентиры только лесничий. Напомню, что милиция забирала мальчика уже поздно вечером.

Посетили мы и приют, чтобы подробнее узнать о быте лесных жителей от самого мальчика. Но вначале о Кирилле Осипкове нам рассказала специалист по социальной работе Т.В.Осипенкова. Выяснилось, что несмотря на то, что мальчику скоро семь лет, по физическому развитию он, скорее, соответствует пятилетнему. Одет по прибытии он был хотя и в грязную, но теплую одежду. В карман за словом Кирилл не лезет, очень любит декламировать стихи, большинство слов в которых литературными назвать нельзя.

Конечно, попросили у руководителя приюта побеседовать и с самим мальчиком. Вначале Кирилл отвечал односложно, но потом разговорился. И перед нами предстала картина жизни семьи в лесу. В землянке было постоянно холодно, топили легко срубаемыми кустами или небольшими деревьями. Питались в основном бульбой, макаронами и горохом. Родители ходили почти каждый день на работу - на свалку. Приносили оттуда одежду, игрушки. Видимо, находилось там что-то и более ценное, что можно было продать и купить съестное (те же макароны).

Такое понятие, как санитарная гигиена, у лесных жителей, видимо, не в почете. По словам мальчика, умывался и купался он в снегу, зубную щетку впервые увидел в приюте. Да и вода для приготовления пищи бралась из водоема или использовали снег.

Как же появилась жилая землянка под Новозыбковом? Кирилл рассказал, что выкопали ее мама и папа, когда жить было негде. До этого жили на Дедовском (Внуковичская сельская администрация), но из заброшенного дома "выгнал хозяин". Вот и пришлось семье искать этой осенью приют в лесу.

Конечно, мы решили найти жилую землянку. Для этого выехали в район поселка Заря и по ориентирам, данным милицией, начали поиски. Но мощный снегопад засыпал все лесные тропинки и дорожки. Лишь охотничьи следы показывали, что люди здесь ходят. Выбрав наиболее протоптанную, группа "Маяка" углубилась в лес. После снегопада все вокруг было как будто в серебре. Но любоваться красотами было тяжело - снег доходил почти до колена. В таких погодных условиях найти в лесу землянку, в которой никогда не был, почти невозможно. Но тому, что люди активно используют пригородные леса в различных целях, доказательства мы нашли. В сотнях метров от дороги стоит столик и лавочка, подъехать туда невозможно: кто соорудил, для каких целей?..

Шагая по охотничьим тропам, мы довольно скоро убедились, что без проводника землянку не найти - не для того люди в лесу прячутся, чтобы легко их обнаружили. Да и в снегопад лесные жители, видимо, не спешили покидать убежище. Но мы обязательно их найдем, чтобы рассказать читателям "Маяка" о причинах, заставивших семью поселиться в лесу, подробнее о быте и проблемах жителей землянки. Поэтому смотрите внимательнее ближайшие номера "Маяка".


«Маяк»

Лесные жители-2

В. Шнейдер, «Маяк», 8.02.2005

Сегодня, уважаемые читатели, мы, как и обещали, продолжим рассказ о жителях леса под Новозыбковом. Прочитав статью "Лесные жители или дети подземелья XXI века" в "Маяке" за 3 февраля, вы уже знаете, что в январе в приют поступил мальчик Кирилл Осипков, 1998 года рождения, который до этого проживал в землянке в районе поселка Заря. Кроме того, мы уже рассказали о нашей беседе с сотрудниками милиции, приведшими ребенка в приют, и с самим Кириллом, по словам которого у нас и сложились общие впечатления о жизни в землянке.

Первая попытка найти семью мальчика в лесу успехом не увенчалась - непрекращающийся снег, глубокие сугробы и неточная ориентировка помешали сотрудникам "Маяка" достичь цели.

Тогда мы обратились к леснику Новозыбковского лесничества Владимиру Александровичу Мешакову. Благодаря его помощи мы рассказываем о лесных жителях.

Итак, утром, 4 февраля, журналистский десант выехал в район урочища Людковские пески, где и была обнаружена землянка. Первое наше впечатление от увиденного жилища - удивление. Казалось, что здесь должны обитать опустившиеся люди и таким же будет их место обитания. Но перед нами предстало хорошо оборудованное, сделанное на совесть жилье. Надземная часть землянки была из цельных рубленых бревен, над крышей возвышалась труба, из которой шел дым. Приятное впечатление складывалось еще во многом и потому, что недавно выпавший снег скрывал все результаты жизнедеятельности человека.

Вскоре из землянки показалась и хозяйка. Женщина представилась - Любовь Ивановна Белокопытова. Она подтвердила, что является матерью Кирилла Осипкова. Кроме нее, в землянке находился, как она представила, сожитель - Михаил Васильевич Ткачев.

Мы сразу решили выяснить, как так получилось, что целая семья живет в лесу, да еще и в землянке. Л.И.Белокопытова рассказала, что проживала в общежитии по ул. Ломоносова, 16-г, но по семейным обстоятельствам выехала в район, закрыв комнату. Как она утверждает, все коммунальные платежи оплачивала вовремя. До сих пор она и ребенок там официально прописаны. Однако, вернувшись, гражданка Белокопытова в свою комнату попасть не смогла - там жили другие. Она ходила по всем инстанциям, несколько раз была у главы города. Но обещания чиновников исполнялись медленнее, чем наступали холода. Поэтому семья была вынуждена поселиться в лесу, в землянке, которую и вырыл Михаил Ткачев.

На мой вопрос, как же она могла шестилетнего ребенка поселить в лесу, Л.М.Белокопытова ответила: "Ему здесь лучше было, здесь он не болел, а в приюте уже сопли потекли". Напомню, что сам Кирилл рассказывал о том, как умывался исключительно снегом. Есть у этой мамы еще один сын, который находится на обучении в Унече.

Сейчас никто из обитателей землянки не работает. Л.Белокопытова ранее работала уборщицей в больнице, в школе и на рынке. М.В.Ткачев трудился в колхозе, в котором сейчас "ловить уже нечего". Чем же живут эти люди? На что содержали ребенка? Ответ во многом был на поверхности. Лето и осень они собирали ягоды и грибы, продавали жителям. Кстати, это подтвердили и живущие на окраине горожане. Часто видели и лесники мать с Кириллом во время сбора "урожая". Сейчас Л.Белокопытова с М.Ткачевым на свалке собирают цветнину.

Во время посещения землянки милиция застала здесь еще и молодую девушку. Ее хозяева назвали подружкой, которая гостила.

После этого мы решились осмотреть жилище, где можно еще и гостей принимать. Помещение и правда было относительно просторное: две кровати (если так можно назвать нары), стол и печка, в которой уютно потрескивали дрова. В землянке довольно тепло. Осматривая это жилье, я поймал себя на мысли, что если убрать находившийся здесь приемник, то такой кров могли иметь и древние славяне. Так что достижения цивилизации для некоторых жителей Новозыбкова никак не отразились на их жизни.

Уходя, мы спросили, долго ли семья будет жить в таких условиях. Л.Белокопытова ответила, что до тех пор, пока не вернут ее законное жилье. Поэтому, сколько будет ребенок жить в приюте, а его родители под землей, зависит от новозыбковских властей.


другие статьи...

другие статьи...
к началу страницы © Автор сайта: Александр Карпов. 2003-2005.
Rambler's Top100